СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-х классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 8-х классов  к УМК Л. Л. Босовой

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов – М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2012 и авторской программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. Информатика. 5–6 классы. 7-9 классы: программа для основной школы. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 201 к  учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-х классов»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 им. Н.В. Челнокова»





«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/________./


Протокол № ___

от «25» августа 2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_______/_______./


«25» августа 2016 г.


«Утверждаю»

Директор

ГБОУ СОШ №38 им. Н.В. Челнокова»

_________/____________ /

Приказ №____

от «28» августа 2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Информатике и ИКТ


в 8-х классах


на 2016/2017 учебный год


срок реализации программы - 1 год



Составитель:

учитель высшей квалификационной категории

Виниченко Светлана Александровна






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «28» августа 2016 г.



г. Севастополь

2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2016 –2017 учебном году;

  • Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263).

  • Авторская программа. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 8–9 классы.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «СОШ № 38 им. Н.В. Челнокова» для 7-9 классов.

  • Учебный план ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на 2016-2017 учебный год.

  • Положение о рабочей программе педагога ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» (Приказ от 29 августа 2016 г. № 281/1)


УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Основная школа. 5-9 класс.

  • Информатика: Учебник для 7 класса. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  • Информатика. 7 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Электронная форма. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  • Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс» / Босова Л.Л., Босова А.Ю. - metodist.lbz.ru

  • Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  • Методических рекомендаций по УМК для основной школы: Информатика. Методическое пособие для учителя / автор-составитель: М.Н. Бородин. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. - metodist.lbz.ru

Учебным планом ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на изучение предмета информатика и ИКТ предусмотрено 34 часов в год в 8-х классах, из расчёта 1 часа в неделю. Данная программа может быть использована как индивидуальная программа для детей, обучающихся на дому и детей с ОВЗ.

Разработанная учебная программа рассчитана на учащихся, начавших изучать курс Информатики и ИКТ с 8 класса.

В связи с тем, что школа получила учебники по ФГОС, где курс информатики изучается в 7, 8, 9 классе по 1 часу в неделю, а учащиеся по ФКГОС начинают изучать материал с 8-го класса, то в 8 классе необходимо изучить материал учебника за 7 класс.

С целью более рационального использования распределения учебных часов по темам, с учетом деления учебного года на четверти, в отличии от авторской программы, тема «Обработка текстовой информации» изучается раньше темы «Обработка графической информации». Такое изменение не проводит к нарушению логики изучения тем и разделов учебного предмета, а даже является более рациональным, так как векторная графика изучается на базе графического редактора, встроенного в текстовый редактор.









































Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведенные в этом разделе, полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Аналитическая деятельность (учащиеся должны знать)» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Ученики должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Практическая деятельность (учащиеся должны уметь)» включает требования: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, применять средства информационных технологий для решения задач. Также представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.


Тема 1. Информация и информационные процессы

Аналитическая деятельность (учащиеся должны знать):

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Практическая деятельность (учащиеся должны уметь):

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;



Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • упорядочивать информацию в личной папке;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.


Тема 3. Обработка текстовой информации

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;

  • сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8, Windows 1251);


Тема 4. Обработка графической информации

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;


Тема 5. Мультимедиа

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;

  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);

  • монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.











Содержание учебного предмета


Тема 1. Информация и информационные процессы (9 ч)

Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.

Практические:

Пр. 1 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем».

Пр. 2 «Ввод символов»


Проверочная работа 1. «Информация и информационные процессы» (контрольный тест)


Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Практические:

Пр.3 «Работа с объектами файловой системы».


Проверочная работа 2. «Компьютер как универсальное устройство

для работы с информацией» (контрольный тест).


Тема 3. Обработка текстовой информации (9 ч)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.

Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.

Практические:

Пр. 4 «Обработка текстовой информации»

Пр. 5 «Сохранение и загрузка текстовых файлов. Форматирование текста»

Пр. 6 «Форматирование абзацев и страниц»

Пр. 7 «Вставка спец. Символов и формул. Создание списков»

Пр. 8 «Создание таблиц, схем. Вставка рисунков»

Комплексная практическая работа «Оформление реферата «История развития

компьютерной техники»


Проверочная работа 3. «Обработка текстовой информации» (контрольная работа)


Тема 4. Обработка графической информации (4 ч)

Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.

Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Практические:

Пр. 9 «Работа с растровым графическим редактором»

Пр. 10 «Работа с векторным графическим редактором»

Пр. 11 «Обработка графической информации»


Проверочная работа 4. «Обработка графической информации» (контрольная пр. 11)


Тема 5. Мультимедиа (4 ч)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.

Практические:

Пр. 12 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов»

Пр. 13 «Создание мультимедийной презентации»

Пр. 14 «Создание мультимедийной презентации «История развития компьютерной

техники»


Проверочная работа 5. «Мультимедиа» (контрольная пр. 14)


Повторение - 1 ч

Обобщение и систематизация основных понятий курса.

































Тематическое планирование


№ п/п

Наименование

тем

Количество часов, ч.

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация и информационные процессы

9

2

1

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

1

1

3

Обработка текстовой информации

9

6

1

4

Обработка графической информации

4

3

1

5

Мультимедиа

4

3

1


Повторение

1




Итого

34

15

5

































8 класс

1 час в неделю, всего 34 часа


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

Тема 1. «Информация и информационные процессы»

9



1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места.

1



2

Информация и её свойства.

1



3

Информационные процессы. Обработка информации.

1



4

Информационные процессы. Хранение и передача информации.

1



5

Всемирная паутина как информационное хранилище.

Пр. 1 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем».

1



6

Представление информации.

Пр. 2 «Ввод символов»

1



7

Дискретная форма представления информации.

1



8

Единицы измерения информации.

1



9

Обобщение и систематизация основных понятий темы Проверочная работа 1 «Информация и информационные процессы» (к/тест).

1



Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7



10

Основные компоненты компьютера и их функции.

1



11

Персональный компьютер.

1



12

ПО компьютера. Системное ПО.

1



13

Системы программирования и прикладное ПО.

1



14

Файлы и файловые структуры.

Пр.3 «Работа с объектами файловой системы»

1



15

Пользовательский интерфейс ОС.

1



16

Обобщение и систематизация основных понятий темы Проверочная работа 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (к/тест).

1



Тема 3. «Обработка текстовой информации»

9



17

Текстовые документы и технологии их создания.

Пр.4 «Обработка текстовой информации»

1



18

Создание текстовых документов на компьютере.

1



19

Прямое форматирование.

Пр. 5 «Сохранение и загрузка текстовых файлов. Форматирование текста»

1



20

Стилевое форматирование.

Пр. 6 «Форматирование абзацев и страниц»

1



21

Визуализация информации в текстовых документах.

Пр. 7 «Вставка спец. символов и формул. Создание списков»

1



22

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

Пр. 8 «Создание таблиц, схем. Вставка рисунков»

1



23

Оценка количественных параметров текстовых документов.

1



24

Комплексная практ. работа «Оформление реферата «История развития компьютерной техники»

1



25

Обобщение и систематизация основных понятий темы Проверочная работа 3 «Обработка текстовой информации» (к/р).

1



Тема 4. «Обработка графической информации»

4



26

Формирование изображения на экране компьютера. Технические средства компьютерной графики.

1



27

Компьютерная графика. Создание графических изображений в растровом редакторе

Пр. 9 «Работа с растровым графическим редактором»

1



28

Компьютерная графика. Создание графических изображений в векторном редакторе.

Пр. 10 «Работа с векторным графическим редактором»

1



29

Обобщение и систематизация основных понятий темы Проверочная работа 4. «Обработка графической информации». Пр. 11 «Обработка графической информации»

1



Тема 5. Мультимедиа

4



30

Технология мультимедиа.

1



31

Компьютерные презентации.

Пр.12 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов»

1



32

Создание мультимедийной презентации.

Пр.13 «Создание мультимедийной презентации»

1



33

Обобщение и систематизация основных понятий темы Проверочная работа 5 «Мультимедиа». Пр. 14 «Создание мультимедийной презентации «История развития компьютерной техники».

1



Повторение

1



34

Итоговый урок. Обобщение и систематизация основных понятий курса

1