Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 – 4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании следующих нормативно – правовых документов:
● Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;
● Приказа Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
● Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ д. Новая Деревня.
Для реализации данной программы используется УМК Школа России под редакцией Б.М. Неменского, который рекомендован Министерством образования и науки РФ, входит в федеральный перечень учебников на 2016 – 2017 учебный год и соответствует целям и задачам обучения в начальной школе, он включает в себя:
- Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. для 1 класса общеобразовательный организаций/Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2013
- Изобразительное искусство, Твоя мастерская, 1 класс, Рабочая тетрадь/ учебное пособие для общеобразовательных организаций, Неменская Л.А., 2013
- Изобразительное искусство: Искусство и ты: учеб. для 2 класса общеобразовательных организаций/Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2013г.
- Изобразительное искусство, Твоя мастерская, 2 класс, Рабочая тетрадь/ учебное пособие для общеобразовательных организаций, Неменская Л.А., 2013
- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразовательный организаций/ Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014
- Изобразительное искусство, Твоя мастерская, 3 класс, Рабочая тетрадь/ учебное пособие для общеобразовательных организаций под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2015
- Изобразительное искусство: Каждый народ художник: учеб. для 4 класса общеобразовательных организаций/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского М.: Просвещение 2013г.
- Изобразительное искусство, Твоя мастерская, 4 класс, Рабочая тетрадь/ учебное пособие для общеобразовательных организаций, Неменская Л.А., 2013
Цели:
· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов, многонациональной России и других стран;
· развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
· освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
· овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
· развитие способностей к художественно – образному, эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
(личностные, метапредметные и предметные)
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Предметные результаты:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Узоры, которые создали люди. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Афиша и плакат. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Женский образ русских сказок. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и музеи Липецкой области. Музей в жизни города. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Искусство вокруг нас сегодня. Экскурсия «Изображение всюду вокруг нас». Экскурсия «Мастер изображения учит видеть».
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, выраженная средствами рисунка. Красота и разнообразие предметов, выраженная средствами рисунка. Красота и разнообразие человека, выраженная средствами рисунка. Образ сказочного героя. Изображение птиц: общие и характерные черты. Наши друзья: птицы. Изображение животных: общие и характерные черты. Звери в лесу. Изображение деревьев: общие и характерные черты. Осенний лес. Освоение основ рисунка.
Живопись. Живописные материалы. Освоение основ живописи. Образы природы в живописи. Веточки деревьев с росой и паутинкой. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Четвероногий герой. Образы человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Театр кукол. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Сказочная птица. Объём — основа языка скульптуры. Проект «Птицы и звери из пластилина». Основные темы скульптуры. Скульптура в музее и на улице. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Материалы для художественного конструирования и моделирования. Твои книжки (творческий проект). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Сказочный мужской образ. Образ человека в традиционной культуре. Красота человека. Мужской образ в народном костюме. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. В мире сказочных героев. Мир полон украшений. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с народными промыслами России. Твои игрушки.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Цветочная поляна. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Подводный мир. Пропорции и перспектива. Жанр пейзажа. Картина – особый мир. Картина пейзаж. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Фантастический замок. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Красоту надо уметь замечать. Основные и составные цвета. Узор на крыльях. Тёплые и холодные цвета. Как украшает себя человек. Смешение цветов. Дом снаружи и внутри. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Радуга на грозовом небе. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Кокошник. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Мамин платок. Природные формы. Пейзаж родной земли. Трансформация форм. Театральные маски. Города русской земли. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Древние соборы. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма. Ритм линий, пятен, цвета. Художник в цирке. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Праздник в городе. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве. Красивые рыбы.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Весна идет. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Море. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Весенний лес. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Цветы на лугу. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Дома бывают разные.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры Древней Греции. Олимпийские игры. Образ художественной культуры средневековой Европы. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Многообразие художественных культур в мире. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Весенний ручеек. Пейзажи родной природы. Весна. Шум птиц. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Деревня – деревянный мир. Образ традиционного русского дома (избы). Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Художник в театре. Образ человека в традиционной культуре. Красота человека. Мужской образ в народном костюме. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Искусство народов мира (обобщение темы). Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Картина – портрет. Образ человека в традиционной культуре. Картины исторические и бытовые.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов. Родной угол. Жанр натюрморта. Изображение с натуры. Изображать можно пятном. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Постройки в нашей жизни. Картина – натюрморт.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности. Труд художника для твоего дома.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики..
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Обои и шторы у тебя дома.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Посуда у тебя дома. Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села). Школьный карнавал. Художественная выставка.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Предмет «Изобразительное искусство» 1 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема | Количество часов |
1 | Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства (10 часов) | Искусство вокруг нас сегодня. Экскурсия «Изображение всюду вокруг нас». Экскурсия «Мастер изображения учит видеть». | 1 |
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). | 1 |
Объем – основа языка скульптуры. Проект «Птицы и звери из пластилина». | 1 |
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 |
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Мир полон украшений. | 1 |
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). | 1 |
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. | 1 |
Узоры, которые создали люди. | 1 |
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. | 1 |
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. | 1 |
2 | Азбука искусства. Как говорит искусство? (9 часов) | Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. | 1 |
Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. | 1 |
Приемы работы с различными графическим материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. | 1 |
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. | 1 |
Симметрия и асимметрия. Красоту надо уметь замечать. | 1 |
Основные и составные цвета. Узор на крыльях. | 1 |
Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве. Красивые рыбы. | 1 |
Теплые и холодные цвета. Как украшает себя человек. | 1 |
Смешение цветов. Дом снаружи и внутри. | 1 |
3 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? (14 часов) | Жанр натюрморта. Изображение с натуры. | 1 |
Урок – игра «Изображать можно пятном». | 1 |
Проект «Новогодние украшения». | 1 |
Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Постройки в нашей жизни. | 1 |
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. | 1 |
Дома бывают разными. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки. Домики, которые построила природа. | 1 |
Проект «Строим город». | 1 |
Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных видов транспорта. | 1 |
Постройки в природе. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон – сгибание, вырезание). | 1 |
Постройка предметов (упаковок). | 1 |
Город, в котором мы живем. Обобщение темы. | 1 |
Совместная работа трех Братьев – Мастеров. | 1 |
«Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги. | 1 |
Разноцветные жуки. «Здравствуй, лето!». | 1 |
Предмет «Изобразительное искусство» 2 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема | Количество часов |
1 | Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства (16 часов) | Красота и разнообразие природы выраженные средствами рисунка. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. | 1 |
Изображение деревьев: общие и характерные черты. Осенний лес. Освоение основ рисунка. | 1 |
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. | 1 |
Изображение животных: общие и характерные черты. Звери в лесу. | 1 |
Красота и разнообразие предметов, выраженные средствами рисунка. Игровая площадка. | 1 |
Изображение птиц: общие и характерные черты. Наши друзья: птицы. | 1 |
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Сказочная птица. | 1 |
Образы природы в живописи. Освоение основ живописи. Живописный материал. | 1 |
Веточки деревьев с росой и паутинкой. | 1 |
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Кокошник. | 1 |
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Четвероногий герой. | 1 |
Понятие о синтетическом характере народной культуры (костюм, музыка, песни, хороводы, былины, сказания, сказки). Сказочный мужской образ. | 1 |
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Женский образ русских сказок. | 1 |
Красота и разнообразие человека, выраженная средствами рисунка. Образ сказочного героя. | 1 |
Цвет основа языка живописи. | 1 |
Сказочные образы в народной культуре и декоративно – прикладном искусстве. В мире сказочных героев. | 1 |
2 | Азбука искусства. Как говорит искусство? (8 часов) | Цветочная поляна. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. | 1 |
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Радуга на грозовом небе. | 1 |
Осенний листопад. | 1 |
Графика зимнего леса. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. | 1 |
Подводный мир. Линия, штрих, пятно и художественный образ. | 1 |
Фантастический замок. Роль контраста в композиции. | 1 |
Образы человека в живописи. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Человек и его украшения. | 1 |
Морской бой Салтана и пиратов. | 1 |
3 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? (11 часов) | Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Море. | 1 |
Изображение по воображению. Изображение пера Жар – птицы. | 1 |
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различие их характера и эмоциональных состояний. Весна идет. | 1 |
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Весенний ручеек. | 1 |
Изображение по памяти. Птички. Ветка. | 1 |
Смешные человечки. | 1 |
Пейзажи родной природы. Весна. Шум птиц. | 1 |
Жанр пейзажа. Пропорции и перспектива. | 1 |
Пейзажи разных географических широт. Весенний лес. | 1 |
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Цветы на лугу. | 1 |
Скоро лето. | 1 |
Предмет «Изобразительное искусство» 3 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема | Количество часов |
1 | Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства (8 часов) | Вводное занятие. «Твои игрушки». Ознакомление с народными промыслами России. | 1 |
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Твои книжки. | 1 |
Твои книжки (завершение темы). | 1 |
Театр кукол. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. | 1 |
Театр кукол (завершение темы). | 1 |
Афиша и плакат. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. | 1 |
Музей в жизни города. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и музеи Липецкой области. | 1 |
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. | 1 |
2 | Азбука искусства. Как говорит искусство? (16 часов) | Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Мамин платок. | 1 |
Художник в цирке. Виды ритма. | 1 |
Художник в цирке. Ритм линий, пятен, цвета. | 1 |
Художник в театре. | 1 |
Художник в театре. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. | 1 |
Трансформация форм. Театральные маски. | 1 |
Театральные маски. | 1 |
Праздник в городе. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. | 1 |
Школьный карнавал Обобщение темы | 1 |
Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | 1 |
Картина-портрет. Образ человека в традиционной культуре. | 1 |
Картина-натюрморт. | 1 |
Картины исторические и бытовые. | 1 |
Скульптура в музее и на улице. Основные темы скульптуры. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. | 1 |
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. | 1 |
Художественная выставка Обобщение темы. | 1 |
3 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? (11 часов) | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Посуда у тебя дома. | 1 |
Передача настроения в творческой работе. Обои и шторы у тебя дома. | 1 |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Открытки. | 1 |
Труд художника для твоего дома. (Обобщение темы). | 1 |
Памятники архитектуры. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. | 1 |
Парки, скверы, бульвары. Рисование, аппликация. | 1 |
Ажурные ограды. | 1 |
Волшебные фонари. Объемная аппликация. | 1 |
Витрины. | 1 |
Удивительный транспорт. | 1 |
Труд художника на улицах твоего города (села) Обобщение темы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов представителей разных культур, народов, стран (А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, К.Н.Рерих, К.Моне, П.Сезан, В. Ван Гог и др.) | 1 |
Предмет «Изобразительное искусство» 4 класс
№ п/п | Раздел, количество часов | Тема | Количество часов |
1 | Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства (7 часов) | Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. | 1 |
Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Освоение основ декоративно – прикладного искусства. | 1 |
Представление народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. | 1 |
Человек в реальной жизни: образ человека в искусстве. Женский образ в народном костюме. | 1 |
Красота человека. Мужской образ в народном костюме. Образ человека в традиционной культуре. | 1 |
Народные праздники. «Русский праздник Масленица». | 1 |
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. | 1 |
2 | Азбука искусства. Как говорит искусство? (3 часа) | Мир природы в реальной жизни: образ природы в искусстве. Природные формы. Пейзаж родной земли. | 1 |
Объем в пространстве и объем на плоскости. Древние соборы. | 1 |
Города русской земли. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. | 1 |
3 | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? (25 часов) | Деревня – деревянный мир. Образ традиционного русского дома (избы). Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. | 1 |
Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда. Деревня – деревянный мир. Макет избы). | 1 |
Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов. Родной угол. | 1 |
Древнерусские воины – защитники. | 1 |
Города русской земли. Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. | 1 |
Участие в различных видах изобразительной, декоративно – прикладной и художественно – конструкторской деятельности. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах. | 1 |
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского, российского и зарубежного искусства. | 1 |
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. | 1 |
Образ художественной культуры Японии. | 1 |
Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 |
Образ человека в разных культурах мира. | 1 |
Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 |
Олимпийские игры. | 1 |
Образ художественной культуры средневековой Европы. | 1 |
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. | 1 |
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 |
Образ человека в разных культурах мира. | 1 |
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. | 1 |
Образы архитектуры и декоративно – прикладного искусства. | 1 |
Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. | 1 |
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие. | 1 |
Образы персонажей, вызывающих гнев, раздражение, презрение. | 1 |
Образ современника. Жанр портрета. | 1 |
Образ защитника Отечества. | 1 |
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 |
Приложение
Общая характеристика учебного предмета.
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
Содержание учебного предмета направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а также определяет конкретные виды художественно-творческой деятельности учащихся. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Описание места учебного предмет в учебном плане
Согласно ФГОС и учебного плана МБОУ СОШ д. Новая Деревня на изучение изобразительного искусства в 1 – 4 классах из обязательной части выделено 138 часов, в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю:
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных часов | Всего часов за учебный год |
1 класс | 1 | 33 | 33 |
2 класс | 1 | 35 | 35 |
3 класс | 1 | 35 | 35 |
4 класс | 1 | 35 | 35 |
| | | 138 часов за курс |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально – ценностного отношения ребенка к миру, его духовно – нравственное воспитание.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистический составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.
1.Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах — экранных и театре.
Изучение такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего, это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.
2. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материла. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.
4. Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия.
Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого человека жизни.
5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта — условие постижения искусства.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
6. Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:
— наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
— фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Формы проведения занятий
Формой проведения занятий по программе является урок.
Урок состоит из:
— введения в тему занятия,
— восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;
— созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;
— обобщения и обсуждения итогов урока;
— подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.
Реальные формы организации занятий дают широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
— сотворчество учителя и ученика;
— диалогичность;
— четкость поставленных задач и вариативность их решения;
— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) в 1 классе
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) во 2 классе
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) в 3 классе
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) в 4 классе
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
• ФГОС НОО
• ООП НОО
• Учебники по изобразительному искусству:
- Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. для 1 класса общеобразовательный организаций/Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2013
- Изобразительное искусство: Искусство и ты: учеб. для 2 класса общеобразовательных организаций/Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2013г.
- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразовательный организаций/ Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014
- Изобразительное искусство: Каждый народ художник: учеб. для 4 класса общеобразовательных организаций/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского М.: Просвещение 2013г.
Методические пособия
• Рабочие тетради по изобразительному искусству:
- Изобразительное искусство, Твоя мастерская, 1 класс, Рабочая тетрадь/ учебное пособие для общеобразовательных организаций, Неменская Л.А., 2013
- Изобразительное искусство, Твоя мастерская, 2 класс, Рабочая тетрадь/ учебное пособие для общеобразовательных организаций, Неменская Л.А., 2013
- Изобразительное искусство, Твоя мастерская, 3 класс, Рабочая тетрадь/ учебное пособие для общеобразовательных организаций под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2015
- Изобразительное искусство, Твоя мастерская, 4 класс, Рабочая тетрадь/ учебное пособие для общеобразовательных организаций, Неменская Л.А., 2013
• Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)
• Учебно-наглядные пособия в виде таблиц
• Энциклопедии по искусству, справочные издания
• Альбомы по искусству
• Книги о художниках и художественных музеях
Печатные пособия
• Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
• Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц
• Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Технические средства обучения
•Интерактивная доска
• Мультимедиа-проектор
• Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Экранно-звуковые пособия
• DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; народные промыслы
• Презентации на CD-дисках: виды изобразительных (пластических) искусств; жанры изобразительных искусств; стили и направления в искусстве; народные промыслы
Учебно-практическое оборудование
• Краски акварельные
• Краски гуашевые
• Тушь
• Бумага А3, А4
• Бумага цветная
• Фломастеры
• Восковые мелки
• Пастель
• Сангина
• Уголь
• Кисти беличьи
• Емкости для воды
• Стеки (набор)
• Пластилин
• Клей
• Ножницы
• Рамы для оформления работ (для оформления выставки)
Модели и натурный фонд
• Муляжи фруктов (комплект)
• Изделия декоративно-прикладного искусства
• Керамические изделия
• Драпировки
• Предметы быта
Игры и игрушки
•Театральные маски
• Маски
Специализированная учебная мебель
•Столы учебные
•Стулья
• Шкафы и стеллажи для книг и оборудования