Рабочая учебная программа
Изобразительное искусство, 4-а класс
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование
( ступень образования)
Базовый
(уровень образования)
2015 – 2016 учебный год
(срок реализации программы)
Силаева О.А.
(ФИО учителя, составившего
учебную программу)
г. Чехов-2
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 4 – а класса по изобразительному искусству составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.); с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями от 08.06.2015г. Приказ Минобрнауки №576); с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2015 - 2016 учебный год, утверждённым приказом № 68 от 01.09.2015 г.; на основе предметной программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающиххся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Изобразительное искусство» 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.А. Неменская. Москва: Просвещение, 2014.
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса:
- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека;
- развитие способности углубления в себя;
- развитие осознания своих внутренних переживаний.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе.
№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов по предметной программе | Количество часов по рабочей программе |
-
| Истоки родного искусства | 8 | 8 |
-
| Древние города нашей земли | 7 | 7 |
-
| Каждый народ – художник | 11 | 11 |
-
| Искусство объединяет народы | 8 | 8 |
| ИТОГО | 34 | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты обучения:
Личностные
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно – творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;
-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание видов и жанров пространственно – визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик - свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно – нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально – ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно – продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно – творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п /п | Содержание урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
по программе | фактически |
I триместр ( 10 ч) |
Истоки родного искусства (8 ч) |
1 | Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.) (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.09 | | |
2 | Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Изображение российской природы (пейзаж) (урок «открытия» нового знания) | 1 | 10.09 | | |
3 | Деревня – деревянный мир. Изображение избы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.09 | | |
4 | Создание образа традиционной деревни: коллективное панно (урок общеметодологической направленности) | 1 | 24.09 | | |
5 | Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.10 | | |
6 | Изображение сцен труда из крестьянской жизни (урок общеметодологической направленности) | 1 | 15.10 | | |
7 | Народные праздники. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.) (урок «открытия» нового знания) | 1 | 22.10 | | |
8 | Создание коллективного панно на тему народного праздника (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 29.10 | | |
Древние города нашей земли (7 ч) |
9 | Родной угол. Образ древнего русского города. Знакомство с картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих и др.). Создание макета древнерусского города (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.11 | | |
10 | Древние соборы. Лепка макета здания древнерусского каменного храма (урок общеметодологической направленности) | 1 | 12.11 | | |
2 триместр (11 ч) |
11(1) | Города русской земли. Изображение древнерусского города (урок общеметодологической направленности) | 1 | 26.11 | | |
12(2) | Древнерусские воины – защитники (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.12 | | |
13(3) | Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. Беседа – путешествие – знакомство с исторической архитектурой города (урок «открытия» нового знания) | 1 | 10.12 | | |
14(4) | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.12 | | |
15(5) | Создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 24.12 | | |
Каждый народ – художник (11 ч) |
16(6) | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы через характерные детали (урок «открытия» нового знания) | 1 | 31.12 | | |
17(7) | Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры (урок общеметодологической направленности) | 1 | 14.01 | | |
18(8) | Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни – сакуры» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 21.01 | | |
19(9) | Народы гор и степей. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.01 | | |
20(10) | Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков) (урок общеметодологической направленности) | 1 | 04.02 | | |
21(11) | Древняя Эллада. Изображение греческих храмов для панно (урок «открытия» нового знания) | 1 | 11.02 | | |
3 триместр (13 ч) |
22(1) | Изображение фигур олимпийских спортсменов. Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 25.02 | | |
23(2) | Европейские города Средневековья. Образ готических городов (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.03 | | |
24(3) | Образ готического храма (урок общеметодологической направленности) | 1 | 10.03 | | |
25(4) | Средневековые готические костюмы. Изображение площади средневекового города (урок общеметодологической направленности) | 1 | 17.03 | | |
26(5) | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Выставка работ (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 24.03 | | |
Искусство объединяет народы (8 ч) |
27(6) | Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве 20 века (урок «открытия» нового знания) | 1 | 31.03 | | |
28(7) | Изображение (по представлению) матери и дитя (урок общеметодологической направленности) | 1 | 14.04 | | |
29(8) | Мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека (урок общеметодологической направленности) | 1 | 21.04 | | |
30(9) | Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (урок общеметодологической направленности) | 1 | 28.04 | | |
31(10) | Герои – защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.05 | | |
32(11) | Лепка эскиза памятника герою (урок общеметодологической направленности) | 1 | 12.05 | | |
33(12) | Юность и надежды. Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях (урок общеметодологической направленности) | 1 | 19.05 | | |
34(13) | Искусство народов мира (обобщение темы) (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 26.05 | | |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1.Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2014.
2.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. Просвещение,2011.
Дополнительная литература
1.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Интернет-ресурсы
1.http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15
2.Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru
3.Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/
4.МО РФ. Федеральное агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
5.Объединение педагогических изданий "Первое сентября"
// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htmhttp://it-n.ru – сеть творческих учителей
7