СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 2 класс, по программе Б.М. Неменского.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство». В рабочей программе определена система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 2 класс, по программе Б.М. Неменского.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»


«Рассмотрено» на заседании кафедры

Учителей изобразительного искусства, технологии и музыки

протокол № 1 от .08.2016г.

Руководитель кафедры

_______________/Гималетдинова М.В./


«Согласовано»

Зам. Директора по УВР

________/Науменко Л.Е./

08. 2016 г.

«Утверждаю»

Директор гимназии №3 __________/Ильина М.А./

Приказ № ______ от 29 августа 2016 г.



Рабочая программа

По предмету «Изобразительное искусство»

для 2 АБВГ класса

Гималетдиновой М.В.,

учителя высшей квалификационной категории

(базовый уровень 35 часов, 1 час в неделю)




Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол №1 от «29» августа 2016 г.

2016-2017 учебный год


2 класс. «Искусство и ты». Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству» составлена на основе:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования,

- Примерные программы по учебным предметам,

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»,

- Учебный план МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ».

1) общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; (из ФГОС ООО).

Одной из главных целей преподавания искусства во 2 классе является задача введения детей в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».

В рабочей программе определена система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности:

Изобразительного, декоративного, конструктивного.

Для этого система уроков продолжает опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

Декоративная и конструктивная работа;

Восприятие явлений действительности и произведений искусства;

Обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

Изучение художественного наследия;

Подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

Прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки - путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно – технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

3)  место учебного предмета, курса в учебном плане;

В Федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе основной школы отводится 34 часа в год, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культур созидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого миро отношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса..

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания сопереживания чувствам других людей

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты учебного предмета, курса

В результате изучения искусства у обучающихся:

Будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

Начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

Сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

Появится способность к реализации творческого потенциала в духовной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

Установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполняется конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

Будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие;

Обучающиеся:

Овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

Получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

Научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России и (своего региона);

Будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

содержание учебного предмета, курса

№ п/п

Тема раздела

содержание

Количество часов

1

Чем и как работает художник -8

Три основные краски, желтый, красный, синий

1

Белая и черная краски

1

Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности

1

Выразительные возможности аппликации

1

Выразительные возможности графических материалов

1

Выразительность материалов для работы в объеме

1

Выразительные возможности бумаги

1

Неожиданные материалы (обобщение темы)

1

2

Реальность и фантазия часов - 7

Изображение и реальность

1

Изображение и фантазия

1

Украшение и реальность

1

Украшение и фантазия

1

Постройка и реальность

1

Постройка и фантазия

1

«Братья–Мастера Изображения, Украшения и Постройки» всегда работают вместе (Обобщение темы)

1

3

О чем говорит искусство -12 час

Изображение природы в различных состояниях

1

Изображение природы в различных состояниях

1

Изображение характера животных

1

Изображение характера человека : женский образ

1

Выражение характера человека: мужской образ

1

Образ человека в скульптуре

1

Образ человека в скульптуре

1

Человек и его украшения

1

О чем говорят украшения

1

Образ здания и его назначение

1

Образ здания и его назначение

1

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)

1

4

Как говорит искусство- 8

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

1

Тихие и звонкие цвета.

1

Что такое ритм линий?

1

Характер линий

1

Ритм пятен

1

Пропорции выражают характер

1

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение)

1

Обобщающий урок года.

1

Итого:


35 часов

Используемые педагогические технологии – уровневая дифференциация, коллективные способы обучения, проектные технологии, технологии развивающего обучения.

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа

1.. Изобразительное искусство Рабочие программы. Предметная линия учебников : 1-4 классы под руководством Б.М. Неменского. – Москва, Просвещение, 2011 год

Учебники:

2.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений Е.И. Коротеева др. ; под редакцией Б.М. Неменского. Москва, Просвещение, 2011 год

3 Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2класс: рабочая тетрадь. Н.А. Горяева и др.; под ред. Б.М. Неменского. – Москва, Просвещение, 2011 год.

Литература

Дополнительные пособия для учителя:

1.Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М «Просвещение» 2011

2. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 1. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М «Просвещение» 2011

3. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М «Просвещение» 2011

4. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией А.Г. Асмолова М «Просвещение» 2011

  1. Интернет- ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений и рефератов

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://moikompas.ru/tags/piastilin

http://art.thelib.ru/culnure/piktures/isrusstvo_yaponii.html

http://www.orientvuseum.ru/art

http://www.vasnecov.ru

Электронные пособия (информационно-коммуникационные средства).

Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства CD).

Познавательная коллекция. Энциклопедия CD.

театральные куклы, маски

Специализированная DVD – фильмы: виды изобразительного искусства (пластические искусства) памятники архитектуры Росси и мира;

по стилям и направлениям в искусстве;

по творчеству художников жанры изобразительного искусства.

Живопись акварелью.

Базовый уровень (DVD).

Овощи, Фрукты.

Наглядно-дидактический материал. (CD) Волгоград, Учитель, 2010 го

Печатные пособия.

Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства : учебный альбом .

Искусство. Введение в цветоведение: учебный альбом .

Технические средства обучения:

Компьютер,

телевизор жидкокристаллический,

CD/DVD проигрыватели,

проектор для показа слайдов,

фотоаппарат

Учебно-практическое оборудование: доска маркерная с магнитной поверхностью,

Мольберты, комплекты резцов для линогравюры, конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

краски акварельные, краски гуашевые, краска офортная,

валик для накатывания офортной краски,

тушь , ручки с перьями

бумага Аз, А4, бумага цветная,

клей ножницы,

фломастеры,

восковые мелки,

пастель ,сангина, уголь

кисти беличьи №5,10,20

емкости для воды,

стеки (набор), пластилин / глина

рамы для оформления работ,

подставки для натуры.

Модели и натурный фонд,

муляжи фруктов, овощей,

гербарии изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

гипсовые геометрические тела гипсовые орнаменты,

драпировки, предметы быта (кофейники, бидоны, вазы, самовар и т.д.)

керамические изделия: сервиз с гжельской росписью,

посуда с хохломской росписью, тарелки с круглым орнаментом, конструкторы.

учебная мебель, мольберты рисовальные на каждого ученика, стулья, подставки для художественных принадлежностей, стеллажи для книг, мебель для хранения таблиц и плакатов.


Тематическое планирование. 2 класс. Искусство и ты (35 часов).

№ урока

Тема урока

Число часов

Планируемые результаты

Предметные

Учебно- методическое обеспечение

Вид контроля

дата

корректировка

План

фактически

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1. Как и чем работает художник? (8 часов).

1

Три основных цвета – желтый, красный, синий,

1

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению

Рабочие программы «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы, Москва, Просвещение 2011 год

Гуашь- красная, желтая, синяя, кисти, бумага, палитра, живые цветы, слайды цветов, наглядные пособия: три основных и составных цвета, методические таблицы, показывающие смешение цветов на палитре.

Репродукции с картин Ф. Толстой «букет цветов, бабочек птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.

Литературный ряд загадки по теме

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




2

Белая и черная краски

1

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Развивать навыки работы гуашью.


Гуашь черная и белая, бумага, палитра программы «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы, Москва, Просвещение 2011 год

К. Юон «Русская зима»


Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

1

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе- дальше).

Рабочие программы «Изобразительное искусство» предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы, Москва, Просвещение 2011 год

бумага, пастель, мелки

слайды осеннего леса и репродукции работ художников И.Шишкин «Осень»,

«Перед грозой», «дождь в дубовом лесу». Левитан «Золотая осень»,

Поляков «Осень в Абрамцево», Бродский «Опавшие листья»

Наглядное пособие по работе с разными графическими материалами

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




4

Выразительные возможности аппликации

1

Овладевать техникой и способами аппликации.


Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Цветная бумага куски ткани

Нитки, ножницы, клей мешковина для фона

Слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями

Репродукции: И.И, Левитан «золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья»,

А. Балонский «Кружат листья»

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф.Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» из цикла «Времена года»

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




5

Выразительные возможности графических материалов

1

Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен(язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами.

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Тушь, карандаш, уголь репродукции М.Мибурич «зима»

И.Билибин «Русский север»

А.Дейнека «Девочка у окна» и т.д. таблица: «как дерево растет»

Литературный ряд М.Пришвин «Рассказы о природе»

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года».

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




6

Выразительность материалов для работы в объеме

1

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление)

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Пластилин,

Стека, дощечка-подставка, тряпка, банка с водой, тальк, проволока для каркаса.

Методические таблицы: Последовательность рисования, лепки птиц, животных.

Иллюстрации художников-анималистов

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




7

Выразительные возможности бумаги


1

Развивать навыки создания геометрических форм(конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги.

Овладевать приёмами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы.

Бумага, ножницы, картон

Слайды произведений архитектуры

Беседа,

наблюдения, коллективная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




8

Неожиданные материалы (обобщение темы)

1

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Обобщать пройденный материал. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Материалы изученных тем

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




Реальность и фантазия ( 7ч)

9

Изображение и реальность

1

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучело птицы, картины Е.Чарушина с изображением птиц.

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




10

Изображение и фантазия

1

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Развивать навыки работы гуашью.

Слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.

М. Врубель «Царевна-лебедь»,

Методические таблицы «Цветовой круг», «Стилизация природных форм в декоративные». «теплые и холодные цвета».

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




11

Украшение и реальность

1

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Развивать навыки работы тушью, пером, мелом.

Слайды фрагментов природы.

Картины художников: Грабарь» Февральская лазурь», «Иней»

Тонированная бумага, уголь, пастель, кисти, краски.

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




12

Украшение и фантазия

1

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.

Любой графический материал

Слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок и д.р.

Музыкальный ряд ритмические сочетания с преобладающим повторением ритма.

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




13

Постройка и реальность

1

Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

Бумага. Ножницы, клей.

Слайды самых разных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм.

Беседа,

наблюдения, индивидуально-коллективная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




14

Постройка и фантазия

1

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать приемы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Участвовать в создании коллективной работы.

Бумага. Ножницы, клей.

Слайды самых разных построек способных пробуждать детскую фантазию.

Работы и проекты архитекторов

Ле Корбюзье, Гауди.

Беседа,

наблюдения, индивидуально-групповая работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (Обобщение темы)

1

Повторять и закреплять полученные на прошлых уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей

Образцы елочных игрушек.

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




Раздел 3. О чем говорит искусство (12 часов).

16

Изображение природы в разных состояниях

1

Наблюдать природу в различных состояниях.

развивать колористические навыки работы гуашью.

Гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги

Слайды с изображением контрастных настроений природы,

Репродукции:

И.Айвазовского

С изображением морских пейзажей

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




17

Изображение природы в разных состояниях

1

Наблюдать природу в различных состояниях.

развивать колористические навыки работы гуашью.




18

Изображение характера животных

1

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Репродукции с картин художников В. Серова,

И. Ефимова, Т. Мавриной, М. Кукунова,

Иллюстрации

В. Ватагина

Литературный ряд:

Р. Киплинг Маугли

Музыкальный ряд:

К. Сенс-Санс.

Карнавал животных

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




19

Изображение характера человека: женский образ


1

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы(Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля,

И. Билибина

Литературный ряд: А. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




20

Изображение характера человека: мужской образ

1

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля,

И. Билибина

Литературный ряд: А. Пушкин

«Сказка о царе Салтане»

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




21

Образ человека в скульптуре

1

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Скульптурные произведения С. Коненкова, А.Голубкиной,

керамика М. Врубеля,

средневековая европейская скульптура

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение

Беседа,




22

Образ человека в скульптуре

1

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение

Беседа,




23

Человек и его украшения

1

Понимать роль украшений в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Слайды старинного русского оружия, кружев, женских костюмов





24

О чем говорят украшения

1

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.




25

Образ здания и его назначение

1

Учится видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать опыт творческой работы.

Репродукции

Н. Рерих «Заморские гости»,

И. Билибин иллюстрации к сказкам

Слайды архитектурных изображений разных стилей.

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




26

Образ здания и его назначение

1

Учится видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать опыт творческой работы.




27

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)

1

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.


Обсуждать творческие работы на итоговой выставке,


оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Обобщение материала раздела. Обсуждение выставки детских работ.

анализ,

сравнение,

обсуждение,

оценивание




Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов).

28

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

1

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета.

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Методическое пособие по цветоведению

Слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению

Фрагменты из оперы

Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




29

Тихие и звонкие цвета

1

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета- глухого и звонкого.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

Слайды весенней земли, грозового неба, тумана; методическое пособие по цветоведению

Э. Григ. Утро (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»

Рассказы

М. Пришвина, стихотворения

С.Есенина о весне

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




30

Что такое ритм линий

1

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружающей действительности. Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

Слайды весенней земли, лесных ручьев.

А. Аренский. Лесной ручей,

Прелюдия

Э. Григ. Весной

М. Пришвин Лесной ручей.


Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




31

Характер линий

1

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создавать художественный образ.

Слайды с изображением крупных больших весенних веток

Натурный фонд: ветки березы, сосны, дуба)

Японские трехстишия (хокку).

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




32

Ритм пятен.

1


Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.

Рылов «на небесном просторе»

Наглядные пособия

Фрагменты произведений с выраженной ритмической организацией

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




33

Пропорции выражают характер

1


Понимать, что такое пропорции.


Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

Слайды с изображением птиц реальных и сказочных

Беседа,

наблюдения, индивидуальная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




34

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности

1

Повторять и закреплять полученные знания и умения.

Слайды с изображением весенних мотивов

Беседа,

наблюдения, коллективная работа, практическая работа, анализ,

сравнение,

обсуждение




35

Обобщающий урок года

1

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей.


Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течении года.

Репродукции работ художников и произведений народного искусства, помогающие раскрытию тем.

Беседа,

наблюдения,

анализ,

сравнение,

обсуждение,

оценивание





Оценивание результатов обучения по изобразительному искусству


Оценка «5»


1

- полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное

2

-     полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

-     вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет творческую работу, соблюдая все правила композиции, цветового решения, форму предмета и т.д.

-     ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности

3

-     может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи;

-     правильно применяет приемы и  изученные техники  рисования;

-     работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески

4

уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения;

-     учебная задача по методу полностью выполнена



Оценка «4»

1

полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-     гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-     умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

-     характерное.

2

-     полностью овладел программным материалом, но при выполнении рисунка испытывает небольшие затруднения в передаче света, тени, полутени и т.д.

-     при выполнении рисунка и творческих работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.

3

допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя;

-     работа выполнена в заданное время, самостоятельно

4

уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения);

-     учебная задача по методу выполнена



Оценка «3»

1

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-     допускает неточность в изложении изученного материала

2

-     основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений усвоил;

-     обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно;

-     в рисунке допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и помощью учителя.

3

-     владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка;

-     понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки;

-     работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.

4

уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения;

-     учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью)



Оценка «2»


допускает грубые ошибки в ответе;

-     не справляется с поставленной целью урока;

-     обнаруживает полное незнание учебного материала


-     обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

-     допускает существенные ошибки в рисунке, которые не может исправить даже с помощью учителя.


-     не знает основных элементов процесса рисования;

-     не умеет пользоваться дополнительным материалом,  не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.


-     уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения;

-     учебная задача по методу не выполнена (или выполнена не полностью)

-     уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача по методу  сознательно не выполнялась.