Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №159»
«Р а с с м о т р е н о» Руководитель МО _____________ Н.Н. Гатиятуллина Протокол № 1 от « ____ » __________ _____ г. |
«С о г л а с о в а н о» Заместитель директора по ВР МБОУ «Лицей №159» ____________ С.М. Галимуллина. |
«У т в е р ж д е н о» Директор МБОУ «Лицей №159» _____________ С.Х. Загидуллина Приказ № ___ «__» ________ _____ г. |
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 7 классов
«П р и н я т о»
на заседании педагогического
совета протокол № 1
от «___» _________ ____ г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программы по изобразительному искусству для 7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б. М. Неменского .
В 7 классах общеобразовательной школы образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит целью преподавания изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно прикладное искусство) художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьника к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эффективного средства формирования , развития личности, и решает
следующие задачи:
формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основ развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;
обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению- тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.);
систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умение выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел;
воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.
Технология обучения
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в 7 классах – по 34 -35часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание тем курса по изобразительному искусству в 7 классах
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| Раздел «Изображение фигуры человека и образ человека» | 7 |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусств. | 1 |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации. | 1 |
3-4 | Лепка фигуры человека. | 2 |
5 | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. | 1 |
6 | Набросок фигуры человека с натуры. | 1 |
7 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 |
| Раздел «Поэзия повседневности » | 11 |
8 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 |
9 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 |
10 | Творчество А.Венецианова, П. Федотова. | 1 |
11 | Творчество художников передвижников. | 1 |
12 | Государственная «Третьяковская галерея». | 1 |
13 | Сюжет и содержание в картине | 1 |
14-15 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 2 |
16-17 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | 2 |
18 | Праздники и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 1 |
| Раздел «Великие темы жизни» | 10 |
19 | Монументальная живопись | 1 |
20-21 | Искусство Древней Руси | 2 |
22 | Библейская тема в станковой живописи | 1 |
23 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века | 1 |
24-25 | Процесс работы над тематической картиной | 2 |
26-27 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 2 |
28 | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. | 1 |
| Раздел «Реальность жизни и художественный образ» | 8 |
29-31 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 3 |
32 | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 |
33 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | 1 |
34 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 |
35 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 |
ИТОГО: | | 35 |
Тема: Изображение фигуры человека и образ человека (7 часов).
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Красота фигуры человека в движении. «Великие скульпторы». Изображение фигуры человека с использованием таблицы. Набросок фигуры человека с натуры. Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия».
Тема: Поэзия повседневности (11часов).
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры в изобразительном искусстве. Изображение фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Лепка фигуры человека. Поэзия повседневной жизни в истории искусств. Жанровые темы в европейском искусстве. Сюжет и содержание в картине. Умение видеть жизнь вокруг себя.
Тема: Великие темы жизни (10 часов).
Исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве. Тематическая картина в европейском искусстве XIX в. Процесс работы над тематической картиной. Художественно-творческие проекты. Конструктивное, изобразительное и декоративное начала в изобразительном искусстве. Библейские темы в изобразительном искусстве. Тематическая картина в искусстве XX века. Стиль, направление и творческая индивидуальность художника.
Тема: Реальность жизни и художественный образ (7 часов).
Слово и изображение. Искусство иллюстрации.
Требования к уровню подготовки
В результате обучения в 7 классе дети должны знать и уметь:
о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологических и библейских темах в искусстве;
о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником на понимание событий истории;
наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусств; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX – XX столетий;
иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
Виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа,
лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
Методические приемы:
освоение возможностей художественных материалов, деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы, работа с интернетом), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно – их организация в единое целое.
Контроль:
Учебно-методический комплект представлен:
Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы ( по программе Б.М.Неменского)/Авт.-сост. И.В. Буланова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Планета, 2012.
Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений РБ- Под редакцией Пурик Э.Э.- Уфа: Китап, 2006.
Изобразительное искусство и художественный труд . Под руководством Б.М. Неменского. 1-9 классы. 7-е издание. Москва « Просвещение» 2011.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е Гуров; под ред. Б.Н. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.
Список методической литературы
Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009
З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011
Б.М. Неменский, О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007
Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить знания своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
отказывается выполнять задание.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ | Тема урока | Кол- во уро ков | Тип урока | | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды контроля | | Домашнее задание | Дата по плану | Дата фактическая |
Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека (7 часов) | | |
1. | Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в Древней Греции:красота и совершенство конструкции идеального тела человека | Иметь представление об историческом характере художественного процесса, об особенностях изображения человека в истории искусства. Уметь воспринимать произведения изобразительного искусства | Ответить на вопрос: «Как можно объяснить различия в способах изображения человека в художественной культуре Древнего Египта и Древней Греции?» | | | | |
2. | Пропорции и строение фигуры человека | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека | Понимать значение пропорций при изображении фигуры человека | Экспресс- выставка работ и их анализ. Ответить на вопрос: «Что определяет красоту фигуры человека?» (Ответ: «Соразмерность ее частей») | | Работа над проектом «Великие скульпторы - начала века» | | |
3-4. | Лепка фигуры человека | 2 | Комбинированные уроки | | Виды скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение че- | Знать виды скульптуры, материалы и выразительные средства; представителей зарубеж- | Анализ, оценка процесса и результата собственного художественного | | Продолжение работы над проектом. Завершение | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | ловека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве и скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения (Донателло, Микеланджело) | ного искусства и их основные произведения (Микеланджело). Уметь воспринимать произведения скульптуры, работать в выбранном материале, используя его выразительные возможности (пластилин) | творчества | работы над проектом, оформление собранного материала (текстовое описание, мультимедийная презентация) | | |
5. | Изображение фигуры человека в истории скульптуры | 1 | Комбинированный урок | Изображение фигуры человека в истории скульптуры (продолжение). Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19- начала 20 вв. Значение особенностей материала для создания выразительного образа в скульптуре. Творчество В.И.Мухиной, С.Т. Коненкова | Знать представителей зарубежного искусства (О. Роден) и его основные произведения. Уметь анализировать образный язык произведений скульптуры | Опрос. Презентация проектов. Анализ результатов проектной деятельности | | | |
6. | Набросок фигуры человека с натуры | 1 | Комбинированный урок | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Образная выразительность фигуры | Уметь работать с графическими материалами, используя выразительные средства графики. Понимать значение соблюдения пропорций при изображении фигуры | Самоанализ работ | Выполнение набросков членов семьи | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | Повторительно- обобщающий урок(регламент ированная дискуссия) | Подготовка ответов на вопросы (групповая работа), презентация мнения группы. Участие в дискуссии (дополнения, возражения) | Человек - главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления о красоте человека в различные исторические эпохи. Восприятие произведений изобразительного искусства | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства | Подведение итогов дискуссии | | |
Тема 2. Поэзия повседневности (11 часов) |
8. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства. Материалы (по выбору) | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии | Уметь ориентироваться в основных явлениях искусства Японии и Китая | Просмотр и анализ работ | | |
9. | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. История развития бытового жанра (П. Брейгель, Ж.-Б. Шарден, В. Ван Гог, Э. Дега). Восприятие произведений | Знать жанры изобразительного искусства, выдающихся представителей зарубежного искусства и их произведения (В. Ван Гог) | Систематизировать по жанрам репродукции произведений | Проектная деятельность на тему «Творчество русских художников» (И.Репин, В.Перов, В.Васнецов) | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. | Творчество А.Г. Венецианова и П.А. Федотова | 1 | Комбинированный урок | Художественные направления 19 века (реализм). История развития бытового жанра в России. Творчество А.Г. Венецианова и П. Федотова | Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения (А.Венецианов). Уметь анализировать произведения станковой живописи | Синквейн | Работа над проектом | | |
11. | Творчество ху- дожн и ков- передвижников | 1 | Комбинированный урок | История создания Товарищества передвижников. Художник - выразитель мыслей, чувств людей своего времени. Творчество Крамского, И. Репина, В. Перова | Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения (И. Репин). Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, анализировать произведения бытового жанра | Презентация проектов по творчеству И.Репина и В.Перова. Ответить на вопрос: «Как вы понимаете выражение французского живописца К. Коро: «Я вижу сердцем так же, как и глазами»? | Дополнить список рассмотренных на уроке произведений В. Перова и И.Репина | | |
12. | Г осударствен- ная Третьяковская галерея | 1 | Урок усвоения новых знаний | История создания галереи. П.М. Третьяков - человек, гражданин. Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства в Москве. Творчество В. Васнецова | Знать крупные художественные музеи России. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре | Презентация проекта «Творчество В.Васнецова». Анализ и оценка результатов проектной деятельности | | | |
13. | Сюжет и содержание в картине | 1 | Комбинированный урок | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания | Уметь применять знания основ изобразительной грамоты в практической работе. Уметь восприни- | Опрос | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | произведения | мать и анализировать содержание и образный язык произведений изобразительного искусства | | | | |
14- 15. | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 2 | Урок творческого применения знаний, умений и навыков | Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Творчество А. Рябушкина, Ап. Васнецова | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства художественного материала и языка изобразительного искусства | Презентация и самоанализ работ | Сбор материала к сюжетной композиции | | |
16- 17. | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве | 2 | Комбинированные уроки | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Умение художника видеть значимость каждого момента жизни. Творчество Ю. Пименова, Пластова, Дейнеки | Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведения станковой живописи; работать в выбранном материале, применяя знания языка изобразительного искусства | Просмотр, взаимоанализ и оценка работ | Наблюдение и выполнение набросков к сюжетной композиции | | |
18. | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | Комбинированный урок | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера | Уметь передавать настроение праздника, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства; творчески работать в технике коллажа | Выставка работ и выбор наиболее удачной (убедительно и образно обосновать свой выбор) | | | |
| | Тема 3. Великие темы жизни (10 часов) |
19. | Монументальная живопись | 1 | Комбинированный урок | Виды живописи. Монументальная живопись эпохи Средневековья и Возрождения. Фрески Микеланджело и Рафаэля. Мозаика | Знать: виды живописи; выдающихся представителей зарубежного искусства (Микеланджело, Рафаэль Санти) | Фронтальный опрос | Подобрать репродукции, фото произведений монументальной живописи | | |
20- 21. | Искусство Древней Руси | 2 | Комбинированный урок | Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Фрески Дионисия. Икона А.Рублева «Троица» | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, воспринимать произведения архитектуры и изобразительного искусства. Уметь использовать выразительные возможности бумаги | Анализ результата коллективной деятельности | | | |
22. | Библейские темы в станковой живописи | 1 | Комбинированный урок | История создания и анализ произведений станковой живописи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рембрандт «Возвращение блудного сына», И.Иванов «Явление Христа народу» | Знать выдающихся представителей зарубежного и русского изобразительного искусства (Леонардо да Винчи, Рембрандт) и их произведения. Уметь анализировать произведения станковой живописи | Синквейн | | | |
23. | Тематическая картина в русском искусстве 19 века | 1 | Комбинированный урок | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Картина как философское | Знать выдающихся представителей русского изобразительного искусства (В.Суриков) и их | Тест | Опережающее задание: подумать над темой исторической | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни (на примере произведений В. Сурикова) | основные произведения. Уметь воспринимать произведения станковой живописи | | композиции и начать сбор необходимого для работы материала | | |
24- 25. | Процесс работы над тематической картиной | 2 | Комбинированные уроки | Этапы создания картины. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные средства Знать основы изобразительной грамоты | Просмотр и анализ поисковых эскизов. Самоанализ процесса и результатов художественного творчества | | | |
26- 27. | Монументальная скульптура и образ истории народа | 2 | Комбинированные уроки | Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и народного самосознания. Э.-М.Фальконе «Медный всадник», И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому» | Знать виды скульптуры, выдающихся деятелей искусства и их произведения (Э.-М. Фальконе «Медный всадник»), Уметь анализировать произведения монументальной скульптуры, творчески работать над предложенной темой, используя приобретенные знания | Презентация проекта. Анализ результата и процесса работы над проектом | Работа над мультимедийным проектом «Мамаев курган» | | |
28. | Тема Великой Отечественной войны в станковом и мону- | 1 | Комбинированный урок | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искус- | Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения. | Презентация мультимедийного проекта «Мамаев | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| ментальном искусстве | | | | стве России (А. Дейнека, А. Пластов, Б. Йеменский). Ху- дожник-творец- гражданин. | Уметь анализировать произведения станкового искусства | курган». Анализ и оценка результата проектной деятельности | | | |
| | | Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (7 часов) | | | |
29- 31. | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 3 | Комбинированные уроки | Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его художником. Известные иллюстраторы книги (В. Фаворский и др.) | Уметь: анализировать образный язык произведений книжной графики; применять выразительные средства изобразительного искусства в творческой работе | Ответить на вопросы: «Есть ли у вас любимая книга, оформленная известным художником?» Презентация проекта. Анализ и оценка результата проектной деятельности | Сбор необходимого литературного и зрительного материала для выполнения проекта | | |
32. | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | Комбинированный урок | Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ» | Уметь анализировать содержание, образный язык, средства выразительности (линия, цвет, объем, композиция и др.) произведений изобразительного искусства разных жанров | Выборочный просмотр и оценка работ | Работа над проектом «Художники 20 века» (К.С. Петров- Водкин, П.Пикассо) | | |
33. | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков | Стили и направления в русском искусстве Нового времени (классицизм, реализм, символизм, модерн). Творчество М.Врубеля. Художественные объединения: «Мир искусства» и др. | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства. Знать выдающихся представителей русского изобразительного искусства и их произведения (М.Врубель) | Опрос. Просмотр и оценка работ | Продолжение работы над проектом | | |
34. | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | Комбинированный урок | Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Художественные направления в искусстве 20 века. Творчество П. Пикассо | Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и зарубежного искусства. Знать о своеобразии творчества П.Пи кассо | Презентация проекта. Анализ и оценка результата проектной деятельности | | | |
35. | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | Комбинированный урок | Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Ценности музейных собраний и потребность людей в общении с искусством. Крупнейшие художественные музеи России и мира | Знать крупнейшие художественные музеи России и мира. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре | Презентация творческих работ (выборочно) | | | |