СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 7 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа         

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 7 класса»


РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Руководитель

А.Ю. Бударина


____________________


протокол


№____от___________20__г.

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УМР

Т.И. Щепилина



_______________________




«_____»_____________20__ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «СОШ имени А.М.Горького»


_____________С.А. Иванова


Приказ №


от «_____»____________20__ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

для 7 класса

на 2017-2018 учебный год





Составил: учитель
информатики Костин
Александр Владимирович

















г. Карачев

2017-2018 учебный год

I. Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу информатики и ИКТ разработана на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897);

2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889);

3. Основной общеобразовательной программы общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»;

Количество часов: 35. Количество часов в неделю – 1.

Практические работы: 16 часов.

 Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Настоящая учебная программа представляет собой часть образовательной области информатики и ИКТ и предназначена для учащихся основной школы (7 класса).

При составлении рабочей программы учитывался примерный базисный учебный план школы, в соответствие с которым, на изучение курса информатики и ИКТ в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

II. Содержание предмета из ФГОС


  1. Введение в предмет 1 ч.

Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

  1. Человек и информация 4 ч (3+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера.

Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода

информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране директорию диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление,

переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  1. Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль,

поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  1. Графическая информация и компьютер 7 ч (3+4)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню

инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.


III. Планируемые предметные результаты


Предметные результаты ФГОС

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры

1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

  1. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства

2.1. Формирование представления о понятии информации и ее свойствах

2.2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах

2.3. Формирование представления о понятии модели и ее свойствах

  1. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической

3.1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя

3.2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.

3.3. Формирование знаний о логических значениях и операциях

3.4. Знакомство с одним из языков программирования

  1. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

  1. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


IV. Календарно-тематическое планирование


урока

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения урока

Виды,

формы

контроля.

Примечание

Дом. зад.

планируемая

фактическая

1

Введение в предмет.

Техника безопасности.

1





Комбиниров.




Раздел 1. Человек и информация

4








2

Информация и знания. Восприятие и представление информации.

1





Комбиниров.


§1.

§ 2.

3

Информационные процессы. Поиск информации. Измерение информации. Информационный вес символа. Единицы информации.

1





Комбиниров.


§3. §4.

4

Практическая работа №1: «Освоение клавиатуры»

1





Комбиниров.


Глава 1

5

Контрольная работа №1 по теме: Человек и информация.

1





К/р




Раздел 2. Первое знакомство с компьютером

6








6

Назначение и устройство компьютера: данные и программы; принципы Фон Неймана. Компьютерная память: носители и устройства внешней памяти; магистральный принцип взаимодействия устройств ПК.

1





Комбиниров.


§5. §6.

7

Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики ПК: Микропроцессор, внутренняя память, внешняя память.

1





Комбиниров.


§7. §8.

8

ПО компьютера.

1





Комбиниров.


§9. §10

9

Файлы и файловая структура: имя файла; логические диски; путь к файлу.

Практическая работа №2: Создание файла, работа с файлами и папками

1





Комбиниров.


§11.

10

Пользовательский интерфейс.

Практическая работа №3: Знакомство с операционной системой Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними.

1





Комбиниров.


§12.

11

Практическая работа №4: Работа с группами файлов. Поиск файлов на диске.

1





Комбиниров.




Раздел 3. Текстовая информация и компьютер

9





Комбиниров.



12

Тексты в компьютерной памяти. Гипертекст.

1





Комбиниров.


§13.

13

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Шрифты и начертания. Форматирование текста. Работа с фрагментом текста. Печать документа.

1





Комбиниров.


§14. §15.

14

Практическая работа №5: Редактирование готового текста.

1





Комбиниров.



15

Практическая работа №6: Набор и редактирование текста.

1





Комбиниров.



16

Практическая работа №7: Форматирование текста. Работа со шрифтами. Поиск и замена текста.

1





К/р



17

Практическая работа №8: работа с формулами.

1





Комбиниров.



18

Дополнительные возможности текстовых процессоров

Системы перевода и распознавания текста. Программы-переводчики. Сканирование машинописного и рукописного текста.

1





Комбиниров.


§16.

§17.

19

Практическая работа №9: Сканирование и распознавание текста Форматирование и редактирование текста. Использование дополнительных возможностей.

1





Комбиниров.


Глава 3

20

Контрольная работа №2 по теме: Текстовая информация и компьютер.

1





К/р




Раздел 4. Графическая информация и компьютер

7








21

Компьютерная графика. Виды графики.

Технические средства компьютерной графики: монитор, видеопамять и дисплейный процессор, устройства ввода изображения в компьютер.

1





Комбиниров.


§18.

§19.

22

Растровая и векторная графика. Как кодируется изображение.

1





Комбиниров.


§20.

§21.

23

Практическая работа №10: Интерфейс графического редактора. Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения.

1





Комбиниров.



24

Практическая работа №11: Поворот и отображение рисунка. Работа с текстом в графическом редакторе.

1





Комбиниров.



25

Практическая работа №12: Работа с изображением в растровом редакторе.

1





Комбиниров.



26

Практическая работа №13: Итоговая работа в растровом редакторе.

1





Комбиниров.


Глава 4

27

Контрольная работа №3: Итоговая работа в растровом редакторе.

1





К/р




Раздел 5. Технология мультимедиа

6








28

Понятие мультимедиа. Области использования.

Компьютерные презентации. Виды презентаций. Этапы создания презентаций. Программные средства для разработки презентаций.

1





Комбиниров.


§24.

§27.

29

Аналоговый и цифровой звук

Технические средства мультимедиа.

1





Комбиниров.


§25.

§26.

30

Практическая работа №14: Проектирование презентации на произвольную тему.

1





Комбиниров.



31

Практическая работа №15: Создание презентации на произвольную тему. Демонстрация презентации.

1





Комбиниров.



32

Практическая работа №16: Создание презентации, содержащей гиперссылки

1





Комбиниров.


Глава 5

33

Контрольная работа №4 по теме: Технология мультимедиа.

1





К/р



34, 35

Основные понятия курса. Повторение пройденного материала.

2





Комбиниров.




V. Учебно-тематическое планирование

Введение

1 ч.

Глава 1. Человек и информация

4 ч.

Глава 2. Первое знакомство с компьютером

6 ч.

Глава 3. Текстовая информация и компьютер

9 ч.

Глава 4. Графическая информация и компьютер

7 ч.

Глава 5. Технология мультимедиа

6 ч.

Обобщение пройденного материала

2 ч.

Всего:

35 ч.


VI. Литература и средства обучения


  1. Информатика : учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – 6-е изд., стереотип. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 168 с. : ил.

  2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011

  3. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  4. http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

  5. http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

  6. http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  7. http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

  8. http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

  9. http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

  10. http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.