СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории в 6 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. на основе:

     - Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации";

      - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17декабря 2010 г. № 1897, с дополнениями и изменениями);

   -  Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

2. в соответствии примерной программы основного общего образования по истории./ Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории в 6 классе»

Рабочая программа по истории в 6 классе составлена

1. на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17декабря 2010 г. № 1897, с дополнениями и изменениями);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

2. в соответствии примерной программы основного общего образования по истории./ Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011

Требования к уровню достижений обучающихся

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIIIXV вв.)

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.


Содержание программы

От Древней Руси к Российскому государству

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии.Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Образование государства Русь

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X – начале XII в.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права.Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Региональный компонент

Наш регион в древности и средневековье.

История средних веков

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание УотаТайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки.Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Тема



Реализация содержания предмета


Количество часов


Дата

План

Факт


Раздел I. Раннее Средневековье

1

Средние века.

Средние века: понятие и хронологические рамки.

1

05.09


2

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление.Византийские императоры; Юстиниан.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии

1

07.09


3

Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

1

12.09


4

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама

1

14.09


5

Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

1

19.09


6

Франки: расселение, занятия, общественное устройство

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда».

1

21.09


7

Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Входная контрольная работа.

Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Ранние славянские государства.

1

26.09


8

Британия и Ирландия в раннее Средневековье.

Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания.

1

28.09


9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ранняя Средневековье»


1

03.10



Раздел II. Европа на подъеме

10

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение.

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

1

05.10


11

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

1

10.10


12

Христианизация Европы. Светские правители и папы

Христианизация Европы. Светские правители и папы.

1

12.10


13

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

1

17.10


14

Крестовые походы: цели, участники, результаты.

Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены.

1

19.10


15

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Средневековая Европа»


1

24.10


16

Города — центры ремесла, торговли, культуры.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

1


26.10


17

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире.


Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

1

09.11


18

Отношения светской власти и церкви. Ереси: причины возникновения и распространения.

Отношения светской власти и церкви. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

1

14.11


19

Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы.

Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв.

1

16.11


20

Экономическое и социальное развитие европейских стран. Столетняя война; Ж. д’Арк.

Экономическое и социальное развитие европейских стран. Столетняя война; Ж. д’Арк.

1

21.11


21

Обострение социальных противоречий в XIV в. Гуситское движение в Чехии.

Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание УотаТайлера). Гуситское движение в Чехии.

1

23.11



Раздел III. Дальние страны (4ч)

22

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов.

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями.

1

28.11


23

Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.

Страны Востока в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

1

30.11


24

Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века.

Страны Востока в Средние века. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

1

05.12


25

Государства доколумбовой Америки.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

1

07.12



Раздел IV. На пороге нового времени

26

Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв.

Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Историческое и культурное наследие Средневековья.

1

12.12


27

Повторительно-обобщающий урок: «История средних веков»


1

14.12




Часть II. История России с древнейших времен до начала XVI века.

28

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории.

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

1

19.12



Раздел I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

29

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век.

1

21.12


30

Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии.

Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э.

1

26.12


31

Античные города-государства Северного Причерноморья.

Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов.

1

28.12


32

Вопрос о славянской прародине и происхождении славян.

Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

1

11.01


33

Повторительно-обобщающий урок: «Народы и государства на территории нашей страны в древности»


1

16.01



Раздел II. Русь в IX — первой половине XII в.

34

Формирование новой политической и этнической карты континента.Первые известия о Руси.

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси.

1

18.01


35

Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

1

23.01


36

Формирование территории государства Русь.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

1

25.01


37

Принятие христианства и его значение.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Территориально-политическая структура Руси: волости.

1

30.01


38

Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого.

Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

1

01.02


39

Русь при Ярославичах. Личность Владимира Мономаха.

Русь при Ярославичах. Личность Владимира Мономаха.

1

06.02


40

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: РусскаяПравда, церковные уставы. Русская церковь.

1

08.02


41

Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура.

Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

1

13.02


42

Картина мира средневекового человека.

Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

1

15.02


43

Повторительно-обобщающий урок по теме:«Русь в IX — первой половине XII в.»


1

20.02



Раздел III. Русские земли и княжества в середине XII – в начале XIII века

44

Формирование системы земель – самостоятельных государств

Формирование системы земель – самостоятельных государств.

1

22.02


45

Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

1

27.02


46

Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины.

Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

1

01.03


47

Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

1

06.03


48

Повторительно-обобщающий урок по теме:«Русь в середине XII — начале XIII в.»


1

13.03


49

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков.

1

15.03


50

Походы Батыя на Восточную Европу

Походы Батыя на Восточную Европу. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

1

20.03


51

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой.

1

22.03


52

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура.

Возникновение Золотой орды. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама.

1

03.04


53

Южные и западные русские земли.

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

1

05.04


54

Княжества Северо-Восточной Руси.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы.

1

10.04


55

Усиление Московского княжества.

Усиление Московского княжества. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

1

12.04


56

Куликовская битва

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

1

17.04


57

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

1

19.04


58

Повторительно-обобщающий урок теме: «Русские земли в середине XIII – XIVв.»


1

24.04


59

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Народы Северного Кавказа

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком

1

26.04


60

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами.

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный.

1

03.05


61

Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура

Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле.

1

18.05


62

Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским.

Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль

1

10.05


63

Иван III. Ликвидация зависимости от Орды.

Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства.

1

15.05


64

Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский КремльПовседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды. Наш регион в древности и средневековье.

1

17.05


65

Развитие культуры единого Русского государства.

Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.

1

22.05


66

Архитектура. Изобразительное искусство.

Архитектура. Изобразительное искусство.

1

24.05


67

Повторительно-обобщающий урок теме: «История России с древнейших времен до начала XVI века»


1

29.05


68

Защита проектов


1

29.05



Оценочные материалы

п/п

Вид работы

Сроки

1

Входная контрольная работа

26.09

2

Защита проектов

29.05



Нормы оценки знаний учащихся по истории(устный ответ)

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто налагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

  • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существен­ные признаки, закономерности развития;

  • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контрар­гументы по отношению к иным взглядам;

  • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рацио­нальности;

  • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

  • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдель­ные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

  • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

  • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

  • делает элементарные выводы;

  • путается в терминах;

  • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

  • не может аргументировать собственную позицию;

  • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

  • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • не раскрыл проблему;

  • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

  • или информацию представил не в контексте задания или отказался отвечать.

Критерии оценивания проектов в 6 классе

 Критерий 1.

Постановка цели проекта(максимум 3 балла):

Цель не сформулирована - 0

Цель сформулирована нечетко - 1

Цель сформулирована, но не обоснована - 2

Цель четко сформулирована и убедительно обоснована - 3

Критерий 2.

Планирование путей достижения цели проекта(максимум 3 балла):

План отсутствует -0

Представленный план не ведет к достижению цели проекта - 1

Представлен краткий план достижения цели проекта - 2

Представлен развернутый план достижения цели проекта - 3

Критерий 3.

Разнообразие источников информации, целесообразность ихиспользования (максимум 3 балла):

Использована неподходящая информация - 0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы - 1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников - 2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников - 3

Критерий 4.

Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе - (максимум 3 балла):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора - 0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода - 1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества - 2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта - 3

Критерий 5.

Качество проведения презентации - (максимум 6 баллов):

Презентация не проведена - 0

Внешний вид автора не соответствует требованиям проведения презентации - 1

Автор имеет подобающий внешний вид, но его речь не соответствует требованиям проведения презентации - 2

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но онвышел за рамки регламента- 3

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией - 4

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена - 5

Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересоватьаудиторию - 6

Критерий 6. Качество проектного продукта(максимум 4 балла):

Проектный продукт отсутствует- 0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) - 1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества - 2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) - 3

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) и выполнен полностью самостоятельно - 4

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части(максимум 3 балла):

Письменная часть проекта отсутствует - 0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении - 1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру - 2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами - 3



«5» - 24-25

«4» - 20-23

«3» - 13-19

«2» - менее 13

Критерии оценивания входной и итоговой контрольной работы

Менее 50% выполненного задания – «2»

50-59% выполненного задания –«3»

60-79% выполненного задания –«4»

80-100% выполненного задания –«5»







Приложение

Входная контрольная работа

  1. Власть народа – …

  1. Город-государство - …

  1. Место, где собираются музы –…

  1. Кто является автором поэм “Илиада” и “Одиссея”?

  1. Сколько дней продолжалась Олимпиада?

  1. Кто отменил долговое рабство в Афинах?

  1. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива;

      8. Кого египтяне считали «живым богом»:

а) главного жреца;    б) фараона;    в) Амон-Ра.

9. Первая столица Египетского царства:

а) Фивы;      б) Мемфис;      в) Атон

10. Предводитель персов, великий полководец древнего мира:

А) Кир       Б) Крез      В) Хеопс

11. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:

А) Адам    Б) Авраам        В) Ной

12. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

А) Соломон      Б) Хаммурапи        В) Гильгамеш

     13.   Укажите имя древнегреческого бога, с которым связано зарождение театра

 А) Аид                Б) Дионис                  В) Зевс

     14. Как называлась главная площадь Афин?

 А) Акрополь               Б) Пирей           В) Агора

     15. Как назывались военные корабли у греков?

  А) лодка          Б) триера          В) пароход

     16. Кого греки считали варварами?

  А) готов                Б) египтян           В) всех, кроме греков

    17.Как древние греки себя называли сами?

   А) скифы           Б) эллины               В) варвары

    18. Против кого сражались греки в Марафонской битве?

  А)египтян         Б) персов            В) скифов.



Темы проектных работ

«Мир глазами средневекового человека».

1. Путешествие в средневековый город.

2. Из дневника путешественника.

3. Песни вагантов.

4. Музыка и танцы Средневековья.

5. В подземелье алхимика.

6. Библия в камне или Что я узнал о Священном писании, рассматривая храм.

7. Вместе с Колумбом.

8. Что я узнал в средневековой школе.

9. Как создать витраж.

10. Жизнь «в круге храма».

11. Средневековая медицина: как лечили пациентов.

12. Лучший средневековый рецепт: что кушали в Средневековье.

13. Мода в Средние века.

14. Кто такие ведьмы?

15. Мир глазами средневекового человека: создание географической карты, модели представляющей воззрения человека Средневековья на устройство мира.

Проекты о культуре Древнерусского государства:

1. Идея единства Русской земли в период феодальной раздробленности («Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха»).

2. Языческие традиции и обряды славян (по русским сказкам).

3. Почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей? (берестяные грамоты, школы, литература).

4. Древнерусский храм – это византийский храм?

5. Сравните архитектурные особенности Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Как повлиял политический строй этих земель на их культурные традиции?

6. Наиболее ценные объекты культуры 10-12 веков. (Объяснить выбор)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!