ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 им. Н.В. Челнокова»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/________/ Протокол № ___ от «25» августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/_________/ «25» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» _________/_________/ Приказ № ___ от «28» августа 2016 г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ
в 9-х классах
на 2016/2017 учебный год
срок реализации программы - 1 год
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории
Виниченко Светлана Александровна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «28» августа 2016 г.
г. Севастополь
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2016 –2017 учебном году;
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263).
Авторская программа. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 8–9 классы.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «СОШ № 38 им. Н.В. Челнокова» для 7-9 классов.
Основная образовательная программа среднего общего образования ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова».
Учебный план ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на 2016-2017 учебный год.
Положение о рабочей программе педагога ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» (Приказ от 29 августа 2016 г. № 281/1)
УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Основная школа. 5-9 класс.
Информатика: Учебник для 8 класса. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика: Учебник для 9 класса. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика. 8 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Электронная форма. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Информатика. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Электронная форма. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс» / Босова Л.Л., Босова А.Ю. - metodist.lbz.ru
Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс» / Босова Л.Л., Босова А.Ю. - metodist.lbz.ru
Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Методических рекомендаций по УМК для основной школы: Информатика. Методическое пособие для учителя / автор-составитель: М.Н. Бородин. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. - metodist.lbz.ru
Учебным планом ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на изучение предмета информатика и ИКТ предусмотрено 68 часов в год в 9-х классах, из расчёта 2 часа в неделю.
Данная программа может быть использована как индивидуальная программа для детей, обучающихся на дому и детей с ОВЗ.
Разработанная учебная программа рассчитана на учащихся, начавших изучать курс Информатики и ИКТ с 8 класса и успешно освоивших курс Информатики и ИКТ 8 класса.
В связи с тем, что школа получила учебники по ФГОС, где курс информатики изучается в 7, 8, 9 классе по 1 часу в неделю, а учащиеся по ФКГОС начинают изучать материал с 8-го класса, то в 9 классе необходимо изучить материал учебников за 8 класс (1 полугодие) и 9 класс (2 полугодие).
Так как в первом полугодие 32 часа учебного времени, то в отличие от авторской программы количество часов по теме «Начала программирования» сокращено на 1 час, за счет уплотнения материала. По теме «Алгоритмизация и программирование» количество часов увеличено на 1 час, поэтому, общее количество часов на изучение программирования в целом не изменяется.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведенные в этом разделе, полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Рубрика «Аналитическая деятельность (учащиеся должны знать)» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Ученики должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Практическая деятельность (учащиеся должны уметь)» включает требования: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, применять средства информационных технологий для решения задач. Также представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Тема 1. Математические основы информатики
Аналитическая деятельность (учащиеся должны знать):
выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
анализировать логическую структуру высказываний.
Практическая деятельность (учащиеся должны уметь):
в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Тема 2. Основы алгоритмизации
Аналитическая деятельность:
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.
Тема 3. Начала программирования
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.
Тема 4. Моделирование и формализация
Аналитическая деятельность:
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 5. Алгоритмизация и программирование
Аналитическая деятельность:
выделять этапы решения задачи на компьютере;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива: нахождение
минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
Тема. 6. Обработка числовой информации
Аналитическая деятельность:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Тема 7. Коммуникационные технологии
Аналитическая деятельность:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ, оценивать предлагаемы пути их устранения.
Практическая деятельность:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Математические основы информатики (13 ч)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Практические:
Пр.1. «Операции с числами в различных системах счисления»
Пр.2. «Число и его компьютерный код»
Пр.3. «Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения»
Пр.4 «Преобразование логических выражений»
Пр.5 «Решение логических задач»
Проверочная работа 1. «Математические основы информатики» (контрольная работа)
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 ч)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Практические:
Пр.6 «Построение алгоритмов «следование»
Пр.7 «Построение алгоритмов «ветвление»
Пр.8 «Построение алгоритмов повторения с заданным числом повторений»
Проверочная работа 2. «Основы алгоритмизации» (контрольная работа)
Тема 3. Начала программирования (9 ч)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Практические:
Пр. 9 «Разработка программ с использованием линейных алгоритмов»
Пр. 10 «Разработка программы с использованием составного оператора ветвления»
Пр. 11 «Разработка программ с использованием различных циклов»
Проверочная работа 3. «Начала программирования» (контрольный тест)
Тема 4. Моделирование и формализация (8 ч)
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические:
Пр.12 «Работа с готовой БД: добавление, удаление и редактирование записей в режиме
таблицы»
Пр. 13 «Создание однотабличной БД на компьютере. Формирование простых запросов»
Проверочная работа 4. «Моделирование и формализация» (контрольная работа)
Тема 5. Алгоритмизация и программирование (9 ч)
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Практические:
Пр. 14 «Разработка программ на работу с массивами»
Пр. 15 «Разработка программ на поиск и сортировку массива»
Пр. 16 «Разработка программ на использование вспомогательных алгоритмов»
Проверочная работа 5. «Алгоритмизация и программирование» (контрольная работа)
Тема. 6. Обработка числовой информации (6 ч)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Практические:
Пр. 17 «Использование встроенных функций»
Пр. 18 «Сортировка таблиц и поиск данных в них»
Пр. 19 «Построение графиков и диаграмм»
Проверочная работа 6. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (контрольный тест)
Тема 7. Коммуникационные технологии (10 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Практические:
Пр. 20 «Поиск информации в Интернете. Информационная безопасность».
Пр. 21 «Работа с электронной почтой»
Пр. 22 «Разработка и публикация сайта»
Проверочная работа 7. «Коммуникационные технологии» (контрольная работа)
Повторение - 3 ч
Обобщение и систематизация основных понятий курса.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов, ч. | Из них |
Практические работы | Контрольные работы |
1 | Математические основы информатики | 13 | 5 | 1 |
2 | Основы алгоритмизации | 10 | 3 | 1 |
3 | Начала программирования | 9 | 3 | 1 |
4 | Моделирование и формализация | 8 | 2 | 1 |
5 | Алгоритмизация и программирование | 9 | 3 | 1 |
6 | Обработка числовой информации | 6 | 3 | 1 |
7 | Коммуникационные технологии | 10 | 3 | 1 |
| Повторение | 3 | | |
| Итого | 68 | 22 | 7 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
9А класс
2 часа в неделю, всего 68 часа
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Тема 1. «Математические основы информатики» | 13 | | |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | |
2 | Общие сведения о системах счисления. | 1 | | |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | | |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. «Компьютерные» системы счисления. | 1 | | |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Пр.1 «Операции с числами в различных системах счисления» | 1 | | |
6 | Представление целых чисел | 1 | | |
7 | Представление вещественных чисел Пр.2 «Число и его компьютерный код» | 1 | | |
8 | Высказывание. Логические операции. | 1 | | |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений. Пр. 3. «Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения» | 1 | | |
10 | Свойства логических операций. Пр. 4 «Преобразование логических выражений» | 1 | | |
11 | Решение логических задач. Пр. 5 «Решение логических задач» | 1 | | |
12 | Логические элементы | 1 | | |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 1 «Математические основы информатики» (к/р). | 1 | | |
Тема 2. «Основы алгоритмизации» | 10 | | |
14 | Алгоритмы и исполнители. | 1 | | |
15 | Способы записи алгоритмов. | 1 | | |
16 | Объекты алгоритмов. | 1 | | |
17 | Алгоритмическая конструкция следование Пр.6 «Построение алгоритмов «следование» | 1 | | |
18 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | 1 | | |
19 | Неполная форма ветвления Пр.7 «Построение алгоритмов «ветвление» | 1 | | |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы | 1 | | |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | | |
22 | Цикл с заданным числом повторений Пр.8 «Построение алгоритмов повторения с заданным числом повторений» | 1 | | |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 2 «Основы алгоритмизации» (к/р). | 1 | | |
Тема 3. «Начала программирования» | 9 | | |
24 | Общие сведения о языке программирования. Паскаль. Организация ввода и вывода данных | 1 | | |
25 | Программирование линейных алгоритмов Пр. 9 «Разработка программ с использованием линейных алгоритмов» | 1 | | |
26 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | | |
27 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Пр. 10 «Разработка программы с использованием составного оператора ветвления» | 1 | | |
28 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | | |
29 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | | |
30 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | | |
31 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. Пр. 11 «Разработка программ с использованием различных циклов» | 1 | | |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 3 «Начала программирования» (к/тест). | 1 | | |
Тема 4. «Моделирование и формализация» | 8 | | |
33 | Моделирование как метод познания | 1 | | |
34 | Знаковые модели | 1 | | |
35 | Графические модели | 1 | | |
36 | Табличные модели | 1 | | |
37 | БД как модель предметной области. Реляционные БД | 1 | | |
38 | Система управления базами данных Пр.12 «Работа с готовой БД: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы» | 1 | | |
39 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных Пр. 13 Создание однотабличной БД на компьютере. Формирование простых запросов» | 1 | | |
40 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 4 «Моделирование и формализация» (к/р). | 1 | | |
Тема 5. «Алгоритмизация и программирование» | 9 | | |
41 | Решение задач на компьютере | 1 | | |
42 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | 1 | | |
43 | Вычисление суммы элементов массива Пр. 14 «Разработка программ на работу с массивами» | 1 | | |
44 | Последовательный поиск в массиве | 1 | | |
45 | Сортировка массива Пр. 15 «Разработка программ на поиск и сортировку массива» | 1 | | |
46 | Конструирование алгоритмов | 1 | | |
47 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль Пр. 16 «Разработка программ на использование вспомогательных алгоритмов» | 1 | | |
48 | Алгоритмы управления. | 1 | | |
49 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 5 «Алгоритмизация и программирование» (к/р). | 1 | | |
Тема 6. «Обработка числовой информации» | 6 | | |
50 | Электронные таблицы. | 1 | | |
51 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | 1 | | |
52 | Встроенные функции. Логические функции Пр. 17 «Использование встроенных функций» | 1 | | |
53 | Сортировка и поиск данных Пр. 18 «Сортировка таблиц и поиск данных в них» | 1 | | |
54 | Построение диаграмм и графиков. Пр. 19 «Построение графиков и диаграмм» | 1 | | |
55 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 6 «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (к/тест). | 1 | | |
Тема 7. «Коммуникационные технологии» | 10 | | |
56 | Локальные и глобальные компьютерные сети. Работа в локальной сети. | 1 | | |
57 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | | |
58 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 | | |
59 | Всемирная паутина. Файловые архивы. Пр. 20 «Поиск информации в Интернете. Информационная безопасность» | 1 | | |
60 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Пр. 21 «Работа с электронной почтой» | 1 | | |
61 | Технологии создания сайта. | 1 | | |
62 | Содержание и структура сайта. | 1 | | |
63 | Оформление сайта. | 1 | | |
64 | Размещение сайта в Интернете. Пр.22 «Разработка и публикация сайта» | 1 | | |
65 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа 7 «Коммуникационные технологии» (к/р). | 1 | | |
Повторение | 3 | | |
66 | Обобщение и систематизация основных понятий курса. | 1 | | |
67 | Обобщение и систематизация основных понятий курса. | 1 | | |
68 | Итоговый урок. Обобщение и систематизация основных понятий курса. | 1 | | |
14