СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе предметной программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" , УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс, УМК "Школа России"»













Рабочая учебная программа


Изобразительное искусство, 4-а класс

(наименование учебного предмета)


Начальное общее образование

( ступень образования)


Базовый

(уровень образования)


2015 – 2016 учебный год

(срок реализации программы)





Силаева О.А.

(ФИО учителя, составившего

учебную программу)







г. Чехов-2

2015 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 4 – а класса по изобразительному искусству составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.); с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями от 08.06.2015г. Приказ Минобрнауки №576); с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2015 - 2016 учебный год, утверждённым приказом № 68 от 01.09.2015 г.; на основе предметной программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», УМК «Школа России».

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающиххся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Изобразительное искусство» 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.А. Неменская. Москва: Просвещение, 2014.

На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения

изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи курса:

- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека;

- развитие способности углубления в себя;

- развитие осознания своих внутренних переживаний.






  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе.

п/п

Модуль (глава)

Количество часов по предметной программе

Количество часов по рабочей программе

Истоки родного искусства

8

8

Древние города нашей земли

7

7

Каждый народ – художник

11

11

Искусство объединяет народы

8

8


ИТОГО

34

34


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Планируемые результаты обучения:

Личностные

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно – творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;

-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание видов и жанров пространственно – визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик - свидетелей нашей истории;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения искусства у обучающихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

- сформируются основы духовно – нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально – ценностное отношение к миру, художественный вкус;

- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно – продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно – творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п /п

Содержание урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

по программе

фактически

I триместр ( 10 ч)

Истоки родного искусства (8 ч)

1

Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.) (урок «открытия» нового знания)

1

03.09



2

Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Изображение российской природы (пейзаж) (урок «открытия» нового знания)

1

10.09



3

Деревня – деревянный мир. Изображение избы (урок «открытия» нового знания)

1

17.09



4

Создание образа традиционной деревни: коллективное панно (урок общеметодологической направленности)

1

24.09



5

Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах (урок «открытия» нового знания)

1

01.10



6

Изображение сцен труда из крестьянской жизни (урок общеметодологической направленности)

1

15.10



7

Народные праздники. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.) (урок «открытия» нового знания)

1

22.10



8

Создание коллективного панно на тему народного праздника (урок отработки умений и рефлексии)

1

29.10



Древние города нашей земли (7 ч)

9

Родной угол. Образ древнего русского города. Знакомство с картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих и др.). Создание макета древнерусского города (урок «открытия» нового знания)

1

05.11



10

Древние соборы. Лепка макета здания древнерусского каменного храма (урок общеметодологической направленности)

1

12.11



2 триместр (11 ч)

11(1)

Города русской земли. Изображение древнерусского города (урок общеметодологической направленности)

1

26.11



12(2)

Древнерусские воины – защитники (урок «открытия» нового знания)

1

03.12



13(3)

Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. Беседа – путешествие – знакомство с исторической архитектурой города (урок «открытия» нового знания)

1

10.12



14(4)

Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат (урок «открытия» нового знания)

1

17.12



15(5)

Создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» (урок общеметодологической направленности)

1

24.12



Каждый народ – художник (11 ч)

16(6)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы через характерные детали (урок «открытия» нового знания)

1

31.12



17(7)

Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры (урок общеметодологической направленности)

1

14.01



18(8)

Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни – сакуры» (урок общеметодологической направленности)

1

21.01



19(9)

Народы гор и степей. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи (урок «открытия» нового знания)

1

28.01



20(10)

Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков) (урок общеметодологической направленности)

1

04.02



21(11)

Древняя Эллада. Изображение греческих храмов для панно (урок «открытия» нового знания)

1

11.02



3 триместр (13 ч)

22(1)

Изображение фигур олимпийских спортсменов. Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» (урок общеметодологической направленности)

1

25.02



23(2)

Европейские города Средневековья. Образ готических городов (урок «открытия» нового знания)

1

03.03



24(3)

Образ готического храма (урок общеметодологической направленности)

1

10.03



25(4)

Средневековые готические костюмы. Изображение площади средневекового города (урок общеметодологической направленности)

1

17.03



26(5)

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Выставка работ (урок отработки умений и рефлексии)

1

24.03



Искусство объединяет народы (8 ч)

27(6)

Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве 20 века (урок «открытия» нового знания)

1

31.03



28(7)

Изображение (по представлению) матери и дитя (урок общеметодологической направленности)

1

14.04



29(8)

Мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека (урок общеметодологической направленности)

1

21.04



30(9)

Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (урок общеметодологической направленности)

1

28.04



31(10)

Герои – защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы (урок «открытия» нового знания)

1

05.05



32(11)

Лепка эскиза памятника герою (урок общеметодологической направленности)

1

12.05



33(12)

Юность и надежды. Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях (урок общеметодологической направленности)

1

19.05



34(13)

Искусство народов мира (обобщение темы) (урок отработки умений и рефлексии)

1

26.05




  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

1.Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2014.

2.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. Просвещение,2011.

Дополнительная литература

1.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Интернет-ресурсы

1.http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15

2.Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru

3.Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/

4.МО РФ. Федеральное агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/

5.Объединение педагогических изданий "Первое сентября"

// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htmhttp://it-n.ru – сеть творческих учителей




7