Рабочая программа предназначена для школьников второго концентра обучения. Программа призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран. Его главная задача – сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человечества, роли и месте России в мировом развитии на различных его этапах.
Рабочая программа по истории России (с древнейших времен до конца XIX в.). Составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 10 класса. Предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений и включает в себя: обязательный минимум содержания - История России – часть всемирной истории; История России. 10 класс п. р. А. Н. Сахарова, В.И. Буганова в 2-х частях, М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся 10 класса на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность значимых явлений и процессов, определять собственную позицию по отношению к ним;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и России с древнейших времен до конца XIX в.;
- формирование представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в данный период;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности составлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого.
Преподавание дисциплины предполагает проведение различных форм занятий: лекция- диалог, проблемная лекция, семинар, практическое осмысление теоретических знаний во время самостоятельной работы. В каждой теме предусмотрены практические занятия, с использованием самостоятельной работы, составления структурных схем, таблиц, опорных конспектов, систематизирующих информацию.
Для проверки знаний учащихся 10 классов по окончании изучения тем рекомендуется проводить текущий контроль. Фронтальный, индивидуальный опросы, тестирование, проверочные, творческие работы, работу на семинарах и зачетах.
В результате усвоения курса учащиеся должны получить базовые знания по истории, выработать навыки работы с учебными текстами исторического характера, уметь отвечать на поставленные вопросы и выполнять предложенные задания. По истечении каждого урока для повышения качества преподавания и обучения планируется рефлексия:
1. Я узнал (а)…
2. Я понял (а)...
3. Я научился/ научилась …
4. Я заинтересовался/ заинтересовалась…
10 класс. Введение. История России – часть всемирной истории. (Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.)
Раздел I. Народы и древнейшие государства на территории России.
Тема 1. Природно - климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии
Тема 2. Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев.
Тема 3. Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Раздел II. Русь в IX- начале XII в.
Тема 1. Возникновение Древнерусского государства.
Тема 2. Начало династии Рюриковичей.
Тема 3. Основные аспекты правления князя Святослава.
Тема 4. Принятие христианства на Руси.
Тема 5. Приморье в IV – X вв.
Тема 6. Развитие норм права на Руси.
Тема 7. Феодальная земельная собственность. Категории населения. Христианская культура и языческие традиции Руси.
Повторительно- обобщающий урок. Народы и древнейшие государства на территории России. Русь в IX- начале XII в.
Раздел III. Русские земли и княжества в XII –середине XV в.
Тема 1. Русь при внуках Ярослава Мудрого. Правление Владимира Мономаха.
Тема 2. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Руси в
XII – начале XIII вв.
Тема 3. Культура Руси (X – начало XIII в.). Зарождение русской цивилизации.
Тема 4. Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234 гг.).
Тема 5. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Золотая Орда. Монголо – татарское иго.
Тема 6. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией.
Тема 7. Начало возрождения Руси
Тема 8. Политические, социальные, экономические и территориально- географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.
Тема 9. Эпоха Куликовской битвы. Правление Дмитрия Донского и его преемника- Василия I.
Тема 10. Феодальная война на Руси.
Раздел IV. Российское государство во второй половине XV-XVII в.
Тема 1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
Тема 2. Хозяйственное, политическое, религиозное и культурное развитие русских земель и княжеств в XV в.
Тема 3. Основные аспекты внутренней политики Ивана IV. Реформы середины XVI в.
Тема 4. Внешняя политика Ивана IV.
Тема 5. Опричнина. Последние годы правления царя Ивана IV.
Тема 6. Эпоха Ивана Грозного. Новые явления в русской культуре.
Тема 7. Причины и характер Смуты в России.
Тема 8. Кризис общества и государства.
Тема 9. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Тема 10. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.
Тема 11. Новые явления в экономике. (Начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров.)
Тема 12. Социальные движения в России во второй половине XVII в.
Тема 13. Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича.
Тема 14. Расширение территории Российского государства в XVII в. Народы России.
Тема 15. Приморье в XII – XVII вв.
Тема 16. Россия накануне преобразований. Приход к власти Петра I.
Тема 17. Культура и быт народов Российского государства в XVII в. (Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Народная культура. Усиление светских элементов в русской культуре. Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Театр. Живопись. Музыка. Быт.).
Повторительно- обобщающий урок. Русское государство в XII – XVII вв.
Раздел V. Россия в XVIII – середине XIX в.
Тема 1. Эпоха Петра I. Внешняя политика.
Тема 2. Петровские преобразования. Особенности российского абсолютизма.
Тема 3. Россия в период дворцовых переворотов.
Тема 4. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.
Тема 5. Экономика и население России во второй половине XVIII века.
Тема 6. Культура и быт русского государства.
Тема 7. Внутренняя и внешняя политика Павла I .
Тема 8. Александр I. Начало правления.
Тема 9. Отечественная война 1812 г.
Тема 10. Жизнь России в послевоенный период.
Тема 11. Движение декабристов.
Тема 12. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Развитие капиталистических отношений.
Тема 13. Внешняя политика Николая I .
Тема 14. Славянофилы и западники. Русская Православная церковь. Русский утопический социализм
Тема 15. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой первой половины XIX в.
Раздел VI. Россия во второй половине XIX в.
Тема 1. Отмена крепостного права
Тема 2. Реформы 1860 – 1870 гг.
Тема 3. Россия и европейские державы.
Тема 4. Россия после отмены крепостного права
Тема 5. Народничество. Политический террор.
Тема 6. Политика контрреформ.
Тема 7. Государственно – социальная система России в конце XIX в.
Тема 8. Дальний Восток России в XIX в.
Тема 9. Русская культура во второй половине XIX в.
Повторительно - обобщающий урок. Россия в XVIII –XIX вв. Итоговое повторение
В результате изучения истории России (с древнейших времен до конца XIX в.) учащийся 10 класса должен:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
1. Самостоятельно формулирует задание.
2. Выбирает для выполнения определённого задания необходимую основную и дополнительную литературу.
3. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов.
4. Оценивает результаты собственной деятельности.
5. Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками.
6. Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её.
7. Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебник и рабочие тетради по истории России (с древнейших времен до конца XIX в.).
8. Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.
9. Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.
1. Ориентируется в учебниках.
2. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.
4. Составляет сложный/ развернутый план исторического текста.
5. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные исторические объекты, факты, события, явления.
6. Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, мини – сочинений (эссе), таблиц, сообщений.
7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
1. Владеет монологовой и диалоговой формой речи.
2.Читает вслух и про себя тексты учебника, других книг, понимает прочитанное.
3. Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
4. Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию.
5. Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре.
6. Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.
7. Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
8. Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач.
1. Кадневский В.М.. История России с древнейших времен до конца XVIII в. Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учебно – методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001. – 256 с.
авторы В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров – М., «Просвещение», 2011 г.
.
№ | Факт дата | Практ дата | Тема уроков | Дидактическая модель обучения | Вид деятельности учащихся | Содержание | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информационная (понятия, персоналии) | Д\з |
1 | | | Введение | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Выявление исторических особенностей Российского государства. Фронтальная. Определить геополитическое положение России | Географическое положение страны. Природа и ее влияние на судьбы страны. Роль личности. | Уровни освоения Репродуктивный: - называть особенности российской цивилизации; - перечислять источники исторических знаний; - давать определение понятиям: предыстория, история, цивилизация. Продуктивный: - характеризовать этапы российской истории; - объяснять сущность взглядов на российскую цивилизацию; - аргументированно доказывать свою точку зрения на проблему: «Россия - это Запад или Восток?» | Понятия: предыстория, история, цивилизация, эшелонная модель развития. История России -часть всемирной истории | с.5-15 Составить план |
2 | | | Появление человека на территории Восточной Европы | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Выявление основных периодов истории Фронтальная. Определить факторы развития человека и общества в период предыстории | Начало истории. Человек и ледник. Люди эпохи палеолита. Послеледни-ковый период. | Репродуктивный: - называть места в России, где были обнаружены следы обитания древнейших людей ; - перечислять периоды истории; - давать определение понятиям: матриархат, патриархат Продуктивный: - характеризовать родовую общину; - характеризовать неолитическую революцию. | Понятия: неолитическая революция, человек, гомо сапиенс | § 1 ответить на вопросы |
3 | | | Формиро-вание народов. | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Определять географические Районы развития основных групп населения Евразии. Индивидуальная. Составить карто- схему по расселению индоевропейцев | Конец равенства людей. Складывание народов. Индоевропейцы. Расселение индоевропейцев. | Репродуктивный: - давать определение понятиям: индоевро- пейцы, Великое переселение народов, сла- вяне, трипольцы, колонизация, скифы, эт- ногенез; - называть потомков индоевропейцев, оп- ределять их места расселения на карте; - показывать на карте предполагаемую прародину славян, направления славянско- го расселения народов; - определять место предков славян среди индоевропейцев. Продуктивный: - определять влияние Великого переселе- ния народов на формирование праславян- ского этноса; - характеризовать историческую роль предков славян в период нашествия коче- вых орд с Востока, отношения с соседями | Понятия: индоевропейцы славяне. Великое переселение народов, трипольцы, колонизация, скифы, этногенез | § 2. Анализ документа. |
4 | | | Появление славян | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Определять взаимосвязь природно-климатических условий и занятий восточных славян. Индивидуальная. На карте находить расселение восточнославянских племен | Споры о прародине славян. Первые нашествия. Скифы. Великое переселение народов. | Репродуктивный: - давать определение понятиям: племена, община, язычество, религия, политеизм, путь «из варяг в греки», «военная демократия», государство, дружина, род; - показывать на карте расселение славянских племен, путь «из варяг в греки»; - перечислять предпосылки образования государства; - называть имена языческих богов. Продуктивный: - устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян; - объяснять сущность «военной демократии». | Понятия: восточнославянские племена, государство, религия, политеизм, язычество, «военная демократия», община, племенная знать, вече, дружина, род | §3 Анализ документа. |
5 | | | Славяне в V-VIIвв. Религия древних славян | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная Составление таблицы «Славянские боги». Индивидуальная. Беседа | Анты – первое восточнославян-ское государство. Славянский вождь Кий. Борьба с аварами и хазарами. Религия восточных славян. | Репродуктивный: - на карте показывать территориюпроживания славян и их соседей, давать определения понятиям. Продуктивный: - выявлять, что из верований древних славян сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев и традиций; - характеризовать языческую культуру, роль религии в жизни древних славян, общественный строй | Понятия: государство, религия, политеизм, язычество, община, племенная знать, вече, дружина, род | § 4 Составить таблицу «Славян-ские боги». |
6 | | | Предпо-сылки образования Древне-русского государства | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Беседа. Индивидуальная. Составление тезисного плана ответа | Летописец Нестор. Восточнославян-ские племена. Развитие хозяйства. Ремесла. Города. Торговля. путь «из варяг в греки» | Репродуктивный: - на карте показывать территорию Киевской Руси; - давать определения понятиям. Продуктивный: - выявлять предпосылки образования Древнерусского государства (социальные, экономические, политические, духовные, внешнеполитические). | Понятия: государство, классы, предпосылки образования Древнерусского государства, прибавочный продукт, норманнская теория, | § 5 Ответить на вопросы |
7 | | | Появление государства у восточных славян. | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная работа с картой. Индивидуальная. Беседа | Государство Русь на Днепре. Варяги. Создание единого государства Русь. Русь в начале Х в. | Репродуктивный: - на карте показывать территорию Киевской Руси, направления походов первых русских князей; - давать определения понятиям. Продуктивный: - выявлять предпосылки образования Древнерусского государства (социальные, экономические, политические, духовные, внешнеполитические); - выявлять признаки Древнерусского государства; - характеризовать основные направления деятельности первых русских князей | Понятия: государство, классы, предпосылки образования Древнерусского государства, Персоналии: Игорь, Ольга, Святослав | § 6 Ответить на вопросы |
8 | | | Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная Составление таблицы «Первые русские князья». Индивидуальная. Беседа | Княжение Игоря. Полюдье и гибель Игоря. Правление княгини Ольги. Правление Святослава. Походы на Дунай. | Репродуктивный: - на карте показывать территорию Киевской Руси, направления походов первых русских князей; - давать определения понятиям. Продуктивный: - выявлять признаки Древнерусского государства; - характеризовать основные направления деятельности первых русских князей | Понятия: прибавочный продукт, норманнская теория, Киевская Русь, полюдье, уроки, погосты, дань. | § 7 работа с понятиями. |
9 | | | Русь во времена Владимира Святославич. | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Беседа. Индивидуальная. Составление тезисного плана ответа | Первая усобица на Руси. Начало правления Владимира. Создание оборонительной системы. Крещение Руси. | Репродуктивный: - называть причины, значение и последствия принятия христианства; - показывать на карте направления походов князя Владимира. Продуктивный: - показать влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси; - выявить причины перехода Руси к монотеистической религии; - составить тезисы ответа по теме: «Владимир-язычник и Владимир-христианин -два исторических образа» | Понятия: язычество, христианство, православие. Персоналии: Владимир Святославич | § 8 Составить план |
10 | | | Правление Ярослава Мудрого. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Анализ Русской Правды, составление тезисного плана «Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого». Фронтальная. По карте проследить внешнеполитическую деятельность Ярослава Мудрого | Вторая усобица на Руси. Борьба Ярослава Мудрого за власть. Внешняя политика. | Репродуктивный: - давать определения понятиям: междоусобные войны, династический брак, Русская Правда, канонизация; - называть причины междоусобных войн, знать их основных участников; - знать основные положения Русской Правды. Продуктивный: - сравнивать причины междоусобных войн; - характеризовать Ярослава Мудрого как государственного деятеля и личность; - выяснить, чем Русская Правда отличалась от порядков предшествующего периода | Понятия: междоусобные войны, династический брак, канонизация, Русская Правда. Персоналии: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб, Святополк | § 9. Анализ документа. |
11-12 | | | Русское общество в XI в | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Характеризовать категории населения, | Развитие феодальных отношений. Русь при потомках Ярослава Мудрого. | Продуктивный: - выявить причины возникновения феодальной земельной собственности; - сравнить управление Руси на заре становления государства и в ХI в.; -охарактеризовать каждую категорию населения Руси. | Понятия: зависимое население, армия, монастырь, | §10-11 Документ на с.94-95 |
13 | | | Время новых усобиц | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Перечислить основные решения Любечского съезда князей. | Междоусобица сыновей и внуков. Половцы. В отсутствие лидера. Любечский съезд | Репродуктивный: - находить на карте города - княжеские резиденции, центры торговли, места восстаний; - знать о нашествии половцев, - рассказывать о древнерусском воинстве, монастырях, церкви. | Понятия: половцы | §12 Составить рассказ о половцах |
14 | | | Владимир Мономах. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составлять схему «Система управления страной в XI в.». | Возникновение феодальной земельной собственности. Зависимое население. Государственное управление. Армия. Города. Церковь. Монастыри. | Репродуктивный: - находить на карте города - княжеские резиденции, центры торговли, места восстаний; - знать о нашествии половцев, крестовом походе, восстании 1113г.; - рассказывать о древнерусском воинстве, монастырях, церкви. Продуктивный: сравнить управление на Руси на заре становления государства и в 9 в. | Понятия: домен, кормление, вотчина, феодал, рядович, закуп, холоп, дружина, князь, вой, церковь, монастырь. | §13 Анализ документа. |
15-17 | | | Политическая раздробленность Руси. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составление проектов по темам «Новгородская земля», «Киевское княжество», «Чер-нигово-Север-ское княжество», «Галицко-Волынское княжество», «Вла-димиро-Суздаль-ское княжество» | Причины распада единого государства. Как оценивать распад Руси. Киевское княжество. Чернигово- Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Владимиро- Суздальская земля. | Репродуктивный: - называть причины, сущность, последствия политической раздробленности; - излагать направления политики князей. Продуктивный: - характеризовать предпосылки политической раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки); - сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и европейских государств, определять сходства и различия; - высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси; - характеризовать крупные княжества; - показать влияние деятельности князей на политическое и социально-экономическое развитие русских земель | Понятия: политическая раздробленность, вече, республика. Персоналии: Андрей Боголюбский, Юрий Долгорукий, Всеволод Большое гнездо | §14-16 Анализ документа. |
18-19 | | | Культура Руси X – начала ХШ в. | Проблем- ное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Подготовка сообщений. Фронтальная. Беседа | Как зарождалась культура Руси. Письменность, грамотность, школы. Летописи. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор. | Репродуктивный: - называть деятелей культуры, героев произ- ведений; - давать определения понятий; - знать достижения культуры Руси данного периода. Продуктивный: - характеризовать культуру X в. - начала ХIIв.; - выяснить особенности формирования русской цивилизации | Понятия: культура, летопи- си, архитектура, живопись, скульп- тура, фольклор, цивилизация. Персоналии: Кирилл, Мефодий | § 17-18 Анализ документа. |
20 | | | Повторение. Тестовый контроль | заданный подход | Индивидуальная Выполнение тестов. | | Репродуктивный: выполнить тест. | | §1-28 ЕГЭ В-1 |
21 | | | Начало монголо-татарского нашествия | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуаль- ная. Составление конспекта «Этапы мон- гольского нашествия». | Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов | Репродуктивный: - проследить по исторической карте завое- вание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); - на основе данных учебника определить причины поражения русских земель. Продуктивный: - выявить предпосылки завоеваний монголов; - охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь; - определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оце- ночные суждения о характере ордынского владычества; - выявить последствия монгольского нашествия | | §19 Ответить на вопросы |
22 | | | Монгольское нашествие на Русь. | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Беседа, работа с картой по ходу изучения материала | Трагедия на Калке. Нашествие Батыя. | Репродуктивный: - проследить по исторической карте завое- вание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); - на основе данных учебника определить причины поражения русских земель. Продуктивный: - определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оце- ночные суждения о характере ордынского владычества; - выявить последствия монгольского нашествия | Понятия: Золотая Орда, ордынское иго, ярлык. Персоналии: рязанский князь Юрий, Евпатий Коловрат | §19 Ответить на вопросы |
23 | | | Вторжение крестоносцев. Александр Невский. | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Обсуждение вопроса «Итоги и последствия вторжения крестоносцев». Фронтальная. Участие в дискуссии, работа с картой | Натиск с северо-запада. Александр Невский. Ордынское владычество на Руси. Восстание на Руси. | Репродуктивный: - знать основные факты и хронологию событий немецко-шведской агрессии на Русь; - используя карту, рассказывать об отражении опасности с Запада. Продуктивный: - раскрывать причины вторжения крестоносцев на Русь; - определять последствия вторжения крестоносцев на Русь. Творческий: - Дискутировать по проблеме: «Все славянские народы утрачивали национальную самостоятельность, кроме русских. Выбор А. Невского сохранил возможность формирования русской государственности. Согласны ли вы с данным мнением?» | Понятия: экспансия, Невская битва, ледовое побоище, крестоносцы, рыцарские ордена. Персоналии: Александр Невский | §20 Ответить на вопросы |
24 | | | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15 вв. | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Решение проблемных задач, беседа, работа с картой | Хозяйство - от упадка к подъему. Крестьяне и холопы. Ремесленники и купцы. | Репродуктивный: - излагать политику А. Невского в отношении Золотой Орды и ее последствия. Продуктивный: - характеризовать основные общественные группы Руси; антиордынские выступления; - выяснить, какие субъективные и объективные факторы повлияли на подъем северо-восточных русских земель | Понятия: антиордынские выступления, поместье. Персоналии: Александр Невский | §21 Охарактеризуйте основные обществен-ные группы Руси. |
25 | | | Москва -центр объединения русских земель. Дмитрий Донской | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Участие в дискуссии. Групповая. Выявлять предпосылки объединения Руси, причины возвышения Москвы | Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. От Калиты до Дмитрия Донского. Куликовская битва. | Репродуктивный: - называть этапы объединения земель вокруг Москвы; - знать причины возвышения Москвы. Продуктивный: - выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально-политические, культурные); - характеризовать этапы объединительного процесса; - анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой). Творческий: - дискутировать по проблеме «Москва или Тверь?»; - соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия | Понятия: восстановление экономики русских земель. Роль городов в объединительном процессе. Персоналии: Иван Калита, Дмитрий Иванович Донской | §22 Документ на стр.181 |
26 | | | Образование единого государства – России. Иван III. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Анализ статей Судебника 1497. Сообщение «Феодальная война». Фронтальная. Участие в дискуссии | Наследники Дмиртия Донского. Объединение русских земель вокруг Москвы. Создание новой системы управления. Свержение ига Орды. Теория «Москва -третий Рим». | Продуктивный: - анализировать статьи Судебника 1497 г.; - проследить процесс закрепощения крестьян; - выявлять причины складывания самодержавной формы государственности в России; отношения церкви и государства; - показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества; - характеризовать развитие хозяйства и власть. Творческий: - участвовать в дискуссии по вопросу «Каковы причины складывания деспотической формы Российского государства?». Репродуктивный: - ознакомить с феодальной войной | Понятия: Российское государство, свержение золотоордын-ского ига, централизованное многонациональное государство, Боярская дума, «Судебник» 1497 г., дворянство, Персоналии: Иван III | §23 Документ на стр. 191 |
27 | | | Культура и быт XIV-XVвв. | Проблем- ное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Подготовка сообщений. Фронтальная. Беседа | Письменность, грамотность, школы. Летописи. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор. Быт. | Репродуктивный: - называть деятелей культуры, героев произ- ведений; - давать определения понятий; - знать достижения культуры Руси данного периода. Продуктивный: - характеризовать культуру XIV-XVвв - выяснить особенности формирования русской цивилизации | Персоналии: Андрей Рублев, Феофан Грек, Прохор, Даниил Черный | §24 Ответить на вопросы |
28 | | | Реформы Иван Грозного. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Анализировать Судебник 1550 г. Фронтальная. Участие в дискуссии, беседа | Начало правления ИванаIV. Венчание на царство. Реформы Избранной рады. Россия к середине 16 в. Органы сословно-представи-тельной монархии. Опричнина. | Репродуктивный: - раскрывать содержание реформ Избранной рады; - определять суть опричнины. Продуктивный: - - характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия); - характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс. - выявить предпосылки закрепощения крестьян; - анализировать документы (Судебник 1497 г., Судебник 1550 г.); | Понятия: «пожилое», «урочные лета», «заповедные годы». Установление царской власти, Реформы середины XVI в., Судебник, земщина, гражданское общество. Персоналии: Иван IV Грозный, Елена Глинская | §25 Документы на стр.209-212 |
29 | | | Внешняя политика Ивана Грозного | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Выявление целей, итогов внешней политики, работа с картой по ходу изучения вопросов | Восточная политика. Покорение Сибири. Ливонская война. Нерусские народы в составе России. Начало формирования многонационального государства, экспансия. | Репродуктивный: -знать основные направления внешней политики Ивана Грозного; - излагать в хронологической последовательности ход покорения Казанского и Астраханского ханств, события Ливонской войны. Продуктивный: - определять основные задачи внешней политики; - проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны | Понятия: Казанский и Астраханский походы, освоение Сибири, Ливонская война. Персоналии: Иван IV, Ермак, А. Курбский | §26 Работа с картой. |
30 | | | В преддверии Смуты | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Выявление целей, итогов внутренней политики Ивана Грозного | Опричнина. Опричный террор. Правление Федора Ивановича. | Репродуктивный: - знать , что такое опричнинаПродуктивный: - - проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны | Понятия: Опричнина Персоналии: Федор Иванович | §27 Ответить на вопросы |
31 | | | Культура и быт XIV-XVI веков | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Разработка проектов по теме урока | Просвещение. Научные знания. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор. | Репродуктивный: - называть достижения русской культуры ХIV-ХVI веков, давать им краткую характеристику. Продуктивный: - выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры; особенности русской культуры на пороге Нового времени; - характеризовать достижения культуры; - выявлять основные тенденций развития культуры Х1У-ХУ веков. Творческий: - участвовать в разработке группового проекта | Понятия: книгопечата-ние, исторические песни, шатровый стиль, «Домострой», жития, Персоналии: Ф. Грек, А. Рублев, А. Никитин, Д. Черный | §28-29 Разработка проектов по теме урока |
32 | | | Повторение. Тестовый контроль | заданный подход | Индивидуальная Выполнение тестов. | | Репродуктивный: выполнить тест. | | §1-28 ЕГЭ В-1 |
33-34 | | | Смутное время | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Составление схемы «Государственный аппарат в XVII в.». Фронтальная. Участие в дискуссии | Дискуссия о причинах Смутного времени. Борис Годунов. «Голодные бунты». Первый самозванец. Восстание Болотникова. Второй самозванец. Интервенция Польши и Швеции. Второе ополчение. Конец Смуты | Репродуктивный: - излагать в хронологической последовательности события правления Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Лжедмитрия П; - давать определение понятиям: Смута, интервенция, «тушинские перелеты», семибоярщина; - знать причины, ход, результаты восстания Болотникова. Продуктивный: - выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества); - характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия Г, В. Шуйского, Лжедмитрия П; - определять последствия и историческое значение Смуты; - сравнивать состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчений. | Понятия: «Смутное время», польско-шведская интервенция, народные ополчения, национальное самосознание, семибоярщина. Персоналии: Лжедмитрий I, Болотников Лжедмитрий II, патриарх Гермоген Ляпунов, Заруцкий, | §30-31 Документ на стр. 258-260 |
35 | | | Первые Романовы | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Определение основных понятий темы, беседа по ключевым вопросам темы, составление схемы «Государственная система XVII в.» | Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Боярская Дума. Земские соборы. Центральное управление. Суд и армия. | Репродуктивный: - давать определение понятиям: Боярская дума, Земские соборы, приказы; - используя карту, рассказывать о внешней политике России. Продуктивный: - давать характеристику личности М. Романова; - анализировать положение России после Смуты; - определять значение укрепления самодержавия для развития России | Понятия: Боярская дума, Земские соборы, приказы. Персоналии: Михаил Романов | §32 Документы на стр. 271-272 |
36 | | | «Священство» и «царство» | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Определение основных понятий темы, беседа по ключевым вопросам темы, | Патриарх Филарет. Церковная реформа. Никон и Аввакум. | Репродуктивный: - давать определение понятиям: церконая реформа, церковный раскол Продуктивный: - давать характеристику личностям Филарета, Никона, Аввакума; - анализировать положение России после раскола; - определять значение укрепления самодержавия для развития России | Персоналии: Филарет. Никон и Аввакум. | §33 Ответить на вопросы |
37 | | | Хозяйство и сословия | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Определение основных понятий темы, беседа по ключевым вопросам темы (направления развития страны, зарождение буржуазных отношений). Индивидуальная. Составление таблицы «Сословия в России в ХVIIв.» | Споры о Новом периоде русской истории. Промышлен-ность, мануфактура. Торговля. Феодалы. Крестьяне и холопы. Посадские люди. юридическое оформление крепостного права; новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка. | Репродуктивный: - давать определение понятиям: мануфактура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм, протекционизм, сословия; - знать основные положения Уложения 1649 г. Продуктивный: - выявлять основные направления развития страны в начале ХУП века (укрепление крепостничества и самодержавия, завершение складывания православной цивилизации, преодоление международной изоляции); - характеризовать новые черты в развитии экономики; - проследить черты зарождения буржуазных отношений в России, определить их специфику; - выявить особенности социальной структуры России ХVII века | Понятия: социально-экономическое развитие в период Смуты; эволюция государственного строя; протекционизм сословия; восстановление самодержавия; Персоналии: Алексей Михайлович | §34 Документы на стр.290-291 |
38 | | | «Бунташный век» | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Подготовить сообщение о народных восстаниях XVII в., о личности С. Разина. Фронтальная. Работа с картой (ход восстания) под руководством Разина | Соляной бунт. Накануне разинщины. Степан Разин. На Волгу и Каспий. Новый поход. Расширение движения и его конец. | Репродуктивный: - излагать в хронологической последовательности события Соляного бунта, восстания под руководством С. Разина. Продуктивный: - характеризовать народные движения ХУП в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения); - высказывать оценочные суждения о причинах поражения повстанцев; - делать выводы о состоянии и характере развития российского общества середины и 2-й половины ХУП в. | Народные восстания: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством С. Т. Разина | §35 Документы на стр.301-303 |
39 40 | | | Внешняя политика России в VII в. Присоедине-ние Сибири | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Обсуждение основных вопросов темы. Индивидуальная. Письменно ответить на вопрос, подготовить сообщение о личности Алексея Михайловича | Русско-польская война. русско-турецкая война. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири. Нерусские народы. Уклад жизни и занятия нерусских народов, политика России в отношении этих народов | Репродуктивный: - раскрывать содержание понятия «абсолютизм»; - излагать содержание церковной реформы, реформ центрального и местного управления; - называть основные направления внешней политики; - показывать на карте территории, вошедшие в состав России в XVII в. Продуктивный: - охарактеризовать реформаторскую деятельность царя, определить ее итоги и последствия; - определить основные направления, задачи, итоги внешней политики; - определить значение вхождения Сибири и Дальнего Востока в состав России. Творческий: - письменно ответить на вопрос: «Какие трудности стояли на пути страны в решении ее внешнеполитических задач?» | Понятия: укрепление центральной власти; становление абсолютизма; церковный раскол; старообрядчество; рост территории | §36-37 Работа с картой |
41 | | | Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составление тезисного плана «Преобразования Федора Алексеевича и Софьи». Фронтальная. Беседа по основным вопросам | Царь Федор Алексеевич. Восстание 1682 г. В Москве. Софья-регентша. Князь Василий Голицын. «Потехи» Петра. Падение Софьи. | Репродуктивный: - называть преобразования Федора Алексеевича и Софьи; - перечислять внешнеполитические задачи. Продуктивный: - характеризовать правление Федора Алексеевича и Софьи; - определять значение отмены местничества для развития государства | Понятия: местничество, стрельцы. Персоналии: Федор Алексеевич, Софья, Голицын, Петр I | §38 Называть преобразо-вания Федора Алексеевича и Софьи |
42-43 | | | Российская культура ХVII века | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Разработка проектов по теме урока | Развитие культуры народов России; усиление светских элементов в русской культуре; государство и церковь; Просвещение. Научные знания. Литература. Искусство. | Репродуктивный: - давать определение понятиям темы; - называть достижения русской культуры XVII в., давать им краткую характеристику; - описывать быт россиян. Продуктивный: - выявлять особенности культурного развития России в XVII в.; - характеризовать достижения русской культуры XVII в.; - определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса. Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме | Понятия: ереси; архитектура; живопись; быт; народная культура; формирование великорусской нации; барокко; знатное узорочье. Архитектура. Фольклор. | §39-40 Разработка проектов по теме урока |
44 | | | Повторение. Тестовый контроль | Заданный подход | Индивидуальная Выполнение тестов. | | Репродуктивный: выполнить тест. | | §1-40 ЕГЭ В-2 |
45 | | | Начало славных дел Петра. | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Проанализировать содержание реформ. Индивидуальная. Участвовать в дискуссии, | Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство. Первые новшества. | Репродуктивный: - излагать содержание первых реформ Петра I; - знать определение понятий. Продуктивный: - выявлять предпосылки реформ; Творческий: - участвовать в обсуждении проблемы «Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?» | Персоналии: Петр I, Меншиков | §41 Ответить на вопросы. |
46 | | | Внутренняя политика ПетраI | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Проанализировать содержание реформ. Индивидуальная. подготовить сообщение «Личность Петра I»,заполнить таблицу «Реформы ПетраI» | Начало славных дел Петра. Потешные игры и серьезные дела. Великое посольство. Возвращение в Москву. Первые новшества. Изменения в сословиях. Восстание Булавина. | Репродуктивный: - излагать содержание реформ Петра I; - знать определение понятий. Продуктивный: - выявлять предпосылки реформ; - характеризовать реформы Петра I (по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию); - выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма; - определять значение преобразований в культуре. | Понятия: приписные, посессионные крестьяне, меркантилизм, рекрутская повинность, регулярная армия, коллегии, Синод, Сенат, Кунсткамера. | §41, 44 Документ на стр.36 , ч. 2 |
47 48 | | | Внешняя политика Петра I Конец правления Петра I | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составление таблицы «Основные сражения Северной войны». Фронтальная. Беседа по вопросам внешней политики с использованием карты | Начало Северной войны. Нарва. Новые преобразования и победы. Полтавская битва. Прутский поход. Гангут. | Репродуктивный: - излагать в хронологической последовательности события Северной войны, Азовских походов, Прутского, Каспийского походов; - называть задачи Великого посольства. Продуктивный: - определять основные направления и задачи внешней политики Петра I; - характеризовать события внешней политики по плану: причины, подготовка, этапы, итоги, причины победы/поражения, последствия; - определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями | Северная война. Каспийский поход. Азовские походы. Великое посольство | §42,43 Работа с картой. |
49-50 | | | Эпоха дворцовых переворотов | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Подготовить сообщение о личности правителя эпохи дворцовых переворотов. Групповая. Участвовать в разработке группового проекта | Екатерина I и Верховный тайный совет. Императрица Анна Ивановна. Бироновщина. Императрица Елизавета Петровна. Внешняя политика. Семилетняя война. Импера-тор Петр III | Продуктивный: - выявлять причины дворцовых переворотов; - характеризовать особенности царствования Екатерины I, Петра II, Анны Иоаннов-ны, Елизаветы Петровны, Петра Ш по самостоятельно выбранным критериям; - разъяснять суищость понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, бироновщина. Творческий: - участвовать в разработке групповых проектов по теме | Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, кондиции, «бироновщина», секуляризация | §46 Документ на стр.58, ч. 2 |
51 | | | Золотой век Екатерины II | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Участвовать в беседе, подготовить сообщения о личности Екатерины И, Е. Пугачева | Екатерина I и ее реформы. Власть. Уложенная комиссия. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Усиление крепостничества. Превращение дворянства в господствующее сословие в ХУШ в., а России - в мировую державу; | Репродуктивный: - давать определение понятию «просвещенный абсолютизм»; - излагать содержание реформ Екатерины П; - ход крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. Продуктивный: -определить задачи и сущность политики «просвещенного абсолютизма»; - проследить преемственность и противоречия реформ Петра I и Екатерины II; - выявить причины укрепления крепостничества; - характеризовать крестьянскую войну под руководством Е. Пугачева | Понятия: «просвещенный абсолютизм»; реформы Екатерины II;; меры «экономического либерализма»; Уложенная комиссия; крестьянская война. Персоналии: Е. Пугачев | §47 Документ на стр.63 , ч. 2 |
52-53 | | | Внешняя политика России во второй половине XVIII в. | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. По ходу изложения нового материала, работа с картой, беседа. Индивидуальная Запись тезисов: «Цели, направления, итоги внешней политики Екатерины II» | Войны с Турцией, Речью Посполитой, Швецией. Румянцев, Спиридонов, Суворов, Потемкин, Ушаков. | Репродуктивный: - знать цели, направления, итоги внешней политики. Продуктивный: - давать оценку внешней политике Екатерины II; - характеризовать полководческую деятельность Румянцева, Спиридонова, Суворова, Потемкина, Ушакова | Понятия: внешняя политика, русская военная школа. Персоналии: Румянцев, Спиридонов, Суворов, Потемкин, Ушаков | §48-49 Ответить на вопросы |
54 | | | Русская церковь в XVIII в. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составление конспекта лекции, участие в беседе | Синодальный период в истории Русской православной церкви. | Репродуктивный: - знать цели, направления Русской православной церкви. Продуктивный: - характеризовать Феофана Прокоповича | Персоналии: Феофан Прокопович | §50 Ответить на вопросы |
55 | | | Экономическое развитие России в ХVIIIв. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составление конспекта лекции, участие в беседе | Город и промышленность Сельское хозяйство. Крестьяне и дворяне. Торговля. Народы России. | Репродуктивный: - давать определение понятий. Продуктивный: - характеризовать социально-экономическое развитие российской деревни; - выявить новые черты в развитии сельского хозяйства, промышленного производства, торговли; - определить причины непоследовательности политики «экономического либерализма»; - характеризовать влияние экономики страны на жизнь народов России, вошедших в состав страны в ХVIII в. | Понятия: барщина, вольнонаемный труд, оброк, ярмарки, ассимиляция, экстенсивный путь развития | §51 Работа с картой. |
56 | | | От Булавина до Пугачева | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составление конспекта лекции, участие в беседе | Астраханское восстание. Восстание Булавина. Движения работных людей. | Репродуктивный: - давать определение понятий; назвать причины восстаний ХVIIIв. Продуктивный: - сравнить восстания ХVIIIв. с восстаниями ХVIIв | Понятия: Крестьянская война, восстание. Персоналии: Е. Пугачев | §52 Работа с картой |
57-58 | | | Культура России ХVIIIв. | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Разработка проектов по теме урока | Просвещение. Научные знания. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор. культура народов России ХУШ в. и ее связи с европейской и мировой культурой. | Репродуктивный: - называть достижения русской культуры ХVIII в., давать им краткую характеристику; - знать деятелей культуры. Продуктивный: - выявлять особенности культурного развития России в ХVIII в.; - сравнивать быт россиян ХVIII в. с их бытом в ХVII в.; - характеризовать достижения отечественной культуры ХVIII в.; - определить влияние европейских стран на развитие российской культуры. Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме | Понятия: культура; Персоналии: Ломоносов, Кулибин, Карамзин, Державин, Фонвизин, Растрелли, Казаков, Шубин, Волков | §53 Разработка проектов по теме урока |
59 | | | Наш край вХVI-XVII вв. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Подготовить сообщения об истории нашего края. Фронтальная. Беседа | Этапы истории нашего края. Основание Симбирска. | Репродуктивный: -знать основные этапы истории города; - находить на карте. Продуктивный: - определять особенности развития нашего края. Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме | Симбирск. Засечная черта | Подгото-вить сообщения об истории нашего края. |
60 | | | Повторение. Тестовый контроль | Заданный подход | Индивидуальная Выполнение тестов. | | Репродуктивный: выполнить тест. | | §1-40 ЕГЭ В-2 |
61 62 | | | Россия в начале XIX в. Короткое царствование Павла I. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Подготовить сообщение о Павле I. | Страна и народы. Сословия и классы. Пути сообщения и торговля. Города и промышленность | Репродуктивный: - знать направления внутренней и внешней политики Павла I. Продуктивный: - характеризовать личность Павла I, сравнить с личностями его отца и матери; | Павел I, Аракчеев, Суворов, Ушаков | §55 Документ на с.129-131. |
63 | | | Внутренняя политика АлександраI | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составление схемы «Реформа высших органов власти при Александре I», подготовка сообщения о личности Александра I | Сословная политика (меры в отношении крестьянства); проекты М. М. Сперанского; реформы Александра I; аракчеевщина; самодержавно-бюрократический строй; | Репродуктивный: - излагать содержание реформ Александра I; - раскрывать понятия «аракчеевщина», самодержавно-бюрократический строй. Продуктивный: - выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти ХГХ в.; - характеризовать основные направления внутренней политики Александра I; - давать оценку социально-экономическому развитию России; - характеризовать территорию и население России начала ХIХ в.; - оценивать деятельность Аракчеева, Сперанского, Новосильцева | Понятия: Негласный комитет; конституция; крепостное право; реформа; военные поселения. Персоналии: Александр I, Аракчеев, Сперанский, Новосильцев | §56,59 Работа с картой |
64-65 | | | Внешняя политика России в первой четверти XIX в. | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая Участие в разработке группового проекта «Герои Отечественной войны 1812 г.» Фронтальная . Работа с картой | Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Венский конгресс. | Продуктивный: определять основные направления внеш ней политики России первой четверти ХГХв.; характеризовать войны России с Фран цией, Турцией, Швецией, Отечественную войну 1812 г. (причины, цели и планы сто рон, подготовка, ход военных действий, итоги и последствия). Творческий: | Понятия: Отечественная война, контрнаступление, народная война. Персоналии: Наполеон Бонапарт, Кутузов, Барклай-де-Тол-ли, Багратион, Ермолов, Раевский, Милорадович | §57-58 Работа с картой |
66 | | | Движение декабристов | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Участие в беседе | Тайные организации. Смерть Александра 1. Междуцарствие. Восстание декабристов. | Репродуктивный: давать определение понятию «династический кризис»; излагать события 14 декабря 1825 г., знать причины движения декабристов, ход восстания, итоги и последствия. Продуктивный: выявить влияние декабристского движения на социально-политическое развитие России | Понятия: декабристы Персоналии: Н. М. Муравьев П. П. Пестель К. Рылеев | §59 Работа с картой |
67-68 | | | Внутренняя политика Николая I | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Подготовка сообщения о личности Николая I. Фронтальная. Беседа | Николай 1 и декабристы. Создание Третьего отделения, усиление цензуры. Кодификация законов. Крестьянский вопрос. Денежная реформа. | Репродуктивный: - давать определения понятий; - излагать направления деятельности персоналий данного периода. Продуктивный: - характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении; - характеризовать социально-экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика); - рассмотреть попытки решения крестьянского вопроса при Николае I; - сравнивать личности Николая I и Александра!; - характеризовать политику России в Польше и на Северном Кавказе | Понятия: теория официальной народности, Третье отделение канцелярии. Персоналии: Сперанский, Канкрин, Кисилев, Бенкендорф, Уваров, Петрашевский | §60-61 Составить план на тему «реформы Николая 1» |
69 | | | Обществен-ная жизнь России при Николае I | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Заполнение таблицы «Общественное движение». Фронтальная. Беседа | Кружки 20-30-х XIX в. Славянофилы и западники. Кружок Петрашевского. «Русский социализм» Герцена | Репродуктивный: - знать взгляды общественных и духовных деятелей России; - давать определения понятий: славянофилы, западники, панславизм, утопический социализм. Продуктивный: - характеризовать взгляды западников и славянофилов; - определить положение и роль Русской Православной Церкви в России в середине ХIХв. | Понятия: славянофилы, западники, панславизм, утопический социализм | § 62 Заполнение таблицы «Общественное движение» |
70 | | | Крымская война | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составление таблицы «Крымская война». Фронтальная. Беседа, работа с картой при изучении материала | Восточный вопрос. Спор из-за палестинских святынь. Начало войны. Слава и горечь Севастополя. Парижский мир. | Репродуктивный: - излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события Крымской войны. Продуктивный: - рассмотреть понятие «восточный вопрос» и определить его влияние на внешнеполитический курс России в ХГХ в.; - определить причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны | Понятия: Восточный вопрос, Крымская война, принцип легитимности. Персоналии: Нахимов, Корнилов, Ермолов, Паскевич, Дибич | §63 Работа с картой |
71 72-73 | | | Образование и наука Золотой век русской культуры | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Разработка проектов по теме урока | Просвещение. Научные знания. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор. Культура народов России в I половине ХIX в. и ее связи с европейской и мировой культурой. | Репродуктивный: - называть достижения русской культуры в I половине ХIХ в., давать им краткую характеристику; - знать деятелей культуры. Продуктивный: - выявлять особенности культурного развития России в I половине ХIХ в.; - сравнивать быт россиян в I половине ХIХ в. с их бытом в ХVII в.; - характеризовать достижения отечественной культуры в I половине ХIХ в.; - определить влияние европейских стран на развитие российской культуры. Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме | Понятия: культура; славянофилы; западники Персоналии: Лобачевский Якоби Струве Пирогов Крузенштерн Лисянский Лазарев Захаров Росси Брюллов Иванов | §64-67 Разработка проектов по теме урока |
74 | | | Русская церковь в первой половине XIХ в. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Составление конспекта лекции, участие в беседе | Синодальный период в истории Русской православной церкви. | Репродуктивный: - знать цели, направления Русской православной церкви. Продуктивный: - характеризовать Феофана Прокоповича | Персоналии: Серафим Саровский | §50 Ответить на вопросы |
75 | | | Повторение. Тестовый контроль | Заданный подход | Индивидуальная Выполнение тестов. | | Репродуктивный: выполнить тест. | | §1-50 ЕГЭ В-3 |
76 | | | Накануне отмены крепостного права | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Подготовить сообщение о личности Александра II. | Историческая необходимость отмены крепостного права. «Колокол», и «Современник»накануне крестьянской реформы. | Репродуктивный: - знать деятелей общественного движения, требующих отмены крепостного права. Продуктивный: - сравнить различные точки зрения на освобождение крестьян. | Персоналии: Чернышевский Добролюбов Герцен Огарев | §68 Подгото-вить сообщение о личности Александра II. |
77 | | | Отмена крепостного права | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Беседа | Первые шаги на пути к крестьянской реформе. Деятельность редакционных комиссий. | Репродуктивный: - давать определения понятий. Продуктивный:- выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II; - выявить противоречия в обществе в ходе подготовки отмены крепостного права. Творческий: - высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного права и широкомасштабного реформирования России; | Понятия: Крестьянская реформа | §69 Работа с картой |
78 | | | Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Рассмотрение основных вопросов семинара, участие групп в дискуссии, разработке группового проекта по теме. Фронтальная. Беседа | Манифест 19 февраля 1861 г., временно-обязанные, выкупные платежи, | Репродуктивный: - излагать содержание либеральных реформ Александра II; - давать определения понятий. Продуктивный: - определить причины, ход реформ; их последствия; - показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества; - характеризовать срциально-экономическое развитие России, манифест 19 февраля 1861 г. Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме | Понятия: крепостное право, всеобщая воинская повинность, земства. Персоналии: Александр II | §70 Составить таблицу |
79-80 | | | Государ-ственные преобразования в 60-70-х гг.XIXв. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Составление тезисного плана. Фронтальная. Беседа | Земская реформа, городская реформа, судебная реформа, военная реформа, | Репродуктивный: — называть существенные изменения, происходившие в развитии страны в результате реформ; - давать определения понятий. Продуктивный: - характеризовать связь внутренней и внешней политики России в период правления Александра П; - определять сущность народнического движения | Понятия: отработки, уставная грамота, мировые посредники, Персоналии: Рейтерн, Плеханов, Лорис-Меликов, Желябов | §71 Работа с понятиями |
81 | | | Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIXв | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Беседа | Международное положение России после Крымской войны. Российско -китайские отношения в 60-70-е гг. XIX в | Репродуктивный: - знать международное положение России после Крымской войны; -сформулировать основные задачи внешней политики во второй половине XIX в. Продуктивный: - охарактеризовать российско-китайские отношения в 60-70-е гг. XIX в | Персоналии: А. М. Горчаков | §72 Работа с картой |
82-83 | | | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Составить хронологическую таблицу Фронтальная. Беседа | Начало военных действий. Бои на Шипке и под Плевной. Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Берлинский конгресс. | Репродуктивный: - знать о военных действиях в ходе русско-турецкой войны; Продуктивный: - определить причины и характер русско-турецкой войны 1877-1878 гг.; - сравнить международное положение России после Крымской войны и после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. | Понятия: Мирный договор Конгресс | §73 Работа с картой |
84 | | | Промышлен-ность и транспорт в пореформен-ной России | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Работа с экономической картой Фронтальная. Беседа | Железные дороги. Промышленное развитие в 60-70-е гг. XIX в. Города в пореформенный период. | Репродуктивный: - знать о развитии промышленности в 60-70-е гг. XIX в.; Продуктивный: - определить особенности промышленности России; - сравнить ступени развития промышленности; - определить особенности промышленного переворота в России. | Понятия: Промышлен-ный переворот | §74 Сравнить ступени развития промышленности; |
85 | | | Сельское хозяйство после отмены крепостного права. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Работа с экономической картой Фронтальная. Беседа | Перестройка помещичьего хозяйства на рыночных началах. Крестьянская община. Расслоение крестьянства. | Репродуктивный: - знать о перестройке помещичьего хозяйства на рыночных началах; Продуктивный: - охарактеризовать два пути эволюции аграрного строя России; - охарактеризовать крестьянскую общину. | Понятия: Социальная мобильность Рынок Расслоение крестьянства Община | §75 Работа с понятиями |
86-87 | | | Обществен-ное движение в 60-70-е гг. XIXв | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная Работа с понятиями Фронтальная. Беседа | Народнический террор. Народники. Разночинцы. «Хождение в народ», «Земля и воля»/ | Продуктивный: - определять сущность народнического движения; объяснить причины обострения вопроса о конституции; сравнить три течения народничества; Охарактеризовать деятельность народников | Понятия: Террор Народничество Персоналии: Рейтерн, Желябов | §76 Работа с понятиями |
88-89 | | | Внутреннее положение России после русско-турецкой войны | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Беседа | «Народная воля», «Черный передел», нигилизм. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова. 1 марта 1881 г. | Репродуктивный: - знать внутреннее положение России после русско-турецкой войны Продуктивный: - охарактеризовать общественные движения 70-х гг. XIX в.; -охарактеризовать деятельность М. Т. Лорис-Меликова. Творческий: - высказывать свое отношение к убийству АлександраII | Понятия: Террор Народничество Разночинцы Нигилизм Персоналии: Плеханов, Лорис-Меликов, | §77 Документ на c.279-281 |
90-91 | | | Россия в конце XIX в. | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Подготовить сообщение о личности С. Ю. Витте, Александр Ш. Фронтальная. Беседа, работа со схемой «Управление Российской империей в конце XIX в.» | Первая всеобщая перепись населения. Александр III. Контрреформы Александра III | Репродуктивный: - знать содержание и итоги промышленного подъема 90-х гг. ХIХ в. внутренней политики Александра II. Продуктивный: - проследить изменения в социальной сфере российского общества; - выявить причины контрреформ Александра III, подчеркнуть роль личности царя в процессе изменения внешнеполитического курса. Творческий: - высказывать, оценочные суждения по вопросу: «Каково основное содержание эпохи правления Александра III? Можно ли ее охарактеризовать лишь как "эпоху контрреформ"? | Понятия: социально-экономическая эволюция ' российской деревни, самодержавная монархия, сословия | §78 Работа с картой. |
92-93 | | | Промышлен-ный подъем 90-х гг.XIX в | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Беседа, работа с картой | Правительствен-ная политика в области промышлен-ности. Промышленный подъем 90-х гг.XIX. Рабочий класс и рабочее движение. | Репродуктивный: - знать о правительствен-ной политики в области промышленности; -назвать положительные и теневые стороны промышленного подъема. Продуктивный:- охарактеризовать взгляды С. Ю. Витте на экономическое развитие России; - рассмотреть промышленный подъем 90-х гг. ХIХ в., - охарактеризовать положение рабочих России в конце XIX в.; | Понятия: завершение промышленного переворота, железнодорожный бум, кредитно-финансовая система, | §79 Работа с понятиями. |
94 | | | Россия в первые годы правления Николая II | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Беседа, работа со схемой «Управление Российской империей в конце XIX в.» | Последний русский император. Либеральное движение в конце XIX в. Марксизм. В. И. Ульянов (Ленин) | Репродуктивный: - знать о деятельности последнего русского императора Николая II; - знать о революционной деятельности В. И. Ульянова (Ленина) Продуктивный: - охарактеризовать Николая II; - раскрыть понятие «марксизм», определить его сильные и слабые стороны. | Понятия: Революционер Марксизм Персоналии: В. И. Ленин Ю.О.Мартов Н.К.Крупская Г.В.Плеханов | §80 Работа с понятиями |
95 | | | Образование и наука во второй половине XIX в | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Составить таблицу на тему: «Открытия российских ученых» | Развитие образования. Наука. Русские путешествен-ники. | Репродуктивный: - знать основные достижения российских ученых; Продуктивный: - сравнить уровень грамотности в начале и в конце XIX в.; -определить факторы, способствующие или тормозившие развитию образования. | Понятия: наука Персоналии: П.Ф.Чебышев А.М.Ляпунов А.С.Попов Д.И.Менделеев И.В.Сеченов П.Н.Яблочков | §81 Составить таблицу |
96-97 | | | Архитектура, скульптура и живопись. | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Разработка проектов по теме урока | Архитектура периода эклектики. Скульптура. Живопись эпохи передвижников. | Репродуктивный: - знать основные достижения российских деятелей культуры Продуктивный: - сравнить русское зодчество первой и второй половины XIX в.; - определить основные тенденции развития русской культуры XIX в. | Понятия: Эклектика Передвижники Персоналии: А.Померанцев Н.Шохин М.Микешин Ф.Васильев И.Репин В.Серов | §82 Разработка проектов по теме урока |
98 | | | Театр, музыка, печать. | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Разработка проектов по теме урока | Драматический театр в столицах и провинции. Русская музыка. Печать и книго-издательство. | Репродуктивный: - знать основные достижения российских деятелей культуры Продуктивный: - определить основные тенденции развития русской культуры XIX в. | Персоналии: А.Островский П. Стрепетова М.Ермолова А.Бородин П.Чайковский М.Мусоргский | §83 Разработка проектов по теме урока |
99-100 | | | Наш край в пореформенную эпоху | Проблемное изложение, заданный подход | Индивидуальная. Подготовить сообщения об истории нашего края | Этапы истории нашего края. | Продуктивный: - проследить ход либеральных реформ в Симбирске; - выявить экономические и социально-политические изменения в Симбирске; Творческий: - участвовать в разработке проекта по теме | Отмена крепостного права, реформы 60-70-х гг. в Симбирске | Подгото-вить сообщения об истории нашего края. |
101 | | | Тестовый контроль | | Индивидуальная. Участие в итоговом тестировании | | Репродуктивный: -выполнить тест | | Ответить на вопросы |
102 | | | Презента-ция творческих работ | Проблемное изложение, заданный подход | Групповая. Разработка проектов по теме урока | Образование. Наука. Архитектура. Скульптура и живопись. Театр, музыка, печать. | Репродуктивный: - давать определения понятий; - называть достижения русской культуры XIX в., давать им краткую характеристику. Продуктивный: - выявлять особенности культурного развития России в ХГХ в.; - характеризовать достижения отечественной культуры ХГХ в.; Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме | Российская культура ХГХ в. Обращение к национальным истокам. «Золотой век русской культуры», классицизм, ампир | Разработка проектов по теме урока |
103-105 | | | Итоговое повторение | Проблемное изложение, заданный подход | Фронтальная. Беседа | | Продуктивный: - знать этапы развития Российского государства, характеризовать их; - выявлять особенности развития российского общества, определять влияние личности правителя на историко-культурное развитие страны. | | |