СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 10 класса с национально-региональным компонентом

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 10 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая образовательная программа по истории России предназначена для обучения учащихся 10 класса (базовый уровень) МАОУ БГ № 29 г.Улан-Удэ, Октябрьского района.

Тип. Программа общеобразовательных учреждений

Вид. Гимназия, МАОУ БГ №29, 10 А класс.

Концепция

Программа построена в русле задач развития и воспитания коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, расширения кругозора учащихся.
В программе представлена концепция развивающего обучения: организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции, готовности личности к дальнейшему развитию. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Изучение прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.

• Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца

XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций.

Базовый уровень.

• Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец XIX – начала XXI в.:

учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый

уровень.

Актуальность изучения истории исходит из задач, стоящих перед Россией сегодня. Главная из них – подняться на более высокую ступень экономического, социального и культурного развития. В решении этих задач немалое значение имеет анализ исторического опыта, в результате которого формируется гражданское сознание учащегося.

Новизна заключается в осуществлении различных форм работы, направленных на развитие способностей, учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов, открытию возможностей для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Значимость. Учебный курс предполагает закрепление навыков и умений работы с документами исторического характера, помогает понять и раскрыть основное содержание событий изучаемого периода, анализировать хронологию и причины того или иного явления и т.д.

Национально — региональный компонент реализуется через изучение исторических терминов и понятий в переводе с русского на бурятский язык, также при изучении тем отечественной истории всегда рассматривается данный этап и нашей республики. НРК перенесен за рамки данной программы и изучается в 10 классе 1 раз в неделю, 34 часа за учебный год.

Образовательная область - «общественно-научные дисциплины».

Освоение курса истории на базовом уровне способствует достижению главной цели исторического образования в школе: «формированию у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированнойличности»

Эта общая цель определяет задачи курса:

• ·формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

• ·овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе;

• ·воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

• ·развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;

• ·формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

• ·развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствует сохранению и укреплению здоровья школьников, повышению удовлетворённости образовательным процессом, положительной мотивации к учёбе.

Цель использования ЗОТ: сохранение и укрепления здоровья обучающихся.

Задачи:

- Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- Сохранение работоспособности на занятиях;

- Просвещение в области здоровьесбережения.

- Привитие навыков личной гигиены и знаний о правильном питании.

- Снижение уровня заболеваемости учащихся.

Для выполнения поставленных задач на уроках истории вводить следующие здоровьесберегающие общеобразовательные технологии (ЗОТ):

Занятия осуществляются в условиях комфортности:

Санитарно-гигиенических: Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. Рабочее место у учащихся на занятии – письменный стол. Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время занятия. Комфортный для человека уровень шума- 10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах» -это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 люкс (20 вт/кв.м). Светильники в помещении надежно подвешены к потолку и закрыты крышками, корпуса и крышки выключателей и розеток не имеют трещин и сколов, а также оголенных контактов.

Температура воздуха в кабинете в пределах 18-22 градусов.

Учащихся с пониженной остротой зрения следует отводить места ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалением верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Стекла окон, светильники необходимо очищать от пыли и грязи 2 раза в год.

В кабинете находится аптечка с набором необходимых лекарственных средств и перевязочных материалов.

Продолжительность занятия - 45 мин, продолжительность перемены - 15 мин.

Психологических: Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Учет психического и физического здоровья ребенка; психологических особенностей коллектива. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.

Сроки реализации программы. 1 год.

Основные принципы отбора материала. В качестве основных принципов отбора материала можно выделить следующие: доступность, последовательность, соответствие возрастным особенностям, и интересам обучающихся, коммуникативная направленность. В соответствии с сюжетным замыслом уроки объединены в разделы. Разделы содержат разное количество уроков и соответствуют четырём учебным четвертям.

Предполагаемые результаты.

1. Освоение учащимися разных социальных ролей.

2. Активное участие молодежи в обществен­ной жизни.

3. Участие в реализации социальных проек­тов.

4. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

5. Развитые умения в поиске информации с использованием различных источников.

6. Овладение правилами общественной поле­мики, цивилизованного диалога в обществе.

7. Способность противостоять манипулиро­ванию, рационально обосновывать свою точку зрения.

8. Знание и использование правовых меха­низмов защиты прав и свобод.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Умения работать с текстовыми и историческими источниками:

  • осуществляет самостоятельный поиск информационных источников;

  • отбирает источники на основе знаний информационных возможностей видов исторических источников;

  • работает с источниками знаний: учебной литературой, историческими первоисточниками, общественно-политической литературой, научно-популярной и художественной литературой;

  • пользуется библиографическими справочниками по истории;

  • использует мультимедийные, Интернет-ресурсы;

  • систематизирует источники информации, дает простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме);

  1. Умения работать с внетекстовыми источниками информации:

    • получает, анализирует и систематизирует информацию из любых картографических источников, графиков, диаграмм;

    • использует фонды музейных композиций, документальные и художественные кино- видеозаписи по исторической тематике;

    • дает атрибутику и полное описание исторического вещественного и изобразительного источника;

    • систематизирует информацию вещественных и изобразительных источников и включает ее в содержание раскрываемой темы.

  2. Речевые умения:

    • владеет различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическая беседа;

    • дает развернутый, обоснованный, полный по структуре устный ответ с использованием основной учебной информации и самостоятельно освоенных сведений, с отсылкой к источникам информации;

    • ведет защиту своего реферата;

    • рецензирует результаты учебной деятельности учащихся и собственную учебную работу.

  3. Умения письменной фиксации знаний:

    • составляет план, тезисы, конспект любых источников информации, включая учебную лекцию;

    • пишет аргументированное эссе по истории;

    • самостоятельно создает хронологические, генеалогические, обобщающие и сравнительные таблицы, логические схемы.

  4. Хронологические умения:

    • отслеживает историческое событие, процесс в динамике;

    • выделяет периоды исторических событий, явлений, процессов и объясняет основания для их периодизации;

    • соотносит исторические объекты с периодом, эпохой на основе изучаемой периодизации.

  5. Умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний:

    • самостоятельно определяет причины и отслеживает последствия исторических событий;

    • сравнивает исторические события, явления, процессы на основе самостоятельного выделения линий сравнения;

    • конкретизирует обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;

    • применяет знания из курсов Всеобщей и Российской истории, обществознания, географии для анализа исторического объекта.

  6. Оценочные суждения:

    • различает субъективные и объективизированные исторические оценки;

    • высказывает оценочные суждения о месте, значимости изучаемого исторического объекта в историческом развитии страны, мира;

  7. Опыт самостоятельной учебной деятельности учащихся:

    • самостоятельно выполняет любые виды коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности по истории;

    • анализирует историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;

    • участвует в проектной деятельности, в историческом научном и художественном творчестве;

    • создает базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности, в том числе с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;

    • самостоятельно создает реферат;

    • применяет элементарные приемы исследовательской деятельности.

Система оценки достижений учащихся. По качеству проявления показателей возможно выделить три уровня качества образовательной компетентности школьника: высокий, средний и низкий.

Для высокого уровня качества развития образовательной компетентности учащихся характерны: ценностный смысл к овладению специальными знаниями и умениями, умениями учиться (умениями ставить образовательные цели, планировать свою учебную деятельность, работать во времени, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию); высокая степень полноты и действенности знаний и умений; сформированная готовность к социальному взаимодействию; критичность мышления.

Средний уровень развития образовательной компетентности школьников отличается императивным уровнем личностного смысла; недостаточной полнотой и действенностью специальных умений и знаний, умений учиться; слабой выраженностью готовности к социальному взаимодействию; критичностью мышления, проявляющейся в отдельных образовательных и коммуникативных ситуациях.

Образовательная компетентность учащихся сформирована на низком уровне, если: фиксируется утилитарно-прагматический личностный смысл; знания и умения учащихся характеризуются поверхностностью и низкой степенью мобильности; отсутствует практическая готовность к социальному взаимодействию; наблюдается несформированность критического мышления.

Основной инструментарий для оценивания результатов обучения.

Критерии оценки

В процессе контроля знаний, умений и навыков следует обращать внимание на следующие критерии:


Точность представленной (собранной) информации

Всегда точная

В основном точная

Недостаточно точная

Неточная информация

Баллы


5

4

3

2

Количество (разнообразие) фактов, деталей, примеров

Большое разнообразие фактов

Достаточное количество фактов

Минимальное количество фактов

Баллы


5

4

3

Умение анализировать информацию

Показывает хорошее понимание информации

Показывает достаточное понимание информации

Показывает минимальное понимание информации

Показывает недостаточное понимание информации

Баллы

5

4

3

2

Знание терминологии

Употребляет термины правильно

Употребляет многие термины правильно

Употребляет минимальное количество терминов правильно

Употребляет термины неправильно

Баллы

5

4

3

2

Умение работать в группе

Всегда

Часто

Иногда

Почти никогда

Баллы

5

4

3

2



Основной инструментарий для оценивания. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Рабочая программа предусматривает использование творческих заданий:

Образные задания (проверка умений учащихся на основе исторических источников воссоздать образ мысли, переживания, настроения людей, различные мнения и взгляды на историческую ситуацию.)

Критерии оценки: правильное выделение актуальных проблем периода, понимание их сути, умение определить социальную и политическую позицию «автора» и исторически достоверно воссоздать его отношение к проблемам.

Эссе (письменная работа, содержащая самостоятельные размышления и суждения)

Критерии оценки: понимание сути темы, логичность и самостоятельность рассуждений, умение аргументировать суждение фактами, правильное использование понятийного аппарата, оригинальность идей.

Проверка умений участвовать в дискуссии

Критерии оценки: отсутствие обществоведческих ошибок и противоречий в рассуждениях, убедительность аргументов, умелое использование различных источников, сформированность полемических умений (задавать вопросы, находить контрдоводы и т.д.)

Отметка «5» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами.

Отметка «4» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами.

Отметка «3» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на поверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов:

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов

Количество часов. Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю; 68 часов – история России.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков и окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Опыт познавательной и практической деятельности:

- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- написание творческих работ по социальным дисциплинам

Особенностями курса истории в старшей школе являются его системность,

многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества,

синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества.

Содержание курса ориентировано на формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций (оценивать вклад исторических деятелей различных эпох в развитие нашей и других стран мира,

давать оценку - в том числе моральную- тем или иным историческим событиям и явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой культуры),

учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её),

коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения),

компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся.

В основу структуризации курса истории на базовом уровне авторами были положены принцип блочно-тематической организации учебного материала и общепринятые принципы периодизации всеобщей и российской истории. Основной акцент при структурировании учебного материала сделан на прослеживании причинно-следственных связей между событиями и явлениями, причем логика построения курса делает возможными рассмотрение тем с разных точек зрения, поэтапную систематизацию и обобщение изученного материала.

Структурно курс истории делится на шесть тематических разделов:

1. Пути и методы познания истории;

2. От первобытной эпохи к цивилизации;

3. Русь, Европа и Азия в Средние века;

4. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV – начало XVII в.);

5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации;

6. Россия и мир в конце XVIII – XIX вв.


Основные компоненты содержания курса



Раздел 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ (3 ч)

Тема 1. Этапы развития исторического знания

Значение изучения истории. Зарождение исторической науки. Историческая наука

античного мира. Особенности развития исторической науки в Средние века и Новое время.

Основные научные принципы и подходы исторического исследования. Развитие

исторической науки в ХХ веке.

Основные термины и понятия: движущие силы исторического развития, принципы

историзма и объективности.

Основные персоналии: Геродот, Фукидид, Плутарх, Тит Ливий.

Тема 2. Основы исторической науки

Движущие силы исторического развития в религиозно-мистических концепциях.

Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII в. Становление и

развитие материалистических воззрений на мир. Марксизм и формационная теория.

Теории цивилизационного развития. Принципы периодизации в истории. Периодизация

истории. Проблемы периодизации Новейшей истории.

Основные термины и понятия: прогресс, регресс, классовая борьба, формация,

цивилизация, первобытная эпоха, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее

время история.

Основные персоналии: Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Вольтер, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс, М.

Вебер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилёв, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, Ж. Кондорсе, Л. Морган,

Тема 3. Россия во всемирной истории

Природно-климатическая специфика России. Цивилизационные особенности России.

Культурно-исторические особенности развития России. Периодизация Отечественной

истории.

Основные термины и понятия: зона рискованного земледелия, многонациональность,

поликонфессиональность.

Раздел II

ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (6 ч)

Тема 4. У истоков рода человеческого

Теории происхождения человека. Этапы становления человека. Освоение человеком планеты.

Зарождение религии и искусства. Палеолит и мезолит на территории России: древнейшие

стоянки и археологические культуры. Человек и природа. Неолитическая революция.

Аграрно-скотоводческие культуры. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Развитие ремёсел и зарождение торговли. Переход от матриархата к патриархату. Переход к

энеолиту.

Основные термины и понятия: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, раса, фетишизм,

археологическая культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство,

производящее хозяйство, матриархат, патриархат, племя.

Основные персоналии: Ч. Дарвин.

Тема 5. Государства Древнего Востока

Предпосылки возникновения государства. Рабовладение и общественные отношения в

древних государствах. Фараоны, жрецы и чиновники в древнеегипетском обществе.

Особенности развития древних государств. Истоки слабости деспотий древности. Военные

деспотии Древнего мира. Индия и Китай в эпоху древности.

Основные термины и понятия: государство, рабовладельческий строй, общинное

землевладение, деспотия, варновая и кастовая системы.

Тема 6. Культура стран Древнего Востока

Возникновение письменности. Верования в Древнем мире. Новый этап духовной жизни:

зарождение новых религий. Архитектура Древнего мира. Зарождение научных знаний.

Основные термины и понятия: иероглифическое письмо, клинопись, зороастризм,

буддизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм.

Тема 7. Цивилизация Древней Греции

Рождение и исчезновение цивилизации Крита. Ахейская цивилизация и её завоевание. Природно-

географические условия развития греческой цивилизации. Города-государства Греции.

Демократия и тирания. Афины и Спарта. Греко-персидские войны. Пелопоннесские войны

IV—V вв. до н.э. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского.

Основные термины и понятия: античность, полис, демократия.

Основные персоналии: Перикл, Дарий I, Ксеркс, Филипп II, Александр Македонский.

Тема 8. Древнеримская цивилизация

Основание Рима. Подчинение Италии. Пунические войны. Римское господство в

Средиземноморье. Причины кризиса Римской республики и этапы становления Римской

империи. Золотой век Рима. Внутренние и внешние причины упадка Римской империи.

Упадок рабовладения и переход к колонату. Великое переселение народов и падение

Западной Римской империи.

Основные термины и понятия: патриции, плебеи, народный трибун, республика,

триумвират, империя, колоны, пекулии.

Основные персоналии: Сервий Тулий, Тиберий Гракх, Спартак, Юлий Цезарь, Г. Помпей,

М. Красс, Октавиан Август, Траян, Адриан, Диоклетиан.

Тема 9. Культурно-религиозное наследие античной цивилизации

Дохристианские верования античности. Зарождение иудео-христианской духовной

традиции, её мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Христианство в Римской империи. Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима.

Основные термины и понятия: стоицизм, эпикурейство, христианство, акрополь, портик,

амфитеатр.

Основные персоналии: Эпикур, Диоген, Платон, Аристотель, Архимед, Пифагор, Эсхил,

Софокл, Сенека, Овидий, Вергилий, Гораций, Марк Аврелий, Лукиан.

Раздел III

РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (18 ч)

Тема 10. Европа в эпоху раннего Средневековья

Хозяйственная и общественная жизнь народов Европы до Великого переселения народов.

Социально-экономические отношения раннего Средневековья. Византия после крушения

Западной Римской империи. Религиозное единство Западной Европы и создание Франкской

империи. Нормандские завоевания и создание Священной Римской империи германской

нации. Раскол христианства.

Основные термины и понятия: конунг, родовая община, соседская община, феодал,

вассал, рыцарь, Вселенские соборы, военная демократия, католичество, православие.

Основные персоналии: Юстиниан I, Лев VI, Лев III, Карл Великий, Оттон I, Кнут Великий.

Тема 11. Рождение исламской цивилизации

Аравийские племена в начале новой эры. Возникновение ислама. Арабские завоевания.

Социальные нормы общественного поведения человека в исламском обществе. Распад

Арабского халифата: причины и последствия. Разногласия в исламской среде: возникновение

шиизма, суннизма и других направлений ислама. Культурное наследие Арабского халифата.

Основные термины и понятия: меджлис, ислам, Коран, Сунна, мулла, халифат, харадж,

джизья, шиизм, суннизм, суфизм, дервиши.

Основные персоналии: Муххамад, Гарун-аль-Рашид.

Тема 12. Славяне в раннем Средневековье

Расселение славян, их разделение на три ветви. Кочевые общества евразийских степей в

эпоху бронзы и раннем железном веке. Великое переселение народов и славяне. Соседи

славян: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Великая Болгария, Волжская Булгария.

Восточные славяне в VIII—IX вв. Соседи восточных славян: балты и финно-угры.

Хозяйственное развитие восточных славян. Развитие торговых отношений с соседними

странами и народами. Путь «из варяг в греки». Общественные отношения у восточных

славян. Традиционные верования восточных славян.

Основные термины и понятия: каганат, союз племён, летопись, подсечно-огневое

земледелие, князь, дружина, вече, политеизм.

Тема 13. Образование Древнерусского государства

Исторические условия складывания русской государственности. Первые известия о Руси.

Проблема образования древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Первые русские князья. Правление Святослава Игоревича. Отношения Руси с

Византийской империей, кочевниками европейских степей.

Основные термины и понятия: варяги, норманнская и антинорманнская теории, дань,

полюдье, уроки, погосты.

Основные персоналии: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Тема 14. Расцвет Древней Руси

Правление Владимира Святославича. Крещение Руси, значение принятия христианства.

Усобица после смерти Владимира. Правление Ярослава Мудрого. Формирование

древнерусского права: Русская Правда. Русь при Ярославичах. Любечский съезд 1097 г.

Владимир Мономах. Отношения Руси с половцами.

Основные термины и понятия: усобица, Русская Правда, вервь, вира, кровная месть,

лествичная система престолонаследия.

Основные персоналии: Владимир Святой, Святополк Окаянный, Борис и Глеб, Ярослав

Мудрый, Святополк Изя



славич, Владимир Мономах, Мстислав Великий.

Тема 15. Социально-экономические развитие Древней Руси

Складывание феодальных отношений на Руси. Категории рядового и зависимого

населения. Древнерусское войско: структура, военное дело и оружие. Развитие городов и

торговли. Русская церковь. Первые народные восстания на Руси. Русская Правда

Ярославичей.

Основные термины и понятия: кормление, закупы, рядовичи, смерды, холопы, челядь,

дружинник, бояре, купцы, гости, гривна, митрополит, епархия, монастырь, Русская

Правда.

Тема 16. Политическая раздробленность Руси

Предпосылки, причины и распада Руси на самостоятельные земли. Особенности эпохи

раздробленности и признаки сохранения единства русских земель в хозяйственной,

политической и культурной жизни страны. Галицко-Волынское княжество. Господин

Великий Новгород. Владимиро-Суздальское княжество.

Основные термины и понятия: политическая раздробленность, тысяцкий, вече, посадник,

ряд.

Основные персоналии: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Романович, Юрий

Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

Тема 17. Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации

Особенности культурного развития Руси. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси.

Письменность. Распространение грамотности. Развитие летописания. Литература Руси.

Архитектура, живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Повседневная жизнь. Сельский и

городской быт.

Основные термины и понятия: кириллица, летопись, житие, пергамен, устав, иконопись,

фреска, мозаика, былины.

Тема 18. Католический мир на подъёме

Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Роль

Церкви в европейском обществе. Светская и духовная власть в Западной Европе. Крестовые

походы. Столкновение цивилизаций. Инквизиция и учение Фомы Аквинского.

Основные термины и понятия: магистрат, университет, догмат, ересь, крестовый поход,

уния, инквизиция, индульгенция.

Основные персоналии: Григорий VII, Генрих IV, Иннокентий III.

Тема 19. Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии

Китай до монгольского завоевания. Общественное устройство и хозяйственная

деятельность монголов. Возникновение державы Чингисхана. Завоевания Чингисхана в Азии.

Возникновение Османской империи. Османские завоевания. Падение Византии. Индия

под властью Великих Моголов.

Основные термины и понятия: курултай, хан, араты, султанат.

Основные персоналии: Чингисхан, Осман I, Бабур.

Тема 20. Монгольское нашествие на Русь

Битва на Калке. Походы Батыя на Русь и страны Восточной Европы. Последствия

монгольского нашествия для Руси. Система зависимости русских земель от ордынских

ханов.

Основные термины и понятия: ордынское иго, выход, ярлык, баскак.

Основные персоналии: Батый, Мстислав Удалой, Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский,

Даниил Владимиро-Волынский.

Тема 21. Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского

Натиск с Запада. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище. Отношения с

Ордой при Александре Ярославиче. Экономический и культурный подъём Руси в конце

XIII – начале XIV в. Роль Русской Православной Церкви в возрождении Руси.

Основные термины и понятия: Тевтонский орден, орден меченосцев, Ливонский орден.

Основные персоналии: Александр Невский.

Тема 22. Западная Европа в XIV – XV вв.

Усиление королевской власти. Усложнение социальных отношений. Создание органов

сословного представительства. Причины и ход Столетней войны. Крестьянские восстания

(Жакерия, восстание У. Тайлера): причины, характер восстаний и их итоги. Подъём

национального самосознания в ходе Столетней войны. Феодальная раздробленность в

Центральной Европе.

Основные термины и понятия: домен, купеческие гильдии, кортесы, парламент,

Генеральные штаты, Реконкиста, Жакерия, рейхстаг.

Основные персоналии: Иоанн Безземельный, Филипп IV, Эдуард III, Филипп VI Валуа,

Жанна д´Арк, Карл VII, Карл IV.

Тема 23. Европейская культура, наука и техника в Средние века

Религиозная культура европейского Средневековья: религиозная мысль, влияние религии

на архитектуру и искусство. Еретические учения и политика. Европейская светская

культура: развитие науки, техники, литературы, книгопечатания. Ремесло эпохи

Средневековья.

Основные термины и понятия: схоластика, мистицизм, романский стиль, готика, схизма,

секуляризация, новеллы, рыцарский роман.

Основные персоналии: Пьер Абеляр, Ян Гус, Ян Жижка, Р. Бэкон, У. Оккам, И.

Гуттенберг.

Тема 24. Мир за пределами Европы в Средние века

Особенности общественного и социокультурного развития доколумбовых цивилизаций

Америки (цивилизации майя, ацтеков, инков). Древние цивилизации Африки. Торговые пути

средневековья.

Основные термины и понятия: майя, ацтеки, инки, Великий шелковый путь.

Тема 25. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг

Москвы

Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Расцвет Тверского княжества. Первый московский князь Даниил. Борьба Твери и Москвы

за первенство. Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при Дмитрии

Ивановиче.

Основные персоналии: Гедимин, Ольгерд, Михаил Ярославич, Даниил Александрович,

Юрий Данилович, Иван Калита, митрополит Пётр, Семён Гордый, Иван II Красный,

митрополит Алексий, Дмитрий Иванович.

Тема 26. Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского

Русь накануне Куликовской битвы. Куликовская битва: подготовка и ход. Историческое

значение Куликовской битвы. Поход хана Тохтамыша на Русь. Княжение Василия I:

внутренняя и внешняя политика князя. Грюнвальдская битва. Роль Церкви в объединении

Руси. Сергий Радонежский.

Основные термины и понятия: Золотая Орда, темник.

Основные персоналии: Дмитрий Иванович Донской, Мамай, хан Тохтамыш, митрополит

Пётр, митрополит Алексий, Сергий Радонежский.

Тема 27. Междоусобная война на Руси

Причины междоусобной войны. Юрий Звенигородский. Сторонники Василия II. Борьба

дяди и племянника. Мятеж Дмитрия Шемяки. Победа в династической войне Василия

Тёмного.

Основные персоналии: Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Софья Витовтовна, Василий II

Тёмный, Дмитрий Шемяка.

Раздел IV

РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV — НАЧАЛО XVII В.) (11 ч)

Тема 28. На заре новой эпохи

Открытие Америки. Великие географические открытия и их влияние на развитие европейского

общества. Создание первых колониальных империй. Методы освоения новых земель и

подчинения народов. Борьба за колонии и расцвет пиратства. Итоги колониальной политики.

Переход к мануфактурному производству.

Основные термины и понятия: Великие географические открытия, колония, метрополия,

революция цен, мануфактура, разделение труда, огораживание.

Основные персоналии: Х. Колумб, А. Веспуччи, Б. Диас, Э. Кортес, Ф. Писарро, Ф.

Магеллан.

Тема 29. Западная Европа: новый этап развития

Предпосылки и сущность эпохи Возрождения. Ренессанс в литературе и искусстве. Начало

Реформации. Первые религиозные войны в Европе. Контрреформация в Европе. Причины

перехода к абсолютизму в Западной Европе. Становление абсолютизма в Англии и Франции:

общее и особенное.

Основные термины и понятия: Возрождение, Реформация, гуманизм, секуляризация,

протестантизм, англиканство, кальвинизм, иезуиты, Контрреформация, абсолютизм,

меркантилизм, религиозные войны.

Основные персоналии: Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Д. Чосер, У. Шекспир, Э.

Роттердамский, Ф. Рабле, Микеланджело, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, М.

Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин,И. Лойола, Дж. Бруно, Н. Коперник, Генрих VII,

Франциск I, Елизавета I, Мария Стюарт, Н. Макиавелли.

Тема 30. Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе

Европа в начале XVII века: предпосылки общеевропейского конфликта. Революция в

Нидерландах. Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.: причины, этапы, итоги. Обострение

противоречий в английском обществе начала XVII века. Начало революции в Англии.

Установление диктатуры Кромвеля. Режим протектората и реставрация.

Основные термины и понятия: Евангелическая уния, Католическая лига, революция,

пуритане, диктатура, роялисты, индепенденты, левеллеры, диггеры, протекторат,

реставрация.

Основные персоналии: Фердинанд II Габсбург, Кристиан IV, А. Валленштейн, Густав II

Адольф, Яков I, Карл I, Д. Лильберн, О. Кромвель.

Тема 31. Образование Русского централизованного государства

Иван III. Освобождение Руси от ордынской зависимости. Подчинение Новгорода.

Государь всея Руси. Централизация государственной власти. Судебник 1497 г. Выход

Руси на международную арену. Формирование многонационального государства.

Основные термины и понятия: герб, Боярская дума, Казна, Дворец, приказы, кормление,

поместье, Судебник 1497 г., пожилое.

Основные персоналии: Иван III, Ахмат, Марфа Борецкая, Василий III.

Тема 32. Правление Ивана IV Грозного

Регентство Елены Глинской. Унификация денежной системы. Период боярского

правления. Юные годы Ивана Васильевича и венчание на царство. Избранная рада: её

состав и значение. Реформы Избранной рады. Появление Земских соборов. Судебник 1550

г. Стоглавый собор. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского и

Астраханского ханств. Поход Ермака на Сибирское ханство. Начало присоединения к

России Западной Сибири. Опричнина и последние годы Грозного царя. Правление Фёдора

Ивановича.

Основные термины и понятия: Избранная рада, Земский собор, стрелецкое войско,

губной староста, целовальник, голова, Судебник 1550 г., Стоглавый собор, засечная черта,

опричнина, земщина, заповедные лета, урочные лета, патриаршество.

Основные персоналии: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, Сильвестр, А. Адашев, И.

Висковатый, М. Воротынский, Ермак Тимофеевич, Фёдор Иванович, Б. Годунов.

Тема 33. Культура и быт России в XIV—ХVI вв.

Летописи и другие исторические сочинения. Жития, сказания и хождения.

Распространение грамотности. Начало книгопечатания. Зодчество. Складывание

Кремлёвского ансамбля в Москве. Шатровый стиль. Изобразительное искусство.

Творчество Феофана Грека и Андрея Рублёва. Фольклор. Быт и повседневная жизнь.

Основные термины и понятия: хождение, летописный свод, сказание, шатровый стиль.

Основные персоналии: И. Фёдоров, А. Фиораванти, А. и М. Фрязины, П.А. Солари, Ф.

Грек, А. Рублёв, Даниил Чёрный.

Тема 34. Смутное время на Руси

Предпосылки Смуты. Династический кризис. Правление Бориса Годунова. Личность и

правление Лжедмитрия I. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Боярский царь

Василий Шуйский и восстание И.И. Болотникова. Лжедмитрий II. Иностранное

вмешательство в русскую Смуту. Семибоярщина. Первое ополчение и его распад. Второе

ополчение. К. Минин и Д. Пожарский. Избрание Михаила Романова на царство.

Основные термины и понятия: династический кризис, самозванство, интервенция,

Семибоярщина, земское ополчение, Земский собор.

Основные персоналии: Б. Годунов, Хлопок Косолап, Лжедмитрий I, В.И. Шуйский, М.В.

Скопин-Шуйский, И.И. Болотников, Лжедмитрий II, Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын,

М.Б. Шеин, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, К. Минин, Д.М. Пожарский,

М.Ф. Романов.

Тема 35. Россия при первых Романовых

Царствование Михаила Романова: преодоление последствий Смуты. Царь Алексей

Михайлович и Соборное Уложение. Окончательное закрепощение крестьян. Реформы

Никона и раскол в Церкви. Усиление царской власти. Войны с Польшей, Швецией и

присоединение Украины. Городские восстания. Восстание Степана Разина: причины,

состав участников, ход, итоги.

Основные термины и понятия: заповедные лета, Соборное Уложение, крепостное право,

раскол, старообрядцы, самодержавие, Переяславская Рада, белые слободы.

Основные персоналии: Михаил Фёдорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Б.И.

Морозов, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Б. Хмельницкий, С.Т. Разин.

Тема 36. Экономическое и общественное развитие России в XVII в.

Развитие сельского хозяйства. Русская деревня XVII в. Промышленное развитие:

появление первых мануфактур. Укрепление внутренних торговых связей и развитие

хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Внешняя

торговля. Новоторговый устав. Положение различных сословий. Окончательное

присоединение Сибири и освоение Дальнего Востока.

Основные термины и понятия: мануфактура, специализация, вотчина, крестьяне, оброк,

барщина, тягло, ясак.

Основные персоналии: И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнев, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В.

Атласов.

Тема 37. Россия накануне преобразований

Царь Фёдор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Русско-

турецкая война 1672-1681 гг. Политика Фёдора Алексеевича в сфере культуры. Восстание

стрельцов 1682 г. Правление царевны Софьи. Хованщина. Крымские походы. Приход к

власти Петра Алексеевича.

Основные термины и понятия: местничество, регентство.

Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи,

В.В. Голицын, И.А. Хованский.

Тема 38. Культура и быт России в XVII в.

Новые культурные веяния. Развитие образования и научных знаний. Причины угасания

жанра летописей и популярности произведений светского характера. Литература

Смутного времени. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. Архитектура

XVII в. Появление театра в России. Развитие изобразительного искусства. Симон Ушаков

Парсунная живопись. Музыка. Проникновенеие элементов европейской культуры в быт

высших слоёв населения России.

Основные термины и понятия: Славяно-греко-латинская академия, нарышкинское

барокко, парсуна.

Основные персоналии: Ф. М. Ртищев, И. и С. Лихуды, В. Бурцев, К. Истомин, С.

Медведев, А. Палицын, С. Полоцкий, С.Ф. Ушаков, В. Титов.

Раздел V

РОССИЯ И МИР ВЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(9 ч)

Тема 39. Промышленный переворот в Англии и его последствия

Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Особенности

политического развития Англии в эпоху промышленного переворота. От мануфактурного

производства к промышленному. Промышленный переворот и общество.

Основные термины и понятия: промышленный переворот, имущественный ценз, виги,

тори, фабрика, луддизм, рабочие союзы, забастовка, «гнилые местечки».

Основные персоналии: Яков II, Вильгельм Оранский, Д. Уатт.

Тема 40. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

Политический идеал просветителей Англии и Франции. Формирование конституционализма

как правовой идеологии и системы правоотношений. Феномен просвещённого

абсолютизма. Политика просвещённого абсолютизма в Австрии и Пруссии.

Основные термины и понятия: Просвещение, теория «общественного договора»,

энциклопедисты, разделение властей, просвещенный абсолютизм, веротерпимость.

Основные персоналии: Дж. Локк, Вольтер, Д. Дидро, Ш.Л. де Монтескьё, Ж.Ж. Руссо,

Мария Терезия, Иосиф II, Фридрих II.

Тема 41. Государства Азии в XVII—XVIII вв.

Причины, проявления и следствия кризиса Османской империи. Британское завоевание

Индии. Ост-Индская кампания. Китай: на пути самоизоляции.

Основные термины и понятия: военно-ленная система, янычары, паша, визирь, режим

капитуляций, сипаи, конфуцианство.

Основные персоналии: Ахмед III, Надир-шах.

Тема 42. Россия при Петре I

Первые годы царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная

война 1700—1721 гг. и начало реформ Петра I. Преобразования Петра I: реформы

центрального и местного управления, сословная и экономическая политика. Оценка

деятельности Петра I в исторической науке.

Основные термины и понятия: Великое посольство, Азовские походы, Сенат, Священный

синод, коллегии, подушная подать, губернии, Табель о рангах, протекционизм,

меркантилизм, посессионные крестьяне, рекруты.

Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, И.С. Мазепа.

Тема 43. Россия в период дворцовых переворотов

Дворцовые перевороты: причины и сущность. Борьба группировок знати за власть после

смерти Петра I. Правление Екатерины I и Петра II. Правление Анны Иоанновны.

Бироновщина. Правление Елизаветы Петровны. Царствование Петра III. Внешняя политика

России в эпоху дворцовых переворотов. Участие России в Семилетней войне.

Основные термины и понятия: дворцовые перевороты, бироновщина, гвардия,

секуляризация.

Основные персоналии: Екатерина I, Пётр II, А.Д. Меншиков, Б.К. Миних, А.И. Остерман,

Анна Иоанновна, Э.И. Бирон, Елизавета Петровна, И.И. Шувалов, А.П. Бестужев-Рюмин,

Пётр III.

Тема 44. Расцвет дворянской империи в России

Личность Екатерины II. Россия в начале правления Екатерины II. Особенности

просвещённого абсолютизма в России. Деятельность Уложенной комиссии. Внутренняя

политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Восстание Е.И.

Пугачёва: причины, состав участников, итоги.

Основные термины и понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, Наказ,

Жалованные грамоты дворянству и городам.

Основные персоналии: Екатерина II, Е.И. Пугачёв.

Тема 45. Могучая внешнеполитическая поступь Российской империи

Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные

направления ее внешней политики. Русско-турецкие войны 1768-1774, 1787-1791 гг.:

причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся

полководцы и адмиралы России. Территориальные приобретения России по условиям

Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Освоение Новороссии и Крыма.

Участие России в разделах Польши. Россия и революционная Франция.

Основные термины и понятия: протекторат.

Основные персоналии: Екатерина II, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, А.Г. Орлов, Г.А.

Спиридов, Ф.Ф. Ушаков, Фридрих II, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.

Тема 46. Экономика и население России во второй половине XVIII в.

Особенности экономического развития страны во второй половине XVIII в. Развитие

промышленности в городе и деревне. Успехи промышленного развития России во второй

половине XVIII в. Развитие сельского хозяйства. Внутренняя и внешняя торговля.

Финансы. Жизнь и хозяйство народов России.

Основные термины и понятия: отходничество, завод.

Тема 47. Культура и быт России XVIII в.

Особенности российской культуры XVIII в. Образование и просвещение народа.

Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет –

первый российский университет. Развитие сети общеобразовательных школ. Первые

журналы. Российская наука в XVIII в. М.В. Ломоносов. Русская литература XVIII в.

Архитектура. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму.

Живопись и скульптуры: выдающиеся мастера и произведения. Театр и музыка. Быт

российских сословий в XVIII в.

Основные термины и понятия: пансион, гимназия, сентиментализм, классицизм, барокко,

портретная живопись, пейзаж, ассамблеи.

Основные персоналии: М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов, Н.И. Новиков, И.И. Ползунов,

И.П. Кулибин, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Н.М. Карамзин, Г.Р.

Державин, Д.И. Фонвизин, В.В. Растрелли, Дж. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков,

И.Е. Старов, И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов,

Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Э.М. Фальконе, Ф.И. Шубин, Ф.Г. Волков, Д.С.

Бортнянский.

Раздел VI

РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII — XIX ВЕКАХ (17 ч)

Тема 48. Война за независимость в Северной Америке

Английская колонизация Северной Америки в XVIII в. Положение переселенцев. Хозяйственное

развитие колоний. Предпосылки и причины войны за независимость в Америке. «Бостонское

чаепитие». Америка на пути к освобождению. Декларация независимости. Утверждение

демократии в США. Конституция 1777 г.

Основные термины и понятия: колонисты, рабство, фермеры, латифундии, лоялисты,

Бостонское чаепитие, Декларация независимости, конституция, президент, Конгресс,

Верховный суд.

Основные персоналии: Б. Франклин, Т. Джефферсон, С. Адамс, Дж. Вашингтон.

Тема 49. Французская революция и её последствия для Европы

Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Декларация прав человека и

гражданина. Учреждение конституционной монархии во Франции. Развитие революционной

ситуации. Начало войны с Австрией и Пруссией. Созыв Национального конвента. Казнь

Людовика XVI. Утверждение якобинской диктатуры во Франции. Термидорианская диктатура и

Директория.

Основные термины и понятия: Генеральные штаты, Учредительное собрание,

конституционная монархия, Национальный конвент, якобинская диктатура, республика,

жирондисты, роялисты, революционный террор, термидорианская диктатура, Директория.

Основные персоналии: Людовик XVI, Ж. Дантон, Ж.П. Марат, Наполеон Бонапарт.

Тема 50. Европа и наполеоновские войны

Переворот 18 брюмера. Новая конституция Франции. Империя Наполеона I. Завоевательные

войны Наполеона. Народы против империи Наполеона. Проявления кризиса империи.

Основные персоналии: континентальная блокада, ландвер.

Основные персоналии: Наполеон Бонапарт.

Тема 51. Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.

Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796-1801). Личность Александра I. Проекты

реформ и первые преобразования. Восточное и европейское направления внешней политики

Александра I. Русско-французские отношения. Тильзитский мир. Отечественная война 1812

г.: причины, основные этапы и сражения, историческое значение войны. Заграничный

поход русской армии. Венский конгресс и его итоги.

Основные термины и понятия: Негласный комитет, Государственный совет,

министерства, континентальная блокада, партизаны, Венская система.

Основные персоналии: Павел I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Александр I, М.М.

Сперанский, Наполеон Бонапарт, М.И. Кутузов, Ш. Талейран, Людовик VIII, А.

Веллингтон, Г. Блюхер.

Тема 52. Россия и Священный Союз. Тайные общества

Священный союз: система безопасности для монархов. Особенности внутренней политики

Александра I в послевоенный период. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные

организации: «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное» и «Южное» общества.

«Конституция» Н.М. Муравьёва и «Русская правда» П.И. Пестеля. Восстание декабристов.

Основные термины и понятия: Священный союз, военные поселения, декабристы.

Основные персоналии: Александр I, А.А. Аракчеев, П.И. Пестель, Н.М. Муравёв, С.И.

Муравьёв-Апостол, С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев, Николай I.

Тема 53. Реакция и революции в Европе 1820—1840-х гг.

Поражения политики Священного союза. Революция 1848 г. во Франции: причины, ход,

результаты. Революции 1848—1849 гг. в Центральной Европе: общее и особенное.

Основные персоналии: Карл Х, Филипп Орлеанский, Л.О. Бланки, Луи Бонапарт, Дж.

Гарибальди, Л. Кошут.

Тема 54. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи

Технический прогресс и рост промышленного производства. Урбанизация. Проблемы

социального развития индустриальных стран. Формирование пролетариата. Чартистское

движение.

Основные термины и понятия: промышленный переворот, пролетариат, чартизм, хартия,

локаут.

Основные персоналии: Ю. Либих, Р. Фултон, Дж. Стефенсон.

Тема 55. Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в США

Освободительные революции в странах Латинской Америки. Доктрина Монро. США в первой

половине XIX в. Гражданская война в США: причины, ход, итоги.

Основные термины и понятия: пеоны, Доктрина Монро, конфедераты, закон о гомстедах.

Основные персоналии: М. Идальго, Х.М. Морелос, С. Боливар, М. Бельграно, Х. Сан-

Мартин, А. Итурбиде, Дж. Монро, А. Линкольн, Д. Дэвис, Р. Ли, У. Грант, У. Шерман

Тема 56. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

Индия под властью англичан. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные» войны в Китае и его

закабаление европейскими державами. Восстание тайпинов. Япония: опыт модернизации.

Основные термины и понятия: сипаи, тайпины, дайме, сегунат, самураи, реставрация

Мэйдзи, патерналистский тип трудовых отношений.

Основные персоналии: Хун Сюцюань, Муцухито (Мэйдзи).

Тема 57. Россия при Николае I. Крымская война

Внутренняя политика Николая I. Усиление центральной власти. Официальная идеология:

«Православие, самодержавие, народность». Крестьянский вопрос и реформа

государственных крестьян. Экономическая политика правительства Николая I.

«Восточный вопрос». Россия в Крымской войне. Итоги Крымской войны.

Основные термины и понятия: теория «официальной народности», танзимат, «восточный

вопрос».

Основные персоналии: Николай I, С.С. Уваров, Мухаммед Али, П.С. Нахимов.

Тема 58. Воссоединение Италии и объединение Германии

Воссоединение Италии. Роль Пруссии в объединении Германии. Франко-прусская война

1870—1871 гг. Провозглашение Германской империи. Парижская коммуна.

Основные термины и понятия: Северогерманский союз, Парижская коммуна.

Основные персоналии: К. Кавур, Виктор-Эммануил, О. фон Бисмарк,

Тема 59. Россия в эпоху реформ Александра II

Крестьянская реформа 1861 г. и её последствия. Земская, городская, судебная, военная,

университетская реформы. Польское восстание 1863-1864 гг. Присоединение Средней

Азии. «Союз трёх императоров». Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Основные термины и понятия: выкупные платежи, уставные грамоты, земские собрания,

присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность, университетская автономия.

Основные персоналии: Александр II.

Тема 60. Правление Александра III

Упрочение основ самодержавия. Социально-экономическое развитие России в

пореформенное время. Рабочее законодательство. Внешняя политика Александра III.

Основные термины и понятия: контрреформы, рабочее законодательство.

Основные персоналии: Александр III, К.П. Победоносцев, С.Ю. Витте.

Тема 61. Общественно-политическое развитие стран Запада во второй пол. XIXв.

Развитие либерализма в XIX в. Консервативная идеология. Утопический социализм. Марксизм и развитие рабочего движения.

Основные термины и понятия: либерализм, консерватизм, утопический социализм,

марксизм, классовая борьба, пролетариат, коммунизм, капитализм.

Основные персоналии: А. Смит, Д. Рикардо, А. Сен-Симон, Т. Карлейль, Р. Оуэн, П.Ж.

Прудон, Л. Блан, Ш. Фурье, К. Маркс, Ф. Энгельс.

Тема 62. Власть и оппозиция в России середины – конца XIX в.

Власть и общество в России. Западники и славянофилы. Революционно-демократическое

течение общественной мысли. Русские революционеры и Европа. Народничество и его

эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. «Хождение в народ». «Земля и

воля» и её раскол. «Чёрный передел» и «Народная воля». Политический терроризм.

Распространение марксизма и формирование социал-демократии.

Основные термины и понятия: славянофильство, западничество, народники, хождение в

народ, анархизм, марксизм.

Основные персоналии: А.С. Хомяков, И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, С.М.

Соловьёв, К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, М.А. Бакунин,

П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Ф.Н. Фигнер, В.И. Засулич, Г.В.

Плеханов, В.И. Ленин (Ульянов).

Тема 63. Наука и искусство в XVIII—XIX вв.

Особенности науки XVIII-XIX вв. Развитие естественнонаучных знаний. Литература XVIII—

XIX вв. Классицизм, романтизм и реализм в литературе и искусстве. Патриотические мотивы

и идеи национального освобождения в литературе, живописи и музыке.

Основные термины и понятия: эволюционизм, классицизм, реализм, романтизм.

Основные персоналии: П. Лаплас, К. Линней, Ж.Л. Бюффон, А.Л. Лавуазье, А. Левенгук,

И. Ньютон, А. Вольт, Л. Гальвани, Ампер, М. Фарадей, Ч. Дарвин, П.О. Бамарше, Дж.

Свифт, Д. Дефо, И.В. Гёте, И.Ф. Шиллер, Ж.Л. Давид, Ф.Р. де Шатобриан, Ж. де Сталь,

Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне, Дж. Байрон, Г. Констебл, К. Коро, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле, О. де

Бальзак, Стендаль, В. Гюго, П. Мериме, Г. Флобер, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Р. Вагнер, А.

Мандзони, А. Мицкевич.

Тема 64. Золотой век русской культуры

Золотой век русской литературы. Русская литература второй половины XIX в. Основные

стили, жанры, темы художественной культуры России XIX в. Выдающиеся архитекторы,

скульпторы и художники XIX в.; основные темы их творчества и произведения. Театр и

драматургия. Музыкальное искусство XIX в. Развитие образования, науки и техники.

Основные термины и понятия: романтизм, реализм, классицизм, неорусский стиль,

передвижники, Могучая кучка.

Основные персоналии: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.П.

Чехов, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, О. Монферран, А.Н.

Воронихин, А.Д. Захаров, К. Росси, К. А. Тон, А.Н. Померанцев, И.П. Мартос, М.О.

Микешин, В.Н. Асенкова, В.А. Каратыгин, М.С. Щекин, П.М. Садовский, В.А. Тропинин,

К.П. Брюллов, А.Г. Веницианов, А.А. Иванов, П.А. Федотов, Т.Н. Крамской, Г.Г.

Мясоедов, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, И.Е. Репин, М.И. Глинка,

М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, Н.И. Лобачевский, А.М.

Бутлеров, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, П.Н. Яблочков, Н.Н. Миклухо-

Маклай, Н.М. Пржевальский, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, В.В. Докучаев.

Учебно-тематический план.

Наименование раздела,




Кол-во часов

Из них (в зависимости от образовательной области)

примерно




Теория

Лаборат., практич., экскурсии и т.д.

р/р, семинары и др.

Контр. занятие

1

Введение

1





2

Раздел I. Пути и методы познания истории





3

Раздел II. От первобытной эпохи к цивилизации

5


1


4

Раздел III. Русь, Европа и Азия в средние века

18ч

17

1



5

Раздел IV. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец 15-17 вв)

11ч

10

1



6

Раздел V. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации

8


1


7

Раздел VI. Россия и мир в конце 18-19вв

17ч

16


1


8

Итоговое обобщение по курсу

2




2


Итого

68




2









Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Введение


1




Раздел I. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ



2

Этапы развития исторического знания §1

1



3

Основы исторической науки §2

1



4

Россия во всемирной истории §3

НРК: Бурятия в истории России

1




Раздел II. ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ



5

У истоков рода человеческого §4

1



6

Государства Древнего Востока § 5

1



7

Культура стран Древнего Востока

1



8

Цивилизация Древней Греции

1



9

Древнеримская цивилизация

1



10

Культурно-религиозное наследие античной

цивилизации

1




Раздел III. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

18ч



11

Европа в эпоху раннего Средневековья

1



12

Рождение исламской цивилизации

1



13

Славяне в раннем Средневековье

1



14

Образование Древнерусского государства

1



15

Расцвет Древней Руси

1



16

Социально-экономическое развитие Древней Руси

1



17

Политическая раздробленность Руси

1



18

Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение

русской цивилизации

1



19

Католический мир на подъёме

1



20

Государства Азии в период европейского

Средневековья. Падение Византии § 19.

1



21

Монгольское нашествие на Русь

1




22

Русь между Востоком и Западом. Политика

Александра Невского

1




23

Западная Европа в XIV—XV вв.

1




24

Европейская культура, наука и техника

в Средние века

1




25

Мир за пределами Европы в Средние века

1




26

Возвышение новых русских центров и

начало собирания земель вокруг Москвы

1




27

Эпоха Куликовской битвы. По пути

Дмитрия Донского

1




28

Междоусобная война на Руси

1





Раздел IV. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ

НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV — XVII в.)

11ч




29

На заре новой эпохи § 28.

1




30

Западная Европа: новый этап развития § 29

1




31

Тридцатилетняя война и первые революции

в Европе §30

1




32

Образование Русского централизованного государства

1




33

Правление Ивана IV Грозного

1




34

Культура и быт России в XIV-XVI вв.

1




35

Смутное время на Руси

1




36

Россия при первых Романовых § 35.

1




37

Экономическое и общественное развитие

России в XVII в.

1




38

Россия накануне преобразований

1




39

Культура и быт России в XVII в

1





Раздел V. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ

ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ




41

Промышленный переворот в Англии

и его последствия § 39

1




42

Эпоха Просвещения и просвещённый

абсолютизм

1




43

Государства Азии в XVII-XVIII вв

1




44

Россия при Петре I

НРК: Поход хори-бурят к Петру 1

1




45

Россия в период дворцовых переворотов

1




46

Расцвет дворянской империи

1




47

Могучая внешнеполитическая поступь империи

1




48

Экономика и население России во второй

половине XVIII в.

1




49

Культура и быт России XVIII в .

1





Раздел VI. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII-XIX в.

17ч




50

Война за независимость в Северной Америке

§ 48.

1






51

Великая французская революция

и её последствия для Европы

1




52

Европа и наполеоновские войны

1




53

Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.

1




54

Россия и Священный союз. Тайные общества

НРК: Декабристы в Бурятии


1




55

Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг..

1




56

Европа: облик и противоречия промышленной

эпохи

1




57

Страны Западного полушария в XIX в.

Гражданская война в США

1




58

Колониализм и кризис «традиционного

общества» в странах Восток

1




59

Россия при Николае I. Крымская война

НРК: Бурятия при Николае 1

1




60

Воссоединение Италии и объединение Германии

1




61

Россия в эпоху реформ Александра II

НРК: Бурятия в эпоху реформ Александра 2

1




62

Правление Александра III

НРК: Бурятия в эпоху правления Александра 3

1




63

Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX в.

1




64

Власть и оппозиция в России середины —

конца XIX в.

1




65

Наука и искусство в XVIII-XIX вв.

1




66

Золотой век русской культуры

1




67-68

Итоговое обобщение по курсу

2





Итого

68












Учебно-методическое обеспечение.

1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение:

• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

(полного) общего образования. М., 2012.

• Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2011.

• Примерная программа среднего (полного) общего образования по

истории на базовом уровне. М., 2012.

• Программа курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы. М.,

2015.

2. УМК по истории на базовом уровне:

2.1. Линия учебников по истории России для 10-11 классов издательства

«Русское слово»:

• Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца

XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций.

Базовый уровень.

• Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец XIX – начала XXI в.:

учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый

уровень.

2.2. Рабочие программы по истории России для 10-11 классов издательства

«Русское слово».

2.3. Рабочие тетради по истории России для для 10-11 классов издательства

«Русское слово».

2.4. Методические рекомендации для учителя издательства «Русское слово».

3. Дидактические и раздаточные материалы по истории.

4. Исторические карты по всеобщей и российской истории с древнейших

времён до начала ХХI в.

5. Сборники контрольных и тестовых заданий.

6. Аудио- и видео-записи по исторической тематике.

7. Компьютерные, информационно-коммуникативные средства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!