СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории. 9 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для обучающихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 9 класс.»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и авторских программ О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа., А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной для 9 класса и базисного плана.

Основные содержательные линии программы в 9 классе реализуются в рамках двух курсов «Истории России ХХ — начала XXI века» и «Всеобщей Новейшей истории».

В современных условиях объективно возрастает ответственность систем образования за развитие других социальных систем и общества в целом. Социальным смыслом становится развитие личностного потенциала обучаемых, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации. Развитие такой способности обеспечивает возможность адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности.

В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает, прежде всего, развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору, возможности которого существенно расширяются по мере демократизации общества. Когда речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать свой образовательный и жизненный маршрут, способ поведения в конкретных ситуациях и в различных областях деятельности.

Отсюда мы делаем вывод, что задачей допрофессионального исторического образования становится не только изучение фактов, явлений и процессов развития общества, но и формирование знаний учащихся о самих себе, и использование ими социального опыта с целью самостоятельного решения проблем. «Главная цель школьного образования — достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития личности».

Изучение истории в 9 классе направлено на достижение следующей цели:
  • образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся со средним уровнем развития общеучебных навыков, поэтому основными задачами курса являются:

- ознакомление учащихся с фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современности, основными процессами развития человеческого общества;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса всемирной истории XX — начала ХХI века;

- формирование системы ценностных ориентаций и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества;

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Настоящая программа позволяет соотнести процессы развития индустриальной цивилизации в Европе, Америке, Азии, Африки и России. Новейшее время предстает перед учащимися как целостная эпоха. Курс всеобщей истории ХХ — начала ХХI века, предоставляет возможность познакомить учащихся с социальным опытом человечества, знание которого создает условия для развития у подростков способности решать проблемы разумной степени сложности. В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка, поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом.

Особое внимание в курсе уделено следующим содержательным линиям:

- хронологические рамки и периодизация истории новейшего времени, научные открытия, формирование новых геополитических представлений;

- материальная культура и хозяйственная жизнь в различных регионах мира в новейшее время, зарождение индустриальной цивилизации;

- усложнение социальной структуры общества, появление новых социальных слоев и групп (общие и особенные черты социальных процессов в Россия);

- кризис христианской церкви, усиление светских начал в духовной жизни;

- человек эпохи новейшего времени, изменение его представлений о мире и о себе;

- взаимодействие культур Запада и Востока.

Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Содержание школьного курса Всемирной история ХХ — начала ХХI века в 9 классе включает изучение и формирование целостного представления об истории современных цивилизаций (принцип стадиальных цивилизаций), особенностях общественной организации и культуры различных народов (принцип локальных цивилизаций). В результате чего, исчезает эффект «калейдоскопичности», когда информация о новой цивилизации начинает вытеснять полученные раннее знания. Принцип преемственности в изучении курсов обуславливает достаточно высокую степень развития специальных исторических умений.

Структура курса позволяет, выделить основные взаимосвязи исторического процесса, главное содержание исторического развития нашей Родины и зарубежных стран ХХ века. Особое внимание сосредоточено на истории народов России и основных государствах мира. В разделы программы введены национально-региональные материалы, позволяющие более отчетливо представить историю России как полиэтническую и поликонфессиональную, раскрывающую социально-экономическое развитие, особенности культурного процесса различных регионов страны и родного края. Кроме этого программа содержит продуманные формулировки; отбор заявленных в них объемов изучения, проблем, их последовательность выглядят вполне убедительно и с научной, и с педагогической точки зрения.

Особенностями курсов являются деятельностный подход в изучении истории (создание «исторических образцов», макетирование, выполнение практических заданий), постоянное стимулирование интереса к предмету посредствам актуализации личностного опыта учащихся.

Общие принципы отбора и рассмотрения исторического материала:

- соотнесение (синхронизация, сопоставительное рассмотрение) разных пластов (уровней) Новейшей истории — России, зарубежных стран, истории края, государств и истории человека;

- переход от равномерно-описательного построения курсов к разным вариантам сочетания обзорного, обобщающего материала и характеристик конкретных событий, явлений, личностей;

- применение проблемного подхода в построении курсов и характере рассмотрения исторического материала;

- активизация работы учащихся с многообразными историческими источниками, развитие способностей исторического анализа и оценки явлений и событий прошлого и настоящего;

- расширение круга методических знаний, опыта исследовательской деятельности;

- более тесное, междисциплинарное взаимодействие исторических и других курсов — обществоведческих, гуманитарных, естественнонаучных.

Структура курса построена на основе принципов доступности, научности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрен вводный урок, дающий возможность познакомить учащихся с общим курсом всемирной истории, основными целями и задачами его изучения является: данный урок дает учителю определенные возможности для решения воспитательных задач и создает эмоциональный настрой, способствует повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Реализация программы предполагает использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного языка. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Основным направлением преподавания истории является — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и систематизации полученной информации, решении ситуативных задач.






















Основное содержание интегрированного курса Новейшей истории зарубежных стран и России.

(68 ч)


Россия и мир на рубеже XIX – ХХ вв. (12 ч)

Индустриальное общество в начале ХХ века. Политическое развитие в начале ХХ века.

Социально-экономическое развитие России. Общественно-политическое развитие Россия в 1894— 1904 г. Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Первая российская революция. Реформы политической системы. Экономические реформы и политическая жизнь в 1907— 1914 гг.

Духовная жизнь Серебряного века. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

Первая мировая война. 1914 - 1918 гг. Россия в Первой мировой войне.

Россия и мир в 20-30-е гг. (19 ч)

Свержение монархии. Россия весной — летом 1917 г. Октябрьская революция. Формирование советской государственности. Начало Гражданской войны. Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

Версальско-Вашингтонская система. Переход к нэпу. Образование СССР. Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. Страны Европы и США в 20-е гг. Политическое развитие и духовная жизнь СССР в 20-е гг. Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. Мировой экономический кризис 1929— 1933 гг. Пути выхода. США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. Политическая система СССР в 30-е гг. Духовная жизнь в 30-е гг. Восток в первой половине ХХ века. Латинская Америка в первой половине ХХ века. Внешняя политика СССР в 30-е гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. (7 ч)

Вторая мировая война. 1939— 1945 гг. Антигитлеровская коалиция. Начало Великой Отечественной войны. Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.

СССР в 1945 – 1964 гг. Мир в послевоенные десятилетия. (10 ч)

Восстановление экономики. Политическое развитие. Идеология и культура.

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».

Послевоенное экономическое развитие. Внешняя политика СССР с 1945— 1953 гг.

Изменения политической системы. Экономика СССР с 1945— 1953 г.

«Оттепель» в духовной жизни. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в. (4 ч)

Консервация политического режима. Завершение эпохи индустриального общества. Кризисы 70— 80 гг. Становление информационного общества. Гражданское общество. Социальные движения.

Политическое развитие. Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Экономика «развитого социализма». Политика разрядки: надежды и результаты.

Перестройка в СССР. 1985 – 1991 гг. ХХ в.(4 ч)

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. Экономические реформы. Политика гласности: достижения и издержки. Внешняя политика СССР в 1985— 1991 гг.

Мир во второй половине ХХ – начале ХХI в.(12 ч)

Российская экономика и политическая жизнь в 1992 — 1999 гг.

Духовная жизнь России. А. Солженицын: осмысление общественных преобразований.

Строительство обновленной Федерации.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Политическое развитие и экономика России в 2000-2007 гг. Россия на путях к инновационному развитию.

Россия в начале ХХI века.

Соединенные Штаты Америки. Великобритания. Франция. Италия. Германия: раскол и объединение.

Преобразования и революции в странах Восточной Европы. Латинская Америка во второй половине ХХ — начале ХХI века. Страны Азии в Африки в современном мире. Международные отношения во второй половине ХХ — начале ХХI века. Культура второй половины ХХ – начала ХХI века. Глобализация в конце ХХ — в начале ХХI века.















































Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.


В результате изучения курса Новейшей история зарубежных стран и история России ХХ — начала ХХI в. учащиеся 9 классов должны:


Знать/понимать:

- основные этапы и ключевые события современного мира и истории России, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

уметь

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы в отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении

с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.












Учебно-методическое обеспечение.


  1. Всеобщая история «Новейшая история». «Просвещение» - 2008 г. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.

  2. История России. ХХ — начало ХХI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. «Просвещение» - 2008-2012.

  3. О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России. (ХХ - начало ХХI века): 9 класс. – М.: Вако, 2008. – 320 с. В помощь школьному учителю.



Дополнительная литература для учителя


  1. Рабочая тетрадь в 2 ч. по Истории России ХХ начало ХХI века. – 9 класс: / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение 2007.

  2. Рабочая тетрадь в 2 частях к учебнику Всеобщая история. Новейшая история. – 9 класс / – М.: Просвещение - 2009.

  3. Новые тесты по истории для 9 классов. М.Ю. Брандт. Дрофа 2005 г.

  4. История России. ХХ век. Хрестоматия / составители А.А. Данилов, JLГ. Косулина. Просвещение 2004 г.

  5. История России. ХХ век. Хрестоматия / составители А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.

  6. Научно-методический журнал. «Преподавание истории и обществознания в школе» Школьная Пресса. (2005 – 2010 гг.).

  7. Научно-практический журнал. История и обществознание для школьников. Школьная Пресса 2005 – 2010 гг.

  8. Научное наследие Н.Ф. Катанова и современное востоковедение. Материалы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова./ под ред. Н.П. Балахчина. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. – 272 с.

  9. Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: хак. Издат., 1992 – 156 с.

  10. Журнал для любознательных «Юный эрудит».

  11. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории / сост. Л.Н. Алексашкина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.

  12. Игры на уроках истории. 10-11 классы. – 2-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003. – 48 с.

  13. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5-7 класс: Книга для учителя / Под ред. А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128 с.

  14. Школьная энциклопедия «Руссика». Новейшая история. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.- 640 с.,

  15. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.- 544 с.,


Список литературы для обучающихся.


  1. Всеобщая история «Новейшая история». «Просвещение» - 2008 г. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.

  2. История России. ХХ — начало ХХI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. «Просвещение» - 2008 г.

  3. История России. ХХ век. Хрестоматия / составители А.А. Данилов, JLГ. Косулина. Просвещение 2004 г.

  4. Научно-методический журнал. «Преподавание истории и обществознания в школе» Школьная Пресса. (2005 – 2010 гг.).

  5. Научно-практический журнал. История и обществознание для школьников. Школьная Пресса 2005 – 2010 гг.

  6. Научное наследие Н.Ф. Катанова и современное востоковедение. Материалы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Н.Ф. Катанова./ под ред. Н.П. Балахчина. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. – 272 с.

  7. Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: хак. Издат., 1992 – 156 с.

  8. Журнал для любознательных «Юный эрудит».

  9. Школьная энциклопедия «Руссика». Новейшая история. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.- 640 с.,

  10. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.- 544 с.,


Список дидактического материала.


Карты:

  1. Мир в начале ХХ века. Российская империя в начале ХХ века.

  2. Революция 1905 – 1907 гг. в России.

  3. Первая мировая война.

  4. Территориальные изменения в Западной Европе после Первой мировой войны. Становление Советской России 1917 – 1922 гг.

  5. Россия в составе СССР (20-30-е гг.)

  6. Начало Второй мировой войны. Территориальные изменения после Второй мировой войны.

  7. Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

  8. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 гг.

  9. Вторая мировая война. Военные действия в Европе и в северной Африке в 1942 – 1945 гг.

  10. Вторая мировая война. Военные действия на Тихом океане и в Азии в 1941 – 1945 гг.

  11. СССР в 1946 – 1990 гг.

1. 4 диска по истории России. ХХ век. КЛИО СОФТ.

2. Энциклопедия истории России. 862 – 1917 гг. Интерактивный мир.

3. История 9 класс. Нестандартные уроки № 102-К. издательско-торговый дом КОРИФЕЙ.



Возможности участия учащихся в учебно-познавательной деятельности.


Неделя Истории в школе.

Школьная олимпиада по истории.

Районная олимпиада по истории.













Календарно-тематическое планирование. История 9 класс.


Дата проведения

п/п


Наименование раздела и темы урока

Межпредметная связь

план

факт




Россия и мир в начале ХХ века (12 ч)


04.09


1

Индустриальное общество в начале ХХ века.

география

05.09


2

Государство и российское общество на рубеже веков.


06.09


3

Экономическое развитие России.


11.09


4

Политическое развитие в начале ХХ века.


12.09


5

Общественно-политическое развитие Россия.

обществознани

18.09


6

Внешняя политика. Русско-японская война.


19.09


7

Первая российская революция.


25.09


8

Экономические реформы и политическая жизнь.


26.09


9

Духовная жизнь Серебряного века.

Музыка, литература

02.10


10

Первая мировая война. 1914 - 1918 гг.

обществознани

03.10


11

Россия в Первой мировой войне.


09.10


12

Последствия войны: революции и распад империй.





Россия и мир в 20-30-е гг. (19 ч)

обществознани

10.10


13

Свержение монархии.


16.10


14

Капиталистический мир в 20-е гг.


17.10


15

Октябрьская революция.


23.10


16

Формирование советской государственности.


24.10


17

Восток и Латинская Америка в I половине ХХ века.


06.11


18

На фронтах гражданской войны.

обществознани

07.11


19

Экономическая политика красных и белых.


13.11


20

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.


14.11


21

Переход к нэпу.

обществознани

20.11


22

Образование СССР.

обществознани

21.11


23

Международные отношения в 1920-е гг.


27.11


24

Мировой экономический кризис 1929— 1933 гг.

обществознани

28.11


25

Политическое развитие и духовная жизнь в 20-е гг.


04.12


26

США и демократические страны Европы.


05.12


27

Социалистическая индустриализация и коллективизация.

обществознани

11.12


28

Тоталитарные режимы Европы в 30-е гг.

обществознани

12.12


29

Политическая система СССР в 30-е гг.


18.12


30

Духовная жизнь в 30-е гг.

Физика, литература, химия

19.12


31

Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е гг.

география




Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. (7 ч)


25.12


32

Вторая мировая война.


26.12


33

Начало Великой Отечественной войны.

обществознани

15.01


34

Немецкое наступление 1942 г.

обществознани

16.01


35

Советский тыл в Великой Отечественной войне.


22.01


36

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

обществознани

23.01


37

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

обществознани

29.01


38

Завершение Второй мировой войны.

обществознани




СССР в 1945 – 1964 гг. Мир в послевоенные десятилетия (10 ч)


30.01


39

Восстановление экономики.


05.02


40

Политическое развитие.


06.02


41

Идеология и культура.

Музыка, литература, физика

12.02


42

Послевоенное мирное урегулирование.


13.02


43

Послевоенное политическое развитие.


19.02


44

Изменения политической системы.

обществознани

20.02


45

Послевоенное экономическое развитие


26.02


46

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

обществознани

27.02


47

«Оттепель» в духовной жизни.


05.03


48

Политика мирного сосуществования.

география




СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в. (4 ч)


06.03


49

Консервация политического режима.


12.03


50

Становление информационного общества.

информатика

13.03


51

Экономика «развитого социализма» и общественная жизнь.


19.03


52

Политика разрядки: надежды и результаты.





Перестройка в СССР. 1985 – 1991 гг. ХХ в.(4 ч)


20.03


53

Реформа политической системы.

обществознани

02.04


54

Экономические реформы 1985 -1991 гг.


03.04


55

Политика гласности: достижения и результаты.


09.04


56

Внешняя политика СССР в 1985— 1991 гг.

география




Мир во второй половине ХХ – начале ХХI в.(12 ч)


10.04


57

Российская экономика на пути к рынку.


16.04


58

Политическая жизнь в 1992-1999 гг.

обществознани

17.04


59

Германия: раскол и объединение. Преобразования в странах Восточной Европы.


23.04


60

Строительство обновленной Федерации.

обществознани

24.04


61

Духовная жизнь России.

Литерутура, музыка

30.04


62

Геополитическое положение и внешняя политика России.


07.05


63

США, Великобритания.

география

08.05


64

Политическое развитие и экономика России в 2000-2007 гг.

обществознани

14.05


65

Страны Западной Европы.


15.05


66

Страны Азии, Африки и Латинская Америки в современном мире.


21.05


67

Россия на путях к инновационному развитию.


22.05


68

Россия в начале XXI века.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!