Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правила работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых — сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?». У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использовании информационных технологий, осознает их практическую значимость".
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса «Информатика и ИКТ» формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:
Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
сличать результат действий с эталоном (целью);
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
составление знаково-символических моделей (в теме «Поиск информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», «Информационная деятельность человека»);
использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
составление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);
использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.
Логические универсальные учебные действия:
анализ объектов в целях выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Работа с текстовой информацией на компьютере», «Технология работы с графической информацией»);
синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерная программа «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
построение логической цепи рассуждений.
По окончании изучения курса «Информатика и ИКТ» выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
устанавливать аналогии;
строить логическую цепь рассуждений;
осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно владеть общими приёмами решения задач; — формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предметные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» представлены в разделе «Содержание курса».
Планируемые результаты изучения «Информатики»
Цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» направлена на достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Личностные результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям
задачи;
• ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;
• развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды;
• установка на здоровый образ жизни.
Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник начальной школы научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды;
• вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.
Выпускник получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы;
• выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов.
Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций; строить логическое рассуждение.
В сфере коммуникативных универсальных учебных умений выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что – нет.
Выпускник получит возможность научиться: с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом содержания предметных областей «Математика и информатика» и «Технология».
В результате изучения информатики в 4 классе учащиеся должны:
уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
уметь работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
уметь представлять материал в табличном виде.
уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
уметь анализировать результаты сравнения.
уметь объединять предметы по общему признаку.
различать целое и части.
использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…».
уметь элементарно обосновывать высказанное суждение.
уметь выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.
уметь определять способы контроля и оценки деятельности;
определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидеть трудности, находить ошибки в работе и их исправлять.
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться: сравнивать и обобщать информацию, представлять в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова; составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме; планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию в разной форме; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы
и прогнозы); пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Содержание учебного предмета
Компьютер: устройства и программы – 8 часов
Современный персональный компьютер: типы, разновидности компьютеров. Элементами компьютера являются устройства и программы. Устройства компьютера: устройства ввода информации, устройства хранения информации, устройства обработки информации, устройства вывода информации. Компьютерные программы. Организация хранения информации в компьютере. Файлы. Папки. Работа с папками и файлами: переименование, копирование, перемещение, удаление.
Технология работы с графической информацией – 8 часов
Графические редакторы. Создание изображений. Добавление текста к рисунку. Отображение изображений. Создание слайд-шоу.
Технология работы с текстовой информацией – 10 часов
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Соблюдение гигиенических условий работы, в том числе выполнение зарядки для глаз и пальцев рук. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах
клавиатурного письма, пользование мышью. Организация информации на компьютере (система файлов и папок). Создание системы папок для хранения собственной информации на компьютере. Работа с текстовой информацией на компьютере. Текстовый редактор. Ввод данных. Работа с документом. Редактирование. Форматирование абзаца. Добавление изображения в текстовый документ. Технология работы с числовой информацией.
Информационные деятельность человека. Компьютерные сети – 8 часов
Информационные деятельность человека. Поиск информации. Библиотека и компьютер. Компьютерные сети. Общение и Интернет. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Информационная безопасность личности.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов, отводимых на освоение темы |
1 | Компьютер: устройство и программы | 8 |
2 | Технология работы с графической информацией | 8 |
3 | Технология работы с текстовой информацией | 10 |
4 | Информационная деятельность человека. Компьютерные сети | 8 |
Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование уроков информатики
в 4 классе
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактического проведения |
Компьютер: устройство и программы - 8 часов |
1 | Правила поведения в компьютерном классе | 1 | | |
2 | Как выглядит современный компьютер? | 1 | | |
3 | Устройства компьютера | 1 | | |
4 | Компьютерные программы | 1 | | |
5 | Организация хранения информации в компьютере. Файлы | 1 | | |
6 | Работа с файлами и папками Проверочная работа | 1 | | |
7 | Объекты | 1 | | |
8 | Свойства и действия объектов | 1 | | |
Технология работы с графической информацией - 8 часов |
9 | Графические редакторы | 1 | | |
10 | Создание изображений | 1 | | |
11 | Добавление текста к рисунку | 1 | | |
12 | Отражение изображений | 1 | | |
13 | Создание слайд-шоу Проверочная работа | 1 | | |
14 | Создание слайд-шоу Проверочная работа | 1 | | |
15 | Алгоритмизация и программирование | 1 | | |
16 | Алгоритмизация и программирование | 1 | | |
Технология работы с текстовой информацией - 10 часов |
17 | Работа с текстовой информацией на компьютере | 1 | | |
18 | Текстовый редактор. Ввод данных. Работа с документом | 1 | | |
19 | Редактирование текстового документа | 1 | | |
20 | Редактирование текстового документа | 1 | | |
21 | Форматирование текстового документа, абзаца | 1 | | |
22 | Форматирование абзаца | 1 | | |
23 | Добавление изображений в текстовый документ | 1 | | |
24 | Проект. Проверочная работа | 1 | | |
25 | Технология работы с числовой информацией | 1 | | |
26 | Резервное время. Организация информации. Схемы. Таблицы | 1 | | |
Информационная деятельность человека. Компьютерные сети - 8 часов |
27 | Информационная деятельность человека | 1 | | |
28 | Поиск информации. Библиотека | 1 | | |
29 | Поиск информации. Компьютер | 1 | | |
30 | Компьютерные сети. Общение и Интернет | 1 | | |
31 | Компьютерные сети. Общение и Интернет | 1 | | |
32 | Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Информационная безопасность личности | 1 | | |
33 | Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Информационная безопасность личности | 1 | | |
34 | Итоговая контрольная работа. Множества и операции | 1 | | |
Итого: | 34 |