Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №21
г. Батайска
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Гимназия №21
Приказ от 01.09.2017 № 249
_______________/С.Н.Козырев/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по___________ Изобразительное искусство_________________
Класс__1 «В» класса_____
Учитель __Жарова Ольга Васильевна_____________
Программа разработана на основе авторской издательской программы В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2012. (Сборник программ к комплекту учебников «Перспективная начальная школа». – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. )
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Положением о рабочей программе МБОУ Гимназия № 21, на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Составитель: В.С. Кузин рекомендованной МО и Науки РФ, учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. (Сборник программ к комплекту учебников «Перспективная начальная школа». – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. )
Обучение искусству - целенаправленный процесс формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, потребности и способности творить «по законам красоты».
Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием.
Программа «Изобразительное искусство» соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В учебном плане отводится на курс изобразительного искусства в 1 классе 1 час в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 год по курсу литературное чтение в 1 классе запланировано 33 часа.
Главная цель:
- развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира;
- освоение первичных знаний о мире искусств: изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуре, дизайне; формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение умениями, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей.
Основные задачи курса:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творче-ского воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания пре-красного, воспитание интереса и любви к искусству.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала;
- единство воспитания и образования;
- познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства;
- система учебно-творческих заданий;
- система межпредметных связей;
- соблюдение преемственности в изобразительном искусстве младших школьников и дошкольников.
Содержание учебного предмета
1.В мире волшебных красок(10ч)
Познакомятся с материалами, с которыми работает художник: с основными и составными цветами спектра. Научатся смешивать краски и получать все цвета радуги; выбирать художественные материалы для работы.Познакомятся с народными промыслами и основными элементами орнамента. Научатся выполнять элементы росписи. Используя приемы примакивания кистью и тычка, без предварительного рисунка.
Познакомятся с промыслом и элементами оформления дымковской игрушки. Научатся выполнять элементы росписи дымковской игрушки.Используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка.Узнают о роли и значении декоративно -прикладного искусства в жизни человека. Научатся делить прямоугольник на равные части: выполнять
узоры в полосе из геометрических фигур; самостоятельно составлять орнамент из геометрических фигур. Ознакомятся с формой и названиями простых геометрических тел и фигур: шар. куб. конус. квадрат. круг. прямоугольник.треугольник. Научатся изображать | карандашом предметы геометрической формы; узнавать геометрические тела и фигуры в окружающих предметах узнают название промысла и основные элементы
орнамента. Научатся выполнять элементы городецкой росписи. Используя различные способы и приемы рисования кистью без предварительного
рисунка. Узнают название промысла и основные элементы орнамента хохломской росписи. Научатся выполнять элементы росписи. Используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка узнают основы изобразительного языка живописи.
Жанр «пейзаж»; отдельные произведения выдающихся художников (называют их авторов). Научатся устно описывать изображенные на картине предметы, явления. действия; различать своеобразие художественных средств и приемов разных видов искусства на тему осени; работать художественными материалами. Узнают теплые и холодные цвета; правила получения составных цветов. Научатся правильно работать акварельным и красками: рисовать с натуры осенние листья (передавать форму и колорит листьев); использовать в рисунке выразительные возможности акварели. Узнают вид изобразительного искусства скульптура и его выразительные возможности: материалы для скульптуры и их роль в создании образа; правила работы пластическими материалами. Научатся работать пластическим способом лепки из пластилина; анализировать форму листьев.
2.Мы готовимся к празднику.(6ч)
Познакомятся с жанром изобразительного искусства -натюрмортом; определением «локальный цвет предмета». Научатся передавать в рисунке локальный цвет предметов и их объем; рисовать падающую тень; выбирать художественные материалы для работы. Познакомятся с материалами для скульптуры; работой художников-скульпторов; с жанром - натюрмортом; видом искусства скульптурой. Научатся пользоваться простейшим и приемами лепки овощей и фруктов из пластилина. Узнают правила получения новых цветов путем смешения основных цветов: определение «линия горизонта». Научатся устно описывать изображенные па картине явления и выражать свое отношение; смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность Познакомятся с техникой бумажной пластики и оригами; профессией дизайнера. Научатся складывать лист бумаги в треугольник по образцу; узнавать геометрические тела и фигуры в окружающих человека предметах. Познакомятся с традициями праздника; приемами работы с акварелью и восковыми мелками. Научатся работать смешанной технике; придумывать и выполнять узор для украшения ёлочной игрушки. Узнают о бытовом жанре: 0 композиции. Научатся воспринимать и устно описывать изображенные на картине явления и выражать свое к ним отношение; смешивать краски. ровно закрывать ими нужную поверхность, использовать приемы загораживания.
3.Красота вокруг нас(8ч)
Узнают о роли и значении декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Научатся выполнять объемные игрушки; аккуратно работать с бумагой, клеем и ножницами. Познакомятся с центрами русского народного кружевоплетения. Научатся правильно (вертикально) держать кисточку при рисовании снежинки; аккуратно работать гуашью по тонированной бумаге познакомятся: с понятиями «иллюстрация», «композиция». Научатся самостоятельно выбирать сюжет рисунка: правильно выполнять композицию рисунка; передавать в рисунке форму, основной цвет, пространственное положение предметов Научатся самостоятельно выбирать сюжет рисунка: правильно выполнять композицию рисунка; передавать в рисунке форму, основной цвет, пространственное положение предметов; правильно смешивать гуашь на палитре. Познакомятся с видами изобразительного искусства и их художественно-выразительными средствами. Научатся: устно описывать изображение на картине архитектурные объекты и выражать свое отношение к ним; проводить линию горизонта; смешивать краски познакомятся с произведениями русских художников о зиме. Научатся выбирать художественные материалы для создания своего замысла; устно описывать изображенные на картине предметы, явления познакомятся с произведениями русских художников о зиме. Научатся выбирать художественные материалы для создания своего замысла; устно описывать изображенные на картине предметы, явления, действия. Познакомятся с промыслом и основными элементами орнамента. Научатся выполнять элементы городецкой росписи. Используя различные способы и приемы рисования кистью без предварительного рисунка.
4.Встреча с весной красной(9ч)
Узнают определения понятий: «орнамент». «узор». «стилизация»; виды орнаментов. Научатся составлять и выполнять простейшие узоры в круге из растительного орнамента. Познакомятся с традиционными дымковскими орнаментами для украшения игрушек. Научатся самостоятельно работать по схеме: декорировать лепное изделие дымковским орнаментом .Познакомятся с правилами построения линейной перспективы и законами воздушной перспективы Научатся устно описывать изображенные на картине явления и выражать свое к ним отношение: передавать настроение цветом Познакомятся с особенностям и изготовления и оформления дымковской глиняной игрушки. Научатся декорировать лепное изделие; самостоятельно работать по предложенной схеме. Познакомятся с последовательностью выполнения рисунка садовых и полевых цветов. Научатся делать предварительный рисунок простым карандашом; передавать в рисунке акварелью форму, очертание, цвет изображаемых цветов. Познакомятся с правилам и по построения линейной перспективы. Научатся смешивать краски. Создавая необходимый колорит и настроение работы; анализировать произведения искусства и высказывать свое мнение Познакомятся с разнообразием форм в природе; ролью и знамением декоративно- прикладного искусства в жизни человека. Научатся составлять и выполнять простейшие геометрические узоры. Познакомятся с произведениями русских художников о лете. Научатся устно описывать изображенные на картине пейзажи и выражать свое к ним отношение; изображать линию горизонта и применять прием загораживания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Должны знать /понимать:
названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Уметь:
правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции – аппликации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Личностные:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
толерантное принятие национальных ценностей и духовных традиций культур разных народов;
нравственная оценка своих результатов и результатов других, а также явлений окружающего мира;
стремление к художественному познанию окружающего мира;
способность применять полученные знания в своей творческой деятельности;
использование различных художественных материалов для работы в разных техниках;
внедрение своих художественных умений в создание отдельных вещей, предметов и их украшений.
Метапредметные:
видеть и правильно воспринимать аспекты художественной культуры в окружающей действительности;
использовать знания по изобразительному искусству для освоения содержания других учебных предметов;
использовать и выбирать разнообразные средства для реализации художественного замысла;
формировать способности оценивать собственные результаты и результаты своих товарищей.
Предметные:
понимание значения искусства в жизни человека и общества;
умение различать основные виды и жанры искусств;
стремление передать свое отношение к природе, человеку, обществу в художественно-творческой деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Блок. Содержание курса | Дата | Тема урока |
-
| В мире волшебных красок(10ч) Познакомятся с материалами, с которыми работает художник: с основными и составными цветами спектра. Научатся смешивать краски и получать все цвета радуги; выбирать художественные материалы для работы.Познакомятся с народными промыслами и основными элементами орнамента. Научатся выполнять элементы росписи. Используя приемы примакивания кистью и тычка, без предварительного рисунка. Познакомятся с промыслом и элементами оформления дымковской игрушки. Научатся выполнять элементы росписи дымковской игрушки.Используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка.Узнают о роли и значении декоративно -прикладного искусства в жизни человека. Научатся делить прямоугольник на равные части: выполнять узоры в полосе из геометрических фигур; самостоятельно составлять орнамент из геометрических фигур. Ознакомятся с формой и названиями простых геометрических тел и фигур: шар. куб. конус. квадрат. круг. прямоугольник.треугольник. Научатся изображать | карандашом предметы геометрической формы; узнавать геометрические тела и фигуры в окружающих предметах узнают название промысла и основные элементы орнамента. Научатся выполнять элементы городецкой росписи. Используя различные способы и приемы рисования кистью без предварительного рисунка. Узнают название промысла и основные элементы орнамента хохломской росписи. Научатся выполнять элементы росписи. Используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка узнают основы изобразительного языка живописи. Жанр «пейзаж»; отдельные произведения выдающихся художников (называют их авторов). Научатся устно описывать изображенные на картине предметы, явления. действия; различать своеобразие художественных средств и приемов разных видов искусства на тему осени; работать художественными материалами. Узнают теплые и холодные цвета; правила получения составных цветов. Научатся правильно работать акварельным и красками: рисовать с натуры осенние листья (передавать форму и колорит листьев); использовать в рисунке выразительные возможности акварели. Узнают вид изобразительного искусства скульптура и его выразительные возможности: материалы для скульптуры и их роль в создании образа; правила работы пластическими материалами. Научатся работать пластическим способом лепки из пластилина; анализировать форму листьев. | 01.09 | Чем и как работают художники. «Волшебные краски» |
-
| 08.09 | «Цветовой круг» |
-
| 15.09 | «Красивые цепочки» |
-
| 22.09 | Волшебные краски осеннего дерева. И. Левитан «Золотая осень» |
-
| 06.10 | Беседа «Жанры изобразительного искусства. Архитектура». «Листья деревьев» |
-
| 13.10 | Лепка «Овощи и фрукты» |
-
| 20.10 | Беседа «Русское народное декоративно-прикладное искусство». Декоративная работа «Волшебные листья и ягоды» |
-
| 27.10 | Хохломская роспись. «Волшебный узор» |
-
| 10.11 | Беседа о красоте осенней природы «Сказка об осени» |
-
| 17.11 | Орнамент.«Чудо-платье» |
-
| Мы готовимся к празднику.(6ч) Познакомятся с жанром изобразительного искусства -натюрмортом; определением «локальный цвет предмета». Научатся передавать в рисунке локальный цвет предметов и их объем; рисовать падающую тень; выбирать художественные материалы для работы. Познакомятся с материалами для скульптуры; работой художников-скульпторов; с жанром - натюрмортом; видом искусства скульптурой. Научатся пользоваться простейшим и приемами лепки овощей и фруктов из пластилина. Узнают правила получения новых цветов путем смешения основных цветов: определение «линия горизонта». Научатся устно описывать изображенные па картине явления и выражать свое отношение; смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность Познакомятся с техникой бумажной пластики и оригами; профессией дизайнера. Научатся складывать лист бумаги в треугольник по образцу; узнавать геометрические тела и фигуры в окружающих человека предметах. Познакомятся с традициями праздника; приемами работы с акварелью и восковыми мелками. Научатся работать смешанной технике; придумывать и выполнять узор для украшения ёлочной игрушки. Узнают о бытовом жанре: 0 композиции. Научатся воспринимать и устно описывать изображенные на картине явления и выражать свое к ним отношение; смешивать краски. ровно закрывать ими нужную поверхность, использовать приемы загораживания. | 24.11 | Узор из кругов и треугольников |
-
| 1.12 | Праздничный флажок |
-
| 8.12 | Дымковская игрушка. «Праздничные краски узоров» |
-
| 15.12 | «Новогодняя ёлка» |
-
| 22.12 | Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары |
-
| | Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки |
-
| Красота вокруг нас(8ч) Узнают о роли и значении декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Научатся выполнять объемные игрушки; аккуратно работать с бумагой, клеем и ножницами. Познакомятся с центрами русского народного кружевоплетения. Научатся правильно (вертикально) держать кисточку при рисовании снежинки; аккуратно работать гуашью по тонированной бумаге познакомятся: с понятиями «иллюстрация», «композиция». Научатся самостоятельно выбирать сюжет рисунка: правильно выполнять композицию рисунка; передавать в рисунке форму, основной цвет, пространственное положение предметов Научатся самостоятельно выбирать сюжет рисунка: правильно выполнять композицию рисунка; передавать в рисунке форму, основной цвет, пространственное положение предметов; правильно смешивать гуашь на палитре. Познакомятся с видами изобразительного искусства и их художественно-выразительными средствами. Научатся: устно описывать изображение на картине архитектурные объекты и выражать свое отношение к ним; проводить линию горизонта; смешивать краски познакомятся с произведениями русских художников о зиме. Научатся выбирать художественные материалы для создания своего замысла; устно описывать изображенные на картине предметы, явления познакомятся с произведениями русских художников о зиме. Научатся выбирать художественные материалы для создания своего замысла; устно описывать изображенные на картине предметы, явления, действия. Познакомятся с промыслом и основными элементами орнамента. Научатся выполнять элементы городецкой росписи. Используя различные способы и приемы рисования кистью без предварительного рисунка. | | Рисование с натуры ветки ели или сосны. «Красота лесной природы» |
-
| | Лепка животных по памяти и представлению |
-
| | Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование русской народной сказки « Колобок» |
-
| | Городецкая роспись. Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой» |
-
| | Беседа о красоте зимней природы. Мы рисуем зимние деревья |
-
| | Рисование на тему «Красавица зима» |
-
| | Гжель. Рисование декоративных элементов росписи. «Синие узоры на белоснежном поле» |
-
| | Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки. «Синее чудо» |
-
| Встреча с весной красной(9ч) Узнают определения понятий: «орнамент». «узор». «стилизация»; виды орнаментов. Научатся составлять и выполнять простейшие узоры в круге из растительного орнамента. Познакомятся с традиционными дымковскими орнаментами для украшения игрушек. Научатся самостоятельно работать по схеме: декорировать лепное изделие дымковским орнаментом .Познакомятся с правилами построения линейной перспективы и законами воздушной перспективы Научатся устно описывать изображенные на картине явления и выражать свое к ним отношение: передавать настроение цветом Познакомятся с особенностям и изготовления и оформления дымковской глиняной игрушки. Научатся декорировать лепное изделие; самостоятельно работать по предложенной схеме. Познакомятся с последовательностью выполнения рисунка садовых и полевых цветов. Научатся делать предварительный рисунок простым карандашом; передавать в рисунке акварелью форму, очертание, цвет изображаемых цветов. Познакомятся с правилам и по построения линейной перспективы. Научатся смешивать краски. Создавая необходимый колорит и настроение работы; анализировать произведения искусства и высказывать свое мнение Познакомятся с разнообразием форм в природе; ролью и знамением декоративно- прикладного искусства в жизни человека. Научатся составлять и выполнять простейшие геометрические узоры. Познакомятся с произведениями русских художников о лете. Научатся устно описывать изображенные на картине пейзажи и выражать свое к ним отношение; изображать линию горизонта и применять прием загораживания. | | Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» |
-
| | | Беседа «Двенадцать месяцев в творчестве художника- пейзажиста Бориса Щербакова» |
-
| | | Лепка птиц по памяти и представлению |
-
| | | Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день» |
-
| | | Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день» |
-
| | | Рисование на тему «Праздничный салют» |
-
| | | Рисование по представлению. «Бабочка» |
-
| | | Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас» |
-
| | | Аппликация. «Мой любимый цветок |
Итоговая контрольная работа по
изобразительному искусству для 1 класса___
_____________________________________________
Ф.И. учащегося
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 Рассмотри репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду. Живопись Графика Скульптура Архитектура ДПИ 2 |
Рассмотри репродукцию картины И. Репина «Стрекоза». Расскажи, что изобразил художник, какие чувства у тебя вызывает это произведение. Выбери и подчеркни нужное. На картине изображена девочка. Она сидит на (заборе, стуле, кресле), её освещает (летнее теплое солнце, зимнее холодное солнце) Вокруг природа и много света, девочке (плохо, хорошо). Картина вызывает чувство ( радости, грусти, тревоги), потому что художник использовал (светлые, темные) краски. |
Определи группы цветов. Запиши номер, относящийся к данной группе 3 цветов. основные составные теплые холодные |
Рассмотри репродукции картин, определи цветовую гамму 4 каждой картины. Поставь номер. теплая холодная ледяная. |
Определи и нарисуй геометрическую форму предмета. 5 |
Укрась шарфик для мамы, используя знакомые тебе орнаменты. 6 |
7 Создай композицию на плоскости на тему «Весна пришла» Художественный материал, выбери самостоятельно. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
8 Создай композицию на плоскости на одну из предложенных ниже тем. «Моя семья», «Мои друзья», «На перемене». Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному тобой образу, выберите самостоятельно. |
Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Изобразительное искусство. 1 класс: учебник / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2012.
Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2012.
Изобразительное искусство в начальной школе / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2012.
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ Гимназия №21 от 24.08.2017г. № 1 _________Т. А. Полищук | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР __________Н. А. Приходченко 31.08.2017г. |