© 2016 464 4
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" 10 класс для вечерней школы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1
города Южно-Сахалинска
Рассмотрено На методическом объединении естественно-математического цикла Протокол от № Руководитель: Ким Ки Сун | Утверждаю Директор МКОУ ВСОШ №1 ______________ Т.Н. Симонова Приказ От № |
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ»
для среднего общего образования
на 2015-2016 учебный год
10 класс (очная форма обучения)
Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям 2004 г
Кучер Л.В., учителем информатики и ИКТ
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений учеников в области компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий. Рабочая программа по информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий: титульный лист, пояснительную записку, тематическое планирование, перечень обязательных: практических, контрольных работ и зачетов по разделам, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний, список литературы, приложение 1. «Календарно-тематическое планирование».
Рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.2004 №1089)
Учебный план МКОУ В(С)ОШ № 1 на 20015/2016 учебный год.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» - 6-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. No 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. No 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. No 253»
Письмо Минобрнауки РФ от 21.04.2015 N НТ-427/08 «О проведении тематических уроков в 2015-2016 учебном году».
Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 N 986 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Учебный план МКОУ ВСОШ №1 на 2015-2016 учебный год.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 3.03.2011 регистрационный номер 19993.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления".
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует "носитель" этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 10-х классах направленно на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
индивидуальные проблемные задания;
индивидуальные вариативные задания;
тестовые тематические задания.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
традиционное обучение;
личностно-ориентированное обучение;
дифференцированное обучение;
проблемное обучение.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
комбинированный урок;
урок-лекция;
урок-практикум;
урок-деловая игра.
Значительная часть времени на учебных занятиях отводится для самостоятельной и практической деятельности учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формами работы.
Повышению качества обучения способствует оптимальная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. В процессе реализации программы используются различные виды контроля: входной, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется с помощью опроса, теста, а также в ходе выполнения практических работ. Тематический контроль осуществляется в форме контрольной работы, зачета. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрена государственная итоговая аттестация.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение Информатики и ИКТ для среднего (полного) общего образования - 70 часов. В 10 классе - 35 часов из расчета 1 час в неделю.
В учебном плане МКОУ В(С)ОШ № 1 на изучение информатики и ИКТ в 10 классе отводится 2 часа в неделю. В разделе «Учебные предметы по выбору на базовом уровне» отводится – 1 час, в разделе «Компонент образовательного учреждения» отводится – 1 час. Итого 2 часа в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов, тем | Количество часов | ||||
Итого | Теоретические занятия | Практические занятия | Контрольные | Зачет | |
Раздел 1. Информация и информационные процессы | 20 | 12 | 6 | 1 | 1 |
Раздел 2. Информационные модели | 24 | 16 | 6 | 1 | 1 |
Раздел 3. Информационные системы | 18 | 8 | 8 | 1 | 1 |
Раздел 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 10 | 4 | 4 | 1 | 1 |
Итого | 72 | 40 | 24 | 4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Информация и информационные процессы. – 20часов
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.
Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Безопасность в сети Интернет
Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)
Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Зачет по 1 разделу. Информация и информационные процессы
Раздел 2. Информационные модели – 24 часа
Информационное моделирование как метод познания.
Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей.
Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.
Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.
Алгоритм как модель деятельности.
Час кода
Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.
Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия.
Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
Самоуправляемые системы, их особенности.
Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы
Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Зачет по 2 разделу. Информационные модели.
Раздел 3. Информационные системы – 18 часов
Понятие и типы информационных систем
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
Системы управления базами данных (СУБД).
Реляционные базы данных.
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Зачет по 3 разделу. Информационные системы.
Раздел 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 10 часов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Архитектуры современных компьютеров.
Многообразие операционных систем.
Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOSи загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Зачет по 4 разделу. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Перечень практических работ
№ п/п | Тема практической работы | Количество часов | |
| Безопасность в сети Интернет | 1 | |
| Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах. | 1 | |
| Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике) | 1 | |
| Кодирование информации Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам. | 1 | |
| Поиск информации Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации. | 1 | |
| Защита информации Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации. | 1 | |
| Час Кода | 1 | |
| Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы | 2 | |
| Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. | 1 | |
| Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма. | 2 | |
| Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | 8 | |
| Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOSи загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами. | 4 | |
Итого: | 24 |
Перечень обязательных контрольных работ
№ п/п | Тема контрольной работы | Количество часов |
| Классификация информационных процессов. | 1 |
| Основные этапы построения моделей. | 1 |
| Формы представления данных. | 1 |
| Архитектуры современных компьютеров. | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны
знать/понимать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем.
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
распознавать информационные процессы в различных системах.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по курсу «Информатика и ИКТ»
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на ПК и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3»ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Тест оценивается следующим образом:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.
Примечание
При выставлении оценки учитываются индивидуальные психофизические особенности обучающихся.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Список литературы
Основная литература
«Информатика и ИКТ». Учебник.10 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2009.
*«Информатика и ИКТ». Учебник.11 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2009.
Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10 -11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2009.
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2009.
Дополнительная литература
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира 2-е издание, //СПб.: Питер, 2009 г.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий 2-е издание, //СПб.: Питер, 2009 г.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий 2-е издание, //СПб.: Питер, 2009 г.
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) //СПб.: Питер, 2009 г.
Н.В. Макарова.Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ //СПб.: Питер, 1-е издание, 2009 г.
Цифровые образовательные ресурсы
makarova.piter.com - Официальный сайт Натальи Владимировны Макаровой
www.roboting.ru
www.coderussia.ru
Сетевичок.РФ
pedsovet.org - живое пространство образования
www.rusedu.info - информационные технологии в образовании
www.rusedu.net - сетевое сообщество педагогов
www.rusedu.ru - архив учебных программ и презентаций
www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
www.uchportal.ru - учительский портал
www.metod-kopilka.ru - методическая копилка учителя информатики
Календарно-тематическое планирование
10 а класс
№ | Дата проведения | Раздел Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Примечание | ||||||
план | факт | Корректировка | | | | | |||||
|
|
|
| Раздел 1. Информация и информационные процессы | |
|
| ||||
| 01.09.2015 |
|
| Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. | 1 | п.1.1, с.7-9, с.17, вопросы 1-4 |
| ||||
| 05.09.2015 |
|
| Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. | 1 | п.1.1, с.11-16, вопросы с.17, 5-8 |
| ||||
| 08.09.2015 |
|
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 | п. 1.1., с.7-10, с.17 задание 1,2 |
| ||||
| 12.09.2015 |
|
| Практическая работа 1. Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах. | 1 | п.1.1., с.17, задание 3-4 |
| ||||
| 15.09.2015 |
|
| Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. | 1 | п.1.2. с.18, с.20 вопросы 1,2 |
| ||||
| 19.09.2015 |
|
| Практическая работа 2. Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике) | 1 | п.1.2., с.19, с.20, задание 4 |
| ||||
| 22.09.2015 |
|
| Практическая работа 3. Кодирование информации Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам. | 1 | п.1.2., с.20 задание 3, подготовка к контрольной работе |
| ||||
| 26.09.2015 |
|
| Контрольная работа № 1 Классификация информационных процессов. | 1 |
|
| ||||
| 29.09.2015 |
|
| Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. | 1 | п.3.5., с.154 вопросы 7-9 |
| ||||
| 03.10.2015 |
|
| Практическая работа 4. Поиск информации Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации. | 1 | п.3.5, с.155-158, задание 3.16 |
| ||||
| 06.10.2015 |
|
| Хранение информации; выбор способа хранения информации. | 1 | п.1.2, с.20, вопрос 3 |
| ||||
| 10.10.2015 |
|
| Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. | 1 | п.1.2., с.20, вопрос 4 |
| ||||
| 14.10.2015 |
|
| Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. | 1 | п.1.5, с.38-41 |
| ||||
| 17.10.2015 |
|
| Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. | 1 | п.1.6, с.61, вопросы 14, 15 |
| ||||
| 21.10.2015 |
|
| Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс | 1 | п.3.7, с.159-162, вопросы 1-8 |
| ||||
| 24.10.2015 |
|
| Практическая работа 5. Защита информации Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации. | 1 | п.3.7, с.162-164 |
| ||||
| 28.10.2015 |
|
| Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | 1 | глава 1., доклад по теме "Информаци
онные процессы в обществе, природе и технике" |
| ||||
| 31.10.2015 |
|
| Практическая работа 6. Безопасность в сети интернет | 1 | п.3.7, с.164, вопрос 1,2 |
| ||||
| 07.11.2015 |
|
| Организация личной информационной среды. | 1 | п.3.7, с.164, вопросы 3-8, подготовка к зачету |
| ||||
| 11.11.2015 |
|
| Зачет 1. Информация и информационные процессы. | 1 |
|
| ||||
|
|
|
| Раздел 2. Информационные модели | |
|
| ||||
| 14.11.2015 |
|
| Информационное моделирование как метод познания. | 1 | п.1.3. с.21-22 |
| ||||
| 18.11.2015 |
|
| Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. | 1 | п. 1.3., с.21-26, с.32, вопросы 1-5 |
| ||||
| 21.11.2015 |
|
| Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. | 1 | п.1.3. с.28-31, с.32, вопросы 6,7 |
| ||||
| 25.11.2015 |
|
| Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. | 1 | п.1.3. С.27-28, с.32 задание 3 |
| ||||
| 28.11.2015 |
|
| Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. | 1 | п.1.3. С.27-28, в тетради записать пример формализации |
| ||||
| 02.12.2015 |
|
| Практическая работа 7. Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. | 1 | п.1.3. С.24-25, подготовка к контрольной работе |
| ||||
| 05.12.2015 |
|
| Контрольная работа № 2 Основные этапы построения моделей. | 1 |
|
| ||||
| 09.12.2015 |
|
| Практическая работа 8 Час кода | 1 | В тетради решить задачу |
| ||||
| 12.12.2015 |
|
| Практическая работа 9. Моделирование и формализация. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы. | 1 | п.1.3. С.27-28, с.32 |
| ||||
| 16.12.2015 |
|
| Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. | 1 | п.1.3. С.27-28, с.32 задание 5 |
| ||||
| 19.12.2015 |
|
| Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. | 1 | п.1.3., в тетради записать пример структуры данных. |
| ||||
| 23.12.2015 |
|
| Практическая работа 10. Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. | 1 | п.1.2. С.16, подготовка к зачету |
| ||||
| 26.12.2015 |
|
| Зачет 2. Информационные модели. | 1 |
|
| ||||
| 13.01.2016 |
|
| Алгоритм как модель деятельности. | 1 | п.12, с.159-160 |
| ||||
| 16.01.2016 |
|
| Гипертекст как модель организации поисковых систем. | 1 | п.3.6, с.155-158 |
| ||||
| 20.01.2016 |
|
| Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. | 1 | В тетради привести пример моделирования технического процесса |
| ||||
| 23.01.2016 |
|
| Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. | 1 | п.6.1, с.219-221 |
| ||||
| 27.01.2016 |
|
| Практическая работа 11. Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. | 1 | п.6.1, с.222-226 |
| ||||
| 30.01.2016 |
|
| Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. | 1 | п.6.1, с.226-227 |
| ||||
| 03.02.2016 |
|
| Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. | 1 | п.6.1, с.226-227, задание 3 |
| ||||
| 06.02.2016 |
|
| Практическая работа 12. Информационные основы управления. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма. | 1 | п.13 |
| ||||
| 10.02.2016 |
|
| Самоуправляемые системы, их особенности. | 1 | п.6.2, с.228-229 |
| ||||
| 13.02.2016 |
|
| Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. | 1 | п.6.1, с.235, вопрос 1 |
| ||||
| 17.02.2016 |
|
| Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. | 1 | п.6.1, с.234, задание 1 |
| ||||
|
|
|
| Раздел 3. Информационные системы | |
|
| ||||
| 20.02.2016 |
|
| Понятие и типы информационных систем | 1 | п.5.2, с.201-202, П*.1.2 |
| ||||
| 24.02.2016 |
|
| Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). | 1 | п.4.1, с.107-110 |
| ||||
| 27.02.2016 |
|
| Системы управления базами данных (СУБД). | 1 | п.5.3, с.208-209 |
| ||||
| 02.03.2016 |
|
| Реляционные базы данных. | 1 | п.4.2, с.120-123 |
| ||||
| 05.03.2016 |
|
| Формы представления данных (таблицы, формы). | 1 | п.5.3, с.209-211 |
| ||||
| 09.03.2016 |
|
| Практическая работа 13. Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. | 1 | п.4.3, с.135-138 |
| ||||
| 12.03.2016 |
|
| Практическая работа 14. Информационные системы. СУБД. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. | 1 | п.5.3, с.212-215, П*.4.3, с.138-139 |
| ||||
| 16.03.2016 |
|
| Формы представления данных (запросы, отчеты). | 1 | п.5.3, с.215-217, П*.4.3, с.139-141 |
| ||||
| 19.03.2016 |
|
| Практическая работа 15. Информационные системы. СУБД. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. | 1 | п.5.3, с.215-217, П*.4.3, с.141 |
| ||||
| 23.03.2016 |
|
| Контрольная работа № 3. Формы представления данных
| 1 |
|
| ||||
| 26.03.2016 |
|
| Практическая работа 16. Информационные системы. СУБД. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. | 1 | п.4.3, с.139-141 |
| ||||
| 06.04.2016 |
|
| Связывание таблиц в многотабличных базах данных. | 1 | с.165, вопрос 5 |
| ||||
| 09.04.2016 |
|
| Связывание таблиц в многотабличных базах данных. | 1 | с.165, вопрос 6,7 |
| ||||
| 13.04.2016 |
|
| Практическая работа 17. Информационные системы. СУБД. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | 1 | с.152-153 |
| ||||
| 16.04.2016 |
|
| Практическая работа 18. Информационные системы. СУБД. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | 1 | с.153-155 |
| ||||
| 20.04.2016 |
|
| Практическая работа 19. Информационные системы. СУБД. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | 1 | с.155-158 |
| ||||
| 23.04.2016 |
|
| Практическая работа 20. Информационные системы. СУБД. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | 1 | с.159-163 |
| ||||
| 27.04.2016 |
|
| Зачет 3. Информационные системы | 1 |
|
| ||||
|
|
|
| Раздел 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | |
|
| ||||
| 30.04.2016 |
|
| Аппаратное и программное обеспечение компьютера. | 1 | с. 203-204, с.273 |
| ||||
| 04.05.2016 |
|
| Практическая работа 21. Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. | 1 | с.204-205 |
| ||||
| 07.05.2016 |
|
| Практическая работа 22. Компьютер и программное обеспечение. Настройка BIOSи загрузка операционной системы. | | с.209, вопрос15 |
| ||||
| 11.05.2016 |
|
| Архитектуры современных компьютеров. | | с.275, вопрос7 |
| ||||
| 14.05.2016 |
|
| Многообразие операционных систем. | | Подготовка к контрольной работе |
| ||||
| 18.05.2016 |
|
| Контрольная работа № 4. Архитектуры современных компьютеров | 1 |
|
| ||||
| 21.05.2016 |
|
| Практическая работа 23. Компьютер и программное обеспечение. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами. | 1 | с.240, вопрос1 |
| ||||
| 26.05.2016 |
|
| Практическая работа 24. Компьютер и программное обеспечение. Работа с графическим интерфейсом Windows, архиваторами и антивирусными программами. | 1 | подготовка к зачету |
| ||||
| 28.05.2016 |
|
| Зачет 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 1 |
|
| ||||
| 04.06.2016 |
|
| Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. | 1 |
|
|