Рабочая программа
Наименование учебного предмета: история
Класс: 7 класс
Уровень образования: основное общее образование
Учитель:
Срок реализации программы, учебный год:
Количество часов по учебному плану: всего 68 часов, 2 часа в неделю
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
примерной программы основного общего образования по истории (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5), раздел 2, п.2.2.5. История России. Всеобщая история;
авторской программе по предмету - Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы М.: Русское слово, 2016, учебное пособие для общеобразовательных организаций /Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина – Русское слово, 2016.
образовательной программе основного общего образования ОУ;
В классе имеются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (7 вид). В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для них с учетом специальных требований разработаны задания базового уровня по каждому разделу, теме (приложение 1).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
7 КЛАСС
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты:
Ученик научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Ученик может научится
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Европа в конце ХV — начале XVII вв. | 14 |
3 | Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII вв. | 10 |
4 | Страны Востока в XVI—XVIII вв. | 3 |
| Итого – Новая история | 28 часов |
5 | Введение | |
6 | Создание Московского царства | 12 |
7 | Смутное время | 9 |
8 | Россия при первых Романовых | 18 |
| Итого – История России | 40 часов |
| Всего | 68 часов |
Содержание учебного предмета «История»
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7-х классах в общем объеме 68 часов (при 34 неделях учебного года).
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России.
| Всеобщая история | История России |
7 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI -XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце ХV–начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII– ХVIII в. Страны Востока в XVI–XVIII вв. | РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Россия в XVI веке. Смута в России. Россия в XVII веке. Культурное пространство. Региональный компонент. |
Изучение предмета «История», как части предметной области «Общественно-научные предметы», основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.
7 КЛАСС
История Нового времениXVI-XVII вв.(28 ч.)
От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции
Введение (1 ч)
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Раздел 1. Европа в конце ХV — начале XVII в. (13 ч)
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Раздел 2. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. (10 ч)
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.
Раздел 3. Страны Востока в XVI—XVIII вв. (3 ч)
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
История России (40 ч.)
История России XVI—XVII вв.
От великого княжества к царству.
Введение. От великого княжества к царству (1 час)
Раздел I. создание Московского царства (12 часов)
Завершение объединения русских земель. Правление Василия III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани. Государственное управление. Боярская дума. Приказы. Местничество. Административно-территориальное устройство: уезды, станы, волости. Сословная структура общества.Формирование идеологии единого государства. Теория «Москва — Третий Рим».
Иван Грозный — первый русский царь. Елена Глинская во главе государства. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Значение царского титула. Избранная рада и её реформы. Первый Земский собор. Развитие системы приказов. Отмена кормлений. Судебник 1550 г. Организация войска. Складывание сословно-представительной монархии.
Внешняя политика России при Мване Грозном. Борьба с «осколками Орды». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Народы Поволжья в составе Русского государства. Усиление многонационального характера Русского государства. Начало освоения Сибири. Поход Ермака. Ливонская война. Причины и последствия поражения в войне.
Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей
Личность Ивана Грозного и причины учреждения опричнины. Разделение страны. Опричный террор и разорения. Митрополит Филипп (Колычёв). Начало закрепощения крестьян. Отмена опричнины. Царь Фёдор Иоаннович. Борис Годунов. Войны с Крымом, Швецией. Конец династии Рюриковичей.
Русская православная церковь в XVI в.Отношения между Церковью и государством. Митрополиты Макарий и Филипп. Стоглавый собор. Еретики. Установление патриаршества. Патриарх Иов.
Русская культура в XVI в. Письменность и книжность. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Литература, живопись и архитектура. Итальянские архитекторы в Москве. Фёдор Конь. Шатровый стиль. Покровский собор на Красной площади в Москве. Научно-технические знания.
Раздел II. Смутное время (9 часов)
В преддверии смуты. Династический кризис и его последствия. Предпосылки и причины Смутного времени. Воцарение Бориса Годунова и его политика. Гибель царевича Дмитрия. Начало Смуты.
Лжедмитрий I. Феномен русского самозванства. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Поддержка Лжедмитрия I на юге страны. Смерть Годунова. Правление Лжедмитрия I и его гибель.
Правление Василия Шуйского. Личность царя. Крестоцеловальная запись. Восстание Болотникова, его причины, ход, характер, состав участников.
Лжедмитрий II. Движение Лжедмитрия II: причины возникновения, участники, иностранный (польско-литовский) фактор. Тушинский лагерь. Раскол страны. Осада Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Казачество и Смута. Договор между Россией и Швецией. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Осада Смоленска. Захват шведами Новгорода.
Междуцарствие (1610—1613). Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Вступление польско-литовских войск в Москву. Кандидатура королевича Владислава на русский престол. Патриарх Гермоген. Первое ополчение. Прокопий Ляпунов. «Совет всея земли». Причины неудачи Первого ополчения. Лжедмитрий III.
Второе ополчение и освобождение Москвы. Польско-литовские и шведские захватчики. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Роль сословно-представительных органов в формировании ополчения. «Совет всея земли» в Ярославле. Осада и освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание Михаила Романова царём. Начало династии Романовых.
Раздел III. Россия при первых Романовых (18 часов)
Правление Михаила Фёдоровича. Преодоление Смуты и её итоги. Столбовский мир со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Патриарх Филарет. Смоленская война. «Азовское осадное сидение».
Правление Алексея Михайловича. «Тишайший» царь. Б.И. Морозов. Соляной бунт. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление системы крепостного права. Упразднение «белых слобод» в городах. А.Л. Ордин-Нащокин.
Россия в XVII в. Территория и население. Природно-климатические условия и особенности социально-экономического развития России. Государственное управление. Постепенное ослабление сословно-представительных учреждений. Боярская дума. Государев двор. Сословная структура общества. Развитие приказной системы. Воеводское управление на местах. Военная организация. Полки нового (иноземного) строя. Экономика. Элементы хозяйственной специализации. Ярмарки. Внешняя торговля со странами Запада и Востока. Установление отношений с Китаем. Таможенный устав 1653 г. Новоторговый устав 1667 г. Мануфактуры, специфика их организации в российских условиях.
Русская деревня в XVII в.Разорение сельского хозяйства во время Смуты. Элементы специализации в сельском хозяйстве. Положение крестьянства. Крепостное право. Барщина и оброк. Государево тягло. Черносошные и дворцовые крестьяне. Распространение дворянского землевладения. Сближение статуса вотчин и поместий.
Присоединение Украины к России. Украинские и белорусские земли под властью Речи Посполи- той. Брестская уния 1596 г. и её последствия. Реестр. Запорожское казачество. Запорожская Сечь. Гетманы. Богдан Хмельницкий. Освободительное движение на Украине. Зборовский договор. Бе- лоцерковский мир. Переяславская рада 1654 г. Присоединение Украины к России. Война России с Речью Посполитой. Русско-шведская война. Андрусовское перемирие.
Раскол в Русской православной церкви. Положение в Русской церкви в XVII в. Кружок «ревнителей благочестия». Патриарх Никон. Церковная реформа. Противники реформ. Протопоп Аввакум. Дело патриарха Никона. Церковный собор 1666—1667 гг. Преследования старообрядцев. Боярыня Морозова. Соловецкое восстание. Старообрядчество в истории России.
Народные волнения в 1660—1670-е гг. Денежная реформа. Медный бунт. Донские казаки. Домовитые казаки и голытьба. Восстание Степана Разина 1670—1671 гг.
Наследники Алексея Михайловича. Царствование Фёдора Алексеевича (1676—1682). Европеизация двора. Введение подворного налогообложения. Отмена местничества. Война с Крымским ханством и Османской империей. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир. Изюмская засечная черта. Стрелецкий бунт 1682 г. «Спор о вере». Царевна Софья Алексеевна.
Освоение Сибири и дальнего востока в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока. Освоение русскими Сибири. Остроги и зимовища. Управление Сибирью. Сибирский приказ. Землепроходцы. Семён Дежнёв. Федот Попов. Василий Поярков. Ерофей Хабаров. Освоение Приамурья. Нерчинский договор с Китаем.
Культура России в XVII в. Грамотность и просвещение. Московский печатный двор. Азбуковники. Карион Истомин и его букварь. «Грамматика» МелетияСмотрицкого. Школы при монастырях в Москве. Братья Лихуды. Славяно-греко-латинское училище.
Русская литература XVII в. Литературные произведения о Смутном времени. Сатирические произведения. Первые исторические сочинения. Симеон Полоцкий. «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Первая русская газета — «Куранты». Творчество протопопа Аввакума.
Зарождение русского театра. Иоганн Грегори. Первая русская пьеса — «Артаксерксово действо». Искусство XVII в. Архитектура. Приказ каменных дел. Деревянная архитектура (ансамбль в Кижах начала XVIII в. как воплощение традиций древнерусского деревянного зодчества). Теремной дворец в Московском Кремле. Ансамбль митрополичьего двора в Ростове Великом. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Узорочье. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях.
Живопись. Ярославская школа. Симон Ушаков. Парсуны. Декоративно-прикладное искусство.
Жизнь и быт различных сословий. Семейные отношения. Повседневная жизнь. Сословные различия в быту. Влияние на повседневную жизнь церковных предписаний. Жильё и предметы обихода. Одежда.
Направление проектной деятельности обучающихся
Класс | Раздел | Направление проектной деятельности |
7 | Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII вв. | Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Высокое Возрождение: художники и их произведения. |
Создание Московского царства | Русская культура XVI в |
Смутное время. | Второе ополчение |
Россия при первых Романовых | Стили художественной культуры ХVII — ХVIII вв. Церковная реформа. Жизнь и быт различных сословий |
В классе имеются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (7 вид). В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для них с учетом специальных требований разработаны задания базового уровня по каждому разделу
Приложение 1
№п/п | Темы | ч | Задания |
1 | Введение | 1 | Объяснять смысл понятия «Новое время». |
2 | Европа в конце ХV — начале XVII вв. | 14 | Определять понятия. Раскрывать смысл, формулировать содержание понятий. «Великие географические открытия. Абсолютизм. Контрреформация» |
3 | Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII вв. | 10 | Знать главные события английской революции; Ориентироваться по карте в ходе рассказа об основных событиях международных отношений. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. |
4 | Страны Востока в XVI—XVIII вв. | 3 | Называть особенности традиционных об-ществ. Характеризовать империю Великих Моголов. Анализировать политику Акбара. Показывать на карте государства Китая, Индии и Японии в Новое время. |
5 | Введение | | |
6 | Создание Московского царства | 12 | Характеризовать положение основных групп населения Российского государства в XVIв. Объяснять значение понятий и терминов: сословно-представительная монархия, опричнина; Боярская дума, Земский собор, местничество, приказ; бояре, стрельцы; поместье, заповедные лета, урочные лета; патриарх; шатровый стиль. Составлять рассказ о жизни Ивана IV Грозного; |
7 | Смутное время | 9 | Называть хронологические рамки Смутного времени. Составлять рассказ о жизни Бориса Годунова. Объяснять смысл понятий и терминов: Смута, самозванец, Семибоярщина. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия Iи Лжедмитрия II, места действий польских и шведских интервентов, маршруты движения отрядов Первого и Второго ополчения. |
8 | Россия при первых Романовых | 18 | Составлять рассказ о Романовых — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Объяснять значение понятий и терминов: дьяк, подьячий, засечная черта, мануфактура, ясак, крепостное право. Характеризовать Новоторговый и Таможенный уставы, раскрывать их значение. Рассказывать о положении населения украинских земель в составе Речи Посполитой. Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы. (характеристики) патриарха Никона, протопопа Аввакума Называть основные жанры русской литературы XVII в., известные произведения, относящиеся к этим жанрам. |
Календарно-тематическое планирование курса история 7 класса
Всеобщая история. История Нового времени XVI -XVII вв. (28ч.)
7класс |
Раздел | Кол-во часов раздела | Тема урока | Кол-во часов | дата | Предметные результаты обучения |
План 7А | План 7Б | Факт 7А | Факт 7Б | |
| 1 | № 1.Введение. Новое время: понятие и хронологические рамки С 6 - 7 | 1 | | | | | Объяснять смысл понятия «Новое время». Использовать знание хронологии и этапов Нового времени в анализе событий. Характеризовать источники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире |
Европа в конце ХV — начале XVII вв. | 14 | | | | | | | |
| | № 2 -3.Великие географические открытия. П 1, П 2 | 2 | | | | | Формулировать проблему урока. Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем. Определять понятия. Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия. Научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников; объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику; объяснять зависимость экономического развития от формы правления; объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. Давать оценку сущности религиозных конфликтов |
| | № 4 – 5. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. П 3, П 4, П 5 | 2 | | | | |
| | № 6.Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХVI - начале ХVII в. П 6, П 7 | 1 | | | | |
| | № 7 – 8.Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в ХVI - начале ХVII в. П 10, 12, 13, П 17 | 2 | | | | | |
| | № 9 – 10.Распространение реформации в Европе. Контрреформация. П 8 | 2 | | | | | |
| | № 11 – 12.Религиозные войны. П 9 | 2 | | | | |
| | № 13 – 14.Нидерландская революция. Итоги и значение. П 11 | 2 | | | | |
| | № 15. Международные отношения в раннее Новое время. П 14, П 21 | 1 | | | | |
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII вв. | 10 | | | | | | | |
| | № 16-17. Английская революция ХУII в.: причины, участники, этапы. П 18 - 19 | 2 | | | | | Характеризовать причины и предпосылки революции, определять причинно-следственные связи, систематизировать изученный материал. Знать и называть: главные события английской революции; характеризовать позиции участников революции. Объяснять причины военных конфликтов между европейскими государствами; характеризовать ход военных действий. Ориентироваться по карте в ходе рассказа об основных событиях международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Характеризовать предпосылки Просвещения; объяснять основные идеи просветителей и их общественное значение. Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения. |
| | № 18 – 19.Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. «Отцы-основатели».П 23 | 2 | | | | |
| | № 20 – 21.Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. П 15, П 20, П 22 Проектная деятельность. | 2 | | | | |
| | № 22 – 23.Высокое Возрождение: художники и их произведения. П 16 Проектная деятельность. | 2 | | | | |
| | № 24 – 25.Стили художественной культуры ХVII — ХVIII вв. П 16 Проектная деятельность. | 2 | | | | |
Страны Востока в XVI—XVIII вв. | 3 | | | | | | | |
| | № 26.Империя Цин в Китае. П 26 | 1 | | | | | Выделять особенности традиционных обществ. Характеризовать государства Востока и Европы. Характеризовать империю Великих Моголов. Анализировать политику Акбара. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время. Характеризовать отношения европейской и восточной цивилизаций. Сравнивать традиционное общество с европейским. |
| | № 27.Империя Великих Моголов В Индии. П 26 | 1 | | | | |
| | № 28.Правление сёгунов в Японии.П 27 | 1 | | | | |
| | Итого | 28 | | |
История России. Россия в XVI- XVII вв. (40 ч.) |
| 1 | № 29.Введение. От великого княжества к царству | | 7А план | 7Б план | 7А факт | 7Б фа кт | Предметные результаты обучения . |
1 | | | | |
Создание Московского царства | 12 | | | | | | | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Российского государства в начале XVIв |
| | № 30.Завершение объединения русских земель | 1 | | | | | Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Характеризовать положение основных групп населения Российского государства в XVIв. Объяснять значение понятий и терминов: сословно-представительная монархия, опричнина; Боярская дума, Земский собор, местничество, приказ; бояре, стрельцы; поместье, заповедные лета, урочные лета; патриарх; шатровый стиль. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти. Объяснять причины введения опричнины, её сущность и последствия. Использовать историческую карту для характеристики роста территории России, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. Раскрывать последствия Ливонской войны для России. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в XVIв. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.).Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана IVГрозного; представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV.Участвовать в подготовке и обсуждении проектной работы «Иван IV — Грозный царь?» |
| | № 31.Правление Василия III | 1 | | | | |
| | № 32.Сословная структура общества | 1 | | | | |
| | № 33.Формирование идеологии единого государства | 1 | | | | |
| | № 34.Царствование ИванаIV Грозного. | 1 | | | | |
| | № 35.Избранная рада и ее реформы | 1 | | | | |
| | № 36.Судебник 1550г. | 1 | | | | |
| | № 37.Государства Поволжья,Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | | | | |
| | № 38.Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 1 | | | | |
| | № 39.Конец московской династии Рюриковичей. | 1 | | | | |
| | № 40. Русская православная церковь | 1 | | | | | Характеризовать изменения в положении Православной церкви в период становление Российского государства. Рассказывать о митрополите Филиппе и его позиции в отношении опричнины. Объяснять значение учреждения патриаршества |
| | № 41.Русская культура XVI в. Проектная деятельность | 1 | | | | | Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XVIв. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVIв. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.) |
Смутное время. | 9 | | | | | | | |
| | № 42.Накануне Смуты | 1 | | | | | Раскрывать противоречия, существовавшие в русском обществе в преддверии Смуты. Называть хронологические рамки Смутного времени. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Раскрывать причины Смуты начала XVIIв.Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России».Объяснять смысл понятий и терминов: Смута, самозванец, Семибоярщина.Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия Iи Лжедмитрия II, места действий польских и шведских интервентов, маршруты движения отрядов Первого и Второго ополчения. Высказывать суждение о роли Православной церкви, духовных лидеров в событиях Смутного времени. Представлять характеристики участников ключевых событий Смутного времени. Высказывать и обосновывать оценку действий организаторов и участников освободительных ополчений. Характеризовать последствия Смуты для Российского государства.Участвовать в подготовке проектной работы «События Смуты в народной памяти и произведениях искусства» (привлекая дополнительные материалы, в том числе по истории края) |
| | № 43.Самозванцы, самозванство | 1 | | | | |
| | № 44. Правление Лжедмитрия 1 и его гибель | 1 | | | | |
| | № 45.Правление Василия Шуйского | 1 | | | | |
| | № 46.Лжедмитрий 11 | 1 | | | | |
| | № 47.Междуцарствие | 1 | | | | |
| | № 48.Семибоярщина | 1 | | | | |
| | № 49.Первое ополчение | 1 | | | | |
| | № 50.Второе ополчение Проектная деятельность | 1 | | | | |
Россия при первых Романовых | 18 | | | | | | | Характеризовать личность и деятельность первых Романовых — Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического строя России, социальной политики власти (в том числе окончательного закрепощения крестьян) |
| | № 51.Правление Михаила Федоровича | 1 | | | | |
| | № 52.Смоленская война. «Азовское осадное сидение». | 1 | | | | |
| | № 53.Тишайший царь Алексей Михайлович | 1 | | | | |
| | № 54.Юридическое оформление системы крепостного права | 1 | | | | |
| | № 55.Россия в XVII в. | 1 | | | | | Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVIIв. Разъяснять, в чём заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Представлять структуру высших органов государственной власти и управления в России XVIIв. (в виде схемы).Характеризовать экономическое развитие России в XVIIв., используя информацию исторической карты. Объяснять значение понятий и терминов: дьяк, подьячий, засечная черта, мануфактура, ясак, крепостное право. Характеризовать Новоторговый и Таможенный уставы, раскрывать их значение.Составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.», характеризовать положение отдельных сословий.Рассказывать о положении населения украинских земель в составе Речи Посполитой. Систематизировать материал о ключевых событиях освободительной борьбы украинского казачества под руководством Б. Хмельницкого (составление таблицы). Давать оценку значения присоединения Украины к России. Характеризовать причины и итоги русско-польской войны (1654— 1667)Объяснять, в чём заключались результаты внешней политики России в XVIIв. |
| | № 56.Внешняя торговля со странами Запада и Востока | 1 | | | | |
| | № 57.Разорение сельского хозяйства после Смуты | 1 | | | | |
| | № 58.Вхождение Украины в состав России | 1 | | | | |
| | № 59. Раскол в Русской православной церкви | 1 | | | | | Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы. Рассказывать, чем была вызвана и как проводилась церковная реформа в середине XVII в.Раскрывать причины и последствия раскола.Характеризовать позиции сторонников и противников реформы патриарха Никона.Составлять исторические портреты (характеристики) патриарха Никона, протопопа Аввакума |
| | № 60. Церковная реформа Проектная деятельность | 1 | | | | |
| | № 61.Народные волнения в 1660-1670г | 1 | | | | | Раскрывать причины народных движений в России XVIIв. Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.Систематизировать материал о народных движениях в России XVII в. (в форме таблицы) Объяснять причины обострения борьбы за власть после смерти царя Фёдора Алексеевича |
| | № 62.Восстание Степана Разина (1670-1671) | 1 | | | | |
| | № 63.Наследники царя Алексея Михайловича | 1 | | | | |
| | № 64.Стрелецкий бунт 1682 г. Царевна Софья Александровна | 1 | | | | |
| | № 65. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. | 1 | | | | | Объяснять, что способствовало распространению грамотности в России XVIIв.Называть основные жанры русской литературы XVII в., известные произведения, относящиеся к этим жанрам.Составлять описание памятников культуры XVIIв. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVIIв. Готовить сообщения о достижениях и деятелях культуры XVIIв. Участвовать в подготовке проектных работ «Чему и как учились наши предки в XVIIвеке», «Путешествие по русскому городу XVIIв.» |
| | № 66. Искусство XVII в. Архитектура Культура России в XVII в. | 1 | | | | |
| | № 67. Итоговая контрольная работа по истории 7 класса | 1 | | | | |
| | № 68. Жизнь и быт различных сословий | 1 | | | | |
| | Итого | 40 | | | |
| | Итого | 68 | | | |
6