СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа изобразительного искусства 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа изобразительного искусства для 1 класса. УМК Гармония.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа изобразительного искусства 1 класса»


МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

Протокол от «27» августа 2014 г. №1

Руководитель МО ______Громенко В.В.


Согласована

Заместитель директора по УВР:

__________Раздобарова В.А.

«30» августа 2014г

Принята

Решение педагогического совета

от 30.08. 2014г.

протокол №1

Утверждена

Приказ

от 1.09.2014г. №1- 55

директор школы

_____________ Лобанова Т.Ф.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству (изо)

1 класс

Количество часов 33

Базовый уровень

Учитель начальных классов: Пилипович Нина Павловна

Программа разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство», авторов: Т.А.Копцевой , В.П.Копцева и Е.В.Копцева.

2014- 2015 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Примерной основной образовательной УМК «Гармония» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена учебником «Изобразительное искусство» -1класс, Творческой папкой,: авторы: Т. А. Копцева, В. П. Копцев

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 1- классе по одному часу в неделю.

Общий объём учебного времени составляет 33 часа.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть»

– культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

-развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

Основное содержание программы


Учебно-тематическое планирование


Тема раздела

Количество часов

1.

Художник и мир природы

7

2.

Художник и мир животных

8

3.

Художник и мир человека

11

4.

Художник и мир искусства

7


1-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ»

Урок 1. Творческая папка художника

Урок 2. Художественные материалы

Урок 3. Многообразие цветов

Урок 4. Мир природы дарит нам материалы для творчества

Урок 5. Небесные переливы цвета

Урок 6. «Есть у солнца друг…»

Урок 7. Капризы природы

2-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ»

Урок 1. Художник рисует диких животных

Урок 2. Художник рисует домашних животных

Урок 3. «В аквариуме есть кусочек моря…»

Урок 4. Художник рисует птиц

Урок 5. Букашки-таракашки

Урок 6. У зверей тоже бывают мамы и папы

Урок 7. «Если б только мы умели понимать язык зверей...»

Урок 8. Животные – наши соседи

3-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА»

Урок 1. Ты – художник

Урок 2. Художник рисует родной край

Урок 3. «Какие бывают девочки…»

Урок 4. «Какие бывают мальчишки…»

Урок 5. Мужской портрет

Урок 6. Былинные богатыри

Урок 7. Рисуем маму

Урок 8. Моя семья

Урок 9. Знаменитые скульптуры

Урок 10. Транспорт на улицах твоего селения

Урок 11. Фантастический транспорт

4-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВА»

Урок 1. В мире книг

Урок 2. Музыка цвета. Театр теней

Урок 3. Цирковое представление

Урок 4. Планетарий

Урок 5. В мире музея

Урок 6. Народные промыслы

Урок 7. Москва – город-музей. Государственная Третьяковская

галерея

Выставка детского рисунка

(Всего 33 урока)

1-й модуль

Художник и мир природы (наблюдение и изображение окружающей человека природы: неба, земли, деревьев, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения).

2-й модуль

Художник и мир животных (наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения).

3-й модуль

Художник и мир человека (наблюдение за жизнью человека, за окружающим его миром предметов; в творческой деятельности фантазирование на эти темы).

4-й модуль

Художник и мир искусства (рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусства (театре, кино, литературе, музыке), через разные

Результаты образования

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Личностные, Метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Функциональная грамотность

Метапредметные результаты

Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Комплексные, компетентностные задания в УМК: коллективные проектные задания (на предметном материале); компетентностные (жизненные) задания (на предметном материале)

Образовательные технологии

1-я линия развития

Технология мотивации работы (деятельный подход).

Технология оценивания

2-я линия развития

Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом). Задания для групповой работы

Предметные результаты (цели предмета)

1-я линия развития

Объяснять содержание произведений искусства. Владеть основными техниками изобразительного искусства (тексты и задания)

2-я линия развития

Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним (тексты и задания)

Личностные результаты

а) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

б) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне

одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Формы оценки достижения результатов.

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать

различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.

2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе 8 актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.

Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы

учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).

В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


В результате изучения изобразительного искусство учащиеся должны

знать / понимать

  • Значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;

  • Отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • Основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

  • Основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • Эмоциональное значение тёплых и холодных цветов;

  • Особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • Название материалов, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;

  • Способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин)

уметь

  • Организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, кистью для клея, стекой;

  • Применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер),  материалами для выражения замысла, настроения;

  • Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • Составлять композиции с учетом замысла;

  • Рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов (геометрические и растительные);

  • Применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декаротивно-прикладного искусства, к окружающему миру;

  • Выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;

  • Проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к национальным обычаям и культурным традициям;

  • Проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.


Перечень учебно-методических  средств обучения

Для учителя:

  • Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В (Программы общеобразовательных учреждений) Изобразительное искусство Программа 1-4 классы (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012)

  • Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В «Методические рекомендации к учебнику для 1 класса» (Смолекск: «Ассоциация XXI век», 2011. Электронная версия на сайте издательства)

  • Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В Изобразительное искусство 1 класс учебник (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012)

  • . Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В Изобразительное искусство Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012)

Для учащихся:

  • Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство 1 класс учебник (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012)\




















п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Дата

Примечание

план

факт

1

Художник и мир природы

Творческая папка художника

1

ОНЗ

Текущий




2


Художественные материалы

1

ОНЗ

Текущий




3


Многообразие цветов

1

ОНЗ

Текущий




4


Мир природы дарит нам материалы для творчества

1

Урок рефлексии

Текущий




5


Небесные переливы цвета

1

ОНЗ

Текущий




6


«Есть у солнца друг…»

1

ОНЗ

Текущий




7


Капризы природы

1

Урок рефлексии

Текущий




8

Художник и мир животных

Художник рисует диких животных

1

ОНЗ

Текущий




9


Художник рисует домашних животных

1

Урок рефлексии

Текущий




10


«В аквариуме есть кусочек моря…»

1

ОНЗ

Текущий




11


Художник рисует птиц

1

ОНЗ

Текущий




12


Букашки-таракашки

1

ОНЗ

Текущий




13


У зверей тоже бывают мамы и папы

1

Урок рефлексии

Текущий




14


«Если б только мы умели понимать язык зверей...»

1

ОНЗ

Текущий




15


Животные – наши соседи

1

Урок рефлексии

Текущий




16

Художник и мир человека

11ч


Ты – художник

1

ОНЗ

Текущий




17


Художник рисует родной край

1

ОНЗ

Текущий




18


«Какие бывают девочки…»

1

ОНЗ

Текущий




19


«Какие бывают мальчишки…»

1

ОНЗ

Текущий




20


Мужской портрет

1

ОНЗ

Текущий




21


Былинные богатыри

1

ОНЗ

Текущий




22


Рисуем маму

1

ОНЗ

Текущий




23


Моя семья

1

Урок рефлексии

Текущий




24


Знаменитые скульптуры

1

ОНЗ

Текущий




25


Транспорт на улицах твоего селения

1

ОНЗ

Текущий




26


Фантастический транспорт

1

ОНЗ

Текущий




27

Художник и мир искусства


Музыка цвета. Театр теней

1

ОНЗ

Текущий




28


Цирковое представление

1

ОНЗ

Текущий




29


Планетарий

1

ОНЗ

Текущий




30


В мире музея

1

ОНЗ

Текущий




31


Народные промыслы

1

ОНЗ

Текущий




32


Москва – город-музей. Государственная Третьяковская галерея

1

ОНЗ

Текущий




33


Выставка детского рисунка

1

Урок рефлексии

Итоговый







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!