Пояснительная записка
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета «изобразительное искусство»
Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуры
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего начального образования, на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и на основе программы «Изобразительное искусство» разработанной авторами Б.М. Неменским, В.Г. Горяевым, Г.Е Гуровым, Н.А.Горяевой,Л.А.Неменской,А.С.Питерских,М.Т.Ломоносовой,Е.И.Коротеевой.Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение», 2015 год. Соответствует обязательному минимуму содержания образования. Изложение материала соответствует содержанию примерной программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.Н Неменского.
Общий академический объем учебного предмета согласно УМК составляет 1 ч в неделю, всего — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Планируемые предметные результаты
Ученик научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Истоки родного искусства (8ч.) | урок изучения нового материала; •урок совершенствования знаний, умений и навыков; •урок обобщения и систематизации знаний; •нетрадиционные формы уроков: урок-беседа. •урок контроля знаний, умений, навыков. •комбинированный | Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. |
Древние города нашей земли (8 ч) | урок изучения нового материала; •урок совершенствования знаний, умений и навыков; •урок обобщения и систематизации знаний; •нетрадиционные формы уроков: урок-беседа. •урок контроля знаний, умений, навыков. •комбинированный | Познакомиться с древнерусской архитектурой. Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. Создавать изображения на тему праздничного пира. Обобщить свои знания по теме «Древние города нашей земли». Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности. |
Каждый народ – художник (10 ч.) | •урок изучения нового материала; •урок совершенствования знаний, умений и навыков; •урок обобщения и систематизации знаний; •нетрадиционные формы уроков: урок-беседа. •урок контроля знаний, умений, навыков. •комбинированный урок. | Познакомиться с традиционными представлениями о красоте японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах. Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. |
Искусство объединяет народы (8 ч.) | урок изучения нового материала; •урок совершенствования знаний, умений и навыков; •урок обобщения и систематизации знаний; •нетрадиционные формы уроков: урок-беседа. •урок контроля знаний, умений, навыков. •комбинированный | Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя. Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека. Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов. |
| Тематическое планирование | |
| 4 класс | |
| | |
Тема | кол-во часов |
Истоки родного искусства (8ч.) | |
-
| Пейзаж родной земли. | 1ч. |
-
| Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. | 1ч. |
-
| Украшение деревянных построек и их значение. Образ | 1ч. |
| традиционного русского дома. | |
-
| Украшение деревянных построек и их значение. Образ | 1 ч. |
| традиционного русского дома. | |
-
| Образ красоты человека. Женский портрет. | 1ч. |
-
| Образ красоты человека. Мужской портрет. | 1ч. |
-
| Народные праздники. Коллективное панно. | 1ч. |
-
| Обобщение темы четверти. | 1ч. |
Древние города нашей земли (8 ч) | |
-
| Древнерусский город-крепость. | 1ч. |
-
| Древние соборы. | 1ч. |
-
| Древний город и его жители. | 1ч. |
-
| Древнерусские воины-защитники. | 1ч. |
-
| Города Русской земли. | 1ч. |
-
| Узорочье теремов. | 1ч. |
-
| Праздничный пир в теремных палатах. | 1ч. |
-
| Обобщение темы. | 1ч. |
Каждый народ – художник (10 ч.) | |
| Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры | 1ч. |
-
| Японии. | |
-
| Изображение японок в национальной одежде. | 1ч. |
-
| Искусство народов гор и степей. | 1ч. |
-
| Города в пустыне. | 1ч. |
-
| Образ художественной культуры Древней Греции. | 1ч. |
-
| Древнегреческие праздники. | 1ч. |
-
| Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | 1ч. |
| Европейские города. | |
-
| Портрет средневекового жителя. | 2ч. |
-
| Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. | 1ч. |
Искусство объединяет народы (8 ч.) | |
-
| Материнство. | 1ч. |
-
| Мудрость старости. | 1ч. |
-
| Сопереживание. | 1ч. |
-
| Герои-защитники. | 1ч. |
-
| Юность и надежды. | 1ч. |
-
| Искусство народов мира. Обобщение темы. | 1ч. |
-
| Резерв. | 2ч. |
| Итого | 34ч. |
| | |