РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04.ИСТОРИЯ
(базовый уровень)
2012
Организация – разработчик:
Филиал ГБОУ СПО СО Первоуральский политехникум.
Разработчик:
Перина Надежда Александровна, преподаватель истории, обществознания и права, 1 квалификационная категория
Рекомендована
______________________________________________________________________Заключение №____от «______»___-_____________________2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 12
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. 14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составлена в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") и Обязательного минимума содержания основной образовательной программы основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 n 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования").
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Данная программа учебной дисциплины является базовой для получения среднего полного образования в обучении профессии НПО110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Общеобразовательный цикл, реализуется на 1,2,3 курсах обучения.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Результатами освоения программы являются достижение личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС среднего (полного) общего образования, готовности к обучению по ФГОС НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка и начало формирования ОК.
Личностные
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целеноправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений. Ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметные
- освоенные учащимися метапредметные понятия и универсальные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности.
3. Предметные результаты освоения базового курса истории должны отражать:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Формируемые общие компетенции в соответствии с требованиями ФГОС НПО 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 258 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 172 часа;
самостоятельной работы обучающегося 86 часов.
.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 258 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 172 |
- практические занятия (семинары) | 52 |
Проверочные работы | 5 |
Самостоятельная работа | 86 |
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме | 58 |
Подготовка к семинарским занятиям | 28 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ИСТОРИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | № урока | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. От Древней Руси до России (история страны с древнейших времен до Николая I) |
Тема 1.1. Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства | Содержание учебного материала | | 12 | 2 |
Вводная тема: роль и значение истории | 1 | 1 | |
Происхождение и расселение славян | 2 | 1 |
Общественное устройство и религия славян | 3-4 | 2 |
Образование древнерусского государства у восточных славян. | 5-6 | 2 |
Проверочная работа №1 | 7 | 1 |
Практическое занятие №1: семинар на тему «Исторические личности:– первые русские князья» | 8-12 | 5 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Причины и предпосылки образования государственности у восточных славян. Норманнская теория» Подготовка к семинарским занятиям | | 9 6 3 |
Тема 1.2. Киевская Русь | Содержание учебного материала | | 12 | 2 |
Владимир Святой. Религиозная реформа. | 13-14 | 2 | |
Ярослав Мудрый и социально-экономический строй Киевской Руси | 15-16- | 2 |
Княжеские усобицы. Владимир Мономах | 17-18 | 2 |
Проверочная работа №2 | 19 | 1 |
Практическое занятие №2: семинар на тему «Исторические личности:– правители Киевской Руси» | 20-24 | 5 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Причины расцвета Киевской Руси при Ярославе Мудром». Подготовка к семинарским занятиям | | 8 5 3 |
Тема 1.3. Русские земли и княжества в XII - в первой половине XIII в. | Содержание учебного материала | | 20 | 2 |
Причины и предпосылки феодальной раздробленности | 25 | 1 | |
Образование княжеств и уделов | 26,27,28 | 3 |
Культура домоногольской Руси | 29-30 | 2 |
Монголо-татарское нашествие | 31-34 | 4 |
Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси | 35-36 | 2 |
Начало объединения русских земель. | 37-38 | 2 |
Проверочная работа №3 | 39 | 1 |
Практическое занятие №3: семинар на тему «Исторические личности : от Чингиз-хана до Ивана III” | 40-44 | 5 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Принцип «Ясе» в Золотой Орде и его значение для развития монгольского государства». Подготовка к семинарским занятиям | | 8 5 3 | |
Тема 1.4. Образование централизованного Российского государства | Содержание учебного материала | | 19 | 2 |
Образование единого русского государства. | 45-48 | 4 | |
Россия при Иване IV. Социально-экономическое развитие России в XVI в. | 49-50 | 2 | |
Внешняя политика Ивана Грозного. | 51-52 | 2 | |
Смутное время | 53-56 | 4 | |
Культура XIII – XVвв. | 57-58 | 2 | |
Практическое занятие №4: семинар на тему «Исторические личности: правда и вымысел о русских царях периода средневековья» | 59-63 | 5 | |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Причины введения опричнины и ее последствия для социально-экономического и политического развития Руси». Подготовка к семинарским занятиям | | 9 6 3 | |
Тема 1.5. Россия в XVII веке. | Содержание учебного материала | | 15 | 2 |
Социально-экономическое развитие страны после Смуты | 64-65 | 2 | |
Правление Алексея Михайловича. «Бунташный век» | 66-67 | 2 | |
Церковный раскол. Реформы Никона | 68 | 1 | |
Соборное уложение 1649 года | 69 | 1 | |
Внешняя политика России в XVII веке | 70-71 | 2 | |
Практическое занятие №5: семинар на тему «Исторические личности: «неспокойный» XVII век» | 72-76 | 5 | |
Зачет | 77-78 | 2 | |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Тенденции внутриполитического и внешнеполитического развития России в XVII веке». Подготовка к семинарским занятиям | | 9 6 3 | |
ИТОГО за первый курс аудиторной нагрузки | 78 ч | | |
Курс 2 | | | |
Тема 1.6. Россия в эпоху Петра I | Содержание учебного материала | | 10 | 2 |
Начало правления Петра великого. Великое посольство. | 1 | 1 | |
Реформы Петра I. | 2 | 1 | |
Внешняя политика Петра Великого | 3 | 1 | |
Культурная революция | 4 | 1 | |
Проверочная работа №4 | 5 | 1 | |
Практическое занятие №6: семинар на тему «Исторические личности: Петр Великий – историческая полемика о выборе пути развития России» | 6-10 | 5 | |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Значение реформ Петра Первого для развития страны» | | 6 | |
Тема 1.7. Эпоха дворцовых переворотов | Содержание учебного материала | | 11 | 2 |
Дворцовый переворот, воцарение приемников | 11 | 1 | |
Правление Елизаветы Петровны | 12 | 1 |
Просвещенный абсолютизм Екатерины II | 13-14 | 2 |
Правление Павла I | 15 | 1 |
Культура XVII – XVIII вв. | 16 | 1 |
Практическое занятие №7: семинар на тему «исторические личности: «интриги при дворе» | 17-21 | 5 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Абсолютизм Екатерины II». Подготовка к семинарским занятиям | | 6 3 | |
Тема 1.8. Россия в первой половине XIX века | Содержание учебного материала | | 19 | 2 |
Социально-экономическое развитие России на рубеже веков | 22-23 | 2 | |
Реформы Александра I. Их значение. | 24-25 | 2 |
Внешняя политика России | 26-27 | 2 |
Отечественная война 1812г | 28 | 1 |
Движение декабристов | 29-30 | 2 |
Николай I: внутренняя политика | 31-32 | 2 |
Общественные движения при Николае I | 33-34 | 2 |
Проверочная работа №5 | 35 | 1 |
Практическое занятие №8: семинар на тему «Исторические личности: общественно-политические деятели XIX века» | 36-40 | 5 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме « Общественно-политические движения и революционные течения в первой половине XIX веке». Подготовка к семинарским занятиям | | 9 6 3 |
Раздел 2. Россия в конце XIX века и до начала XXI века | | | |
Тема 2.1. Россия во второй половине XIX века | Содержание учебного материала | | 15 | 2 |
Александр II: подготовка к отмене крепостного права | 41-42 | 2 | |
Либеральные реформы 60-70 гг | 43-44 | 2 | |
Социально экономическое развитие России во второй половине XIX века | 45-46 | 2 | |
Александр Ш: внутренняя и внешняя политика | 47-48 | 2 | |
Культура России в XIXвеке | 49-50 | 2 | |
Практическое занятие №9: семинар на тему «Исторические личности: либералы и консерваторы» | 51-55 | 5 | |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Реформа 1861г и ее значение для социально-экономического развития России». Подготовка к семинарским занятиям | | 4 3 | |
Тема 2.2. Россия в первой четверти XX века | Содержание учебного материала | | 10 | 2 |
Общественно-политический кризис рубежа XIX – XXвв. Революция 1905-1907гг. | 56-57 | 2 | |
Столыпинские реформы | 58-59 | 2 | |
Россия в первой мировой войне. Падение монархии | 60-61 | 2 | |
Революция 1917г. От Февраля к Октябрю. | 62-63 | 2 | |
Гражданская война | 64-65 | 2 | |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Сравнительная характеристика Революций 1905-1907гг и Октябрьской революции 1917г.» | | 4 | |
Тема 2. 3. Россия с 1920гг до наших дней | Содержание учебного материала | | 13 | 2 |
Советское государство в период НЭПа | 66-67 | 2 | |
СССР в период «большого скачка». | 68 | 1 | |
Великая отечественная война 1941-1945гг. | 69-75 | 7 | |
СССР в 1945-153гг: социально-экономическое развитие | 76-77 | 2 | |
СССР в 1953-1964 гг | 78 | 1 | |
ИТОГО за второй курс аудиторной нагрузки | 78 | | |
Курс 3 | | | |
Тема 2.3. Россия с 1920гг до наших дней | Содержание учебного материала | | 16 | 2 |
СССР в 1964-1985гг | 1-2 | 2 | |
СССР в 1985-1991гг. перестройка | 3-4 | 2 | |
Россия в 90-е годы XX века | 5-6 | 2 | |
Россия в начале XXI в. | 7 | 1 | |
Практическое занятие №10: семинар на тему «Исторические личности: «Они вершили судьбу страны» | 8-14 | 7 | |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по теме «Социально-экономические, политические перспективы развития России в XXI веке». Подготовка к семинарским занятиям | | 8 4 4 | |
| Дифференцированный зачет | 15-16 | 2 | |
всего за третий курс аудиторной нагрузки | 16 | |
ИТОГО максимальной нагрузки/аудиторной нагрузки | 258/172 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программы реализуется в учебном кабинете обществоведческих дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места обучающихся в количестве 30 мест;
- рабочее место преподавателя;
Видеофильмы
Презентации по темам
- атласы :
Атлас: Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII века. – М., 2009
Атлас отечественной истории XIX век. – М.: Роскартография, 2009
Атлас: отечественная история ХХ век. – М.: Роскартография, 2009
3.2. Требования к кадровым условиям.
Преподаватель: Перина Надежда Александровна. Образование – высшее, 1987 г. Нижнетагильский государственный педагогический институт, учитель истории, обществоведения и права. 1 квалификационная категория.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Сахаров А.Н. История России XVII-XIX ч.1.10кл. : Учебник/ • А.Н Сахаров, А.Н.. Боханов. - М:ИЦ ООО «ТИД «Русское слово», 2010.-320с.
Сахаров А.Н. История России XVII-XIX ч.2.10кл.: Учебник/ А.Н Сахаров, А.Н.. Боханов.. - М:ИЦ ООО «ТИД «Русское слово», 2010.-480с.
Дополнительная литература
Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2009.
Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2012.
Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2011.
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История . – М.,2013
В.П. Дмитренко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков. История Отечества XX век. «Дрофа», 2010 .
Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2009.
Война в Корее. — СПб., 2010.
Галактионов М. Париж 1914. — М., 2011.
Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 208.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2009.
Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2009.
Загладин Н.В. История Отечества XX – начало XXІ века — М., 2010.
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен.
учебник. — М., 2010.
Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2008.
Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2009.
Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2008.
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2010.
Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2012.
Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2009.
Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2012.
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 2005-2008.
Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2008.
Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
Сьюк У. Корейская война. — М., 2009.
Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2009
Черников И. Гибель империи. — М., 2008
4. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, докладов, проектов.
Общие компетенции (формируемые) | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные навыки) | Способы достижения средствами учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы: |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 1.готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению | Включение учащихся в алгоритмы деятельности от постановки цели до оценки результатов. | Выполнение заданий по алгоритму, работа с текстом на уроках теоретического обучения. |
2.сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Открытая система оценки образовательных достижений как личностный ориентир; Предъявление и запрос занимательной информации. | Наблюдение за обучающимися в групповых формах учебной деятельности за познавательной активностью. |
3личностные и гражданские позиции в деятельности | Использование дидактических средств, дополнительной литературы, видеофильмов. Работа с учебным материалом с использованием личных ценностных ориентиров | Самостоятельные работы теоретико-аналитического характера. Метод наблюдения, ответы на проблемные вопросы. |
4.способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме | Актуализация информации о роли русского народа в мировом развитии. Актуализация информации о роли отечественных ученых, государственных деятелей и деятелей культуры в развитии российского общества в рамках предметного содержания | Самостоятельные работы теоретико-аналитического характера о роли отечественных ученых, государственных деятелей и деятелей культуры в развитии российского общества посредством написания рефератов. |
Метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы: |
межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в познавательной и социальной практике: | | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | 1.Регулятивные: - самоорганизация учебной деятельности | Включение элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоцелеполагание, самоориентация, самоорганизация, самоконтроль, самооценка. | Самостоятельная работа. Составление таблиц, самостоятельный поиск информации, взаимопроверка и т.д. Оценка докладов на темы для самостоятельного изучения по текущему разделу. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | 3.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию. | Актуализация учебно-информационных умений работать с различными источниками. Развитие умения сравнивать; обобщать и классифицировать; учебно-логических умений доказывать и аргументировать свою точку зрения, умений проводить наблюдения, проводить исследования. | Оценка заполнения таблиц по заданным темам Оценка докладов на темы для самостоятельного изучения по текущему разделу. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | 4.Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении задач. | Поиск нужной информации по заданной теме в интернете , извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), Развитие умения отделять основную информацию от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу) | Самостоятельный поиск информации Самостоятельные работы теоретико-аналитического характера на тему по разделу. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентаи | 5.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты. | Включение обучающихся в групповые формы учебной деятельности; публичные выступления; участие в конкурсах, конференциях. Экскурсии. | Доклады, групповые задания. Оценка докладов на темы для самостоятельного изучения по текущему разделу. |
Предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы |
1. сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; | Развитие целостных представлений о современной исторической науке, умений обобщать и классифицировать исторические факты. Использование на уроках и во внеурочной деятельности различных источников, приведение примеров и аналогий из истории. | Итоговый контроль: зачет ( тест) Фронтальный опрос в группах. |
2. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. | Развитие учебно-логических умений доказывать и опровергать, умений проводить наблюдения, проводить эксперимент. Использование творческих заданий. Нетрадиционных форм обучения, экскурсий. | Самостоятельные работы теоретико-аналитического характера на темы для самостоятельного изучения по текущему разделу. |