Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрено» на заседании кафедры Учителей изобразительного искусства, технологии и музыки протокол № 1 от .08.2016г. Руководитель кафедры _______________/Гималетдинова М.В./ | «Согласовано» Зам. Директора по УВР ________/Науменко Л.Е./ 08. 2016 г. | «Утверждаю» Директор гимназии №3 __________/Ильина М.А./ Приказ № ______ от 29 августа 2016 г. |
Рабочая программа
По предмету «Изобразительное искусство»
для 2 АБВГ класса
Гималетдиновой М.В.,
учителя высшей квалификационной категории
(базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю)
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол №1 от «29» августа 2016 г.
2016-2017 учебный год
2 класс. «Искусство и ты». Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству» составлена на основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
- Примерные программы по учебным предметам,
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»,
- Учебный план МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ».
1) общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; (из ФГОС ООО).
Одной из главных целей преподавания искусства во 2 классе является задача введения детей в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
2) общая характеристика учебного предмета, курса;
Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».
В рабочей программе определена система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности:
Изобразительного, декоративного, конструктивного.
Для этого система уроков продолжает опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
Декоративная и конструктивная работа;
Восприятие явлений действительности и произведений искусства;
Обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
Изучение художественного наследия;
Подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
Прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки - путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
3) место учебного предмета, курса в учебном плане;
В Федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе основной школы отводится 34 часа в год, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культур созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого миро отношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса..
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания сопереживания чувствам других людей
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты учебного предмета, курса
В результате изучения искусства у обучающихся:
Будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
Начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
Сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
Появится способность к реализации творческого потенциала в духовной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
Установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполняется конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
Будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие;
Обучающиеся:
Овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
Получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
Научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России и (своего региона);
Будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Тема раздела | содержание | Количество часов |
1 | Чем и как работает художник -8 | Три основные краски, желтый, красный, синий | 1 |
Белая и черная краски | 1 |
Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности | 1 |
Выразительные возможности аппликации | 1 |
Выразительные возможности графических материалов | 1 |
Выразительность материалов для работы в объеме | 1 |
Выразительные возможности бумаги | 1 |
Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1 |
2 | Реальность и фантазия часов - 7 | Изображение и реальность | 1 |
Изображение и фантазия | 1 |
Украшение и реальность | 1 |
Украшение и фантазия | 1 |
Постройка и реальность | 1 |
Постройка и фантазия | 1 |
«Братья–Мастера Изображения, Украшения и Постройки» всегда работают вместе (Обобщение темы) | 1 |
3 | О чем говорит искусство -12 час | Изображение природы в различных состояниях | 1 |
Изображение природы в различных состояниях | 1 |
Изображение характера животных | 1 |
Изображение характера человека : женский образ | 1 |
Выражение характера человека: мужской образ | 1 |
Образ человека в скульптуре | 1 |
Образ человека в скульптуре | 1 |
Человек и его украшения | 1 |
О чем говорят украшения | 1 |
Образ здания и его назначение | 1 |
Образ здания и его назначение | 1 |
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 |
4 | Как говорит искусство- 8 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 1 |
Тихие и звонкие цвета. | 1 |
Что такое ритм линий? | 1 |
Характер линий | 1 |
Ритм пятен | 1 |
Пропорции выражают характер | 1 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение) | 1 |
Обобщающий урок года. | 1 |
Итого: | | 35 часов |
Используемые педагогические технологии – уровневая дифференциация, коллективные способы обучения, проектные технологии, технологии развивающего обучения.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа
1.. Изобразительное искусство Рабочие программы. Предметная линия учебников : 1-4 классы под руководством Б.М. Неменского. – Москва, Просвещение, 2011 год
Учебники:
2.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений Е.И. Коротеева др. ; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, Просвещение, 2011 год
3 Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2класс: рабочая тетрадь. Н.А. Горяева и др.; под ред. Б.М. Неменского. – Москва, Просвещение, 2011 год.
Литература
Дополнительные пособия для учителя:
1.Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М «Просвещение» 2011
2. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 1. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М «Просвещение» 2011
3. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М «Просвещение» 2011
4. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией А.Г. Асмолова М «Просвещение» 2011
Интернет- ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений и рефератов
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://moikompas.ru/tags/piastilin
http://art.thelib.ru/culnure/piktures/isrusstvo_yaponii.html
http://www.orientvuseum.ru/art
http://www.vasnecov.ru
Электронные пособия (информационно-коммуникационные средства).
Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства CD).
Познавательная коллекция. Энциклопедия CD.
театральные куклы, маски
Специализированная DVD – фильмы: виды изобразительного искусства (пластические искусства) памятники архитектуры Росси и мира;
по стилям и направлениям в искусстве;
по творчеству художников жанры изобразительного искусства.
Живопись акварелью.
Базовый уровень (DVD).
Овощи, Фрукты.
Наглядно-дидактический материал. (CD) Волгоград, Учитель, 2010 го
Печатные пособия.
Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства : учебный альбом .
Искусство. Введение в цветоведение: учебный альбом .
Технические средства обучения:
Компьютер,
телевизор жидкокристаллический,
CD/DVD проигрыватели,
проектор для показа слайдов,
фотоаппарат
Учебно-практическое оборудование: доска маркерная с магнитной поверхностью,
Мольберты, комплекты резцов для линогравюры, конструкторы для моделирования архитектурных сооружений
краски акварельные, краски гуашевые, краска офортная,
валик для накатывания офортной краски,
тушь , ручки с перьями
бумага Аз, А4, бумага цветная,
клей ножницы,
фломастеры,
восковые мелки,
пастель ,сангина, уголь
кисти беличьи №5,10,20
емкости для воды,
стеки (набор), пластилин / глина
рамы для оформления работ,
подставки для натуры.
Модели и натурный фонд,
муляжи фруктов, овощей,
гербарии изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
гипсовые геометрические тела гипсовые орнаменты,
драпировки, предметы быта (кофейники, бидоны, вазы, самовар и т.д.)
керамические изделия: сервиз с гжельской росписью,
посуда с хохломской росписью, тарелки с круглым орнаментом, конструкторы.
учебная мебель, мольберты рисовальные на каждого ученика, стулья, подставки для художественных принадлежностей, стеллажи для книг, мебель для хранения таблиц и плакатов.
Тематическое планирование. 2 класс. Искусство и ты (35 часов).
№ урока | Тема урока | Число часов | Планируемые результаты Предметные | Учебно- методическое обеспечение | Вид контроля | дата | корректировка |
План | фактически |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел 1. Как и чем работает художник? (8 часов). |
1 | Три основных цвета – желтый, красный, синий, | 1 | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению | Рабочие программы «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы, Москва, Просвещение 2011 год Гуашь- красная, желтая, синяя, кисти, бумага, палитра, живые цветы, слайды цветов, наглядные пособия: три основных и составных цвета, методические таблицы, показывающие смешение цветов на палитре. Репродукции с картин Ф. Толстой «букет цветов, бабочек птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др. Литературный ряд загадки по теме | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
2 | Белая и черная краски | 1 | Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Развивать навыки работы гуашью. | Гуашь черная и белая, бумага, палитра программы «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы, Москва, Просвещение 2011 год К. Юон «Русская зима» | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе- дальше). | Рабочие программы «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы, Москва, Просвещение 2011 год бумага, пастель, мелки слайды осеннего леса и репродукции работ художников И.Шишкин «Осень», «Перед грозой», «дождь в дубовом лесу». Левитан «Золотая осень», Поляков «Осень в Абрамцево», Бродский «Опавшие листья» Наглядное пособие по работе с разными графическими материалами | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
4 | Выразительные возможности аппликации | 1 | Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. | Цветная бумага куски ткани Нитки, ножницы, клей мешковина для фона Слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями Репродукции: И.И, Левитан «золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья» Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья» Музыкальный ряд: ноктюрны Ф.Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» из цикла «Времена года» | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен(язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами. Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. | Тушь, карандаш, уголь репродукции М.Мибурич «зима» И.Билибин «Русский север» А.Дейнека «Девочка у окна» и т.д. таблица: «как дерево растет» Литературный ряд М.Пришвин «Рассказы о природе» Музыкальный ряд: П.Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года». | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | 1 | Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление) Создавать объемное изображение животного с передачей характера. | Пластилин, Стека, дощечка-подставка, тряпка, банка с водой, тальк, проволока для каркаса. Методические таблицы: Последовательность рисования, лепки птиц, животных. Иллюстрации художников-анималистов | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
7 | Выразительные возможности бумаги | 1 | Развивать навыки создания геометрических форм(конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги. Овладевать приёмами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. | Бумага, ножницы, картон Слайды произведений архитектуры | Беседа, наблюдения, коллективная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1 | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Обобщать пройденный материал. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | Материалы изученных тем | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
Реальность и фантазия ( 7ч) |
9 | Изображение и реальность | 1 | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Закреплять навыки работы от общего к частному. | Методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучело птицы, картины Е.Чарушина с изображением птиц. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
10 | Изображение и фантазия | 1 | Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Придумывать выразительные фантастические образы животных. Развивать навыки работы гуашью. | Слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве. М. Врубель «Царевна-лебедь», Методические таблицы «Цветовой круг», «Стилизация природных форм в декоративные». «теплые и холодные цвета». | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
11 | Украшение и реальность | 1 | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Развивать навыки работы тушью, пером, мелом. | Слайды фрагментов природы. Картины художников: Грабарь» Февральская лазурь», «Иней» Тонированная бумага, уголь, пастель, кисти, краски. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
12 | Украшение и фантазия | 1 | Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины. | Любой графический материал Слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок и д.р. Музыкальный ряд ритмические сочетания с преобладающим повторением ритма. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
13 | Постройка и реальность | 1 | Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. | Бумага. Ножницы, клей. Слайды самых разных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм. | Беседа, наблюдения, индивидуально-коллективная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
14 | Постройка и фантазия | 1 | Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Участвовать в создании коллективной работы. | Бумага. Ножницы, клей. Слайды самых разных построек способных пробуждать детскую фантазию. Работы и проекты архитекторов Ле Корбюзье, Гауди. | Беседа, наблюдения, индивидуально-групповая работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (Обобщение темы) | 1 | Повторять и закреплять полученные на прошлых уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников. | Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей Образцы елочных игрушек. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
Раздел 3. О чем говорит искусство (12 часов). |
16 | Изображение природы в разных состояниях | 1 | Наблюдать природу в различных состояниях. развивать колористические навыки работы гуашью. | Гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги Слайды с изображением контрастных настроений природы, Репродукции: И.Айвазовского С изображением морских пейзажей | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
17 | Изображение природы в разных состояниях | 1 | Наблюдать природу в различных состояниях. развивать колористические навыки работы гуашью. | | | |
18 | Изображение характера животных | 1 | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. | Репродукции с картин художников В. Серова, И. Ефимова, Т. Мавриной, М. Кукунова, Иллюстрации В. Ватагина Литературный ряд: Р. Киплинг Маугли Музыкальный ряд: К. Сенс-Санс. Карнавал животных | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
19 | Изображение характера человека: женский образ | 1 | Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы(Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. | Слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина Литературный ряд: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
20 | Изображение характера человека: мужской образ | 1 | Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. | Слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина Литературный ряд: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
21 | Образ человека в скульптуре | 1 | Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). | Скульптурные произведения С. Коненкова, А.Голубкиной, керамика М. Врубеля, средневековая европейская скульптура | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение Беседа, | | | |
22 | Образ человека в скульптуре | 1 | Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение Беседа, | | | |
23 | Человек и его украшения | 1 | Понимать роль украшений в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. | Слайды старинного русского оружия, кружев, женских костюмов | | | | |
24 | О чем говорят украшения | 1 | Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | | | |
25 | Образ здания и его назначение | 1 | Учится видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать опыт творческой работы. | Репродукции Н. Рерих «Заморские гости», И. Билибин иллюстрации к сказкам Слайды архитектурных изображений разных стилей. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
26 | Образ здания и его назначение | 1 | Учится видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать опыт творческой работы. | | | |
27 | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 | Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. | Обобщение материала раздела. Обсуждение выставки детских работ. | анализ, сравнение, обсуждение, оценивание | | | |
Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов). |
28 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 1 | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Развивать колористические навыки работы гуашью. | Методическое пособие по цветоведению Слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению Фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
29 | Тихие и звонкие цвета | 1 | Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета- глухого и звонкого. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. | Слайды весенней земли, грозового неба, тумана; методическое пособие по цветоведению Э. Григ. Утро (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Рассказы М. Пришвина, стихотворения С.Есенина о весне | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
30 | Что такое ритм линий | 1 | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. | Слайды весенней земли, лесных ручьев. А. Аренский. Лесной ручей, Прелюдия Э. Григ. Весной М. Пришвин Лесной ручей. | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
31 | Характер линий | 1 | Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определенным материалом можно создавать художественный образ. | Слайды с изображением крупных больших весенних веток Натурный фонд: ветки березы, сосны, дуба) Японские трехстишия (хокку). | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
32 | Ритм пятен. | 1 | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. | Рылов «на небесном просторе» Наглядные пособия Фрагменты произведений с выраженной ритмической организацией | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
33 | Пропорции выражают характер | 1 | Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. | Слайды с изображением птиц реальных и сказочных | Беседа, наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
34 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности | 1 | Повторять и закреплять полученные знания и умения. | Слайды с изображением весенних мотивов | Беседа, наблюдения, коллективная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение | | | |
35 | Обобщающий урок года | 1 | Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. | Класс оформляется детскими работами, выполненными в течении года. Репродукции работ художников и произведений народного искусства, помогающие раскрытию тем. | Беседа, наблюдения, анализ, сравнение, обсуждение, оценивание | | | |
Оценивание результатов обучения по изобразительному искусству |
Оценка «5» | 1 | - полностью справляется с поставленной целью урока; - правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное |
2 | - полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений; - вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет творческую работу, соблюдая все правила композиции, цветового решения, форму предмета и т.д. - ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности |
3 | - может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; - правильно применяет приемы и изученные техники рисования; - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески |
4 | уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения; - учебная задача по методу полностью выполнена |
|
Оценка «4» | 1 | полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; - гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее - характерное. |
2 | - полностью овладел программным материалом, но при выполнении рисунка испытывает небольшие затруднения в передаче света, тени, полутени и т.д. - при выполнении рисунка и творческих работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений. |
3 | допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя; - работа выполнена в заданное время, самостоятельно |
4 | уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения); - учебная задача по методу выполнена |
|
Оценка «3» | 1 | учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; - допускает неточность в изложении изученного материала |
2 | - основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений усвоил; - обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно; - в рисунке допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и помощью учителя. |
3 | - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; - понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; - работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности. |
4 | уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения; - учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью) |
|
Оценка «2» | | допускает грубые ошибки в ответе; - не справляется с поставленной целью урока; - обнаруживает полное незнание учебного материала |
| - обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; - допускает существенные ошибки в рисунке, которые не может исправить даже с помощью учителя. |
| - не знает основных элементов процесса рисования; - не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте. |
| - уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения; - учебная задача по методу не выполнена (или выполнена не полностью) - уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача по методу сознательно не выполнялась. |