СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 9 класса вечерней школы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике и ИКТ для вечерней школы: 9 класса - первый год обучения. Программа разработана на основе авторской программы Угринвича Н.Д. и переработана для учащихся вечерней школы. Расчитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 9 класса вечерней школы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Печорская средняя общеобразовательная школа № 3»

СП с очной и заочной формами обучения


РАССМОТРЕНО

Руководитель методического объединения учителей физико-математического цикла _______________ Андреева Е.А.

Протокол № ____

от «____» __________ 2016 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

Хребтова М.Г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

______________________

Н.П. Ярославцева

Приказ № ______

от «___» __________ 2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ


для 9 класса

на 2016-2017 учебный год




Вязовченко Наталия Константиновна

учитель математики и информатики

высшей категории




2016

Пояснительная записка


Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса составлена на основе

  • авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учебника),

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года

  • примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005)

  • Учебного плана МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа № 3» на 2016-2017 учебный год

  • Годового календарного учебного графика МБОУ «средняя общеобразовательная школа № 3» на 2016-2017 учебный год

  • Положения о разработке и утверждении программ МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа № 3»

  • Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.



Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать записи в базе данных;

создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.





II. Содержание учебного предмета

п/п

Тема

Часы


Теория

Практика

Всего

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации



7

2

Кодирование и обработка текстовой информации



6

3

Кодирование и обработка числовой информации



7

4

Основы алгоритмизации и программирования



8

5

Моделирование и формализация



4

6

Информатизация общества



1

7

Повторение



1


Итого:



34


Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (7 часов)

Представление графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB. Кодирование графической информации.

Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Рисунок как информационный объект.

Графический редактор, его интерфейс. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов. Сканирование рисунков и фотографий.

Представление звуковой информации. Кодирование (оцифровка) звука. Частота дискретизации, глубина кодирования. Аудиозапись как информационный объект. Компьютерные средства записи и воспроизведения звука. Форматы звуковых файлов.

Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов. Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов. Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации, и смены слайдов.

Кодирование и обработка текстовой информации (6 часов)

Представление текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.

Текстовый редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка правописания.

Параметры страницы, нумерация страниц. Создание и удаление колонтитулов.

Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу. Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки.

Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков.

Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование таблиц: добавление и удаление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек.

Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений. Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.


Кодирование и обработка числовой информации (7 часов)

Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере.

Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.

Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.

Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.

Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.

Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.


Основы алгоритмизации и программирования (8 часов)

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операции над данными.

Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.

Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Передача данных через параметры.

Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы компиляции и интерпретации.

Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).

Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.

Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах. Операторы цикла (с пред- и постусловием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла. Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.

Области видимости переменных. Глобальные и локальные данные.

Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.

Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.

Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.


Моделирование и формализация (4 часа)

Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.

Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели.

Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.

Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования.

Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.


Информатизация общества (1 час)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов


Повторение – 1 час

ВСЕГО – 34 часа

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№№

Тема

Дом.зад.

Кол. часов

Дата

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 7 ч


1

Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика.

Практическая работа №1.1 «Кодирование графической информации».

П.1.1, 1.2. См. №1.1, 1.2, 1.3, 1.4

1

08.09

2

Растровая и векторная графика (продолжение).

Практическая работа №1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

П.1.3.1, 1.3.2

1

15.09

3

Входная диагностика.

Практическая работа №1.3 « Создание рисунков в векторном графическом редакторе».


П.1.3.3, 1.3.4

1

22.09

4

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа №1.4 «Анимация».

П. 1.4


1

29.09

5

Кодирование и обработка звуковой информации.

Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации».

П. 1.5.


1

6.10

6

Цифровое фото и видео.

Практическая работа № 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

П. 1.6


1

13.10

7

Практическая работа № 1.7.» Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

Тестирование по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»


1

20.10





Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации - 6 ч.


8

Кодирование текстовой информации

Создание документов в текстовых редакторах.

Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации»

П. 2.1-2.2



1

27.10

9

Ввод, редактирование, сохранение и печать документов. Форматирование документа.

Практическая работа № 2.2.» Вставка в документ формул».

Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев».

П. 2.3-2.4

П. 2.5.1-2.5.2


1

10.11

10

Нумерованные и маркированные списки

Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков»

П. 2.5.3

1

17.11

11

Таблицы

Практическая работа № 2.5. « Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

П. 2.6


1

24.11

12

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

Практическая работа № 2.6. « Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

Зачетное занятие по теме «Обработка текстовой информации»

П. 2.7. 2.8




1

1.12

13

Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Тестирование по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»


1

8.12

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации - 7 ч


14

Кодирование числовой информации

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Практическая работа № 3.1. « Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

П. 3.1.1




1

15.12

15

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Контрольный срез знаний по теме «Перевод чисел из одной СС в другую»

П. 3.1.2.-3.1.3


1

22.12

16

Техника безопасности в кабинете информатики. Электронные таблицы. Основные параметры.

Основные типы и форматы данных

Практическая работа № 3.2.1 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ».

П. 3.2


1

12.01

17

Продолжение Практической работы № 3.2.1 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ».

П. 3.2.3.


1

19.01

18

Построение диаграмм и графиков в ЭТ.

Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов»

П. 3.3.


1

26.01

19

Базы данных в электронных таблицах

Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

П. 3.4.1-3.4.2.




1

2.02

20

Тестирование «Кодирование и обработка числовой информации»

Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации»


1

9.02





Глава 4. Основы алгоритмизации и программирования – 8 ч


21

Алгоритм, его свойства и формальное исполнение. Способы описания алгоритмов. Блок – схемы. Исполнители алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.

Языки программирования, их классификация.


П. 4.1, 4.2

1

16.02

22

Переменные: тип, имя, значение.

Арифметические, строковые и


логические выражения. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Правила записи программы.

П.4.3, 4.4

1

22.02

23

Линейный алгоритм. Трассировка. Функции в языках программирования.

Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами программирования».

П.4.2.1, 4.5


1

2.03

24

Линейные программы.

Практическая работа № 4.2 Проект «Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения»

П.4.2.1


1

9.03

25

Алгоритмическая структура «ветвление»

Практическая работа № 4.3. Проект «Разработка программы, содержащей оператор ветвления»

П. 4.2.2


1

16.03

26

Алгоритмическая структура «выбор»

Практическая работа № 4.4. Проект «Разработка программы, содержащей оператор выбора»

П. 4.2.3.


1

23.03

27

Алгоритмическая структура «цикл». Виды циклов.

Практическая работа № 4.5. Проект «Разработка программы, содержащей оператор цикла»

П. 4.2.4


1

6.04

28

Практическая работа № 4.6. Проект «Разработка программы, с использованием логических операций»

Тестирование по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

П.4.4


1

13.04

Глава 5. Моделирование и формализация - 4 ч.


29


Окружающий мир как иерархическая система

Моделирование, формализация, визуализация

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Практическая работа № 5.1 «Построение и исследование физических моделей с помощью ЭТ»

П. 5.1.- 5.4.





1

20.04

30

Построение математической модели

Практическая работа № 5.2. Проект «Создание чертежа в системе автоматизированного проектирования»

П. 5.5.


1

27.04

31

Экспертные системы.

Практическая работа № 5.3. «Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории»

П. 5.6.



1

4.05

32

Информационные модели управления объектами

Практическая работа № 5.3. Проект «Модели систем управления, разработанные на языке объектно-ориентированного программирования»

П. 5.7.



1

11.05

Глава 6. Информатизация общества – 2 ч


33

Информационное общество

Информационная культура

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

П. 6.1.-6.3.

1

18.05.16

34

Повторение

Итоговое тестирование



1ч.

25.05.16


Итого


34 ч











11