10 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" Учебный план МБОУ ОСОШ №11 на 2013-2014 учебный год.
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".
Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Департамента, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г. №760).
Примерные учебные планы для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты основного общего и среднего полного общего образования (Приказ Департамента, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 августа 2012г. № 831).
Учебный план среднего общего образования МБОУ ОСОШ №11 на 2015-2016 учебный год.
Цели
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 54 учебных часов, из расчета 1,5 часа в неделю.
В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Основное содержание
(54 ч.)
История как наука (1 ч.)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации1.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
(18часов)
Древнейшая история человечества (2 ч.)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения. Проблема периодизации во всеобщей истории.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (9 ч.)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации (7 ч.)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
история россии
(36 ЧАСОВ )
Народы и древнейшие государства на территории России (2 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв. (4 ч.)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. ( 7 ч.)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (7 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Россия в XVIII – середине XIX вв. (16 ч.)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Резервное время – 4 часа.
В рабочей программе устанавливается следующая система распределения учебного материала и учебного времени для 10 – 11 классов:
Классы | Объем учебного времени | ИСТОРИЯ |
| России | Всеобщая |
10 класс | 54 ч | История России (с древнейших времен до конца XIX в.) – 36 ч | Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX в.) – 18 ч |
11 класс | 54 ч | История России (XX – начало XXI вв.) –36 ч | Всеобщая история (XX в – начало XXI вв.) – не менее 18 ч |
Требования к уровню подготовки
учащихся 10 кл.
В ходе изучения истории учащийся должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ
№ п/п урока | Тема урока (название раздела) | Кол-во часов | Дом. зад. | Форма контроля | Знания, умения, навыки |
| Глава1 Предыстория народов России. Начало Руси | 2 4 3 | §1-2 | | Указывать: а) хронологические рамки существования Древне-русского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, Называть: князей, политических, общественных и военных деятелей; Называть, показывать на исторической карте: а) территории расселения восточнославянских племен; б) основные древне-русские города; Описывать занятия, образ жизни населения Древней Руси. Объяснять значение понятие Древнерусское государство, политическая раздробленность, Русская правда. |
1 | Появление человека на территории Восточной Европы. Формирование народов. Появление славян. Славяне вУ-У11 в. | §5-8, эссе | |
2 | Древняя Русь. Первые русские князья | | |
3 | Глава 2.Русь в 11-12 вв. Правление Ярослава Мудрого | §9. исторический портрет | |
4 | Русское общество. Время новых усобиц | 10-12 | |
5 | В.Мономах. Политическая раздробленность Руси | §13-16 | |
6 | Культура РусиX- начала X111. Входная диагностическая работа. ТЕСТ | §17-18 | таблица |
| Глава 3 Русь в 13-15 вв. | | |
7 | Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев | §19-20 | |
8 | Объединение земель вокруг Москвы. Создание единого государства. Культура и быт X1V-XVвв | 2 | §21-24, таблица | Контр. тестир. | Называть, показывать на истори-ческой карте: а) основные центры собирания русских земель; д) территорию Русского государства в XV-XVI вв. Описывать занятия, образ жизни населения России. Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян. Называть характерные, существенные черты развития русских земель под властью Орды; Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев. Объяснять значение понятий: монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно-представительная монархия, самодержавие, поместная система, закрепощение крестьян, опричнина, Смута, церковный раскол. Излагать суждения о причинах и последствиях: зависимости Руси от Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений, Смутного времени. |
9 | Повторение и обобщение по теме: «Русь в X111-XV вв.» ТЕСТ | | |
| Глава 4 Россия в XV1в | §25-27 | |
10 | Внешняя и внутренняя политика Ивана 1V | §28-29, таблица | |
11 | Культура и быт конца XV-XV1вв Россия в XV11в | | |
| Глава 5 Россия в XV11в | §30-31 | Контр. работа |
12 | Смутное время | 5 | §32-33 | |
13 | Россия при первых Романовых | §34-37 | |
14 | Внешнее и внутреннее положение России в XV11в | §38-40, таблица | |
15 | Правление Фёдора и Софьи Алексеевичей. Культура и быт XV11в | | Тестир. |
16 | Повторение и обобщение по теме: «Россия в XV1-XV11в» ТЕСТ | 5 | | |
| Гл.6 Россия в к. ХУ11-ХУ111 в. | §41-45, документ1-2 | |
17 | Внутренняя и внешняя политика Петра 1 | §46 | |
18 | Эпоха дворцовых переворот. Семилетняя война | §47,документ 1-2 | |
19 | «Золотой век» Екатерины11 | §48-52 | |
20 | Внешняя и внутренняя политика Россия в XV111в | §53-54 | Контр. тестир. |
21 | Культура, духовная жизнь и быт вXV111в. Тест Глава 7. Россия в начале XIX века | 4 | §55-58,исторический портрет | | Называть даты: важнейших собы-тий, связанных с изменением поли-тического устройства, социально-экономическими преобразова-ниями в России XVIII вв. Называть: военные кампании и выдающихся военачальников; известных деятелей и достижения российской науки и культуры XVIII вв. Показывать на исторической карте: рост территории России в XVIII вв. Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма. Объяснять значение понятий: дворцовые перевороты, просве-щенный абсолютизм, крепостничество. Излагать суждения о причинах и последствиях: реформ Петра I; дворцовых переворотов; военных кампаний России в XVIII в. Приводить оценки деятельности ПетраI и Екатерины II. |
22 | Россия в начале 19 века. Отечественная война 1812г и освободительный поход русской армии | §59 | |
23 | Внутренняя политика Александра 1 после Отечественной войны. Выступление декабристов. | §60-63,исторический портрет | |
24 | Внутренняя и внешняя политика Николая 1 | §64-67, таблица | |
25 | Образование, наука, церковь, культура в первой половине X1Xв Рубежная диагностическая работа.ТЕСТ. | | |
| Гл.8 Россия во второй пол. Х1Х в. | §68-70 | |
26 | Отмена крепостного права в России | §71-73 | Контр. работа |
27 | Государственные преобразования, внешняя политика России в 60-70гг X1Xв. Русско-Турецкая война 1877-1878гг. | | §74-75 | | Называть даты: а) важнейших событий, связанных с изменением политического устройства, социально-экономическими преобразованиями в России XIX в.; б) социальных выступлений в XIX в.; в) военных кампаний. Называть: крупнейших государ-ственных деятелей России XIX в.; достижения российской науки и культуры первой половины XIX в. Называть характерные, существенные черты: политического развития страны, общественного движения в России; развития духовной культуры России в XIX в. Объяснять значение понятий: Отечественная война, декабризм. Излагать суждения о причинах и последствиях: военных кампаний России в первой половине XIX в. Приводить оценки: деятельности Александра I, Николая I. |
28 | Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в пореформенной России | §76-77 | |
29 | Общественные движения 60-70 гг. Внутреннее положение после Русско-турецкой войны в1877-1878г | §78-80, эссе | |
30 | Россия в к.Х1Х в. Промышленный подъем 90-х г. Первые годы правления Николая 11 | §81-84, таблица | Ист. портрет |
31 | Образование, наука, культура во второй половине X1Xв | | Тест |
32 | Повторение и обобщение по теме: «Россия в X1Xв «(фронтальный опрос) | | |
33 | Итоговое повторение. Контрольная работа по теме: «История Руси с древнейших времён до конца X1Xв» | | |
34-36 | Резерв | 3 | | | |
Всеобщая история
№ п/п урока | Тема урока (название раздела) | Кол-во часов | Дом. зад. | Форма контроля | Знания, умения, навыки |
1 | Раздел1.МЕНЯЮЩИЙСЯ ОБЛИК МИРА. ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ. Введение. Проблемы периодизации, этапы развития и закономерности в жизни народов. | 1 | Учебник - Н.В.Загладин §1-3,сост. табл.с.24 | | Знать хронологические рамки исторических периодов; современные научные концепции происхождения человека, общества. |
2 | Раздел 2.ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ У истоков рода человеческого Деспотии Востока, расширение ареала цивилизации. У истоков рода человеческого. | 3 | §4-8 | |
3 | Города-государства Греции и Италии, борьба за государства в Средиземноморье. | 5 | §9-10,работа с док.,с.84 | | Объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.» Называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основа-телей мировых религий; в) пред-ставителей и памятники культуры древнего мира, средневековья, Показывать на исторической карте местоположение древнейших и средневековых цивилизаций. Называть характерные, сущест-венные черты: политического строя в государствах древности и средневековья; положения основных групп населения в древневосточных, античных и средневековых обществах (правители и подданные, свободные и рабы, феодалы и крестьяне); религиозных верований людей. Объяснять значение понятий: республика, рабство, закон, миф, религия, феодализм. |
4 | Изменение условий развития народов Европы. Возвышение и закат Римской империи | §11-13, | Работа с картой заполнить таблицу с.126 |
5 | Раздел3.ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА Мир эпохи Средневековья. Экспансия ислама | §14-15, | работа с картой |
6 | Период раннего феодализма в Западной Европе. Византия и Восточная Европа в 5-9 веке | § 16-18 | |
7 | Западная Европа в XI – XV вв. | § 19 | |
8 | Общественно-политическое развитие государств Европы Духовная жизнь европейского общества в эпоху Средневековья | § 20-21 | Защита реферата, тест |
9 | Государства Азии в период европейского Средневековья. Международные отношения войны Средневековья | | § 22-24 | Работа с документом | |
10 | 7. Новое время: эпоха модернизации. Эпоха перемен , завоеваний и открытий. Западная Европа: социально- экономическое и духовное развитие. Факторы модернизации. | 9 | § 26-27 | | Называть: а) хронологические рамки нового времени; б) даты важнейших событий XVI-XIX вв. Называть: правителей, государст-венных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом; в) представителей общественной мысли, науки и культуры. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просве-щение, промышленный переворот, индустриальное общество, импе-риализм, монополия, колониализм, модернизация. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени. |
11 | Эпоха Реформации .Западная Европа: социально- экономическое и духовное развитие. Факторы модернизации. Эпоха Реформации. Абсолютизм , религиозные войны и новая система международных отношений в Европе | § 28-31 | |
12 | Первые буржуазные революции. Эпоха Просвещения просвещенный абсолютизм. Тест | § 32-34 | тест |
13 | Великая Французская революция и ее последствия для Европы | § 35-36 | Защита реферата |
14 | Промышленный переворот в Англии для всей Европы. Идейно-политическое стран Западной Европы в 18-19 веке. | § 37-39 | Истор. портрет |
15 | Наука и искусство. Страны континентальной Европы и Западного полушария в период промышленного переворота | § 40-43 | |
16 | Мир Востока в 18 веке.Наступление колониальной системы. Колониальный кризис « традиционного общества» в странах Востока. | § 44-47 | Тест Раб. С док.с.387 |
17 | Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX в. Итоговый диагностический тест | § 48 | |
18 | Резерв | | | | |
ЛИТЕРАТУРА
Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. — М., 1991.
Андриянов В. Косыгин. — М., 2003.
Анисимов Е. Анна Иоанновна. — М., 2002.
Анисимов Е. Елизавета Петровна, — М., 2002.
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII— первой половине XIXвека. — М., 1994.
Античные государства Северного Причерноморья. — М., 1984.
Аронов Д. В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906—1917 гг.). — М., 2005.
Барг М. А. Категории и методы исторической науки. —
М., 1984.
Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998.
БохановА. Н. Николай II. - М., 1997.
Булдаков В. Красная смута: природа и последствия революционного насилия. — М, 1997.
Брандт М. Ю., Ляшенко Л. М. Введение в историю. — М., 1994.
Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М., 1990.
Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны. (Вторая половина 40-х—начало 60-х годов). — М., 2000.
Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. — М., 2001.
В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIIIв. - М., 1988.
Введение христианства на Руси. — М., 1987.
Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М., 1998—1999.
Великие социальные революции XVII—XVIIIвв. — М„ 1990.
Война 1939—1945: два подхода. — М., 1995.
Галкин А. А. Германский фашизм. — М., 1967.
Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг. — М., 1995.
Горский А. А. Древнерусская дружина. — М., 1989.
Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.
Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. — М., 1993.
Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. — М., 1992.
Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIVвв.). — М., 2001.
Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период. — М., 1997.
Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. — М., 2002.Данилов А. А., Пыжиков А. В. Россия в 90-е гг. XXв. — М., 2002.
Деникин А. И. Очерки русской смуты. — М., 1991.
Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. — М., 1985.
Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. - Л., 1978.
Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в ХШ-ХГУ вв. - М., 1985.
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1990.
Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.
Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. - М., 1958.
Захаров В. Ю. «Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу» 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII—начале XIXв. - М., 2002.
Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856-1861 гг. - М., 1984.
Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство. — М., 2001.
Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1960.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVIстолетий. — М., 1982.
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.
Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг. — М., 1993.
Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых. — М., 1992.
Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIIIв. - М., 1966.
Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М., 1984. Киселев А. Ф. Профсоюзы и Советское государство. — М., 1991.
Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой Руси ХУ-ХУШ вв. - М., 1985.
Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989
Козляков В. Михаил Федорович. — М., 2004.
Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. – Ставрополь, 2001
Культура России: IX—XXвв.: учебное пособие. — М., 1996.
Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIVвв. — М., 1984.
Левина Я. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920—1930-е годы. — СПб., 1999.
Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. — М., 1990.
Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762— 1914 гг. - М„ 1995.
Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории. — М., 1987.
Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.
Лубянка. Сталин и ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД. Январь 1922 — декабрь 1936. — М., 2003.
Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности
НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М., 2004.
Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М-, 1989.
Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. — М., 1983.
Малышева О. Г. Отечественная историческая наука на рубеже ХГХ-ХХ вв. - М., 2002.
МанфредА. 3. Наполеон Бонапарт. — М., 1980.
Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительное историческое исследование. — М., 1994.
Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII—начало XXIвека. — М., 2005.
Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина: Советский Союз и борьба за Европу: 1939—1941 гг. — М., 2002.
Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIXстолетия. — М., 1990.
Миронов Б. Я. Социальная история России. В 2 т. — СПб., 1999.
Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. — М., 1989.
Молчанов Я. Я. Дипломатия Петра Первого. — М., 1984.
Москва. Быт XIV—XIXвеков. — М., 2005.
Мыльников А. Петр III. — М., 2002.
На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. — М., 1990.
Национальная политика России: история и современность. — М., 1997.
Наш край: Документы, материалы, 1777-1917гг. – Ставрополь,1977.
Наш край: Документы, материалы, 1917-1977гг. – Ставрополь,1983.
Никонов В. Молотов: молодость. — М., 2005.
НЭП: взгляд со стороны. — М., 1991.
Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М., 1991.
Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928—1935 гг. — М., 1993.
Очерки русской культуры XIXв.: общественно-культурная среда, — М., 1998.—Т. 1.
Павленко Н. И. Петр Великий. — М., 1990.
Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. — М., 1988.
Павлов Д. Русско-японская война 1904—1905 гг.: секретные операции на суше и на море. — М., 2004.
Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы. — М., 1997.
Панова В. Г., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. — М, 1990.
Пантин И. К., ТТлимак Е. Г., Хорос В, Г. Революционная традиция в России: 1783 — 1883. — М., 1986.
Песков А. М. Павел I. — М, 2003.
Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XXв. — М., 1986.
Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945—1991. — М., 1998.
Плимак Е. Г., Пантин И. К. Драма российских реформ и революций. — М., 2000.
Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. — М., 1993.
Политические партии России первой трети XXвека: энциклопедия. — М., 1996.
Политические партии России: история и современность. — М., 2000.
Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XXв. — М., 1997.
Рапов О. М. Русская церковь в IX—первой трети XIIв.: принятие христианства. — М., 1988.
Рассказы по истории Средних веков/под ред. А.А.Сванидзе. — М., 1996.
Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бы-товые очерки XI—XIIIвв. — Л., 1966.
Российские консерваторы. — М., 1997.
Российские самодержцы (1801 — 1917). — М., 1991.
Россия в XXвеке: судьбы исторической науки. — М., 1996.
Россия нэповская. — М., 2002.
Россия XV—XVIIвв. глазами иностранцев. — Л., 1986.
Румянцева М. Ф. Методология истории. — М., 2002.
Русская художественная культура второй половины XIXв.: диалог с эпохой. — М., 1996.
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIIIвв. - М., 1982.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.
Самсонов А. М. Вторая мировая война. — М., 1989.
Самые знаменитые изобретатели России. — М., 2000.
Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX— начала XXвека. — М., 1993.
Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в ХГ\/-ХУП вв. - М., 1969.
Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси (IX—первая половина Xв.). — М., 1980.
Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIIIвв. — М., 1982.
Симонов Я. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. — М., 1996.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 1975.
Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия. — М., 2003.
Скрынников Р. Г. Царство террора. — СПб., 1992.
Славяне и их соседи в конце Iтысячелетия до н.э.^пер-вой половине Iтысячелетия н.э. — М., 1993.
Советская историография. — М., 1996.
Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2 т. — М., 1997.
Соловей В. Д. Русская история: новое прочтение. — М.,
2005.
Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIXвеке. - М., 1990.
Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». —
М., 1993.
Ставропольский край в истории СССР:пособие по историческому краеведению. – Ставрополь, 1975
Ставропольцы в Великой Отечественной войне. – Ставрополь,1995.
Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945г. Сборник документов ставропольского края. 1962
Становление российского парламентаризма начала XXвека / под ред. Н. Б. Селунской. — М., 1996.
Тарновский К. П. Социально-экономическая история России: начало XXвека. — М., 1990.
Таубман У. Хрущев. — М., 2005.
Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20-30-х гг. - М., 1990.
Терещенко А. В. Быт русского народа. В 2 ч. — М.,
1997.-Ч. 1.
Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М., 1956.
Тихомиров М. И. Древняя Русь. — М., 1975.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М., 1991.
Томсинов В. А. Аракчеев. — М., 2003.
Томсинов В. А. Временщик (А. А. Аракчеев). — М., 1996.
Троцкий И. IIIОтделение при Николае I. — Л., 1990.
Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. — М., 2001.
Урилов И. X. История российской социал-демократий (меньшевизма). — М., 2005.
Уткин А. И. Вторая мировая война. — М., 2002.
Уткин А. И. Мировой порядок XXIвека. — М., 2001.
Уткин А. И. Первая мировая война. — М., 2002.
Уткин А. И. Россия и Запад: история цивилизаций. — М„ 2000.
Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М, 1997.
Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIXвека. — М, 1998.
Феномен Косыгина: записки внука. Мнения современников. — М., 2004.
Финно-угры в эпоху средневековья. — М., 1987.
Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм: социальная история Советской России в 30-е годы: город. — М., 2001.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. — Л., 1980.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.
Хлевнюк О. Политбюро: механизмы политической власти. — М., 1997.
Хлевнюк О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. - М., 1992.
Христофоров И. А. «Аристократическая» оппозиция Великим реформам: конец 1850-х—середина 1870-х гг. — М., 2002.
Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е. годы. — М., 1994.
Цымбаев Н. И. Славянофильство. — М., 1986.
Черепнин Л. В. Земские соборы Российского государства в ХУЬ-ХУП вв. - М., 1978.
Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV—XVвеках: очерки социально-экономической и политической истории Руси. — М., 1960.
Что нужно знать о народах России: справочник. — М., 1999.
Чулков Г. И. Императоры: психологические портреты. —
М., 1991.
Шанин Т. Революция как момент истины: Россия
1905-1907 гг. - М., 1997.
Шапиро А. Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: учеб. пособие.
Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. - М., 1985.
Шелохаев В. В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907—1914 гг. — М.,
1991.
Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: послереволюционная Россия (1917-1928 гг.). - СПб., 1997.
Шубин Л. В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР. - М., 2005.
Эйдельман Я. Я. Революция сверху в России. — М., 1988.
Энциклопедия купеческих родов. — М., 1995.
Эпоха Ельцина: очерки политической истории. — М., 2001.
Яковлев Н. Н. Последняя война старой России. — М.,
1994
1