Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа
имени академика В.А. Канайкина
Утверждено: директор Н.И. Седова Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
5 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель географии и обществознания
I квалификационной категории
Куликова Марина Юрьевна
Программа разработана на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015
2017 г.
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год;
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015, соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Горяева, Н. А., Островская О.В.; под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение, 2016.
Изменения, внесенные в авторскую программу:
В авторскую программу внесены следующие изменения: на освоение учебного материала по программе Б.М. Неменского отводится 35 часов в 5 классе. В соответствии с учебным планом МОУ - Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 34 часа, в связи с этим количество часов на изучение темы «Декор - человек, общество, время» сокращено на 1 час.
II. Содержание учебного предмета.
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Древние корни народного искусства (8 часов)
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор - человек, общество, время (11 часов)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит » о человеке.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире (7 часов)
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер.
III. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | В том числе на: |
Самостоятельные работы | Проверочные работы |
1 | Древние корни народного искусства | 8 | — | 1 |
2 | Связь времен в народном искусстве | 8 | — | 1 |
3 | Декор - человек, общество, время | 11 | — | 1 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 7 | 7 | — |
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате изучения изобразительного искусства, обучающиеся должны знать и уметь:
5 класс:
учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
V. Учебно–методический комплекс.
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015
2. Изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Горяева, Н. А., Островская О.В.; под редакцией Б.М. Неменского, М.: Просвещение, 2016
3. Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: Просвещение, 2016.
4. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс/ Н. А. Горяева; под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2012
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________________
«____»____________20 года
Рязанская область Касимовский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А. Канайкина
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по изобразительному искусству
Класс: 5
Учитель: М.Ю. Куликова
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). М.: Просвещение, 2015
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Примечание |
п/п | в теме | по плану | по факту |
Тема 1: «Древние корни народного искусства» (8 часов) |
1 | 1 | .09 | | Древние образы в народном искусстве | |
2 | 2 | .09 | | Убранство русской избы. | |
3 | 3 | .09 | | Внутренний мир русской избы | |
4 | 4 | .09 | | Конструкция и декор предметов народного быта | |
5 | 5 | .10 | | Русская народная вышивка | |
6 | 6 | .10 | | Народный праздничный костюм | |
7 | 7 | .10 | | Народный праздничный костюм | |
8 | 8 | .10 | | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | |
Тема 2: «Связь времен в народном искусстве» (8 часов) | |
9 | 1 | .10 | | Древние образы в современных народных игрушках. | |
10 | 2 | .11 | | Древние образы в современных народных игрушках. | |
11 | 3 | .11 | | Искусство Гжели | |
12 | 4 | .11 | | Городецкая роспись | |
13 | 5 | .12 | | Хохлома | |
14 | 6 | .12 | | Жостово. Роспись по металлу | |
15 | 7 | .12 | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | |
16 | 8 | .12 | | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | |
Тема 3: «Декор – человек, общество, время» (11 часов) | |
17 | 1 | .01 | | Зачем людям украшения. | |
18 | 2 | .01 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | |
19 | 3 | .01 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | |
20 | 4 | .02 | | Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая | |
21 | 5 | .02 | | Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая | |
22 | 6 | .02 | | Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы | |
23 | 7 | .02 | | Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы | |
24 | 8 | .03 | | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | |
25 | 9 | .03 | | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | |
26 | 10 | .03 | | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | |
27 | 11 | .04 | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | |
Тема 4: «Декоративное искусство в современном мире» (7 часов) | |
28 | 1 | .04 | | Современное выставочное искусство | |
29 | 2 | .04 | | Ты сам – мастер ДПИ. Лоскутная аппликация или коллаж | |
30 | 3 | .04 | | Ты сам – мастер ДПИ. Декоративная игрушка | |
31 | 4 | .05 | | Ты сам – мастер ДПИ. Витраж | |
32 | 5 | .05 | | Ты сам – мастер ДПИ. Декоративная кукла | |
33 | 6 | .05 | | Ты сам – мастер ДПИ. Нарядные декоративные вазы | |
34 | 7 | .05 | | Ты сам – мастер ДПИ. Нарядные декоративные вазы | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от ___________ 20 года №
____________________
руководитель ШМО Т.С. Ткачёва
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Т.Л. Алькина
__________________ 20 года
6