СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 5 - 8 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Изобразительное искусство" для 5-8 классов поможет учителю в планировании и проведении уроков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Изобразительное искусство» 5 - 8 класс»















Рабочая программа

«Изобразительное искусство»

5 - 8 класс





Составитель: Агеева Татьяна Алексеевна

























Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»


Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение учащимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» учащиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

-  выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

-.оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Учащийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Учащийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Учащийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Учащийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Изобразительное искусство:

1) формирование основ художественной культуры учащихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


Содержание учебного предмета

5 класс (34 час)

1.Образ родной земли в изобразительном искусстве.

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. Осенние плоды в твоём натюрморте. Чудо-дерево. Образ-символ «древо жизни» в разных видах искусства. Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. «Осенних дней очарованье» в книжной графике.

2.Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми. Зимняя пора в живописи и графике. Делу — время, потехе — час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера. Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.

3. Мудрость народной жизни в искусстве.

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. Изба — творение русских мастеров. Изба — модель мироздания. Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность. Художник и театр. Декорации к опере - сказке «Снегурочка». Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка». Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. Традиции оформления праздничной среды.

4.Образ единения человека с природой в искусстве.

Животные — братья наши меньшие. Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов. Экологическая тема в плакате. Троицына неделя и её образы в искусстве. Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.


6 класс (34 час)

1.Образ цветущей природы — вечная тема в искусстве.

Осенний букет в натюрморте живописцев. Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и нижнего Тагила. Осенние цветы в росписи твоего подноса. Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран запада и востока.

2.Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур.

Растительный орнамент в искусстве древнего Египта. Зооморфные мотивы в искусстве древнего Египта. Изысканный декор сосудов древней Греции. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени. Орнаментальные мотивы в художественном текстиле индии и русская набойка. Традиции встречи нового года в современной культуре. «новый год шагает по планете…»

3.Исторические реалии в искусстве разных народов.

Каменные стражи России (17—18 вв.) Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре западной Европы. Синтез искусств. Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве. Батальная композиция. У истоков исторического жанра. Тема прекрасной девы и женщины матери в искусстве. Личность женщины в портретно-исторической композиции 19 - начала 20 в. Русский народный костюм как культурное достояние нашего отечества. «Возьмёмся за руки, друзья…» разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов.

4.Образ времени года в искусстве. Весна — утро года.

Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве. «Живая зыбь». «Как мир хорош в своей красе нежданной…». Земля пробуждается.


7 класс (34 час)

1.Человек и среда в жизни и изобразительном искусстве.

Природа мест, где я живу. Красота городского и сельского пейзажа. О чём поведал натюрморт. Атрибуты искусства в твоём натюрморте. Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве. Интерьер твоего дома.

2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.

Архитектурный облик дворцовой усадьбы 18 - второй половины 18 в. Особенности паркостроения. Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца 18 — середины 19 в. Роль искусства в организации предметно пространственной среды человека и его духовной жизни. Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий. Русская скульптура 18 - начала 19 в. В пространстве города, дворянской усадьбы и парка. Быт и традиции русского дворянства 18 - начала 19 в. В жизни и искусстве.

3. Народный мастер — носитель национальной культуры.

«Без вышивки в доме не обойтись…». «Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России. «каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушка-свистулька разных регионов России. Русские ювелирные украшения России 18-20 вв. Традиции и современность. Весенняя ярмарка — праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России.

4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.

Галактическая птица. В «конструкторском бюро» новых космических кораблей. Образ защитника отечества в портретной живописи 18-20 вв. Образ спортсмена в изобразительном искусстве. «Спорт, спорт, спорт».


  1. класс (34 час)

1.Архитектура и скульптура России — летопись нашего отечества и родного края.

Архитектура городов России в зеркале истории. Любимые места твоего города. Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России. Твой вклад в сохранение памятников культуры.

2. Монументально-декоративное искусство в пространстве культуры.

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж. Монументально-декоративная живопись вокруг нас.

3. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции.

Транспортные средства. Массовое производство легкового автомобиля по проектам художников-дизайнеров, конструкторов в России. Общественный транспорт. Художественные и функциональные качества интерьера и его проектирование. Российская мода: исторический опыт 18-20 вв. Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-х гг. 20 в. Фольклорное направление в моде второй половины 20 в. Спортивный стиль одежды.

4. Искусство конца 19 - начала 20 в. Поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. 20 в. И дальнейшее его развитие.

Художественные поиски свободы в искусстве конца 19 - начала 20 в. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к предметному миру. Художественные поиски свободы в искусстве конца 19 - начала 20 в. Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира. От примитивизма к абстракции. Русский авангард в декоративно прикладном искусстве. Агитационный фарфор. Художественная афиша: от модерна к авангарду. Советское искусство. Соцреализм. Музей в современной культуре. Наш школьный музей.



Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

№ п/п

Тема

Кол-во час


1.Образ родной земли в изобразительном искусстве.


(9 ч)

1—2

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта

2

3—4

Осенние плоды в твоём натюрморте

2

5

Чудо-дерево. Образ-символ «древо жизни» в разных видах искусства

1

6-7

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике

2

8-9

«осенних дней очарованье» в книжной графике

2


2.Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.

(8 ч)

10

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла

1

11

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми

1

12-13

Зимняя пора в живописи и графике

2

14-15

Делу — время, потехе — час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера

2

16-17

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства

2


3. Мудрость народной жизни в искусстве.

(11 ч)

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом

1

19-20

Изба — творение русских мастеров-древоделов

2

21

Изба — модель мироздания

1

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность

1

23

Художник и театр. Декорации к опере- сказке «снегурочка»

1

24-25

Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «снегурочка»

2

26

Гулянье на широкую масленицу и образы его в искусстве.

1

27-28

Традиции оформления праздничной среды.

2


4.Образ единения человека с природой в искусстве.

(6ч)

29

Животные — братья наши меньшие

1

30

Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов

1

31

Экологическая тема в плакате

1

32-33

Троицына неделя и её образы в искусстве

2

34

Обрядовые куклы троицыной недели. Традиции и современность.

1



6 класс

№ П/п

Тема

Кол-во час


1.Образ цветущей природы — вечная тема в искусстве

(6 ч)

1

Осенний букет в натюрморте живописцев.

1

2-3

Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и нижнего Тагила

2

4

Осенние цветы в росписи твоего подноса

1

5-6

Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран запада и востока

2


2.Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур

(10 ч)

7

Растительный орнамент в искусстве древнего Египта.

1

8

Зооморфные мотивы в искусстве древнего Египта

1

9

Изысканный декор сосудов древней Греции

1

10-11

Древние орнаменты в творчестве художников разного времени.

2

12-13

Орнаментальные мотивы в художественном текстиле индии и русская набойка

2

14

Традиции встречи нового года в современной культуре

1

15-16

«новый год шагает по планете…»

2


3.Исторические реалии в искусстве разных народов

(10 ч)

17

Каменные стражи России (12—17 вв.)

1

18

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре западной Европы. Синтез искусств

1

19

Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве

1

20

Батальная композиция. У истоков исторического жанра

1

21

Тема прекрасной девы и женщины матери в искусстве.

1

22

Личность женщины в портретно-исторической композиции 19 — начала 20 в.

1

23-24

Русский народный костюм как культурное достояние нашего отечества

2

25-26

«Возьмёмся за руки, друзья…» разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов

2


4.Образ времени года в искусстве. Весна — утро года.

(8 ч)

27-28

Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве

2

29-30

«Живая зыбь»

2

31-32

«Как мир хорош в своей красе нежданной…»

2

33-34

Земля пробуждается

2



7класс (34 час)

п/п

Тема

Кол-во час


1.Человек и среда в жизни и изобразительном искусстве.

(8 ч)

1

Природа мест, где я живу

1

2

Красота городского и сельского пейзажа

1

3

О чём поведал натюрморт

1

4-5

Атрибуты искусства в твоём натюрморте

2

6-7

Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве

2

8

Интерьер твоего дома

1


2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.


(8 ч)

9

Архитектурный облик дворцовой усадьбы 17 — второй половины 18 в. Особенности паркостроения

1

10

Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца 18 — середины 19 в.

1

11

Роль искусства в организации предметно пространственной среды человека и его духовной жизни

1

12

Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий

1

13-14

Русская скульптура 18-начала 19 в. В пространстве города, дворянской усадьбы и парка

2

15-16

Быт и традиции русского дворянства 18- начала 19 в. В жизни и искусстве

2


3.Народный мастер — носитель национальной культуры.

(10 ч)

17-18

«Без вышивки в доме не обойтись…»

2

19-20

«Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони, и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России

2

21-22

«Каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушка-свистулька разных регионов России

2

23-24

Русские ювелирные украшения России xvii—xx вв. Традиции и современность

2

25-26

Весенняя ярмарка — праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России

2


4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.

(4 ч)

27

Галактическая птица

1

28-29

В «конструкторском бюро» новых космических кораблей

2

30-31

Образ защитника отечества в портретной живописи 18- 20 вв.

2

32

Образ спортсмена в изобразительном искусстве

1

33-34

«Спорт, спорт, спорт»

2





8 класс (34ч)



п/п

Тема

Кол-во час


1. Архитектура и скульптура России — летопись нашего отечества и родного края.

(8 ч)

1-2

Архитектура городов России в зеркале истории

2

3-4

Любимые места твоего города.

2

5-6

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России

2

7-8

Твой вклад в сохранение памятников культуры

2


2. Монументально-декоративное искусство в пространстве культуры.

(8 ч)

9-10

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито.

2

11-12

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика

2

13-14

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж

2

15-16

Монументально-декоративная живопись вокруг нас

2


3.Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции.

(8 ч)

17

Транспортные средства. Массовое производство легкового автомобиля по проектам художников-дизайнеров, конструкторов в России

1

18

Общественный транспорт

1

19-20

Художественные и функциональные качества интерьера и его проектирование.

2

21

Российская мода: исторический опыт 18-20 вв.

1

22

Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-х гг. 20 в.

1

23

Фольклорное направление в моде второй половины 20 в.

1

24

Спортивный стиль одежды

1


4. Искусство конца 19- начала 20 в. Поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. 20 в. И дальнейшее его развитие.

(10ч)

25-26

Художественные поиски свободы в искусстве конца xix — начала xx в. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к предметному миру

2

27

Художественные поиски свободы в искусстве конца xix — начала xx в. Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира

1

28

От примитивизма к абстракции

1

29-30

Русский авангард в декоративно прикладном искусстве. Агитационный фарфор

2

31-32

Художественная афиша: от модерна к авангарду

2

33

Советское искусство. Соцреализм

1

34

Музей в современной культуре. Наш школьный музей

1



Приложение №1

к рабочей программе по учебному предмету «изобразительное искусство»

для 5 – 8 классов, утверждение приказом ____________________________


Календарно - тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема

Дата пров.


1.Образ родной земли в изобразительном искусстве.



1—2

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта


3—4

Осенние плоды в твоём натюрморте


5

Чудо-дерево. Образ-символ «древо жизни» в разных видах искусства


6-7

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике


8-9

«осенних дней очарованье» в книжной графике



2.Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.


10

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла


11

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми


12-13

Зимняя пора в живописи и графике


14-15

Делу — время, потехе — час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера


16-17

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства



3. Мудрость народной жизни в искусстве.


18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом


19-20

Изба — творение русских мастеров-древоделов


21

Изба — модель мироздания


22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность


23

Художник и театр. Декорации к опере- сказке «снегурочка»


24-25

Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «снегурочка»


26

Гулянье на широкую масленицу и образы его в искусстве.


27-28

Традиции оформления праздничной среды.



4.Образ единения человека с природой в искусстве.


29

Животные — братья наши меньшие


30

Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов


31

Экологическая тема в плакате


32-33

Троицына неделя и её образы в искусстве


34

Обрядовые куклы троицыной недели. Традиции и современность.










Приложение №1

к рабочей программе по учебному предмету «изобразительное искусство»

для 5 – 8 классов, утверждение приказом ______________________________


Календарно - тематическое планирование

6 класс

№ П/п

Тема

Дата пров.


1.Образ цветущей природы — вечная тема в искусстве.


1

Осенний букет в натюрморте живописцев.


2-3

Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и нижнего Тагила


4

Осенние цветы в росписи твоего подноса


5-6

Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран запада и востока



2.Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур.


7

Растительный орнамент в искусстве древнего Египта.


8

Зооморфные мотивы в искусстве древнего Египта


9

Изысканный декор сосудов древней Греции


10-11

Древние орнаменты в творчестве художников разного времени.


12-13

Орнаментальные мотивы в художественном текстиле индии и русская набойка


14

Традиции встречи нового года в современной культуре


15-16

«Новый год шагает по планете…»



3.Исторические реалии в искусстве разных народов


17

Каменные стражи России (12—17 вв.)


18

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре западной Европы. Синтез искусств


19

Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве


20

Батальная композиция. У истоков исторического жанра


21

Тема прекрасной девы и женщины матери в искусстве.


22

Личность женщины в портретно-исторической композиции 19 — начала 20 в.


23-24

Русский народный костюм как культурное достояние нашего отечества


25-26

«Возьмёмся за руки, друзья…» разноликий хоровод. Вековые традиции разных народов



4.Образ времени года в искусстве. Весна — утро года.


27-28

Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве


29-30

«живая зыбь»


31-32

«как мир хорош в своей красе нежданной…»


33-34

Земля пробуждается










Приложение №1

к рабочей программе по учебному предмету «изобразительное искусство»

для 5 – 8 классов, утверждение приказом _____________________________


Календарно - тематическое планирование

7 класс

П/п

Тема

Дата пров.


1.Человек и среда в жизни и изобразительном искусстве


1

Природа мест, где я живу


2

Красота городского и сельского пейзажа


3

О чём поведал натюрморт


4-5

Атрибуты искусства в твоём натюрморте


6-7

Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве


8

Интерьер твоего дома



2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве


9

Архитектурный облик дворцовой усадьбы 17-второй половины 18 в. Особенности паркостроения


10

Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца 18- середины19 в.


11

Роль искусства в организации предметно пространственной среды человека и его духовной жизни


12

Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий


13-14

Русская скульптура 18 - начала 19 в. В пространстве города, дворянской усадьбы и парка


15-16

Быт и традиции русского дворянства 18- начала 19 в. В жизни и искусстве



3.Народный мастер — носитель национальной культуры.


17-18

«Без вышивки в доме не обойтись…»


19-20

«Размётные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони, и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России


21-22

«каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушка-свистулька разных регионов России


23-24

Русские ювелирные украшения России 18-20 вв. Традиции и современность


25-26

Весенняя ярмарка — праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России



4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство


27

Галактическая птица


28-29

В «конструкторском бюро» новых космических кораблей


30-31

Образ защитника отечества в портретной живописи 18-20 вв.


32

Образ спортсмена в изобразительном искусстве


33-34

«Спорт, спорт, спорт»








Приложение №1

к рабочей программе по учебному предмету «изобразительное искусство»

для 5 – 8 классов, утверждение приказом _____________________________


Календарно - тематическое планирование

8 класс

п/п

Тема

Дата пров.


1. Архитектура и скульптура России — летопись нашего отечества и родного края.


1-2

Архитектура городов России в зеркале истории


3-4

Любимые места твоего города.


5-6

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России


7-8

Твой вклад в сохранение памятников культуры



2. Монументально-декоративное искусство в пространстве культуры.


9-10

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито.


11-12

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика


13-14

Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж


15-16

Монументально-декоративная живопись вокруг нас



3.Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции.


17

Транспортные средства. Массовое производство легкового автомобиля по проектам художников-дизайнеров, конструкторов в России


18

Общественный транспорт


19-20

Художественные и функциональные качества интерьера и его проектирование.


21

Российская мода: исторический опыт 18-20 вв.


22

Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-х гг. 20 в.


23

Фольклорное направление в моде второй половины 20 в.


24

Спортивный стиль одежды



4. Искусство конца 19 - начала 20 в. Поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. 20 в. И дальнейшее его развитие.


25-26

Художественные поиски свободы в искусстве конца 19- начала 20 в. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к предметному миру


27

Художественные поиски свободы в искусстве конца 19- начала 20в. Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира


28

От примитивизма к абстракции


29-30

Русский авангард в декоративно прикладном искусстве. Агитационный фарфор


31-32

Художественная афиша: от модерна к авангарду


33

Советское искусство. Соцреализм


34

Музей в современной культуре. Наш школьный музей





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!