Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по изо, неменский, 5 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 97 имени дважды Героя Советского Союза П. А. Плотникова»
Ленинского района города Барнаула
РАССМОТРЕНО на заседании МО: | СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
Руководитель МО | Зам. директора по УВР | Директор МБОУ «СОШ №97» |
_______________/_______________________/ | _______________Н.В. Картавых | _______________Л.А. Михальчук |
(подпись) (расшифровка) Протокол от «_____» ______ 20_____г. №___ | «_____» ______________________20_____г. | Приказ от «_____» ______ 20_____г. №_____ |
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
5 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских «изобразительное искусство 5-8 классы»
«Просвещение», 2015
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов по плану |
в год | в неделю | контрольные работы | лабораторные работы | практические работы | исследовательские проекты | другое |
| | | | | | |
Составитель: Усольцева Олеся Ивановна, учитель изобразительного искусства
г. Барнаул
20___
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; понимать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов); понимать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); называть известные народные художественные промыслы России; понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, композицию как целостность и образном строе произведения, роль формата. | научиться пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы); различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века); различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора; использовать язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения; передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); владеть практическим навыкам выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; научиться владеть навыкам работы в конкретном материале (батик, роспись и т. п.); использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения. |
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание программы для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящено изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное) специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное декоративное искусство - область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Содержание программы раскрывается в следующих разделах:
Древние корни народного искусства. Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Связь времен в народном искусстве. Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Декор — человек, общество, время. Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Декоративное искусство в современном мире. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения
3. Тематическое планирование
Авторская программа рассчитана на 35 часов в год – 35 учебных недель, т.е. на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
Учебная неделя | № урока | Раздел. Тема. | Фактическая дата | Корректировка |
Древние корни народного искусства (8 ч) |
1 | 1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | | |
2 | 2 | Убранство русской избы. Единство конструкции и декора в народном жилище. | | |
3 | 3 | Внутренний мир русской избы. Формирование образного представления о внутреннем пространстве избы. | | |
4 | 4 | Конструкция и декор предметов народного быта. Знакомство с «великим бытовым искусством» | | |
5 | 5 | Русская народная вышивка. Знакомство с орнаментами народных вышивок. | | |
6 | 6 | Народный праздничный костюм | | |
7 | 7 | Народный праздничный костюм | | |
8 | 8 | Народные праздничные обряды (обобщение темы). | | |
Связь времен в народном искусстве (8ч) |
9 | 9 | Древние образы в современных народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки. | | |
10 | 10 | Знакомство с искусством Гжели. | | |
11 | 11 | Знакомство с искусством Городецкой росписи. | | |
12 | 12 | Хохлома. Знакомство с разнообразием растительного орнамента. | | |
13 | 13 | Жостово. Роспись по металлу. | | |
14 | 14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | | |
15 | 15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | | |
16 | 16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы). | | |
Декор – человек, общество, время (12ч) |
17 | 17 | Зачем людям украшения. | | |
18 | 18 | Зачем людям украшения. | | |
19 | 19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | | |
20 | 20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | | |
21 | 21 | Одежда говорит о человеке. | | |
22 | 22 | Одежда говорит о человеке. | | |
23 | 23 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | | |
24 | 24 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | | |
25 | 25 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | | |
26 | 26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | | |
27 | 27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | | |
28 | 28 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | | |
Декоративное искусство в современном мире (7ч) |
29 | 29 | Современное выставочное искусство. | | |
30 | 30 | Современное выставочное искусство. | | |
31 | 31 | Современное выставочное искусство. | | |
32 | 32 | Ты сам мастер. | | |
33 | 33 | Ты сам мастер. | | |
34 | 34 | Ты сам мастер. | | |
35 | 35 | Ты сам мастер. | | |
4. Лист изменения и дополнения
№п/п | Причина внесения изменений и дополнений | Основание для внесения изменений и дополнений | Дата внесения изменений | Подпись |
1 | карантин | Приказ от «___»___________20___г. №_____ | «___»___________20___г. | |
2 | б/л | Раздел IV, п.1 положения о рабочей программе учебных предметов | «___»___________20___г. | |
3 | курсы | Приказ от «___»___________20___г. №_____ | «___»___________20___г. | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |