Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель; всего 35 часов за год.
Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
№ п/п | Тема урока (страницы учебника) | Решаемые проблемы (цели урока) | Понятия | Планируемые результаты | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 четверть - 9 часов Вводный урок (1 час) |
1 | Мастера изображения постройки и украшения. | Как научить ребёнка понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники | три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки | Научатся понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники | 1) регулятивные – составляют план и последовательность действий; 2) познавательные – выделяют существенные признаки цвета и оттенков красок; 3) коммуникативные – строят монологические высказывания понятные для партнера | Формирование у ребёнка понятия о прекрасном вокруг нас | 03.09 | |
Искусство в твоём доме (8 часов) |
2 | Твои игрушки. | Как научить ребёнка изготавливать игрушки из пластилина | Дымковская игрушка. Художественный промысел. Орнамент. колорит | Научатся создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. | 1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; 2) познавательные – осознанно строят сообщения в устной форме в исследовании при работе с пластилином; 3) коммуникативные – задают вопросы; используют речь для регуляции своей деятельности | Ценностное отношение к родному краю; экологическая культура | | |
3 | Посуда у тебя дома. | Как научить проектированию предметов по принципу стилевого единства; обсудить посуду разных форм и внешнего оформления. | Сервиз. Гармония. Чайная пара. Колорит. | Научатся узнавать предметы, входящие в состав чайного сервиза; дадут описание их внешнего вида; научатся создавать ансамбль предметов в их единстве. | 1) регулятивные – преобразовывают практическую задачу в познавательную; 2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; 3) коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию | Отработка навыков адаптации общения; самооценка на основе критериев успешности работы | | |
4 | Обои и шторы у тебя дома. | Как научить ребёнка передавать в рисунке форму и очертания знакомых предметов; привить навыки коллективной работы | Обои. Шторы. Тёплые тона. Холодные тона. Цветочный рисунок. Ритм. Трафарет. | Научатся созданию рисунков в зависимости от их назначения | 1) регулятивные – ставят и формулируют проблемы; 2) познавательные – адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; 3) коммуникативные – проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Самооценка на основе критериев успешности выполненной работы | | |
5 | Мамин платок. | Как научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с вариантами оформления народных платков | Платки. Мотив. Акцент. Акварель. Контраст. | Научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получать знания о специфике народных платков. | 1) регулятивные – выбирают действия с учетом предложений товарищей и учителя; 2) познавательные – осознанно и произвольно строят сообщения; узнают, называют и определяют объекты рисунка; 3) коммуникативные – обращаются за помощью, формулируют свои затруднения | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач | | |
6 | Твои книжки. | Как научить приёмам создания собственной книги; рассмотреть виды художественного оформления книг; выбрать проект конструкции книги и её составные части – обложку, шрифт, эскизы, иллюстрации | Искусство книги. Герои. Иллюстрации. | Научатся совершенствовать навыки мелкой ручной моторики; приобретут знания о технике создания книг | 1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 2) познавательные – подведение под понятие на основе распознавания существенных признаков; 3) коммуникативные – учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | | |
7 | Твои книжки. (завершение темы) | Как научить продолжить работу по оформлению книги (бумажное конструирование, рисование) | Художник – оформитель. | Научатся создавать свой вариант оформления книги | 1) регулятивные – составляют план и последовательность действий, предвосхищают результат; 2) познавательные – контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; 3) коммуникативные - проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Самооценка на основе критериев успешно выполненной работы; эстетические потребности, ценности и чувства | | |
8 | Открытки. | Как научить технологии выполнения объёмной открытки; научить работе с циркулем, вырезанию контура поделки; технике наклеивания объёмных деталей | Открытка. Лаконизм. Циркуль. Объёмная аппликация. | Научатся композиционному сочетанию деталей открытки; разной технике её оформления; повторят конструкторские приёмы в работе с бумагой | 1) регулятивные – составляют план и последовательность действий; 2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, оценивают результат деятельности; 3) коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения | Принятие образа «хорошего ученика»: умение видеть и передавать красоту действительности | | |
9 | Труд художника для твоего дома Обобщение темы 1 четверти | Как научить демонстрировать достижения школьников за 1 четверть; обсудить и оценить лучшие работы | | Научатся анализировать и обсуждать свои работы; в игровой форме повторят пройденный материал | 1) регулятивные – сличают результат с заданным эталоном; 2) познавательные – осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; 3) коммуникативные - определяют общую цель и пути её достижения; строят монологические высказывания | Самооценка на основе критериев успешной деятельности, отработка навыков самостоятельной и групповой работы | | |
II четверть – 7 часов Искусство на улицах твоего города |
10 | Памятники архитектуры. | Как обучить созданию проекта здания или архитектурного ансамбля | Малая родина. Памятники архитектуры. Покровский собор. Дом Пашкова. МГУ. Кижи. | Научатся получать создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек | 1) регулятивные – адекватно используют речь для планирования и регуляции своего действия; 2) познавательные – анализ информации; синтез; сравнение; построение рассуждений; обобщение; 3) коммуникативные - слушают собеседника; строят понятные для собеседника высказывания | Эмоциональное отношение к предметам искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей | | |
11 | Парки, скверы, бульвары. | Как научить составлять проекты детских парков; рассмотреть образцы ландшафтной архитектуры | Парки. Скверы. Заслоняемость. Садово-парковое искусство. | Научатся традициям парковой архитектуры в нашей стране; создадут парковые проекты | 1) регулятивные – применяют установленные правила в планировании выполнения рисунка; 2) познавательные – учатся самостоятельно создавать алгоритм выполнения рисунка; 3) коммуникативные - учатся проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Экологическая культура | | |
12 | Ажурные ограды. | Как научить создавать вариант ажурной ограды; познакомить с разнообразием художественных уличных оград; | Ограды. Декор. Кружево. Дизайн. Ажур. | Научатся сравнивать природные и авторские объекты; придумают свой вариант декоративного ажура | 1) регулятивные – адекватно воспринимают предложения учителя и учащихся; 2) познавательные – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 3) коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию | Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения | | |
13 | Волшебные фонари. | Как научить разным приёмам работы с бумагой; познакомить с ролью фонарей в жизни человека; напомнить назначение разных видов светильников | Осветительные приборы. Свойства бумаги. Бумажное конструирование. Миниатюрность. Колоссальность | Научатся навыкам дизайнерского мышления; расширят знания о видах и назначении фонарей; запомнят различие между технической стороной и оформительской | 1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану; 2) познавательные – умение использовать средства художественной выразительности; 3) коммуникативные – оценивают результат своего труда и товарищей | Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач | | |
14 | Витрины. | Как научить подбору составных частей для витрин; изготовить проект витрины любой тематики | Вывески. Коллаж. Эклектика. Создание витрин. | Научатся пониманию роли витрин; приобретут навык их создания; получат знания о композиционном и тематическом решении | 1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; 2) познавательные – ориентируются в своей системе знаний; 3) коммуникативные - умеют обсуждать коллективные результаты художественно - творческой деятельности | Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей | | |
15 | Удивительный транспорт. | Как научить приёмам создания объёмной поделки; продемонстрировать правила использования автомобильного декора; использовать фантазию в проекте автомобиля будущего | Автомобили. Автоконструкции. Гипотеза. | Научатся использовать воображение при создании объёмной конструкции; применять приобретённые знания технического дизайна; познакомятся с темами проектов | 1) регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную; 2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; 3) коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию | Отработка навыков самостоятельной и групповой работы | | |
16 | Труд художника на улицах твоего города (села). Обобщение темы 2 четверти. | Как научить подвести итог работы школьников во 2 четверти; закрепить полученные знания и умения в игровой форме | | Научатся распределять задания между собой; приобретут навыки коллективного труда | 1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности; 2) познавательные – умеют эмоционально оценивать шедевры русского искусства; 3) коммуникативные - умеют обсуждать результаты своей деятельности | Формирование духовных и эстетических потребностей | | |
III четверть – 11 часов Художник и зрелище |
17 | Художник в цирке. | Как познакомить с искусством цирка; дать представление о работе художника в цирке; выяснить направление его деятельности; провести анализ рисунка на заданную тему и выполнить его | Художник-постановщик. Цирковые номера. Акварель. Реквизит. | Научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности; приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; попробуют изобразить детали цирковых выступлений | 1) регулятивные – преобразовывают практическую задачу в познавательную; 2) познавательные – понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). 3) коммуникативные - умеют пользоваться языком изобразительного искусства | Развитие умения правильно размещать изображение на плоскости листа бумаги | | |
18 | Художник в театре. | Как научить анализировать образцы эскизов театральных постановок; приступить к работе над макетом театральной постановки; | Макет. Декорация. Объёмно-пространственная композиция. | Научатся приёмам оформления театральной постановки; овладеют новой художественной терминологией; приступят к созданию макета для спектакля | 1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности; 2) познавательные – осуществляют поиск и формации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделяют этапы работы. 3) коммуникативные - умеют обсуждать результаты своей деятельности | Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства | | |
19 | Театр на столе | Как научить закреплять приобретённые умения по созданию театральных макетов; завершить начатую работу «театра на столе» | Объёмная лепка. | Научатся техническим приёмам выполнения макета; закрепят специфику оформления театральной постановки; создадут макет «театра на столе» | 1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану; 2) познавательные – умеют использовать средства художественной выразительности; 3) коммуникативные - оценивают результат своего труда и товарищей | Стремление к творчеству на основе собственного замысла | | |
20 | Театр кукол | Как научить изготовлению кукольных персонажей в разной технике | Кукловод. Утрированность. Кукольный театр. | Научатся технике шитья из ткани; приобретут навыки работы с иглой и нитками | 1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности; 2) познавательные – получают представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни 3)коммуникативные - умеют обсуждать результаты своей деятельности | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач | | |
21 | Мы художники кукольного театра | Как научить дать представление о работе артиста-кукловода; вспомнить приёмы работы с шаблоном и циркулем | Кукловод. | Научатся завершать работу над поделкой; приобретут навыки работы кукловода | 1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану; 2) познавательные – умеют использовать средства художественной выразительности; 3) коммуникативные - оценивают результат своего труда и товарищей | Стремление к творчеству на основе собственного замысла | | |
22 | Конструирование сувенирной куклы | Как научить придумывать и создавать сувенирную куклу | Сувенир. Фантазия. | Научатся придумывать и создавать сувенирную куклу; пользоваться различными материалами | 1) регулятивные – используют речь для регуляции своих действий; 2) познавательные – делают выводы в результате совместной работы класса; 3) коммуникативные - умеют слушать и понимать высказывания собеседников | Формирование собственного мнения и позиции | | |
23 | Театральные маски. | Как научить практическому созданию театральных масок; познакомить с назначением масок, их разнообразием | Театральная маска. Личина. Пиктограмма. | Научатся практическому созданию театральных масок; приобретут знания об использовании масок в народном представлении и в театральном искусстве | 1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; 2) познавательные – ориентируются в своей системе знаний; 3) коммуникативные - умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности | Принятие образа «хорошего ученика»: умение видеть и передавать красоту действительности | | |
24 | Конструирование масок. | Как научить изготовлению карнавальной маски; рассказать о принципах проведения карнавального праздника | Стилизация. Карнавал. | Научатся изготавливать карнавальную маску из разных материалов и оформлять её | 1) регулятивные – учатся работать по плану, предложенному учителем; 2) познавательные – находят ответы на вопросы, используя свой опыт 3) коммуникативные - отвечают на вопросы, строят монологические высказывания | Стремление к творчеству на основе собственного замысла | | |
25 | Афиша и плакат. | Как научить приёмам создания театральных афиш; продемонстрировать образцы плаката | Афиша. Плакат. Лаконизм. | Научатся применять творческие приёмы в работе; приобретут знания о новых составных частях мира театра | 1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану; 2) познавательные – умеют использовать информацию, полученную на уроке; 3) коммуникативные - проявляют активность во взаимодействии и для решения познавательных задач | Умение применять собственные знания в художественно-творческой деятельности | | |
26 | Праздник в городе. | Как научить созданию проекта оформления крупномасштабного праздника; придумать оформительские детали; защитить творческие проекты | Городской праздник. | Научатся творчески использовать приобретённые умения | 1) регулятивные – составляют план и последовательность действий; 2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, оценивать результат деятельности; 3) коммуникативные - определяют общую цель и пути её достижения | Принятие образа «хорошего ученика»: умение видеть и передавать красоту действительности | | |
27 | Школьный карнавал Обобщение темы 4 четверти. | Как научить в игровой форме повторить знания и умения, приобретённые в течении четверти | Эпоха. Пословицы о труде. | Научатся закреплять знания. Которые получили в течении четверти | 1) регулятивные – придумывают и создают оформление к школьным и домашним праздникам; 2) познавательные – понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника 3) коммуникативные – овладевают навыками коллективного художественного творчества. | Мотивация внутренней позиции школьника. | | |
IV четверть (8 часов) Художник и музей |
28 | Музей в жизни города. | Как познакомить с назначением музеев в жизни человека; дать представление о крупнейших музеях России | Оригинал. Репродукция. Музей. Скульптура. | Познакомятся с причинами создания музея, их разнообразием; узнают о возможности создания домашних музеев | 1) регулятивные – составляют план и последовательность действий; 2) познавательные – учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием; 3) коммуникативные - участвуют в обсуждении содержания и выразительных средств | Формирование духовных и эстетических потребностей | | |
29 | Картина - особый мир. | Как научить рассуждать о своём опыте восприятия произведения изобразительного искусства | Колорит. Экскурсовод. | Научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах | 1) регулятивные – используют речь для регуляции своих действий; 2) познавательные – строят сообщения в устной форме; 3) коммуникативные - работа в парах; вести устный диалог | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач | | |
30 | Картина-пейзаж | Как познакомить с жанром пейзаж | Пейзаж. Шедевр. Жанр. | Научатся рисовать пейзаж | 1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности; 2) познавательные – умеют эмоционально оценивать шедевры русского искусства; 3) коммуникативные - умеют обсуждать результаты своей деятельности | Мотивация внутренней позиции школьника. Экологическая культура | | |
31 | Картина-портрет. | Как научить выбору выразительных средств для рисунка; дать представление о жанре портрета и автопортрета | Марианист. Портрет. | Научатся использовать новую лексику в рассказах; приобретут знания о жанре «портрета»; попробуют рисовать портреты | 1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; 2) познавательные – учатся ставить и формулировать проблемы; 3) коммуникативные - определяют общую цель и пути её достижения | Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | | |
32 | Картина- натюрморт. | Как познакомить с жанром «натюрморт»; провести поиски композиции натюрморта и его колорита; выявить средства художественной выразительности | Композиция. Натюрморт. | Научатся понимать, что искусство натюрморта заключается не в точной копии натуры; располагать предметы в определённой композиции | 1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей; 2) познавательные – перерабатывают полученную информацию: делают выводы; 3) коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию | Эстетические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | | |
33 | Картины исторические и бытовые. | Как научить отличать исторические и бытовые картины | Жанр. Бытовые детали. Портрет. Пейзаж. | Научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и деталях | 1) регулятивные – составляют план и последовательность действий; 2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, оценивать результат деятельности; 3) коммуникативные - определять общую цель и пути её достижения | Самооценка на основе критериев выполненной работы | | |
34 | Скульптура в музее и на улице | Как научить передаче в лепке человеческого движения; познакомить с известными скульптурными памятниками и материалами для их изготовления | Уличный дизайн. Парковая скульптура. Постамент. | Научатся передавать в лепке действия человека; приобретут знания об уличных скульптурах и памятниках | 1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану; 2) познавательные – умеют использовать средства художественной выразительности; 3) коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач | | |
35 | Художественная выставка Обобщение темы 4 четверти. | Как научить обобщить и закрепить знания, полученные в 4 четверти | | Продемонстрируют достижения в различных видах работ по изобразительному искусству | 1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности; 2) познавательные – умеют эмоционально оценивать шедевры русского искусства; 3) коммуникативные - умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности. | Отработка навыков самостоятельной и коллективной работы | | |