Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования с использованием рекомендаций авторской программы И. Г. Семакина, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
На изучение информатики и ИКТ в 11 классе выделено 68 учебных часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Из них программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 2,
- практических работ – 10.
Рабочая программа ориентирована на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,
а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.
Изменения, внесенные в рабочую программу.
По авторской программе на изучение предмета выделено 70 учебных часов. Рабочая программа сокращена до 68 часов (согласно учебно-календарному графику школы) за счет резерва учебного времени (6 часов), выделенного в авторской программе. Оставшиеся 4 часа резерва учебного времени в рабочей программе распределен по разделам:
1 час на раздел "Web-сайт" для выполнения контрольной работы;
2 часа на раздел "Социальная информатика" для подготовки учащимися проектов по данной теме;
1 час на повторение и подведение итогов.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на курс информатики и ИКТ в 11 классе отводится 2 часа в неделю – 68 часов.
Срок реализации учебной программы – 2015-2016 уч. год.
Учебно-тематический план
№ раздела | Тема раздела | Количество часов |
по авторской | по рабочей |
1 | Информационные системы | 1 | 1 |
2 | Гипертекст | 3 | 3 |
3 | Интернет как информационная система | 8 | 8 |
4 | Web-сайт | 5 | 6 |
5 | ГИС | 2 | 2 |
6 | Базы данных и СУБД | 7 | 7 |
7 | Запросы к базе данных | 10 | 10 |
8 | Моделирование зависимостей; статистическое моделирование | 6 | 6 |
9 | Корреляционное моделирование | 3 | 3 |
10 | Оптимальное планирование | 5 | 5 |
11 | Социальная информатика | 4 | 6 |
12 | Программирование для ЭВМ | 10 | 10 |
13 | Повторение | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
- что такое ГИС
- области приложения ГИС
- как устроена ГИС
- приемы навигации в ГИС
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень)
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Тематическое планирование 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ | Тема урока. | Дата | Приме-чания |
план | факт |
2. Информационные системы – 1 час. |
1 | Инструктаж по ТБ и правилам поведения в компьютерном классе. Понятие ИС, классификация. | | | |
3. Гипертекст – 3 часа. |
2 | Текстовый документ как структура данных. | | | |
3 | Закладки и гиперссылки. | | | |
4 | Практическая работа №1: «Гипертекстовые структуры». | | | |
4. Интернет как информационная система – 8 часов. |
5 | Интернет как информационная система | | | |
6 | Интернет: работа с электронной почтой. | | | |
7 | Всемирная паутина. | | | |
8 | Практическая работа №2: «Работа с браузером. Просмотр Web-страниц». | | | |
9 | Средства поиска в Интернете. | | | |
10 | Сохранение загруженных Web-страниц. | | | |
11 | Интернет: работа с поисковыми системами. | | | |
12 | Практическая работа №3: «Работа с поисковыми системами». | | | |
5. Web-сайт – 6 часов. |
13 | Web-сайт – гиперструктура данных. | | | |
14 | Способы создания Web-сайта. | | | |
15 | Практическая работа №4: «Создание сайта с помощью Microsoft Word». | | | |
16 | Язык HTML. | | | |
17 | Создание Web-страниц на языке HTML. | | | |
18 | Контрольная работа №1: «Интернет как информационная система. Web-сайт». | | | |
6. ГИС – 2 часа. |
19 | Геоинформационные системы. | | | |
20 | Поиск информации в ГИС. | | | |
7. База данных и СУБД –7 часов. |
21 | База данных – основа информационной системы. | | | |
22 | Проектирование многотабличной БД. | | | |
23 | Создание БД. | | | |
24 | СУБД MS Access. | | | |
25 | Формы и отчеты в MS Access. | | | |
26 | Установление связей между таблицами. | | | |
27 | Практическая работа №5: «Создание БД «Приемная комиссия». | | | |
8. Запросы к базе данных – 10 часов. |
28 | Запросы к базе данных. | | | |
29 | Основные понятия алгебры логики. | | | |
30 | Логические операции и схемы. | | | |
31 | Логические выражения и таблицы истинности. | | | |
32 | Логические законы и правила преобразования логических выражений. | | | |
33 | Контрольная работа №2: «Основы логики». | | | |
34 | Логические условия выбора данных. | | | |
35 | Простые запросы с помощью конструктора. | | | |
36 | Практическая работа №6: «Сложные запросы». | | | |
37 | Запросы на удаление. Вычисляемые поля. | | | |
9. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование – 6 часов. |
38 | Моделирование зависимостей. | | | |
39 | Электронные таблицы MS Excel. | | | |
40 | Формулы и функции в MS Excel. | | | |
41 | Получение регрессионных моделей в MS Excel. | | | |
42 | Модели статистического прогнозирования. | | | |
43 | Практическая работа №7: «Прогнозирование в MS Excel». | | | |
10. Корреляционное моделирование – 3 часа. |
44 | Корреляционное моделирование. | | | |
45 | Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel. | | | |
46 | Анализ гипотетической корреляционной зависимости. | | | |
11. Оптимальное планирование – 5 часов. |
47 | Модели оптимального планирования. | | | |
48 | Применение оптимального планирования. | | | |
49 | Поиск решения в MS Excel. | | | |
50 | Решение задач оптимального планирования. | | | |
51 | Практическая работа №8: «Оптимальное планирование в MS Excel». | | | |
12. Основы социальной информатики – 6 часов. |
52 | Информационные ресурсы. | | | |
53 | Информационное общество. | | | |
54 | Правовое регулирование в информационной сфере. | | | |
55 | Проблема информационной безопасности. | | | |
56 | Работа над проектом по социальной информатике. | | | |
57 | Презентация проектов по социальной информатике. | | | |
12. Программирование для ЭВМ – 10 часов. |
58. Программирование на языке Паскаль | | | | |
59. Программирование линейных алгоритмов. | | | | |
60. Программирование ветвящихся алгоритмов. | | | | |
61. Программирование циклических алгоритмов. | | | | |
62. Массивы. | | | | |
63. Обработка массивов. | | | | |
64. Практическая работа №9: «Массивы». | | | | |
65. Подпрограммы. | | | | |
66. Строковые переменные. | | | | |
67. Практическая работа №10: «Обработка строк». | | | | |
13. Повторение – 1 час. |
68 | Повторение. Подведение итогов изучения курса информатики и ИКТ. | | | |
Программно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программно-методическое обеспечение.
1. Примерная программа среднего (полного) общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования с использованием рекомендаций авторской программы И. Г. Семакина, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
2. Информатика и ИКТ : учебник для 10-11 класса. – 5-е изд. Семакин И. Г., Хеннер Е.К. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 класса/ И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы: методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) «Информатика – базовый курс», Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.
Материально-техническое обеспечение.
1. Компьютер учителя.
2. Компьютеры обучающихся (7 шт.)
3. Проектор.
4. Локальная сеть с выходом в Интернет.
7. Доска маркерная.