Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству и учебника для 3 класса «Изобразительное искусство» (авторы В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Основными задачами являются:
Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации.
Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления , эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Формирование навыков работы с различными художественными материалами
Общая характеристика предмета
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 недели), по 34 ч во2, 3 и 4 классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
формирование основ гражданственности;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
формирование первоначальных представлений роли изобразительного искусства в жизни человека;
формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство во 3 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя)
Содержание начального общего образования по учебному предмету.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их
изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть
гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомить детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями
России и мира
Содержание учебного предмета в 3 классе.
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в
цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.
Рисование на темы, по памяти и представлению (17 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках
общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами.
Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Лепка (3 ч)
Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека — «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п. Беседы проводятся в процессе занятий.
Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения
Предметные результаты
получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира ;
Учащиеся научатся
различать понятия «набросок», «тёплый цвет»,«холодный цвет»;«живопись»,«живописец»,«графика»,«график», «архитектура»,«архитектор»
применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
узнавать ведущие художественные музеи России.
Учащиеся получат возможность научится:
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
Виды учебной деятельности учащихся
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Основные содержательные линии национально-регионального компонента по предмету «Изобразительное искусство»
воспитание толерантности, уважения, стремления сохранять и развивать культуру и искусство родного края;
освоение знаний об изобразительном искусстве Чувашии;
овладение элементами художественной деятельности чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству родного края, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Чувашское народное изобразительное искусство. Древние корни народного художественного творчества. Чувашская народная вышивка. Художественная выразительность изделий, сочетающих разные материалы. Особенности чувашского народного декоративно-прикладного искусства в сравнении с народным искусством этносов Поволжья. Местные ремесла и промыслы.
Изобразительное искусство и архитектура Чувашии. Знакомство с творчеством профессиональных художников Чувашии. Краткие сведения по истории архитектуры Чувашии на основе знакомства с местными архитектурными памятниками. Архитектура Чувашской Республики: город, сельское поселение, столица г.Чебоксары. Знакомство с произведениями изобразительного искусства Чувашии советского и современного периода.
Этнонациональные мотивы в дизайне и архитектуре Чувашии.
Чувашский государственный художественный музей. Художественные музеи и выставочные залы. Произведения чувашского народного изобразительного искусства и произведения профессиональных художников в художественных собраниях России и зарубежных стран.
Учащиеся должны знать/понимать
основные виды народного чувашского изобразительного искусства;
преемственность древнего и современного изобразительного искусства;
выдающихся представителей изобразительного искусства Чувашии и их основные произведения;
значения чувашского изобразительного искусства для культуры Чувашской Республики, Российской Федерации, мировой культуры.
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Национальный региональный компонент на уроке «Изобразительное искусство»
№ урока | Тема урока | Региональный компонент |
1 | Прощаемся с теплым летом | Чувашское народное изобразительное искусство. |
4-5 | Русская матрешка в осеннем уборе | Чувашская народная вышивка. |
17 | Труд людей зимой | Крестьянский труд в изобразительном искусстве Чувашии. |
23 | Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме и бабушке. | Орнаменты чувашского узора. |
33 | Весна в произведениях русских художников | Знакомство с творчеством художников Чувашии. |
Тематическое планирование.
№ п\п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Тип урока | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Предметные результаты | Универсальные учебные действия |
1 | «Прощаемся с теплым летом» (карандаш, акварель) | Комбинированный | Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж Уметь отражать в рисунке природные явления | Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. | Последовательность выполнения рисунка насекомого. Самостоятельная работа. |
2 | Рисование с натуры осенних листьев сложной формы (акварель) | Комбинированный | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура ) Уметь анализировать форму, | Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев. | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунков листьев дуба и клена (карандаш). |
3 | Рисование с натуры веток с осенней окраской | Комбинированный | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет) Уметь анализировать форму, цвет. | Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунков листьев дуба и клена (акварель). |
4 | Декоративное рисование. Выполнение эскиза росписи игрушки-матрешки. | Комбинированный | Знать форму изображения круга Уметь анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов | Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению | Анализ произведений декоративно-прикладного искусства. Выполнение рисунка матрешки (карандаш) |
5 | Аппликация «Русская матрешка в осеннем уборе» | Комбинированный | Знать о пропорциях и пространственном расположении предметов Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – организовать рабочее место. | Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления | Матрешки из Загорска, Семенова, Полох-Майдана. Выполнение рисунка матрешки (гуашь). |
6 | Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода» (акварель) | Комбинированный | Знать правила смешения основных красок Уметь анализировать форму, цвет, пропорции | Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком | Осенние работы в саду и огороде. Анализ произведение изобразительного искусства. Выполнение рисунка акварелью. |
7 | Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме» (карандаш, гуашь | Комбинированный | Знать о цветовом контрасте Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – понимать «язык» украшений. | Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узора с формой | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка варежки с орнаментом (гуашь) |
8 | Беседа «Сказка в произведениях русских художников» | Беседа | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства Уметь: – высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; – рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве | Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно – оформительской графике | Анализ творчества В.М Васнецова, М.А. Врубеля, И.Я. Билибина. Изовикторина. |
9 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | Комбинированный | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Знать понятие «иллюстрация». Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васнецов). | Развитие навыков композиционного мышления и воображения. | Анализ произведений изобразительного искусства. Рисование понравившегося эпизода из сказки (карандаш). |
10 | Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» (карандаш, ) | Комбинированный | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); | Развитие навыков рисования по воображению. | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение с натуры рисунка рыбки в цвете(карандаш0 |
11 | Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка» ( гуашь) | Комбинированный | Знать о пропорциях и пространственном расположении предметов Уметь: – анализировать произведения изобразительного искусства; – самостоятельно выполнить с натуры рисунок (рыбка) в нужной последовательности | Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение с натуры рисунка рыбки в цвете (гуашь). |
12 | Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» (карандаш) | Комбинированный | Знать и уметь определять «теплые» и «холодные» цвета Уметь: – сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; – анализировать произведение изобразительного искусства; – объяснить последовательность выполнения рисунка | Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру | Анализ произведений изобразительного искусства. Создание картин подводного царства (карандаш) |
13 | Рисование с натуры игрушек - сказочных человечков. |
Комбинированный | Знать о пропорциях и пространственном расположении предметов, фигурок Уметь: – сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; – анализировать произведение изобразительного искусства; – объяснить последовательность выполнения рисунка | Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка в цвете (акварель). |
14 | Декоративная работа «Сказочный букет» (карандаш, гуашь) | Комбинированный | Знать что такое «композиция» Уметь выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов, самостоятельно эскиз росписи подноса | Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов. Пробуждение чувства гордости за труд народных умельцев | Анализ произведений изобразительного искусства. Эскиз росписи посуды (гуашь). |
15 | Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки» (карандаш, акварель) | Комбинированный | Знать о различных предметы народного орнаментального искусства Уметь: – объяснять последовательность выполнения рисунка; – выполнить самостоятельно эскизы елочных игрушек-украшений | Развитие фантазии, наблюдательности и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка елочных игрушек (акварель). |
16 | Декоративная работа «Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости сказок» (карандаш, гуашь) | Комбинированный | Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного искусства с их практическим назначением. Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски | Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности | Анализ произведений изобразительного искусства. Эскиз новогодней маски (гуашь) |
17 | Рисование с натуры по памяти и по представлению«Труд людей зимой и весной» | Комбинированный | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь: – составлять композицию; – обсуждать композиции рисунков; – правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, характерности поз и движений | Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви к Родине | Анализ произведений изобразительного искусства. Рисунок человека на зимней улице (карандаш, акварель). |
18 | Декоративное рисование «Орнамент в круге» (восковые мелки, фломастеры, пастель) | Комбинированный | Знать как пользоваться различными художественными материалами (мелки, фломастеры) Уметь: – последовательно работать над декоративным рисунком; – выбирать растительный сюжет для узора. | Формирование у детей навыков последовательной работы над орнаментом. | Выполнение орнамента в круге |
19 | Рисование с натуры «Орудия труда человека» (карандаш) | Комбинированный | Знать: – понятие и сущность светотени и ее градаций; – орудия труда человека Знать: – понятие и сущность светотени и ее градаций; – орудия труда человека | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности | Анализ внешнего вида и особенностей предметов труда. Выполнение рисунков лопаты и ведра (карандаш). |
20 | Рисование с натуры «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь) | Комбинированный | Знать: – произведения декоративно-прикладного искусства; – традиции народного творчества. Уметь выполнить самостоятельно рисунок с изображением богородской игрушки | Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву. | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка богородской игрушки (карандаш, гуашь). |
21 | Лепка фигурок по мотивам народных сказок | Комбинированный | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь использовать художественные материалы (пластилин) | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка богородской игрушки (карандаш, гуашь). |
22 | Беседа на тему «Красота в умелых руках» | Беседа | Знать основные простейшие приемы выполнения хохломской травки – ягодки, травинки, кудринки, листочка Уметь: – выполнять элементы хохломской росписи; – передавать форму и пропорции, объем предмета | Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства | Анализ произведений изобразительного искусства. Рисунок с изображением родной земли в орнаментальной композиции (гуашь). |
23 | Лепка «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке» | Комбинированный | Знать особенности композиции узора в квадрате. Уметь: – показывать общее и разное в образных решениях; – заимствовать из народных орнаментов композицию элементов узора | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета. | Анализ произведений изобразительного искусства. Эскиз салфетки или очешника (карандаш). |
24 | Рисование с натуры и по памяти. Домашние животные (карандаш) | Комбинированный | Знать: – особенности изображения жизни домашних животных; – художников-анималистов и их произведения Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое животное | Развитие умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным | Анализ произведений изобразительного искусства. Анализ окраски животного (зайца). Рисунок любимого домашнего животного по памяти и представлению. |
25 | Лепка животных с натуры и по памяти | Комбинированный | Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь использовать художественные материалы (пластилин) | Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания. | Анализ цветовой окраски кролика. Рисунок домашнего животного в цвете (гуашь). |
26 | Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш) | Комбинированный | Знать цветовую окраску предметов. Уметь: – видеть сюжет; – построить композицию, выделяя главное в ней размером и цветом; – детально прорисовать деда Мазая и зайцев | Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение композиции с обязательным присутствием человека – деда Мазая (карандаш). |
27 | Беседа на тему: «Большое космическое путешествие» | Беседа | Знать о космосе; – зрительном образе космоса; – об освоении космоса. Уметь: – работать командами (экипажами) над композициями космического пространства; – выполнять работу в контрастном колорите | Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов. Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка космонавта в космосе (карандаш). |
28 | Тематическое рисование «Полет на другую планету» | Комбинированный | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии | Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения. Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов | Анализ фотографий, произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка космонавта (акварель). |
29 | Рисование с натуры «Ветка вербы» (акварель) | Комбинированный | Знать о пропорциях Очертания, и о цветовой окраске веточки вербы Уметь: – передавать пространственное положение ветки вербы; | Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы | Анализ формы, строения, пропорций и окраски ветки вербы. Рисунок вербы с натуры (акварель). |
30 | Декоративное рисование «Цветочный хоровод» | Комбинированный | Знать понятие стилизация, основные дополнительные цвета, теплые и холодные Уметь выполнить рисунок схематично, детально карандашом и в колорите | Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение композиции в цвете (гуашь). |
31 | Беседа «Весна в произведениях русских художников» | Беседа | Знать стихи о весне Уметь: – наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображенным на полотнах живописцев; – анализировать свои впечатления; – высказывать свое восхищение красотой родной природы | Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы | Анализ произведений изобразительного искусства. Беседа о том, как художники воспевали весну в своих картинах. |
32 | Рисование с натуры весенних цветов | Комбинированный | Знать о пропорциях очертания, и о цветовой окраске весенних цветов (тюльпаны, нарциссы) Знать о пропорциях очертания, и о цветовой окраске весенних цветов | Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы | |
33 | Весенняя сказка цветов Аппликация | Комбинированный | Знать особенности работы в технике . Уметь: – использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь), работать с ножницами; – анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала. | . Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | Анализ произведений изобразительного искусства. Беседа о том, как художники воспевали весну в своих картинах. |
34 | Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце» (карандаш, акварель) | Комбинированный | Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета Уметь: – составлять композиции; – а репродукции; – выполнять рисунок карандашом и в цвете ализировать | Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции. Воспитание чувства гордости за свою | Анализ произведений изобразительного искусства. Линейная прорисовка композиции (карандаш). |