Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Зятьковская средняя общеобразовательная школа»
Панкрушихинского района Алтайского края
Принято: Руководитель МО ________Киршинцева О.В.. Протокол №____ от «____» августа 2017 г. | Согласовано: Зам. директора ___________ Мут О.В Дата___________ | Утверждаю: Директор школы _______________Е.И. Дронова Приказ №______ от __________ |
Рабочая программа
по истории
7 класс
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель:
учитель Молчанова С.А.
с.Зятьково
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории основного общего образования для 7 класса составлена на основе авторской программы курса «История России 6-7 класс»/Автор : О.Ю.Стрелова .Москва «Русское слово».2012 ФГОС /, на основе программы «Всеобщая история. «История Нового времени» (конец 15- начало 18 в.в.) 7 класс.» ( Программа скачена с официального сайта «Русское слово».) Программа соответствует Федеральному образовательному государственному стандарту по истории.
Цель : «образование, развитие и воспитание личности школьника , способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…»
Задачи:
-формирование ценностных ориентиров для гражданской, гендерной, социальной, культурной, этнорегиональной самоидентификации школьников в современном мире;
-содействие в становлении научно-исторической картины мира и понимании значения истории для саморазвития личности,жизни и взаимодействия людей в многонациональном Российском государстве и обществе, в современном поликультурном мире;
-воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края;
-формирование умений творчески воссоздавать , анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей, руководствуясь принципами историзма, многоперспективности , взаимосвязи взаимообусловленности исторических процессов.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в 7 классе 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Учебный план МКОУ « Зятьковская сош» отводит на историю в 7 классе 68 часов, так как учебный год составляет 34 рабочих недели .Рабочая программа составлена на 68 часов и соответствует авторским программам : « История России.17-18 век.40 часов., « Всеобщая история.История Нового времени.Конец 15-18 веков.»-28 часов.
Планируемые результаты
Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 7 классе являются:
• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литера- тура, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ста- вить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
Предметные результаты:
• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVI—XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• характеризовать важные факты отечественной истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам;
• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI—XVII вв.;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVI—XVII вв.; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVI—XVII вв.;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в XVI—XVII вв., определять общие черты и особенности;
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода; обучающиеся получат возможность научиться:
• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVI—XVII вв.;
• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
Содержание программы курса «История России .ХVII- ХVIIIв.»(40 ч)
Введение .(1 ч ) Хронологические рамки курса «история России.17-18 век», его синхронизация с курсом истории Нового времени. Принципы внутренней периодизации отечественной истории 17-18 в. Источники и историки , внесшие вклад в изучение этой эпохи.
РАЗДЕЛ 1 СМУТНОЕ ВРЕМЯ.1598-1613 годы.(5 ч )
Тема 1. В преддверии Смуты (1 ч)
Признаки Смуты в положении России на рубеже 16-17 веков, основные противоречия российского обществ а. Тайна гибели царевича Дмитрия и версии о виновниках трагедии в Угличе .Династический кризис.
Тема 2. Правление Бориса Годунова ( 1 ч )
Обстоятельства восшествия Бориса Годунова на царский престол: прецедент выбора царя на Земском соборе .Политика Бориса Годунова по укреплению социальной опоры своей власти .Неурожайные годы в начале 17 века , их социально-политические и морально-психологические последствия для российского общества. Предпосылки явления самозванства. Личность Юрия Отрепьева: от расстриги до царя Дмитрия Иоанновича .Мотивы разных слоёв российского общества в признании и поддержке самозванца .Правление и гибель Лжедмитрия 1, причины разочарования в «добром царе» .Отзывы современников смутного времени о личностях его первых правителей (Борисе Годунове и расстриге)
Тема 3. Правление Василия Шуйского (1 ч)
«Боярский царь» и обстоятельства его восшествия на престол. Прецедент крестоцеловальной записи и присяги нового царя. Современники о личности Василия Шуйского и его правлении. Предпосылки развития самозванства в годы правления Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И,Болотникова, личность вождя восставших, основные эпизоды и участники движения, причины поражения. Способы расправы с Болотниковым и новым самозванцем.
Борьба Василия Шуйского с самозванством и причины расцвета этого явления в 1606-1610 г.г. Поляризация мотивов и интересов людей , поддержавших новых самозванцев. Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь.: государство в государстве. Оборона Троице-Сергиева монастыря в контексте смутного времени. Польско-шведская интервенция: цели иностранных завоевателей в открытой войне с Россией. Договоры тушинских бояр с королём Речи Посполитой и новгородцев- с королём Швеции о престолах. Значение обороны Смоленска в контексте Смутного времени. Угроза независимости России. (1610)
Тема 4. Междуцарствие (1 ч)
Свержение с престола Василия Шуйского. Семибоярщина и её политика по преодолению Смутного времени: договор об условиях приглашения на русский престол польского королевича; присяга новому московскому царю; оккупация Москвы польскими войсками; провал «Великого посольства» .Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России .Первое ополчение: предпосылки и места формирования , социальная база участников, внутренние противоречия .Продолжение самозванства . Ситуация в стране к середине 1612 года.
Тема 5. Второе ополчение и освобождение Москвы ( 1 ч )
Формирование Второго ополчения , социальный состав и предводители: Кузьма Минин и князь Д.М.Пожарский.Освобождение Москвы 26 октября 1612 года. Подготовка к Земскому собору, сословно-представительный характер его участников. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры боярина М.Ф.Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство как признаки окончания Смуты и возрождения российской государственности. Подвиг Ивана Сусанина как пример патриотизма и самопожертвования во имя Родины.
РАЗДЕЛ II РОССИЯ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (10 ч)
Тема 6. Правление царя Михаила Федоровича (1 ч )
Внутреннее и внешнее положение страны после окончания Смутного времени и в результате заключения договоров со Швецией (1617) и Польшей (1618).Личность первого царя из династии Романовых. Основные направления его внутренней политики : новые налоги и сборы, приглашение на службу иностранцев и др. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России и царствование Михаила Фёдоровича. Смоленская война (1632-1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине 17 века.
Тема 7. Правление царя Алексея Михайловича.( 1 ч )
Личность царя, его характер и увлечения , отношение к нему современников , смысл прозвища Тишайший. Соляной бунт 1648 г., предпосылки и причины восстания , социальная база его участников, требования и действия восставших , последствия. Соборное уложение (1649) : причины принятия нового свода законов, основные сферы жизни , регулируемые новым законодательством , важнейшее решение об отмене Юрьева дня , сословной структуре российского общества и др. Окончательное оформление крепостного права в России. И положение крестьян в странах Западной Европы в Новое время.
Тема 8. Россия в XVII веке (2 ч )
Положение страны на карте Европы и мира. Территория и население , тенденции их количественных и качественных измененй в 17 веке .Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления : традиции и новые черты политической жизни страны в 17 веке : усиление самодержавия, снижение роли Земских соборов, обновление состава Боярской думы , развитие приказной системы, местное управление, полки нового строя.
Социально-экономическое развитии России в 17 веке : специализация районов, развитие мелкотоварного производства и товарно-денежных отношений, образование мануфактур. Складывание единого всероссийского рынка, торговля с зарубежными странами и препятствия для её расширения. Социальные последствия новых черт в экономике страны: новые слои и группы российского общества в 17 веке. Общее и особенности социально-экономического развития России и стран Западной Европы в Новое время.
Тема 9. Внешняя политика России в 17 веке (1 ч )
Международное положение России и основные направления её внешней политики в середине 17 века .Украина под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь – центр борьбы украинского народа за освобождение. Личность Богдана Хмельницкого. Война с Речью Посполитой ( 1648-1653).Переяславская Рада 8 января 1654 года .Войны России с Речью Посполитой и Швецией в 1654-1667 годах, территориальные приобретения и потери. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей в царствование Алексея Михайловича.
Тема I0. Раскол в Русской православной церкви (1 ч )
Необходимость церковных реформ в середине 17 века .Кружок равнителей древнего благочестия о способах установления единообразия в церковных книгах и обрядах .Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Никон и Аввакум-люди 17 столетия: столкновение судеб и характеров. «Житие» протопопа Аввакума о ценностях и убеждениях старообрядцев. Отношение государства и церкви к староверам в 17-19 веках. Трагические страницы истории старообрядчества : « дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря, скиты, гари и др. Закономерность и особенности раскола в Русской православной церкви в середине 17 века.
Тема 11. Народные волнения в 1660-1670-е годы ( 1 ч)
Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича . Медный бунт : (1662) повод и причины восстания , его социальная опора, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 г. Донские казаки в 17 веке: условия формирования, образ жизни , роль в охране южных рубежей России , отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска .Восстание 1670-1671 г. Цели и социальная база восставших , «прелестные письма», география восстания и основные места сражений разинцев с правительственными войсками .Образ Степана Разина в народной памяти.
Тема 12. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке (1 ч )
Предпосылки для активизации восточного направления внешней политики России в 17 веке. Этнокультурная мозаика народов Сибири и Дальнего Востока. Социальный состав, цели и способы освоения пространств Сибири и Дальнего Востока. Социальный состав, цели и способы освоения пространств Сибири и Дальнего Востока в 17 веке. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условий их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637) . Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке .Географические открытия русских первопроходцев (И .Москвитина, С .Дежнёва, Ф .Попова, В .Атласова, В .Пояркова, Е. Хабарова и др.), их значение .Причины заключения с Китаем невыгодного для России Нерчинского договора.(1689)
Территория и климатические условия. Народы Сибири, их занятия и быт .Начало колонизации Сибири. Её причины, участники этого процесса. Формы зависимости народов Сибири от России. Ясак. Система управления Сибирью. Значение освоения Сибири для России и для сибирских народов .Иван Москвитин и открытие русскими Тихого океана. Экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова. Исследования Камчатки В.В. Атласовым. Освоение Приамурья и Приморья В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым. Значение открытий русских землепроходцев.
Тема 13.Культура и быт России в XVII веке (2 ч)
Исторические предпосылки развития грамотности, книжного дела и просвещения в России в 17 веке. Освобождение культуры из-под влияния Церкви. Новые типы учебных заведений , учебных и печатных книг. Личные библиотеки .Открытие славяно- греко-латинской академии .Личности российских просветителей 17 века. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения 17 века о проблемах своего времени и о человеке. Симеон Полоцкий и другие новаторы русской литературы. Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.
Новые черты в архитектуре 17 века. Узорочье, московское барокко; их сопряжённость с тенденциями социально-экономического и культурного развития России. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Реализм в церковной и светской живописи в 17 веке. Художник Симон Ушаков и особенности его творчества. Парсунная живопись.
Быт и обычаи разных сословий.: жилища, одежда, еда, досуг- на картинах и в воспоминаниях иностранцев, посещавших Россию в 17 веке. Повседневная жизнь женщин и детей.
Новые черты во всех сферах культурной жизни России. Западно-европейское влияние на культуру и общество России, его значение и последствия. Культура 17 века, как «мост между древностью и Новым временем».
РАЗДЕЛ III ЭПОХА РЕФОРМ ПЕТРА 1 .(10 ч)
Тема 14. Наследники Алексея Михайловича (1 ч )
Личность царя Фёдора Алексеевича (1676-1682), его образование и реформаторские намерения .Отмена местничества. Война с Турцией, (1677-1681) и проблемы отсталости русской армии. Личности других детей Алексея Михайловича и их способности к управлению Российским государством: Иван, Пётр, Софья. Причины Стрелецкого бунта в Москве 15 мая 1682 года, и его политические последствия. Личность князя В.В.Голицына. .Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов.
Тема 15. Начало правления Петра 1 (1 ч )
Детство и юность Петра, особенности его образования и воспитания , потех и увлечений в контексте исторических условий России второй половины 17 века и традиций царского дома. Устранение Софьи и начало правления (1689) .Сподвижники молодого Петра : происхождение, социальный статус, образование, занятия, возраст, интересы. Азовские походы 1695-1696 г. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели великого посольства 1697 г. И деятельность Петра во время пребывания в страхах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа и расправа над царевной Софьей. Признаки начала новой исторической эпохи в первом десятилетии царствования Петра.
Тема 16.Северная война (3 ч )
Предпосылки войны между Россией и Швецией за выход в Балтийское море. Дипломатическая подготовка Петра к северной войне. Поражение над Нарвой и его уроки. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной армии .Первые победы 1701-1704 г.г.и их значение для продолжения войны. Основание Санкт-Петербурга. Значение города в развитии связей России с Западной Европой и обновлении устоев традиционного российского общества. Развитие военно-политической ситуации в 1704-1709 г.г. для России и Швеции. Подготовка обеих сторон к генеральному сражению. Битва у Лесной.
Сражение под Полтавой и его историческое значение. Полководческое искусство Петра 1. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота 1714-1720 г.г. , их значение. Условия Ништадского мира и значение присоединённых к России земель. Провозглашение России империей. Персидский поход 1722-1723 г.г.и земли, отошедшие России по условиям договора с персией.Причины и историческое значение победы России в Северной войне.
Тема 17. Государственные преобразования Петра 1 (1 ч )
Предпосылки широкомасштабных реформ в России на рубеже 17-18 века .Личность Петра 1 как реформатора. Хронологические рамки основных реформ в сфере государственного управления , налогов, военного дела и т.д., их основные цели и способы проведения впервой четверти 18 века . Реформа высших органов власти : Сенат, коллегии, Синол. Их преимущества перед аналогами 17 века .Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения синода.Административно- территориальная реформа .Налоговая реформа и сословная политика Петра 1: ревизии, подушные подати, податные сословия, образование единого дворянского сословия в результате унификации поместий и вотчин. Значение указа о единонаследии и Табели о рангах. Формирование системы абсолютизма.
Тема 18. Экономический подъём России при Петре 1 (1 ч )
Предпосылки экономического подъёма в первой четверти 18 века. География и специализация новых промышленных предприятий, их связь с интересами военного времени Государственные меры поощрения предпринимателей и развития тяжёлой промышленности.Проблема свободных рабочих рук и её решение за счёт приписных и посессионных крестьян. Государственные меры поощрения торговли и торгово-экономических связей России со странами Запада и Востока. Политика протекционизма и её результаты к концу правления Петра 1. Преемственность и новизна социально-экономической политики России в первой четверти 18 века.
Тема 19. Народные движения в первой четверти 18 века ( 1 ч )
Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической , политической и духовной жизни страны. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством К.Булавина: причины, социальная база и требования восставших , ход восстания и причины его поражения. Восстания в других регионах России во времена Петра 1. Общее и особенное в народных движениях второй половины 17-первой четверти 18 века.
Тема 20. Преобразования в области культуры и быта (1 ч )
Характер и масштабность реформ Петра 1в сфере культуры, их связь с общими тенденциями развития России в первой четверти 18 века. Реформа системы образования : типы учебных заведений, их специализация и социальная база. Подготовка к созданию Российской академии наук. Рефориа календаря, учреждение новых праздников, гражданской азбуки и др. Газеты, театр, публичные библиотеки, музеи как культурные учреждения Нового времени .Новые черты в искусстве первой четверти 18 века. Светская живопись И.Никитина и А.Матвеева. Скульптор Б.К.Расстрелли. Архитектор Д.Трезини. Архитектура Петровской эпохи. «Культурная революция» дворянского быта : европейская мода, нравы и обычаи, ассамблеи, политес и др. Изменения в положении светских женщин. «Юности чудесное зерцало»-о правилах поведения в обществе. Культурный раскол общества как одно из следствий европеизации повседневной жизни россиян.
Тема 21. Династия Романовых в первой четверти XVIII века ( 1 ч )
Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Личность и судьба Евдокии Лопухиной. Царевич Алексей : от наследника престола до смертного приговора. Вторая женитьба Петра , личность Екатерины 1 , и её роль в семейном покое и счастье царя. Причины издания Устава о наследии престола и его прогнозируемые последствия Итоги Петровской эпохи и цена преобразований . Образ Петра 1 в исторической памяти и искусстве 18-21 века.
РАЗДЕЛ IV РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1725-1762 г.г.( 4 ч )
Тема 22. Наследники Петра 1 (1 ч )
Обстоятельства смерти Петра 1, претенденты на российский престол, их сторонники и противники в ближайшем окружении Петра 1. Роль А.Д.Меншикова и гвардии в возведении на престол Екатерины 1.Личность первой российской императрицы.Тайный Верховный совет в политической жизни России. Пётр 2, его воспитание и борьба за влияние на личность юного императора .Опала А.Д.Меншикова , Анна Иоанновна как кандидатура на российский престол. Планы верховников по ограничению абсолютной власти императрицы. Кондиции. Усиление роли гвардии в политической жизни страны в 1725-1730 г.г.
Тема 23. Правление Анны Иоанновны (1 ч )
Отказ от кондиций и восстановление самодержавия. Личности императрицы и её приближённых : Э.И.Бирон, А.И.Остерман, Б.К.Миних, А.П.Волынский .Нравы двора и интересы Анны Иоанновны. Расширение привилегий дворянства. Роль кабинета министров в политической жизни страны. Основные направления внешней политики России в 1730-1740 г.г. и её результаты. Судьба российского престола после смерти Анны Иоанновны.
Тема 24. Императрица Елизавета Петровна (1 ч )
Дворцовый переворот 25 ноября 1741 гола и восшествие на престол дочери Петра 1.Личность императрицы , её сподвижники. Социальная и экономическая политика Елизаветы Петровны, новые права и привилегии дворянства, укрепление купечества, усиление крепостничества .Россия в семилетней войне: цели, союзники, основные сражения, полководцы, итоги войны для страны и её международного статуса.
Тема 25. Культура России в середине XVIII века.(1 ч )
Связь культурных процессов России в середине 18 века с реформами Петра 1 и эпохой Просвещения в странах Европы. Открытие Академии наук , направления деятельности и научные открытия первых российских академиков. Становление исторической науки .В.Н.Татищев. Развитие системы образования: гимназии, Шляхетский корпус, Московский университет .Социальный состав учащихся и студентов, программы обучения. Научные географические экспедиции, их участники и открытия. Новые черты в творчестве писателей и поэтов 18 века, личности литераторов, светский характер их произведений, новые жанры и темы сочинений; становление русской классической поэзии. Театр, опера, балет в российской культуре 18 века .Архитектурный стиль 18 века в контексте исторической эпохи. Б.Ф.Растрелли и его шедевры. Российская академия художеств .М.В. Ломоносов как учёный энциклопедист , его научная и общественная деятельность. Общее и особенное в эпохе Просвещения в России.
РАЗДЕЛ V РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1762-1801 г.г. (9 ч )
Тема 28. Император Петр III и переворот 1762 г.( 1 ч )
Личность внука Петра 1 и Карла 12, условия его воспитания и подготовки к наследованию российского престола. Внутренняя и внешняя политика Петра III в свете российских реформ первой половины 18 века. Причины неприятия личности императора и поддержки Екатерины разными слоями российского общества. Дворцовый переворот 27 июня 1762 г. И его последствия.
Тема 29. Екатерина II : личность и эпоха (1 ч )
Мировоззрение, круг интересов и увлечений императрицы Екатерины II. Дружба с Вольтером и Дидро. Сподвижники. Предпосылки новой исторической эпохи – «золотого века Российской империи». Внутренняя политика в первые годы её правления. Идеи просвещённого абсолютизма в Наказе императрицы депутатам Уложенной комиссии.
Тема 30. Внешняя политика при Екатерине II ( 1 ч )
Международное положение Российской империи в середине 18 века и актуальные направления её внешней политики.Русско-турецкие войны 1768- 1774 г.г. и 1787-1791 г.г.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России: П.А.Румянцев, А.Г.Орлов, Г.А.Спиридов, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков и др., территориальные приобретения России по условиям Кючук- Кайнарджийского и Ясского мирного договоров. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Освоение Россией Новороссии и роль в этом процессе Г.А.Потёмкина. Георгиевский трактат. Память о победах России в русско-турецких войнах в монументах и Днях воинской славы России .Участие России в разделах Речи Посполитой : принципы раздела территорий между Австрией, Пруссией и Россией в 1772, 1793, 1795. Русская Америка.Отношенмя России с США во второй половине18 века .Международное положение России к концу царствования Екатерины.
Тема 31. Восстание Е .Пугачёва (1773-1774) (1 ч )
Причины новой волны народных движений во второй половины 18 века .Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II.Личность Е. Пугачёва и «Манифест» от имени Петра III: требования и обещания , программа действий, социальная база участников; характер восстания. Ход восстания в 1773-1774 г.г., основные места сражений , вооружение и тактика пугачёвцев, меры правительства по борьбе с Пугачёвым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Восстание Е.Пугачёва в народной памяти, исторических песнях, художественных произведениях.Его влияние на политику Екатерины II и значение в истории России.
Тема 32. Внутренняя политика Екатерины II (2 ч )
Предпосылки социально- экономических и политических преобразований во второй половине 18 века. Преемственность и отличия реформаторской деятельности Екатерины II от своих предшественников : губернская реформа, судебная реформа, Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству ( 1785), реформы в экономике , политика протекционизма. Экономическая жизнь Российской империи во второй половине 18 века и её противоречия. Экстенсивный путь развития сельского хозяйства и усиление крепостничества. Формирование новых групп внутри крестьянского сословия-капиталистые крестьяне. Государственные меры, способствующие развитию промышленности и торговли. экономическая карта России при Екатерине II. Отношение Екатерины и общества к Великой Французской революции, литературной деятельности Н.И.Новикова, А.Н.Радищева.
Тема 33. Правление Павла 1( 1 ч )
Детские годы, воспитание и положение Павла при дворе Елизаветы Петровны и Екатерины II;личность будущего императора и отзывы о нём его современников Внутренняя политика Павла 1: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине и др., их содержание, связи с предшествующими реформами и последствия для исторического развития России на рубеже 18-19 века .Внешняя политика Павла 1: её цели и направления . Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798-1799 г.г.Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова .Победы русского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова .Предпосылки недовольства политикой Павла 1 в верхах российского общества и дворцовый переворот 1801 г.
Тема 34.Культура России во второй половине XVIII века ( 2 ч )
Предпосылки и условия развития культуры в царствование Екатерины II и Павла 1.Новые виды учебных заведений во второй половине 18 века.Роль и.И.Бецкого в становлении системы учебно-воспитательных учреждений, её сословный характер. Выдающиеся учёные второй половины 18 века , их научные поиски и открытия, общественная деятельность. Условия для развития технической мысли и изобретений в России во второй половине 18 века. Жизнь И.И.Ползунова, И.П.Кулибина, судьба их изобретений в контексте российской истории 18 века.Общее и особенное в развитии системы образования , науки и техники в России и странах Западной Европы в век Просвещения.
Литература второй половины 18 века: черты классицизма и сентиментализма в творчестве российских писателей и поэтов Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, Я.Б.Княжнина, Н.М.Карамзина и др. Особенности тематики и жанров российской литературы второй половины 18 века.Российская академия словесности и первый толковый словарь русского языка.Музыка и театр. Во второй половине 18 века. Крепостные театры.
Классицизм в архитектурных творениях В.И.Баженова, М.Ф.Казакова, других зодчих. Дворянская усадьба, своеобразие архитектуры дворянских и уездных городов Российской империи во второй пололвине 18 века. Скульпторы Ф.И.Шубин, М.И .Козловский, Э.М.Фальконе. Символика и художественные достоинства их произведений. Классицизм в живописи А.П.Лосенко .Основатели русской школы пейзажа – С.Ф.Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство И.П.Аргунова, а.п.антропова, Ф.С.Рокотова, Д.Г.левицкого, В.Л.Боровиковского .Основание Эрмитажа в контексте общественной и культурной жизни России второй половины 18 века. Вклад мастеров культуры второй половины 18 века в российское и мировое историко-культурное наследие. Общее и особенное в культурной жизни России и Западной Европы в век Просвещения.
Заключение ( 1 ч )
Содержание программы «История Нового времени» Конец ХV-ХVIIIвв. (28 ч )
Введение (1ч)
Что такое Новое время? Предпосылки появления понятия «Новое время». Хронологические рамки истории Нового времени, его временная протяженность и периодизация. Новое время как часть всеобщей истории, связь этого периода с Историей Древнего мира и Средневековья. Переходный характер Раннего Нового времени. Тенденции исторического развития стран Европы в XV – первой половине XVII вв. Европейский характер свершавшихся географических открытий, экономических и политических преобразований, культурных достижений и их влияние на страны и народы других частей света. Место Нового времени во всеобщей истории человечества, его связь с современностью. Виды источников по истории Нового времени. Историки Нового времени и современности об эпохе Нового времени.
Европа в конце 15- первой половине 17 века.(14 ч)
Тема 1 Великие географические открытия (2ч)
Представления средневекового общества о мире и ойкумене. Предпосылки географических открытий в конце XV – первой половине XVII вв.: экономические, политические, технические, социальные и культурно-психологические. Великие мореплаватели и их открытия: Х.Колумб, Васко да Гама, Ф.Магеллан и др., общее и особенное в их личностях и судьбах, экспедициях и результатах; историческое значение и последствия сделанных ими открытий для стран Европы и для «открытых» ими народов Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Первый раздел мира (договоры 1494 и 1529 гг.) как политический итог Великих географических открытий. От «мира совсем неизвестного» к Новому Свету: условия открытия и освоения европейцами американских континентов в эпоху Великих географических открытий. Конкиста Центральной и Южной Америки. Причины победы испанцев и португальцев над индейскими государствами. Кортес, Писарро и др.: личности конкистадоров. Испанские и португальские колонии в Новом Свете. Сходства и особенности образования европейских колоний в Северной Америке. Развитие пиратства и каперства в Атлантическом океане вследствие «открытия Америки». Роль Великих географических открытий в изменении картины мира в сознании европейцев, в общеевропейской самоидентификации, в складывании мировой экономики, в динамике торговых коммуникаций, в «революции цен», в колониальном разделе мира, в формировании культуры Латинской Америки и т.п. «Обратная сторона» Великих географических открытий для коренного населения Америки, Юго-Восточной Азии и Африки; гибель доколумбовых цивилизаций. *** Эпоха Великих географических открытий на карте мира и в памятниках ее сподвижникам.
Тема 2 Технический прогресс, предпринимательство, капитализм (2 ч )
Рост численности населения Европы в Раннее Новое время, новые тенденции и старые проблемы в социально- демографической палитре Старого Света. Человек и окружающая среда: природный и социокультурный ландшафт Европы в XVI XVII вв., облик городов и сел Раннего Нового времени. Жилища крестьян и горожан, их интерьеры и функциональные возможности. Проблема уюта и комфорта европейского дома, города и села в Раннее Новое время. Особенности питания, сервировки стола и досуга представителей разных слоев европейского общества. Влияние на трапезу европейцев Великих географических открытий. Европейская мода в контексте явлений и процессов Раннего Нового времени. История повседневности как направление в развитии современной исторической науки.] 1.Развитие техники. Универсальные показатели технического прогресса: источники энергии и типы двигателей, - характер их обновления в Раннее Новое время. Основные сферы производства, вовлеченные в технический прогресс в конце XV – первой половине XVII вв. Технические усовершенствования в горном деле, металлургии, оружейном производстве и кораблестроении. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, связь с Великими географическими открытиями и их социально-экономические последствия. «Эпоха чугуна и стали». Цеховая организация производства как тормоз технического прогресса. 2. Рождение капитализма. Условия и предпосылки для развития капиталистических отношений в Европе в Раннее Новое время. Условия формирования рынка свободных рабочих рук в городах и сельской местности. Слои городского и сельского населения, превращавшиеся в наемных работников. Условия формирования капиталов и развития предпринимательства в городах и сельской местности. Слои городского и сельского населения, рекрутировавшиеся в раннюю буржуазию. Новый тип раннекапиталистических предприятий – мануфактура, ее сходства и отличия от средневековой ремесленной мастерской. Виды мануфактур: централизованная и рассеянная. ***Пережитки Средневековья как препятствия для развития капитализма, предпринимательства и технического прогресса в Раннее Новое время.
Тема 3 Европейское возрождение (2 ч)
Предпосылки возникновения новой культуры в Италии на рубеже XIV – XV вв. Сущность культуры Возрождения и подражание античным канонам в искусстве и образе жизни. Гуманистические черты мировоззрения, жизни и творчества деятелей эпохи Возрождения: Данте, Петрарка и др. Расцвет меценатства в городах-республиках Италии. [Особенности эпохи Возрождения в Западной Европе. Эразм Роттердамский – «гражданин мира». Томас Мор и его «Утопия».] 2. Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения. Конец XV – первая треть XVI вв. и особенности эпохи Высокого Возрождения. Личности и творчество мастеров Италии (Леонаро да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др.), Северного Возрождения (А.Дюрер, Г.Гольбейн, И.Босх, П.Брейгель Старший и др.). Новые черты в искусстве Высокого Возрождения как переходного к культуре Нового времени. *** Историческое место и значение эпохи Возрождения в европейской и мировой культуре.
Тема 4 Реформация и Контрреформация в Европе(2ч)
Политические, экономические и идейные предпосылки движения за обновление католической церкви в Германии в начале XVI в. Начало Реформации. Личность Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.), «95 тезисов против индульгенций» (1517 г.), идеи «оправдания верой», «дешевой Церкви» и др. Поддержка идей и действий Лютера в широких слоях германского общества. Крестьянская война (1524 – 1525 гг.). Томас Мюнцер (1490 – 1525 гг.) и программа «12 статей». Причины поражения крестьянской войны и ее последствия. Имперская реформа и причины ее поражения. Политические и социально-экономические перспективы развития Германии в результате поражения общественных движений и прогрессивных политических реформ. 2. Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе XVI столетия. Протестантизм и его основные направления: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. Основы лютеранской церкви и ареал ее распространения в Европе в XVI в. Условия религиозного мира (1555 г.) между императором Карлом V и князьями, последствия этого соглашения для централизации страны. [Основы кальвинизма. Личность Жана Кальвина. Устройство кальвинистской церкви, ее социальная опора. Ареал распространения кальвинизма в Европе.] Контрреформация и меры борьбы католической церкви с распространением в мире идей протестантизма. [Иезуиты. Личность и деятельность Игнатия Лойолы.] ***Религиозная палитра Европы в XVI в. и ее влияние на духовную политическую и культурную жизнь европейского общества.
Тема 5 Государства Западной Европы в 16-второй половине 17 века (5ч)
Абсолютизм и его основные признаки в странах Западной Европы в XVI – первой половине XVII в. [Образ монарха в европейском обществе в эпоху абсолютизма. Особенности парадного портрета европейских правителей. Церемониал, дворцы и развлечения монархов.] 1. Империя Габсбургов в период подъема и заката (XVI – первая половина XVII вв.). Геополитическое положение империи Габсбургов при Карле I (1516 – 1555 гг.) Личность императора и короля Испании. Место и положение Испании в «короне Габсбургов», методы управления ею в первой половине XVI века. Социально- экономические, политические и религиозные противоречия в испанском обществе. Складывание абсолютной монархии при Карле I и ее особенности. Испания при Филиппе II (1555 – 1598 гг.), причины экономического упадка и обострения социальных и политических противоречий в стране во второй половине XVI века. Внешняя политика Испании в отношении Англии и Нидерландов. [Разгром Великой армады.] 2. Национально-освободительное движение в Нидерландах. Социально- экономическое и политическое положение Нидерландов в составе империи Габсбургов; зависимость от Испании в контексте становления раннекапиталистических отношений и распространения идей протестантизма. Причины начала национально-освободительного движения в середине XVI века и его этапы (1566 – 1609 гг.). Развитие партизанского движения (морские и лесные гёзы), его социальная база. Вильгельм Оранский как лидер дворянской оппозиции и освободительной борьбы. Северные и южные провинции Нидерландов в борьбе против испанского владычества. Образование Республики Соединенных провинций (1609 г.). Экономический и культурный подъем Голландии, основание колоний, участие в Великих географических открытиях (Абель Тасман, 1642 – 1644 г.) и в борьбе за раздел мира на сферы влияния в первой половине XVII века. 3. Англия при Тюдорах (1485 – 1603 гг.). Геополитическое и социально-экономическое положение Англии в конце XV века. Условия для становления раннекапиталистических отношений в сельском хозяйстве, легкой промышленности и торговле. Огораживание и его социально-экономические последствия. Формирование новых социальных общностей: новое дворянство (джентри), пауперы, батраки. Укрепление государства и королевской власти при первых Тюдорах. Реформация «сверху» и утверждение в стране англиканства (1534 г.). [Основы англиканской церкви, ее место среди других течений протестантизма.] Контрреформация в годы правления Марии Тюдор (1553 – 1558 гг.). «Золотой век» Елизаветы I (1558 – 1603 гг.). Экономическая и религиозная политика королевы, «обрученной с нацией». Превращение Англии во «владычицу морей» в результате победы над Испанией [Разгром Великой армады (1588 г.)], каперства и участия в борьбе за раздел мира. [Кругосветный рейд Ф.Дрейка (1577 – 1580 гг.), его политическое значение.] Особенности становления абсолютизма в Англии. [Роль парламента в политической жизни страны и принципы его взаимодействия с королевской властью. Политические свободы, рожденные в недрах английского парламента в XVI веке.] Причины заката «золотого века» Елизаветы I на рубеже XVI – XVII вв.: религиозные и экономические разногласия между королевой и ее подданными. [Пуританизм как движение за радикализацию англиканской церкви. Франция на пути к абсолютизму. Геополитическое и социально-экономическое положение Франции в конце XV века. Политическая централизация государства при «сильных королях» в конце XV – первой половине XVI вв. Черты «раннего абсолютизма», влияние идей Возрождения и Реформации на внутреннюю и внешнюю политику страны. Франция на религиозной карте Европы XVI в. Причины религиозных войн (1562 – 1598 гг.). Расстановка политических сил и основные перипетии войны между католиками и гугенотами. [Варфоломеевская ночь (1572 г.), ее отражение в литературе и кинематографе.] Личность Генриха Бурбона (Генриха IV: 1589 – 1610 гг.) в контексте религиозных войн и важнейших задач развития Франции. Нантский эдикт (1598 г.) и его политическое значение для Французского государства и, в целом, Европы Нового времени. Франция при кардинале Ришелье (1624 – 1642 гг.). Личность кардинала, основные цели его внутренней и внешней политики, способы их достижения. Переход к классическому абсолютизму и возвышение Франции на международной арене в середине XVII века. 5. Международные отношения в XVI – XVII веках: на пути к современной Европе. Черты Средневековья и Раннего Нового времени в международных отношениях XVI – XVII вв., цели и направления внешней политики централизованных национальных государств и многонациональных империй, образованных по династическому принципу. Религиозные противоречия как фактор международной политики в Раннее Новое время. Угроза турецкого завоевания Европы и политика европейских государств по отношению к Османской империи. Система европейского баланса и причины ее непрочности в Раннее Новое время. [Рождение европейской дипломатии и основ международного права.] Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.), ее причины, состав Католической лиги и Евангелической унии. Территориальный раздел Европы по условиям Вестфальского мира. Новая карта Европы и исторические уроки Тридцатилетней войны. ***Люди, события, идеи Раннего Нового времени. Религиозный фактор в истории Западной Европы конца XV – первой половины XVII века.
Тема 6 Век разума и мистицизма: европейская культура в конце 16-первой половине 17 века. (1 ч )
Абсолютная монархия: особенности осуществления политической власти и церемониал. Испанский абсолютизм: создание империи и защита католицизма. Экономический упадок Испании. Англо-испанские противоречия. Англия — центр мировой торговли. Аграрный переворот в Англии. Королевская Реформация. «Золотой век» английской монархии — правление Елизаветы I. Английский парламентаризм. Становление французской абсолютной монархии. Религиозные войны. Франция при Ришелье. Расцвет французского абсолютизма при Людовике XIV: особенности внутренней и внешней политики. Французский классицизм.
«Индекс запрещенных книг», суды инквизиции и т.д. Литература и искусство XVI – первой половины XVII века. Особенности творчества писателей и поэтов позднего Возрождения. Мигель Сервантес и рыцарь Печального Образа. У.Шекспир и «вечные образы» его произведений. Искусство барокко в архитектуре и живописи на рубеже двух периодов Нового времени. ***Наука и ученые, писатели и художники в контексте исторического развития Западной Европы в XVI – первой половине XVII вв.
Часть II Страны Европы и Северной Америки в 17-18 веках (10ч)
Тема 1 Взлёты и падения монархий.(2ч)
Французская монархия в зените: Людовик XIV – король-солнце. Личность короля Людовика XIV (1643 – 1715) и основные принципы его внутренней и внешней политики. «Новый образ» французской монархии во второй половине XVII – начале XVIII вв. Протекционистская политика Франции, ее особенности и успехи в мировой торговле. Религиозная политика Людовика XIV: отмена Нантского эдикта (1685 г.) и его социально-экономические и морально-психологические последствия. Франция в борьбе за испанскую корону и система европейских балансов на ее пути к мировому господству. Французский классицизм в светской архитектуре и живописи XVII – XVIII вв. Расцвет драматургии и театрального искусства. Влияние классицизма на культуру других стран Европы. 2. Английская революция 1640 – 1660 годов. Становление парламентской монархии в Англии. Социально-экономические, политические и религиозные противоречия между английской короной и обществом в конце XVI – первой половине XVII вв. Пресвитериане и индепенденты как течения в пуританском движении и главные участники революции. [Обострение на религиозной почве конфликта между королями из династии Стюартов и парламентом в 1603-1640 гг.] «Долгий парламент» (1640 – 1653 гг.) и начало революции. Основные этапы, их цели и результаты, траектория развития английской революции. Первая (1642 – 1646 гг.) гражданская война. Социальная опора роялистов и сторонников парламента. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы пресвитериан в «Долгом парламенте», их социальная и политическая направленность. «Чистка парламента» (1647 г.) индепендентами. Уравнители и их программа обновления Англии. Вторая гражданская война (1648 – 1649 гг.) и казнь короля. Провозглашение Англии республикой. [Внутренняя и внешняя политика в период протектората Кромвеля (1650 – 1658 гг.).] Реставрация монархии и «Славная революция» (1688 г.). «Билль о правах» (1689 г.). Формирование конституционной монархии и двухпартийной системы: виги и тори. Итоги Английской революции и ее историческое значение. *** Англия и Франция: два пути развития монархий во второй половине XVII века.
Тема 2 Эпоха просвещения (2ч)
Идеи и люди эпохи Просвещения. Основные характеристики идейного течения XVIII века и влияние на него революции в естествознании и рационализма. Идея прогрессивного развития общества и критерии прогресса. Атеизм и материализм в философских учениях Просветителей XVIII. Особенности философии Просвещения в Англии и Франции: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо о происхождении государства, его исторической роли, отношениях с обществом, идеальной форме правления или государственного устройства и др. Влияние мыслителей и энциклопедистов на своих современников и потомков. Просвещенный абсолютизм как историко- политическое явление XVIII века и его представители.[Реформы Иосифа II.] [Фридрих II: «философ на троне».] Общее и особенное во внутренней и внешней политике «просвещенных» монархов Европы. 2. Общество и культура эпохи Просвещения. Социальная основа распространения идей Просвещения и влияния просветителей. Новые формы общественного и культурного досуга западноевропейцев в XVIII веке: салоны, общества, кружки и т.п. Развитие периодической печати и формирование общественного мнения. [Масоны.] Особенности литературы эпохи Просвещения: романы и другие популярные жанры произведений; их связь с ценностями и идеями эпохи Просвещения. Выдающиеся писатели и произведения века Просвещения (Д.Дефо, Дж.Свифт, И.В.Гёте и др.). Рококо и неоклассицизм в живописи и музыке XVIII в. Выдающиеся мастера и произведения эпохи Просвещения. [Воспитание и образование в век Просвещения.][Новое в повседневной жизни Западной Европы.] *** Идеи, люди, общество и культура эпохи Просвещения.
Тема 3 Конец « старого порядка» .Европа на заре Новой эры.(6ч)
«Старый порядок» и симптомы его кризиса в XVIII веке. Борьба за передел Европы и мира. Войны и мир. Историческое значение Вестфальского мира для международных отношений во второй половине XVII века. Складывание новой ситуации на политической карте Европы. Старые и новые формы вооруженных конфликтов между европейскими странами и политическими блоками в первой половине XVIII века: Северная война (1700 – 1721 гг.) и войны за испанское (1701 – 1714 гг.) и [австрийское наследство (1740 – 1748 гг.)]. Перерастание вооруженных конфликтов в общеевропейские войны. Семилетняя война (1756 – 1763 гг.) и раздел Польши (1772, 1793, 1795 гг.) в аспекте формирования «новой карты Европы». Конец Вестфальской системы международных отношений и тенденции их развития на рубеже XVIII – XIX веков. 2. Промышленный переворот в Англии. Переход от аграрного (доиндустриального) общества к индустриальному в результате промышленной революции. Предпосылки начала промышленного переворота в Англии: аграрный переворот и его социально- экономические последствия. Технические изобретения XVIII века и их роль в развитии ткацкого и других видов производства. Паровая машина и ее преимущества перед другими видами двигателей Средневековья. Переход от мануфактуры к фабрике. Начало технической модернизации и сближения науки с производством. Социальные последствия промышленного переворота. Положение промышленной буржуазии и наемных рабочих в условиях индустриального общества. Движение луддитов. Европа – «мастерская мира». 3 – 4. Война за независимость (1775- 1783 гг.) и образование США. Особенности европейской колонизации западных берегов Северной Америки в XVI – XVII вв. и условия их жизни. Причины эмиграции из стран Западной Европы в Раннее Новое время, этнический, социальный, религиозный и др. состав эмигрантов. Морально- психологический портрет типичного европейца-мигранта и предпосылки для складывания новой американской общности. Положение английских колоний на берегах Америки в середине XVIII в.; три вида колоний в зависимости от состава их населения и типа экономики. Структура Раннего американского общества и система управления колониями. Нарастание противоречий между метрополией и колониями во второй половине XVIII века. Дисбаланс товарооборота между Англией и колониями. Налоговая политика и протекционизм английской короны и парламента в отношении колоний. Консолидация американцев в борьбе против закона о «гербовом сборе» (1767 г.) и других несправедливых к ним решений метрополии. [«Бостонское чаепитие» (1773 г.)] Причины и начало войны за независимость (1775 – 1783 гг.), основные этапы и события. Реакция европейских стран на события в Америке (Франция, Пруссия, Россия и др.). Причины победы молодого Американского государства. Принятие «Декларации независимости» (1776 г.). Влияние идей Просвещения на мировоззрение лидеров борьбы за независимость и «отцов-основателей» (Дж.Вашингтон, Б.Франклин, С.Адамс, Т.Джефферсон и др.). Конфедеративный (1775 г.) и федеративный проекты (1787 г.) государственного устройства США. Конституция США и структура высших органов власти. «Билль о правах» (1791 г.). Историческое значение войны за независимость и образования США в контексте борьбы со «старым порядком» и утверждения демократических свобод. Война за независимость и «места памяти» в современных США. Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.). Предпосылки и причины буржуазной революции во Франции в конце XVIII в. Положение сословий в абсолютистской Франции и вызревание социально-экономических и политических противоречий в обществе. Требования третьего сословия и историческое значение заседания Генеральных Штатов 5 мая 1789 г. Начало революции (14 июля 1789 г.). «Декларация прав человека и гражданина» как воплощение просветительских идей английских и французских мыслителей. Реформы Учредительного собрания 1789 – 1791 гг. и превращение Франции из феодального в буржуазно- демократическое государство. Франция как конституционная монархия: государственное устройство, органы управления, влиятельные и политические силы (Лафайет, Мирабо и др.). Раскол французского общества в полемике о судьбах монархии и перспективах революции. Жирондисты: их социальная опора, политическая программа и лидеры. Начало революционной войны против антифранцузской коалиции иностранных государств и роялистов. Провозглашение Франции республикой (1792 г.) и казнь короля. Внутриполитическое и экономическое положение Франции в 1793 – 1794 гг., условия прихода к власти якобинцев. М.Робеспьер, Ж.П.Марат и др. Конституция 1793 г. Революционный террор и диктатура якобинцев, их последствия. [Политика якобинцев в области идеологии и культуры.] Переворот 9 термидора 1794 г., конец якобинской диктатуры и революции. Историческое значение Великой Французской революции и ее результаты в контексте борьбы со «старым порядком» Великая Французская революция и «места памяти» в современном мире. *** Итоги стран Западной Европы и США в борьбе со «старым порядком» к концу XVIII века. Люди, события, идеи Нового времени. Идеологический и рационалистический факторы в истории Западной Европы и США второй половины XVII – XVIII веков.
Тема 4 Восток и Запад: две стороны единого мира.(2ч)
Запад и Восток в эпоху Нового времени: предпосылки географического сближения и экономической экспансии европейцев, причины культурной изоляции и политических конфликтов. 1. Османская империя и Персия на международной арене XVI – XVIII вв. Геополитическое положение Османской империи и расширение ее территорий в XVI – XVIII вв. Факторы возвышения империи турок-османов. Результаты присутствия турок-османов в Европе («европеизация» повседневной жизни, влияние Запада на культуру и военное дело). Начало становления национального самосознания. Влияние турецкой культуры на европейское общество. Геополитическое положение Персии в связи с эпохой Великих географических открытий и международными отношениями в Передней и Средней Азии. Планы Надир- шаха по объединению стран и народов Средней Азии, Ирака и Афганистана под своей властью (середина XVIII в). Политические и религиозные препятствия, помешавшие осуществлению этого плана. 2. Индия на международной арене XVI – XVIII вв. Геополитическое положение Индии в эпоху Великих географических открытий. Образование державы Великих Моголов и религиозная политика ее правителей. Религиозная реформа падишаха Акбара (1556 – 1605 гг.), ее историко- культурное значение. Расцвет индийской культуры в эпоху Нового времени на «перекрестке религий и культур». Тадж- Махал и другие шедевры индийского искусства. Закат Могольской державы Индия как объект европейской экспансии и причины победы Англии в борьбе за «сердце Азии». Экономическое и социально- политическое положение Индии под властью Англии. 3. «Запретные» страны: Китай и Япония в XVI – XVIII веках. Геополитическое положение Китая в эпоху династии Мин (1368 – 1644 гг.). Черты традиционализма и новые явления в политической, социальной и культурной жизни Китая. Внутреннее и внешнее развитие Китая в эпоху маньчжурской династии Цин (1644 – 1911 гг.). Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Китае в Новое время. Предпосылки для закрытия страны от европейского влияния в середине XVIII века и его последствия. Культура Китая в XV – XVIII вв. [«Запретный город»]. Геополитическое положение Японии в эпоху сёгуната Токугава (1615 – 1868 гг.). Политика централизации и формирование мелкой буржуазии. Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Японии в XVI – XVIII вв. Самоизоляция страны (XVII в.) и ее последствия. Культура Японии в XVI – XVIII вв. *** «Запад есть Запад, Восток есть Восток.Могут ли они быть вместе7
Заключение (1ч)
Мир на заре новой эры. Изменения на политической карте мира и в представлениях людей Нового времени об ойкумене к концу XVIII века. Вклад двух периодов Нового времени в духовную, политическую, социально-экономическую и культурную жизнь народов и государств Европы, Нового Света, Азии и Африки. Памятники истории и культуры Нового времени на карте мира в родном городе и крае. Тайны и перспективы изучения всемирной истории XVI – XVIII вв.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема. | Кол-во часов |
| Курс «История России» ХVII-ХVIII веках | 40 |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1.Смутное время | 5 |
3 | Раздел 2.Россия на пороге нового времени | 10 |
4 | Раздел 3.Эпоха реформ Петра.1 | 10 |
5 | Раздел 4.Российская империя в 1725-1762 г. | 4 |
6 | Раздел 5.Российская империя в 1762-1801г. | 9 |
7 | Заключение | 1 |
| Курс «История нового времени» | 28 |
1 | Введение | 1 |
2 | Европа в конце 15- первой половине 17 века. | 14 |
3 | Новое время: кризис «старого порядка». | 10 |
4 | Восток и Запад : две стороны единого мира. | 2 |
5 | Заключение | 1 |
| Итого | 68 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема,раздел | Дата проведения |
| Курс «История России» (40ч) | |
1 | Введение. | |
2 | В преддверии смуты. | |
3 | Правление Бориса Годунова | |
4 | Правление Василия Шуйского | |
5 | Междуцарствие. | |
6 | Второе ополчение и освобождение Москвы. | |
7 | Правление царя Михаила Фёдоровича. | |
8 | Правление царя Алексея Михайловича. | |
9 | Россия в ХVII веке. | |
10 | Россия в ХVII веке. | |
11 | Внешняя политика России в ХVII веке. | |
12 | Раскол в Русской православной церкви. | |
13 | Народные волнения в 1660-1670 годах. | |
14 | Освоение Сибири и Дальнего Востока в 17 веке | |
15 | Культура и быт России в 17 веке | |
16 | Культура и быт России в 17 веке | |
17 | Наследники Алексея Михайловича. | |
18 | Начало правления Петра I. | |
19 | Северная война | |
20 | Северная война | |
21 | Северная война | |
22 | Государственные преобразования Петра I. | |
23 | Экономический подъём России при Петре 1 | |
24 | Народные движения в первой четверти 18 века | |
25 | Преобразования в области культуры и быта | |
26 | Династия Романовых в первой четверти ХVIII века. | |
27 | Наследники Петра I. | |
28 | Правление Анны Иоанновны. | |
29 | Императрица Елизавета Петровна. | |
30 | Культура России в середине ХVIII века. | |
31 | Император Пётр III.и переворот 1762 г. | |
32 | Екатерина II-личность и эпоха. | |
33 | Внешняя политика при Екатерине II. | |
34 | Восстание Емельяна Пугачёва (1773-1774) | |
35 | Внутренняя политика Екатерины II. | |
36 | Внутренняя политика Екатерины II. | |
37 | Правление Павла I. | |
38 | Культура России во второй половине 18 века | |
39 | Культура России во второй половине 18 века | |
40 | Заключение | |
| Курс «История нового времени» (28 ч ) | |
1 | Введение .Что такое новое время. | |
2 | Начало Великих географических открытий. | |
3 | Европейцы в Новом свете. | |
4 | Развитие техники. | |
5 | Рождение капитализма. | |
6 | Гуманизм и Возрождение в Италии | |
7 | Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения. | |
8 | Реформация и крестьянская война в Германии. | |
9 | Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе 16 столетия. | |
10 | Империя Габсбургов в период подъёма и заката ( 16-первая половина 17 века0 | |
11 | Национально-освободительное движение в Нидерландах. | |
12 | Англия при Тюдорах. (1485-1603 гг.) | |
13 | Франция на пути к абсолютизму. | |
14 | Международные отношения в 15-17 веках: на пути к современной Европе. | |
15 | Начало революции в естествознании . Литература и искусство16-первой половины 17 века. | |
16 | Французская монархия в зените. Людовик 14-король - Солнце. | |
17 | Английская революция 1640-1660 годах .Становление парламентской монархии в Англии. | |
18 | Идея и люди эпохи Просвещения. | |
19 | Общество и культура эпохи Просвещения. | |
20 | Борьба за передел Европы и мира .Войны и мир. | |
21 | Промышленный переворот в Англии. | |
22 | Война за независимость 1775-1783.Образование США. | |
23 | Война за независимость 1775-1783. Образование США. | |
24 | Великая французская революция. (1789-1794г.) | |
25 | Великая французская революция.(1789-1794 г.) | |
26 | Османская империя и Персия на международной арене 16-18 века .Индия на международной арене 16-18 вв. | |
27 | «Запретные страны» :Китай и Япония в ХVI-ХVIIIвеках. | |
28 | Заключение. Мир на заре новой эры. | |
века. Дисбаланс товарооборота между Англией и колониями. Налоговая политика и протекционизм английской короны и парламента в отношении колоний. Консолидация американцев в борьбе против закона о «гербовом сборе» (1767 г.) и других несправедливых к ним решений метрополии. [«Бостонское чаепитие» (1773 г.)] Причины и начало войны за независимость (1775 – 1783 гг.), основные этапы и события. Реакция европейских стран на события в Америке (Франция, Пруссия, Россия и др.). Причины победы молодого Американского государства. Принятие «Декларации независимости» (1776 г.). Влияние идей Просвещения на мировоззрение лидеров борьбы за независимость и «отцов-основателей» (Дж.Вашингтон, Б.Франклин, С.Адамс, Т.Джефферсон и др.). Конфедеративный (1775 г.) и федеративный проекты (1787 г.) государственного устройства США. Конституция США и структура высших органов власти. «Билль о правах» (1791 г.). Историческое значение войны за независимость и образования США в контексте борьбы со «старым порядком» и утверждения демократических свобод. Война за независимость и «места памяти» в современных США. Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.). Предпосылки и причины буржуазной революции во Франции в конце XVIII в. Положение сословий в абсолютистской Франции и вызревание социально-экономических и политических противоречий в обществе. Требования третьего сословия и историческое значение заседания Генеральных Штатов 5 мая 1789 г. Начало революции (14 июля 1789 г.). «Декларация прав человека и гражданина» как воплощение просветительских идей английских и французских мыслителей. Реформы Учредительного собрания 1789 – 1791 гг. и превращение Франции из феодального в буржуазно- демократическое государство. Франция как конституционная монархия: государственное устройство, органы управления, влиятельные и политические силы (Лафайет, Мирабо и др.). Раскол французского общества в полемике о судьбах монархии и перспективах революции. Жирондисты: их социальная опора, политическая программа и лидеры. Начало революционной войны против антифранцузской коалиции иностранных государств и роялистов. Провозглашение Франции республикой (1792 г.) и казнь короля. Внутриполитическое и экономическое положение Франции в 1793 – 1794 гг., условия прихода к власти якобинцев. М.Робеспьер, Ж.П.Марат и др. Конституция 1793 г. Революционный террор и диктатура якобинцев, их последствия. [Политика якобинцев в области идеологии и культуры.] Переворот 9 термидора 1794 г., конец якобинской диктатуры и революции. Историческое значение Великой Французской революции и ее результаты в контексте борьбы со «старым порядком» Великая Французская революция и «места памяти» в современном мире. *** Итоги стран Западной Европы и США в борьбе со «старым порядком» к концу XVIII века. Люди, события, идеи Нового времени. Идеологический и рационалистический факторы в истории Западной Европы и США второй половины XVII – XVIII веков.
Тема 4 Восток и Запад: две стороны единого мира.(2ч)
Запад и Восток в эпоху Нового времени: предпосылки географического сближения и экономической экспансии европейцев, причины культурной изоляции и политических конфликтов. 1. Османская империя и Персия на международной арене XVI – XVIII вв. Геополитическое положение Османской империи и расширение ее территорий в XVI – XVIII вв. Факторы возвышения империи турок-османов. Результаты присутствия турок-османов в Европе («европеизация» повседневной жизни, влияние Запада на культуру и военное дело). Начало становления национального самосознания. Влияние турецкой культуры на европейское общество. Геополитическое положение Персии в связи с эпохой Великих географических открытий и международными отношениями в Передней и Средней Азии. Планы Надир- шаха по объединению стран и народов Средней Азии, Ирака и Афганистана под своей властью (середина XVIII в). Политические и религиозные препятствия, помешавшие осуществлению этого плана. 2. Индия на международной арене XVI – XVIII вв. Геополитическое положение Индии в эпоху Великих географических открытий. Образование державы Великих Моголов и религиозная политика ее правителей. Религиозная реформа падишаха Акбара (1556 – 1605 гг.), ее историко- культурное значение. Расцвет индийской культуры в эпоху Нового времени на «перекрестке религий и культур». Тадж- Махал и другие шедевры индийского искусства. Закат Могольской державы Индия как объект европейской экспансии и причины победы Англии в борьбе за «сердце Азии». Экономическое и социально- политическое положение Индии под властью Англии. 3. «Запретные» страны: Китай и Япония в XVI – XVIII веках. Геополитическое положение Китая в эпоху династии Мин (1368 – 1644 гг.). Черты традиционализма и новые явления в политической, социальной и культурной жизни Китая. Внутреннее и внешнее развитие Китая в эпоху маньчжурской династии Цин (1644 – 1911 гг.). Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Китае в Новое время. Предпосылки для закрытия страны от европейского влияния в середине XVIII века и его последствия. Культура Китая в XV – XVIII вв. [«Запретный город»]. Геополитическое положение Японии в эпоху сёгуната Токугава (1615 – 1868 гг.). Политика централизации и формирование мелкой буржуазии. Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Японии в XVI – XVIII вв. Самоизоляция страны (XVII в.) и ее последствия. Культура Японии в XVI – XVIII вв. *** «Запад есть Запад, Восток есть Восток.Могут ли они быть вместе7
Заключение (1ч)
Мир на заре новой эры. Изменения на политической карте мира и в представлениях людей Нового времени об ойкумене к концу XVIII века. Вклад двух периодов Нового времени в духовную, политическую, социально-экономическую и культурную жизнь народов и государств Европы, Нового Света, Азии и Африки. Памятники истории и культуры Нового времени на карте мира в родном городе и крае. Тайны и перспективы изучения всемирной истории XVI – XVIII вв.