СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 3 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», УМК «Школа России», М. Просвещение, 2011. При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы: возрастные, индивидуальные особенности и состояние учащихся данного класса, уровень их способностей, характер учебной мотивации обучающихся, анализ учебных достижений учащихся по предмету за 2 класс, работа школы по триместрам.

Просмотр содержимого документа
«планирование»

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по плану

по факту

1. Искусство в твоём доме. 10 ч.

1

Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью.

Организовывать свою деятельность, подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. Различать объекты и явле­ния реальной жизни и их об­разы, выраженные в произве­дении искусства, и объяснять разницу. Понимать общее и особен­ное в произведении изобра­зительного искусства и в ху­дожественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), способы обработки материалов, конструктивные особенности используемых инструментов, приемы работы приспособлениями. Анализировать конструкторско-технологические особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, анализировать и читать простые графические изображения. Создавать и воплощать мысленный образ конструкции. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Участвовать в совместной творческой деятельности и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать, формулировать и применять то новое, что открыто и освоено на уроке. Овладевать приёмами ра­боты различными графичес­кими материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Выбирать характер линий для создания ярких эмоцио­нальных образов в рисунке, выражать их характер.

Создавать и воплощать мысленный образ конструкции.

Оценивать адекватно результаты деятельности свои и одноклассников.



2

Красота букетов из Жостово. Изображение на бумаге сосудов из сервиза с декором.



3

Искусство ручной росписи тканей. Замкнутость композиции. Мамин платок. Эскиз платка.



4

Характер цветового и композиционного решения в зависимости от назначения. Посуда в твоём доме. Чайный сервиз в технике квилинга.



5

Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты.



6

Народные традиции декоративно – прикладного искусства и строительного мастерства. Лепка игрушки из пластилина.



7

Искусство оформления книги. Иллюстрации. Роль художника в создании книг. Иллюстрирование сказки.



8

Роль художника в создании диафильма. Проект «Разработка диафильма с иллюстрациями».



9

Промышленная графика. Эскиз конфетной обёртки или упаковки для красок.



10

Многообразие открыток. Создание эскиза открытки в технике скрапбукинга.



2. Искусство на улицах твоего города. 8 ч.

11

Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников по памяти.

Воспринимать и выра­жать своё отношение к ше­деврам русского и мирового искусства. Различать объекты и явле­ния реальной жизни и их об­разы, выраженные в произве­дении искусства, и объяснять разницу. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), способы обработки материалов, конструктивные особенности используемых инструментов, приемы работы приспособлениями. Анализировать конструкторско-технологические особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, анализировать и читать простые графические изображения. Создавать и воплощать мысленный образ конструкции. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Участвовать в совместной творческой деятельности и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать, формулировать и применять то новое, что открыто и освоено на уроке. Проектировать изделия, создавать образ в соответствии с замыслом. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализиро­вать формы предметов. Оценивать адекватно результаты деятельности свои и одноклассников.



12

Городские постройки. Зарисовка с натуры СОК «Океан».



13

Парки, скверы, бульвары. Изображение детского парка, сквера для отдыха.



14

Парки, скверы, бульвары. Рисование по впечатлению «Спортивная площадка».



15

Фонари на улицах и в парках. Графическое изображение фонарей.



16

Реклама товара. Проект. Эскиз витрины магазина «Детский мир».



17

Разные формы автомобилей. Автомобили разных времён. Создание образов фантастических машин.



18

Труд художника на улицах твоего города. Создание коллективного панно «Мой город» в технике коллажа.



3. Художник и зрелище. 8 ч.

19

Цирк – образ радостного, яркого, волшебного зрелища. Изображение циркового зрелища восковыми мелками.

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.

Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий. Проектировать изделия, создавать образ в соответствии с замыслом. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Анализировать конструкторско-технологические особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, анализировать и читать простые графические изображения. Оценивать адекватно результаты деятельности свои и одноклассников. Моделировать несложные изделия с различными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), способы обработки материалов, конструктивные особенности используемых инструментов, приемы работы приспособлениями. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Участвовать в совместной творческой деятельности и реализации несложных проектов. Обобщать, формулировать и применять то новое, что открыто и освоено на уроке. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Прогнозировать получение практических результатов. Организовывать свою деятельность, подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты.



20

Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Аппликация «Цирковое представление»



21

Художник в театре. Истоки театрально искусства. Изображение театрального занавеса.



22

Художник – создатель сценического мира. Одежда для карнавала. Аппликация «Карнавал».



23

Театральные маски. Конструирование карнавальных масок.



24

Шрифт и его образные возможности. Проект буклета театральной программы.



25

Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города. Выполнения рисунка «Праздник в городе».



26

Художник и зрелище. Разработка проекта оформления праздника «День рождения».



4. Художник и музей. 8 ч.

27

Музеи в жизни города. Художественные музеи Москвы и других городов. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры.

Воспринимать и выра­жать своё отношение к ше­деврам русского и мирового искусства. Наблюдать связи человека с природой и предметным миром. Предметный мир ближайшего окружения. Конструкции и образы объектов природы. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Прогнозировать получение практических результатов. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию. Планировать предстоящую практическую деятельность. Изображать предметы раз­личной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в ри­сунке и живописи. Давать эстетическую оцен­ку произведениям художест­венной культуры, предметам быта, архитектурным построй­кам, сопровождающим жизнь человека. Понимать ценность искус­ства в сотворении гармонии между человеком и окружаю­щим миром.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных про­изведений. Понимать роль изобрази­тельных (конструктивных) искус­ств в повседневной жизни че­ловека, в организации его ма­териального окружения. Использовать пропорцио­нальные отношения лица, фи­гуры человека при создании портрета. Изображать портреты пер­сонажей народных сказок, мифов, литературных произ­ведений, передавать своё от­ношение к персонажу. Сведения о глине как художественном материале. Исследовать конструкцию предлагаемых предметов. Знакомство с древнерусскими деревянными постройками. Осознавать, что архитекту­ра и декоративно-приклад­ное искусство во все време­на украшали повседневную жизнь человека.



28

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников. Экскурсия в городской музей.



29

Мемориалы воинской славы. Проект памятника боевой славы



30

Изображения в картинах событий из жизни людей. Фоторепортаж из своей повседневной жизни в семье «Моя семья».



31

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении.



32

Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. Мозаика.



33

Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги).



34

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников. Искусствоведческая викторина. Выставка достижений. Коллективный проект «Здравствуй, лето!»







Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», УМК «Школа России», М. Просвещение, 2011. При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы: возрастные, индивидуальные особенности и состояние учащихся данного класса, уровень их способностей, характер учебной мотивации обучающихся, анализ учебных достижений учащихся по предмету за 2 класс, работа школы по триместрам.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства и др. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Общая характеристика учебного предмета

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Цели данной программы:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичныхзнаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарнымиумениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;

нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому,

многонациональной культуре.

Задачи программы обучения:

  • Дать представления о системе взаимодействия искусства с жизнью;

  • Развить интерес к внутреннему миру человека;

  • Выполнять декоративно – конструкторские работы;

  • Осваивать средства художественной выразительности;

  • Развивать воображение, творческий потенциал ребёнка;

  • Воспитывать интерес к изобразительному искусству;

  • Формировать представления о добре и зле;

  • Развивать нравственные чувства, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • Овладеть элементарной художественной грамотой, совершенствовать эстетический вкус.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в год - 34

Количество часов в неделю – 1.

В ходе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность:

Сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни

человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;

Сформировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимать красоту как ценность;

Овладеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

Овладеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ.

Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству.


Название темы, раздела.

Количество часов

1

Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме.

8

2

Искусство на улицах твоего города.

7

3

Художник и зрелище.

10

4

Художник и музей.

9


итого

34

Содержание курса

Искусство в твоем доме (9 ч)

      Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.
       Твои игрушки
      
Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов.
      Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева; бумага, гуашь, водоэмульсионная краска, тонкие кисти, тампоны.
      Зрительный ряд: слайды народной игрушки: дымковской, городецкой, филимоновской, богородской резной; игрушки из подручного материала (упаковки, ткань, мех).
      Музыкальный ряд: русская народная музыка; П. Чайковский. «Детский альбом».
      Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.
      Посуда у тебя дома
      
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
      Материалы: тонированная бумага, гуашь; пластилин, глина, водоэмульсионная краска.
      Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда; слайды народной посуды; посуда из разных материалов (металл, дерево, пластмасса).
      Мамин платок
      
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
      Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
      Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков; платки и ткани; образцы детских работ по этой теме.
      Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
      Обои и шторы в твоем доме
      
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки.
      Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.
      Зрительный ряд: отрывки из какой-либо сказки, где приводится словесное описание комнат сказочного дворца.
      Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф. Шопен. «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф. Шопен. «Мазурка ля-минор», соч. 17).
      Твои книжки
      
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
      Материалы: гуашь, кисти; белая или цветная бумага, восковые мелки.
      Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке); книжки-игрушки; детские книжки.
      Литературный ряд: текст выбранной сказки.
      Поздравительная открытка
      Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
      Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
      Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках.
      Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
      В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
      На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

      Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
      Памятники архитектуры — наследие веков
      
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
      Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага.
      Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
      Парки, скверы, бульвары
      
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
      Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
      Ажурные ограды
      
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
      Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге, современных декоративных решеток и оград в наших городах, деревянные резные украшения домов.
      Фонари на улицах и в парках
      
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
      Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды разных фонарей.
      Витрины магазинов
      
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
      При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
      Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: слайды оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.
      Транспорт в городе
      
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
      Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: фотографии транспорта; виды старинного и современного транспорта.
      Что сделал художник на улицах моего города (села)
      
Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Художник и зрелище (10 ч)

      В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
      Театральные маски
      
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
      Конструирование выразительных острохарактерных масок.
      Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
      Зрительный ряд: маски разного характера.
      Художник в театре
      
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
      Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.
      Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.
      Литературный ряд: выбранная сказка.
      Театр кукол
      
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
      Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.
      Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол; репродукции из книг о кукольном театре; диафильм.
      Театральный занавес
      
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
      Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (или обои).
      Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.
      Афиша, плакат
      
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
      Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.
      Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
      Художник и цирк
      
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
      Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь.
      Зрительный ряд: фрагменты циркового представления.
      Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
      Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей.

Художник и музей (7 ч)

      Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
      Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев.
      Музеи в жизни города
      
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
      Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
      
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
      Материалы: гуашь, бумага, кисти.
      Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.).
      Картина-пейзаж
      
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
      Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
      Материалы: гуашь, кисти, белая бумага.
      Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В. Ван Гог, Н. Рерих, И. Левитан, А. Рылов, А. Куинджи, В. Бялыницкий-Бируля).
      Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
      Картина-портрет
      
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
      Материалы: гуашь, кисти (или пастель), бумага.
      Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф. Рокотова, В. Серова, В. Ван Гога, И. Репина.
      В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
      
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
      Материалы: пластилин, стеки, подставки из картона.
      Зрительный ряд: слайды из наборов «Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж» (произведения П. Трубецкого, Е. Лансере, А. Л. Бари и др.).
      Исторические картины и картины бытового жанра
      Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
      Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки.
      Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
      «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Результаты обучения

В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:

- что такое искусство и как оно говорит со зрителем;

- основные виды и жанры произведений изобразительного искусства;

- чем и как работает художник;

- что такое цветовой круг и как работать кистью;

- как работать с пластилином;

- что такое аппликация;

- что такое украшения;

- простейшие формы в изображении;

- холодные и тёплые цвета.

- о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;

- о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;

Обучающиеся должны знать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

•что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Обучающиеся должны уметь:

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. В ценностно – эстетической сфере – эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

  2. В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственно – творческой деятельности;

  3. В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  1. Умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  2. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  3. Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

  4. Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно – эстетическим содержанием;

  5. Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  6. Формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

  2. в ценностно – эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние  и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса  к художественным традициям своего народа и других народов;

  3. в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;

  4. в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики.

При разработке содержания рабочей программы использованы основные и дополнительные материалы курса:

  1. С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство». Поурочные планы по учебникам под редакцией Б. Неменского. 3 класс», М. Просвещение, 2016.

2. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. « Изобразительное искусство », М. Просвещение, 2014.

3. В. В. Выгонов. «Технология. Поделки из разных материалов», М. Экзамен, 2014.

4. Коротеева Е. И. Искусство и ты: Учеб. для 3 кл., М. Просвещение, 2014.

5. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 кл. М. Просвещение, 2016.

Интернет- ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://moikompas.ru/tags/plastilin

http://art.thelib.ru/culture/pictures/iskusstvo_yaponii.html

http://orientmuseam.ru/art

http://www.vasnecov.ru

Печатные пособия.

      1. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

      2. Таблицы по стилям одежды, предметов быта.

      3. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

      4. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

      5. Альбомы с демонстрационным материалом.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

Электронные библиотеки по искусству:

          1. «5555 шедевров мировой живописи»;

          2. «Искусство и путешествия».

Технические средства обучения.

Презентации для проведения уроков.

Учебно-практическое оборудование.

            1. Краски акварельные, гуашевые.

            2. Тушь, восковые мелки, фломастеры.

            3. Бумага А4, бумага цветная.

            4. Кисти беличьи,

            5. Емкости для воды

            6. Пластилин, клей

            7. Ножницы.

Модели и натурный фонд.

              1. Муляжи фруктов и овощей.

              2. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

              3. Керамические изделия.

              4. Предметы быта.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!