СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 7 класс к учебнику Пчёлова и Дмитриевой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учебников Пчёлова и Дмитриевой.Соответствует требованиям ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 7 класс к учебнику Пчёлова и Дмитриевой.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Зятьковская средняя общеобразовательная школа»

Панкрушихинского района Алтайского края




Принято:

Руководитель МО

________Киршинцева О.В..

Протокол №____ от «____» августа 2017 г.


Согласовано:

Зам. директора ___________ Мут О.В

Дата___________

Утверждаю:

Директор школы

_______________Е.И. Дронова Приказ №______ от __________





Рабочая программа

по истории

7 класс

на 2017 - 2018 учебный год




Составитель:

учитель Молчанова С.А.



с.Зятьково

2017г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по истории основного общего образования для 7 класса составлена на основе авторской программы курса «История России 6-7 класс»/Автор : О.Ю.Стрелова .Москва «Русское слово».2012 ФГОС /, на основе программы «Всеобщая история. «История Нового времени» (конец 15- начало 18 в.в.) 7 класс.» ( Программа скачена с официального сайта «Русское слово».) Программа соответствует Федеральному образовательному государственному стандарту по истории.

Цель : «образование, развитие и воспитание личности школьника , способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…»

Задачи:

-формирование ценностных ориентиров для гражданской, гендерной, социальной, культурной, этнорегиональной самоидентификации школьников в современном мире;

-содействие в становлении научно-исторической картины мира и понимании значения истории для саморазвития личности,жизни и взаимодействия людей в многонациональном Российском государстве и обществе, в современном поликультурном мире;

-воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края;

-формирование умений творчески воссоздавать , анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей, руководствуясь принципами историзма, многоперспективности , взаимосвязи взаимообусловленности исторических процессов.



Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в 7 классе 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Учебный план МКОУ « Зятьковская сош» отводит на историю в 7 классе 68 часов, так как учебный год составляет 34 рабочих недели .Рабочая программа составлена на 68 часов и соответствует авторским программам : « История России.17-18 век.40 часов., « Всеобщая история.История Нового времени.Конец 15-18 веков.»-28 часов.







Планируемые результаты

Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 7 классе являются:

• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.



Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литера- тура, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ста- вить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).



Предметные результаты:

• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVI—XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• характеризовать важные факты отечественной истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам;

• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI—XVII вв.;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVI—XVII вв.; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVI—XVII вв.;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в XVI—XVII вв., определять общие черты и особенности;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода; обучающиеся получат возможность научиться:

• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;

• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVI—XVII вв.;

• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

































Содержание программы курса «История России .ХVII- ХVIIIв.»(40 ч)

Введение .(1 ч ) Хронологические рамки курса «история России.17-18 век», его синхронизация с курсом истории Нового времени. Принципы внутренней периодизации отечественной истории 17-18 в. Источники и историки , внесшие вклад в изучение этой эпохи.

РАЗДЕЛ 1 СМУТНОЕ ВРЕМЯ.1598-1613 годы.(5 ч )

Тема 1. В преддверии Смуты (1 ч)

Признаки Смуты в положении России на рубеже 16-17 веков, основные противоречия российского обществ а. Тайна гибели царевича Дмитрия и версии о виновниках трагедии в Угличе .Династический кризис.

Тема 2. Правление Бориса Годунова ( 1 ч )

Обстоятельства восшествия Бориса Годунова на царский престол: прецедент выбора царя на Земском соборе .Политика Бориса Годунова по укреплению социальной опоры своей власти .Неурожайные годы в начале 17 века , их социально-политические и морально-психологические последствия для российского общества. Предпосылки явления самозванства. Личность Юрия Отрепьева: от расстриги до царя Дмитрия Иоанновича .Мотивы разных слоёв российского общества в признании и поддержке самозванца .Правление и гибель Лжедмитрия 1, причины разочарования в «добром царе» .Отзывы современников смутного времени о личностях его первых правителей (Борисе Годунове и расстриге)

Тема 3. Правление Василия Шуйского (1 ч)

«Боярский царь» и обстоятельства его восшествия на престол. Прецедент крестоцеловальной записи и присяги нового царя. Современники о личности Василия Шуйского и его правлении. Предпосылки развития самозванства в годы правления Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И,Болотникова, личность вождя восставших, основные эпизоды и участники движения, причины поражения. Способы расправы с Болотниковым и новым самозванцем.

Борьба Василия Шуйского с самозванством и причины расцвета этого явления в 1606-1610 г.г. Поляризация мотивов и интересов людей , поддержавших новых самозванцев. Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь.: государство в государстве. Оборона Троице-Сергиева монастыря в контексте смутного времени. Польско-шведская интервенция: цели иностранных завоевателей в открытой войне с Россией. Договоры тушинских бояр с королём Речи Посполитой и новгородцев- с королём Швеции о престолах. Значение обороны Смоленска в контексте Смутного времени. Угроза независимости России. (1610)

Тема 4. Междуцарствие (1 ч)

Свержение с престола Василия Шуйского. Семибоярщина и её политика по преодолению Смутного времени: договор об условиях приглашения на русский престол польского королевича; присяга новому московскому царю; оккупация Москвы польскими войсками; провал «Великого посольства» .Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России .Первое ополчение: предпосылки и места формирования , социальная база участников, внутренние противоречия .Продолжение самозванства . Ситуация в стране к середине 1612 года.

Тема 5. Второе ополчение и освобождение Москвы ( 1 ч )

Формирование Второго ополчения , социальный состав и предводители: Кузьма Минин и князь Д.М.Пожарский.Освобождение Москвы 26 октября 1612 года. Подготовка к Земскому собору, сословно-представительный характер его участников. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры боярина М.Ф.Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство как признаки окончания Смуты и возрождения российской государственности. Подвиг Ивана Сусанина как пример патриотизма и самопожертвования во имя Родины.



РАЗДЕЛ II РОССИЯ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (10 ч)

Тема 6. Правление царя Михаила Федоровича (1 ч )

Внутреннее и внешнее положение страны после окончания Смутного времени и в результате заключения договоров со Швецией (1617) и Польшей (1618).Личность первого царя из династии Романовых. Основные направления его внутренней политики : новые налоги и сборы, приглашение на службу иностранцев и др. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России и царствование Михаила Фёдоровича. Смоленская война (1632-1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине 17 века.

Тема 7. Правление царя Алексея Михайловича.( 1 ч )

Личность царя, его характер и увлечения , отношение к нему современников , смысл прозвища Тишайший. Соляной бунт 1648 г., предпосылки и причины восстания , социальная база его участников, требования и действия восставших , последствия. Соборное уложение (1649) : причины принятия нового свода законов, основные сферы жизни , регулируемые новым законодательством , важнейшее решение об отмене Юрьева дня , сословной структуре российского общества и др. Окончательное оформление крепостного права в России. И положение крестьян в странах Западной Европы в Новое время.

Тема 8. Россия в XVII веке (2 ч )

Положение страны на карте Европы и мира. Территория и население , тенденции их количественных и качественных измененй в 17 веке .Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления : традиции и новые черты политической жизни страны в 17 веке : усиление самодержавия, снижение роли Земских соборов, обновление состава Боярской думы , развитие приказной системы, местное управление, полки нового строя.

Социально-экономическое развитии России в 17 веке : специализация районов, развитие мелкотоварного производства и товарно-денежных отношений, образование мануфактур. Складывание единого всероссийского рынка, торговля с зарубежными странами и препятствия для её расширения. Социальные последствия новых черт в экономике страны: новые слои и группы российского общества в 17 веке. Общее и особенности социально-экономического развития России и стран Западной Европы в Новое время.

Тема 9. Внешняя политика России в 17 веке (1 ч )

Международное положение России и основные направления её внешней политики в середине 17 века .Украина под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь – центр борьбы украинского народа за освобождение. Личность Богдана Хмельницкого. Война с Речью Посполитой ( 1648-1653).Переяславская Рада 8 января 1654 года .Войны России с Речью Посполитой и Швецией в 1654-1667 годах, территориальные приобретения и потери. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей в царствование Алексея Михайловича.

Тема I0. Раскол в Русской православной церкви (1 ч )

Необходимость церковных реформ в середине 17 века .Кружок равнителей древнего благочестия о способах установления единообразия в церковных книгах и обрядах .Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Никон и Аввакум-люди 17 столетия: столкновение судеб и характеров. «Житие» протопопа Аввакума о ценностях и убеждениях старообрядцев. Отношение государства и церкви к староверам в 17-19 веках. Трагические страницы истории старообрядчества : « дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря, скиты, гари и др. Закономерность и особенности раскола в Русской православной церкви в середине 17 века.

Тема 11. Народные волнения в 1660-1670-е годы ( 1 ч)

Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича . Медный бунт : (1662) повод и причины восстания , его социальная опора, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 г. Донские казаки в 17 веке: условия формирования, образ жизни , роль в охране южных рубежей России , отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска .Восстание 1670-1671 г. Цели и социальная база восставших , «прелестные письма», география восстания и основные места сражений разинцев с правительственными войсками .Образ Степана Разина в народной памяти.

Тема 12. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке (1 ч )

Предпосылки для активизации восточного направления внешней политики России в 17 веке. Этнокультурная мозаика народов Сибири и Дальнего Востока. Социальный состав, цели и способы освоения пространств Сибири и Дальнего Востока. Социальный состав, цели и способы освоения пространств Сибири и Дальнего Востока в 17 веке. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условий их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637) . Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке .Географические открытия русских первопроходцев (И .Москвитина, С .Дежнёва, Ф .Попова, В .Атласова, В .Пояркова, Е. Хабарова и др.), их значение .Причины заключения с Китаем невыгодного для России Нерчинского договора.(1689)

Территория и климатические условия. Народы Сибири, их занятия и быт .Начало колонизации Сибири. Её причины, участники этого процесса. Формы зависимости народов Сибири от России. Ясак. Система управления Сибирью. Значение освоения Сибири для России и для сибирских народов .Иван Москвитин и открытие русскими Тихого океана. Экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова. Исследования Камчатки В.В. Атласовым. Освоение Приамурья и Приморья В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым. Значение открытий русских землепроходцев.

Тема 13.Культура и быт России в XVII веке (2 ч)

Исторические предпосылки развития грамотности, книжного дела и просвещения в России в 17 веке. Освобождение культуры из-под влияния Церкви. Новые типы учебных заведений , учебных и печатных книг. Личные библиотеки .Открытие славяно- греко-латинской академии .Личности российских просветителей 17 века. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения 17 века о проблемах своего времени и о человеке. Симеон Полоцкий и другие новаторы русской литературы. Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.

Новые черты в архитектуре 17 века. Узорочье, московское барокко; их сопряжённость с тенденциями социально-экономического и культурного развития России. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Реализм в церковной и светской живописи в 17 веке. Художник Симон Ушаков и особенности его творчества. Парсунная живопись.

Быт и обычаи разных сословий.: жилища, одежда, еда, досуг- на картинах и в воспоминаниях иностранцев, посещавших Россию в 17 веке. Повседневная жизнь женщин и детей.

Новые черты во всех сферах культурной жизни России. Западно-европейское влияние на культуру и общество России, его значение и последствия. Культура 17 века, как «мост между древностью и Новым временем».

РАЗДЕЛ III ЭПОХА РЕФОРМ ПЕТРА 1 .(10 ч)



Тема 14. Наследники Алексея Михайловича (1 ч )

Личность царя Фёдора Алексеевича (1676-1682), его образование и реформаторские намерения .Отмена местничества. Война с Турцией, (1677-1681) и проблемы отсталости русской армии. Личности других детей Алексея Михайловича и их способности к управлению Российским государством: Иван, Пётр, Софья. Причины Стрелецкого бунта в Москве 15 мая 1682 года, и его политические последствия. Личность князя В.В.Голицына. .Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов.

Тема 15. Начало правления Петра 1 (1 ч )

Детство и юность Петра, особенности его образования и воспитания , потех и увлечений в контексте исторических условий России второй половины 17 века и традиций царского дома. Устранение Софьи и начало правления (1689) .Сподвижники молодого Петра : происхождение, социальный статус, образование, занятия, возраст, интересы. Азовские походы 1695-1696 г. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели великого посольства 1697 г. И деятельность Петра во время пребывания в страхах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа и расправа над царевной Софьей. Признаки начала новой исторической эпохи в первом десятилетии царствования Петра.

Тема 16.Северная война (3 ч )

Предпосылки войны между Россией и Швецией за выход в Балтийское море. Дипломатическая подготовка Петра к северной войне. Поражение над Нарвой и его уроки. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной армии .Первые победы 1701-1704 г.г.и их значение для продолжения войны. Основание Санкт-Петербурга. Значение города в развитии связей России с Западной Европой и обновлении устоев традиционного российского общества. Развитие военно-политической ситуации в 1704-1709 г.г. для России и Швеции. Подготовка обеих сторон к генеральному сражению. Битва у Лесной.

Сражение под Полтавой и его историческое значение. Полководческое искусство Петра 1. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота 1714-1720 г.г. , их значение. Условия Ништадского мира и значение присоединённых к России земель. Провозглашение России империей. Персидский поход 1722-1723 г.г.и земли, отошедшие России по условиям договора с персией.Причины и историческое значение победы России в Северной войне.

Тема 17. Государственные преобразования Петра 1 (1 ч )

Предпосылки широкомасштабных реформ в России на рубеже 17-18 века .Личность Петра 1 как реформатора. Хронологические рамки основных реформ в сфере государственного управления , налогов, военного дела и т.д., их основные цели и способы проведения впервой четверти 18 века . Реформа высших органов власти : Сенат, коллегии, Синол. Их преимущества перед аналогами 17 века .Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения синода.Административно- территориальная реформа .Налоговая реформа и сословная политика Петра 1: ревизии, подушные подати, податные сословия, образование единого дворянского сословия в результате унификации поместий и вотчин. Значение указа о единонаследии и Табели о рангах. Формирование системы абсолютизма.

Тема 18. Экономический подъём России при Петре 1 (1 ч )

Предпосылки экономического подъёма в первой четверти 18 века. География и специализация новых промышленных предприятий, их связь с интересами военного времени Государственные меры поощрения предпринимателей и развития тяжёлой промышленности.Проблема свободных рабочих рук и её решение за счёт приписных и посессионных крестьян. Государственные меры поощрения торговли и торгово-экономических связей России со странами Запада и Востока. Политика протекционизма и её результаты к концу правления Петра 1. Преемственность и новизна социально-экономической политики России в первой четверти 18 века.

Тема 19. Народные движения в первой четверти 18 века ( 1 ч )

Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической , политической и духовной жизни страны. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством К.Булавина: причины, социальная база и требования восставших , ход восстания и причины его поражения. Восстания в других регионах России во времена Петра 1. Общее и особенное в народных движениях второй половины 17-первой четверти 18 века.

Тема 20. Преобразования в области культуры и быта (1 ч )

Характер и масштабность реформ Петра 1в сфере культуры, их связь с общими тенденциями развития России в первой четверти 18 века. Реформа системы образования : типы учебных заведений, их специализация и социальная база. Подготовка к созданию Российской академии наук. Рефориа календаря, учреждение новых праздников, гражданской азбуки и др. Газеты, театр, публичные библиотеки, музеи как культурные учреждения Нового времени .Новые черты в искусстве первой четверти 18 века. Светская живопись И.Никитина и А.Матвеева. Скульптор Б.К.Расстрелли. Архитектор Д.Трезини. Архитектура Петровской эпохи. «Культурная революция» дворянского быта : европейская мода, нравы и обычаи, ассамблеи, политес и др. Изменения в положении светских женщин. «Юности чудесное зерцало»-о правилах поведения в обществе. Культурный раскол общества как одно из следствий европеизации повседневной жизни россиян.

Тема 21. Династия Романовых в первой четверти XVIII века ( 1 ч )

Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Личность и судьба Евдокии Лопухиной. Царевич Алексей : от наследника престола до смертного приговора. Вторая женитьба Петра , личность Екатерины 1 , и её роль в семейном покое и счастье царя. Причины издания Устава о наследии престола и его прогнозируемые последствия Итоги Петровской эпохи и цена преобразований . Образ Петра 1 в исторической памяти и искусстве 18-21 века.



РАЗДЕЛ IV РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1725-1762 г.г.( 4 ч )

Тема 22. Наследники Петра 1 (1 ч )

Обстоятельства смерти Петра 1, претенденты на российский престол, их сторонники и противники в ближайшем окружении Петра 1. Роль А.Д.Меншикова и гвардии в возведении на престол Екатерины 1.Личность первой российской императрицы.Тайный Верховный совет в политической жизни России. Пётр 2, его воспитание и борьба за влияние на личность юного императора .Опала А.Д.Меншикова , Анна Иоанновна как кандидатура на российский престол. Планы верховников по ограничению абсолютной власти императрицы. Кондиции. Усиление роли гвардии в политической жизни страны в 1725-1730 г.г.





Тема 23. Правление Анны Иоанновны (1 ч )

Отказ от кондиций и восстановление самодержавия. Личности императрицы и её приближённых : Э.И.Бирон, А.И.Остерман, Б.К.Миних, А.П.Волынский .Нравы двора и интересы Анны Иоанновны. Расширение привилегий дворянства. Роль кабинета министров в политической жизни страны. Основные направления внешней политики России в 1730-1740 г.г. и её результаты. Судьба российского престола после смерти Анны Иоанновны.

Тема 24. Императрица Елизавета Петровна (1 ч )

Дворцовый переворот 25 ноября 1741 гола и восшествие на престол дочери Петра 1.Личность императрицы , её сподвижники. Социальная и экономическая политика Елизаветы Петровны, новые права и привилегии дворянства, укрепление купечества, усиление крепостничества .Россия в семилетней войне: цели, союзники, основные сражения, полководцы, итоги войны для страны и её международного статуса.

Тема 25. Культура России в середине XVIII века.(1 ч )

Связь культурных процессов России в середине 18 века с реформами Петра 1 и эпохой Просвещения в странах Европы. Открытие Академии наук , направления деятельности и научные открытия первых российских академиков. Становление исторической науки .В.Н.Татищев. Развитие системы образования: гимназии, Шляхетский корпус, Московский университет .Социальный состав учащихся и студентов, программы обучения. Научные географические экспедиции, их участники и открытия. Новые черты в творчестве писателей и поэтов 18 века, личности литераторов, светский характер их произведений, новые жанры и темы сочинений; становление русской классической поэзии. Театр, опера, балет в российской культуре 18 века .Архитектурный стиль 18 века в контексте исторической эпохи. Б.Ф.Растрелли и его шедевры. Российская академия художеств .М.В. Ломоносов как учёный энциклопедист , его научная и общественная деятельность. Общее и особенное в эпохе Просвещения в России.

РАЗДЕЛ V РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1762-1801 г.г. (9 ч )

Тема 28. Император Петр III и переворот 1762 г.( 1 ч )

Личность внука Петра 1 и Карла 12, условия его воспитания и подготовки к наследованию российского престола. Внутренняя и внешняя политика Петра III в свете российских реформ первой половины 18 века. Причины неприятия личности императора и поддержки Екатерины разными слоями российского общества. Дворцовый переворот 27 июня 1762 г. И его последствия.

Тема 29. Екатерина II : личность и эпоха (1 ч )

Мировоззрение, круг интересов и увлечений императрицы Екатерины II. Дружба с Вольтером и Дидро. Сподвижники. Предпосылки новой исторической эпохи – «золотого века Российской империи». Внутренняя политика в первые годы её правления. Идеи просвещённого абсолютизма в Наказе императрицы депутатам Уложенной комиссии.

Тема 30. Внешняя политика при Екатерине II ( 1 ч )

Международное положение Российской империи в середине 18 века и актуальные направления её внешней политики.Русско-турецкие войны 1768- 1774 г.г. и 1787-1791 г.г.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России: П.А.Румянцев, А.Г.Орлов, Г.А.Спиридов, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков и др., территориальные приобретения России по условиям Кючук- Кайнарджийского и Ясского мирного договоров. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Освоение Россией Новороссии и роль в этом процессе Г.А.Потёмкина. Георгиевский трактат. Память о победах России в русско-турецких войнах в монументах и Днях воинской славы России .Участие России в разделах Речи Посполитой : принципы раздела территорий между Австрией, Пруссией и Россией в 1772, 1793, 1795. Русская Америка.Отношенмя России с США во второй половине18 века .Международное положение России к концу царствования Екатерины.

Тема 31. Восстание Е .Пугачёва (1773-1774) (1 ч )

Причины новой волны народных движений во второй половины 18 века .Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II.Личность Е. Пугачёва и «Манифест» от имени Петра III: требования и обещания , программа действий, социальная база участников; характер восстания. Ход восстания в 1773-1774 г.г., основные места сражений , вооружение и тактика пугачёвцев, меры правительства по борьбе с Пугачёвым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Восстание Е.Пугачёва в народной памяти, исторических песнях, художественных произведениях.Его влияние на политику Екатерины II и значение в истории России.

Тема 32. Внутренняя политика Екатерины II (2 ч )

Предпосылки социально- экономических и политических преобразований во второй половине 18 века. Преемственность и отличия реформаторской деятельности Екатерины II от своих предшественников : губернская реформа, судебная реформа, Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству ( 1785), реформы в экономике , политика протекционизма. Экономическая жизнь Российской империи во второй половине 18 века и её противоречия. Экстенсивный путь развития сельского хозяйства и усиление крепостничества. Формирование новых групп внутри крестьянского сословия-капиталистые крестьяне. Государственные меры, способствующие развитию промышленности и торговли. экономическая карта России при Екатерине II. Отношение Екатерины и общества к Великой Французской революции, литературной деятельности Н.И.Новикова, А.Н.Радищева.

Тема 33. Правление Павла 1( 1 ч )

Детские годы, воспитание и положение Павла при дворе Елизаветы Петровны и Екатерины II;личность будущего императора и отзывы о нём его современников Внутренняя политика Павла 1: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине и др., их содержание, связи с предшествующими реформами и последствия для исторического развития России на рубеже 18-19 века .Внешняя политика Павла 1: её цели и направления . Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798-1799 г.г.Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова .Победы русского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова .Предпосылки недовольства политикой Павла 1 в верхах российского общества и дворцовый переворот 1801 г.

Тема 34.Культура России во второй половине XVIII века ( 2 ч )

Предпосылки и условия развития культуры в царствование Екатерины II и Павла 1.Новые виды учебных заведений во второй половине 18 века.Роль и.И.Бецкого в становлении системы учебно-воспитательных учреждений, её сословный характер. Выдающиеся учёные второй половины 18 века , их научные поиски и открытия, общественная деятельность. Условия для развития технической мысли и изобретений в России во второй половине 18 века. Жизнь И.И.Ползунова, И.П.Кулибина, судьба их изобретений в контексте российской истории 18 века.Общее и особенное в развитии системы образования , науки и техники в России и странах Западной Европы в век Просвещения.

Литература второй половины 18 века: черты классицизма и сентиментализма в творчестве российских писателей и поэтов Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, Я.Б.Княжнина, Н.М.Карамзина и др. Особенности тематики и жанров российской литературы второй половины 18 века.Российская академия словесности и первый толковый словарь русского языка.Музыка и театр. Во второй половине 18 века. Крепостные театры.

Классицизм в архитектурных творениях В.И.Баженова, М.Ф.Казакова, других зодчих. Дворянская усадьба, своеобразие архитектуры дворянских и уездных городов Российской империи во второй пололвине 18 века. Скульпторы Ф.И.Шубин, М.И .Козловский, Э.М.Фальконе. Символика и художественные достоинства их произведений. Классицизм в живописи А.П.Лосенко .Основатели русской школы пейзажа – С.Ф.Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство И.П.Аргунова, а.п.антропова, Ф.С.Рокотова, Д.Г.левицкого, В.Л.Боровиковского .Основание Эрмитажа в контексте общественной и культурной жизни России второй половины 18 века. Вклад мастеров культуры второй половины 18 века в российское и мировое историко-культурное наследие. Общее и особенное в культурной жизни России и Западной Европы в век Просвещения.

Заключение ( 1 ч )





Содержание программы «История Нового времени» Конец ХVVIIIвв. (28 ч )



Введение (1ч)

Что такое Новое время? Предпосылки появления понятия «Новое время». Хронологические рамки истории Нового времени, его временная протяженность и периодизация. Новое время как часть всеобщей истории, связь этого периода с Историей Древнего мира и Средневековья. Переходный характер Раннего Нового времени. Тенденции исторического развития стран Европы в XV – первой половине XVII вв. Европейский характер свершавшихся географических открытий, экономических и политических преобразований, культурных достижений и их влияние на страны и народы других частей света. Место Нового времени во всеобщей истории человечества, его связь с современностью. Виды источников по истории Нового времени. Историки Нового времени и современности об эпохе Нового времени.



Европа в конце 15- первой половине 17 века.(14 ч)

Тема 1 Великие географические открытия (2ч)

Представления средневекового общества о мире и ойкумене. Предпосылки географических открытий в конце XV – первой половине XVII вв.: экономические, политические, технические, социальные и культурно-психологические. Великие мореплаватели и их открытия: Х.Колумб, Васко да Гама, Ф.Магеллан и др., общее и особенное в их личностях и судьбах, экспедициях и результатах; историческое значение и последствия сделанных ими открытий для стран Европы и для «открытых» ими народов Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Первый раздел мира (договоры 1494 и 1529 гг.) как политический итог Великих географических открытий. От «мира совсем неизвестного» к Новому Свету: условия открытия и освоения европейцами американских континентов в эпоху Великих географических открытий. Конкиста Центральной и Южной Америки. Причины победы испанцев и португальцев над индейскими государствами. Кортес, Писарро и др.: личности конкистадоров. Испанские и португальские колонии в Новом Свете. Сходства и особенности образования европейских колоний в Северной Америке. Развитие пиратства и каперства в Атлантическом океане вследствие «открытия Америки». Роль Великих географических открытий в изменении картины мира в сознании европейцев, в общеевропейской самоидентификации, в складывании мировой экономики, в динамике торговых коммуникаций, в «революции цен», в колониальном разделе мира, в формировании культуры Латинской Америки и т.п. «Обратная сторона» Великих географических открытий для коренного населения Америки, Юго-Восточной Азии и Африки; гибель доколумбовых цивилизаций. *** Эпоха Великих географических открытий на карте мира и в памятниках ее сподвижникам.

Тема 2 Технический прогресс, предпринимательство, капитализм (2 ч )

Рост численности населения Европы в Раннее Новое время, новые тенденции и старые проблемы в социально- демографической палитре Старого Света. Человек и окружающая среда: природный и социокультурный ландшафт Европы в XVI XVII вв., облик городов и сел Раннего Нового времени. Жилища крестьян и горожан, их интерьеры и функциональные возможности. Проблема уюта и комфорта европейского дома, города и села в Раннее Новое время. Особенности питания, сервировки стола и досуга представителей разных слоев европейского общества. Влияние на трапезу европейцев Великих географических открытий. Европейская мода в контексте явлений и процессов Раннего Нового времени. История повседневности как направление в развитии современной исторической науки.] 1.Развитие техники. Универсальные показатели технического прогресса: источники энергии и типы двигателей, - характер их обновления в Раннее Новое время. Основные сферы производства, вовлеченные в технический прогресс в конце XV – первой половине XVII вв. Технические усовершенствования в горном деле, металлургии, оружейном производстве и кораблестроении. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, связь с Великими географическими открытиями и их социально-экономические последствия. «Эпоха чугуна и стали». Цеховая организация производства как тормоз технического прогресса. 2. Рождение капитализма. Условия и предпосылки для развития капиталистических отношений в Европе в Раннее Новое время. Условия формирования рынка свободных рабочих рук в городах и сельской местности. Слои городского и сельского населения, превращавшиеся в наемных работников. Условия формирования капиталов и развития предпринимательства в городах и сельской местности. Слои городского и сельского населения, рекрутировавшиеся в раннюю буржуазию. Новый тип раннекапиталистических предприятий – мануфактура, ее сходства и отличия от средневековой ремесленной мастерской. Виды мануфактур: централизованная и рассеянная. ***Пережитки Средневековья как препятствия для развития капитализма, предпринимательства и технического прогресса в Раннее Новое время.

Тема 3 Европейское возрождение (2 ч)

Предпосылки возникновения новой культуры в Италии на рубеже XIV – XV вв. Сущность культуры Возрождения и подражание античным канонам в искусстве и образе жизни. Гуманистические черты мировоззрения, жизни и творчества деятелей эпохи Возрождения: Данте, Петрарка и др. Расцвет меценатства в городах-республиках Италии. [Особенности эпохи Возрождения в Западной Европе. Эразм Роттердамский – «гражданин мира». Томас Мор и его «Утопия».] 2. Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения. Конец XV – первая треть XVI вв. и особенности эпохи Высокого Возрождения. Личности и творчество мастеров Италии (Леонаро да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др.), Северного Возрождения (А.Дюрер, Г.Гольбейн, И.Босх, П.Брейгель Старший и др.). Новые черты в искусстве Высокого Возрождения как переходного к культуре Нового времени. *** Историческое место и значение эпохи Возрождения в европейской и мировой культуре.

Тема 4 Реформация и Контрреформация в Европе(2ч)

Политические, экономические и идейные предпосылки движения за обновление католической церкви в Германии в начале XVI в. Начало Реформации. Личность Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.), «95 тезисов против индульгенций» (1517 г.), идеи «оправдания верой», «дешевой Церкви» и др. Поддержка идей и действий Лютера в широких слоях германского общества. Крестьянская война (1524 – 1525 гг.). Томас Мюнцер (1490 – 1525 гг.) и программа «12 статей». Причины поражения крестьянской войны и ее последствия. Имперская реформа и причины ее поражения. Политические и социально-экономические перспективы развития Германии в результате поражения общественных движений и прогрессивных политических реформ. 2. Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе XVI столетия. Протестантизм и его основные направления: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. Основы лютеранской церкви и ареал ее распространения в Европе в XVI в. Условия религиозного мира (1555 г.) между императором Карлом V и князьями, последствия этого соглашения для централизации страны. [Основы кальвинизма. Личность Жана Кальвина. Устройство кальвинистской церкви, ее социальная опора. Ареал распространения кальвинизма в Европе.] Контрреформация и меры борьбы католической церкви с распространением в мире идей протестантизма. [Иезуиты. Личность и деятельность Игнатия Лойолы.] ***Религиозная палитра Европы в XVI в. и ее влияние на духовную политическую и культурную жизнь европейского общества.

Тема 5 Государства Западной Европы в 16-второй половине 17 века (5ч)

Абсолютизм и его основные признаки в странах Западной Европы в XVI – первой половине XVII в. [Образ монарха в европейском обществе в эпоху абсолютизма. Особенности парадного портрета европейских правителей. Церемониал, дворцы и развлечения монархов.] 1. Империя Габсбургов в период подъема и заката (XVI – первая половина XVII вв.). Геополитическое положение империи Габсбургов при Карле I (1516 – 1555 гг.) Личность императора и короля Испании. Место и положение Испании в «короне Габсбургов», методы управления ею в первой половине XVI века. Социально- экономические, политические и религиозные противоречия в испанском обществе. Складывание абсолютной монархии при Карле I и ее особенности. Испания при Филиппе II (1555 – 1598 гг.), причины экономического упадка и обострения социальных и политических противоречий в стране во второй половине XVI века. Внешняя политика Испании в отношении Англии и Нидерландов. [Разгром Великой армады.] 2. Национально-освободительное движение в Нидерландах. Социально- экономическое и политическое положение Нидерландов в составе империи Габсбургов; зависимость от Испании в контексте становления раннекапиталистических отношений и распространения идей протестантизма. Причины начала национально-освободительного движения в середине XVI века и его этапы (1566 – 1609 гг.). Развитие партизанского движения (морские и лесные гёзы), его социальная база. Вильгельм Оранский как лидер дворянской оппозиции и освободительной борьбы. Северные и южные провинции Нидерландов в борьбе против испанского владычества. Образование Республики Соединенных провинций (1609 г.). Экономический и культурный подъем Голландии, основание колоний, участие в Великих географических открытиях (Абель Тасман, 1642 – 1644 г.) и в борьбе за раздел мира на сферы влияния в первой половине XVII века. 3. Англия при Тюдорах (1485 – 1603 гг.). Геополитическое и социально-экономическое положение Англии в конце XV века. Условия для становления раннекапиталистических отношений в сельском хозяйстве, легкой промышленности и торговле. Огораживание и его социально-экономические последствия. Формирование новых социальных общностей: новое дворянство (джентри), пауперы, батраки. Укрепление государства и королевской власти при первых Тюдорах. Реформация «сверху» и утверждение в стране англиканства (1534 г.). [Основы англиканской церкви, ее место среди других течений протестантизма.] Контрреформация в годы правления Марии Тюдор (1553 – 1558 гг.). «Золотой век» Елизаветы I (1558 – 1603 гг.). Экономическая и религиозная политика королевы, «обрученной с нацией». Превращение Англии во «владычицу морей» в результате победы над Испанией [Разгром Великой армады (1588 г.)], каперства и участия в борьбе за раздел мира. [Кругосветный рейд Ф.Дрейка (1577 – 1580 гг.), его политическое значение.] Особенности становления абсолютизма в Англии. [Роль парламента в политической жизни страны и принципы его взаимодействия с королевской властью. Политические свободы, рожденные в недрах английского парламента в XVI веке.] Причины заката «золотого века» Елизаветы I на рубеже XVI – XVII вв.: религиозные и экономические разногласия между королевой и ее подданными. [Пуританизм как движение за радикализацию англиканской церкви. Франция на пути к абсолютизму. Геополитическое и социально-экономическое положение Франции в конце XV века. Политическая централизация государства при «сильных королях» в конце XV – первой половине XVI вв. Черты «раннего абсолютизма», влияние идей Возрождения и Реформации на внутреннюю и внешнюю политику страны. Франция на религиозной карте Европы XVI в. Причины религиозных войн (1562 – 1598 гг.). Расстановка политических сил и основные перипетии войны между католиками и гугенотами. [Варфоломеевская ночь (1572 г.), ее отражение в литературе и кинематографе.] Личность Генриха Бурбона (Генриха IV: 1589 – 1610 гг.) в контексте религиозных войн и важнейших задач развития Франции. Нантский эдикт (1598 г.) и его политическое значение для Французского государства и, в целом, Европы Нового времени. Франция при кардинале Ришелье (1624 – 1642 гг.). Личность кардинала, основные цели его внутренней и внешней политики, способы их достижения. Переход к классическому абсолютизму и возвышение Франции на международной арене в середине XVII века. 5. Международные отношения в XVI – XVII веках: на пути к современной Европе. Черты Средневековья и Раннего Нового времени в международных отношениях XVI – XVII вв., цели и направления внешней политики централизованных национальных государств и многонациональных империй, образованных по династическому принципу. Религиозные противоречия как фактор международной политики в Раннее Новое время. Угроза турецкого завоевания Европы и политика европейских государств по отношению к Османской империи. Система европейского баланса и причины ее непрочности в Раннее Новое время. [Рождение европейской дипломатии и основ международного права.] Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.), ее причины, состав Католической лиги и Евангелической унии. Территориальный раздел Европы по условиям Вестфальского мира. Новая карта Европы и исторические уроки Тридцатилетней войны. ***Люди, события, идеи Раннего Нового времени. Религиозный фактор в истории Западной Европы конца XV – первой половины XVII века.

Тема 6 Век разума и мистицизма: европейская культура в конце 16-первой половине 17 века. (1 ч )

Абсолютная монархия: особенности осуществления политиче­ской власти и церемониал. Испанский абсолютизм: создание им­перии и защита католицизма. Экономический упадок Испании. Англо-испанские противоречия. Англия — центр мировой торгов­ли. Аграрный переворот в Англии. Королевская Реформация. «Золотой век» английской монархии — правление Елизаветы I. Английский парламентаризм. Становление французской абсолют­ной монархии. Религиозные войны. Франция при Ришелье. Рас­цвет французского абсолютизма при Людовике XIV: особенности внутренней и внешней политики. Французский классицизм.

«Индекс запрещенных книг», суды инквизиции и т.д. Литература и искусство XVI – первой половины XVII века. Особенности творчества писателей и поэтов позднего Возрождения. Мигель Сервантес и рыцарь Печального Образа. У.Шекспир и «вечные образы» его произведений. Искусство барокко в архитектуре и живописи на рубеже двух периодов Нового времени. ***Наука и ученые, писатели и художники в контексте исторического развития Западной Европы в XVI – первой половине XVII вв.



Часть II Страны Европы и Северной Америки в 17-18 веках (10ч)

Тема 1 Взлёты и падения монархий.(2ч)

Французская монархия в зените: Людовик XIV – король-солнце. Личность короля Людовика XIV (1643 – 1715) и основные принципы его внутренней и внешней политики. «Новый образ» французской монархии во второй половине XVII – начале XVIII вв. Протекционистская политика Франции, ее особенности и успехи в мировой торговле. Религиозная политика Людовика XIV: отмена Нантского эдикта (1685 г.) и его социально-экономические и морально-психологические последствия. Франция в борьбе за испанскую корону и система европейских балансов на ее пути к мировому господству. Французский классицизм в светской архитектуре и живописи XVII – XVIII вв. Расцвет драматургии и театрального искусства. Влияние классицизма на культуру других стран Европы. 2. Английская революция 1640 – 1660 годов. Становление парламентской монархии в Англии. Социально-экономические, политические и религиозные противоречия между английской короной и обществом в конце XVI – первой половине XVII вв. Пресвитериане и индепенденты как течения в пуританском движении и главные участники революции. [Обострение на религиозной почве конфликта между королями из династии Стюартов и парламентом в 1603-1640 гг.] «Долгий парламент» (1640 – 1653 гг.) и начало революции. Основные этапы, их цели и результаты, траектория развития английской революции. Первая (1642 – 1646 гг.) гражданская война. Социальная опора роялистов и сторонников парламента. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы пресвитериан в «Долгом парламенте», их социальная и политическая направленность. «Чистка парламента» (1647 г.) индепендентами. Уравнители и их программа обновления Англии. Вторая гражданская война (1648 – 1649 гг.) и казнь короля. Провозглашение Англии республикой. [Внутренняя и внешняя политика в период протектората Кромвеля (1650 – 1658 гг.).] Реставрация монархии и «Славная революция» (1688 г.). «Билль о правах» (1689 г.). Формирование конституционной монархии и двухпартийной системы: виги и тори. Итоги Английской революции и ее историческое значение. *** Англия и Франция: два пути развития монархий во второй половине XVII века.

Тема 2 Эпоха просвещения (2ч)

Идеи и люди эпохи Просвещения. Основные характеристики идейного течения XVIII века и влияние на него революции в естествознании и рационализма. Идея прогрессивного развития общества и критерии прогресса. Атеизм и материализм в философских учениях Просветителей XVIII. Особенности философии Просвещения в Англии и Франции: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо о происхождении государства, его исторической роли, отношениях с обществом, идеальной форме правления или государственного устройства и др. Влияние мыслителей и энциклопедистов на своих современников и потомков. Просвещенный абсолютизм как историко- политическое явление XVIII века и его представители.[Реформы Иосифа II.] [Фридрих II: «философ на троне».] Общее и особенное во внутренней и внешней политике «просвещенных» монархов Европы. 2. Общество и культура эпохи Просвещения. Социальная основа распространения идей Просвещения и влияния просветителей. Новые формы общественного и культурного досуга западноевропейцев в XVIII веке: салоны, общества, кружки и т.п. Развитие периодической печати и формирование общественного мнения. [Масоны.] Особенности литературы эпохи Просвещения: романы и другие популярные жанры произведений; их связь с ценностями и идеями эпохи Просвещения. Выдающиеся писатели и произведения века Просвещения (Д.Дефо, Дж.Свифт, И.В.Гёте и др.). Рококо и неоклассицизм в живописи и музыке XVIII в. Выдающиеся мастера и произведения эпохи Просвещения. [Воспитание и образование в век Просвещения.][Новое в повседневной жизни Западной Европы.] *** Идеи, люди, общество и культура эпохи Просвещения.

Тема 3 Конец « старого порядка» .Европа на заре Новой эры.(6ч)

«Старый порядок» и симптомы его кризиса в XVIII веке. Борьба за передел Европы и мира. Войны и мир. Историческое значение Вестфальского мира для международных отношений во второй половине XVII века. Складывание новой ситуации на политической карте Европы. Старые и новые формы вооруженных конфликтов между европейскими странами и политическими блоками в первой половине XVIII века: Северная война (1700 – 1721 гг.) и войны за испанское (1701 – 1714 гг.) и [австрийское наследство (1740 – 1748 гг.)]. Перерастание вооруженных конфликтов в общеевропейские войны. Семилетняя война (1756 – 1763 гг.) и раздел Польши (1772, 1793, 1795 гг.) в аспекте формирования «новой карты Европы». Конец Вестфальской системы международных отношений и тенденции их развития на рубеже XVIII – XIX веков. 2. Промышленный переворот в Англии. Переход от аграрного (доиндустриального) общества к индустриальному в результате промышленной революции. Предпосылки начала промышленного переворота в Англии: аграрный переворот и его социально- экономические последствия. Технические изобретения XVIII века и их роль в развитии ткацкого и других видов производства. Паровая машина и ее преимущества перед другими видами двигателей Средневековья. Переход от мануфактуры к фабрике. Начало технической модернизации и сближения науки с производством. Социальные последствия промышленного переворота. Положение промышленной буржуазии и наемных рабочих в условиях индустриального общества. Движение луддитов. Европа – «мастерская мира». 3 – 4. Война за независимость (1775- 1783 гг.) и образование США. Особенности европейской колонизации западных берегов Северной Америки в XVI – XVII вв. и условия их жизни. Причины эмиграции из стран Западной Европы в Раннее Новое время, этнический, социальный, религиозный и др. состав эмигрантов. Морально- психологический портрет типичного европейца-мигранта и предпосылки для складывания новой американской общности. Положение английских колоний на берегах Америки в середине XVIII в.; три вида колоний в зависимости от состава их населения и типа экономики. Структура Раннего американского общества и система управления колониями. Нарастание противоречий между метрополией и колониями во второй половине XVIII века. Дисбаланс товарооборота между Англией и колониями. Налоговая политика и протекционизм английской короны и парламента в отношении колоний. Консолидация американцев в борьбе против закона о «гербовом сборе» (1767 г.) и других несправедливых к ним решений метрополии. [«Бостонское чаепитие» (1773 г.)] Причины и начало войны за независимость (1775 – 1783 гг.), основные этапы и события. Реакция европейских стран на события в Америке (Франция, Пруссия, Россия и др.). Причины победы молодого Американского государства. Принятие «Декларации независимости» (1776 г.). Влияние идей Просвещения на мировоззрение лидеров борьбы за независимость и «отцов-основателей» (Дж.Вашингтон, Б.Франклин, С.Адамс, Т.Джефферсон и др.). Конфедеративный (1775 г.) и федеративный проекты (1787 г.) государственного устройства США. Конституция США и структура высших органов власти. «Билль о правах» (1791 г.). Историческое значение войны за независимость и образования США в контексте борьбы со «старым порядком» и утверждения демократических свобод. Война за независимость и «места памяти» в современных США. Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.). Предпосылки и причины буржуазной революции во Франции в конце XVIII в. Положение сословий в абсолютистской Франции и вызревание социально-экономических и политических противоречий в обществе. Требования третьего сословия и историческое значение заседания Генеральных Штатов 5 мая 1789 г. Начало революции (14 июля 1789 г.). «Декларация прав человека и гражданина» как воплощение просветительских идей английских и французских мыслителей. Реформы Учредительного собрания 1789 – 1791 гг. и превращение Франции из феодального в буржуазно- демократическое государство. Франция как конституционная монархия: государственное устройство, органы управления, влиятельные и политические силы (Лафайет, Мирабо и др.). Раскол французского общества в полемике о судьбах монархии и перспективах революции. Жирондисты: их социальная опора, политическая программа и лидеры. Начало революционной войны против антифранцузской коалиции иностранных государств и роялистов. Провозглашение Франции республикой (1792 г.) и казнь короля. Внутриполитическое и экономическое положение Франции в 1793 – 1794 гг., условия прихода к власти якобинцев. М.Робеспьер, Ж.П.Марат и др. Конституция 1793 г. Революционный террор и диктатура якобинцев, их последствия. [Политика якобинцев в области идеологии и культуры.] Переворот 9 термидора 1794 г., конец якобинской диктатуры и революции. Историческое значение Великой Французской революции и ее результаты в контексте борьбы со «старым порядком» Великая Французская революция и «места памяти» в современном мире. *** Итоги стран Западной Европы и США в борьбе со «старым порядком» к концу XVIII века. Люди, события, идеи Нового времени. Идеологический и рационалистический факторы в истории Западной Европы и США второй половины XVII – XVIII веков.

Тема 4 Восток и Запад: две стороны единого мира.(2ч)

Запад и Восток в эпоху Нового времени: предпосылки географического сближения и экономической экспансии европейцев, причины культурной изоляции и политических конфликтов. 1. Османская империя и Персия на международной арене XVI – XVIII вв. Геополитическое положение Османской империи и расширение ее территорий в XVI – XVIII вв. Факторы возвышения империи турок-османов. Результаты присутствия турок-османов в Европе («европеизация» повседневной жизни, влияние Запада на культуру и военное дело). Начало становления национального самосознания. Влияние турецкой культуры на европейское общество. Геополитическое положение Персии в связи с эпохой Великих географических открытий и международными отношениями в Передней и Средней Азии. Планы Надир- шаха по объединению стран и народов Средней Азии, Ирака и Афганистана под своей властью (середина XVIII в). Политические и религиозные препятствия, помешавшие осуществлению этого плана. 2. Индия на международной арене XVI – XVIII вв. Геополитическое положение Индии в эпоху Великих географических открытий. Образование державы Великих Моголов и религиозная политика ее правителей. Религиозная реформа падишаха Акбара (1556 – 1605 гг.), ее историко- культурное значение. Расцвет индийской культуры в эпоху Нового времени на «перекрестке религий и культур». Тадж- Махал и другие шедевры индийского искусства. Закат Могольской державы Индия как объект европейской экспансии и причины победы Англии в борьбе за «сердце Азии». Экономическое и социально- политическое положение Индии под властью Англии. 3. «Запретные» страны: Китай и Япония в XVI – XVIII веках. Геополитическое положение Китая в эпоху династии Мин (1368 – 1644 гг.). Черты традиционализма и новые явления в политической, социальной и культурной жизни Китая. Внутреннее и внешнее развитие Китая в эпоху маньчжурской династии Цин (1644 – 1911 гг.). Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Китае в Новое время. Предпосылки для закрытия страны от европейского влияния в середине XVIII века и его последствия. Культура Китая в XV – XVIII вв. [«Запретный город»]. Геополитическое положение Японии в эпоху сёгуната Токугава (1615 – 1868 гг.). Политика централизации и формирование мелкой буржуазии. Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Японии в XVI – XVIII вв. Самоизоляция страны (XVII в.) и ее последствия. Культура Японии в XVI – XVIII вв. *** «Запад есть Запад, Восток есть Восток.Могут ли они быть вместе7

Заключение (1ч)

Мир на заре новой эры. Изменения на политической карте мира и в представлениях людей Нового времени об ойкумене к концу XVIII века. Вклад двух периодов Нового времени в духовную, политическую, социально-экономическую и культурную жизнь народов и государств Европы, Нового Света, Азии и Африки. Памятники истории и культуры Нового времени на карте мира в родном городе и крае. Тайны и перспективы изучения всемирной истории XVI – XVIII вв.

































Тематическое планирование



п/п

Раздел, тема.

Кол-во часов


Курс «История России» ХVII-ХVIII веках

40

1

Введение

1

2

Раздел 1.Смутное время

5

3

Раздел 2.Россия на пороге нового времени

10

4

Раздел 3.Эпоха реформ Петра.1

10

5

Раздел 4.Российская империя в 1725-1762 г.

4

6

Раздел 5.Российская империя в 1762-1801г.

9

7

Заключение

1


Курс «История нового времени»

28

1

Введение

1

2

Европа в конце 15- первой половине 17 века.

14

3

Новое время: кризис «старого порядка».

10

4

Восток и Запад : две стороны единого мира.

2

5

Заключение

1


Итого

68



















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема,раздел

Дата проведения


Курс «История России» (40ч)


1

Введение.


2

В преддверии смуты.


3

Правление Бориса Годунова


4

Правление Василия Шуйского


5

Междуцарствие.


6

Второе ополчение и освобождение Москвы.


7

Правление царя Михаила Фёдоровича.


8

Правление царя Алексея Михайловича.


9

Россия в ХVII веке.


10

Россия в ХVII веке.


11

Внешняя политика России в ХVII веке.


12

Раскол в Русской православной церкви.


13

Народные волнения в 1660-1670 годах.


14

Освоение Сибири и Дальнего Востока в 17 веке


15

Культура и быт России в 17 веке


16

Культура и быт России в 17 веке


17

Наследники Алексея Михайловича.


18

Начало правления Петра I.


19

Северная война


20

Северная война


21

Северная война


22

Государственные преобразования Петра I.


23

Экономический подъём России при Петре 1


24

Народные движения в первой четверти 18 века


25

Преобразования в области культуры и быта


26

Династия Романовых в первой четверти ХVIII века.


27

Наследники Петра I.


28

Правление Анны Иоанновны.


29

Императрица Елизавета Петровна.


30

Культура России в середине ХVIII века.


31

Император Пётр III.и переворот 1762 г.


32

Екатерина II-личность и эпоха.


33

Внешняя политика при Екатерине II.


34

Восстание Емельяна Пугачёва (1773-1774)


35

Внутренняя политика Екатерины II.


36

Внутренняя политика Екатерины II.


37

Правление Павла I.


38

Культура России во второй половине 18 века


39

Культура России во второй половине 18 века


40

Заключение



Курс «История нового времени» (28 ч )


1

Введение .Что такое новое время.


2

Начало Великих географических открытий.


3

Европейцы в Новом свете.


4

Развитие техники.


5

Рождение капитализма.


6

Гуманизм и Возрождение в Италии


7

Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения.


8

Реформация и крестьянская война в Германии.


9

Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе 16 столетия.


10

Империя Габсбургов в период подъёма и заката ( 16-первая половина 17 века0


11

Национально-освободительное движение в Нидерландах.


12

Англия при Тюдорах. (1485-1603 гг.)


13

Франция на пути к абсолютизму.


14

Международные отношения в 15-17 веках: на пути к современной Европе.


15

Начало революции в естествознании . Литература и искусство16-первой половины 17 века.


16

Французская монархия в зените. Людовик 14-король - Солнце.


17

Английская революция 1640-1660 годах .Становление парламентской монархии в Англии.


18

Идея и люди эпохи Просвещения.


19

Общество и культура эпохи Просвещения.


20

Борьба за передел Европы и мира .Войны и мир.


21

Промышленный переворот в Англии.


22

Война за независимость 1775-1783.Образование США.


23

Война за независимость 1775-1783. Образование США.


24

Великая французская революция. (1789-1794г.)


25

Великая французская революция.(1789-1794 г.)


26

Османская империя и Персия на международной арене 16-18 века .Индия на международной арене 16-18 вв.


27

«Запретные страны» :Китай и Япония в ХVI-ХVIIIвеках.


28

Заключение. Мир на заре новой эры.




























века. Дисбаланс товарооборота между Англией и колониями. Налоговая политика и протекционизм английской короны и парламента в отношении колоний. Консолидация американцев в борьбе против закона о «гербовом сборе» (1767 г.) и других несправедливых к ним решений метрополии. [«Бостонское чаепитие» (1773 г.)] Причины и начало войны за независимость (1775 – 1783 гг.), основные этапы и события. Реакция европейских стран на события в Америке (Франция, Пруссия, Россия и др.). Причины победы молодого Американского государства. Принятие «Декларации независимости» (1776 г.). Влияние идей Просвещения на мировоззрение лидеров борьбы за независимость и «отцов-основателей» (Дж.Вашингтон, Б.Франклин, С.Адамс, Т.Джефферсон и др.). Конфедеративный (1775 г.) и федеративный проекты (1787 г.) государственного устройства США. Конституция США и структура высших органов власти. «Билль о правах» (1791 г.). Историческое значение войны за независимость и образования США в контексте борьбы со «старым порядком» и утверждения демократических свобод. Война за независимость и «места памяти» в современных США. Великая Французская революция (1789 – 1794 гг.). Предпосылки и причины буржуазной революции во Франции в конце XVIII в. Положение сословий в абсолютистской Франции и вызревание социально-экономических и политических противоречий в обществе. Требования третьего сословия и историческое значение заседания Генеральных Штатов 5 мая 1789 г. Начало революции (14 июля 1789 г.). «Декларация прав человека и гражданина» как воплощение просветительских идей английских и французских мыслителей. Реформы Учредительного собрания 1789 – 1791 гг. и превращение Франции из феодального в буржуазно- демократическое государство. Франция как конституционная монархия: государственное устройство, органы управления, влиятельные и политические силы (Лафайет, Мирабо и др.). Раскол французского общества в полемике о судьбах монархии и перспективах революции. Жирондисты: их социальная опора, политическая программа и лидеры. Начало революционной войны против антифранцузской коалиции иностранных государств и роялистов. Провозглашение Франции республикой (1792 г.) и казнь короля. Внутриполитическое и экономическое положение Франции в 1793 – 1794 гг., условия прихода к власти якобинцев. М.Робеспьер, Ж.П.Марат и др. Конституция 1793 г. Революционный террор и диктатура якобинцев, их последствия. [Политика якобинцев в области идеологии и культуры.] Переворот 9 термидора 1794 г., конец якобинской диктатуры и революции. Историческое значение Великой Французской революции и ее результаты в контексте борьбы со «старым порядком» Великая Французская революция и «места памяти» в современном мире. *** Итоги стран Западной Европы и США в борьбе со «старым порядком» к концу XVIII века. Люди, события, идеи Нового времени. Идеологический и рационалистический факторы в истории Западной Европы и США второй половины XVII – XVIII веков.

Тема 4 Восток и Запад: две стороны единого мира.(2ч)

Запад и Восток в эпоху Нового времени: предпосылки географического сближения и экономической экспансии европейцев, причины культурной изоляции и политических конфликтов. 1. Османская империя и Персия на международной арене XVI – XVIII вв. Геополитическое положение Османской империи и расширение ее территорий в XVI – XVIII вв. Факторы возвышения империи турок-османов. Результаты присутствия турок-османов в Европе («европеизация» повседневной жизни, влияние Запада на культуру и военное дело). Начало становления национального самосознания. Влияние турецкой культуры на европейское общество. Геополитическое положение Персии в связи с эпохой Великих географических открытий и международными отношениями в Передней и Средней Азии. Планы Надир- шаха по объединению стран и народов Средней Азии, Ирака и Афганистана под своей властью (середина XVIII в). Политические и религиозные препятствия, помешавшие осуществлению этого плана. 2. Индия на международной арене XVI – XVIII вв. Геополитическое положение Индии в эпоху Великих географических открытий. Образование державы Великих Моголов и религиозная политика ее правителей. Религиозная реформа падишаха Акбара (1556 – 1605 гг.), ее историко- культурное значение. Расцвет индийской культуры в эпоху Нового времени на «перекрестке религий и культур». Тадж- Махал и другие шедевры индийского искусства. Закат Могольской державы Индия как объект европейской экспансии и причины победы Англии в борьбе за «сердце Азии». Экономическое и социально- политическое положение Индии под властью Англии. 3. «Запретные» страны: Китай и Япония в XVI – XVIII веках. Геополитическое положение Китая в эпоху династии Мин (1368 – 1644 гг.). Черты традиционализма и новые явления в политической, социальной и культурной жизни Китая. Внутреннее и внешнее развитие Китая в эпоху маньчжурской династии Цин (1644 – 1911 гг.). Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Китае в Новое время. Предпосылки для закрытия страны от европейского влияния в середине XVIII века и его последствия. Культура Китая в XV – XVIII вв. [«Запретный город»]. Геополитическое положение Японии в эпоху сёгуната Токугава (1615 – 1868 гг.). Политика централизации и формирование мелкой буржуазии. Причины, тормозившие развитие капиталистических отношений в Японии в XVI – XVIII вв. Самоизоляция страны (XVII в.) и ее последствия. Культура Японии в XVI – XVIII вв. *** «Запад есть Запад, Восток есть Восток.Могут ли они быть вместе7

Заключение (1ч)

Мир на заре новой эры. Изменения на политической карте мира и в представлениях людей Нового времени об ойкумене к концу XVIII века. Вклад двух периодов Нового времени в духовную, политическую, социально-экономическую и культурную жизнь народов и государств Европы, Нового Света, Азии и Африки. Памятники истории и культуры Нового времени на карте мира в родном городе и крае. Тайны и перспективы изучения всемирной истории XVI – XVIII вв.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!