Программа курса «Изобразительное искусство» рассчитана на 34 ч (1 часов в неделю, 34 учебные недели). В 2016/17 учебном году продолжительность курса составляет 34 часа ( 34 учебные недели).
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемый результат и уровень усвоения | Календарные сроки прохождения программы |
план | факт |
1 | ДЕНЬ ЗНАНИЙ | | | 01.09 | |
I четверть. Истоки родного искусства (8ч.) |
Универсальные учебные действия | Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; планировать и осуществлять последовательность действий; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные – принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, выделять существенные признаки цвета и оттенков красок; ставить и формулировать проблемы; осознанно узнавать, называть и определять объекты рисунка. Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; участие в коллективной и групповой деятельности; формирование умения активно использовать речевые средства. Личностные - формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины; формирование эстетических чувств и потребностей в общении с природой; развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения. |
2 | Пейзаж родной земли. | Как научить изображать характерные особенности пейзажа родной природы; использовать выразительные средства живописи для создания образов природы; изображать российскую природу (пейзаж) | Научатся воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли; давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. | 08.09 | |
3 | Пейзаж родной земли (окончание темы). | Как научить завершать начатые рисунки пейзажей; закреплять технику выполнения творческих заданий; познакомить с термином «динамика» | Научатся видеть красоту разных времен года. Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Овладевать, живописными навыками работы гуашью | | |
4 | Деревня – деревянный мир. | Как познакомить с миром русской деревни; материалом для постройки русской избы и её формами; пояснить назначение жилища; запечатлеть мир русского жилища в рисунке | Научатся создавать образ русского жилища в рисунке; познакомятся с разнообразными видами строительства | | |
5 | Деревня – деревянный мир (окончание темы). | Как научить закреплять знания об использовании дерева в строительстве; определять образы для их воспроизведения в конструировании; овладеть навыками коллективной работы; выполнять основные и декоративные детали русских построек в панно | Научатся овладевать навыками конструирования; приобретут знания о разных формах деревянных построек | | |
6 | Красота человека. | Как научить анализировать изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов | Научатся анализировать образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; попрактикуются в написании портрета | | |
7 | Красота человека (окончание темы). | Как научить развивать тему предыдущего урока; продолжить её изучение в другой изобразительной технике; создать образ русской крестьянки в традиционном наряде | Научатся повторять традиции изображения образа русской красавицы; закрепят приёмы работы с тканями; приобретут знания о технике безопасности | | |
8 | Народные праздники. | Как научить проводить эстетическую оценку праздника в жизни и в художественном изображении; развивать навыки коллективной творческой работы; пояснить роль праздника в народной жизни; познакомить с разнообразием русских праздников | Научатся эстетически оценивать красоту и значение народных праздников; создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника; овладевать на практике элементарными основами композиции | | |
9 | Народные праздники. Обобщение темы 1 четверти. | Как научить подводить итог по теме 1 четверти; повторить виды деятельности на уроках изо; вспомнить образы братьев-Мастеров и задачи каждого из них | Научатся обмениваться мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти; обсудят произведения искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления | | |
II четверть. Древние города нашей земли (7ч.) |
Универсальные учебные действия | Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; сличать результат с заданным эталоном; применять установленные правила в планировании выполнения рисунка; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные – анализ информации; синтез; сравнение; построение рассуждений; обобщение. Коммуникативные – умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; умение обсуждать результаты своей деятельности. Личностные – развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; стремление к творчеству на основе собственного замысла |
10 | Родной угол. | Как научить понимать тему четверти; дать понятие о малой Родине; познакомить с постройками старинного русского города | Научатся изучать и обсуждать старинные городские постройки; давать им эстетическую оценку; создадут макет древнерусского города | | |
11 | Древние соборы. | Как научить создавать макеты собора; познакомить с конструкцией древнерусского каменного храма | Научатся изготовлению объёмных макетов; расширят знания об архитектуре древнерусского города | | |
12 | Города Русской земли | Как научить изготавливать макеты; вспомнить приёмы работы над макетами; познакомить со структурой русского города | Научатся называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение; изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. | | |
13 | Древнерусские воины- защитники | Как научить обсуждать картины русских художников с изображением образов воинов; познакомить с ролью воинских дружин | Научатся изображать древнерусских воинов (князя и его дружину); овладевать навыками изображения фигуры человека | | |
14 | Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. | Как научить рисовать образ древнего русского города; познакомить с особенностями русской архитектуры каждого города; пояснить связь городов с географическим положением | Научатся рисовать элементы знаменитых построек; анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры | | |
15 | Узорочье теремов. | Как научить изображать интерьер теремных палат; использовать Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти | Научатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат; создадут основу для изготовления панно | | |
16 | Пир в теремных палатах. Обобщение темы 2 четверти | Как научить объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города; изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах. | Научатся понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города; создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах; создавать многофигурные композиции в коллективных панно | | |
III четверть. Каждый народ – художник (11 ч.) |
Универсальные учебные действия | Регулятивные - учиться работать по предложенному учителем плану; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные – находить ответы на вопросы, используя свой опыт; строить сообщения в устной форме; перерабатывать полученную информацию: делать выводы. Коммуникативные – умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные – мотивация внутренней позиции школьника; формирование духовных и эстетических потребностей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
17 | Страна восходящего солнца. | Как научить сравнивать образы людей в России и Японии; познакомить с деталями японской одежды; выполнять изображения японской природы в объёмной технике | Научатся изображать образы Японии в рисунке; познакомятся со спецификой восточного искусства и одежды | | |
18 | Страна восходящего солнца (окончание темы). | Как научить углублять знания о традициях культуры Востока; создать образ праздника в коллективной работе | Научатся осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира | | |
19 | Народы гор и степей. | Как научить видеть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи; изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). | Научатся передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы | | |
20 | Народы гор и степей (окончание темы). | Как научить изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков) | Научатся изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. | | |
21 | Города в пустыне. | Как научить видеть орнаментальный характер культуры; создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). | Научатся характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии; объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов; создавать образ древнего среднеазиатского города; овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики | | |
22 | Древняя Эллада. | Как научить представить образцы пейзажей Древней Греции и архитектурные особенности храмовых построек | Научатся эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним; уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения | | |
23 | Древняя Эллада (продолжение темы). | Как научить определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков; приобретать навыки создания коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры). | Научатся создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников | | |
24 | Древняя Эллада (окончание темы). | Как научить изображать фигуры людей; видеть красоту построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками; выяснить назначение олимпийских игр | Научатся изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах) | | |
25 | Европейские города средневековья. | Как научить видеть красоту готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление; изучить разнообразие витражей; создать модель витража | Научатся специфике культуры Средневековья; приобретут знания о создании витража; получат практику изготовления бумажной поделки в комбинированной технике | | |
26 | Европейские города средневековья (окончание темы). | Как научить создавать аппликацию средневекового города и человеческих силуэтов; познакомить с одеждой горожан Средневековья | Научатся создавать коллективное панно; использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма) | | |
27 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы 3 четверти. | Как научить рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира; объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа); осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участвовать в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ — художник». | Научатся осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках; соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности | | |
IV четверть. Искусство объединяет народы (8 ч.) |
Универсальные учебные действия | Регулятивные - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; составлять план и последовательность действий. Познавательные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; учиться самостоятельно создавать алгоритм деятельности; умение использовать информацию, полученную на уроке. Коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии и для решения познавательных задач; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные – мотивация внутренней позиции школьника; самооценка на основе критериев выполненной работы; стремление к творчеству на основе собственного замысла |
28 | Материнство. | Как научить рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. | Научатся узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства; изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни | | |
29 | Материнство (окончание темы). | Как научить выбирать выразительные средства для рисунка; продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания; выяснить назначение единых средств выразительности | Научатся изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни | | |
30 | Мудрость старости | Как научить анализировать художественные приёмы при передаче образов пожилых людей; нарисовать портрет пожилого человека; выбрать нужный колорит и композицию | Научатся передавать изображение образа любимого пожилого человека и его внутренний мир; закрепят умение передавать впечатление от произведений искусства | | |
31 | Сопереживание | Как научить видеть изображение печали и страдания в искусстве; создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). | Научатся способам передачи в произведениях искусства трагического и печального содержания; приобретут умение передавать своё отношение к драматическому событию; осмыслят замысел с нужным сюжетом | | |
32 | Герои-защитники | Как научить обсуждать репродукции картин и скульптурные изображения; познакомить с героической темой в искусстве разных народов; выполнять лепку эскиза памятника герою. | Научатся приёмам создания памятников героям; повторят специфику создания человеческих образов в лепке; повторят основные приёмы работы с пластилином | | |
33 | Юность и надежды | Как научить рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям; выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях | Научатся выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты; развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни | | |
34 | Искусство объединяет народы. Обобщение темы 4 четверти. | Как научить обобщить и закрепить знания, полученные в 4 четверти; повторить главные темы в изобразительном искусстве; провести классную выставку работ по теме четверти | Научатся повторять основные правила работы на уроке; приёмы работы с пластилином; навыки выполнения творческого задания | | |
35 | Каждый народ – художник. Обобщение темы учебного года. | Как научить повторить и закрепить знания, приобретённые в течение учебного года; продемонстрировать умения быстро ориентироваться в знакомых произведениях изобразительного искусства и владеть практикой рассказа о них | Научатся демонстрировать основные правила работы на уроке; приёмы работы с картинами, фантазию, пространственное воображение; навыки выполнения творческого задания | | |