Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА №23
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся 5а класса
(класс с ТМНР)
Составитель (автор): Одерова Ирина Алексеевна учитель старших классов.
Москва 2017
Тип программы: программа специального (коррекционного) начального образовательного учреждения VIII вида
Статус программы: рабочая программа по изобразительному искусству
Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг
Категория обучающихся: учащиеся 5 класса с ТМНР
Сроки освоения программы: 1 учебный год
Объём учебного времени: 70 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: фронтальный, индивидуальный, текущий
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство - имеет важное значение в плане развития и воспитания обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности. Занятия по рисованию способствуют развитию у учеников чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 5 а класса составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН РСФСР) М.:1983г.
Программа рассчитана на 1 год обучения: в 5 классе – 64 часа (2 часа в неделю), в соответствии с количеством часов, отведённых учебным планом.
Основные задачи, решаемые на уроках изобразительного искусства: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства.
Наряду с основными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Уроки изобразительного искусства состоят из трёх разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Основные содержательные линии выстроены с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования с помощью учителя ученики составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определённой последовательности; вначале учат обучающихся составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.
На первых годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами ученики с помощью трафаретов.
Рисование с натуры.
Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объектов. С помощью учителя обучающиеся внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.
Обучающиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности исследовать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.
Рисование на тему.
На занятиях ученики занимаются изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированием сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Обучающиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные соотношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приёмы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи обучающихся. С помощью учителя ученики должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчёт о проделанном.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.
Содержание программы учебного предмета.
Декоративное рисование.
Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях-диагоналях). Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка). Составление узора в полосе (шарф, шапочка). Составление и рисование узора для ткани. Декоративное оформление открыток к Новому году, 8 Марта.
Рисование с натуры.
Рисование предметов, имеющих геометрическую форму (предметы мебели). Рисование по шаблону дорожных знаков. Рисование осеннего листа клёна (с использованием шаблона или способом наложения). Классификация и рисование даров сада и огорода. Рисование учебных предметов несложной формы. Рисование грибов (сыроежка, подосиновик). Рисование весенних цветов (одуванчики). Рисование с натуры постройки из элементов конструктора (на основании зрительного восприятия и с использованием шаблона).
Рисование на тему.
Рисование на темы: «В нашем саду», «Деревья в солнечную и дождливую погоду», «Новогодняя ёлка», «Моя любимая игрушка».
Тематический план:
Название раздела | Количество часов |
Декоративное рисование | 25 |
Рисование с натуры | 25 |
Тематическое рисование | 20 |
Формы оценивания:
Вид промежуточной аттестации | Цель | Периодичность | Способы выставления оценки |
Стартовая | Предварительная диагностика знаний, умений и универсальных учебных действий, связанных с предстоящей деятельностью. | В начале учебного года, начиная со второго года обучения. | Оценка результатов фиксируется в электронном журнале. |
Текущая | Контроль ЗУН учащихся по результатам урока. | Поурочно. | Оценка результатов фиксируется в электронном журнале. |
Рубежная: - тематическая; - триместровая; - годовая | Контроль ЗУН учащихся по результатам изучения темы, раздела, курса, триместра. | По итогам изучения темы, раздела, курса триместра. | Оценка результатов фиксируется в электронном журнале. |
При выставлении оценки обучающегося за урок учитывается его практическая деятельность, его активность на уроке, а также берётся во внимание сопоставление уровня развития творческих способностей обучающегося и уровня сложности выполняемой им работы.
Оценки выставляются по пятибалльной системе.
Основные требования к ЗУН учащихся:
Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями:
- начертание геометрических фигур и различать контуры растительных форм.
Обучающиеся могут овладеть следующими умениями:
- рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, определить структуру узора;
- различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; определять последовательность выполнения рисунка;
- соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; располагать их в определённом порядке; передавать характерные признаки времён года средствами изобразительного искусства;
- правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных предметов;
- воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов.
Использованная литература и информационные источники:
Основная литература:
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ АПН СССР. Москва 1983 г.
Воронкова В.В. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы» Москва: «Просвещение», 2009 год.
Дополнительная литература:
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой М.: «Владос» 2007г.
А.Р. Маллер, Г.В.Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой умственной отсталостью». М.: «Академия» 2004 г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Наглядные пособия (наборы картинок по изучаемым темам)
2. Презентации, составленные в программе Power Point;
3. Раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями).