СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 7 класс (по Б.М. Неменскому). 2016 год.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

   Программы по изобразительному искусству для 7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России  Б. М. Неменского .

    В 7 классах общеобразовательной школы образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит целью преподавания изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно прикладное искусство) художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьника к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эффективного средства формирования , развития личности, и решает 

следующие задачи:

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 7 класс (по Б.М. Неменскому). 2016 год.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №159»





«Р а с с м о т р е н о»

Руководитель МО

_____________ Н.Н. Гатиятуллина

Протокол № 1

от « ____ » __________ _____ г.



«С о г л а с о в а н о»

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Лицей №159»

____________ С.М. Галимуллина.



«У т в е р ж д е н о»

Директор МБОУ «Лицей №159»

_____________ С.Х. Загидуллина

Приказ № ___ «__» ________ _____ г.



Рабочая программа по изобразительному искусству

для 7 классов



«П р и н я т о»

на заседании педагогического

совета протокол № 1

от «___» _________ ____ г.



2016-2017 учебный год




Пояснительная записка

   Программы по изобразительному искусству для 7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б. М. Неменского .

    В 7 классах общеобразовательной школы образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит целью преподавания изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно прикладное искусство) художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьника к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эффективного средства формирования , развития личности, и решает 

следующие задачи:

  •  воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах;

  • формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основ развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

  • обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению- тематическое  рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.);

  • систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умение выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел;

  • приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о закономерностях культурно-исторического процесса с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

  • воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.

                                                                Технология обучения

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

                                             Цели   художественного образования:

         развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

        воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

        освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

        овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

        формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

                                          Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в 7 классах – по 34 -35часов, из расчета 1 учебный час в неделю.


















Содержание тем курса по изобразительному искусству в 7 классах


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов


Раздел «Изображение фигуры человека и образ человека»

7

1

Изображение фигуры человека в истории искусств.

1

2

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации.

1

3-4

Лепка фигуры человека.

2

5

Изображение фигуры человека в истории скульптуры.

1

6

Набросок фигуры человека с натуры.

1

7

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1



Раздел  «Поэзия повседневности »



11

8

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

9

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

1

10

Творчество А.Венецианова, П. Федотова.

1

11

Творчество художников передвижников.

1

12

Государственная «Третьяковская галерея».

1

13

Сюжет и содержание в картине

1

14-15

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

2

16-17

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

2

18

Праздники и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

1



Раздел  «Великие темы жизни»



10

19

Монументальная живопись

1

20-21

Искусство Древней Руси

2

22

Библейская тема в станковой живописи

1

23

Тематическая картина в русском искусстве 19 века

1

24-25

Процесс работы над тематической картиной

2

26-27

Монументальная скульптура и образ истории народа

2

28

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.

1

 


Раздел  «Реальность жизни и художественный образ»



8

29-31

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

3

32

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

33

История искус­ства и история человечества. Стиль и на­правление в изобразитель­ном искусстве

1

34

Крупнейшие музеи изобра­зительного ис­кусства и их роль в культуре

1

35

Личность ху­дожника и мир его времени в произведениях искусства

1

ИТОГО:


35


Тема: Изображение фигуры человека и образ человека (7 часов).          

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Красота фигуры человека в движении. «Великие скульпторы». Изображение фигуры человека с использованием таблицы. Набросок фигуры человека с натуры.  Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия».

Тема: Поэзия повседневности (11часов).

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры в изобразительном искусстве. Изображение фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Лепка фигуры человека. Поэзия повседневной жизни в истории искусств. Жанровые темы в европейском искусстве. Сюжет и содержание в картине. Умение видеть жизнь вокруг себя.

Тема: Великие темы жизни (10 часов).

Исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве. Тематическая картина в европейском искусстве XIX в. Процесс работы над тематической картиной. Художественно-творческие проекты.  Конструктивное, изобразительное и декоративное начала в изобразительном искусстве. Библейские темы в изобразительном искусстве. Тематическая картина в искусстве XX века. Стиль, направление и творческая индивидуальность художника.

Тема: Реальность жизни и художественный образ (7 часов).

 Слово и изображение. Искусство иллюстрации.

Требования к уровню подготовки


В результате обучения в 7 классе дети должны знать и уметь:

  • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологических и библейских темах в искусстве;

  • о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

  • о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником на понимание событий истории;

  • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусств; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX – XX столетий;

  • иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

Виды занятий: 

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстрирование  (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Методические приемы:

 освоение возможностей художественных материалов, деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы, работа с интернетом), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные  связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно – их организация в единое целое.

Контроль: 

  • тестирование,

  • выставки,

  • поисковые задания,

  • игровые формы проверки знаний,

  • творческие проекты.



Учебно-методический комплект представлен:

Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы ( по программе Б.М.Неменского)/Авт.-сост. И.В. Буланова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Планета, 2012.

Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений РБ- Под редакцией Пурик Э.Э.- Уфа: Китап, 2006.

Изобразительное искусство и художественный труд . Под руководством Б.М. Неменского. 1-9 классы. 7-е издание. Москва « Просвещение» 2011.

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е Гуров; под ред. Б.Н. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.

Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.

Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.

Список методической литературы

    1. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

    2. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

    3. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

    4. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

    5. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

    6. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

    7. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

    8. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

    9. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

    10. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

    11. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009

    12. В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011

    13. Б.М. Неменский, О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007








Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

                                                                                        

Оценка «5» ставится, если учащийся:

полностью освоил учебный материал;

умеет изложить его своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его     

изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить его своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

полностью не усвоил учебный материал;

не может изложить знания своими словами;

не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

  Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно использует знания программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

допускает ошибки при планировании выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знания программного материала;

допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «1» ставится, если учащийся:

не может спланировать выполнение работы;

не может использовать знания программного материала;

отказывается выполнять задание.

 Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

                                              Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

  Критерии оценки проекта:

1.      Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).






























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС Тема года «Изобразительное искусство в жизни человека»


Тема

урока

Кол-

во

уро­

ков

Тип

урока


Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Виды

контроля


Домашнее

задание

Дата по плану

Дата

фактическая

Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека (7 часов)



1.

Изображение фигуры чело­века в истории искусства

1

Урок форми­рования новых знаний, уме­ний, навыков


Изображение челове­ка в древних культу­рах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в Древней Греции:красота и со­вершенство конст­рукции идеального тела человека

Иметь представле­ние об историче­ском характере ху­дожественного процесса, об осо­бенностях изобра­жения человека в истории искусства. Уметь восприни­мать произведения изобразительного искусства

Ответить на вопрос: «Как можно объяс­нить различия в способах изо­бражения че­ловека в худо­жественной культуре Древ­него Египта и Древней Греции?»





2.

Пропорции и строение фигу­ры человека

1

Урок форми­рования новых знаний, уме­ний, навыков


Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоян­ные для фигуры че­ловека, и их индиви­дуальная изменчи­вость. Схемы движе­ния фигуры человека

Понимать значение пропорций при изображении фигу­ры человека

Экспресс- выставка работ и их анализ. Ответить на вопрос: «Что определяет красоту фигуры человека?» (Ответ: «Со­размерность ее частей»)


Работа над проектом «Великие скульпторы

  1. - начала

  2. века»



3-4.

Лепка фигуры человека

2

Комбиниро­ванные уроки


Виды скульптуры. Пластика и вырази­тельность фигуры человека. Скульптур­ное изображение че-

Знать виды скульп­туры, материалы и выразительные средства; предста­вителей зарубеж-

Анализ, оценка процесса и ре­зультата собст­венного худо­жественного


Продолже­ние работы над проек­том.

Завершение





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





ловека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве и скульптуре Средне­вековья. Скульптура эпохи Возрождения (Донателло, Мике­ланджело)

ного искусства и их основные произве­дения (Микеланд­жело).

Уметь восприни­мать произведения скульптуры, рабо­тать в выбранном материале, ис­пользуя его выра­зительные возмож­ности (пластилин)

творчества

работы над проектом, оформление собранного материала (текстовое описание, мультиме­дийная пре­зентация)



5.

Изображение фигуры чело­века в истории скульптуры

1

Комбиниро­ванный урок

Изображение фигуры человека в истории скульптуры (продол­жение). Новые пред­ставления о вырази­тельности скульптур­ного изображения человека в искусстве конца 19- начала 20 вв. Значение особен­ностей материала для создания выра­зительного образа в скульптуре. Творче­ство В.И.Мухиной,

С.Т. Коненкова

Знать представи­телей зарубежного искусства (О. Ро­ден) и его основ­ные произведения. Уметь анализиро­вать образный язык произведений скульптуры

Опрос. Презентация проектов. Анализ ре­зультатов про­ектной дея­тельности




6.

Набросок фи­гуры человека с натуры

1

Комбиниро­ванный урок

Набросок как вид ри­сунка, особенности и виды набросков. Образная вырази­тельность фигуры



Уметь работать с графическими ма­териалами, ис­пользуя вырази­тельные средства графики.

Понимать значение соблюдения про­порций при изо­бражении фигуры



Самоанализ

работ

Выполнение набросков членов се­мьи



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.

Понимание красоты чело­века в евро­пейском и рус­ском искусстве

1

Повторительно- обобщающий урок(регламент ированная дис­куссия)

Подготовка от­ветов на вопро­сы (групповая работа), пре­зентация мне­ния группы. Участие в дис­куссии (допол­нения, возра­жения)

Человек - главная тема в искусстве. Ис­кусство в художест­венных образах от­ражает представле­ния о красоте чело­века в различные ис­торические эпохи. Восприятие произве­дений изобразитель­ного искусства

Уметь ориентиро­ваться в основных явлениях русского и мирового искус­ства

Подведение

итогов

дискуссии



Тема 2. Поэзия повседневности (11 часов)

8.

Поэзия повсе­дневной жизни в искусстве разных народов

1

Урок форми­рования новых знаний, уме­ний, навыков

Изображение выбранных мо­тивов из жизни разных народов в контексте традиций по­этики их искус­ства.

Материалы (по выбору)

Картина мира и пред­ставления о ценно­стях жизни в изобра­жении повседневно­сти у разных наро­дов. Бытовые темы и их поэтическое во­площение в изобра­зительном искусстве Китая и Японии

Уметь ориентиро­ваться в основных явлениях искусства Японии и Китая

Просмотр и анализ работ



9.

Тематическая картина. Быто­вой и истори­ческий жанры

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие «жанр» в системе жанров изо­бразительного искус­ства. Подвижность границ между жанра­ми. Бытовой, истори­ческий, мифологиче­ский жанры и темати­ческое богатство внутри их. История развития бытового жанра (П. Брейгель, Ж.-Б. Шарден, В. Ван Гог, Э. Дега). Воспри­ятие произведений

Знать жанры изо­бразительного ис­кусства, выдаю­щихся представи­телей зарубежного искусства и их произведения (В. Ван Гог)



Систематизи­ровать по жан­рам репродук­ции произведе­ний

Проектная деятель­ность на те­му «Творче­ство русских художников» (И.Репин,

В.Перов,

В.Васнецов)









1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.

Творчество А.Г. Венециа­нова и

П.А. Федотова

1

Комбиниро­ванный урок

Художественные на­правления 19 века (реализм). История развития бытового жанра в России. Творчество А.Г. Ве­нецианова и П. Федотова

Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения (А.Венецианов). Уметь анализиро­вать произведения станковой живописи

Синквейн

Работа над проектом



11.

Творчество ху- дожн и ков- передвижников

1

Комбиниро­ванный урок

История создания Товарищества пере­движников. Художник - выразитель мыслей, чувств людей своего времени. Творчество Крамского, И. Репина, В. Перова

Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения (И. Репин).

Уметь ориентиро­ваться в основных явлениях русского искусства, анали­зировать произве­дения бытового жанра

Презентация проектов по творчеству И.Репина и В.Перова. Ответить на вопрос: «Как вы понимаете вы­ражение фран­цузского живо­писца К. Коро: «Я вижу серд­цем так же, как и глазами»?


Дополнить список рас­смотренных на уроке про­изведений В. Перова и И.Репина



12.

Г осударствен- ная Третьяков­ская галерея

1

Урок усвоения новых знаний

История создания галереи.

П.М. Третьяков - че­ловек, гражданин. Третьяковская гале­рея - крупнейший му­зей русского искусст­ва в Москве. Творчество В. Васнецова

Знать крупные ху­дожественные му­зеи России. Пони­мать значение изо­бразительного ис­кусства в художе­ственной культуре

Презентация проекта «Твор­чество

В.Васнецова». Анализ и оцен­ка результатов проектной дея­тельности




13.

Сюжет и со­держание в картине

1

Комбиниро­ванный урок

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изо­бразительного искус­ства. Различные уровни понимания

Уметь применять знания основ изо­бразительной гра­моты в практиче­ской работе. Уметь восприни-

Опрос






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





произведения

мать и анализиро­вать содержание и образный язык произведений изо­бразительного ис­кусства





14-

15.

Жизнь в моем городе в про­шлых веках (историческая тема в быто­вом жанре)

2

Урок творче­ского примене­ния знаний, умений и навыков

Бытовые сюжеты на темы жизни в про­шлом. Интерес к ис­тории и укладу жизни своего народа. Твор­чество А. Рябушкина, Ап. Васнецова

Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные средства художественного материала и языка изобразительного искусства

Презентация и самоанализ ра­бот

Сбор мате­риала к сю­жетной ком­позиции



16-

17.

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

2

Комбиниро­ванные уроки

Произведения искус­ства на темы будней и их значение в по­нимании человеком своего бытия. Поэти­ческое восприятие жизни. Умение ху­дожника видеть зна­чимость каждого мо­мента жизни. Творче­ство Ю. Пименова, Пластова, Дейнеки

Уметь восприни­мать и анализиро­вать содержание и образный язык произведения станковой живопи­си; работать в вы­бранном материа­ле, применяя зна­ния языка изобра­зительного искусства

Просмотр, взаимоанализ и оценка работ

Наблюдение и выполне­ние набро­сков к сю­жетной ком­позиции



18.

Праздник и карнавал в изобразитель­ном искусстве (тема праздни­ка в бытовом жанре)

1

Комбиниро­ванный урок

Сюжеты праздника в изобразительном ис­кусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, на­ционального харак­тера

Уметь передавать настроение празд­ника, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства; творчески работать в технике коллажа

Выставка работ и выбор наибо­лее удачной (убедительно и образно обос­новать свой выбор)








Тема 3. Великие темы жизни (10 часов)

19.

Монументаль­ная живопись

1

Комбиниро­ванный урок

Виды живописи. Мо­нументальная живо­пись эпохи Средне­вековья и Возрожде­ния. Фрески Мике­ланджело и Рафаэля. Мозаика

Знать: виды живо­писи; выдающихся представителей зарубежного искус­ства (Микеландже­ло, Рафаэль Санти)

Фронтальный

опрос

Подобрать репродукции, фото произ­ведений мо­нументаль­ной живопи­си



20-

21.

Искусство Древней Руси

2

Комбиниро­ванный урок

Красота и своеобра­зие архитектуры и живописи Древней Руси, их символич­ность, обращен­ность к внутренне­му миру человека. Древние памятники Новгорода, Владими­ра, Москвы. Фрески Дионисия. Икона А.Рублева «Троица»

Уметь ориентиро­ваться в основных явлениях русского искусства, воспри­нимать произведе­ния архитектуры и изобразительного искусства.

Уметь использо­вать выразитель­ные возможности бумаги

Анализ резуль­тата коллек­тивной дея­тельности




22.

Библейские темы в станко­вой живописи

1

Комбиниро­ванный урок

История создания и анализ произведений станковой живописи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рембрандт «Возвра­щение блудного сы­на», И.Иванов «Явле­ние Христа народу»

Знать выдающихся представителей зарубежного и русского изобрази­тельного искусства (Леонардо да Вин­чи, Рембрандт) и их произведения. Уметь анализиро­вать произведения станковой живописи

Синквейн




23.

Тематическая картина в рус­ском искусстве 19 века

1

Комбиниро­ванный урок

Значение изобрази­тельной станковой картины в русском искусстве. Картина как философское

Знать выдающихся представителей русского изобрази­тельного искусства (В.Суриков) и их

Тест

Опережаю­щее задание: подумать над темой исторической





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





размышление. Пони­мание роли живопис­ной картины как со­бытия общественной жизни (на примере произведений В. Сурикова)

основные произве­дения.

Уметь восприни­мать произведения станковой живописи


композиции и начать сбор необходимо­го для рабо­ты материа­ла



24-

25.

Процесс рабо­ты над темати­ческой карти­ной

2

Комбиниро­ванные уроки

Этапы создания кар­тины. Реальность жизни и художест­венный образ. Обоб­щение и детализация

Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные средства Знать основы

изобразительной

грамоты

Просмотр и анализ поиско­вых эскизов. Самоанализ процесса и ре­зультатов ху­дожественного творчества




26-

27.

Монументаль­ная скульптура и образ исто­рии народа

2

Комбиниро­ванные уроки

Виды скульптуры. Роль монументаль­ных памятников в формировании исто­рической памяти народа и народного самосознания. Э.-М.Фальконе «Мед­ный всадник»,

И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»

Знать виды скульп­туры, выдающихся деятелей искусства и их произведения (Э.-М. Фальконе «Медный всад­ник»), Уметь ана­лизировать произ­ведения монумен­тальной скульпту­ры, творчески ра­ботать над пред­ложенной темой, используя приоб­ретенные знания

Презентация

проекта.

Анализ резуль­тата и процесса работы над проектом

Работа над мультиме­дийным про­ектом «Мамаев курган»



28.

Тема Великой Отечественной войны в стан­ковом и мону-

1

Комбиниро­ванный урок

Тема Великой Оте­чественной войны в станковом и мону­ментальном искус-

Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения.

Презентация мультимедий­ного проекта «Мамаев






1

2

3

4


5

6

7

8

9

10


ментальном

искусстве




стве России (А. Дейнека,

А. Пластов,

Б. Йеменский). Ху- дожник-творец- гражданин.

Уметь анализиро­вать произведения станкового искус­ства

курган». Анализ и оцен­ка результата проектной дея­тельности







Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (7 часов)




29-

31.

Искусство ил­люстрации. Слово и изо­бражение

3

Комбиниро­ванные уроки

Виды графики: книж­ная графика. Слово и изображение. Спо­собность иллюстра­ции выражать глу­бинные смыслы ли­тературного произве­дения, стиль автора, настроение и атмо­сферу произведения, а также своеобразие понимания его ху­дожником. Известные иллюстраторы книги (В. Фаворский и др.)

Уметь: анализиро­вать образный язык произведений книжной графики; применять вырази­тельные средства изобразительного искусства в творче­ской работе

Ответить на вопросы: «Есть ли у вас люби­мая книга, оформленная известным ху­дожником?» Презентация проекта. Ана­лиз и оценка результата проектной дея­тельности

Сбор необ­ходимого ли­тературного и зрительно­го материа­ла для вы­полнения проекта



32.

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Комбиниро­ванный урок

Язык искусства и средства вырази­тельности. Понятие «художественный образ»

Уметь анализиро­вать содержание, образный язык, средства вырази­тельности (линия, цвет, объем, ком­позиция и др.) про­изведений изобра­зительного искус­ства разных жанров

Выборочный просмотр и оценка работ

Работа над проектом «Художники 20 века»

(К.С. Петров- Водкин,

П.Пикассо)



33.

История искус­ства и история человечества. Стиль и на­правление в изобразитель­ном искусстве

1

Урок усвоения новых знаний, умений, навыков

Стили и направления в русском искусстве Нового времени (классицизм, реа­лизм, символизм, мо­дерн). Творчество М.Врубеля. Художественные объединения: «Мир искусства» и др.

Уметь ориентиро­ваться в основных явлениях русского искусства. Знать выдающихся пред­ставителей русско­го изобразительно­го искусства и их произведения (М.Врубель)

Опрос. Просмотр и оценка работ

Продолже­ние работы над проектом



34.

Личность ху­дожника и мир его времени в произведениях искусства

1

Комбиниро­ванный урок

Соотношение всеоб­щего и личного в ис­кусстве. Стиль авто­ра и возрастание творческой свободы и оригинальной ини­циативы художника. Художественные на­правления в искусст­ве 20 века. Творчест­во П. Пикассо

Уметь ориентиро­ваться в основных явлениях русского и зарубежного ис­кусства. Знать о своеобразии твор­чества П.Пи кассо

Презентация проекта. Анализ и оцен­ка результата проектной дея­тельности




35.

Крупнейшие музеи изобра­зительного ис­кусства и их роль в культуре

1

Комбиниро­ванный урок

Роль художественно­го музея в нацио­нальной и мировой культуре. Ценности музейных собраний и потребность людей в общении с искусст­вом. Крупнейшие ху­дожественные музеи России и мира

Знать крупнейшие художественные музеи России и мира.

Понимать значение изобразительного искусства в худо­жественной культуре

Презентация

творческих

работ

(выборочно)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!