СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 10 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе учебника А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. С учетом специфики учебного плана школы. С использованием дополнительного часа из школьного компонента.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 10 класс.»

Пояснительная записка



Рабочая программа предназначена для школьников второго концентра обучения. Программа призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран. Его главная задача – сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человечества, роли и месте России в мировом развитии на различных его этапах.

Рабочая программа по истории России (с древнейших времен до конца XIX в.). Составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 10 класса. Предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений и включает в себя: обязательный минимум содержания - История России – часть всемирной истории; История России. 10 класс п. р. А. Н. Сахарова, В.И. Буганова в 2-х частях, М.: Просвещение, 2014.



Рабочая программа рассчитана 10 класс на 105 часов (3 часа в неделю).

            Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени:

10 класс: 2 часа базисный план +1 час учебного плана; 70+35=105 часов на изучение курса истории России.

Изучение истории направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся 10 класса на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность значимых явлений и процессов, определять собственную позицию по отношению к ним;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества и России с древнейших времен до конца XIX в.;

 - формирование представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в данный период;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления - способности составлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого.

Преподавание дисциплины предполагает проведение различных форм занятий: лекция- диалог, проблемная лекция, семинар, практическое осмысление теоретических знаний во время самостоятельной работы. В каждой теме предусмотрены практические занятия, с использованием самостоятельной работы, составления структурных схем, таблиц, опорных конспектов, систематизирующих информацию.

Для проверки знаний учащихся 10 классов по окончании изучения тем рекомендуется проводить текущий контроль. Фронтальный,  индивидуальный опросы, тестирование, проверочные, творческие работы, работу на семинарах и зачетах.

         В результате усвоения курса учащиеся должны получить базовые знания по  истории, выработать навыки работы с учебными текстами исторического характера, уметь отвечать на поставленные вопросы и выполнять предложенные задания. По истечении каждого урока для повышения качества преподавания и обучения  планируется рефлексия:

                                                                     1 вариант:

     1. Я узнал (а)…

     2. Я понял (а)...

     3. Я научился/ научилась …

     4. Я заинтересовался/ заинтересовалась…

                                                          2 вариант:

  • Сегодня на уроке я узнал (а)… Я научился/научилась…

  • Было интересно… У меня получилось…

  • Было трудно… Я смог (ла)…

  • Я выполнял (а) задание… Я попробую…

  • Я понял (а), что… Меня удивило…

  • Теперь я могу… Урок дал мне для жизни…

  • Я почувствовал (а), что… Мне захотелось…

  • Я приобрел (а)…                                                                               

                                 



  Содержание рабочей программы

10 класс.  Введение. История России – часть всемирной истории. (Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.)

Раздел I. Народы и древнейшие государства на территории России.

Тема 1. Природно - климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии

Тема 2. Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев.

Тема 3. Восточнославянские племенные союзы и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Раздел II. Русь в IX- начале XII в.

Тема 1. Возникновение Древнерусского государства.

Тема 2. Начало династии Рюриковичей.

Тема 3. Основные аспекты правления князя Святослава.

Тема 4. Принятие христианства на Руси.

Тема 5. Приморье в IV – X вв.

Тема 6. Развитие норм права на Руси.

Тема 7. Феодальная земельная собственность. Категории населения. Христианская культура и языческие традиции Руси.

Повторительно- обобщающий урок. Народы и древнейшие государства на территории России. Русь в IX- начале XII в.

Раздел III. Русские земли и княжества в XII –середине XV в.

Тема 1. Русь при внуках Ярослава Мудрого. Правление Владимира Мономаха.

Тема 2. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Руси в

XII – начале XIII вв.

Тема 3. Культура Руси (X – начало XIII в.). Зарождение русской цивилизации.

Тема 4. Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234 гг.).

Тема 5. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Золотая Орда. Монголо – татарское иго.

Тема 6. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией.

Тема 7. Начало возрождения Руси

Тема 8. Политические, социальные, экономические и территориально- географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

Тема 9. Эпоха Куликовской битвы. Правление Дмитрия Донского и его преемника- Василия I.

Тема 10. Феодальная война на Руси.

Раздел IV. Российское государство во второй половине XV-XVII в.

Тема 1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Тема 2. Хозяйственное, политическое, религиозное и культурное развитие русских земель и княжеств в XV в.

Тема 3. Основные аспекты внутренней политики Ивана IV. Реформы середины XVI в.

Тема 4. Внешняя политика Ивана IV.

Тема 5. Опричнина. Последние годы правления царя Ивана IV.

Тема 6. Эпоха Ивана Грозного. Новые явления в русской культуре.

Тема 7. Причины и  характер Смуты в России.

Тема 8. Кризис общества и государства.

Тема 9. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Тема 10. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.

Тема 11. Новые явления в экономике. (Начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров.)

Тема 12. Социальные движения в России во второй половине XVII в.

Тема 13. Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича.

Тема 14. Расширение территории Российского государства в XVII в. Народы России.

Тема 15. Приморье в XII – XVII вв.

Тема 16. Россия накануне преобразований. Приход к власти Петра I.

Тема 17. Культура и быт народов Российского государства в XVII в. (Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Народная культура. Усиление светских элементов в русской культуре. Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Театр. Живопись. Музыка. Быт.).

Повторительно- обобщающий урок. Русское государство в XII – XVII вв.

  Раздел V. Россия в XVIII – середине XIX в.

Тема 1. Эпоха Петра I. Внешняя политика.

Тема 2. Петровские преобразования. Особенности российского абсолютизма.

Тема 3. Россия в период дворцовых переворотов.

Тема 4. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.

Тема 5. Экономика и население России во второй половине XVIII века.

Тема 6. Культура и быт русского государства.

Тема 7. Внутренняя и внешняя политика Павла I .

Тема 8. Александр I. Начало правления.

Тема 9. Отечественная война 1812 г.

Тема 10. Жизнь России в послевоенный период.

Тема 11.  Движение декабристов.

Тема 12. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Развитие капиталистических отношений.

Тема 13. Внешняя политика Николая I .

Тема 14. Славянофилы и западники. Русская Православная церковь. Русский утопический социализм

Тема 15. Культура народов России и  ее связи с европейской и мировой культурой первой половины XIX в.

 Раздел VI. Россия во второй половине XIX в.

Тема 1. Отмена крепостного права

Тема 2. Реформы 1860 – 1870 гг.

Тема 3. Россия и европейские державы.

Тема 4. Россия после отмены крепостного права

Тема 5. Народничество. Политический террор.

Тема 6. Политика контрреформ.

Тема 7. Государственно – социальная система России в конце XIX в.

Тема 8. Дальний Восток России в XIX в.

Тема 9. Русская культура во второй половине XIX в.

Повторительно - обобщающий урок. Россия в XVIII –XIX вв. Итоговое повторение



Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

 В результате изучения истории России (с древнейших времен до конца XIX в.) учащийся 10 класса должен:



Знать \понимать



  • Основные факты, процессы и явления, характеризующее целостность и системность отечественной и всемирной истории

  • Периодизацию отечественной и всемирной истории

  • Современные версии и трактовки важнейших поблеем отечественной и всемирной истории

  • Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе

  • Историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;


Уметь

  • Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

  • Критически анализировать источник исторической информации

  • Анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах

  • различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения

  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно -временные рамки изучаемых явлений и процессов

  • учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

  • представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности

  • использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • критического восприятия получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.                                            

                   

Планируемые результаты освоения программы обучающимися и варианты их оценки

Оценка сформированных  личностных результатов развития учащегося 10 класса

Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины

Ценит семейные отношения, традиции своего народа, уважает  и изучает историю мировых цивилизаций прошлого и современности

Определяет личностный смысл учения, выбирает дальнейший образовательный маршрут.

Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями

Ответственно относится к своему здоровью, к окружающей среде, стремится к сохранению живой природы и социума.

Проявляет эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой народов мира

Ориентируется в понимании причин успешности/ неуспешности в учёбе.



Оценка предметных результатов учащегося по истории России (с древнейших времен до конца XIX в.)

Текущая аттестация 

устный опрос, зачет



Итоговая аттестация

Письменная и устная с/р

Письменная    к/р

Хронологический, понятийный диктанты

Работа с историческим источником/ документом

тесты

Мини-сочинение (эссе), творческая работа

Блиц-опрос





                                                              Регулятивные УУД:

1.   Самостоятельно формулирует задание.

2.  Выбирает для выполнения определённого задания необходимую основную и дополнительную литературу.

3.  Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов.

4.  Оценивает результаты собственной деятельности.

5.  Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками.

6.   Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её.

7.   Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебник и рабочие тетради по истории России (с древнейших времен до конца XIX в.).

8.   Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

9.   Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.

                                                                                                                   

                                                      Познавательные УДД:

1. Ориентируется в учебниках.

2. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.

4. Составляет сложный/ развернутый  план исторического текста.

5. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные исторические объекты, факты, события, явления.

6. Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, мини – сочинений (эссе), таблиц, сообщений.

7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

                                                       

   Коммуникативные УДД:

1. Владеет монологовой и диалоговой формой речи.

2.Читает вслух и про себя тексты учебника, других книг, понимает прочитанное.

3. Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

4. Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию.

5. Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре.

6. Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.

7. Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

8. Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач.

                               Лист наблюдений степени сформированности УУД

Базовый уровень (коммуникативные УУД)

Повышенный уровень

Высказывает мнение

Обосновывает позицию

Задает вопросы другим

Договаривается с другими

Слушает других

Строит алгоритм работы

Может отказаться от своего мнения в пользу группы

Предвосхищает задачу следующего этапа


Оказывает помощь товарищам


Может взять на себя роль лидера группы










                                                                      Литература и средства обучения

                                                            Основная учебная литература:

  • Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVI в. Ч. 1.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2007 – 320 с.

  • Сахаров А.Н., Боханов А.Н История России. XVII – XIX вв. Ч.2.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. –М.: ООО«ТИД«Русское слово – РС», 2007 – 480 с.

                                           Дополнительная учебная литература:

  • Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших времен до наших дней: учебное пособие студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: изд.центр «Академия», 1999-400с.

  • История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX в.: 10-11 классы.: Справочные материалы / Автор-составитель В.М. Заболотный.-М.: «Издательство АСТ : ООО «Издательство Астрель» , 2002 – 64с.

  • История России. Справочник абитуриента / С.В. Новиков- М.: Филол.общество «Слово, АСТ, Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова , 1998 – 736с.

  • История России : учебник / А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004 – 520 с.

  • История Российского Приморья : Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – Вл-к, Дальнаука, 1998 – 248с.

  • Кушнир А.Г. Хрестоматия по истории : Учебное пособие. Т. 1,2 – М.: «Рипол классик», 1999.

  • Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России – М.: Издательская группа Норма-Инфра.М, 2000 – 656с.

  • Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Издательская группа Норма - Инфра- М, 2000 – 656с.

  • Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005, 704 с., илл.

  • Самыгин П.С., Чапек В.Н. История России. Серия «Высший балл». Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.

                                    Перечень рекомендуемых средств обучения:

  • Атлас истории России (с древнейших времен до конца XX в.).

  • Мультимедийные материалы (компакт – диски):

  1. «Нацизм»

  2. «Русские императоры, № 3»

                                   

                                                            Дидактические материалы:        

  • Индивидуальные карточки разного уровня сложности.

  • Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.

                                                        Учебно-методическая литература:

1.  Кадневский В.М.. История России с древнейших времен до конца XVIII в. Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учебно – методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001. – 256 с.

Учебные и справочные пособия:

  • Данилов А.А. История России в таблицах. XX век. 9 – 11 кл.: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002. – 64 с.

  • Зуев М. Н. История. 5-11 кл.: Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997.- 224 с.

  • История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев (рук. авт. колл.), Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.- 64 с.

  • История России. IX – XX века: 6 – 11 кл.: Справ. материалы/ Авт.-сост. В.В. Керов, Т.В. Слепцова. – М.: ООО «Изд – во АСТ»: ООО «Изд – во Астрель», 2002. – 64 с.- (Справочник – шпаргалка).

  • Олейников Д.И. История. Россия. XVIII – XX века: Краткий справочник школьника. 7 – 11 классы. - М.: Дрофа, 1997.- 224 с.

  • Приморский край: Краткий энциклопедический справочник. –Владивосток: Изд-во Дальневост. ун – та, 1997. – 596 с.




































Календарно-тематическое планирование по истории 10 класс.

Учебники: «История России 10 класс XVII — XIX вв. ч. 1. История России 10 класс с древнейших времен до конца XVII века ч. 2.

авторы В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров – М., «Просвещение», 2011 г.

.



Факт

дата

Практ

дата

Тема уроков


Дидактическая модель обучения

Вид деятельности учащихся

Содержание

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационная (понятия, персоналии)


Д\з

1



Введение


Проблемное изложение, заданный подход

Индивидуальная Выявление ис­торических осо­бенностей Рос­сийского госу­дарства.

Фронтальная. Определить геополитиче­ское положение России

Географическое положение страны. Природа и ее влияние на судьбы страны. Роль личности.

Уровни освоения

Репродуктивный: - называть особенности российской циви­лизации; - перечислять источники исторических знаний; - давать определение понятиям: предысто­рия, история, цивилизация.

Продуктивный: - характеризовать этапы российской исто­рии; - объяснять сущность взглядов на россий­скую цивилизацию; - аргументированно доказывать свою точ­ку зрения на проблему: «Россия - это За­пад или Восток?»

Понятия: предыс­тория, история, цивилизация, эше­лонная модель развития. История России -часть всемирной истории

с.5-15

Составить план

2



Появление человека на территории Восточной Европы

Проблемное изложение, заданный подход

Индивидуальная Выявление основных периодов истории Фронтальная. Определить факторы развития человека и общества в период предыстории

Начало истории. Человек и ледник. Люди эпохи палеолита. Послеледни-ковый период.

Репродуктивный: - называть места в России, где были обнаружены следы обитания древнейших людей ; - перечислять периоды истории; - давать определение понятиям: матриархат, патриархат

Продуктивный: - характеризовать родовую общину; - характеризовать неолитическую революцию.

Понятия: неолитическая революция, человек, гомо сапиенс

§ 1 ответить на вопросы

3



Формиро-вание народов.



Проблемное

изложение,

заданный

подход

Фронтальная. Определять географические

Районы развития основных групп населения

Евразии.

Индивидуальная.

Составить карто-

схему по расселению индоевропейцев

Конец равенства людей. Складывание народов. Индоевропейцы. Расселение индоевропейцев.

Репродуктивный:

- давать определение понятиям: индоевро-

пейцы, Великое переселение народов, сла-

вяне, трипольцы, колонизация, скифы, эт-

ногенез;

- называть потомков индоевропейцев, оп-

ределять их места расселения на карте;

- показывать на карте предполагаемую

прародину славян, направления славянско-

го расселения народов;

- определять место предков славян среди

индоевропейцев.

Продуктивный:

- определять влияние Великого переселе-

ния народов на формирование праславян-

ского этноса;

- характеризовать историческую роль

предков славян в период нашествия коче-

вых орд с Востока, отношения с соседями

Понятия:

индоевропейцы славяне. Великое переселение народов, трипольцы, колонизация, скифы, этногенез

§ 2.

Анализ документа.

4



Появление славян


Проблемное

изложение,

заданный

подход

Фронтальная. Определять взаимосвязь при­родно-климати­ческих условий и занятий вос­точных славян. Индивидуальная. На карте нахо­дить расселение восточнославян­ских племен

Споры о прародине славян. Первые нашествия. Скифы. Великое переселение народов.

Репродуктивный: - давать определение понятиям: племена, община, язычество, религия, политеизм, путь «из варяг в греки», «военная демокра­тия», государство, дружина, род; - показывать на карте расселение славян­ских племен, путь «из варяг в греки»; - перечислять предпосылки образования государства; - называть имена языческих богов. Продуктивный: - устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян; - объяснять сущность «военной демократии».

Понятия: восточносла­вянские племе­на, государство, религия, поли­теизм, язычест­во, «военная демо­кратия», общи­на, племенная знать, вече, дружина, род

§3 Анализ документа.


5



Славяне в V-VIIвв. Религия древних славян

Проблемное изложение, заданный подход

Фронтальная Составление таблицы «Славянские боги».

Индивидуальная. Беседа

Анты – первое восточнославян-ское государство. Славянский вождь Кий. Борьба с аварами и хазарами. Религия восточных славян.

Репродуктивный: - на карте показывать территориюпроживания славян и их соседей, давать определения понятиям.

Продуктивный: - выявлять, что из верований древних славян сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев и традиций; - характеризовать языческую культуру, роль религии в жизни древних славян, об­щественный строй

Понятия: государство, религия, поли­теизм, язычест­во, общи­на, племенная знать, вече, дружина, род

§ 4 Составить таблицу «Славян-ские боги».


6



Предпо-сылки образования Древне-русско­го государства

Проблемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Беседа. Индивидуальная. Составление тезисного плана ответа

Летописец Нестор. Восточнославян-ские племена. Развитие хозяйства. Ремесла. Города. Торговля. путь «из ва­ряг в греки»

Репродуктивный: - на карте показывать территорию Киев­ской Руси; - давать определения понятиям.

Продуктивный: - выявлять предпосылки образования Древнерусского государства (социальные, экономические, политические, духовные, внешнеполитические).

Понятия: государство, классы, предпо­сылки образова­ния Древнерус­ского государст­ва, прибавочный продукт, нор­маннская теория,

§ 5 Ответить на вопросы

7



Появление государства у восточных славян.

Проблемное изложение, заданный подход

Фронтальная работа с картой.

Индивидуальная. Беседа

Государство Русь на Днепре. Варяги. Создание единого государства Русь. Русь в начале Х в.

Репродуктивный: - на карте показывать территорию Киев­ской Руси, направления походов первых русских князей; - давать определения понятиям.

Продуктивный: - выявлять предпосылки образования Древнерусского государства (социальные, экономические, политические, духовные, внешнеполитические); - выявлять признаки Древнерусского госу­дарства; - характеризовать основные направления деятельности первых русских князей

Понятия: государство, классы, предпо­сылки образова­ния Древнерус­ского государст­ва, Персоналии: Игорь, Ольга, Святослав

§ 6 Ответить на вопросы

8



Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава

Проблемное изложение, заданный подход

Фронтальная Составление таблицы «Пер­вые русские князья».

Индивидуальная. Беседа

Княжение Игоря. Полюдье и гибель Игоря. Правление княгини Ольги. Правление Святослава. Походы на Дунай.

Репродуктивный: - на карте показывать территорию Киев­ской Руси, направления походов первых русских князей; - давать определения понятиям.

Продуктивный: - выявлять признаки Древнерусского госу­дарства; - характеризовать основные направления деятельности первых русских князей

Понятия: прибавочный продукт, нор­маннская теория, Киевская Русь, полюдье, уроки, погосты, дань.

§ 7 работа с понятиями.

9



Русь во времена Вла­димира Святославич.


Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Фронтальная. Беседа. Индивидуальная. Составление тезисного плана ответа

Первая усобица на Руси. Начало правления Владимира. Создание оборонительной системы. Крещение Руси.

Репродуктивный: - называть причины, значение и последст­вия принятия христианства; - показывать на карте направления похо­дов князя Владимира. Продуктивный: - показать влияние Византии на политиче­скую сферу и культуру Киевской Руси; - выявить причины перехода Руси к моно­теистической религии; - составить тезисы ответа по теме: «Вла­димир-язычник и Владимир-христианин -два исторических образа»

Понятия: язычество, хри­стианство, право­славие. Персоналии: Владимир Свято­славич

§ 8 Составить план

10



Правление Ярослава Мудрого.


Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Индивидуальная. Анализ Русской Правды, состав­ление тезисного плана «Внут­ренняя и внеш­няя политика Ярослава Муд­рого». Фронтальная. По карте просле­дить внешнепо­литическую дея­тельность Яро­слава Мудрого

Вторая усобица на Руси. Борьба Ярослава Мудрого за власть. Внешняя политика.

Репродуктивный: - давать определения понятиям: междо­усобные войны, династический брак, Рус­ская Правда, канонизация; - называть причины междоусобных войн, знать их основных участников; - знать основные положения Русской Правды.

Продуктивный: - сравнивать причины междоусобных войн; - характеризовать Ярослава Мудрого как государственного деятеля и личность; - выяснить, чем Русская Правда отлича­лась от порядков предшествующего пе­риода

Понятия: междоусобные войны, династи­ческий брак, канонизация, Рус­ская Правда. Персоналии: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб, Святополк

§ 9. Анализ документа.

11-12



Русское общество в XI в

Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Индивидуальная.

Характеризовать категории населе­ния,

Развитие фео­дальных от­ношений. Русь при потомках Ярослава Мудрого.

Продуктивный: - выявить причины возникновения феодальной земельной собственности; - сравнить управление Руси на заре становления государства и в ХI в.; -охарактеризовать каждую категорию населения Руси.

Понятия: зависимое население, армия, монастырь,

§10-11

Документ на с.94-95

13



Время новых усобиц

Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Индивидуальная.

Перечислить основные решения Любечского съезда князей.

Междоусобица сыновей и внуков. Половцы. В отсутствие лидера. Любечский съезд

Репродуктивный: - находить на карте города - княжеские резиденции, центры торговли, места вос­станий; - знать о нашествии половцев, - рассказывать о древнерусском воинстве, монастырях, церкви.


Понятия:

половцы

§12

Составить рассказ о половцах

14



Владимир Мономах.

Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Индивидуальная. Составлять схему «Система управления стра­ной в XI в.».

Возникновение феодальной земельной собственности. Зависимое население. Государственное управление. Армия. Города. Церковь. Монастыри.

Репродуктивный: - находить на карте города - княжеские резиденции, центры торговли, места вос­станий; - знать о нашествии половцев, крестовом походе, восстании 1113г.; - рассказывать о древнерусском воинстве, монастырях, церкви.

Продуктивный: сравнить управление на Руси на заре становления государства и в 9 в.

Понятия: домен, кормление, вотчина, феодал, рядович, закуп, холоп, дружина, князь, вой, цер­ковь, монастырь.

§13

Анализ документа.

15-17



Политиче­ская раздроблен­ность Руси.


Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Индивидуальная. Составление проектов по те­мам «Новгород­ская земля», «Киевское кня­жество», «Чер-нигово-Север-ское княжест­во», «Галицко-Волынское кня­жество», «Вла-димиро-Суздаль-ское княжество»

Причины распада единого государства. Как оценивать распад Руси. Киевское княжество. Чернигово- Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Владимиро- Суздальская земля.

Репродуктивный: - называть причины, сущность, последст­вия политической раздробленности; - излагать направления политики князей.

Продуктивный: - характеризовать предпосылки политиче­ской раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки); - сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и европейских государств, определять сходства и различия; - высказывать оценочные суждения о по­ложительных и отрицательных последстви­ях политической раздробленности на Руси; - характеризовать крупные княжества; - показать влияние деятельности князей на политическое и социально-экономическое развитие русских земель

Понятия: политическая раз­дробленность, ве­че, республика. Персоналии: Андрей Боголюбский, Юрий Дол­горукий, Всеволод Большое гнездо

§14-16 Анализ документа.

18-19



Культура Руси

X – начала ХШ в.

Проблем-

ное изложение,

заданный подход

Индивидуальная.

Подготовка

сообщений.

Фронтальная.

Беседа

Как зарождалась культура Руси. Письменность, грамотность, школы. Летописи. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор.

Репродуктивный:

- называть деятелей культуры, героев произ-

ведений;

- давать определения понятий;

- знать достижения культуры Руси данного

периода.

Продуктивный:

- характеризовать культуру X в. - начала

ХIIв.;

- выяснить особенности формирования русской цивилизации

Понятия:

культура, летопи-

си, архитектура,

живопись, скульп-

тура, фольклор,

цивилизация.

Персоналии:

Кирилл, Мефодий


§ 17-18

Анализ документа.

20



Повторение. Тестовый контроль

заданный подход

Индивидуальная

Выполнение тестов.


Репродуктивный: выполнить тест.


§1-28

ЕГЭ В-1

21



Начало монголо-татарского нашествия

Проблемное изложение,

заданный подход

Индивидуаль-

ная.

Составление

конспекта

«Этапы мон-

гольского

нашествия».

Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов

Репродуктивный:

- проследить по исторической карте завое-

вание монголами русских княжеств (битва

на Калке, разгром Рязанского княжества,

разорение Владимирской земли, попытка

похода на Новгород);

- на основе данных учебника определить

причины поражения русских земель.

Продуктивный:

- выявить предпосылки завоеваний монголов;

- охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь;

- определить характер взаимоотношений

Руси и Золотой Орды, высказывать оце-

ночные суждения о характере ордынского

владычества;

- выявить последствия монгольского нашествия


§19 Ответить на вопросы

22



Монгольское

нашествие на Русь.

Проблемное изложение,

заданный подход

Фронтальная.

Беседа, работа

с картой по ходу изучения

материала


Трагедия на Калке. Нашествие Батыя.

Репродуктивный:

- проследить по исторической карте завое-

вание монголами русских княжеств (битва

на Калке, разгром Рязанского княжества,

разорение Владимирской земли, попытка

похода на Новгород);

- на основе данных учебника определить

причины поражения русских земель.

Продуктивный:

- определить характер взаимоотношений

Руси и Золотой Орды, высказывать оце-

ночные суждения о характере ордынского

владычества;

- выявить последствия монгольского нашествия

Понятия:

Золотая Орда, ордынское иго, ярлык.

Персоналии:

рязанский князь

Юрий, Евпатий

Коловрат

§19 Ответить на вопросы


23



Втор­жение кресто­носцев. Алек­сандр Невский.

Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Групповая. Обсуждение вопроса «Итоги и последствия вторжения кре­стоносцев».

Фронтальная. Участие в дис­куссии, работа с картой

Натиск с северо-запада. Александр Невский. Ордынское владычество на Руси. Восстание на Руси.

Репродуктивный: - знать основные факты и хронологию событий немецко-шведской агрессии на Русь; - используя карту, рассказывать об отра­жении опасности с Запада.

Продуктивный: - раскрывать причины вторжения кресто­носцев на Русь; - определять последствия вторжения кре­стоносцев на Русь.

Творческий: - Дискутировать по проблеме: «Все славянские народы утрачивали национальную самостоятельность, кроме русских. Выбор А. Невского сохранил возможность фор­мирования русской государственности. Согласны ли вы с данным мнением?»

Понятия: экспансия, Нев­ская битва, ледо­вое побоище, кре­стоносцы, рыцар­ские ордена. Персоналии: Александр Нев­ский

§20

Ответить на вопросы

24



Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15 вв.

Проблем­ное изло­жение, заданный подход

Фронтальная. Решение про­блемных задач, беседа, работа с картой

Хозяйство - от упадка к подъему. Крестьяне и холопы. Ремесленники и купцы.

Репродуктивный: - излагать политику А. Невского в отно­шении Золотой Орды и ее последствия.

Продуктивный: - характеризовать основные общественные группы Руси; антиордынские выступления; - выяснить, какие субъективные и объек­тивные факторы повлияли на подъем севе­ро-восточных русских земель

Понятия: антиордынские выступления, по­местье. Персоналии: Александр Нев­ский

§21

Охарактеризуйте основные обществен-ные группы Руси.

25



Москва -центр объеди­нения русских земель. Дмитрий Донской

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Участие в дискуссии.

Групповая. Выявлять предпосылки объединения Руси, причи­ны возвыше­ния Москвы

Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель. Борьба за политическую гегемонию в Се­веро-Восточной Руси. Москва как центр объеди­нения русских земель. От Калиты до Дмитрия Донского. Куликовская битва.

Репродуктивный: - называть этапы объединения земель во­круг Москвы; - знать причины возвышения Москвы.

Продуктивный: - выявлять предпосылки объединения рус­ских земель (социально-экономические, социально-политические, культурные); - характеризовать этапы объединительного процесса; - анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).

Творческий: - дискутировать по проблеме «Москва или Тверь?»; - соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, про­исходившим в западноевропейских государ­ствах, выявлять черты сходства и различия

Понятия: восстановление экономики рус­ских земель. Роль городов в объеди­нительном про­цессе. Персоналии: Иван Калита, Дмитрий Ивано­вич Донской

§22

Документ на стр.181

26



Образование единого государства – России. Иван III.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная Анализ статей Судебника 1497. Сообщение «Феодальная война». Фронтальная. Участие в дис­куссии

Наследники Дмиртия Донского. Объединение русских земель вокруг Москвы. Создание новой системы управления. Свержение ига Орды. Тео­рия «Москва -третий Рим».

Продуктивный: - анализировать статьи Судебника 1497 г.; - проследить процесс закрепощения кре­стьян; - выявлять причины складывания само­державной формы государственности в России; отношения церкви и государства; - показать взаимосвязь процессов объеди­нения русских земель и освобождения от ордынского владычества; - характеризовать развитие хозяйства и власть.

Творческий: - участвовать в дискуссии по вопросу «Каковы причины складывания деспотиче­ской формы Российского государства?». Репродуктивный: - ознакомить с феодальной войной

Понятия: Российское госу­дарство, сверже­ние золотоордын-ского ига, центра­лизованное мно­гонациональное государство, Бо­ярская дума, «Су­дебник» 1497 г., дворянство, Персоналии: Иван III

§23

Документ на стр. 191

27



Культура и быт XIV-XVвв.

Проблем-

ное изложение,

заданный подход

Индивидуальная.

Подготовка

сообщений.

Фронтальная.

Беседа

Письменность, грамотность, школы. Летописи. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор. Быт.

Репродуктивный:

- называть деятелей культуры, героев произ-

ведений;

- давать определения понятий;

- знать достижения культуры Руси данного

периода.

Продуктивный:

- характеризовать культуру XIV-XVвв

- выяснить особенности формирования русской цивилизации

Персоналии:

Андрей Рублев,

Феофан Грек, Прохор,

Даниил Черный

§24 Ответить на вопросы

28



Реформы Иван Грозного.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная Анализировать Судебник 1550 г.

Фронтальная. Участие в дис­куссии, беседа

Начало правления ИванаIV. Венчание на царство. Реформы Избранной рады. Россия к середине 16 в. Органы сословно-представи-тельной монархии. Опричнина.

Репродуктивный: - раскрывать содержание реформ Избран­ной рады; - определять суть опричнины.

Продуктивный: - - характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия); - характеризовать личность Ивана Гроз­ного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс. - выявить предпосылки закрепощения крестьян; - анализировать документы (Судебник 1497 г., Судебник 1550 г.);

Понятия: «пожилое», «уроч­ные лета», «запо­ведные годы». Установление царской власти,

Реформы середины XVI в., Судебник, земщи­на, гражданское общество. Персоналии: Иван IV Грозный, Елена Глинская

§25

Документы на стр.209-212

29



Внешняя политика Ивана Грозного

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Выявление целей, итогов внешней поли­тики, работа с картой по ходу изучения вопро­сов

Восточная политика. Покорение Сибири. Ливонская война. Нерусские народы в составе России. Нача­ло формирования многонациональ­ного государства, экспансия.

Репродуктивный: -знать основные направления внешней политики Ивана Грозного; - излагать в хронологической последова­тельности ход покорения Казанского и Астраханского ханств, события Ливон­ской войны.

Продуктивный: - определять основные задачи внешней политики; - проследить взаимосвязь внешнеполити­ческих событий и внутренней жизни страны

Понятия: Казанский и Аст­раханский похо­ды, освоение Сибири, Ливон­ская война. Персоналии: Иван IV, Ермак, А. Курбский

§26

Работа с картой.

30



В преддверии Смуты

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Выявление целей, итогов внутренней поли­тики Ивана Грозного

Опричнина. Опричный террор. Правление Федора Ивановича.

Репродуктивный: - знать , что такое опричнинаПродуктивный: - - проследить взаимосвязь внешнеполити­ческих событий и внутренней жизни страны

Понятия:

Опричнина

Персоналии:

Федор Иванович

§27

Ответить на вопросы

31



Культура и быт XIV-XVI веков

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка про­ектов по теме урока

Просвещение. Научные знания. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор.

Репродуктивный: - называть достижения русской культуры ХIV-ХVI веков, давать им краткую харак­теристику.

Продуктивный: - выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на раз­витие культуры; особенности русской культуры на пороге Нового времени; - характеризовать достижения культуры; - выявлять основные тенденций развития культуры Х1У-ХУ веков.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта

Понятия: книгопечата-ние, исторические песни, шатро­вый стиль, «Домострой», жития, Персоналии: Ф. Грек, А. Руб­лев, А. Никитин, Д. Черный

§28-29

Разработка про­ектов по теме урока

32



Повторение. Тестовый контроль

заданный подход

Индивидуальная

Выполнение тестов.


Репродуктивный: выполнить тест.


§1-28

ЕГЭ В-1

33-34



Смутное время

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная Составление схемы «Госу­дарственный аппарат в XVII в.».

Фронтальная. Участие в дис­куссии

Дискуссия о причинах Смутного времени. Борис Годунов. «Голодные бунты». Первый самозванец. Восстание Болотникова. Второй самозванец. Интервенция Польши и Швеции. Второе ополчение. Конец Смуты

Репродуктивный: - излагать в хронологической последова­тельности события правления Бориса Го­дунова, Лжедмитрия I, Лжедмитрия П; - давать определение понятиям: Смута, интервенция, «тушинские перелеты», семибоярщина; - знать причины, ход, результаты восста­ния Болотникова.

Продуктивный: - выявлять предпосылки Смуты (хозяйст­венный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обостре­ние отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества);

- характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия Г, В. Шуйского, Лжедмитрия П; - определять последствия и историческое значение Смуты; - сравнивать состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчений.

Понятия: «Смутное время», польско-швед­ская интервен­ция, народные ополчения, на­циональное само­сознание, семи­боярщина. Персоналии: Лжедмитрий I, Болотников Лжедмитрий II, патриарх Гермоген Ляпунов, Заруцкий,

§30-31

Документ на стр. 258-260

35



Первые Романовы

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Определение основных поня­тий темы, бесе­да по ключевым вопросам темы, составление схе­мы «Государст­венная система XVII в.»

Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Боярская Дума. Земские соборы. Центральное управление. Суд и армия.

Репродуктивный: - давать определение понятиям: Боярская дума, Земские соборы, приказы; - используя карту, рассказывать о внешней политике России.

Продуктивный: - давать характеристику личности М. Ро­манова; - анализировать положение России после Смуты; - определять значение укрепления само­державия для развития России

Понятия: Боярская дума, Земские соборы, приказы. Персоналии: Михаил Романов

§32

Документы на стр. 271-272

36



«Священство» и «царство»

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Определение основных поня­тий темы, бесе­да по ключевым вопросам темы,

Патриарх Филарет. Церковная реформа. Никон и Аввакум.

Репродуктивный: - давать определение понятиям: церконая реформа, церковный раскол

Продуктивный: - давать характеристику личностям Филарета, Никона, Аввакума; - анализировать положение России после раскола; - определять значение укрепления само­державия для развития России

Персоналии: Филарет. Никон и Аввакум.

§33 Ответить на вопросы


37



Хозяйство и сословия

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Определение ос­новных понятий темы, беседа по ключевым вопро­сам темы (на­правления разви­тия страны, заро­ждение буржуаз­ных отношений). Индивидуальная. Составление таблицы «Сословия в России в ХVIIв.»

Споры о Новом периоде русской истории. Промышлен-ность, мануфактура. Торговля. Феодалы. Крестьяне и холопы. Посадские люди.

юридиче­ское оформление крепостного права; новые явления в экономике: начало

складыва­ния всероссийско­го рынка.

Репродуктивный: - давать определение понятиям: мануфак­тура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм, протекцио­низм, сословия; - знать основные положения Уложения 1649 г. Продуктивный: - выявлять основные направления развития страны в начале ХУП века (укрепление кре­постничества и самодержавия, завершение складывания православной цивилизации, преодоление международной изоляции); - характеризовать новые черты в развитии экономики; - проследить черты зарождения буржуаз­ных отношений в России, определить их специфику; - выявить особенности социальной струк­туры России ХVII века

Понятия: социально-эконо­мическое развитие в период Смуты; эволюция государ­ственного строя; протекционизм сословия; восста­новление самодер­жавия; Персоналии: Алексей Михай­лович

§34

Документы на стр.290-291

38



«Бунташный век»

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщение о народных вос­станиях XVII в., о личности С. Разина. Фронтальная. Работа с картой (ход восстания) под руковод­ством Разина

Соляной бунт. Накануне разинщины. Степан Разин. На Волгу и Каспий. Новый поход. Расширение движения и его конец.

Репродуктивный: - излагать в хронологической последова­тельности события Соляного бунта, вос­стания под руководством С. Разина.

Продуктивный: - характеризовать народные движения ХУП в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения); - высказывать оценочные суждения о при­чинах поражения повстанцев; - делать выводы о состоянии и характере развития российского общества середины и 2-й половины ХУП в.

Народные восста­ния: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание под руководством С. Т. Разина

§35

Документы на стр.301-303

39








40



Внешняя политика России в VII в.






Присоедине-ние Сибири

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Обсуждение основных вопро­сов темы. Индивидуальная. Письменно ответить на во­прос, подгото­вить сообщение о личности Алексея Михай­ловича

Русско-польская война. русско-турецкая война. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири. Нерусские народы. Уклад жизни и занятия нерусских народов, политика России в от­ношении этих народов

Репродуктивный: - раскрывать содержание понятия «абсо­лютизм»; - излагать содержание церковной рефор­мы, реформ центрального и местного управления; - называть основные направления внешней политики; - показывать на карте территории, вошед­шие в состав России в XVII в.

Продуктивный: - охарактеризовать реформаторскую дея­тельность царя, определить ее итоги и по­следствия; - определить основные направления, зада­чи, итоги внешней политики; - определить значение вхождения Сибири и Дальнего Востока в состав России.

Творческий: - письменно ответить на вопрос: «Какие трудности стояли на пути страны в реше­нии ее внешнеполитических задач?»

Понятия: укрепление цен­тральной власти; становление абсо­лютизма; церков­ный раскол; старо­обрядчество; рост территории

§36-37

Работа с картой

41



Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление те­зисного плана «Преобразования Федора Алексее­вича и Софьи».

Фронтальная. Беседа по основ­ным вопросам

Царь Федор Алексеевич. Восстание 1682 г. В Москве. Софья-регентша. Князь Василий Голицын. «Потехи» Петра. Падение Софьи.

Репродуктивный: - называть преобразования Федора Алек­сеевича и Софьи; - перечислять внешнеполитические задачи.

Продуктивный: - характеризовать правление Федора Алексеевича и Софьи; - определять значение отмены местниче­ства для развития государства

Понятия: местничество, стрельцы.

Персоналии: Федор Алексее­вич, Софья, Голи­цын, Петр I

§38

Называть преобразо-вания Федора Алек­сеевича и Софьи

42-43



Российская культура ХVII века

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка про­ектов по теме урока

Развитие культуры народов России; усиление светских элементов в рус­ской культуре; государство и цер­ковь; Просвещение. Научные знания. Литература. Искусство.

Репродуктивный: - давать определение понятиям темы; - называть достижения русской культуры XVII в., давать им краткую характеристику; - описывать быт россиян.

Продуктивный: - выявлять особенности культурного раз­вития России в XVII в.; - характеризовать достижения русской культуры XVII в.; - определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Понятия: ереси; архи­тектура; живопись; быт; народная культура; форми­рование велико­русской нации; барокко; знатное узорочье. Архитектура. Фольклор.

§39-40

Разработка про­ектов по теме урока

44



Повторение. Тестовый контроль

Заданный подход

Индивидуальная

Выполнение тестов.


Репродуктивный: выполнить тест.


§1-40

ЕГЭ В-2

45



Начало славных дел Петра.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Проанализиро­вать содержание реформ. Индивидуальная. Участвовать в дискуссии,

Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство. Первые новшества.

Репродуктивный: - излагать содержание первых реформ Петра I; - знать определение понятий.

Продуктивный: - выявлять предпосылки реформ; Творческий: - участвовать в обсуждении проблемы «Как сочетались в политике Петра нацио­нальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?»

Персоналии: Петр I, Меншиков

§41

Ответить на вопросы.

46



Внутрен­няя поли­тика ПетраI

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Проанализиро­вать содержание реформ. Индивидуальная. подготовить сообщение «Личность Петра I»,запол­нить таблицу «Реформы Пет­раI»

Начало славных дел Петра. Потешные игры и серьезные дела. Великое посольство. Возвращение в Москву. Первые новшества. Изменения в сословиях. Восстание Булавина.

Репродуктивный: - излагать содержание реформ Петра I; - знать определение понятий.

Продуктивный: - выявлять предпосылки реформ; - характеризовать реформы Петра I (по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическо­му содержанию); - выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма; - определять значение преобразований в культуре.


Понятия: приписные, по­сессионные кре­стьяне, мерканти­лизм, рекрутская повинность, регу­лярная армия, коллегии, Синод, Сенат, Кунстка­мера.

§41, 44

Документ на стр.36 , ч. 2

47





48



Внешняя политика Петра I



Конец правления Петра I

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление таблицы «Основ­ные сражения Северной войны». Фронтальная. Беседа по во­просам внешней политики с ис­пользованием карты

Начало Северной войны. Нарва. Новые преобразования и победы. Полтавская битва. Прутский поход. Гангут.

Репродуктивный: - излагать в хронологической последова­тельности события Северной войны, Азов­ских походов, Прутского, Каспийского походов; - называть задачи Великого посольства.

Продуктивный: - определять основные направления и за­дачи внешней политики Петра I; - характеризовать события внешней поли­тики по плану: причины, подготовка, эта­пы, итоги, причины победы/поражения, последствия; - определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешне­политическими событиями

Северная война. Каспийский по­ход. Азовские по­ходы. Великое посольство

§42,43

Работа с картой.

49-50



Эпоха дворцо­вых пере­воротов

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщение о личности правителя эпохи дворцовых переворотов.

Групповая. Участвовать

в разработке группового проекта

Екатерина I и Верховный тайный совет. Императрица Анна Ивановна. Бироновщина. Императрица Елизавета Петровна. Внешняя политика. Семилетняя война. Импера-тор Петр III

Продуктивный: - выявлять причины дворцовых переворо­тов; - характеризовать особенности царствова­ния Екатерины I, Петра II, Анны Иоаннов-ны, Елизаветы Петровны, Петра Ш по само­стоятельно выбранным критериям; - разъяснять суищость понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, биро­новщина.

Творческий: - участвовать в разработке групповых про­ектов по теме

Дворцовые пере­вороты, Верхов­ный тайный совет, кондиции, «биро­новщина», секу­ляризация

§46 Документ на стр.58,

ч. 2

51



Золотой век Екатерины II

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная Участвовать в беседе, подго­товить сообще­ния о личности Екатерины И, Е. Пугачева

Екатерина I и ее реформы. Власть. Уложенная комиссия. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Усиление крепостничества. Превра­щение дворянст­ва в господ­ствующее сосло­вие в ХУШ в., а России - в ми­ровую державу;

Репродуктивный: - давать определение понятию «просвещенный абсолютизм»; - излагать содержание реформ Екатерины П; - ход крестьянской войны под ру­ководством Е. Пугачева.

Продуктивный: -определить задачи и сущность политики «просвещенного абсолю­тизма»; - проследить преемственность и противоречия реформ Петра I и Екатерины II; - выявить причины укрепления крепостничества; - характеризовать крестьянскую войну под руководством Е. Пуга­чева

Понятия: «просвещенный абсолютизм»; реформы Екате­рины II;; меры «экономи­ческого либера­лизма»; Уложенная ко­миссия; кресть­янская война. Персоналии: Е. Пугачев

§47 Документ на стр.63 , ч. 2

52-53



Внешняя поли­тика России во второй половине XVIII в.

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. По ходу изложе­ния нового мате­риала, работа с картой, беседа. Индивидуальная Запись тезисов: «Цели, направле­ния, итоги внеш­ней политики Екатерины II»

Войны с Турцией, Речью Посполитой, Швецией. Румянцев, Спи­ридонов, Суво­ров, Потемкин, Ушаков.

Репродуктивный: - знать цели, направления, итоги внешней политики.

Продуктивный: - давать оценку внешней политике Екатерины II; - характеризовать полководческую деятельность Румянцева, Спиридо­нова, Суворова, Потемкина, Уша­кова

Понятия: внешняя полити­ка, русская воен­ная школа. Персоналии: Румянцев, Спи­ридонов, Суво­ров, Потемкин, Ушаков

§48-49

Ответить на вопросы

54



Русская церковь в XVIII в.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление конспекта лек­ции, участие в беседе

Синодальный период в истории Русской православной церкви.

Репродуктивный: - знать цели, направления Русской православной церкви.

Продуктивный: - характеризовать Феофана Прокоповича

Персоналии:

Феофан Прокопович

§50

Ответить на вопросы

55



Экономи­ческое развитие России в ХVIIIв.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление конспекта лек­ции, участие в беседе

Город и промышленность

Сельское хозяйство. Крестьяне и дворяне. Торговля. Народы России.

Репродуктивный: - давать определение понятий.

Продуктивный: - характеризовать социально-экономиче­ское развитие российской деревни; - выявить новые черты в развитии сель­ского хозяйства, промышленного произ­водства, торговли; - определить причины непоследовательно­сти политики «экономического либерализма»; - характеризовать влияние экономики страны на жизнь народов России, вошед­ших в состав страны в ХVIII в.

Понятия: барщина, вольно­наемный труд, оброк, ярмарки, ассимиляция, экс­тенсивный путь развития

§51

Работа с картой.

56



От Булавина до Пугачева

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление конспекта лек­ции, участие в беседе

Астраханское восстание. Восстание Булавина. Движения работных людей.

Репродуктивный: - давать определение понятий; назвать причины восстаний ХVIIIв.

Продуктивный: - сравнить восстания ХVIIIв. с восстаниями ХVIIв

Понятия:

Крестьянская война, восстание. Персоналии:

Е. Пугачев

§52

Работа с картой

57-58



Культура России ХVIIIв.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка про­ектов по теме урока

Просвещение. Научные знания. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор. культура народов России ХУШ в. и ее связи с европейской и мировой куль­турой.

Репродуктивный: - называть достижения русской культуры ХVIII в., давать им краткую характеристику; - знать деятелей культуры.

Продуктивный: - выявлять особенности культурного раз­вития России в ХVIII в.; - сравнивать быт россиян ХVIII в. с их бы­том в ХVII в.; - характеризовать достижения отечествен­ной культуры ХVIII в.; - определить влияние европейских стран на развитие российской культуры.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Понятия:

культура; Персоналии: Ломоносов, Кулибин, Карамзин, Державин, Фон­визин, Растрелли, Казаков, Шубин, Волков

§53

Разработка про­ектов по теме урока

59



Наш край вХVI-XVII вв.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщения об истории нашего края. Фронтальная. Беседа

Этапы истории нашего края. Основание Симбирска.

Репродуктивный: -знать основные этапы истории города; - находить на карте.

Продуктивный: - определять особенности развития нашего края.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Симбирск. Засечная черта

Подгото-вить сообщения об истории нашего края.

60



Повторение. Тестовый контроль

Заданный подход

Индивидуальная

Выполнение тестов.


Репродуктивный: выполнить тест.


§1-40

ЕГЭ В-2

61



62



Россия в начале XIX в.


Короткое царствование Павла I.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщение о Павле I.

Страна и народы. Сословия и классы. Пути сообщения и торговля.

Города и промышленность

Репродуктивный: - знать направления внутренней и внешней политики Павла I.

Продуктивный: - характеризовать личность Павла I, срав­нить с личностями его отца и матери;

Павел I, Аракчеев, Суворов, Ушаков

§55

Документ на с.129-131.

63



Внутрен­няя поли­тика Алек­сандраI

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление схемы «Реформа высших органов власти при Александре I», подготовка сообщения о личности Александра I

Сословная политика (меры в отношении кре­стьянства); проек­ты М. М. Сперан­ского; реформы Александра I; аракчеевщина; самодержавно-бюрократический строй;

Репродуктивный: - излагать содержание реформ Александра I; - раскрывать понятия «аракчеевщина», самодержавно-бюрократический строй.

Продуктивный: - выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти ХГХ в.; - характеризовать основные направления внутренней политики Александра I; - давать оценку социально-экономическому развитию России; - характеризовать территорию и население России начала ХIХ в.; - оценивать деятельность Аракчеева, Спе­ранского, Новосильцева

Понятия: Негласный коми­тет; конститу­ция; крепостное право; реформа; военные поселения. Персоналии: Александр I, Аракчеев, Сперан­ский, Новосильцев

§56,59

Работа с картой

64-65



Внешняя по­литика России в первой чет­верти XIX в.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая

Участие в разработке группового про­екта «Герои Отечественной войны 1812 г.»

Фронтальная .

Работа с картой

Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Венский конгресс.

  • Продуктивный:

  • определять основные направления внеш­
    ней политики России первой четверти
    ХГХв.;

  • характеризовать войны России с Фран­
    цией, Турцией, Швецией, Отечественную
    войну 1812 г. (причины, цели и планы сто­
    рон, подготовка, ход военных действий,
    итоги и последствия).

Творческий:

  • участвовать в дискуссии «Бородино -
    победа или поражение русской армии?»;

  • участвовать в разработке группового про­екта «Герои Отечественной войны 1812 г.»

Понятия: Отечественная война, контрна­ступление, на­родная война. Персоналии: Наполеон Бона­парт, Кутузов, Барклай-де-Тол-ли, Багратион, Ермолов, Раев­ский, Милорадович

§57-58

Работа с картой

66



Движение декабристов

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Участие в беседе


Тайные организации. Смерть Александра 1. Междуцарствие. Восстание декабристов.

Репродуктивный:

  • давать определение понятию «династи­ческий кризис»;

  • излагать события 14 декабря 1825 г.,
    знать причины движения декабристов, ход
    восстания, итоги и последствия.
    Продуктивный:

  • выявить влияние декабристского движе­ния на социально-политическое развитие
    России

Понятия: декабристы

Персоналии:

Н. М. Муравьев

П. П. Пестель

К. Рылеев


§59

Работа с картой

67-68



Внутренняя политика Николая I


Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовка со­общения о лич­ности Николая I.

Фронтальная. Беседа

Николай 1 и декабристы. Создание Третьего отделения, усиление цензуры. Кодификация законов. Крестьянский вопрос. Денежная реформа.

Репродуктивный: - давать определения понятий; - излагать направления деятельности пер­соналий данного периода.

Продуктивный: - характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении; - характеризовать социально-экономиче­ское развитие (крестьянский вопрос, ре­форма государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и ку­печества, экономическая политика); - рассмотреть попытки решения крестьян­ского вопроса при Николае I; - сравнивать личности Николая I и Алек­сандра!; - характеризовать политику России в Поль­ше и на Северном Кавказе

Понятия: теория офици­альной народно­сти, Третье отде­ление канцеля­рии. Персоналии: Сперанский, Канкрин, Кисилев, Бенкендорф, Уваров, Петрашевский

§60-61

Составить план на тему «реформы Николая 1»

69



Обществен-ная жизнь России при Николае I

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Заполнение таб­лицы «Общест­венное движе­ние».

Фронтальная. Беседа

Кружки 20-30-х XIX в. Славянофилы и западники. Кружок Петрашевского. «Русский социализм» Герцена

Репродуктивный: - знать взгляды общественных и духовных деятелей России; - давать определения понятий: славянофи­лы, западники, панславизм, утопический социализм.

Продуктивный: - характеризовать взгляды западников и славянофилов; - определить положение и роль Русской Православной Церкви в России в середине ХIХв.

Понятия: славянофилы, западники, пан­славизм, утопиче­ский социализм

§ 62

Заполнение таб­лицы «Общест­венное движе­ние»

70



Крым­ская война

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление таблицы «Крымская война».

Фронтальная. Беседа, работа с картой при изучении мате­риала

Восточный вопрос. Спор из-за палестинских святынь. Начало войны. Слава и горечь Севастополя. Парижский мир.

Репродуктивный: - излагать в хронологической последова­тельности и с использованием карты собы­тия Крымской войны.

Продуктивный: - рассмотреть понятие «восточный во­прос» и определить его влияние на внеш­неполитический курс России в ХГХ в.; - определить причины, подготовку к вой­не, цели и планы сторон, ход военных дей­ствий, причины поражения, итоги и по­следствия войны

Понятия: Восточный во­прос, Крымская война, принцип легитимности. Персоналии: Нахимов, Корни­лов, Ермолов, Паскевич, Дибич

§63

Работа с картой

71





72-73



Образование и наука




Золотой век русской культуры

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка про­ектов по теме урока

Просвещение. Научные знания. Литература. Архитектура Искусство. Фольклор. Культура народов России в I половине ХIX в. и ее связи с европейской и мировой куль­турой.

Репродуктивный: - называть достижения русской культуры в I половине ХIХ в., давать им краткую характеристику; - знать деятелей культуры.

Продуктивный: - выявлять особенности культурного раз­вития России в I половине ХIХ в.; - сравнивать быт россиян в I половине ХIХ в. с их бы­том в ХVII в.; - характеризовать достижения отечествен­ной культуры в I половине ХIХ в.; - определить влияние европейских стран на развитие российской культуры.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Понятия:

культура; славянофилы; западники Персоналии:

Лобачевский

Якоби

Струве

Пирогов

Крузенштерн

Лисянский

Лазарев

Захаров

Росси

Брюллов

Иванов

§64-67

Разработка про­ектов по теме урока

74



Русская церковь в первой половине XIХ в.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Составление конспекта лек­ции, участие в беседе

Синодальный период в истории Русской православной церкви.

Репродуктивный: - знать цели, направления Русской православной церкви.

Продуктивный: - характеризовать Феофана Прокоповича

Персоналии:

Серафим Саровский

§50

Ответить на вопросы

75



Повторение. Тестовый контроль

Заданный подход

Индивидуальная

Выполнение тестов.


Репродуктивный: выполнить тест.


§1-50

ЕГЭ В-3

76



Накануне отмены крепостного права

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная Подготовить со­общение о лич­ности Александра II.


Историческая необходимость отмены крепостного права. «Колокол», и «Современник»накануне крестьянской реформы.

Репродуктивный: - знать деятелей общественного движения, требующих отмены крепостного права.

Продуктивный: - сравнить различные точки зрения на освобождение крестьян.

Персоналии:

Чернышевский

Добролюбов

Герцен

Огарев

§68

Подгото-вить со­общение о лич­ности Александра II.


77



Отмена крепостного права

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Беседа

Первые шаги на пути к крестьянской реформе. Деятельность редакционных комиссий.

Репродуктивный: - давать определения понятий.

Продуктивный:- выявить факторы, определившие рефор­маторский курс Александра II; - выявить противоречия в обществе в ходе подготовки отмены крепостного права.

Творческий: - высказывать оценочные суждения о не­обходимости отмены крепостного права и широкомасштабного реформирования России;

Понятия:

Крестьянская реформа

§69

Работа с картой

78



Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Рассмотрение основных во­просов семина­ра, участие групп в дискус­сии, разработке группового про­екта по теме. Фронтальная. Беседа

Манифест 19 фев­раля 1861 г., временно-обязанные, выкупные плате­жи,

Репродуктивный: - излагать содержание либеральных ре­форм Александра II; - давать определения понятий.

Продуктивный: - определить причины, ход реформ; их по­следствия; - показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества; - характеризовать срциально-экономическое развитие России, манифест 19 февраля 1861 г.

Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Понятия: крепостное право, всеоб­щая воинская по­винность, земства. Персоналии: Александр II

§70

Составить таблицу

79-80



Государ-ственные преобразования в 60-70-х гг.XIXв.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная

Составление те­зисного плана.

Фронтальная. Беседа

Земская ре­форма, городская реформа, судебная реформа, военная реформа,

Репродуктивный: — называть существенные изменения, происходившие в развитии страны в результате реформ; - давать определения понятий.

Продуктивный: - характеризовать связь внутренней и внешней политики России в период правления Александра П; - определять сущность народнического движения

Понятия: отработки, уставная грамота, мировые посредники, Персоналии: Рейтерн, Плеханов, Лорис-Меликов, Желябов

§71

Работа с понятиями

81



Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIXв

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Беседа

Международное положение России после Крымской войны. Российско -китайские отношения в 60-70-е гг. XIX в

Репродуктивный: - знать международное положение России после Крымской войны; -сформулировать основные задачи внешней политики во второй половине XIX в.

Продуктивный: - охарактеризовать российско-китайские отношения в 60-70-е гг. XIX в

Персоналии:

А. М. Горчаков

§72

Работа с картой

82-83



Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная

Составить хронологическую таблицу Фронтальная. Беседа

Начало военных действий. Бои на Шипке и под Плевной. Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Берлинский конгресс.

Репродуктивный: - знать о военных действиях в ходе русско-турецкой войны;

Продуктивный: - определить причины и характер русско-турецкой войны 1877-1878 гг.; - сравнить международное положение России после Крымской войны и после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Понятия:

Мирный договор

Конгресс

§73

Работа с картой

84



Промышлен-ность и транспорт в пореформен-ной России

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная

Работа с экономической картой

Фронтальная. Беседа

Железные дороги. Промышленное развитие в 60-70-е гг. XIX в. Города в пореформенный период.

Репродуктивный: - знать о развитии промышленности в 60-70-е гг. XIX в.;

Продуктивный: - определить особенности промышленности России; - сравнить ступени развития промышленности; - определить особенности промышленного переворота в России.

Понятия:

Промышлен-ный переворот

§74

Сравнить ступени развития промышленности;

85



Сельское хозяйство после отмены крепостного права.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная

Работа с экономической картой

Фронтальная. Беседа

Перестройка помещичьего хозяйства на рыночных началах. Крестьянская община. Расслоение крестьянства.

Репродуктивный: - знать о перестройке помещичьего хозяйства на рыночных началах;

Продуктивный: - охарактеризовать два пути эволюции аграрного строя России;

- охарактеризовать крестьянскую общину.

Понятия:

Социальная мобильность

Рынок

Расслоение крестьянства

Община

§75

Работа с понятиями


86-87



Обществен-ное движение в 60-70-е гг. XIXв

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная

Работа с понятиями

Фронтальная. Беседа

Народ­нический террор. Народники. Разно­чинцы. «Хождение в народ», «Земля и воля»/

Продуктивный: - определять сущность народнического движения; объяснить причины обострения вопроса о конституции; сравнить три течения народничества;

Охарактеризовать деятельность народников

Понятия:

Террор

Народничество

Персоналии: Рейтерн, Желябов

§76

Работа с понятиями


88-89



Внутреннее положение России после русско-турецкой войны

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Беседа

«Народная воля», «Черный пе­редел», нигилизм. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова.

1 марта 1881 г.

Репродуктивный: - знать внутреннее положение России после русско-турецкой войны

Продуктивный: - охарактеризовать общественные движения 70-х гг. XIX в.; -охарактеризовать деятельность М. Т. Лорис-Меликова.

Творческий: - высказывать свое отношение к убийству АлександраII

Понятия:

Террор

Народничество

Разночинцы

Нигилизм

Персоналии: Плеханов, Лорис-Меликов,

§77

Документ на c.279-281

90-91



Россия в кон­це XIX в.

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщение о личности С. Ю. Витте, Александр Ш.

Фронтальная. Беседа, работа со схемой «Управление Российской империей в конце XIX в.»

Первая всеобщая перепись населения. Александ­р III. Контрреформы Александ­ра III

Репродуктивный: - знать содержание и итоги промыш­ленного подъема 90-х гг. ХIХ в. внут­ренней политики Александра II.

Продуктивный:

- проследить изменения в социальной сфере российского общества; - выявить причины контрреформ Александ­ра III, подчеркнуть роль личности царя в про­цессе изменения внешнеполитического курса.

Творческий: - высказывать, оценочные суждения по вопро­су: «Каково основное содержание эпохи прав­ления Александра III? Можно ли ее охаракте­ризовать лишь как "эпоху контрреформ"?

Понятия: социально-экономи­ческая эволюция ' российской деревни, самодержавная монархия, со­словия

§78

Работа с картой.

92-93



Промышлен-ный подъем 90-х гг.XIX в

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Беседа, работа с картой

Правительствен-ная политика в области промышлен-ности. Промышленный подъем 90-х гг.XIX. Рабочий класс и рабочее движение.

Репродуктивный: - знать о правительствен-ной политики в области промышленности; -назвать положительные и теневые стороны промышленного подъема.

Продуктивный:- охарактеризовать взгляды С. Ю. Витте на экономическое развитие России; - рассмотреть промышленный подъем 90-х гг. ХIХ в., - охарактеризовать положение рабочих России в конце XIX в.;


Понятия: завершение про­мышленного пере­ворота, железнодо­рожный бум, кредитно-финан­совая система,

§79

Работа с понятиями.

94



Россия в первые годы правления Николая II

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Беседа, работа со схемой «Управление Российской империей в конце XIX в.»

Последний русский император. Либеральное движение в кон­це XIX в. Марксизм. В. И. Ульянов

(Ленин)

Репродуктивный: - знать о деятельности последнего русского императора Николая II; - знать о революционной деятельности В. И. Ульянова (Ленина)

Продуктивный: - охарактеризовать Николая II; - раскрыть понятие «марксизм», определить его сильные и слабые стороны.

Понятия:

Революционер

Марксизм

Персоналии:

В. И. Ленин

Ю.О.Мартов

Н.К.Крупская

Г.В.Плеханов

§80

Работа с понятиями

95



Образование и наука во второй половине XIX в

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая.

Составить таблицу на тему: «Открытия российских ученых»

Развитие образования. Наука. Русские путешествен-ники.

Репродуктивный: - знать основные достижения российских ученых;

Продуктивный: - сравнить уровень грамотности в начале и в конце XIX в.; -определить факторы, способствующие или тормозившие развитию образования.

Понятия:

наука

Персоналии:

П.Ф.Чебышев

А.М.Ляпунов

А.С.Попов

Д.И.Менделеев

И.В.Сеченов

П.Н.Яблочков

§81

Составить таблицу

96-97



Архитектура, скульптура и живопись.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка проектов по теме урока

Архитектура периода эклектики. Скульптура. Живопись эпохи передвижников.

Репродуктивный: - знать основные достижения российских деятелей культуры

Продуктивный: - сравнить русское зодчество первой и второй половины XIX в.; - определить основные тенденции развития русской культуры XIX в.

Понятия:

Эклектика

Передвижники

Персоналии:

А.Померанцев

Н.Шохин

М.Микешин

Ф.Васильев

И.Репин

В.Серов

§82

Разработка проектов по теме урока

98



Театр, музыка, печать.

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка проектов по теме урока

Драматический театр в столицах и провинции. Русская музыка. Печать и книго-издательство.

Репродуктивный: - знать основные достижения российских деятелей культуры

Продуктивный: - определить основные тенденции развития русской культуры XIX в.

Персоналии:

А.Островский

П. Стрепетова

М.Ермолова

А.Бородин

П.Чайковский

М.Мусоргский

§83

Разработка проектов по теме урока

99-100



Наш край в порефор­менную эпоху

Про­блемное изложение, заданный подход

Индивидуальная. Подготовить сообщения об истории нашего края

Этапы истории нашего края.

Продуктивный: - проследить ход либеральных реформ в Симбирске; - выявить экономические и социально-политические изменения в Симбирске;

Творческий: - участвовать в разработке проекта по теме

Отмена крепостно­го права, реформы 60-70-х гг. в Симбирске

Подгото-вить сообщения об истории нашего края.

101



Тестовый контроль


Индивидуальная. Участие в ито­говом тести­ровании


Репродуктивный: -выполнить тест


Ответить на вопросы

102



Презента-ция творческих работ

Про­блемное изложение, заданный подход

Групповая. Разработка проектов по теме урока

Образование. Наука. Архитектура. Скульптура и живопись. Театр, музыка, печать.

Репродуктивный: - давать определения понятий; - называть достижения русской культуры XIX в., давать им краткую характеристику.

Продуктивный: - выявлять особенности культурного разви­тия России в ХГХ в.; - характеризовать достижения отечествен­ной культуры ХГХ в.; Творческий: - участвовать в разработке группового проекта по теме

Российская куль­тура ХГХ в. Об­ращение к на­циональным ис­токам. «Золотой век русской культу­ры», классицизм, ампир

Разработка проектов по теме урока

103-105



Итоговое повторение

Про­блемное изложение, заданный подход

Фронтальная. Беседа


Продуктивный: - знать этапы развития Российского государ­ства, характеризовать их; - выявлять особенности развития российско­го общества, определять влияние личности правителя на историко-культурное развитие страны.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!