Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Печорская средняя общеобразовательная школа № 3»
СП с очной и заочной формами обучения
РАССМОТРЕНО Руководитель методического объединения учителей физико-математического цикла _______________ Андреева Е.А. Протокол № ____ от «____» __________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________________ Хребтова М.Г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________________ Н.П. Ярославцева Приказ № ______ от «___» __________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Вязовченко Наталия Константиновна
учитель математики и информатики
высшей категории
2016
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса составлена на основе
авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учебника),
федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года
примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005)
Учебного плана МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа № 3» на 2016-2017 учебный год
Годового календарного учебного графика МБОУ «средняя общеобразовательная школа № 3» на 2016-2017 учебный год
Положения о разработке и утверждении программ МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа № 3»
Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема | Часы | |
Теория | Практика | Всего |
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | | | 7 |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | | | 6 |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | | | 7 |
4 | Основы алгоритмизации и программирования | | | 8 |
5 | Моделирование и формализация | | | 4 |
6 | Информатизация общества | | | 1 |
7 | Повторение | | | 1 |
| Итого: | | | 34 |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (7 часов)
Представление графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB. Кодирование графической информации.
Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Рисунок как информационный объект.
Графический редактор, его интерфейс. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов. Сканирование рисунков и фотографий.
Представление звуковой информации. Кодирование (оцифровка) звука. Частота дискретизации, глубина кодирования. Аудиозапись как информационный объект. Компьютерные средства записи и воспроизведения звука. Форматы звуковых файлов.
Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов. Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов. Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации, и смены слайдов.
Кодирование и обработка текстовой информации (6 часов)
Представление текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.
Текстовый редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка правописания.
Параметры страницы, нумерация страниц. Создание и удаление колонтитулов.
Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу. Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки.
Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков.
Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование таблиц: добавление и удаление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек.
Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений. Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
Кодирование и обработка числовой информации (7 часов)
Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере.
Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.
Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.
Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.
Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.
Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.
Основы алгоритмизации и программирования (8 часов)
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операции над данными.
Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.
Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Передача данных через параметры.
Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы компиляции и интерпретации.
Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).
Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.
Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах. Операторы цикла (с пред- и постусловием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла. Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.
Области видимости переменных. Глобальные и локальные данные.
Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.
Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.
Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Моделирование и формализация (4 часа)
Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.
Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели.
Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.
Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования.
Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.
Информатизация общества (1 час)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов
Повторение – 1 час
ВСЕГО – 34 часа
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ | Тема | Дом.зад. | Кол. часов | Дата |
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 7 ч | |
1 | Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Практическая работа №1.1 «Кодирование графической информации». | П.1.1, 1.2. См. №1.1, 1.2, 1.3, 1.4 | 1 | 08.09 |
2 | Растровая и векторная графика (продолжение). Практическая работа №1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | П.1.3.1, 1.3.2 | 1 | 15.09 |
3 | Входная диагностика. Практическая работа №1.3 « Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | П.1.3.3, 1.3.4 | 1 | 22.09 |
4 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа №1.4 «Анимация». | П. 1.4 | 1 | 29.09 |
5 | Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации». | П. 1.5. | 1 | 6.10 |
6 | Цифровое фото и видео. Практическая работа № 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | П. 1.6 | 1 | 13.10 |
7 | Практическая работа № 1.7.» Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» Тестирование по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | | 1 | 20.10 |
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации - 6 ч. | |
8 | Кодирование текстовой информации Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации» | П. 2.1-2.2 | 1 | 27.10 |
9 | Ввод, редактирование, сохранение и печать документов. Форматирование документа. Практическая работа № 2.2.» Вставка в документ формул». Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев». | П. 2.3-2.4 П. 2.5.1-2.5.2 | 1 | 10.11 |
10 | Нумерованные и маркированные списки Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков» | П. 2.5.3 | 1 | 17.11 |
11 | Таблицы Практическая работа № 2.5. « Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | П. 2.6 | 1 | 24.11 |
12 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов Практическая работа № 2.6. « Перевод текста с помощью компьютерного словаря» Зачетное занятие по теме «Обработка текстовой информации» | П. 2.7. 2.8 | 1 | 1.12 |
13 | Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». Тестирование по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | | 1 | 8.12 |
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации - 7 ч | |
14 | Кодирование числовой информации Представление числовой информации с помощью систем счисления Практическая работа № 3.1. « Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | П. 3.1.1 | 1 | 15.12 |
15 | Арифметические операции в позиционных системах счисления Двоичное кодирование чисел в компьютере. Контрольный срез знаний по теме «Перевод чисел из одной СС в другую» | П. 3.1.2.-3.1.3 | 1 | 22.12 |
16 | Техника безопасности в кабинете информатики. Электронные таблицы. Основные параметры. Основные типы и форматы данных Практическая работа № 3.2.1 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ». | П. 3.2 | 1 | 12.01 |
17 | Продолжение Практической работы № 3.2.1 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ». | П. 3.2.3. | 1 | 19.01 |
18 | Построение диаграмм и графиков в ЭТ. Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов» | П. 3.3. | 1 | 26.01 |
19 | Базы данных в электронных таблицах Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | П. 3.4.1-3.4.2. | 1 | 2.02 |
20 | Тестирование «Кодирование и обработка числовой информации» Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | | 1 | 9.02 |
Глава 4. Основы алгоритмизации и программирования – 8 ч | |
21 | Алгоритм, его свойства и формальное исполнение. Способы описания алгоритмов. Блок – схемы. Исполнители алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Языки программирования, их классификация. | П. 4.1, 4.2 | 1 | 16.02 |
22 | Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Правила записи программы. | П.4.3, 4.4 | 1 | 22.02 |
23 | Линейный алгоритм. Трассировка. Функции в языках программирования. Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами программирования». | П.4.2.1, 4.5 | 1 | 2.03 |
24 | Линейные программы. Практическая работа № 4.2 Проект «Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения» | П.4.2.1 | 1 | 9.03 |
25 | Алгоритмическая структура «ветвление» Практическая работа № 4.3. Проект «Разработка программы, содержащей оператор ветвления» | П. 4.2.2 | 1 | 16.03 |
26 | Алгоритмическая структура «выбор» Практическая работа № 4.4. Проект «Разработка программы, содержащей оператор выбора» | П. 4.2.3. | 1 | 23.03 |
27 | Алгоритмическая структура «цикл». Виды циклов. Практическая работа № 4.5. Проект «Разработка программы, содержащей оператор цикла» | П. 4.2.4 | 1 | 6.04 |
28 | Практическая работа № 4.6. Проект «Разработка программы, с использованием логических операций» Тестирование по теме «Основы алгоритмизации и программирования» | П.4.4 | 1 | 13.04 |
Глава 5. Моделирование и формализация - 4 ч. | |
29 | Окружающий мир как иерархическая система Моделирование, формализация, визуализация Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Практическая работа № 5.1 «Построение и исследование физических моделей с помощью ЭТ» | П. 5.1.- 5.4. | 1 | 20.04 |
30 | Построение математической модели Практическая работа № 5.2. Проект «Создание чертежа в системе автоматизированного проектирования» | П. 5.5. | 1 | 27.04 |
31 | Экспертные системы. Практическая работа № 5.3. «Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории» | П. 5.6. | 1 | 4.05 |
32 | Информационные модели управления объектами Практическая работа № 5.3. Проект «Модели систем управления, разработанные на языке объектно-ориентированного программирования» | П. 5.7. | 1 | 11.05 |
Глава 6. Информатизация общества – 2 ч | |
33 | Информационное общество Информационная культура Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | П. 6.1.-6.3. | 1 | 18.05.16 |
34 | Повторение Итоговое тестирование | | 1ч. | 25.05.16 |
| Итого | | 34 ч | |
11