Рабочая программа по информатике для 10 класса

Категория: Информатика

Рабочая программа        

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 10 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО»


РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Руководитель


____________________


протокол


№____от_______20__ г.

 



СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР


_______________________


«_____»______________20_ г.







УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «СОШ имени А.М.Горького»


_____________Т.Н.Литвиненко


Приказ №


от«_____»_____________20_ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

для 10 класса

на 2016-2017 учебный год





Составил: учитель информатики

Костин
Александр Владимирович












г. Карачев

2016-2017 учебный год

I. Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» разработана на основе следующих документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312);

2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889);

3. Основной общеобразовательной программы общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького».

Количество часов: 70. Количество часов в неделю – 2.

Контрольные работы: 3.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить и создавать программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание своей деятельности чувства ответственности за использование результатов своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией права и законные потребности граждан;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области информатики и информационно-коммуникационных технологий и предназначена для учащихся средней (полной) школы (10 класса).

При составлении рабочей программы учитывался базисный учебный план школы, в соответствие с которым, на изучение курса информатики и ИКТ в 10 классе отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).

Замечания: В раздел «Программирование» из резервных уроков обобщения материала добавлен дополнительный час.


II. Содержание предмета из ФГОС


Введение – 1 час

Цели и задачи изучения курса информатики в 10-11 классах, составные части предметной области информатики.

Информация – 15 часов

Три философские концепции информации, понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации.

Язык представления информации; какие бывают языки. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации, примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо, понятия «шифрование», «дешифрование».

Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации, определение бита с алфавитной точки зрения, связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов), связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с позиции содержания сообщения

Основные принципы представления данных в памяти компьютера, представление целых чисел, диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком, принципы представления вещественных чисел.

Способы кодирования текста в компьютере, способы представление изображения; цветовые модели, в чем различие растровой и векторной графики, способы дискретного (цифрового) представление звука.

Практические работы

1. Шифрование данных.

2. Измерение информации.

3. Представление чисел.

4. Представление текстов. Сжатие текстов.

5. Представление изображения и звука.

Контрольные работы

1) Информация

Информационные процессы – 14 часов.

История развития носителей информации, современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики, модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи, основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, понятие «шум» и способы защиты от шума.

Основные типы задач обработки информации, понятие исполнителя обработки информации, понятие алгоритма обработки информации.

«Алгоритмические машины» в теории алгоритмов, определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной, устройство и система команд алгоритмической машины Поста.

Этапы истории развития ЭВМ, неймановская архитектура ЭВМ, использование периферийных процессоров (контроллеров), архитектура персонального компьютера, основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Практические работы

6. Управление алгоритмическим исполнителем.

7. Автоматическая обработка данных

Контрольные работы

2) Информационные процессы

Программирование – 35 часов

Этапы решения задачи на компьютере, исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя, возможности компьютера как исполнителя алгоритмов, система команд компьютера, классификация структур алгоритмов, основные принципы структурного программирования.

Система типов данных в Паскале, операторы ввода и вывода, правила записи арифметических выражений на Паскале, оператор присваивания, структура программы на Паскале

Логический тип данных, логические величины, логические операции, правила записи и вычисления логических выражений, условный оператор IF, оператор выбора selectcase.

Различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием, различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом, операторы цикла while и repeat – until, оператор цикла с параметром for, порядок выполнения вложенных циклов.

Понятие вспомогательного алгоритма и подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций, правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Правила описания массивов на Паскале, правила организации ввода и вывода значений массива, правила программной обработки массивов.

Правила описания символьных величин и символьных строк, основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

Практические работы

8. Программирование линейных алгоритмов.

9. Программирование логических выражений.

10. Программирование ветвящихся алгоритмов.

11. Программирование циклических алгоритмов.

12. Программирование с использованием подпрограмм.

13. Программирование обработки одномерных массивов.

14. Программирование обработки двумерных массивов.

15. Программирование обработки строк символов.

16. Программирование обработки записей.

Контрольные работы

3) Программирование.


III. Планируемые предметные результаты


В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:

знать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначения и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентация в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.


IV. Тематическое планирование


урока

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения урока

Виды,

формы

контроля.

Дом. задание

Примечание

планируемая

фактическая


Раздел 1. Введение

1






1

Техника безопасности и организация рабочего места.

1



лекция




Раздел 2. Информация

15






2

Информация

1



Комбинир.

§1, вопросы и задания к параграфу


3

Представление информации

1



Комбинир.

§2, вопросы и задания к параграфу


4

Кодирование информации. Решение задач на шифрование данных.

Практическая работа №1 «Шифрование данных» (Практикум работа 1.1, задание 1-3, 6-7)

1



Комбинир.

Практикум работа №1.1 задание № 8, 9, 10, 11, 12


5

Измерение информации. Алфавитный подход.

1



Комбинир.

§ 3, вопросы к параграфу


6

Измерение информации. Содержательный подход. Решение задач на измерение информации. Практическая работа № 2 «Измерение информации» (Практикум работа 1.2)

1



Комбинир.

§ 4, вопросы к параграфу 1-7.


7

Решение задач на измерение информации. Практическая работа № 2 «Измерение информации» (Практикум работа 1.2)

1



Комбинир.

§ 4, вопрос к параграфу 8.


8

Решение задач на измерение информации. Практическая работа № 2 «Измерение информации» (Практикум работа 1.2)

1



Комбинир.

§ 4, вопрос к параграфу 9.


9

Представление чисел в компьютере. Целые числа

1



Комбинир.

§5, вопросы к параграфу 1-3


10

Представление целых чисел в компьютере. Решение задач на системы счисления. Практическая работа № 3 «Представление чисел» (Практикум работа 1.3)

1



Комбинир.

§5, вопросы к параграфу 1-3


11

Вещественные числа

1



Комбинир.

§5, вопросы к параграфу 4-6


12

Представление вещественных чисел в компьютере Решение задач на системы счисления. Практическая работа № 3 «Представление чисел» (Практикум работа 1.3)

1



Комбинир.

§5, вопросы к параграфу 4-6


13

Представление текста в компьютере. Практическая работа № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов». Техника безопасности. (Практикум работа 1.4)

1



Комбинир.

§6, вопросы к параграфу 1-2


14

Представление изображения в компьютере Практическая работа № 5 «Представление изображения и звука». Техника безопасности. (Практикум работа 1.5)

1



Комбинир.

§6, вопросы к параграфу 3-7


15

Представление звука в компьютере Практическая работа № 5 «Представление изображения и звука». Техника безопасности. (Практикум работа 1.5)

1



Комбинир.

§6, вопросы к параграфу 8-10


16

Контрольная работа №1 по теме «Информация»

1



Контр. работа




Раздел 3. Информационные процессы

14






17

Хранение и передача информации

1



Комбинир.

§7 – 8, вопросы и задания к параграфам


18

Обработка информации

1



Комбинир.

§9, вопросы к параграфу 1-3


19

Алгоритмы. Практическая работа № 6«Управление алгоритмическим исполнителем». Техника безопасности. (Практикум работа 2.1, зад. 1-3)

1



Комбинир.

§9, вопросы к параграфу 4-5


20

Алгоритмы. Практическая работа № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем». Техника безопасности. (Практикум работа 2.1, зад. 4-5)

1



Комбинир.

§9, вопросы к параграфу 6


21

Автоматическая обработка информации.

Свойства алгоритмической машины.

1



Комбинир.

§10, вопрос к параграфу 1


22

Автоматическая обработка информации. Алгоритмическая машина Поста.

1



Комбинир.

§10, вопрос к параграфу 2


23

Автоматическая обработка информации. Практическая работа № 7 «Автоматическая обработка данных»

Техника безопасности. (Практикум работа 2.2)

1



Комбинир.

§10, вопрос к параграфу 3


24

Автоматическая обработка информации. Практическая работа № 7 «Автоматическая обработка данных» Техника безопасности. (Практикум работа 2.2)

1



Комбинир.

§10, вопрос к параграфу 4


25

Информационные процессы в компьютере

1



Комбинир.

§11, вопросы к параграфу 1-7


26

Архитектура ненеймановских вычислительных систем

1



Комбинир.

§11, вопросы к параграфу 8-11


27

Проект: выбор конфигурации компьютера. (Практикум работа 2.3)

1



Комбинир.

Практикум работа 2.3


28

Проект: выбор конфигурации компьютера. (Практикум работа 2.3)

1



Комбинир.

Практикум работа 2.3


29

Проект: выбор конфигурации компьютера. (Практикум работа 2.3)

1



Комбинир.

Практикум работа 2.3


30

Контрольная работа №2 по теме «Информационные процессы»

1



Контр. работа




Раздел 4. Программирование

36






31

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов.

1



Комбинир.

§12-13, вопросы к параграфам


32

Структурное программирование.

1



Комбинир.

§14, вопросы к параграфу


33

Элементы языка Паскаль и типы данных

1



Комбинир.

§15, вопросы к параграфу


34

Операции, функции, выражения. Практическая работа № 8 «Программирование линейных алгоритмов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.1, задания 1 уровня)

1



Комбинир.

§16, вопросы к параграфу


35

Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Практическая работа № 8 «Программирование линейных алгоритмов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.1, задания 2 уровня)

1



Комбинир.

§17, вопросы к параграфу


36

Логические величины, операции, выражения.

1



Комбинир.

§18, вопросы и задания к параграфу


37

Логические величины, операции, выражения. Практическая работа № 9 «Программирование логических выражений». Техника безопасности. (Практикум работа 3.2)

1



Комбинир.

§18, вопросы и задания к параграфу


38

Программирование ветвлений. Практическая работа № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.3)

1



Комбинир.

§19, вопросы и задания к параграфу


39

Пример поэтапной разработки программы решения задачи

1



Комбинир.

§20 вопросы и задания к параграфу


40

Программирование циклов

1



Комбинир.

§21 вопросы и задания к параграфу


41

Программирование циклов.Практическая работа № 11 «Программирование циклических алгоритмов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.4 Циклы с заданным числом повторений)

1



Комбинир.

§21 вопросы и задания к параграфу


42

Вложенные и итерационные циклы. Практическая работа № 11 «Программирование циклических алгоритмов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.4 Итерационные циклы)

1



Комбинир.

§22 вопросы и задания к параграфу 1-2


43

Вложенные и итерационные циклы Практическая работа № 11 «Программирование циклических алгоритмов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.4 Итерационные циклы)

1



Комбинир.

§22 вопросы и задания к параграфу 3-4


44

Вложенные и итерационные циклы Практическая работа №11 «Программирование циклических алгоритмов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.4 Циклы при обработке целых чисел)

1



Комбинир.

§22 вопросы и задания к параграфу 5


45

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

1



Комбинир.

§23 вопросы и задания к параграфу 4


46

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Практическая работа № 12 «Программирование с использованием подпрограмм». Техника безопасности. (Практикум работа 3.5, задание 1)

1



Комбинир.

§23 вопросы и задания к параграфу 5


47

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Практическая работа № 12 «Программирование с использованием подпрограмм». Техника безопасности. (Практикум работа 3.5, задание 2)

1



Комбинир.



48

Массивы

1



Комбинир.

§24, вопросы и задания к параграфу 1-5


49

Массивы. Практическая работа № 13 «Программирование обработки одномерных массивов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.6)

1



Комбинир.



50

Массивы. Практическая работа № 13 «Программирование обработки одномерных массивов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.6)

1



Комбинир.



51

Типовые задачи обработки массивов

1



Комбинир.

§26, вопросы и задания к параграфу 1-3


52

Типовые задачи обработки массивов Практическая работа № 14 «Программирование обработки двумерных массивов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.7)

1



Комбинир.

§26, вопросы и задания к параграфу 4-5


53

Типовые задачи обработки массивов Практическая работа № 14 «Программирование обработки двумерных массивов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.7)

1



Комбинир.

§26, вопросы и задания к параграфу 6-7


54

Типовые задачи обработки массивов Практическая работа № 14 «Программирование обработки двумерных массивов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.7)

1



Комбинир.

§26, вопросы и задания к параграфу 8


55

Организация ввода-вывода данных с использованием файлов

1



Комбинир.

§25, вопросы и задания к параграфу 1-3


56

Организация ввода-вывода данных с использованием файлов.Решение задач на организацию ввода-вывода данных с использованием файлов Техника безопасности

1



Комбинир.

§25, вопросы и задания к параграфу 4-5


57

Организация ввода-вывода данных с использованием файлов Решение задач на организацию ввода-вывода данных с использованием файлов. Техника безопасности

1



Комбинир.

§25, вопросы и задания к параграфу 6


58

Работа с символьной информацией

1



Комбинир.

§27, вопросы и задания к параграфу 1-4


59

Работа с символьной информацией Практическая работа №15 «Программирование обработки строк символов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.8)

1



Комбинир.

§27, вопросы и задания к параграфу 5-6


60

Строки символов

1



Комбинир.

§28, вопросы и задания к параграфу 1-8


61

Строки символов Практическая работа №15 «Программирование обработки строк символов». Техника безопасности. (Практикум работа 3.8)

1



Комбинир.

§28, вопросы и задания к параграфу 9-11


62

Комбинированный тип данных

1



Комбинир.

§29 вопросы и задания к параграфу 1-3


63

Комбинированный тип данных

1



Комбинир.

§29 вопросы и задания к параграфу 4


64

Комбинированный тип данных. Практическая работа № 16 «Программирование обработки записей».Техника безопасности. (Практикум работа 3.9)

1



Комбинир.

§29 вопросы и задания к параграфу 5


65

Комбинированный тип данных. Практическая работа № 16 «Программирование обработки записей».Техника безопасности. (Практикум работа 3.9)

1



Комбинир.

§29 вопросы и задания к параграфу 6


66

Контрольная работа №3 по теме «Программирование»

1



Контр. работа



67, 68, 69, 70

Обобщение пройденного материала

4



Комбинир.




V. Литература и средства обучения


1 Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 264 с.: ил.

2 Информатика. УМК для старшей школы: 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. —Эл. изд. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. —86 с. : ил.

3 Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1 Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

4 Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2 Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

5 http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

6 http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

7 http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

8 http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

9 http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

10 http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов







Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас