Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №29» г. Чебоксары, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского
Цели обучения изобразительному искусству:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, в выражению творческих своего работах отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального народного и изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни мира;
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты определенные результаты:
Личностные результаты:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными и приёмами техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной групповой и работы.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты курса освоения обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях детьми курса изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, которых усвоение поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке.
- учиться работать по предложенному плану учителем.
- учиться верно отличать выполненное задание от неверного.
-учиться совместно с и учителем другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт информацию и, полученную на уроке.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной всего работы класса.
-сравнивать группировать и произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-преобразовывать информацию из одной формы в на другую основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
-уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
- донести свою позицию до собеседника;
- оформить в свою мысль устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и им следовать.
-учиться согласованно в работать группе:
-учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
-уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной и жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведение искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
Использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства ; активно использовать художественные термины и понятия;
Осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка художественное или конструирование на плоскости, в объеме, в пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных материалов.
Содержание ИЗО курса
Искусство в твоём доме (8 ч.) В работе каждому художнику помогают три волшебных брата-Мастера: Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми. Строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник тем и самым создает пространственный предметный и мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.
Искусство на улицах твоего города (7 ч.) Деятельность художника на города улице или села. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы родного города(села), которых без не может возникнуть чувство Родины.
Художник и зрелище (11 ч.) Художник в необходим театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театральное зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища
Художник и музей ( 8ч.) Художник произведения создает, в которых он, изображая мир, размышляет о нем и выражает свое отношение переживание и явлений действительности. Лучшие произведения в хранятся музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музей страны
Тематическое планирование
Тема | Количество часов по программе |
Искусство вокруг нас | 34 |
Искусство в твоём доме | 8 |
Искусство на улицах твоего города | 7 |
Художник зрелище и | 11 |
Художник и музей | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
Искусство в твоём доме ( 8 часов) |
1 | Твои игрушки (Создание формы) | 1 | | | |
2 | Твои игрушки (Украшение) | 1 | | | |
3 | Посуда у тебя дома (Создание посуды на каждый день и праздничной. Связь формы и декора посуды с её назначением) | 1 | | | |
4 | Мамин платок (Создание эскиза росписи платка. Композиция и эмоциональное звучание цвета в росписи) | 1 | | | |
5 | Обои и шторы в твоём доме (Создание орнамента для обоев) | 1 | | | |
6 | Твои книжки (Создание книги. Форма, цвет, размер, оформление обложки, иллюстрации) | 1 | | | |
7 | Поздравительная открытка Создание поздравительной открытки-образа. Открытка как предмет искусства) | 1 | | | |
8 | Что сделал художник в нашем доме (Обобщение темы четверти) | 1 | | | |
«Искусство на улицах твоего города» (7 часов) |
9 | Памятники архитектуры – наследие веков (Изображение памятников архитектуры, основываясь на разнообр. архит. форм и их нарядном декоре) | 1 | | | |
10 | Парки, скверы, бульвары (Изображение культурной природной среды. Разные по характеру парки (для сказочных героев, весёлый детский парк-аттракцион, аллея воинской славы) | 1 | | | |
11 | Ажурные ограды (Создание проектов ажурных оград. Приобщение детей к красоте ажурно-сетчатых конструкций оград и решёток скверов, парков, перил мостов (чугунное литьё, ковка); деревянного узорочья изб, ворот и т. д. | 1 | | | |
12 | Фонари на улицах и парках (Создание проектов фонарей. Важная роль уличных и парковых фонарей в создании неповторимого облика города.) | 1 | | | |
13 | Витрины магазинов (Создание проектов оформления витрины. Композиционное решение, цветовой строй, ритм. расположение предметов в пространстве) | 1 | | | |
14 | Транспорт в городе (Создание проектов машин. Образ машины через её форму.) | 1 | | | |
15 | Что сделал художник на улицах моего города (моего села) (Обобщение темы четверти) | 1 | | | |
«Художник и зрелище» (11 часов) |
16 | Художник в цирке (Изображение циркового зрелища, отдельного номера или персонажа в процессе выступления) | 1 | | | |
17 | Художник в театре (Создание «Театра на столе». Художественно-декоративное оформление спектакля) | 1 | | | |
18,19 | Художник в театре (Создание «Театра на столе». Художественно-декоративное оформление спектакля) | 2 | | | |
20,21 | Театр кукол (Изготовление перчаточных кукол и создание спектакля) | 2 | | | |
22,23 | Маска (Создание маски) | 2 | | | |
24 | Афиша и плакат (Составление эскиза афиши к своему кукольному спектаклю или цирковому представлению) | 1 | | | |
25 | Праздник в городе (Создание эскиза праздничного оформления города, села, двора на тему «День инопланетянина») | 1 | | | |
26 | Школьный карнавал (Обобщение темы четверти) | 1 | | | |
«Художник и музей» (8 часов) |
27 | Музеи в жизни города (музей искусства) | 1 | | | |
28 | Картина – особый мир | 1 | | | |
29 | Картина-пейзаж (жанр пейзажа) Изобразить два эмоционально разных пейзажа: радостный и грустный | 1 | | | |
30 | Картина-портрет (жанр портрета) (Изобразить портрет интересного для себя человека) | 1 | | | |
31 | Картина-натюрморт (жанр натюрморта) (Изобразить натюрморт разного эмоционального звучания: радостный, грустный, нежный) | 1 | | | |
32 | Исторические картины и картины бытового жанра (Создать композицию на тему исторических событий или будничной человеческой жизни) | 1 | | | |
33 | Скульптура в музее и на улице (Создать из глины (пластилина) фигурку человека или животного в движении) | 1 | | | |
34 | Художественные выставки (Обобщение темы четверти и года) | 1 | | | |