МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ Протокол № ___ от «____»____________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ____________ «____»____________2016г. | «Утверждено» Директор _________ « ___»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Журавлевой Натальи Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории,
по предмету «Изобразительное искусство»
2 класс
с. Городок
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год.
Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 2 класса – класса возрастной нормы.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса:
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:
изучение видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика);
продолжение освоения выразительных возможностей акварели и гуаши, живописных приёмов (по-сырому, лессировки, раздельный мазок);
продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, тушь, перо др.), графических приёмов (штриховка, тонировка, растяжка, растушёвка или растирка);
освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями); лепки чаши щипковым методом и по шаблону;
продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения): цветовой тон, насыщенность, светлота, тёплый цвет, холодный цвет, контрастный и нюансный цвета; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;
продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло- сладкий и др.);
продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удаленных объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
освоение цветового, текстурного, тектонического и образного пространства в процессе художественно-дидактических игр (изобразительных, декоративных и конструктивных) и выполнения практических заданий;
продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;
ознакомление с видами декоративного искусства (мозаика, витраж, фарфор, чеканка и др.);
освоение приёмов декоративного рисования;
изучение видов и построения линейного орнамента;
освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, нитками, баночками, губкой, засушенными листьями; кляксография, рисование солью и др.);
изучение способов выполнения монотипии;
изучение техники коллажа;
продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки др.);
изучение форм и приёмов росписи Северной Двины и Мезени;
знакомство с каргопольскими глиняными игрушками, щепной птицей счастья из Архангельска, обрядовым печеньем «тетёрки»;
изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, птица и др.) народных орнаментов;
изучение архитектуры как вида искусства; продолжение изучения дизайна как искусства проектирования;
продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;
ознакомление с объёмно-блочной конструкцией как основой архитектурной композиции жилых зданий;
продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.
Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.
Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерныx особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).
Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостнык и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.
Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Учащиеся систематически осваивают «Азбуку форм»: программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически), различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, куб, призму, цилиндр, шар, пирамиду и др. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.
Освоение способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).
Особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета» и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.): учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна; полученные знания закрепляют в процессе выполнения практических заданий.
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ (двое создают вместе одно изображение; 4—5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.) обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей.
Особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии (цветотерапия и сказкотерапия) Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. С такой целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных сценок и др. Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование (дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях).
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам.
Вариативная часть содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности, предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству и организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. Выполнение домашнего задания является вариативным.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературного чтения, с окружающим миром, математикой, технологией.
Наряду в основной формой (уроком) проводятся экскурсии в музеи, в архитектурные заповедники, картинные галереи.
Принципы построения курса
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
эмоционально-развивающая, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентационная, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно- нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. В соответствии с учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год рабочая программа составлена на 34 ч.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
интереса к посещению художественных музеев, выставок;
представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением, использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий, понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства.
Учащиеся получат возможность научиться:
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства; группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики; учитывать мнения других в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
Содержание курса
Программа для 2 класса структурирована в виде четырех больших тем: «Виды изобразительного искусства», «Декоративное искусство», «Народное искусство», «Мир дизайна и архитектуры», на изучение которых отводится по одной четверти. Эти темы условно соответствуют основным содержательным линиям программы: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного и декоративного искусства», «Мир дизайна и архитектуры». Так, содержание линии «Мир изобразительного искусства» раскрывается через разделы «Живопись», «Графика», «Скульптура». Содержание линии «Мир народного и декоративного искусства» отражено в разделах «Декоративное рисование», «Монотипия», «Декоративные эффекты», «Коллаж», «Росписи Северной Двины», «Каргопольская игрушка», «Тетерки», «Птица счастья». Линии «Мир дизайна и архитектуры» соответствуют разделы «Дизайн и архитектура», «Призмы», «Пирамиды», «Конусы», «Цилиндры». Темы завершаются тренингами «Твои творческие достижения» и проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, ярмарка, викторина, выставка работ и рисунков, маскарад и пр.).
«Мир изобразительного искусства»
«Путешествие в мир искусства».
Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей современного искусства в Москве, Музей изобразительных искусств в Казани и др.).
«Живопись. В мастерской художника-живописца».
Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Акварель. Тёплый цвет. Небо на закате. Холодный цвет. Облака. Зимнее окно. Краски и настроение.
«Графика. В мастерской художника-графика».
Выразительные средства графики. Ветвистое дерево. Что может карандаш. Тушь и перо. Нарядные ёлочки. Кувшин и яблоко. Осенний листок. Сказочное окошко.
«Скульптура. В мастерской художника-скульптора».
Лепка декоративной чаши. Лепка рельефа «Птичка». Котик и медвежонок.
«Мир народного и декоративного искусства
«Декоративное искусство. Декор вокруг нас».
Декоративное рисование. Грибы и ёлочки. Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Монотипия. Бабочка. «Волшебные ладошки». Печать предметами. Печать осенними листьями. Декоративные эффекты. Рисуем солью. Коллаж. Грибы. Аппликация из листьев «Лесные человечки». Декоративная бумага для подарков. Декоративные ракушки. Коллаж «Море».
«Народное искусство».
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Птица сирин. Пермогорские узоры. Борецкая роспись. Прялки. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Каргопольская игрушка. Полкан. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир архитектуры и дизайна»
«Форма и цвет в дизайне и архитектуре».
Дизайн и архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Петушок. Весёлая мышка. Цилиндры. Весёлые зверята. Гусеничка. Подарочная упаковка.
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Тема раздела | Всего часов |
1 | Мир изобразительного искусства | «Путешествие в мир искусства» | 1 |
2 | «Живопись. В мастерской художника-живописца» | 6 |
3 | «Графика. В мастерской художника-графика» | 4 |
4 | «Скульптура. В мастерской художника-скульптора» | 4 |
5 | Мир народного и декоративного искусства | «Декоративное искусство. Декор вокруг нас» | 8 |
6 | «Народное искусство» | 6 |
7 | Мир дизайна и архитектуры | «Форма и цвет в дизайне и архитектуре». | 5 |
ИТОГО | 34 |
Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Раздел программы | Виды работы |
Мир изобразительного искусства | Проект «Изобразительное искусство» |
Мир народного и декоративного искусства | Проект «Народное искусство» Обучающая комплексная работа |
Мир дизайна и архитектуры | Проект ««Дизайн и архитектура»» |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Дидактическое сопровождение | Дата | Корректировка |
Предметные | УУД |
Метапредметные | Личностные | | | | |
Мир изобразительного искусства |
Путешествие в мир искусства (1 ч.) |
-
| Художественные музеи. Виды изобрази-тельного искусства. | | | | Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства в жизни человека. Выявить главную информацию из текста (с. 4-5 учебника). | Уч.с.1-7 | | |
|
-
| Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. | | | | Выполнить задания (с. 8-11 учебника), основываясь на картине (с. 6 учебника). Выявить главную информацию из текста (с. 14-15 учебника). Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оценивать результаты своей работы. Выделение приёмов работы по разделу «Учимся у мастеров» (с. 24-25 учебника). Рассмотреть акварельную живопись, выделить сюжет, проанализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Установить последовательность нанесения слоев краски и изучить мазки. | Уч.с.8 – 15 | | |
-
| Что может кисть. Гуашь. Школа графики и живописи. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». | | | | Знакомиться с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций. Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы. | Уч.с.16 – 21 | | |
-
| Гуашь. Школа графики и живописи. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» (продолжение работы) | | | | Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке». Выделять средства передачи сказочности, необычности. Проверить полученные знания по цветоведению. Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. | | |
-
| Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате» | | | | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Нарисовать несколько этюдов закатного неба. Подобрать тёплые цвета. Использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по-сырому», «вливание цвета в цвет» и др.). Сопоставлять замысел и полученный результат работы. | Уч.с.22 – 27, 31 | | |
-
| Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. Гуашь. «Зимнее окно» | | | | Воспринимать репродукцию картины К.Васильева «У окна», анализировать средства выразительности. Рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча. Взаимооценка работ | Уч.с.28 – 30, 32 – 33 | | |
-
| Школа живописи. «Краски и настроение». | | | | Выделять главную информацию из текста (с. 34-35 учебника) и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов. Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь. | Уч.с.34 – 35 | | |
«Графика. В мастерской художника-графика (4 ч.) |
-
| Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики. «Ветвистое дерево». | | | | Участвовать в беседе о графике. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи. Нарисовать ветвистое дерево графическими материалами. Выполнить упражнения по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования. Определять размеры изображаемых предметов. Учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры. Находить причину ошибок и исправлять их. Анализировать выполненные рисунки. | Уч.с.36 – 41, 48 – 49 | | |
-
| Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики. «Нарядные ёлочки» | | | | Участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях. Выполнить задания (с. 42-45 учебника). Выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон) для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики. Решать творческую задачу (с. 52 учебника): нарисовать «Нарядные ёлочки», используя разнообразную штриховку. | Уч.с.42 – 45, 52 | | |
-
| Тушь и перо. Школа графики. «Кувшин и яблоко». | | | | Продолжить знакомство с графикой как видом изобразительного искусства. Отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубежных мастеров. Выполнять задания (с. 46-47, 52-53 учебника), используя приёмы штриховки пером. Изучать последовательность работы (с. 53 учебника). Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна. | Уч.с.46 – 47, 53 | | |
-
| Школа живописи и графики. «Осенний листок». | | | | Участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника. Выполнить задания (с. 50-51 учебника), используя изученные приёмы работы. Нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись). Решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью (графика). | Уч.с.50 – 51 | | |
Скульптура. В мастерской художника-скульптора» (4 ч.) |
-
| Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. | | | | Познакомиться со скульптурой как способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Исследовать особенности материала для лепки (с. 7, 54-55, 58-59 учебника). Участвовать в воображаемом посещении мастерской художника. Слепить рельеф «Птичка» (пластилин). Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результаты работы. | Уч.с.54 – 57 | | |
-
| Школа декора. Лепка декоративной чаши. | | | | Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики. Выполнить задания руководствуясь заданной последовательностью действий. Лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону Передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов. Участвовать в выставке и оценивать результат работы. | Уч.с.58 – 61 | | |
-
| Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». | | | | Выполнить задания (с. 62-63 учебника). Лепить рельеф птички. Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ. Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов. | Уч.с.62 – 63 | | |
-
| В мастерской художника-скульптора. Твои творческие достижения. | | | | Выполнить задания (с. 64-65 учебника). Участвовать в викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных цветов. Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России. Оценивать свои творческие достижения. | Уч.с.64 – 65 | | |
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Изобразительное искусство» Уч.с. 66—67 |
Мир народного и декоративного искусства |
«Декоративное искусство. Декор вокруг нас» (8ч.) |
-
| Декоративное искусство вокруг нас. Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки». | | | | Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры. Исследовать, как образ изменяется в зависимости от материала в произведениях искусства. Решение творческой задачи: рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке. | Уч.с.68 – 73 | | |
-
| Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. | | | | Копировать греческий орнамент (с. 77 учебника). Выявить закономерности построения орнамента. Нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши). Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам. | Уч.с.74 – 77 Т.с.28-29 | | |
-
| Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». | | | | Изучить художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.). Дать эстетическую оценку выполненным работам. | Уч.с.78 – 79 | | |
-
| Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами. | | | | Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий. Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями). Участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате. | Уч.с.80 – 83 | | |
-
| Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. | | | | Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Обсуждать, планировать результат, совершать совместные действия. Оформить работу в рамочку. Подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине. | Уч.с.84 – 85 | | |
-
| Школа декора. Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». «Волшебный ковёр». | | | | Выполнить задания по заданной последовательности работы (с. 87, 89 учебника). Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе. | Уч.с.86 – 89 | | |
-
| Обучающая комплексная работа | | | | Выявить главную информацию из текста. Выполнить задания, используя знания, умения и навыки, полученные на разных уроках. Осуществить самоконтроль своей работы. | ОКР №11 | | |
-
| Декоративное искусство. Твои творческие достижения. | | | | Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года». Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса. Оценивать свои творческие достижения. | Уч.с.90 – 91 | | |
Народное искусство (6 ч.) |
-
| Народное искусство. Росписи Северной Двины. Школа народного искусства. Пермогорские узоры. | | | | Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: каргопольской глиняной игрушкой, расписными пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками и другими изделиями. Выделить и оценить цветовую гамму изделий. Повторять узоры пермогорской росписи. Изучать образцы (с. 98-99 учебника). Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Выполнить задания (с. 28, 30 тетради). Расписать бумажную тарелочку пермогорскими орнаментами; нарисовать птицу Сирин (гуашь). Изучить последовательность работы и образцы (с. 96 учебника). Искать информацию о мастерах, живущих на берегах Северной Двины. | Уч.с.92 – 99 Т.с.30-37 | | |
-
| Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. Прялки. | | | | Совершить воображаемое путешествие по русскому Северу. Познакомиться с мастерами, которые изготавливают и расписывают прялки. Участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов для современного человека. Расписать вырезанный силуэт пермогорской или мезенской прялки (гуашь, тушь, перо).Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры. Повторять линейные орнаменты мезенской росписи . Изучать способ рисования коней, птиц и оленей (с. 103 учебника). Дополнительно можно расписать мезенской росписью предметы быта (по выбору). | Уч.с.100 – 103 Т.с.38-39 | | |
-
| Каргопольская игрушка. Школа народного искусства Полкан. | | | | Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек. Сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки. Повторить каргопольские узоры по образцам (с. 106 учебника). Решать творческую задачу: расписать каргопольскими узорами игрушки (контуры, силуэты, вылепленные по выбору). | Уч.с.104 – 107 | | |
-
| Школа народного искусства. Печенье тетёрки. | | | | Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе (гуашь) по образцам в учебнике (с. 109 учебника). Лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы. | Уч.с.108 – 109 | | |
-
| Школа народного искусства. Архангельская птица Счастья. | | | | Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры. Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц. Изучить последовательность работы (с. 111 учебника). Решать творческую задачу: сконструировать свою чудо-птицу счастья из бумаги. | Уч.с.110 – 111 | | |
-
| Народное искусство. Твои творческие достижения. | | | | Участвовать в обзорной театрализованной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». Задавать вопросы и отвечать на вопросы других. Определять произведения народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь). Сравнивать их между собой, группировать. Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов (по выбору). Оценивать свои творческие достижения. | Уч.с.112 – 113 | | |
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Народное искусство» Уч.с.114—115 |
Мир дизайна и архитектуры |
«Форма и цвет в дизайне и архитектуре» (5 ч.) |
-
| Дизайн. Архитектура. Призмы. Школа дизайна. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. | | | | Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм. Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Выполнять упражнение на узнавание призмы. Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги. Изучить последовательность работы (с. 123 учебника). Декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др.). | Уч.с.116 – 123 | | |
-
| Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. | | | | Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Участвовать в обсуждении по теме урока, приводить примеры. Выполнить упражнение на узнавание пирамиды. Сконструировать упаковку «Пирамида». Использовать выкройку (с. 126 учебника). Декорировать упаковку. | Уч.с.124 – 127 | | |
-
| Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». | | | | Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы. Различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры. Выполнить упражнение на ощущение формы конуса. Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка». Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 130—131 учебника) | Уч.с.128 – 131 | | |
-
| Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка». | | | | Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры цилиндрической формы. Различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры. Обсуждать вопросы по теме, приводить примеры. Выполнить упражнение на ощущение формы. Сконструировать из цилиндров разного размера весёлых человечков, гусеничку или забавных зверят. Анализировать, из каких деталей состоят игрушки (с. 134-135 учебника). Выполнить работу по образцу или придумать свои варианты. Решать творческую задачу: использовать конструкции из одного-двух или большего количества цилиндров. Использовать правило склеивания бумажных деталей (с. 134 учебника). | Уч.с.132 – 135 | | |
-
| Форма и цвет в дизайне и архитектуре. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». | | | | Конструировать ангела из бумажной тарелки. Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 136-137 учебника). Украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату. Оценивать свои творческие достижения. | Уч.с.136 – 137 | | |
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Дизайн и архитектура» Уч.с.138—139 |
Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса
Учащиеся должны знать:
Учащиеся могут знать:
известные центры народных художественных промыслов России (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
Учащиеся должны уметь:
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением, использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся могут уметь:
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 2 класс / О.Б. Калинина. – М. : Дрофа; Астрель, 2016.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 2-й класс : учебник : / Н.М. Сокольникова — М.: АСТ, Астрель, 2015.
Литература для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура : [сборник]. — М.: ACT : Астрель,2011.
Сокольникова Н.М. Обучение во 2-м классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова: программа, методические рекомендации, поурочные разработки / Н.М. Сокольникова. — М.: АСТ : Астрель, 2010.
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство : рабочая тетрадь : к учебнику Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова «Изобразительное искусство» : для 2 кл. четырёхл. нач. шк. / Н.М. Сокольникова. — М.: ACT: Астрель, 2010.
Демонстрационные плакаты
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Традиционные средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Драпировки.
Набор геометрических тел (гипс).
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Электронные пособия:
Аудиозаписи музыки
Презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru, http://www.school.edu.ru, http://windows.edu/ru, http://nachalka.edu.ru, http://www.nachalka.com/biblioteka