СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изо для 5 класса (класс с ТМНР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию у учеников чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изо для 5 класса (класс с ТМНР)»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА №23











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для обучающихся 5а класса

(класс с ТМНР)









Составитель (автор): Одерова Ирина Алексеевна учитель старших классов.













Москва 2017

Тип программы: программа специального (коррекционного) начального образовательного учреждения VIII вида

Статус программы: рабочая программа по изобразительному искусству

Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса с ТМНР

Сроки освоения программы: 1 учебный год

Объём учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Формы контроля: фронтальный, индивидуальный, текущий

Пояснительная записка.

Изобразительное искусство - имеет важное значение в плане развития и воспитания обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности. Занятия по рисованию способствуют развитию у учеников чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 5 а класса составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН РСФСР) М.:1983г.

Программа рассчитана на 1 год обучения: в 5 классе – 64 часа (2 часа в неделю), в соответствии с количеством часов, отведённых учебным планом.

Основные задачи, решаемые на уроках изобразительного искусства: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства.

Наряду с основными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

- моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Уроки изобразительного искусства состоят из трёх разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Основные содержательные линии выстроены с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования с помощью учителя ученики составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определённой последовательности; вначале учат обучающихся составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.

На первых годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами ученики с помощью трафаретов.

Рисование с натуры.

Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объектов. С помощью учителя обучающиеся внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

Обучающиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности исследовать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

Рисование на тему.

На занятиях ученики занимаются изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированием сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

Обучающиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные соотношения предметов.

С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приёмы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи обучающихся. С помощью учителя ученики должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчёт о проделанном.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.

Содержание программы учебного предмета.

Декоративное рисование.

Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях-диагоналях). Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка). Составление узора в полосе (шарф, шапочка). Составление и рисование узора для ткани. Декоративное оформление открыток к Новому году, 8 Марта.

Рисование с натуры.

Рисование предметов, имеющих геометрическую форму (предметы мебели). Рисование по шаблону дорожных знаков. Рисование осеннего листа клёна (с использованием шаблона или способом наложения). Классификация и рисование даров сада и огорода. Рисование учебных предметов несложной формы. Рисование грибов (сыроежка, подосиновик). Рисование весенних цветов (одуванчики). Рисование с натуры постройки из элементов конструктора (на основании зрительного восприятия и с использованием шаблона).

Рисование на тему.

Рисование на темы: «В нашем саду», «Деревья в солнечную и дождливую погоду», «Новогодняя ёлка», «Моя любимая игрушка».

Тематический план:

Название раздела

Количество часов

Декоративное рисование

25

Рисование с натуры

25

Тематическое рисование

20



Формы оценивания:

Вид промежуточной аттестации

Цель

Периодичность

Способы выставления оценки

Стартовая

Предварительная диагностика знаний, умений и универсальных учебных действий, связанных с предстоящей деятельностью.

В начале учебного года, начиная со второго года обучения.

Оценка результатов фиксируется в электронном журнале.

Текущая

Контроль ЗУН учащихся по результатам урока.

Поурочно.


Оценка результатов фиксируется в электронном журнале.

Рубежная:

- тематическая;

- триместровая;

- годовая

Контроль ЗУН учащихся по результатам изучения темы, раздела, курса, триместра.

По итогам изучения темы, раздела, курса триместра.

Оценка результатов фиксируется в электронном журнале.



При выставлении оценки обучающегося за урок учитывается его практическая деятельность, его активность на уроке, а также берётся во внимание сопоставление уровня развития творческих способностей обучающегося и уровня сложности выполняемой им работы.

Оценки выставляются по пятибалльной системе.

Основные требования к ЗУН учащихся:

Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями:

- начертание геометрических фигур и различать контуры растительных форм.

Обучающиеся могут овладеть следующими умениями:

- рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, определить структуру узора;

- различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; определять последовательность выполнения рисунка;

- соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; располагать их в определённом порядке; передавать характерные признаки времён года средствами изобразительного искусства;

- правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных предметов;

- воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов.

Использованная литература и информационные источники:

Основная литература:

  1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ АПН СССР. Москва 1983 г.

  2. Воронкова В.В. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы» Москва: «Просвещение», 2009 год.

Дополнительная литература:

  1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой М.: «Владос» 2007г.

  2. А.Р. Маллер, Г.В.Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой умственной отсталостью». М.: «Академия» 2004 г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Наглядные пособия (наборы картинок по изучаемым темам)

2. Презентации, составленные в программе Power Point;

3. Раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!