СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов в соответствии с ФГОС на 2016-2017 уч. год

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования , утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. приказом № 1897. А также наличие КИМов по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов в соответствии с ФГОС на 2016-2017 уч. год»

Место предмета в базисном учебном плане:

На изучение предмета «Изобразительное искусство», в 5 классе отводится 35 часов, в 6 классе -35 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного кре­стьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусст­ва — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображаю­щего конкретную реальность.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образ­ном строе избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Планируемые результаты: УУД

Личностные результаты:

• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание береж­ного отношения к рукотворным памятникам старины, к по­ликультурному наследию нашей страны, осознание себя граж­данами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного от­ношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопро­сов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народ­ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности.

Метапредметные результаты:

• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несу­щий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте;

• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов Рос­сии; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

• умение самостоятельно определять цели и задачи в учё­бе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятель­ности, например, через более глубокое освоение программно­го материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в карти­нах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объеди­няют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятни­ками устно-поэтического творчества (народные песни, были­ны), выстраивание связей между смежными предметными об­ластями (литература, история, география);

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные спо­собы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоратив­ного изображения; организует самостоятельный поиск ху­дожественно-познавательного материала по конкретной тема­тике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного твор­чества, реализует себя в качестве экскурсовода);

• умение определять способы действия в рамках необхо­димых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Предметные результаты

• осознание древних корней, места и значения уникаль­ного народного (крестьянского) прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народ­ного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского при­кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально­го и художественно-образного начал, конструктивного, деко­ративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного язы­ка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения услов­ного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского празднично­го костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.



СВЯЗЬВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 часов)

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крес­тьянских традиций в современной жизни, а также дать представ­ление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов. Жизнь древних образов (коня, птицы, бабы) в современ­ных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и культурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмо­трение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городец­кой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоратив­ной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостов­ская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие бу­кет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал вовремя обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

Планируемые результаты: УУД

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности, чув­ства гордости за традиционное искусство своего народа и дру­гих народов России, усвоение традиционных ценностей мно­гонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни;

• формирование целостного взгляда на мир народного ис­кусства: крестьянское бытовое искусство и современные на­родные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимо­понимания со сверстниками — представителями других нацио­нальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

• формирование эстетического сознания (эстетические по­требности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстети­ческий идеал) через освоение особенностей современных ху­дожественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходи­мые человечеству ценности.

Метапредметные результаты:

• умение оценивать искусство современных народных ху­дожественных промыслов как часть культуры народа, как са­мобытную предметно-преобразовательную творческую дея­тельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоя­щем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

• умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, определять способы действий, осу­ществлять контроль своей деятельности в процессе достиже­ния результата, давать ей оценку;

• умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

• умение творчески сотрудничать со сверстниками в про­цессе выполнения коллективных творческих работ и исследо­вательских проектов, строить продуктивное общение, межлич­ностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать кон­фликты и т. д.;

• умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержа­ние, отмечать в них характерные особенности, черты нацио­нального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями.

ДЕКОР ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (9 часов)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в от­дельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждо­го человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративно­го искусства.

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоратив­ного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. От­личие одежд высших и низших сословий общества.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обще­стве и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается рас­крыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпо­ха барокко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная услов­ность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

Планируемые результаты: УУД

Личностные результаты:

• воспитание уважения и интереса к художественной куль­туре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице миро­вой цивилизации;

• формирование целостного, социально ориентированно­го видения предметного мира классического декоративно-при­кладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в кон­тексте своего времени;

• формирование активного и заинтересованного отноше­ния к познанию, а также готовности и способности обучаю­щихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятель­ности человека;

• развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов мира и практическую художе­ственно-творческую деятельность;

• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детско­го творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.

Метапредметные результаты:

• умение ориентироваться в широком зрительном мате­риале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, от­мечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; про­являть заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержа­тельного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического деко­ративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стили­стическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

• умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллек­тивной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Предметные результаты:

• осознание роли декоративно-прикладного искусства раз­ных стран и времён в жизни человека и общества, его со­циальных функций;

• расширение представлений о многообразии форм и де­кора в произведениях классического декоративно-прикладно­го искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;

• умение выявлять образно-смысловую, социальную окра­шенность в образном строе произведений декоративно-при­кладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобрази­тельных элементов и цвета в искусстве геральдики;

• умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, проектной деятельности по изучению темы данного раз­дела.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВОВ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (10 часов)

Знакомство с современным выставочным декоративно-при­кладным искусством и создание коллективной работы в материа­ле для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или па­раллелью классов, работающих по данной теме. Учитель высту­пает здесь в роли режиссера и главного художника.

Современное выставочное искусство:

Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, ме­талл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искус­ства в работах современных художников.

Создание декоративной работы в материале.

Планируемые результаты: УУД

Личностные результаты:

• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искус­ству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями совре­менного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами де­коративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для укра­шения школьных интерьеров.

Метапредметные результаты:

• умение ориентироваться в многообразии проявлений об­разного языка современного декоративно-прикладного искус­ства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодей­ствии с архитектурно-пространственной средой;

• выработка сознательного критического отношения к низ­ким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

• умение оценивать свой творческий результат, свои твор­ческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.

Предметные результаты:

• понимание места и значения современного декоратив­ного искусства в жизни человека и общества, знание разно­образных видов современного декоративного творчества, ма­териалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение обще­культурного художественно-познавательного кругозора;

• осознание богатых возможностей современного пласти­ческого языка, а также различий в творчестве художника, ра­ботающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искус­ства;

• приобретение опыта работы над декоративной компо­зицией (панно), связанной с украшением школьных интерье­ров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; уме­ние осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоратив­ная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).

Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.


Учащиеся должны уметь:

-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

-создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);

-создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

-объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 КЛАСС

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Рисунок — основа изобразительного творчества. Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Линия и ее выразительные возможности. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе­нии и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — свет­лое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Домини­рующее пятно. Линия и пятно.

Цвет. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщен­ность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Цвет в произведениях живописи. Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Объемные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Основы языка изображения. Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

  • Называть пространственные и вре­менные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.

  • Характеризовать три группы про­странственных искусств: изобразитель­ные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

  • Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни челове­ка, в организации общения людей, в создании среды материального окруже­ния, в развитии культуры и представ­лений человека о самом себе.

  • Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

  • Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

  • Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.

Метапредметные:

  • Иметь представление и высказы­ваться о роли художественного мате­риала в построении художественного образа.

  • Характеризовать выразительные особенности различных художествен­ных материалов при создании художе­ственного образа.

  • Называть и давать характеристи­ки основным графическим и живопис­ным материалам.

  • Приобретать навыки работы гра­фическими и живописными материала­ми в процессе создания творческой ра­боты.

Развивать композиционные навы­ки, чувство ритма, вкус в работе с ху­дожественными материалами.

Предметные:

  • Приобретать представление о ри­сунке как виде художественного твор­чества.

  • Различать виды рисунка по их це­лям и художественным задачам.

  • Участвовать в обсуждении вырази­тельности и художественности различ­ных видов рисунков мастеров.

  • Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

  • Учиться рассматривать, сравни­вать и обобщать пространственные формы.

  • Овладевать навыками размещения рисунка в листе.


«Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)

Реальность и фантазия в творчестве художника. Беседа. Во все времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Изображение предметного мира — натюрморт. Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор­мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса.

Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Цвет в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможно­стей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состоя­ния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Выразительные возможности натюрморта. Предметный мир в изобразительном искус­стве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художни­ка, его представлений и представлений людей его эпохи об ок­ружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Планируемые результаты:УУД

Личностные:

  • Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произ­ведениях.

  • Объяснять понятия: цветовые от­ношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

  • Различать и называть теплые и хо­лодные оттенки цвета.

  • Объяснять понятие «колорит».

  • Развивать навык колористического восприятия художественных произведе­ний, умение любоваться красотой цве­та в произведениях искусства и в ре­альной жизни.

  • Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

Метапредметные:

  • Формировать представления о раз­личных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

  • Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

  • Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).

Предметные:

  • Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.

  • Получать навыки художественного изображения способом аппликации.

  • Развивать вкус, эстетические пред­ставления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе соз­дания практической творческой работы.

«Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)

Образ человека — главная тема искусства. Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.

Конструкция головы человека и ее пропорции. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Изображение головы человека в пространстве. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

Портрет в скульптуре. Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Сатирические образы человека.Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Образные возможности освещения в портрете. Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Портрет в живописи.Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Роль цвета в портрете.Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Великие портретисты.Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

  • Знакомиться с великими произве­дениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного обра­за человека в искусстве.

  • Получать представление об из­менчивости образа человека в истории.

  • Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.

  • Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сход­ства в художественном портрете при­сутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.

  • Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет).


Метапредметные:

  • Приобретать представления о кон­струкции, пластическом строении голо­вы человека и пропорциях лица.

  • Понимать и объяснять роль про­порций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

  • Овладевать первичными навыками изображения головы человека в про­цессе творческой работы.

  • Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами ап­пликации.

Предметные:

  • Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

  • Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

  • Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.

«Человек и пространство. Пейзаж» (9 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве. Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.

Изображение пространства.Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Правила линейной и воздушной перспективы.Перспектива — учение о способах передачи глубины прост­ранства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокраще­ния. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз­душной перспективы и изменения контрастности.

Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства.Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Городской пейзаж.Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно­го эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть исполь­зован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Выразительные возможности изобразительного искусства.Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Планируемые результаты: УУД

Личностные:

  • Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.

  • Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.

  • Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.

  • Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.

  • Учиться по-новому видеть инди­видуальность человека (видеть, как ху­дожник-скульптор).


Метапредметные:

  • Приобретать интерес к изображе­ниям человека как способу нового по­нимания и видения человека, окружа­ющих людей.

  • Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.

  • Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.

  • Овладевать новыми умениями в рисунке.

  • Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

Предметные:


  • Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.

  • Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века.

  • Приводить примеры известных портретов отечественных художников.

  • Рассказывать о содержании и ком­позиционных средствах его выражения в портрете.

Планируемые результаты:

5 класс

По окончании основной школы учащиеся должны:

  • Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • Знать особенности уникального крестьянского искусства, значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • Знать несколько народных художественных промыслов России;

  • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен9 например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая);

  • Различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка и другие);

  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

  • Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • Создавать художественно-декоративные объекты предметной среды. Объединенные единой стилистикой (предмета быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).

6 класс

  • Знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

  • Знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • Знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • Понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • Знать разные художественные материалы и техники, их значение в создании художественного образа;

  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

  • Активно воспринимать и анализировать произведения искусства.


ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- «Зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач;

- «Хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

5 класс

Отметка 4- «хорошо» и 5- «отлично» ставится, если обучающийся:

  • умеет самостоятельно выделять особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • демонстрирует знания по стилистическим особенностям декоративного искусства разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

  • имеет представление о техниках и материалах исполнения современных видов декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, и т. д.);

  • самостоятельно выделяет в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видит единство материала, формы и декора;

  • умело пользуется языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения,

  • самостоятельно составляет декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобра­зительных или геометрических элементов;

  • применяет полученные знания в создании художественно-декоративных объектов предметной среды, объединенных единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).

Отметка 3 - «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:

  • усвоил истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • узнает несколько народных художественных промыслов России;

  • владеет навыками копирования в процессе создания плоскостных декоративных композиций;

  • понимает место и значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.

6 класс

Отметка 4- «хорошо» и 5- «отлично» ставится, если обучающийся:

  • показывает глубокие, всесторонние знания о месте и значении изобразительного искусства в жизни человека и общества;

  • имеет представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • устанавливает взаимосвязь реальной действительности с художественным изображением в искусстве и воплощением её в художественный образ;

  • знает и излагает имена выдающихся художников, произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • выделяет особенности творчества великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • свободно владеет красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), навыками лепки, коллажными техниками;

  • применяет полученные знания в построении конструктивной формы предмета, плоского и объемного изображения предмета;

  • демонстрирует первичные знания по правилам построения линейной и воздушной перспективы;

  • владеет общими понятиями построения головы человека;

  • самостоятельно использует в качестве средств выразительности соотношения пропорций и характера освещения предмета, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и памяти;

  • самостоятельно создает творческие композиционные в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

  • воспринимает произведения искусства и аргументировано анализирует.

Отметка 3 - «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:

  • усвоил основные виды и жанры изобразительного искусства,

  • имеет представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • показывает недостаточность знаний в основных средствах художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностях ритмической организации изображения;

  • имеет затруднения в создании художественного образа, выполняя изображение по образцу.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС


КЛАСС

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА


ТЕМА УРОКА


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОЛИ

ЧЕСТВО ЧАСОВ



ДОМАНШЕЕ ЗАДАНИЕ

ПРОГ.

ФАКТ

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 Ч)

1

02.09.


Древние образы в народном искусстве.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Изображение древа жизни, птицы счастья.


1

Учебник стр. 12-19.

06.09.


06.09.


2

09.09.


Убранство русской избы.

Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.


1

Учебник стр. 20-29.

13.09.


13.09.


3

16.09


Внутренний мир русской избы.

Изображение внутреннего убранства русской избы в включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда).


1

Учебник стр.30-35.

20.09.


20.09.


4

23.09.


Конструкция, декор предметов народного быта.

Выполнить эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта.

1

Учебник стр. 36-43.

27.09.


27.09.


5

30.09.


Русская народная вышивка.

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

1

Учебник стр. 44-49.

04.10.


04.10.


6

-

7

07.10.

14.10.


Народный праздничный костюм.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов:

А) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы;

Б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.


2

Учебник стр. 50-59


11.10.

13.10.


11.10.

18.10.


8

21.10.


Народные праздничные обряды.

Раскрытие символического значения обрядового действа на примере праздника Покрова, подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен.

Контрольная работа на тему:

«Древние корни народного искусства».

1

Учебник стр. 60-62.

20.10.


25.10.


СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 Ч)

9

-

10

28.10.

11.11.


Древние образы в современных народных игрушках.


Изготовление игрушки (импровизация) и украшение ее в традициях одного из промыслов.

2

Учебник стр. 66-75.


27.10.

10.11.


08.11.

15.11.


11

18.11.


Искусство Гжели.

Выполнить роспись посуды в традициях гжели.

1

Учебник стр. 76-81.

17.11.


22.11.


12


25.11.


Городецкая роспись.

Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки, и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.


1

Учебник стр. 82-85.

24.11.


29.11.


13

-

14

02.12.

09.12.


Хохлома.

Работа ведется в 2 этапа. 1 урок- изучение и выполнение отдельных элементов росписи; 2 урок- работа с формой. Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом

2

Учебник стр. 86-91.


01.12.

08.12.


06.12.

13.12.


15

16.12.


Жостово. Роспись по металлу.

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Контрольная работа на тему:

«Роль народных художественных промыслов в жизни человека».

1

Учебник стр. 92-95.

15.12.


20.12.


16

23.12.


Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.

1

Учебник стр. 96-103.

22.12.


10.01.


ДЕКОР-ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (9 Ч)

17

13.01.


Зачем людям украшения.


Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

1

Учебник стр. 106-107.

12.01.


17.01.


18

-

19

20.01.

27.01.


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Выполнить эскиз орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

2

Учебник стр. 108-117.

19.01.

26.01.


24.01.

31.01.


20

-

22

03.02.

10.02.

17.02.


Одежда «говорит» о человеке.

Одежда разных народов. Современная одежда. Разработка интерьера для панно. Заготовка фигур для бала.

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).


3

Учебник стр. 118-133.

02.02.

09.02.

16.02.


07.02.

14.02.

21.02.


23

-

24

24.02.

03.03.


О чем нам рассказывают гербы и эмблемы.

1.Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.

2. Изображение эмблемы класса, школы. Кабинета или спортивного клуба.


2

Учебник стр. 134-139.

25.02.

02.03.


28.02.

07.03.


25

10.03.


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.


1


09.03.


14.03.


ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (10 Ч)

26

17.03.


Современное выставочное искусство

Восприятие (рассматривание различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «Произведение говорит языком материала».

1

Учебник стр. 142-167.


16.03.


21.03.


27

-

28


24.03.

07.04.


Ты сам мастер. Декоративное панно.

Выполнение декоративного панно из любого материала.

2

Учебник стр. 168-173.

23.03.

06.04.


04.04.

11.04.


29

-

30

14.04.

21.04.


Декоративные игрушки из мочала.

Знакомство с декоративными игрушками, а именно материал, из которого можно ее сделать.

2

Учебник стр. 174-179.

13.04.

20.04.


18.04.

25.04.


31

-

32

28.04.

05.05.



Витраж.

Продолжение знакомства с различными техниками и видами искусства. Разработка эскиза витража для оформления окон, дверей и прочего.


2


Учебник стр. 180-183.

27.04.

04.05.


02.05.

13.05.


33

-

34

12.05.

19.05.


Нарядные декоративные вазы.

1. Нестандартное использование подручных материалов для создания предметов быта. Изготовление ваз, баночек для карандашей.

2. Контрольная работа на тему: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».


2

Учебник стр. 184-186.

11.05.

18.05.


16.05.

23.05.


35

26.05.


Декоративные куклы.

Выполнение декоративной куклы из материала.

Итоговая выставка работ.

1

Учебник стр.187-189.

25.05.


30.05.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС


КЛАСС

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА


ТЕМА УРОКА

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОЛИ

ЧЕСТВО ЧАСОВ


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПРОГ

ФАКТ

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8Ч)

1

02.09.


Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

1

Учебник стр.8-23.

06.09.


2

09.09.


Рисунок – основа изобразительного творчества.

Зарисовка с натуры отдельных растений (произрастающих на территории Тульской области), не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).

1

Учебник стр.24-29.

13.09.


3

16.09.


Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав.

1

Учебник стр. 30- 33.

20.09.


4

23.09.


Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

1

Учебник стр. 34-37.

27.09.


5

30.09.


Цвет. Основы цветоведения.

Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.

1

Учебник стр. 38-42.

04.10.


6

07.10.




Цвет в произведениях живописи.

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д.

1

Учебник стр. 43-47.

11.10.


7

14.10.


Объёмные изображения в скульптуре.

Объёмные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся).

Контрольная работа «Виды и жанры изобразительного искусства».

1

Учебник стр. 48-51.

18.10.


8

21.10.


Основы языка изображения.

Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности».

1

Учебник стр. 52-53.

25.10.


МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 Ч)

9

28.10.


Реальность и фантазия в творчестве художника.

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?

1

Учебник стр. 56-57.

08.11.


10

11.11.


Изображение предметного мира – натюрморт.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.

1

Учебник стр. 58-61.

15.11.


11

18.11.


Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, пирамида).

1

Учебник стр. 62-63.

22.11.


12

25.11.


Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш).

1

Учебник стр.64-67.

29.11.



13

02.12.


Освещение. Свет и тень.

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши.

1

Учебник стр.68-73.

06.12.


14

09.12.


Натюрморт в графике.

Выполнение натюрморта гелиевой ручкой.

1

Учебник стр. 76-77.

13.12.


15

16.12.


Цвет в натюрморте.


Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и так далее.


1

Учебник стр.78-85.

20.12.


16

23.12.


Выразительные возможности натюрморта.

Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Контрольная работа на тему: «Мир наших вещей. Натюрморт».

1

Учебник стр. 86-87.

10.01.


ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10 Ч)

17

13.01.


Образ человека – главная тема в искусстве.

Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет.

1

Учебник стр. 90-101.

17.01.


18

20.01.


Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Выполнение портрета в технике аппликация.

1

Учебник стр. 102-105.

24.01.


19

27.01.


Изображение головы человека в пространстве.

Знакомство с пропорциями головы человека по наглядному пособию. Зарисовки портрета.

1

Учебник стр. 106-107.

31.01.


20

03.02.


Портрет в скульптуре.

Знакомство с таким видом искусства, как скульптура. Скульптурный портрет. Изготовление из пластилина портрет человека (по фото).

1

Учебник стр. 108-111.

07.02.


21

10.02.


Графический портретный рисунок.

Знакомство с портретным рисунком, его особенностями. Выполнение зарисовок близких людей мягким материалом.

1

Учебник стр. 112-115.

14.02.


22

17.02.


Сатирические образы человека.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).

1

Учебник стр. 116-119.

21.02.


23

24.02.


Образные возможности освещения в портрете.

Наблюдения за натурой. Выполнение набросков головы при различном освещении.

1

Учебник сто. 120-121.

28.02.


24

03.03.


Роль цвета в портрете.

Какую роль играет цвет в портрете? Знакомство и практическое решение вопроса. Выполнение портрета по фото (по памяти).

1

Учебник стр. 122-125.

07.03.


25

10.03.


Великие портретисты прошлого.

Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Контрольная работа «Вглядываясь в человека. Портрет».

1

Учебник стр. 126-129.

14.03.


26

17.03.


Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Знакомство с художниками XX века. Портретный жанр.

1

Учебник стр. 130-135.

21.03.


ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО.ПЕЙЗАЖ (9 Ч)

27

24.03.


Жанры в изобразительном искусстве.

Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Фронтальная беседа с классом.

1

Учебник стр. 138-141.

04.04.


28

07.04.


Изображение пространства.

Особенности изображения пространства в картине. Фронтальная беседа.

1

Учебник стр. 142-145.

11.04.


29

14.04.


Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.

1

Учебник стр. 146-147.

18.04.


30

21.04.


Пейзаж-большой мир.

Создание романтичного пейзажа. Или графическое задание, рисунок дороги, уходящей в даль.

1

Учебник стр. 148-151.

25.04.


31

28.04.


Пейзаж-настроение. Природа и художник.


Работа над создание пейзажа на состояние (утро или вечер и другие).

1

Учебник стр. 152-155.

02.05.


32

05.05.


Пейзаж в русской живописи.

Знакомство с пейзажистами. Выбор темы «Страна моя родная» или «Дали моей Родины». Передача настроения, состояния в природе.

1

Учебник стр. 156-163.

13.05.


33

12.05.


Пейзаж в графике.

Особенности изображения пейзажа в графике. Выполнение графической работы.

1

Учебник стр. 164-167.

16.05.


34

19.05.


Городской пейзаж.

Выполнение зарисовок города в разной технике. Или создание пейзажа в технике аппликация.

Итоговая контрольная работа «Искусство в жизни человека».

1

Учебник стр. 168-171.

23.05.


35

26.05.


Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Фронтальная беседа.

Итоговая выставка работ.

1

Учебник стр. 172-173.

30.05.



5 КЛАСС

Контрольно-измерительный материал на тему:

«Древние корни народного искусства».

  1. Что означает слово «декор» в переводе с латинского языка?

А) изображать б) украшать в) лепить г) писать

2. Свои понятия о мире человек выражал …

а) песней б) условными знаками в) стихами г) танцами

3.Волнистая или зигзагообразная линия обозначала

а) огонь б) солнце в) воду г) землю

4. Плодородие земли русской крестьянин связывал с

а) образом солнца б) образом матери в) образом дерева г) образом птицы

5. Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с…

а) небом б) землёй в) водой г) подземным миром

6. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, это –

а) наличник б) полотенце в) конь – охлупень г) фронтон

7. Что расположено в переднем углу избы?

А) печь б) коник в) красный угол г) рукомой

8. Где крестьяне хранили одежду?

А) в шкафах б) на лавках в) в сундуках г) на полатях

9. Олицетворял собой хозяина в народных представлениях …

а) ковш – скопкарь б) ковш – утица в)ковш – черпак г) ковш – конюх

10. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали увлажненные холсты, намотанные на скалку

а) ендова в) рубель г) вальки д) прялка

11. Что такое понёва?

А) юбка б) сарафан в) головной убор г) рубаха

12. Основа женского народного костюма

а) сарафан б) епанечка в) рубаха г) душегрея

13. Основа мужского костюма

а) рубаха б) онучи в) зипун г) шапка

14. Катание на лошадях, кукла из соломы, хождение в гости, блины – это …

а) святочные обряды б) масленичные обряды

в) осенние праздники г) зимние святки

15. Семь недель спустя после Пасхи праздновали

а) весенние святки б) День Лета в) зелёные святки г) День Осени

16. В старину верили, что это дерево обладает сверхъестественной силой, которая сосредоточена в верхушках и ветвях, и с его помощью можно привлечь к каждому дому благодеяния и передать земле силу плодородия.

А) дуб б) берёза г) клён д) липа



Ключ к тесту: 1б, 2б, 3в, 4б, 5а, 6б, 7в, 8в, 9г, 10б, 11а, 12в, 13а, 14б, 15в,16б.

Критерии оценивания:

16 вопросов-16 баллов.

16-14 - оценка «5»

13-11 - оценка «4»

10- 8- оценка «3»

Менее 8- оценка «2».



Контрольно-измерительный материал на тему:

«Роль народных художественных промыслов в жизни человека»

1.Название хохломского узора

а) пупавки б) букеты в) кудрина г) мальва

2.Самый первый прием в жостовской росписи.

а) замалевок б) зарисовка в) набросок г) рисунок

3.Гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой

а) кувшин б) скопкарь в) кумган г) братина

4.Как назывался древнерусский глиняный сосуд 10-12 вв. с округлым туловом и двумя ручками?

а) кастрюля б) казан в) корчага г) котел

5.В каком усадебном ансамбле в Подмосковье работает музей, где собрана коллекция керамики?

а) Гжель б) Кусково в) Мураново г) Абрамцево

6.Завершающий прием в городецкой росписи, который выполняется белой и черной красками

а) пупавка б) замалевок в) букет г) оживка

7.Основной мотив декоративной росписи Жостова.

а) пупавка б) букет в) кудрина г) венок

8.Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине.

а) кувшин б) кумган в) квасник г) чайник

9.Как называется село, где в конце 18 в. возник художественный промысел, для которого характерна миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше?

а) Хохлома б) Федоскино в) Палех г) Мстера

10.Какой русский город с конца 19в. Прославился своими глиняными игрушками?

а) Сергиев Посад б) Мастера в) Гжель г) Хотьково

11.Назовите российский город, известный с конца 19в своей расписной деревянной посудой?

а) Сергиев Посад б) Палех в) Хохлома г) Хотьково

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

в

а

в

в

б

г

б

в

б

а

в



Критерии оценивания.

11 вопросов- 11 баллов

Оценка «5» - 11-10.

Оценка «4» -9-8.

Оценка «3» -8-7.

Оценка «2» -менее 7.



Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству в 5 классе

по теме:

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

1. С какой целью с давних времён воины разрисовывали своё тело? 
а) для устрашения и защиты; 
б) чтобы привлечь внимание; 
в) ради забавы; 
2.В Русском государстве царское платье олицетворяло: 
а) силу, достоинство и могущество; 
б) тщеславие; 
в) особое положение. 
3. Что не входило в дополнение облачения царя: 
а) царский трон. 
б) царский венец; 
в) держава и скипетр; 
4.Знаками царского достоинства и могущества фараона в Древнем Египте были: 
а) передник изысканной формы, пояс; 
б) два скипетра, искусственная борода; 
в) клафт – полосатый платок, тиара – высокая двойная корона. 
5. Какое изображение является символом бога утреннего солнца: 
а) лотос; 
б) скарабей. 
в) глаз-уаджет; 
6.Символами императора в Древнем Китае были
а) белый журавль на синем небе; 
б) цвет золота - жёлтый и дракон; 
в) барс, тигр, лев. 
7.В Западной Европе XVII века роскошь и огромная стоимость королевского костюма говорили: 
а) о процветании государства; 
б) чтобы поднимать престиж среди других стран; 
в) все варианты ответов верны. 
8.Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее
а) наполнить вещь смыслом; 
б) определить положение хозяина в обществе; 
в) расписать вещь для красоты. 
9.Что такое костюм? 
а) одежда, которую носит человек; 
б) стиль и цвет, аксессуары; 
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию. 
10. Что такое Герб: 
а) это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности, основные занятия и заслуги представителей рода; 
б) отличительный знак; 
в) это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. 

11.Выберите верное определение: 
а) геральдика – наука о денежных знаках и монетах; 
б) геральдика – наука о гербах и их прочтении; 
в) геральдика – наука о марках. 

12.Символика изображения медведя: 
а) власть, господство, прозорливость (предвидеть будущее, прозрение); 
б) верность, преданность, повиновение; 
в) сила, мужество; 

13.Какое символическое значение имел жёлтый цвет: 
а) богатства и справедливости; 
б) любви, смелости; 
в) невинности и чистоты. 

14.Зачем людям понадобились отличительные знаки? 
а) чтобы украсить себя; 
б) различать друг друга на расстоянии; 
в) таковы требования и правила. 

15.Созвучие цветовой гаммы: 
а) контраст; 
б) композиция; 
в) колорит. 

Ключи: 
1. а ,2. а ,3. а ,4. б ,5. б ,6. б ,7. в ,8. в ,9. в ,10. а ,11. б ,12. в ,13. а, 14. б ,15. в .



Критерии оценивания:

«5»-15-13.

«4»-12-10.

«3»-8-9.

«2»-менее 7.



6 КЛАСС

Контрольно-измерительный материал на тему:

«Мир наших вещей. Натюрморт»


  1. Система отображения на плоскости глубины пространства – это:

а. Светотень;

б. Перспектива;

в. картина.



  1. Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающего мира вещей, композиционно организованных в одну группу.

а. пейзаж;

б. натюрморт;

в. портрет;

г. анимализм.



  1. В какой стране впервые появилась школа натюрморта.

а. Испания;

б. Франция;

в. Россия;

г. Англия.



  1. Какой художник в Х1Х веке создал первую школу натюрморта.

а. Гюстав Курбе;

б. Э.Мане;

в. О.Ренуар;

г. К.Коровин.



  1. Где наиболее полно в ХVII веке развился натюрморт.

а. Фландрия и Нидерланды;

б. Испания;

в. Россия;

г. Франция.



  1. Особым видом печатной графики является:

а. иллюстрация;

б. плакат;

в. гравюра;

г. миниатюра.



  1. Как называется гравюра на металле?

а. литография;

б. офорт;

в. линогравюра;

г. ксилография.



  1. Оттиск с доски, на которой вырезан какой-то рисунок.

а. эстамп;

б. гравюра;

в. миниатюра;

г. офорт.





  1. Оттиск с гравировальной доски

а. эстамп;

б. гравюра;

в. офорт;

г. ксилография.



  1. Рисунок на куске линолеума.

а. литография;

б. линогравюра;

в. лубок;

г. офорт.



  1. В каком жанре работал П. Сезанн?

а. пейзаж;

б. портрет;

в. исторический;

г. натюрморт.



  1. Кисти какого художника принадлежит картина «Подсолнухи»?

а. П.Сезанн;

б. В.Ван Гог;

в. В-К. Хеда;

г. Я. Ван Хейсум.



  1. К какому жанру изобразительного искусства можно отнести картину А. Матисса «Красные рыбки»?

а. портрет;

б. пейзаж;

в. натюрморт;

г. батальный.



  1. В каком веке в западноевропейском искусстве определился натюрморт как самостоятельный жанр.

а. ХI

б. конецXVI – начало XVII

в. в середине XVII

г. в начале XVI.



  1. Чьей кисти принадлежат картины «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт», «Скрипка»?

а. К.С. Петров-Водкин;

б. М.С. Сарьян;

в. П.П. Кончаловский;

г. И.И. Машков.





Ключи к тесту:

1 б, 2б, 3 б, 4 а, 5 а, 6 в, 7б, 8 б, 9 а, 10 б, 11 г, 12 б, 13 в, 14 б, 15 а.

Всего:15 баллов

Оценка «5» -15-13.

Оценка «4» -12-9.

Оценка «3» - 8-6.

Оценка «2» - менее 6.

Контрольно-измерительный материал на тему:

«Вглядываясь в человека. Портрет».

1. Портрет - это: 
а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности; 
б) изображение одного человека или группы людей; 
в) образ определённого реального человека; 
г) все варианты верны. 

2. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты? 
____________, ____________, ____________, ____________, ____________. 

3. При создании портрета, главной задачей художника является: 
а) правдивое изображение модели; 
б) банальное копирование внешности портретируемого - одежда, прическа, украшения; 
в) передача его внутреннего мира, характера. 

4. По назначению, на какие группы было принято делить портреты: 
а) парадный; 
б) силуэтный; 
в) камерный; 
г) праздничный. 

5. Парадный портрет имел целью показать: 
а) индивидуальные особенности (используется поясное,погрудное, фигура зачастую даётся на нейтральном фоне); 
б) общественное положение (как правило, в полный рост, фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне). 

6. Разворот головы персонажа в «профиль» - это: 
а) вид спереди; 
б) вид сбоку; 
в) вид пол оборота. 

7. Положение персонажа в картине А.А.Дайнеки «Девочка у окна» уч. 6 кл. с.35: 
а) поясное; 
б) в полный рост; 
в) погрудное. 

8. Как переводится слово конструкция? 
а) геометрические тела; 
б) взаимное расположение частей предмета, их соотношение; 
в) геометрические фигуры разной величины. 

9. Пропорции- это: 
а) равенство двух отношений; 
б) несоответствие с чем-либо в количественном отношении; 
в) соотношение величин частей, составляющих одно целое. 

10. Какие основные правила построения портрета вы знаете? 
а) На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? 
б) Если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно….. 
в) Разделив нижнюю часть овала пополам – получим…. 
г) Чему равно расстояние между глазами? 
д) Что равно расстоянию от одного зрачка до другого? 
е) Что расположено между линией бровей и линией основания носа? 
ж) Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? 

11. Светотень - это: 
а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого; 
б) тень, уходящая в глубину; 
в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света. 

12. Скульптура – это: 
а) вид изобразительного искусства; 
б) жанр изобразительного искусства. 

13. По назначению, на какие группы принято делить скульптуры: 
а) монументальные; 
б) каменные; 
в) камерные; 
г) глиняные. 

14. Бюст - это скульптурный портрет, у которого: 
а) одна голова с шеей (герма); 
б) целая фигура, с головы до ног (статуя); 
в) голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь. 

15. При изображении сатирических образов человека необходимо чувство: 
а) меры; 
б) злорадства; 
в) правды; 
г) ненависти. 

16. Роль цвета в портрете: 
а) помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму; 
б) уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие; 
в) верны все варианты ответов. 

Ключи: 
1. г 
2. живописный, графический, скульптурный, фотографический, ювелирный. 
3. а, в 
4. а, в 
5. б 
6. б 
7. б 
8. б 
9. в 
10. а) 3, б) посредине головы; в) высоту носа; г) ширине одного глаза; д) ширина губ; е) уши; ж) нижняя губа. 
11. в 
12. а 
13. а, в 
14. в 
15. а, в 
16. в



Критерии оценивания:

Вопросы 1, 3-9, 11-16- 1 балл, 2 – 2 балла, 10- 5 баллов.

Оценка «5» - 21-18;

Оценка «4» - 17-14;

Оценка «3» -13-9;

Оценка «2» -Менее 9.

Итоговый контрольно-измерительный материал по изобразительному искусству в 6 классе

«Искусство в жизни человека»



1.Какие из перечисленных искусств являются пространственными:


а) конструктивные

б) музыка

в) театр

г) декоративно – прикладное

д) изобразительные

е) литература.


2. Какие из перечисленных понятий являются видами изобразительного искусства?


а) театр

б) живопись

в) орнамент

г) графика

д) скульптура

е) дизайн


3. Из представленных изображений выбери произведение декоративно- прикладного искусства


А)

Б) В)









4.Какое из представленных картин не является живописным произведением?

А)





Б)

В)



Г)

Д)















5. Выразительными средствами графики являются:

а) Линия , пятно, ритм

б) Пятно, цвет, ритм,

в) Обьем, цвето- тень

г) пропорция , контраст,



6. Какие из перечисленных материалов относятся к живописным?

а) масло

б) акварель

в) сангина

г) глина

д) уголь

е) пастель

ж) темпера


7.Что является главным в языке живописи?


а) тип штриха

б) характер мазка

в) светотень

г) цвет

д) колорит

е) контраст


8.В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»




а) батальный жанр

 б) анималистический жанр

в) в жанре натюрморт 

г) в жанре пейзаж



9. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики:
а) гуашь 

б) карандаш 

в) глина

  г) акварель

д) тушь



10. В какой художественной деятельности получил широкую известность И. И. Шишкин?
а) живопись

б) иконопись 

в) архитектура 

г) скульптура



11. Какой жанр изобразительного искусства здесь представлен?







а) Портрет

б) Пейзаж

в) Натюрморт

г) а и в









12.Портрет - это: 
а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности; 
б) изображение одного человека или группы людей; 
в) образ определённого реального человека; 
г) все варианты верны



13. По назначению, на какие группы было принято делить портреты: 
а) парадный 

б) силуэтный 
в) камерный 

г) праздничный. 



14.  Светотень - это: 
а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого; 
б) тень, уходящая в глубину; 
в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света. 



15. При изображении сатирических образов человека необходимо чувство: 
а) меры 
б) злорадства
в) правды
г) ненависти

д) комедийности



16. Роль цвета в портрете: 
а) помогает выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму, зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму; 
б) уничтожает монотонность, меняет зрительное восприятие; 
в) верны все варианты ответов



17. Какое из представленных изображений лишнее



А) Б)



В) Г)



18. Посмотри и определи какой вид портрета представлен?

А) камерный портрет

Б) парадный портрет

В) групповой







19 . Какой вид изобразительного искусства представлен?

А) Живопись

Б) Скульптура

В) Архитектура











20.Гуашь-это материал, какого вида ИЗО?

а) живописи

б) скульптуры

в) архитектуры

21. Рассмотри и определи жанр?

а) анималистический

б) зооморфный

в) антропологический



22. Круглой называется скульптура

а) Объемная, рассчитанная на восприятие с разных точек зрения

б) имеющая круглую форму

в) шарообразных, округлых очертаний

Ключи:




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


агд

бгд

а

д

а

абж

бдг

г

б

а

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


г

г

А в

в

а

в

г

в

б

а

21

22





а

а






Критерии оценивания:

Каждое задание 1 бал, итого 22 вопроса-22 балла.

Оценка «5» - 22-18;

Оценка «4» -17-15;

Оценка «3» -14-11;

Оценка «2» -менее 11.