СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по искусству для 9 класса

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа познакомит учащихся с различными видами искусства, с функциями, которые они выполняют в жизни человека и общества Она поможет приобщиться к художественно - творческой деятельности на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству для 9 класса»

Рассмотрено на заседании МО УТВЕРЖДЕНА

Протокол № от приказом директора

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №12»

от 2016 г. №




Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12»



Рабочая программа


Предмет: ИСКУССТВО

Класс (ы): _9_

Базовый уровень






Учитель: Крючкова О.А.






г. Дзержинск

на 2016 / 2017 учебный год


Рабочая программа


На 2016 / 2017 учебный год


Предмет: ИСКУССТВО

Класс (ы) 9_Учитель: Крючкова О.А.

Пояснительная записка Количество часов в неделю 1


Программы общеобразовательных учреждений

«ИСКУССТВО»

С краткими методическими рекомендациями


Коллектив авторов: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

Москва, Издательство «Просвещение»,2007 год

Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации


Учебный комплекс для учащихся:

Учебник «Искусство» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений

Авторы: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.


Москва, Издательство «Просвещение», 2011 год

Учебник допущен Министерством образования и науки Российской Федерации.








Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения – в VШ и 1Х классах.

Цель программы: - развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Требования к уровню подготовки учащихся:

-представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;

- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;

- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

- использовать приобретённые знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.



Учебно-тематический план

Предмет «ИСКУССТВО» 9 класс



урока по теме

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания, понятия

Средства наглядности, перечень оборудования

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

Коррекция

1 раздел. Воздействующая сила искусства. 9 час.

1,2

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство ка способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.

Уроки изучения нового материала

Искусство и власть. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Статуи, Триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Репродукции :Донателло. Статуя кондотьера Гаттамелаты. Падуя.

Триумфальная арка на Елисейских Полях в Париже.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве.

Д. Левицкий. Екатерина П.

Привести примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.

Самоконтроль.

Устные и письменные сообщения.



3

Композиции и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Комбинированный урок

Общие средства художественной выразительности: композиция, форма, цвет, ритм, пропорции, фактура, тон, интонация и др. Вертикальная композиция. Горизонтальная композиция.

Репродукции: А.Венецианов. Спящий пастушок; С. Боттичелли. Весна.


Создать изобразительную композицию.

Текущий контроль.

Подготовить реферат.



4,5

Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры.

Комбинированные уроки

.Драматургия. Мультипликация.

Телевидение и киноиндустрия. Стилизация ( трансформация).

Просмотр фрагментов фильмов и анимации.

Создать стилизованного котёнка.

Уяснить понятие позитивные и негативные грани внушающей силы искусства.



6,7

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Комбинированные уроки

Синтез искусств – соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.

Просмотр фотографий храмов.

.Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?

Прослушать музыку сопровождающую богослужения в разных религиях.



8,9

Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.) Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.


Комбинированные уроки

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Просмотр фрагментов фильмов, анимации. Прослушать фрагмент мюзикла.

Эскизы декораций к спектаклю.

Просмотр концертной программы



2 раздел Искусство предвосхищает будущее. 7 час.

1,2

Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

Урок изучения нового материала

Мифы Древней Греции. Кассандра – дочь троянского царя. Мультфильмы. Предсказания в искусстве.

Сказки, народные предания, легенды. Репродукции : В. Васнецов. Ковёр-самолёт; А. Дюрер. Четыре всадника.

Какие знания даёт искусство?

Эссе о явлении современного искусства. ( Изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра.)



3,4,5

Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях.

Комбинированный урок.

Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Писатель Жюль Верн. Русский писатель Алексей Толстой. Научная фантастика.

Эскизы Леонардо да Винчи. Иллюстрации к книгам Ж. Верна, А. Н. Толстого.

Создать композицию отражающую ваше представление о будущем России.

Эскиз к произведению А Толстого.




6,7

Предсказание сложных коллизий ХХ-ХХ1 вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.


Комбинированный урок.

Многие открытия учёных оказали неоценимую услугу искусству. Синергетика, фрактал, фрактальная геометрия. Диссимметрия. Антисимметрия.

Репродукции: М. Эшер. Солнце и луна; День и ночь; М. Ларионов. Петух.

Создать эскизы товарного знака.

Просмотр товарных знаков различных фирм.




3 раздел. Дар созидания. Практическая функция. 10 час.


1

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Урок изучения нового материала.

«Промышленное искусство», «Техническая эстетика» , «Дизайн».

Презентация. Репродукции: Эйфелева башня. Париж. Кремль. Москва.

Проследить историческую трансформацию утюга, запись в тетрадь. Текущий контроль.

Фотомонтаж «Фонари на улицах города»

Учебник стр.136-137




2,3

Архитектура: планировка и строительство городов.

Комбинированные уроки.

Архитектура исторического города. Архитектура современного города.

Монументальная живопись и декоративная скульптура.

Презентация. Репродукции: В. Васнецов. Расцвет Кремля. Афинский Акрополь. Греция.

Дом Оперы. Сидней. Австралия.

Подготовить эскиз- проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера.

Самоконтроль.

Учебник стр.138-145.

Сделать проект детской площадки.




4,5

Специфика изображений в полиграфии.

Комбинированные уроки.

Полиграфическая промышленность. Книжная графика. Журнальная графика.

Репродукции: Г. Доре. Дон Кихот.

А. Бенуа. Медный всадник.

Логотипы известных мировых брендов.

Оформить поздравительную открытку. Самоконтроль. Текущий контроль.

Учебник стр.146-151

Разработать рекламу какого-либо товара. Или антирекламу.




6

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Комбинированный урок

Дизайн – проект, замысел, чертёж, рисунок. Модерн, классицизм, арт-деко, минимализм, хай-тек.

Репродукции фрагментов деревянной резьбы, интерьеров предметов быта.

Выполнить рисунок предмета быта.

Текущий контроль.

Учебник стр. 152-155

Выполнить проект оформления посуды.




7

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Комбинированный урок

Символика орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.

Форма, украшения предметов.

Презентация. Репродукции предметов народных промыслов.

Текущий контроль.

Выполнить эскиз росписи по мотивам русского народного промысла: Хохлома, Городец, Жостово.

Учебник стр.156-161

Проанализировать символику орнаментов Городецкой росписи.




8

Музыка в быту.

Комбинированный урок

Музыка серьёзная. «Классический» значит «Образцовый» Лёгкая музыка. Песни. Танцевальная музыка. Марш.

Фрагменты музыкальных произведений.

Прослушать фрагменты музыкальных произведений и определить к какой области музыки она относится.

Текущий контроль. Самоконтроль.

Составить перечень музыкальных произведений из своей фонотеки по разделам: «Классическая», «Народная», «Современная музыка».

Учебник стр.162-165




9

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.

Комбинированный урок

Массовые, общедоступные искусства. Фотография, кино, театр, телевидение

Фрагменты кино и мультфильмов.

Просмотр фрагментов. Записать в тетради виды киноискусства.

Самоконтроль.

Придумайте сюжет небольшого мультфильма.

Учебник стр.166-173




10

Единство стиля в материальной и духовной культуре.


Обобщающий урок

Изобразительная природа кино. Особенности киномузыки. Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов.

Фрагменты кинофильма «Летят журавли». Музыка в кино.

Текущий контроль.

Прослушать песни в исполнении Лары Фабиан.

Учебник стр.174-181




4 раздел Искусство и открытие мира для себя. 8 час.


1

Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы.

Комбинированный урок

В библиотеке, в лаборатории, под водой. С вопроса начинается творчество и художественное, и научное.

Презентации. Репродукции П. Пикассо, М. Нестеров.

Текущий контроль. Какое место в развитии человечества, в познании мира занимает искусство?

Учебник стр. 182-183 Сделать плакат «Экология души»



2,3

Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники.

Комбинированные уроки.

Грани соприкосновения физики и искусства. Математики и искусства. Творческое воображение Людвига ванн Бетховена. Скульптура «Родина –Мать зовет»

Презентации. Репродукции. Фрагменты музыкальных произведений.

Самоконтроль.

Место и роль науки в искусстве.

Подготовить реферат.




4,5

Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.

Комбинированные уроки.

С вопроса начинается творчество и художественное, и научное. Красота творческого озарения. Логико-знаковое мышление. Пространственно-образное мышление.


Текущий контроль.

Подобрать репродукции по теме.




6

Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья.

Комбинированный урок.

Великая заслуга Фрейда перед наукой и человечеством состояла в том, что он с помощью строгой науки взялся врачевать человеческую душу. А ϶ᴛᴏ значит научить человека смотреть на мир и на самого себя открытыми глазами, видеть мир вокруг и внутри себя такими, каковы они есть, со всеми достоинствами и недостатками, со всем тем, что в них есть хорошего и плохого, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, доброго и злого, совершен­ного и извращенного.

Литература. « Эдгар По. Психоаналитический очерк»

Текущий контроль.

Рисунок к произведениям Т.Манна.

Найти современные статьи о пользе творческой деятельности человека.




7,8

Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека.


Комбинированный урок.

Обобщающий урок.

. Синергетика изучает механизмы самоорганизации определенного класса систем (открытых и нелинейных) самой различной природы, начиная с физики и кончая социологией и загадками человеческого Я, системой его сознания и подсознания. Многие из фракталов можно рассматривать как новую форму минималистского геометрического искусства.    Бионика - это архитектура будущего, которая стремится к синтезу природы и современных технологий.






Просмотр фрагментов спектаклей, кино.

Репродукции.

Самоконтроль. Текущий контроль.


Исследовательский проект.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!