«___» ____________ 2017 г.
«___» ____________ 2017 г.
«___» ___________ 2017 г.
от «____» ________2017 г.
Рабочая программа по истории для учащихся 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базисного учебного плана ОУ и Примерной программы среднего общего образования по истории МО 2004 года, авторской программы Волобуева О.В. «Россия в мире» 11 класс М. Дрофа 2014 год.
Курс «История» предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 68 часов в год: по 2 учебных часа в неделю. Программа отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран с начала XX до начала XXI века. В центре курса находится история России, что и определяет его структуру. Знание прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике. Методической основой программы курса является цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса. Программа предназначена для учащихся со средним уровнем подготовки.
-воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-формирование исторического мышления- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
-формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности;
-овладение вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями;
-умение реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографию;
Программа построена на тех же принципах и подходах что и учебник для 11 класса. Его сравнительно-историческая направленность имеет две точки отсчета- историю России и мировой исторический процесс в XX-XXI в. Особенностью данного периода является возрастание зависимости судьбы отдельных стран от общемировых политических, экономических и социокультурных процессов. Научно- технический прогресс стал одним из глобальных факторов в жизни человечества, обусловив экономическое и военно- политическое превосходство одних государств и отставание других. Вместе с тем установление тех или иных политических режимов в ведущих странах мира и обострение международных противоречий приводили к глобальным потрясениям и, как следствие, к изменению геополитической ситуации.
В течение последнего столетия Россия играла особую роль в мире. Невиданный социальный эксперимент, предпринятый в Советском Союзе, повсюду вызвал к жизни новые общественные силы, которые путем революций пытались создать общество без эксплуатации и неравенства. Там же, где революционных потрясений удалось избежать, традиционные политические силы пошли на социальные реформы, значительно повысившие качество жизни людей. Наша страна внесла решающий вклад в победу над фашизмом во Второй мировой войне. Страна приобрела статус сверх державы и оказывала влияние на все основные процессы, происходившие в мире. Поэтому освещение истории России в курсе 11 класса более тесно увязано со всемирно-историческим процессом.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение учащимися целостных представлений, понимание общих закономерностей развития человечества, а также на модернизацию исторических взглядов, интерпретацию или фальсификацию исторических фактов и событий.
-основные факт, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
-современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их информации;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
-понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
В программе предусмотрены вводные, повторительно-обобщающие уроки, контрольные работы.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, практические работы (работа с историческими документами, картами, дополнительной литературой), тестирование, обобщающие и контрольные уроки. Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого Государственного экзамена по истории, включающего задания, касающиеся исторических знаний.
№ учебной недели | № урока | Поурочное планирование (раздел, тема урока). | Ученик должен знать (основные понятия, термины при изучении раздела). | Ученик должен уметь (основные умения при изучении раздела). | Повторение ключевых моментов курса. Межпредметные связи (по разделам) |
Раздел 1. Введение. |
1 | 1 | История как наука. Проблема достоверности фальсификации исторических знаний. | История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. | Активизировать знания по курсу истории за 10 класс. Представлять вектор мирового общественного развития, систему ценностей и достижений, которая стала достоянием человечества. Называть и характеризовать основные этапы истории XX в. | Концепции исторического развития. |
Раздел 2. Россия в начале XX в. |
2 | 2 3 | Сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы и общество. Реформы С.Ю Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. | Отруб, хутор, переселенческая политика, третьеиюньский политический режим, | Давать характеристику экономического развития России в начале XX в, используя информацию исторической карты. Объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности в России и ее отставания в сельском хозяйстве. Объяснять смысл понятий и терминов. Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина. | Реформы. |
3 | 4 5 | Идейные течения. Политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. | Революционная ситуация, монархические, либеральные партии. Государственная дума, кадеты, октябристы. Российский парламентаризм. | Раскрывать причины и характер российской революции 1905-1907гг. Рассказывать об основных событиях революции, и их участниках. Объяснять значение понятий. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий. | Первая российская революция. |
4 | 6 7 | Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX-начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых. | Развитие образования. Естественные, физико- математические и прикладные, географические, гуманитарные науки. Духовное состояние общества в начале XX в. | Сравнивать развитие образования во второй половине 19в- начале 20 в. Характеризовать достижения науки рассматриваемого периода. Представлять биографическую информацию о представителях российской науки, о творчестве известных деятелей культуры. | Российская культура. |
5 | 8 9 | «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война. | Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904-1905гг. | Характеризовать основные направления внешней политики Николая II. Характеризовать причины Русско-японской войны, планы сторон. Рассказывать о плане боевых действий. Подготовить сообщение(презентацию) об одном из сражений Русско-японской войны. | Основные направления внешней политики России на рубеже XIX-XXвв. |
6 | 10 | Россия в Первой мировой войне. | Мобилизация, Антанта, Тройственный союз, «план Шлифена», милитаризация экономики. | Раскрывать причины участия России в Первой мировой войне. Рассказывать о ходе военных действий на Восточном фронте, и в тылу используя историческую карту. Характеризовать положение людей на фронте и в тылу на основе анализа различных источников. Раскрывать экономические и социальные последствия войны для российского общества. | Россия в Первой мировой войне. |
11 | Влияние войны на российское общество. |
Раздел 3.Революция и Гражданская война. |
7 | 12 13 | Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. | Временное правительство. Двоевластие. Учредительное собрание, коалиционное правительство, диктатура пролетариата в форме Советов. Брестский мир. | Объяснять причины и сущность событий Февраля 1917 г. Работать с историческими документами, работать с текстом учебника. Раскрывать причины прихода большевиков к власти. | Революция. |
8 | 14 15 | Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «Военного коммунизма». «Белый» и «Красный» террор. Российская эмиграция. | Гражданская война. Интервенция. «Белый» и «Красный» террор. | Раскрывать причины Гражданской войны. Характеризовать основные этапы войны. Давать характеристику Белого и красного движений (цели, участники, методы борьбы). | Гражданская война в России. |
9 | 16-17 | Переход к Новой экономической политике. | НЭП, продналог, хозрасчет, кооперация. | Участвовать в беседе. Самостоятельно работать с текстом учебника. Объяснять причины перехода к НЭПУ. Сущность Нэпа. | Экономическая политика. |
| 18 | Повторение и контроль по теме «Великая российская революция 1917-1921 гг.». | | Выполнять тестовые контрольные задания. | |
Раздел 4.От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. |
10 | 19- 20 | Научно-технический прогресс в конце XIX- последней трети XX в. Проблема периодизации НТР, циклы экономического развития стран Запада в конце XIX- середине XX в. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества. | Новая индустриальная эпоха. Великая депрессия, экономический либерализм, массовое производство, «Новый курс Рузвельта», кейсианство. | Называть важнейшие перемены в социально- экономической жизни общества. Объяснять причины быстрого роста городов. Сравнивать состояние общества в начале 20 века и второй половине 19 в. | Мир в начале 20 века. |
11 | 21 22 | Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX в. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно- политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. | Демократизация. Республиканские партии. Всеобщее избирательное право. Религия и национализм. Рабочее движение. | Объяснять сущность и направления демократизации жизни в начале XX в. Сравнивать политические партии начала XXв. и XIX в. | Мир в начале XX в. |
12 | 23-24 | Модернизация в странах Востока. | Концессия, идея ненасильственного сопротивления, Гоминьдан, Синьхайская революция. | Объяснять какие задачи стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920-1930 е гг. сравнивать пути модернизации. | Модернизация. |
13 | 25 | Обобщающий урок «Мир в межвоенный период». | | Готовить доклады с помощью интернет- ресурсов. Выполнять тестовые задания. | |
Раздел 5.СССР в 1922-1991 гг. |
14 | 26 27 | Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. | Национальная политика Конституция СССР | Характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР. Раскрывать существенные черты национальной политики. | Образование СССР. |
15 | 28 29 | Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 года. | Массовые репрессии. Культ личности. Идеология. | Раскрывать сущность и последствия политических процессов 1930-х гг. Подготовить сообщение о судьбах репрессированных. Характеризовать внутриполитическую ситуацию в СССР к концу 1930 –х гг. | Особенности советской политической системы. |
16 | 30 31 | Причины свертывания НЭПа. Индустриализация. Коллективизация. Культурная революция. Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. | Индустриализация. Коллективизация. | Объяснять в чем состояли причины, характер и итоги индустриализации, коллективизации. Рассказывать о ходе индустриализации в стране и в своем поселке (привлекая материалы краеведческого музея). Характеризовать особенности колхозного строя в конце 1930-х гг. Характеризовать особенности духовной жизни в 1920 е гг. | Советская модель модернизации. |
17 | 32 33 | Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. | Внешнеполитический курс. Коминтерн. Советско-англо-французские переговоры. | Характеризовать направления и важнейшие события внешней политики СССР в 1930-е гг. Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. Приводить и сравнивать излагаемые в учебнике и научно-популярной литературе оценки Мюнхенского соглашения, советско-англо-французских переговоров. | Особенности направления внешней политики. |
18 | 34 35 | Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. | План «Барбаросса», план «Ост». Битва за Москву. Блокада Ленинграда. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом. | Объяснять причины поражения красной армии в начальный период войны. Рассказывать о крупнейших сражениях, используя карту. Готовить презентации. | Великая Отечественная война. |
19 | 36 37 | Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. | Мобилизация, тыл, оккупация, движение сопротивления, антигитлеровская коалиция. | Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников. Представлять биографические справки, очерки о выдающихся тружениках тыла. Высказывать суждения о коллаборационизме (пособничестве оккупантам), аргументировать свою точку зрения. Подготовить сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа. Причины победы СССР в Великой Отечественной войне. | Великая Отечественная война. |
| 38 | Повторение и контроль по теме «Великая Отечественная война» 1941-1945 гг. | | Высказывать суждения о социально- нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества. Выполнять тестовые задания. | |
20 | 39 40 | Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. | Складывание мировой социалистической системы. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. Биполярный мир, «холодная война», | Объяснять причины сравнительно успешного восстановления промышленности и нарастающих трудностей в сельском хозяйстве в первые послевоенные годы. | Внешняя политика СССР. Начало «холодной войны» |
21 | 41 42 | Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х 1960-х гг. Причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977г. Диссидентское движение и правозащитное движение. | Десталинизация, номенклатура, диссидентство, кризис «развитого социализма». | Характеризовать причины, итоги борьбы за власть после смерти Сталина, причины победы Н.С. Хрущева. Раскрывать общественный импульс и значение решений XX съезда на основе исторических источников. Высказывать суждение о причинах отставки Н.С. Хрущева. Высказывать и аргументировать суждения о достоинствах и недостатках социально- экономической политики Н.С. Хрущева. Давать характеристику Конституции 1977 г. | Политическое развитие. |
22 | 43 44 | Особенности развития советской культуры в 1950 – 1980 гг. Наука и образование в СССР. | «Оттепель», реформа школы 1958 г., концепция «развитого социализма». | Характеризовать период оттепели в общественной жизни. Рассказывать о достижениях советской науки и техники. Рассказывать о развитии отечественной культуры. | Духовная жизнь советского общества. |
23 | 45 46 | «Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. | Ускорение, перестройка, гласность, политический плюрализм, политика «нового мышления» КГЧП. | Раскрывать причины перехода к политике перестройки. Раскрывать основные понятия, характеризовать сущность и значение преобразования политической системы. Раскрывать причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в СССР. | Реформа политической системы. |
24 | 47 48 | СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. Причины распада СССР. | Политика разрядки. «Доктрина Брежнева», СНГ. | Объяснять в чем выражалась разрядка международной напряженности в 1970-е гг., благодаря чему она была достигнута. Раскрывать значение паритета между СССР и США для международных отношений. Характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира». Участвовать в обсуждении вопроса о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. | Внешняя политика. |
25 | 49 | Обобщающий урок по теме «Биполярный мир и холодная война. | | Выполнять тестовые задания. | |
Раздел 6.Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970 гг. |
26 | 50 51 | Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно- правовые системы и социально- экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. | Тоталитаризм, авторитаризм, оппозиционные партии, нацизм, авторитарный режим. Концепция «государства благосостояния», успехи и неудачи «государства благосостояния», «новые бедные», «новые левые». | Объяснять причины установления тоталитарных режимов. Характеризовать «государства благосостояния». Называть основные идейно-политические течения. | Особенности политического развития в мире. |
27 | 52 53 | «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго- Восточной Азии: Авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. | Модернизация, национал-реформизм, неоконсерватизм, деколонизация, «третий мир». | Выделять общие и различные черты латиноамериканских стран. Объяснять трудности выбора путей развития странами Азии и Африки. Характеризовать две модели развития в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Сравнивать развитие Японии и Китая. Объяснять трудности, возникшие на пути к модернизации Индии. | Латинская Америка, страны Азии и Африки в современном мире. |
| 54 | Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX- середине XX в. Мировые войны в истории человечества: социально- психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. | Первая Мировая война, «Новый империализм», военно-политические блоки, Версальско-Вашингтонская система. | Выявлять экономическую и политическую составляющие «нового империализма» Показывать на карте территории военно-политических блоков. Объяснять причины мировых войн. Называть основные периоды. Рассказывать о последствиях Первой мировой войны и Второй мировой войны. | Международные отношения. |
28 | 55 56 | Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неоклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. | Революция в естествознании. Символизм. Микромир. Космология. Авангардизм. | Раскрывать социальный смысл революции в естествознании. Давать оценку достижениям художественной культуры. Характеризовать новый стиль в искусстве-модерн. Распознавать и оценивать произведения в стиле модерн. | Культура первой половины XX в. |
Раздел 7.Российская Федерация (1991-2003гг). |
29 | 57 58 | Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября- октября 1993г. конституция РФ 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения РФ. РФ и страны СНГ. | Многопартийность, парламентаризм, федерация, межнациональные конфликты. | Характеризовать события, ознаменовавшие становление новой российской государственности. Давать характеристику особенностей российской Конституции 1993г. Называть причины противоречий национальных конфликтов. Объяснять причины оживления массовых национальных движений. Характеризовать результаты федеративного строительства. | Политическая жизнь РФ. |
30 | 59 | Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Российская культура в условиях радикального преобразования общества. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации. | Экономические реформы. «Шоковая терапия». Приватизация. | Объяснять, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике. Раскрывать основные понятия. Характеризовать и оценивать явления современной российской культуры. Представлять описание известных произведений литературы, искусства, кинематографа, аргументировать свое мнение. Характеризовать особенности взаимоотношений России с крупнейшими государствами мира (по выбору). | |
| 60 | Президентские выборы 2000г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. | Новые государственные символы. | Характеризовать ключевые события политической истории России в XXI в. Рассказывать о государственных символах России. Анализировать и обобщать информацию различных источников об экономическом и социальном развитии России в XXI в. | Российская федерация. |
31 | 61-62 | Повторение и контроль по теме «Основные итоги развития России с древнейших до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России- угроза национальной безопасности страны». | | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать особенности развития России. Выполнять тестовые задания. Готовить проект по вопросам истории России. | |
Раздел 8.Человечество на этапе перехода к информационному обществу. |
32 | 63 64 | Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально- экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. | Информационные и компьютерные технологии. Информационная эпоха. | Раскрывать основные понятия. Раскрывать смысл понятия глобализация. Называть главные черты современной глобализации; основные центры мировой экономики. Приводить примеры глобального взаимодействия стран в бизнесе, культуре, политике, науке. Объяснять роль информационной революции в динамичном преобразовании общества. | Информационное общество. |
33 | 65 66 | Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «Третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXIв. | Антиглобализм. Исламский фундаментализм. Экстремизм. | Выполнять самостоятельную работу, опираясь на текст учебника. Готовить презентации. | |
34 | 67 | Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. | Гиперреализм. Концептуализм. Постмодернизм. | Готовить презентации. Раскрывать особенности модерна и постмодерна. Сравнивать модерн и постмодерн в искусстве, литературе. Объяснять особенности нового видения мира. | |
| 68 | Итоговое повторение по курсу истории «Россия в мире». | | Систематизировать и обобщать исторический материал по истории начала XXI в. Давать оценку ключевым событиям новейшей эпохи, | |