Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 87
имени Героя Советского Союза Н. М. Щербакова
Советского района города Ростова-на-Дону
Рассмотрено Рассмотрено Утверждаю:
на заседании МО на заседании директор школы
учителей обществознания МС «____»___2014г.
«____»___2014г. «____»___2014г. Приказ №___
Протокол № ____ Протокол №___ ___________
____________ ____________ Назарчук О.А.
Бурланкова С.А. Дустаметова К.Ш.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 6 класса
Составитель: Бурланкова Светлана Алексеевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения.
Во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности.
Во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.
Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Общая характеристика учебного предмета. Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»
Особенности программы – её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период конца 5 по 15 век – от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объём времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времён до конца 16 века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание её противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и черты сходства с другими странами.
Цели курса:
1.Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
2.Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
1.Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
2.Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
3.Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали)
4.Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, базисному учебному плану предмет «история» является обязательным для изучения с V по XI классы.
Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом школы, федеральным компонентом государственного стандарта( инвариативная часть) рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю. Программа предусматривает введение материала регионального компонента. Рабочая программа включает четыре повторительно - обобщающих урока с использованием элементов тестирования, урок игрового типа для итогового повторения.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
1.Учебник «История Средних веков» Агибалова Е.В. 6 кл, М., «Просвещение», 2012 г.
2.Учебник «История России» Данилов А.А. 6 кл., М., «Просвещение», 2012 г.
3. Рабочая тетрадь по истории России Данилов А.А. 6 кл., М., «Просвещение», 2012 г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
1. | Закон РФ «Об образовании»2013 |
2. | Конституция РФ1993 |
3 | Примерная программа основного общего образования по истории.-Сборник нормативных документов. История/ Сост. .Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 |
4. | Примерная программа по учебным предметам. История.5-9классы/ Стандарты второго поколения., М.: Просвещение,2010 |
5. | Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина- О.С. сороко-Цюпы.5-9классы: пособие для учителей общеобразоват.орг-ий-М.: Просвещение,2014 |
6. | Данилов А.А.История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова,Л.Г. Косулиной.6-9 классы-М.: Поосвещение,2014 |
7 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. История. |
6. | Региональный компонент государственного стандарта общего образования по истории,2004 |
Структура курса
Раздел 1
Раннее Средневековье - 10 часов
Тема 1.Становление Средневековой Европы (6-11вв.) – 6 часов
Тема 2.Византийская империя и славяне – 2 часа
Тема 3.Арабы в 6-11 вв. – 2 часа
Раздел 2
Расцвет Средневековья – часов – 6 часов
Тема 4. Феодалы и крестьяне - 2 часа
Тема 5. Средневековый город и его обитатели -2 часа
Тема 6. Католическая церковь - 2 часа
Раздел 3
Позднее Средневековье – 15 часов
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе - 6 часов
Тема 8. Германия и Италия в 7-15 вв. -2часа
Тема 9.Славянские государства и Византия – 2 часа
Тема 10. Культура Западной Европы – 5 часов
Раздел 4
История Отечества с древности до конца 16 века – часов -39
Тема11. Русь в 9 – первой половине 12 века – 9 часов
Тема 12. Русь во второй половине 12 – 13 вв. – 9 часов
Тема 13. Московская Русь в 14-16 вв. - 21 час
СОДЕРЖАНИЕ
История средних веков -31час
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История РоссиИ
История России с древности до 16 ВЕКА -39часов
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.1
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Российское государство в XVI в.
Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Русская культура XVI в.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню
В результате изучения истории в 6 классе ученик должен:
- знать основные этапы и ключевые события истории, выдающихся деятелей;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на ней территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках. Показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретённые знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории, достижениям культуры;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; применения знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В результате изучения истории России в 6 классе учащиеся должны:
-получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государствс древнейших времён до конца XVIвека;
-научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений:
образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; расцвет и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;
- уметь изучать и систематизировать информацией из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельных тематическим блокам: (Древняя Русь, политическая раздробленность, возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.);
-получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно-политических деятелей отечественной истории IX-XVIвв.;
-уметь применть исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVIв.
Формы контроля знаний:
индивидуальный устный опрос, индивидуальный письменный опрос, фронтальный опрос, тестовый контроль знаний, контрольная работа, творческие работы (сочинения, сообщения с использованием дополнительного материала, компьютерные презентации, проекты)
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Контроль знаний по истории в 6 классе.
№ п/п | Тема. Форма контроля. | Сроки |
1 | Раннее Средневековье Тест №1 | 6а- 6б- 6в- |
2 | Расцвет Средневековья Тест №2 | 6а- 6б- 6в- |
3 | Позднее Средневековье Тест №3 | 6а- 6б- 6в- |
4 | Русь в 9 – первой половине 12 века Тест №4 | 6а 6б 6в |
5 | Русь во второй половине 12-13 веках Тест №5 | 6а 6б 6в |
6 | Московская Русь в 14-16 веках Тест №6 | 6а 6б 6в |
7 | История Руси с древнейших времен до конца 16 века Тест №7 | 6а 6б 6в |
Календарно-тематическое планирование по истории в 6 классе - 70часов (2 часа в неделю)
Учитель: Бурланкова С.А.
История средних веков- 31 час
История России с древности до 16века- 39 часов
Дата проведения | № урока | Тема урока, количество часов | Дом.задание | Контроль | Виды учебной деятельности ( на уровне учебных действий) |
6а 6б 6в | 1 | Что изучает история средних веков | введение | | Определять место Средневековья на ленте времени Раскрывать значение терминов: архивы, хроники, фрески |
6а 6б 6в | 2 | Древние германцы и Римская империя | П.1, вопросы | | Рассказывать об общественном строе германцев ;раскрывать значения терминов племенные союзы, свободные общинники, герцоги, народное ополчение,дружинники;определять роль и значение |
6а 6б 6в | 3 | Королевство франков и христианская церковь | П.2 (кроме п.4),вопросы | | Составлять план одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти вождя. |
6а 6б 6в | 4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | П.3(кроме п.4) , вопросы | | Уметь давать личностную характеристику, знать термины: король,рыцарь,феод.лестница,сеньор |
6а 6б 6в | 5 | Западная Европа в 9-11 веках | П.4, вопросы | | Анализировать причину слабости королевской власти Раскрывать значение терминов: домен, империя |
6а 6б 6в | 6 | Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения | Индивидуальные задания П.2(п.4) П.3(п.4) вопросы | | Уметь рассказать о важнейших достижениях западноевропейской культуры Знать термины: пергамент, жития, хроники, Каролингское Возрождение |
6а 6б 6в | 7 | Византия – государственное устройство и культура | П.6, П.7(2, 3) вопросы | | Определять специфику государственного устройства Византии, причины ослабления имп Показывать территорию империи на карте. |
6а 6б 6в | 8 | Образование славянских государств | П.8 вопросы | | Определять влияние христианства на развитие византийской культуры |
| | Тема 3 Арабы в 6-11 веках – 2 часа | | | |
6а 6б 6в | 9 | Арабский халифат и его распад | П.9 вопросы | | Раскрывать значение терминов бедуины, ярмарка, шариат, халифат ,эмират.; определять влияние климата на занятия населения |
6а 6б 6в | 10 | Культура стран халифата Тест № 1 «Раннее Средневековье» | П.10 вопросы | Тест№1 | Определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры Знать термины: мечеть, медресе, арабески; характеризовать достижения арабской культуры |
6а 6б 6в | 11 | В рыцарском замке | П.12 вопросы | | Рассказывать о снаряжении рыцаря, объяснять смысл рыцарских девизов; знать термины: замок, донжон, кольчуга. Забрало, оруженосец, турнир, герольд,герб,девиз |
6а 6б 6в | 12 | Средневековая деревня и его обитатели | П.11 вопросы | | Знать термины: феодальная вотчина,барщина, оброк, натуральное хозяйство; уметь анализировать исторический источник |
6а 6б 6в | 13 | Средневековый город | П.13, П14 вопросы | | Научиться составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу»; рассказывать о жизни разных сословий |
6а 6б 6в | 14 | Горожане и их образ жизни | П.15 вопросы | | Уметь анализировать исторический источник |
6а 6б 6в | 15 | Католическая церковь в Средние века | П.16 вопросы | | Характеризовать деятельность церкви Определять термины: сословия, десятина, индульгенция, еретики |
6а 6б 6в | 16 | Крестовые походы Тест №2 «Расцвет Средневековья» | П.17 вопросы | Тест№2 | Определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры. Давать оценку сущности и последствиям крестовых походов |
6а 6б 6в | 17 | Объединение Франции | П.18 вопросы | | Систематизировать материал об образовании централизованных государств. Определять термины: денежный оброк, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия |
6а 6б 6в | 18 | Что англичане считают началом своих свобод | П.19 вопросы | | Определять термины: суд присяжных, хартия, реформы. |
6а 6б 6в | 19 | Столетняя война | П.20 вопросы | | Называть причины , важнейшие битвы и итоги; давать личностную характеристику Жанны д* Арк |
6а 6б 6в | 20 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | П.20 вопросы | | Называть причины крестьянских войн, определять причины поражения крестьянских восстаний; Определять термин: жакерия |
6а 6б 6в | 21 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | П.21 вопросы | | Давать личностную характеристику королей; определять термин: централизованное государство |
6а 6б 6в | 22 | Реконкиста | П.22 вопросы | | Определять термины: Реконкиста, аутодафе |
6а 6б 6в | 23 | Усиление власти князей Германии | П.23 вопросы | | Объяснять причины раздробленности Германии |
6а 6б 6в | 24 | Расцвет итальянских городов | П.24 вопросы | | Называть причины экономического и культурного процветания городов Италии |
6а 6б 6в | 25 | Гуситское движение в Чехии | П.25 вопросы | | Определять термины: гуситы, умеренные, табориты; причины, итоги и значение гуситского движения |
6а 6б 6в | 26 | Завоевание турками – османами Балканского полуострова | П.26 вопросы | | Называть причины падения Византийской империи |
6а 6б 6в | 27 | Образование и философия, литература, искусство | П.27, П.28 индивидуальные задания | | Называть выдающихся деятелей культуры 11-15 веков, основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства, архитектуры |
6а 6б 6в | 28 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. | П.29(п.3,п.4) П.30 вопросы | | Определять термины: Возрождение, гуманисты; называть основные идеи гуманистов |
6а 6б 6в | 29 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | П.31, П.32 вопросы | | Определять особенности цивилизаций народов Азии, Африки и Америки |
6а 6б 6в | 30 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» Урок-турнир | Подготовка к тестированию | | Называть главные события истории средних веков, определять термины, изученные в курсе |
6а 6б 6в | 31 | Тест №3 «Позднее Средневековье» | Повторение пп.18-32 | Тест №3 | Называть главные события истории средних веков, определять термины, изученные в курсе |
. 6а 6б 6в | 32 | Древнейшие народы на территории России | П.1,задание 1,2 | | Показывать на карте территорию Тюркского и Аварского каганата, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата |
6а- 6б- 6в- | 33 | Восточные славяне | П.2, задание 1,2 с.14 | | Показывать на карте территорию расселения восточных славян, называть племена, их занятия и верования |
6а- 6б- 6в- | 34 | Формирование Древнерусского государства | П.3, задания с.31 | | Раскрывать причины Древнерусского государства |
6а 6б 6в- | 35 | Первые киевские князья | П.4, задания с.39 | | Систематизировать материал о деятельности первых русских князей Определять термины: уроки, погосты, реформы; составлять развёрнутый план темы, личностную характеристику |
6а 6б 6в | 36 | Владимир Святославич. Принятие христианства. | П.5, задания с .46 | | Определить значение принятия христианства на Руси |
6а 6б 6в | 37 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | П.6, задания с.58-59 | | Определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого |
6а 6б 6в | 38 | Культура Древней Руси | П.,7 индивидуальные задания | | Характеризовать культуру Древней Руси; определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль |
6а 6б 6в | 39 | Быт и нравы Древней Руси | П. 8, задания, с.77-78 | | Составлять рассказ о жизни крестьянина |
6а 6б 6в | 40 | Обобщающее повторение « Русь в 9 – первой половине 12 века» Тест №4 | Итоговые вопросы с.78-79 | Тест №4 | Систематизировать исторический материал. Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества |
6а 6б 6в | 41 | Начало раздробленности Древнерусского государства | П.9, задания с.90-91 | | Называть причину раздробленности, характеризовать политику Владимира Мономаха; объяснять смысл понятия политическая раздробленность |
6а 6б 6в | 42 | Главные политические центры Руси. Северо-Восточная Русь. | П.10-11, задания с.92-98 | | Показывать на карте территорию Владимиро- Суздальского княжества Характеризовать государственное устройство княжества |
6а 6б 6в | 43 | Главные политические центры Руси. Новгородское и Галицко- Волынское княжество | П.10-11, задания8,9 | | Сравнивать политическое устройство княжеств |
6а 6б 6в | 44 | Нашествие с Востока | П.12,задания с.112 | | Анализировать причины завоевания Батыем Руси; объяснять в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения |
6а 6б 6в | 45 | Борьба Руси с западными завоевателями | П.13, задания с.120 | | Составлять рассказ о Невской битве и Ледовом побоище с опорой на карту |
6а 6б 6в | 46 | Русь и Золотая Орда | П.14, задания с.127 | | Определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык |
6а 6б 6в | 47 | Русь и Литва | П.15, задания с 134-135 | | Составлять рассказ о Литовском княжестве |
6а 6б 6в | 48 | Культура Руси в 12-13 вв. | П.16, индивидуальные задания | | Определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество ,аскетизм, каноны |
6а 6б 6в | 49 | Повторительно-обобщающий урок «Русь во второй половине 12 – 13 вв.» Тест № 5 | Итоговые вопросы, с.146-147 | Тест № 5 | Называть главные события, основные достижения истории и культуры |
6а 6б 6в | 50 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | П.17,задания с.156 | | Называть предпосылки объединения Русского государства, причины возвышения Москвы |
6а 6б 6в | 51 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | П.18, задания, с.164-165 | | Рассказать о событиях Куликовской битвы с опорой на карту; раскрывать значение Куликовской битвы. |
6а 6б 6в | 52 | Московское княжество в конце 15 – середине 16 века | П.19, задания с.174-175 | | Составлять исторический портрет Ивана 2; определять термины: феодальная война, уния |
6а 6б 6в | 53 | Создание единого государства и конец ордынского владычества | П.20,задания с.184 | | Показывать на карте территории, присоединённые к Московскому княжеству; делать вывод о предпосылках свержения монголо-татарского ига |
6а 6б 6в | 54 | Московское государство в конце 15 – начале 16 века | П.21, задания с.192 | | Давать характеристику политическому устройству Московского государства |
6а 6б 6в | 55 | Церковь и государство в конце 15 – начале 16 века | П.22, учебник, документ, с.202-203 | | Раскрывать роль церкви в становлении российской государственности Определять термины: собор, митрополит, ереси, нестяжатели, иосифляне |
6а 6б 6в | 56 | Реформы Избранной рады | П.23, задания с.210-211 | | Давать характеристику первому этапу царствования Ивана Грозного ,называть положительные стороны реформ; объяснять значение понятий приказ, Земский Собор, стрелецкое войско, заповедные лета |
6а 6б 6в | 57 | Внешняя политика Ивана Грозного | П.24, задания с.223 | | Анализировать причины побед и поражений Ивана Грозного во внешней политике Показать на карте присоединение новых территорий |
6а 6б 6в | 58 | Опричнина | П.25, документ, учебник, с 232 | | Анализировать причины поворота к опричной политике, давать оценку опричной политике, подводить итоги царствования Ивана Грозного |
6а 6б 6в | 59 | Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках | П.26, задания, с.242-243 | | Определять термины: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, публицистика, домострой |
6а 6б 6в | 60 | Архитектура и живопись в 14-16 вв. | П.27, задания, с.255 | | Давать общую характеристику русской архитектуры в 14-16 веках |
6а 6б 6в | 61 | Быт в 15-16 веках | П.28, задания, с.266-267 | | Определять термины: административные здания, кафтан, полати, харчевня |
6а 6б 6в | 62 | Обобщающее повторение « Московская Русь в 14-16 вв.» Тест № 6 | Повторение пп.17-28 | Тест № 6 | Определять термины темы «Русь Московская»; называть главные события, основные достижения истории и культуры |
6а 6б 6в | 63-64 | Итоговое повторение «История Руси с древнейших времён до конца 16 века» | Подготовка к тестированию | | Определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времён и до конца 16 века»; называть главные события, основные достижения истории и культуры |
6а 6б 6в | 65 | «История Руси с древнейших времён до конца 16 века» Тест № 7 | | Тест № 7 | Определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времён и до конца 16 века»; называть главные события, основные достижения истории и культуры |
6а 6б 6в | 66 -67 | Защита проектов | Индивидуальные ученические презентации | | Проводить исследование, создавать презентацию на заданную тему |
6а 6б 6в | 68-70 | Итоговое повторение «История Руси с древнейших времён до конца 16 века» | Индивидуальные задания | | Определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времён и до конца 16 века»; называть главные события, основные достижения истории и культуры |
Материально-техническое обеспечение преподавания истории в 6 классе
Технические средства обучения
1. Стационарный компьютер.
2.Телевизор
Цифровые образовательные ресурсы
История Средневековья.6 класс. Электронное приложение к учебнику В.А. Ведюшкина,В.И. Уколовой. Сферы. Издательство «Просвещение»,2012
Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. Тесты,кроссворды,филворды,логические задания. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост.О.А. Мартьянова.- М.: Издательство «Глобус»,2010
Уроки истории с применением информационных технологий. 6 класс. Средние века. Методическое пособие с электронным приложением- М.: Планета,2014
История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова,Л.Г. Косулиной- ООО «Издательство Просвещение»,2010
Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические материалы. История России. 6класс. Методическое пособие с электронным приложением/ О.А. Мартьянова- М.: Планета,2011
История России. 6 класс.2014,ООО «Компэду»,Видеоуроки.
История России. Часть 1. С древнейших времён до начала XVI века.ООО «1С- Паблишинг»,2008
8. Компьютерные презентации по курсу истории средних веков и истории России до к.16 века.
Перечень обучающих СД дисков.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия2010
Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. История.
МХК. Азбука искусства. Обучающая программа.
МХК. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
МХК. Большая художественная энциклопедия.
МХК. Шедевры архитектуры.
Печатные пособия.
Карты.
1.Римская империя в 4-5 вв. Падение Западной Римской империи
2.Великое переселение народов
3.Франкское государство в 5-начале 9 века
4.Византийская империя и славяне в 6-11 веках
5.Арабы в 7-9 веке
6. Развитие ремесла и торговли. Рост городов Европы (11-14 век)
7.Западная Европа в 11 -начале 13 века. Крестовые походы
8.Англия и Франция в 9 – начале 14 века
9.Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453гг
10.Европа в 14-15 веках
11.Англия и Франция во второй половине 15 века
12.Чехия в 13-15 веках
13.Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей
14.Индия и Китай в Средние века
15.Географические открытия и колониальные захваты в 15 – середине 17 века
Перечень печатных учебно-методических средств обучения.
Учебник Агибалова Е.В. «История Средних веков». 6 кл, М., «Просвещение», 2012 г.
Учебник Данилов А.А. «История России» 6 кл., М., «Просвещение», 2012 г.
Рабочая тетрадь Данилов А.А. 6кл., М., «Просвещение», 2012 г.
Дополнительная литература
История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс./ авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель,2011.
Арасланова О.В., Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории средних внков. 6 класс.- М. ВАКО,2013
Я иду на урок истории: Материалы по истории средних веков: Книга для учителя._ М.: Издательство «Первое сентября»,2000
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания заместитель директора по УВР
Методического совета _____________ Подгол О.И.
МБОУ СОШ №87 _______________ 2014
От________.2014 № ____
Дустаметова К.Ш.