СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России" 2015-2016 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка + тематическое планирование. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России" 2015-2016 учебный год»

Пояснительная записка



Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2015-2016 учебный год разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. За №373);

  • с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Москва «Просвещение» 2010 );

  • примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения;

  • программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)

  • с учетом Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • учетом планируемых результатов начального общего образования;

  • с учетом особенностей школы №22 с углубленным изучением отдельных предметов;

  • образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса:

  1. обучающихся,

  2. педагогических работников школы,

  3. родителей (законные представители) обучающихся,

  4. членов попечительского совета, обеспечивающего государственно-общественный характер управлению образовательным учреждением.



Данная программа была разработана с учетом следующих особенностей:

  • школа городская, расположена в 36 км от Москвы;

  • возраст обучающихся в начальной школе от 6,6 до 11,6 лет;

  • наполняемость классов в среднем 25 человек;

  • разный уровень владения русским языком в школе, кроме русских, обучаются дети разных национальностей, прибывшие из разных регионов России и ближнего зарубежья – украинцы, белорусы, молдаване, грузины, армяне, азербайджанцы и другие);

  • наличие детей с ограниченными физическими возможностями (3 учащихся начальной школы находятся на индивидуальном обучении по состоянию здоровья);

  • индивидуальные различия обучающихся в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.



Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле­ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художествен­ной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формиро­вания нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т.е. зоркости души ребёнка.


Основными задачами реализации курса являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческо­го воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания пре­красного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художествен­ной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декора­тивный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, ук­рашение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах дея­тельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмот­рены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окру­жающий мир.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навы­ками представлена в следующих направлениях:

  • использование различных художественных материалов, приемов и техник;

  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;

  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, чело­веку, обществу;

  • выражение настроения художественными средствами;

  • компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;

  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;

  • использование знаний графической грамоты;

  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;

  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (зна­комых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, на­родных традиций;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.


В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель; всего 35 часов за год.


Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2011.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Содержание программного материала

Всего часов

1

Вводный урок

1 ч.

2

Искусство в твоём доме

8ч.

3

Искусство на улицах твоего города

7 ч.

4

Художник и зрелище

11 ч.

5

Художник и музей

8 ч.


Итого:

35 часов






Содержание программы (35 часов)

п/п


Наименование разделов

Коли­чество

часов


Содержание программного

материала


Универсальные учебные действия

1

Вводный урок

1

В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображе­ния, Мастер Постройки и Мас­тер Украшения. Художествен­ные материалы.

Строить рассуждения в форме связи простых сужде­ний об объекте, его строе­нии.

Учитывать правила в пла­нировании и контроле спосо­ба решения.

2

Искусство в твоём доме

8

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уют­ными, деловыми, строгими; од­ни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат де­тям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, ре­шает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.

Проектировать изделие: создавать образ в соответст­вии с замыслом и реализо­вывать его. Осуществлять анализ объектов с выделе­нием существенных и несу­щественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Определять последова­тельность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3

Искусство на улицах твоего города

7

Деятельность художника на улице города (или села). Зна­комство с искусством начинает­ся с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возник­нуть чувство Родины.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать из­делие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Умение с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

4

Художник и зрелище

11

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообра­зие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искус­ство, его игровая природа. Изо­бразительное искусство - не­обходимая составная часть зрелища.

Анализировать образец, определять материалы, кон­тролировать и корректиро­вать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Да­вать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

5

Художник и музей

8

Художник создает произведе­ния, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и вы­ражает своё отношение и пе­реживание явлений действи­тельности. Лучшие произведе­ния хранятся в музеях. Знаком­ство со станковыми видами и жанрами изобразительного ис­кусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать цен­ность искусства в соответст­вии гармонии человека с ок­ружающим миром.

Владение монологической и диалогической формами ре­чи в соответствии с грамма­тическими и синтаксическими нормами родного языка, со­временных средств коммуни­кации.


Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через по­знание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к по­ниманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художест­венного смысла окружающего предметного мира;

  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носи­телями духовной культуры;

  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми кра­соты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

  • использовать элементарные приемы изображения пространства;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

  • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

  • называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, деко­ративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

  • называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

  • называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художест­венной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процес­се совместной художественной деятельности;

  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художествен­но-творческого замысла;

  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произве­дениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать худо­жественные термины и понятия;

  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятель­ности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирова­ние на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.


Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в

процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и ми­ра в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельно­го человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на­блюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотно­сить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универ­сальных способностей третьеклассников,

проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравни­вать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол­нения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, вы­полнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделирова­нию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с по­ставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организо­вать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более вы­соких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественно­-творческой деятельности, который приобретается и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искус­ства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале худо­жественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструиро­вании);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполне­ния художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музе­ев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жиз­ни: в доме, на улице, в театре, на празднике.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное ис­кусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно­-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе теку­щего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценива­ния, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результа­та. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк­тивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце­ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу­чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме­нию работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (ори­гинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника вы­полнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изобра­жения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка за­данной теме, название рисунка).


Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практи­ке; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все ком­поненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при из­ложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с по­ставленной целью урока.


Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В. Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013

  2. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс /Горяева Н.А. и др. – М.: Просвещение,2012


Учебно-методическая литература:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2012

  2. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы/ Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2012

  3. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности /С.П. Казачкова, М,С. Умнова. М.: Планета,2013

  4. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. М.В.Буряк; под редакцией Е.С. Галанжиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2015 (Образовательный стандарт)

  5. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс. – М.: ВАКО, 2015 (В помощь школьному учителю).

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.


Печатные пособия:

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:

  • Портреты русских и зарубежных художников.

  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  • Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

  • Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.


Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • Магнитная доска

  • Персональный компьютер с принтером

  • Ксерокс.

  • Аудиомагнитофон.

  • CD/DVD – проигрыватель.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экран.


Учебно-практическое оборудование

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

  • Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.

  • Краски акварельные или гуашевые.

  • Кисти беличьи № 5, 10, 20.

  • Кисти из щетины № 3, 10, 13.

  • Ёмкости для воды.

  • Стеки (набор)

  • Пластилин /глина.

  • Ножницы.

  • Подставка для натуры.



Модели и натуральный фонд.

  • Муляжи фруктов и овощей (комплект)

  • Гербарии

  • Изделия прикладного искусства и народных промыслов.

  • Гипсовые геометрические тела.

  • Предметы быта (вазы, блюда, подносы, расписные доски и др.)


Оборудование класса.

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т.д.

  • Художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисти, перья и пр.



















Тематическое планирование по изобразительному искусству

с определением учебной деятельности обучающихся


3 класс ( 35 часов, 1 раз в неделю )





п/п





Тема урока

(страницы

учебника)



Решаемые проблемы

(цели урока)





Понятия

Планируемые результаты

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения



Предметные результаты




УУД



Личностные результаты

1 четверть - 9 часов

Вводный урок (1 час)

1

Мастера изображения постройки и украшения.

Как научить ребёнка понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники

три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки

Научатся

понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники

1) регулятивные – составляют план и последовательность действий;

2) познавательные – выделяют существенные признаки цвета и оттенков красок;

3) коммуникативные – строят монологические высказывания понятные для партнера

Формирование у ребёнка понятия о прекрасном вокруг нас


03.09


Искусство в твоём доме (8 часов)

2

Твои игрушки.

Как научить ребёнка изготавливать игрушки из пластилина


Дымковская игрушка. Художественный промысел. Орнамент. колорит


Научатся создавать выразительную пласти­ческую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветово­го решения.

1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

2) познавательные – осознанно строят сообщения в устной форме в исследовании при работе с пластилином;

3) коммуникативные – задают вопросы; используют речь для регуляции своей деятельности

Ценностное отношение к родному краю; экологическая культура




3

Посуда у тебя дома.

Как научить проектированию предметов по принципу стилевого единства; обсудить посуду разных форм и внешнего оформления.

Сервиз. Гармония. Чайная пара. Колорит.

Научатся узнавать предметы, входящие в состав чайного сервиза; дадут описание их внешнего вида; научатся создавать ансамбль предметов в их единстве.

1) регулятивные – преобразовывают практическую задачу в познавательную;

2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

3) коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию

Отработка навыков адаптации общения; самооценка на основе критериев успешности работы



4

Обои и шторы у тебя дома.

Как научить ребёнка передавать в рисунке форму и очертания

знакомых

предметов; привить навыки коллективной работы

Обои. Шторы. Тёплые тона.

Холодные тона. Цветочный рисунок. Ритм. Трафарет.

Научатся созданию рисунков в зависимости от их назначения


1) регулятивные – ставят и формулируют проблемы;

2) познавательные – адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности;

3) коммуникативные – проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Самооценка на основе критериев успешности выполненной работы



5

Мамин платок.

Как научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с вариантами оформления народных платков


Платки. Мотив. Акцент. Акварель. Контраст.

Научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получать знания о специфике народных платков.


1) регулятивные – выбирают действия с учетом предложений товарищей и учителя;

2) познавательные – осознанно и произвольно строят сообщения; узнают, называют и определяют объекты рисунка;

3) коммуникативные – обращаются за помощью, формулируют свои затруднения

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач



6

Твои книжки.

Как научить приёмам создания собственной книги; рассмотреть виды художественного оформления книг; выбрать проект конструкции книги и её составные части – обложку, шрифт, эскизы, иллюстрации


Искусство книги. Герои. Иллюстрации.

Научатся совершенствовать навыки мелкой ручной моторики; приобретут знания о технике создания книг


1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

2) познавательные – подведение под понятие на основе распознавания существенных признаков;

3) коммуникативные – учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире



7

Твои книжки. (завершение темы)

Как научить продолжить работу по оформлению книги (бумажное конструирование, рисование)

Художник – оформитель.

Научатся создавать свой вариант оформления книги


1) регулятивные – составляют план и последовательность действий, предвосхищают результат;

2) познавательные – контролируют и оценивают процесс и результат деятельности;

3) коммуникативные - проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Самооценка на основе критериев успешно выполненной работы; эстетические потребности, ценности и чувства



8

Открытки.

Как научить технологии выполнения объёмной открытки; научить работе с циркулем, вырезанию контура поделки; технике наклеивания объёмных деталей

Открытка. Лаконизм. Циркуль. Объёмная аппликация.

Научатся композиционному сочетанию деталей открытки; разной технике её оформления; повторят конструкторские приёмы в работе с бумагой

1) регулятивные – составляют план и последовательность действий;

2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, оценивают результат деятельности;

3) коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения

Принятие образа «хорошего ученика»: умение видеть и передавать красоту действительности




9

Труд художника для твоего дома Обобщение темы 1 четверти

Как научить демонстрировать достижения школьников за 1 четверть; обсудить и оценить лучшие работы



Научатся анализировать и обсуждать свои работы; в игровой форме повторят пройденный материал

1) регулятивные – сличают результат с заданным эталоном;

2) познавательные – осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

3) коммуникативные - определяют общую цель и пути её достижения; строят монологические высказывания




Самооценка на основе критериев успешной деятельности, отработка навыков самостоятельной и групповой работы




II четверть – 7 часов

Искусство на улицах твоего города

10

Памятники

архитектуры.

Как обучить созданию проекта здания или архитектурного ансамбля

Малая родина. Памятники архитектуры. Покровский собор. Дом Пашкова. МГУ. Кижи.

Научатся получать создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек

1) регулятивные – адекватно используют речь для планирования и регуляции своего действия;

2) познавательные – анализ информации; синтез; сравнение; построение рассуждений; обобщение;

3) коммуникативные - слушают собеседника; строят понятные для собеседника высказывания

Эмоциональное отношение к предметам искусства; воспитание уважительного

отношения к творчеству, как к своему, так и других людей




11

Парки, скверы, бульвары.

Как научить составлять проекты детских парков; рассмотреть образцы ландшафтной архитектуры


Парки. Скверы. Заслоняемость. Садово-парковое искусство.

Научатся традициям парковой архитектуры в нашей стране; создадут парковые проекты

1) регулятивные – применяют установленные правила в планировании выполнения рисунка;

2) познавательные – учатся самостоятельно создавать алгоритм выполнения рисунка;

3) коммуникативные - учатся проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Экологическая культура




12

Ажурные ограды.

Как научить создавать вариант ажурной ограды; познакомить с разнообразием художественных уличных оград;

Ограды. Декор. Кружево. Дизайн. Ажур.

Научатся сравнивать природные и авторские объекты; придумают свой вариант декоративного ажура


1) регулятивные – адекватно воспринимают предложения учителя и учащихся;

2) познавательные – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

3) коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию

Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения




13

Волшебные

фонари.

Как научить разным приёмам работы с бумагой; познакомить с ролью фонарей в жизни человека; напомнить назначение разных видов светильников


Осветительные приборы. Свойства бумаги. Бумажное конструирование. Миниатюрность. Колоссальность

Научатся навыкам дизайнерского мышления; расширят знания о видах и назначении фонарей; запомнят различие между технической стороной и оформительской

1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану;

2) познавательные – умение использовать средства художественной выразительности;

3) коммуникативные – оценивают результат своего труда и товарищей

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач



14

Витрины.

Как научить подбору составных частей для витрин; изготовить проект витрины любой тематики


Вывески. Коллаж. Эклектика. Создание витрин.

Научатся пониманию роли витрин; приобретут навык их создания; получат знания о композиционном и тематическом решении

1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

2) познавательные – ориентируются в своей

системе знаний;

3) коммуникативные - умеют обсуждать коллективные результаты художественно - творческой деятельности

Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей




15

Удивительный

транспорт.

Как научить приёмам создания объёмной поделки; продемонстрировать правила использования автомобильного декора; использовать фантазию в проекте автомобиля будущего

Автомобили. Автоконструкции. Гипотеза.

Научатся использовать воображение при создании объёмной конструкции; применять приобретённые знания технического дизайна; познакомятся с темами проектов

1) регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

3) коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию

Отработка навыков самостоятельной и групповой работы




16

Труд художника на улицах твоего города (села). Обобщение темы 2 четверти.

Как научить подвести итог работы школьников во 2 четверти; закрепить полученные знания и умения в игровой форме


Научатся распределять задания между собой; приобретут навыки коллективного труда

1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности;

2) познавательные – умеют эмоционально оценивать шедевры русского искусства;

3) коммуникативные - умеют обсуждать результаты своей деятельности

Формирование духовных и эстетических потребностей



III четверть – 11 часов

Художник и зрелище

17

Художник в цирке.

Как познакомить с искусством цирка; дать представление о работе художника в цирке; выяснить направление его деятельности; провести анализ рисунка на заданную тему и выполнить его

Художник-постановщик. Цирковые номера. Акварель. Реквизит.

Научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности; приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; попробуют изобразить детали цирковых выступлений

1) регулятивные – преобразовывают практическую задачу в познавательную;

2) познавательные – понимать и объяснять важную роль художника в цирке (созда­ние красочных декораций, кос­тюмов, циркового реквизита и т.д.).

3) коммуникативные - умеют пользоваться языком изобразительного искусства

Развитие умения правильно размещать изображение на плоскости листа бумаги



18

Художник в театре.

Как научить анализировать образцы эскизов театральных постановок; приступить к работе над макетом театральной постановки;

Макет. Декорация. Объёмно-пространственная композиция.

Научатся приёмам оформления театральной постановки; овладеют новой художественной терминологией; приступят к созданию макета для спектакля

1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности;

2) познавательные – осуществляют поиск и формации, используя мате­риалы представленных ри­сунков и учебника, выде­ляют этапы работы.

3) коммуникативные - умеют обсуждать результаты своей деятельности

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области театрального искусства



19

Театр на столе

Как научить закреплять приобретённые умения по созданию театральных макетов; завершить начатую работу «театра на столе»

Объёмная лепка.

Научатся техническим приёмам выполнения макета; закрепят специфику оформления театральной постановки; создадут макет «театра на столе»

1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану;

2) познавательные – умеют использовать средства художественной выразительности;

3) коммуникативные - оценивают результат своего труда и товарищей

Стремление к творчеству на основе собственного замысла




20

Театр кукол

Как научить изготовлению кукольных персонажей в разной технике

Кукловод. Утрированность. Кукольный театр.

Научатся технике шитья из ткани; приобретут навыки работы с иглой и нитками

1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности;

2) познавательные – получают представление о разных видах кукол (перчаточные, тро­стевые, марионетки) и их исто­рии, о кукольном театре в наши дни

3)коммуникативные - умеют обсуждать результаты своей деятельности

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач



21

Мы художники кукольного театра

Как научить дать представление о работе артиста-кукловода; вспомнить приёмы работы с шаблоном и циркулем

Кукловод.

Научатся завершать работу над поделкой; приобретут навыки работы кукловода

1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану;

2) познавательные – умеют использовать средства художественной выразительности;

3) коммуникативные - оценивают результат своего труда и товарищей

Стремление к творчеству на основе собственного замысла




22

Конструирование сувенирной куклы

Как научить придумывать и создавать сувенирную куклу

Сувенир. Фантазия.

Научатся придумывать и создавать сувенирную куклу; пользоваться различными материалами

1) регулятивные – используют речь для регуляции своих действий;

2) познавательные – делают выводы в результате совместной работы класса;

3) коммуникативные - умеют слушать и понимать высказывания собеседников

Формирование собственного мнения и позиции



23

Театральные

маски.

Как научить практическому созданию театральных масок; познакомить с назначением масок, их разнообразием

Театральная маска. Личина. Пиктограмма.

Научатся практическому созданию театральных масок; приобретут знания об использовании масок в народном представлении и в театральном искусстве

1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

2) познавательные – ориентируются в своей

системе знаний;

3) коммуникативные - умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности

Принятие образа «хорошего ученика»: умение видеть и передавать красоту действительности



24

Конструирование

масок.

Как научить изготовлению карнавальной маски; рассказать о принципах проведения карнавального праздника

Стилизация. Карнавал.

Научатся изготавливать карнавальную маску из разных материалов и оформлять её

1) регулятивные – учатся работать по плану, предложенному учителем;

2) познавательные – находят ответы на вопросы, используя свой опыт

3) коммуникативные - отвечают на вопросы,

строят монологические высказывания

Стремление к творчеству на основе собственного замысла




25

Афиша и плакат.

Как научить приёмам создания театральных афиш; продемонстрировать образцы плаката


Афиша. Плакат. Лаконизм.

Научатся применять творческие приёмы в работе; приобретут знания о новых составных частях мира театра


1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану;

2) познавательные – умеют использовать информацию, полученную на уроке;

3) коммуникативные - проявляют активность во взаимодействии и для решения познавательных задач

Умение применять

собственные знания в художественно-творческой деятельности



26

Праздник в городе.

Как научить созданию проекта оформления крупномасштабного праздника; придумать оформительские детали; защитить творческие проекты


Городской праздник.

Научатся творчески использовать приобретённые умения

1) регулятивные – составляют план и последовательность действий;

2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, оценивать результат деятельности;

3) коммуникативные - определяют общую цель и пути её достижения

Принятие образа «хорошего ученика»: умение видеть и передавать красоту действительности




27

Школьный карна­вал Обобщение темы 4 четверти.

Как научить в игровой форме повторить знания и умения, приобретённые в течении четверти

Эпоха. Пословицы о труде.

Научатся закреплять знания. Которые получили в течении четверти

1) регулятивные – придумывают и создают оформле­ние к школьным и домашним празд­никам;

2) познавательные – понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника

3) коммуникативные – овладевают навыками коллективно­го художественного творчества.

Мотивация внутренней позиции школьника.




IV четверть (8 часов)

Художник и музей

28

Музей в жизни города.

Как познакомить с назначением музеев в жизни человека; дать представление о крупнейших музеях России


Оригинал. Репродукция. Музей. Скульптура.

Познакомятся с причинами создания музея, их разнообразием; узнают о возможности создания домашних музеев


1) регулятивные – составляют план и последовательность действий;

2) познавательные – учиться понимать, что великие произведения искусства являют­ся национальным достоянием;

3) коммуникативные - участвуют в обсуждении содержания и выразитель­ных средств

Формирование духовных и эстетических потребностей



29

Картина - особый мир.

Как научить рассуждать о своём опыте восприятия произведения изобразительного искусства


Колорит. Экскурсовод.

Научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах


1) регулятивные – используют речь для регуляции своих действий;

2) познавательные – строят сообщения в устной форме; 3) коммуникативные - работа в парах; вести устный диалог

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач




30

Картина-пейзаж

Как познакомить с жанром пейзаж


Пейзаж. Шедевр. Жанр.

Научатся рисовать пейзаж

1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности;

2) познавательные – умеют эмоционально оценивать шедевры русского искусства;

3) коммуникативные - умеют обсуждать результаты своей деятельности

Мотивация внутренней позиции школьника.

Экологическая культура




31

Картина-портрет.

Как научить выбору выразительных средств для рисунка; дать представление о жанре портрета и автопортрета

Марианист. Портрет.

Научатся использовать новую лексику в рассказах; приобретут знания о жанре «портрета»; попробуют рисовать портреты

1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

2) познавательные – учатся ставить и формулировать проблемы;

3) коммуникативные - определяют общую цель и пути её достижения

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности



32

Картина-

натюрморт.

Как познакомить с жанром «натюрморт»; провести поиски композиции натюрморта и его колорита; выявить средства художественной выразительности

Композиция. Натюрморт.

Научатся понимать, что искусство натюрморта заключается не в точной копии натуры; располагать предметы в определённой композиции

1) регулятивные – выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

2) познавательные – перерабатывают полученную информацию: делают выводы;

3) коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию

Эстетические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость




33

Картины истори­ческие и бытовые.

Как научить отличать исторические и бытовые картины

Жанр. Бытовые детали. Портрет. Пейзаж.

Научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и деталях

1) регулятивные – составляют план и последовательность действий;

2) познавательные – самостоятельно выделяют и формулируют

познавательную цель, оценивать результат деятельности;

3) коммуникативные - определять общую цель и пути её достижения

Самооценка на основе критериев выполненной работы



34


Скульптура в му­зее и на улице

Как научить передаче в лепке человеческого движения; познакомить с известными скульптурными памятниками и материалами для их изготовления

Уличный дизайн. Парковая скульптура. Постамент.

Научатся передавать в лепке действия человека; приобретут знания об уличных скульптурах и памятниках

1) регулятивные – учатся работать по предложенному учителем плану;

2) познавательные – умеют использовать средства художественной выразительности;

3) коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач



35

Художественная выставка Обоб­щение темы 4 четверти.

Как научить обобщить и закрепить знания, полученные в 4 четверти


Продемонстрируют достижения в различных видах работ по изобразительному искусству

1) регулятивные – учатся давать эмоциональную оценку своей деятельности;

2) познавательные – умеют эмоционально оценивать шедевры русского искусства;

3) коммуникативные - умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.


Отработка навыков самостоятельной и коллективной работы