Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Ленинское»
Энгельсского муниципального района Саратовской области

Рабочая учебная программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся 2 класса
на 2017/ 2018 учебный
Составитель:
Коткова Надежда Викторовна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена для обучающихся 2 класса МБОУ «ООШ с. Ленинское» в соответствии федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, на основе авторской программы Б. М. Неменского, по изобразительному искусству, которая составлена на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Предмет изучается: во 2 классе — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета, курса.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Проектная исследовательская деятельность | Количество и виды контроля |
| Чем и как работает художник | 8 | Изучение творчества В.М.Васнецова, И.Е.Репина. | Тврческая работа -2. Викторина – Выставка работ - 1 |
| Реальность и фантазия | 7 | Создание макетов зданий для «фантастического города» | Тврческая работа -1. Викторина –1 Выставка работ - 1 |
| О чем говорит искусство | 11 | Выполнение творческой работы «Морской флот», «Воротничок» | Тврческая работа -2. Викторина –1 Выставка работ - 1 |
| Как говорит искусство | 8 | Коллективный проект «Весна, Пение птиц» | Викторина –1 Выставка работ - 1 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
по плану | по факту |
1 | Три основных цвета. Изображение цветов. Работа с гуашью. | 1 | 04.09 | | |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона: - Темное и светлое. Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождя, тумана и солнечного дня). Работа с гуашью. | 1 | 11.09 | | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса. | 1 | 18.09 | | |
4 | Выразительные возможности аппликации. Создание коврика «Осенняя земля с опавшими листьями». | 1 | 25.09 | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Красота и выразительность линии. Изображение зимнего леса. | 1 | 02.10 | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных родного края. | 1 | 09.10 | | |
7 | Выразительные возможности бумаги. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). | 1 | 16.10 | | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). Изображение ночного праздничного города. | 1 | 23.10 | | |
Реальность и фантазия (7 ч) |
9 | Изображение и реальность.Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома. Работа с гуашью и цветной бумагой. | 1 | 06.11 | | |
10 | Изображение и фантазия.Фантазия в жизни людей. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Работа с гуашью. | 1 | 13.11 | | |
11 | Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев. Работа с тушью или гуашью, мелом. | 1 | 20.11 | | |
12 | Украшение и фантазия. Украшение заданной формы (воротничок, кокошник, закладка для книги). | 1 | 27.11 | | |
13 | Постройка и реальность. Индивидуально-коллективная работа: конструирование из бумаги подводного мира. | 1 | 04.12 | | |
14 | Постройка и фантазия.Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Работа с бумагой. | 1 | 11.12 | | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 1 | 18.12 | | |
О чем говорит искусство. (11ч) |
16 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | 25.12 | | |
17 | Изображение характера животных. | 1 | 15.01 | | |
18 | Изображение характера человека: женский образ. Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и мачеха и др.). | 1 | 22.01 | | |
19 | Изображение характера человека: мужской образ. Изображение героя сказки (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»); | 1 | 29.01 | | |
20 | Образ человека в скульптуре. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером (Царевна Лебедь). Работа с пластилином. | 1 | 05.02 | | |
21 | Образ человека в скульптуре. | 1 | 12.02 | | |
22 | Изображение состояний природы по сказке (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). | 1 | 19.02 | | |
23 | Выражение характера человека через украшение: Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов; | 1 | 26.02 | | |
24 | О чем говорят украшения. Украшение вырезанных из бумаги кокошников заданной формы и воротников. | 1 | 05.03 | | |
25 | О чем говорят украшения. Выражение намерений через украшение: двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа с гуашью. | 1 | 12.03 | | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | 1 | 19.03 | | |
Как говорит искусство (8 ч) |
27 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. | 1 | 09.04 | | |
28 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного: изображение пера жар-птицы. | 1 | 16.04 | | |
29 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета): Изображение весенней земли. | 1 | 23.04 | | |
30 | Линия как средство выражения: ритм линий: Изображение весенних ручьев. | 1 | 30.04 | | |
31 | Ритм пятен как средство выражения: Ритмическое расположение летящих птиц (аппликация). | 1 | 07.05 | | |
32 | Пропорции выражают характер. Лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка и т. д. | 1 | 14.05 | | |
33 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Работа с гуашью и бумагой. | 1 | 21.05 | | |
34 | Итоговый урок года. Рисование на свободную тему. | 1 | 28.05 | | |