СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для 5-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена на основании:

1. Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. No 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014  No1644).

3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении

изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10.№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 06 февраля 2015 г., peг. № 5915

4. Приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный

государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждены

приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897» от 31 декабря 2015  года №1577;                                                         

5. Историко-культурного стандарта разработанного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина  от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334;

6. Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «история 5-9 классы» Журавлевой О.Н., Майкова Л.Н., Андреевской Т.К..

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 5-9 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коммунарская средняя общеобразовательная школа №3»






Приложение к основной образовательной

программе среднего общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Коммунарская средняя общеобразовательная школа N3»,

принятой на заседании педагогического совета

протокол №01от 29.08.2017,

утверждённой приказом от 30.08. 2017 №105-ОД










Рабочая программа

по истории

(ФГОС)

классы 5-9











Использует рабочую программу коллектив ШМО

учителей истории и обществознания.















Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена на основании:

1. Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. No 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 No1644).

3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении

изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10.№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 06 февраля 2015 г., peг. № 5915

4. Приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный

государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждены

приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897» от 31 декабря 2015 года №1577;

5. Историко-культурного стандарта разработанного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334;

6. Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «история 5-9 классы» Журавлевой О.Н., Майкова Л.Н., Андреевской Т.К..


Общая характеристика предмета

Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны.

Школьный предмет «История» относится к общественно-научным дисциплинам. Он состоит двух самостоятельных курсов - «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5-9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времен до начала XXI века. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «История России» - по хронолого-тематическому. Прослеживается единство стержневых линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные возможности учащихся.

Содержание учебного предмета нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения обучающихся. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.

Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включение в учебный материал занимательных фактов, так и путем вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общие учебные умения.

В процессе изучения учебных предметов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, терминологии и понятийном аппарате, в формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Огромное значение придается реализации огромного воспитательного потенциала учебного предмета «История России», позволяющего развивать у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманные свойства личности.


Задачами изучения истории являются:

- определение для учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, формирование у них российской гражданской идентичности;

- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития народов нашей страны и всего человечества с древнейших времен до наших дней;

- приобретение опыта активного освоения российского и мирового культурно-исторического наследия;

- воспитание патриотизма и гражданственности, приверженности к идеям гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей;

- усвоение базовых национальных ценностей на основе изучения российского и мирового исторического опыта;

- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений и их оценки;

- развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных исторических источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий общественной жизни.



Место предмета в учебном плане

История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Всего на ее изучение отводится 374 учебных часов. Из них на 5,6,7,8 классы приходится по 68 часов (2 часа в неделю), а на 9 класс 102 часа (3 часа в неделю)

Учебное время между учебными предметами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом. В 5 классе 14% учебного времени отводится на пропедевтический курс «Введение в историю», 86% часов — на курс «Всеобщая история». В 6, 7, 8 и 9 классах на учебный предмет «Всеобщая история» приходится 30% учебного времени, а на учебный предмет «История России» - 70% часов.















1. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами изучения учебного предмета «История Древнего мира» являются:

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.


Метапредметными результами изучения учебного предмета являются:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );

- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


Предметными результами изучения истории являются:

- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

- понимание вклада древних народов в мировую культуру.






2. Содержание учебного предмета истории

Курс Всеобщая история

5 класс История Древнего мира (68 часов)

Введение. Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн л.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (1 часа)

Тема 2. Древний Египет

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.

Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (1 часа)

Тема Древняя Греция

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока. Обобщение и контроль (1 час)

Древний Рим

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль

Итоговое обобщение и контроль по курсу


6 классс История Средних веков ( 30 часов).


Вводная тема: Происхождение и содержание термина «средние века». Представления об эпохе Средневековья в разные времена. Хронологические рамки и периодизация Средневековья. Источники по истории Средних веков. Что такое Средние века, чем они интересны современным людям?

Средневековый мир в V-Xвв.

Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV-VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад - крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.

Тема 1. Запад христианского мира. V-X века

Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).

Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане.

Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.


Тема 2. Восток христианского мира. V-XI века

Расцвет Византийской империи как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).


Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века

Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья.

Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.


Судьбы средневековых цивилизаций

Тема 4.Особенности католической Европы. XXV века

Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик.

Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096-1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.

Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей

Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними, инквизиции (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.


Тема 5. Страны католической Европы. XIXV века

Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» - 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война (1337-1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д’Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уота Тайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Расцвет Итальянских городов. Реконкиста на Пиренейском полуострове.

Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.


Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций.

Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И. Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).

Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году.


7 класс

Новая история зарубежных стран XVI-XVIII вв.

(не менее 24 часа).

Рождение западной цивилизации (конец XV – начало XVII века)

Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени.

С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаки его разрушения. Раннее и позднее Новое время.

Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, науки и образования и т.д.).

Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XVXVI века

Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519-1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка).

Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.

Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.

Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517 г. - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.

Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.

Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени.


Тема 2. Страны западной цивилизации. Конец XVI - начало XVII века.

Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.

Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.

Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании).

Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества.

Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618-1648): причины и значение.

Обобщение и контроль по модулю 1. (2 часа).

Новые времена Востока и Запада (XVI-XVIII века)

Тема 3. Запад в эпоху Просвещения. XVIII век.

Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права, общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие), Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль классицизм в архитектуре и искусстве.

Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.

Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало промышленного переворота (паровая машина Уатта – 1784 г, прялка Дженни – 1765 г., как показатели технического прогресса, замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической активности.

Война за независимость (1775-1783) и образование США: причины, основные события и лидеры (1776 г., Дж. Вашингтон), последствия – установление республики (Конституция США).

Великая французская революция: причины и начало (1789 г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии (1792 г.), якобинская диктатура (1793-1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту. Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и мировое значение революционных преобразований.


Тема 4. Новые времена за пределами Европы. XVII-XVIII века.

Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока, знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от европейцев Китая и Японии.

Обобщение и контроль по модулю


8 класс

Новая история зарубежных стран XIX – начало XX вв.

(не менее 26 часов).

Введение. Европейские государства в XIX – начале XX века.

Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация - переход от аграрного к индустриальному обществу. Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе.


Тема 1. Европейские страны в первой половине XIX века.

Европа в эпоху Наполеона Бонапарта. Консульство и Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт – император. Внутренняя политика Наполеона. Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Духовная и культурная жизнь во Франции в эпоху Наполеона. Антифранцузские коалиции. Крах империи. Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз.

Обобщение и контроль

Основные направления общественной мысли в XIX веке. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) – вариант социалистического учения, коммунизм.

Британия в первой половине XIX века. Укрепление позиций Британии как мирового лидера. Особенности экономического развития страны. Двухпартийная система. Борьба за парламентскую реформу. Чартистское движение. Внешняя и колониальная политика.

Германский союз в первой половине XIX века. Политическое устройство германских государств, Германский таможенный союз. Соперничество Пруссии и Австрии за лидерство в Германском союзе.

Франция в период реставрации и Июльской монархии. Монархия Бурбонов. Июльская монархия 1830 г.: причины, основные события, последствия. Правление Луи-Филиппа Орлеанского.

Международные отношения в первой половине XIX века и европейские революции 1820-1823 гг. и 1848-1849 гг. Причины, особенности, итоги революций в европейских странах. Влияние революций на международные отношения. Восточный вопрос. Крымская война как общеевропейский конфликт.


Тема 2. Европейские государства во второй половине XIX – начале XX века.

Вторая империя во Франции. Император Наполеон III. Экономическое и политическое развитие страны. Внешняя политика второй империи.

Германия на пути к единству. Предпосылки к объединению. Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Война с Австрией. Образование северогерманского союза.

Движение за объединение Италии. Движение карбонариев. Общество «Молодая Италия». Д. Мадзини, Д.Гаррибальди. К. Кавур. Объединение Италии.

Франко-прусская война 1870-1871 гг. Причины и ход войны. Конец Второй империи. Сентябрьская революция 1870 г. Парижская коммуна 1871г. Поражение Франции. Значение франко-прусской войны для судеб европейских государств.

Международное рабочее движение. Положение рабочих в странах Европы. I Интернационал и Альянс социалистической демократии.

Германия. Образование Германской империи. Экономическое развитие. Государственное устройство и политическая жизнь империи. О. фон Бисмарк – канцлер империи. Социал-демократическое движение. Император Вильгельм II. Внешняя и колониальная политика.

Третья республика во Франции. Экономическое развитие. Политическая жизнь: коррупция государственного аппарата. Панамский скандал. «Дело Дрейфуса». Социалистическое движение. Внешняя политика.

Викторианская Англия. Британская империя: доминионы и колонии. Экономическое развитие Великобритании. Политическая жизнь и английское общество в викторианскую эпоху. .Б.Дизраэли и У. Гладстон. Внешняя и колониальная политика. Образование лейбористской партии.

Австро-Венгрия. Образование империи. Особенности экономического развития. Политическое устройство. Межнациональные противоречия. Культурная жизнь. Внешняя политика.

Международные отношения в последней трети XIX века. Нарастание межнациональных противоречий. Восточный кризис 1875 – 1878 гг. как общеевропейский конфликт. Складывание системы военно-политических союзов в Европе в 1879 – 1893 гг.


Тема 3. Американский континент в XIX веке.

Испанские и португальские колонии в Центральной и Южной Америке. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение). Своеобразие развития стран Латинской Америки.

Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861-1865): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации Юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и политические взгляды). Становление США как ведущей державы мира. Особенности формирования и характерные черты североамериканской культуры.


Тема 4. Страны Востока в XIX – начале XX века.

Упадок Османской империи. Правление Селима III и Махмуда II: первые попытки проведения реформ. Начало распада Османской империи. Дальнейшее углубление политического и экономического кризиса. Победа малотурецкого движения в 1908-1909 гг.

Британская Индия. Деятельность Ост-Индской компании. Великое индийское восстание 1857-1859 гг.Индия во второй половине XIX века. «Пробуждение» Индии.

Китай. «Открытие» Китая Западом. Опиумные войны. Восстание тайпинов. Политика «самоусилениея» и раздел Китая на сферы влияния. «Боксерское» восстание. Синхайская революция.

Япония. «Открытие». «Реставрация Мэйдзи», ее последствия для страны. Превращение Японии в великую мировую державу.


Тема 5. Развитие культуры XIX – начала XX века.

Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д. Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч. Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм, а мастерская!» Технический прогресс в Новое время как принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход, телеграф и телефон, система электроосвещения и другие достижения.

Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве.

Изменения в жизненном укладе различных социальных слоев в Европе и мировосприятии европейцев в конце XIX – начале XX века ( К.Маркс, Ф. Ницше, З.Фрейд). Правовые, нравственные, религиозные ценностные ориентиры европейцев на рубеже веков.


Тема 6. Международные отношения в начале XX века.

Первая мировая война 1914-1918 гг. Нарастание противоречий между великими державами. Англо-бурская война. Обострение международного соперничества на Дальнем Востоке. Русско-Японская война. Тройственный союз. Образование Антанты. Балканы – «пороховой погреб» Европы. Происхождение и причины Первой мировой войны. Ход войны. Завершение Первой мировой войны.

Итоги и особенности развития стран мира в начале XX века.

Обобщение и контроль по модулю 2.


9 класс

Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI вв.

(34 часа).

Новейшая история зарубежных стран.

Тема 1. Потрясения мировой войны (Мир в 1914-1922 гг.).

Мир после Первой мировой войны: острый социально-экономический кризис, распад империй (Российской, Австро-Венгерской и Османской) и образование новых государств (Прибалтика, Финляндия, Польша, Чехословакия, Югославия и т.д.). Международные последствия революции в России – возникновение коммунистического движения и Коминтерна (цель – мировая социалистическая революция). Революционный подъем в Европе: революции в Германии и других странах, демократизация общественной жизни, резкое усиление влияния социалистических партий, возникновение фашизма (Б. Муссолини, основные идеи). Революционный подъем в Азии: рост антиколониального движения. В Индии - движение М. Ганди (отличительные особенности идей). В Китае – образование Сунь Ятсеном (отличительные особенности идей) партии Гоминьдан.


Тема 2. Мир между войнами ( 1922-1939 гг.).

Ведущие страны Запада в 1920-х гг.: стабилизация (экономическое процветание, научно-технический прогресс, пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг.) Становление современной научной картины мира (теория относительности А. Эйнштейна, ядерная физика). Мировой экономический кризис с 1929 года: причины, начало и последствия в разных странах.

«Новый курс» в США – выход из кризиса через сочетания демократии и государственного регулирования экономики. Ф.Д. Рузвельт (особенности личности и политических взглядов).

Ведущие страны Запада в 1930-х гг.: варианты выхода из кризиса. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Победа национал-социализма в Германии (1933 г.). А. Гитлер (особенности личности и взглядов). Тоталитарная диктатура в Германии: основные черты и пути выхода из кризиса.

Военно-политические кризисы в Европе (выход Германии из Версальского договора, захват Австрии, Чехословакии и Албании, гражданская война в Испании) и на Дальнем Востоке (агрессия Японии против Китая). Формирование мировых центров силы: СССР и коммунистическое движение, «западные демократии», авторитарные государства-агрессоры (Германия, Италия и Япония). Наука и культура в межвоенный период.


Тема 3. Пожар Второй мировой войны. (1939-1945).

Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий: 1939–1941, 1941–1942, 1942–1943, 1944–1945). Антигитлеровская коалиция: причины и цели создания, внутренние противоречия и их преодоление (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская встречи). .Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин, У. Черчилль (политические цели и черты личности). «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления: причины, формы борьбы, значение. Итоги войны: потери и уроки, территориально-политические изменения.



Тема 4. Эпоха «холодной войны» (1945-1991).

Создание ООН: цели, структура и средства. «Холодная война»: причины начала (противостояние двух общественных систем и двух сверхдержав). Черты противостояния (гонка вооружений и т.п.). Основные кризисы: Корейская война, Карибский кризис, война во Вьетнаме, Афганская война. Создание военно-политических блоков: НАТО (1949 г.) и ОВД (1955 г.). Попытки разрядки. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке: причины и основные последствия.

Научно-техническая революция: общемировой характер, показатели и последствия. Вопрос о сохранении капиталистического общества в развитых странах Запада: формирование смешанной экономики, социальное государство, «общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х – начале 70-х гг. и становление информационного общества (его отличительные особенности). Эволюция политических идеологий во второй половине ХХ в. в развитых странах Запада (признание разными направлениями общих базовых ценностей – права человека, демократия, рыночная регулируемая экономика и т.д.).

Утверждение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы: копирование советской модели социализма и последствия для развития данных стран.

Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки.


Тема 5. Рубеж тысячелетий. (1985-2006).

Распад «двухполюсного мира»: реформы в СССР и его распад в 1991 году, падение коммунистических режимов в Европе, изменение роли США. Интеграционные процессы: включение бывших социалистических стран в мировую экономику, образование Европейского союза (1991 г.), заявления о прекращении «холодной войны». Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в. Религия и церковь в современном обществе.


Итоговое повторение по теме: «Мир в XX в.»



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ».

6 класс История России с древнейших времен до начала XVI в. (38 часов).

Введение.

Что изучает история. Как работают историки. Основные группы исторических источников. Исторические документы. Как историки измеряют время. Науки-помощницы. Как работают археологи и этнографы. Историческая карта — важный помощник в изучении истории.


Тема 1. Народы и государства на территории России (с древнейших времён до середины IX в.)

Первые люди на территории нашей страны. Первобытные охотники. Религиозные верования и искусство первобытных людей. Жизнь человека после отступления ледника. Первые земледельцы и скотоводы. Археологические культуры земледельцев и скотоводов. Расселение индоевропейцев. Мир Северного Причерноморья. Культура Великой степи. Происхождение славян. Славяне и Великое переселение народов. Расселение восточных славян. Соседи восточных славян. Посёлок восточных славян. Основные занятия восточных славян.

Верования восточных славян. Устройство восточнославянского общества. обобщающий урок.


Тема 2. Древняя Русь (середина IX — первая треть XII в.)

Основание Древнерусского государства. Условие рождения государства.

Древняя Русь — страна рек и городов. Иноземцы о «стране Рус». Русское государство при князьях Рюрике и Олеге. Поход Олега на Византию. Князь Игорь Старый. Княгиня Ольга. Государственная деятельность княгини Ольги. Походы князя Святослава против Хазарского каганата. Войны на Дунае.

Русь на рубеже X–XI вв. Принятие христианства. Древнерусское государство в конце X в. Начало княжения Владимира. Былины о Владимире Красное Солнышко. Выбор веры. Распространение христианства на Руси.

Расцвет Древнерусского государства. Великий князь Ярослав. Государственная деятельность Ярослава Мудрого. Русь при сыновьях Ярослава Мудрого. Древнейший свод законов на Руси — «Русская Правда» Землевладельцы на Руси. Боярская вотчина. Кто работал на вотчинной земле. Облик древнерусского города. Население городов Древней Руси. Назначение древнерусского города. Культура. Мир людей Древней Руси. Окружающий мир в восприятии людей Древней Руси. Занятия сельского населения. Городская жизнь. Монастыри Древней Руси. Древнерусская литература. Достижения ремесленников. Живопись Древней Руси. Древнерусская архитектура. Обобщающий урок.


Тема 3. Раздробленность на Руси (вторая треть XII — XIII в.)

Появление самостоятельных княжеств. Начало дробления Руси. Причины распада Руси на самостоятельные княжества. Последствия распада единой Руси. Власть великих киевских князей в раздробленной Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Географическое положение, природа и население. Правители Владимиро-Суздальской земли. Управление Владимиро-Суздальским княжеством. Господин Великий Новгород. Основные занятия жителей Великого Новгорода. Природа края. Население Великого Новгорода. Управление Новгородской землёй. Соперничество Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества. Культура. Руси XII — начала XIII в. Мир в представлении русских людей XII–XIII вв. Культурные достижения народа. Повседневная жизнь Памятники письменности. Изделия ремесленников. Памятники архитектуры и иконописи. Русь «между двух огней». XIII в. Воинственные соседи Руси на западе и востоке. Западноевропейское войско. Организация монгольской армии. Вооружённые силы Руси Нашествие Батыя на Русь. Битва на реке Калке. Поход Батыя на северо-восточную Русь (первый поход Батыя). Поход на южную Русь (второй поход Батыя) Победы над шведами и ливонским орденом. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед над шведами и крестоносцами. Зависимость русских земель от Золотой Орды. Последствия нашествия Батыя. Владения Батыя и его преемников. Зависимость Руси от Орды. Ордынское иго. Русские земли после монгольского нашествия. Политика великого князя Александра Невского. Обобщающий урок


Тема 4. На пути к единому государству. XIV — начало XVI в.

Объединение русских земель. Причины объединения русских земель. Соперничество Тверского и Московского княжеств за первенство на Руси. Укрепление Московского княжества. Преемники Ивана Калиты. Куликовская битва. Последствия Мамаева побоища. Набег хана Тохтамыша на Москву.

Отношения между Литовским и Московским княжествами. Междоусобная война на Руси во второй четверти XV в. Москва — центр объединения Руси. Конец ордынского ига. Московская Русь и её соседи. Московская Русь — единое государство. Управление Московским государством. Чиновники Московской Руси. Государев двор. Войско великого князя. Суд в Московском государстве. Церковь и государство. Социальная структура Московской Руси. Россия — многонациональное государство. Быт наших предков в XIV — начале XVI в. Культурное наследие Московской Руси. Письменные памятники XV–XVI вв. Мастерство московских ремесленников. Архитектурные памятники. Иконы и фрески. Обобщающий урок.

Итоговое обобщение по курсу


7 класс История России XVI–XVIII вв. (42 часа)

Введение.

Повторение основных понятий, определяющих специфику исторической науки. Вспомнить, какой период всеобщей истории называется историей Нового времени. Знакомство с периодом истории России, который будет изучаться в этом году. (Работа с лентой времени.). Главные вопросы историка: что произошло, где произошло, когда произошло. Как работать с учебником и тетрадью по истории. Какие иллюстрации в учебнике равнозначны историческому источнику, документу. Какие иллюстрации являются художественным вымыслом.


Тема 1. Российское государство в XVI в.

Василий III и начало правления Ивана IV. Формирование территории Российского государства при Василии III. Внешняя политика Василия III. Начало правления Ивана IV. Избранная рада. Реформы 50-х гг. XVI в. Опричнина и её итоги. Внешняя политика в 50–80-е гг. XVI в. Присоединение Казанского

и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири. Ливонская война. Культура в XVI в. Мир людей: «Домострой» — правила поведения человека в быту. Дворцовый быт. Народный быт. Начало книгопечатания в России. Образование. Литература и летописание. Архитектура. Время Ивана Грозного в памяти потомков. Обобщающий урок.


Тема 2. Россия в конце XVI — начале XVII в.

Правление Фёдора Иоанновича. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Конец династии Рюриковичей. Смута и её причины. Лжедмитрий I. Гражданская война. Тушинский вор. Угроза распада государства. Первое ополчение. Ополчение всей «Великой России». Земский собор 1613 г. Воцарение в стране новой династии. Смутное время в памяти потомков. Россия после Смуты до середины XVII в. Первый царь династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов. Расширение территории Российского государства в XVII в. Государственное устройство России. Сословия в XVII в. Служилые люди. Крестьянство. Посадские люди. Сельское хозяйство. Ремесло и мануфактура. Новое в торговле. Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича. Бунташный век. Восстание Степана Разина. Церковный раскол. Воссоединение Левобережной Украины с Россией. Отношения с Польшей, Швецией, Турцией. Культура России в XVII в. Быт и нравы. Грамотность, образование и литература. Архитектура, живопись, прикладное искусство и театр. Яркие личности в памяти потомков. Обобщающей урок.


Тема 3. Россия при Петре I

Россия на пороге XVIII в. Наследники царя Алексея Михайловича. Правление царевны Софьи. Воцарение Петра I. Необычный царь. Азовские походы. Великое посольство. Северная война. Нарвская конфузия и её последствия. Полтавская битва. Завершение Северной войны Преобразования регулярной армии. Создание военного флота. Основание Санкт-Петербурга. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Создание условий для развития торговли. Налоговая политика и недовольство населения Изменения в местных органах управления. Создание новых центральных органов власти. Общество при Петре I. Культура во времена правления Петра I. Образование, научно-технические знания и литература. Архитектура первой четверти XVIII в. Изобразительное искусство. Изменения в быту при Петре I. Формирование нового отношения к жизни. Пётр I и его время в оценках современников и потомков.


Тема 4. Российская империя в 1725–1762 гг.

Дворцовые перевороты. Начало дворцовых переворотов. Екатерина I. Царствование Петра II. Приход к власти Анны Иоанновны. 1. Дворцовые перевороты 1740–1741 гг. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны Царствование императора Петра III. Приход к власти Екатерины II. Культура России в 30–50-х гг. XVIII в. Новые образовательные учреждения. Первые российские академики. Российские изобретатели. Русский театр в середине XVIII в. Шедевры архитектуры, скульптуры и живописи. Обобщающий урок.


Тема 5. Россия во второй половине XVIII в.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённая императрица. Уложенная комиссия. Реформы центрального и местного управления. Подданные Российского государства. «Золотой век» русского дворянства. Крестьянство. Купечество. Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва. Внешняя политика Екатерины II. Основные задачи внешней политики России во второй половине XVIII в. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Русско-турецкая война 1787–1791 гг. Разделы Речи Посполитой. Россия и Великая французская революция. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Состояние финансов. Итоги и особенности экономического развития России во второй половине XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.


Тема 6. Культура России во второй половине XVIII в.

Образование во второй половине XVIII в. Книжное дело и журналистика. Основание первой публичной библиотеки. Художественная культура России: Городская архитектура. Скульптура. Живопись. Литература. Театр и музыка. Мир человека: Жизнь и быт крестьян. Жизнь барская. Императрица и её двор. Городская жизнь.

Родной край в XVI–XVIII вв.

Обобщение. (1 час)

8 класс История России XIX–начало XX вв. (42 часа)

Введение. Место отечественной истории XIX — начала ХХ в. в историческом развитии России. Источники знаний по истории России XIX — начала ХХ в. Анализ обучающимися своих познавательных возможностей. Пути их реализации в курсе истории.


Тема 1. Российская империя в первой половине XIX в.

Российская империя к началу XIX в. Территория и население России к началу XIX в. Развитие сельского хозяйства и промышленности, торговли. Рост городов к началу XIX в. Власть и управление в Российской империи на рубеже веков. Внутренняя политика Александра I. Начало правления Александра I. Планы преобразований России. Реформы государственного устройства России. Аграрный вопрос. Создание военных поселений. Внешняя политика России. Внешняя политика России накануне Отечественной войны. Силы и планы сторон накануне войны. Начало войны. Отступление русской армии. Бородинское сражение. Завершение Отечественной войны. Причины и значение победы России в Отечественной войне. Заграничные походы русской армии в 1813–1814 гг. Венский конгресс. Возрастание роли России в европейской политике.

Общественная мысль России в первой четверти XIX в. Рост национального сознания российского общества в первой четверти XIX в. Взгляды в обществе на необходимость преобразований в России. Причины движения декабристов. Первые тайные организации. Создание Южного и Северного обществ. Программы декабристов. Ход и итоги восстания декабристов. Значение движения декабристов. Начало правления Николая I. Создание Свода законов Российской империи. Усиление политического надзора над российским обществом. Бюрократизация государственного аппарата при Николае I. Крестьянский вопрос в период правления Николая I. Политика в области промышленности и финансов. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX в.: Теория официальной народности. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Славянофилы и западники. А.И. Герцен и В.Г. Белинский в русском общественном движении. Петрашевцы. Основные направления внешней политики Николая I. Причины Крымской войны, этапы, основные сражения. Итоги и причины поражения России в войне. Историческое значение Крымской войны. Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Сельское хозяйство. Развитие промышленности. Транспорт. Особенности промышленного переворота в России торговля. Структура общества. Национальная политика государства. Культура России в первой половине XIX века. Историческая обусловленность развития русской культуры в первой половине XIX в. Развитие образования в первой половине XIX в. Развитие российской науки и техники в первой половине XIX в. Развитие литературы и журналистики. Развитие русской музыки. Развитие русского театра Развитие русской живописи. Развитие русской скульптуры. Развитие русской архитектуры. Обобщающий.


Тема 2. Российская империя во второй половине XIX в.

Россия накануне отмены крепостного права. Источники по изучению истории России второй половины XIX в. Начало правления Александра II.

Причины отмены крепостного права в России. Подготовка крестьянской реформы. Личное освобождение крестьян. Наделение крестьян землёй и её выкуп. Организация крестьянского самоуправления. Итоги и значение крестьянской реформы 1861 г. Реформы 60–70-х гг. XIX в.Значение реформ. Общественное движение в России в 60–70-х гг. XIX в. Либеральные и консервативные течения. Развитие революционного движения. Революционное народничество 70-х гг. XIX в. Внешняя политика России в 60–70-х гг. ХIХ в. Основные направления. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Начало правления Александра III. Внутренняя политика Александра III. Внешняя политика России в правление Александра III. . Общественное движение в 80–90-х гг. XIX в. Российский консерватизм. Либеральное движение. Народничество 1880–1890-х гг. Возникновение рабочего движения и распространение марксизма в России. Социально-Экономическое развитие России в 60–90-х гг. XIX в.: развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и торговли. Социальная структура общества. Национальная политика России. Присоединение Средней Азии. Политика России в Польше, на Украине, в Белоруссии и Финляндии, Прибалтике и на Кавказе. Особенности национальной политики России. Развитие российского образования и науки во второй половине XIX в. Развитие русской литературы, театра и музыки. Русское изобразительное искусство и архитектура. Значение русской художественной культуры второй половины XIX в. Обобщение.


Тема 3. Россия в конце XIX — начале XX в.

Российское государство и общество на пороге XX в. Задачи и особенности модернизации страны. Территория России к началу XX в. Население и управление империей. Экономическое развитие. Социальная структура, положение основных групп населения. Политический курс Николая II. Экономическая политика. Социальная политика правительства. Основные направления внешней политики. Русско-японская война 1904–1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Общественно-политическая ситуация в России в начале XX в. Социалистические партии. Либеральное движение. Правительственный лагерь. Первая революция в России (1905–1907). Причины и начало Первой революции в России. Ход революции в России. Становление многопартийности. Деятельность Государственной думы (1906–1907). Итоги революции в России. III Государственная дума. Правительственная программа П.А. Столыпина. Цели, основные мероприятия, итоги и значение аграрной реформы. Экономическое развитие России в 1912–1914 гг. Политическая и общественная жизнь страны в 1912–1914 гг. Участие России в Первой мировой войне в 1914–1916 гг. Отношение к войне в обществе. Нарастание оппозиционных настроений. Культура России в начале XX в.

Развитие науки и техники. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Изобразительное искусство: традиции реализма, авангардизм. Архитектура. Скульптура. Театр: традиции и новаторство. Русский балет. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. как часть мировой культуры. Итоги развития России. Обобщение.


9 класс История России XX — начала XXI в. (68 часов)

Введение. Задачи курса. Основные вопросы содержания курса.

  1. Россия в 1917–1921 гг.

Вторая российская революция: новая власть — старые проблемы. Накануне краха империи. Начало революции. Новые органы власти. Двоевластие. Страна в феврале — сентябре 1917 г. Наш край. Октябрьское вооружённое восстание.

II съезд Советов. Формирование советской системы управления. Учредительное собрание. Брестский мир. Наш край. Причины Гражданской войны. Этапы войны. Политика «военного коммунизма». Крестьянское движение. Массовый террор. Кризис 1920–1921 гг. Завершение Гражданской войны. Наш край. Обобщение.

2. Советское государство и общество в 1920–1930-х гг.

СССР в 1920-х гг.: выбор пути. Образование СССР. Нэп. Повседневная жизнь.

Коммунистическая партия в 1920-е гг. Смерть Ленина. Внутрипартийная борьба за власть. И.В. Сталин. СССР в 1930-е гг.: создание государственного социализма. Коллективизация, её задачи и итоги. Индустриализация страны. Итоги «большого скачка». Политическая система 1930-х гг. Конституция СССР 1936 г. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Государственный социализм. Повседневная жизнь в 1930-х гг. Внешняя политика СССР в 1920–1930-х гг. Основные задачи внешней политики. Международные отношения в 1930-х гг. Накануне войны. Культура в 1920–1930-х гг. Партийно-государственный контроль в сфере культуры. Образование. Физкультура и спорт. Наука. Литература и искусство. Театр и музыка. Кино. Архитектура и скульптура. Обобщение.

Тема 3. СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Советский Союз накануне Великой Отечественной войны. Начало Второй мировой войны. СССР и Польша. Советско-финляндская война. Советско-германские отношения. Укрепление обороноспособности СССР. Вторжение. Мобилизация страны. Оборона Ленинграда. Антигитлеровская коалиция. Боевые действия 1941–1942 гг. Оккупация. Трагедия плена. Советский тыл. Наука и искусство в годы войны. Церковь в военное время. Репрессии народов. Наш край. Начало коренного перелома. Курская дуга. Битва за Днепр. Блокада Ленинграда. Тегеранская конференция. Освобождение: 1944– 1945 гг. Боевые операции 1944 г. Освобождение стран Европы. Ялтинская конференция. Взятие Берлина. Окончание и итоги войны. Обобщающие уроки.

Тема 4. СССР в 1945 — первой половине 1960-х гг.

СССР в послевоенный период: 1945–1953 гг. Восстановление экономики. «Холодная война». Послевоенные репрессии. Наш край. Послевоенный быт. Советская культура. Апогей сталинизма. Смерть вождя. Советское государство и общество в 1953–1964 гг. В поисках нового курса. Процессы в сельском хозяйстве. Начало реабилитации. ХХ съезд КПСС. Экономическая и социально-политическая жизнь страны. Общественная и духовная жизнь в СССР: период «оттепели».Внешняя политика СССР в 1953–1964 гг. Соцлагерь. Государства третьего мира и СССР. Карибский кризис.

Тема 5. СССР в 1964–1991 гг.

Социально-экономическое развитие СССР. Экономика середины 60-х гг. Реформы А.Н. Косыгина. Экономический «застой» Партийно-государственная система. Повседневность. Рост гражданского самосознания. Наука, техника, культура Советская внешняя политика. Советское государство и общество в 1985–1991 гг.

«Перестройка». Политика гласности. Межнациональные противоречия. Распад СССР.

Тема 6. Российская Федерация в 1991 г. — начале XXI в.

Россия в конце XX в. Начало перехода к рыночной экономике. Становление новой российской государственности. Чеченский кризис. Социально-экономическое развитие в 1990-х гг. Внешняя политика России. Отношения со странами СНГ. Россия в начале XXI в.: проблемы и перспективы развития. Политическое развитие. Экономика страны. Социальное развитие. Борьба с терроризмом.

Итоговые уроки.














3. Тематическое планирование

Всеобщая история


«Древний мир» 5 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ

1

Ведение



2

Первобытный мир

6 ч

1

-

3

Древний Египет

7 ч

1

1

4

Древняя Азия

12 ч

3

1

5

Древняя Греция

19 ч

3

1

6

Древний Рим

20 ч

3

1

7

Итоговое обощение

3 ч


1

Итого

68 ч

11

5



«История Средних веков» 6 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ

1

Введение.



2

Запад христианского мира V – X вв.

6 ч

1


3

Восток христианского мира

2 ч

1


4

Пророки и завоеватели Востока

3 ч

1


5

Особенности католической Европы в X – XV вв.

5 ч

2


6

Страны католической Европы X – XV вв.

8 ч

3

1

7

Судьбы средневековых цивилизаций

5 ч

1

1

итого

30

9

3



История Нового времени» 7 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ


Введение.

1

1


1

Начало Нового времени в Европе. Конец XV – XVI века

6

1

1

2

Страны Западной цивилизации в конце XVI –XVII в.

5

1


3

Западная Европа в середине XVII – начале XVIII в.

4

1

1

4

Запад в эпоху Просвещения. XVIII век.

4



5

Европа в эпоху Великой Французской революции.

2



6

Новые времена за пределами Европы. XVII-XVIII века.

2

1

1

7

Итоговое обобщение

1



итого

25 ч

5

3


«История Нового времени» 8 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ

1

Европейские страны в первой половине XIX века.

7

2


2

Европейские государства во второй половине XIX – начале XX века.

7

2


3

Американский континент в XIX веке.

3

1


4

Страны Востока XIX – начале XX века.

3

1


5

Развитие культуры XIX – начала XX века.

2

1


6

Международные отношения в начале XX века.

2



7

Итоговое обобщение

2


1

итого

26

7

1



«История Новейшего времени» 9 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ

1

Потрясения мировой войны (Мир в 1914-1922 гг.).

5 ч

1


2

Мир между войнами (1922-1939 гг.).

10 ч

1

1

3

Пожар Второй мировой войны. (1939-1945).

4 ч

1


4

Эпоха «холодной войны» (1945-1991).

13 ч

3

1

5

Рубеж тысячелетий. (1985-2006).

1 ч



6

Итоговое повторение

1 ч


1

Итого

34 ч

6

3



История России


«История России с древнейших времён до начала XVI в» 6 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ


Введение

1 ч



1

Народы и государства на территории России с древнейших времен до середины IX века.

3 ч



2

Древняя Русь IX – XII вв.

10 ч

2

1

3

Раздробленность на Руси вXII - XIII вв.

10 ч

2

2

4

На пути к единому государству XIV – XVI вв.

11 ч

2

1


Итоговые уроки

3 ч


1

итого

38 ч

6

5





«История России XVI–XVIII вв.» 7 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ

1

Введение

1 ч



2

Российское государство в XVI веке.

7 ч

1


3

Россия в конце XVI - начале XVII век

12 ч

2

1

4

Россия при Петре I.

9 ч

1

1

5

Российская империя в 1725–1762 гг.

5 ч


1

6

Россия во второй половине XVIII в.

6 ч

1

1

7

Культура России во второй половине XVIII в. (2 часа)

2 ч

1



Итоговое обобщение

1 ч



итого

43 ч

6

4


«История России» 8 класс



Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ

1

Введение.

1 ч



2

Российская империя в первой половине XIX в. (15 часов)

15 ч

2

1

3

Российская империя во второй половине XIX в. (14 часов)

14ч

2

1

4

Россия в конце XIX — начале XX в. (11 часов)

11ч

2

1

5

Итоговый урок

1



итого

42

6

3



«История России XX — начала XXI в» 9 класс



Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

Кол-во контрольных работ

1

Введение.

1 ч



2

Россия в 1917–1921 гг

8



2

Советское государство и общество в 1920–1930-х гг.

13 ч

1

1

3

СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

16 ч

2

1

4

СССР в 1945 — первой половине 1960-х гг.

11 ч

1

1

5

СССР в 1964–1991 гг.

10 ч

1


6

Российская Федерация в 1991 г. — начале XXI в.

9 ч


1

7

Итоговое повторение


2 ч.


1


Итого

68

5

5



22





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!