СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изо

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по изо для 4 класса 2016-2017 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изо»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с.Огоньки»

Сахалинской области



Обсуждено и принято на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

______________ /Боева И.В./

Протокол от «___»_______

20 ___г. №______________

«____» __________ 20___г.


Согласовано

Зам.директора школы поУВР

_____________/Орлова Г. И. /

«_____»______________20___г.


Утверждено приказом по школе

от «____»_____________ 20___г.

№__________


Директор МБОУ СОШ №3

_______________/Колодочка Л.П./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

3 - 4 классы


2016 – 2018 учебный год
















с.Огоньки

2016г.



  1. Пояснительная записка

к рабочей программе по изобразительному искусству на основе УМК

«Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой


Рабочая программа составлена на основе:

-Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству,

- Федерального базисного учебного плана начального общего образования,

- Методического письма по преподаванию изобразительного искусства,

- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству,

- Авторской программы по УМК «Начальная школа 21 века» (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.),

- Регионального учебного плана начального общего образования,

- Учебного плана МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки,

- Положения о Рабочей программе по изобразительному искусству МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки Сахалинской области.

Согласно образовательной программе МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки сроки реализации Рабочей программы 4 года. На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч: во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Рабочая программа состоит из 5 разделов:

  1. Пояснительная записка,

  2. Содержание учебного курса,

  3. Учебно - тематический план,

  4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса,

  5. Календарно - тематическое планирование


2. Содержание тем учебного курса по изобразительному искусству


Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.·д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.·д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А.·К.·Саврасов, И.·И.·Левитан, И.·И.·Шишкин, Н.·К.·Рерих, К.·Моне, П.·Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.·д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Содержание тем учебного курса

3 класс (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Природа и художник

Природные объекты в творчестве художника

Воздушное пространство. Водный мир. Земная поверхность. Недра земли. Ритм в природе.

Величие природы на языке изобразительного искусства

Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета. Нюанс. Гризайль. Монотипия. Контраст. Воскография. Перспектива. Работа с натуры.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Выразительные средства изобразительного искусства

Форма. Цвет. Объем. Ритм.

Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию

Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) ( 6 часов).

Музей в твоей книжке

И.И.Шишкин. В.М.Васнецов. И.Я.Билибин. В.А.Серов. В.Ван Гог


4 класс (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (17 ч.)

Освоение человеком природного пространства (среды).

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.

Разнообразие природных объектов в творчестве художника:

Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др.

Развитие фантазии и воображения. (11ч)

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции

Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств.

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации.

Заочная экскурсия в театр.

Восприятие искусства ( 6 ч.).

Выразительные средства изобразительного искусства

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Красота архитектурных сооружений.

3. Учебно-тематический план по изобразительному искусству


класс

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов на тему или раздел

3

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

17


2

Развитие фантазии и воображения

11


3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Итого



34

4

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

11


2

Развитие фантазии и воображения

11


3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Итого



34




4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Список учебно-методической литературы для учителя:


Программа «Изобразительное искусство» 1- 4 классы, авторы: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2-4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2-4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М. Вентана-Граф, 2012.

Изобразительное искусство: 2-4 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/ Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-граф, 2012.



Список учебно-методической литературы для учителя:

Список учебно-методической литературы для обучающегося:


Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2-4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2-4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М. Вентана-Граф, 2012.


Цифровые образовательные ресурсы:

  • «Гжель»

  • «Стили архитектуры»;

  • Городецкие росписи, жёстовские подносы и фрагменты росписи;

  • живописные портреты Рокотова, Серова, Репина, Тропинина и других; портреты эпохи возрождения;

  • знаменитые пейзажи И.Левитана, А. Саврасова, Р.Рылова, А.Куинджи, Н.Рериха, К.Коро, В.Ван Гога.

  • изображение садов и парков в искусстве;

изображения цветов;

  • натюрморты Ж.-Б. Шардена, Петрова-Водкина, Кончаловского, Сарьяна, Стожарова;

  • слайды «Старинные ограды»;

  • слайды и фото зданий и интерьеров крупных музеев и музеев местного значения;

  • слайды садов и парковых зон разных эпох;

  • фото известных культурных памятников; парковой скульптуры.

  • фото транспорта и слайды старинных машин;

Музыкальный ряд:

  • напевные песенные тексты;

  • народная музыка в инструментальном исполнении;

  • народные плясовые;

  • русская народная песня;

Литературный ряд:

  • пословицы, поговорки, русские народные сказки.


Электронные образовательные ресурсы:


Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный пор­тал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Сайты музеев:

- www.getty.edu/art/exhibitions/devices

-www.hermitage.ru

-www.rusmuseum.ru

-www.artsedge.kennedy-center.org

-http://som.ru/Resources/Moreva/st

-http://art.edu-studio.narod.ru


Технические средства обучения:


-аудиоколонки

-мультимедийный проектор

-персональный компьютер

-принтер

-интерактивная доска