СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 11 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна. Базовый уровень. 35 часов в год 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 11 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс». Дрофа, 2013. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «Стекляннорадицкой СОШ» программа рассчитана на преподавание курса химии в 11 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю.

Курс «Химия. Базовый уровень» имеет комплексный характер, включает основы органической химии, сведения о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, сведения о прикладном значении органической химии.

Программой предусмотрено проведение:

1. контрольных работ 4;

2. практических работ 3;

3. проверочных работ 4.

Цели изучения курса

· освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

· воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия. Базовый уровень», 11 класс:

• освоение знаний основных положений теории строения органических соединений А.М.Бутлерова; истории развития современных представлений о ВМС; выдающихся открытиях химии; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, связанных с развитием химической промышленности; находить и анализировать информацию о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем.

Задачи изучения курса

· формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

· формирование у школьников экологического мышления на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

· приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

· воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности, учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

· создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.





































































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

химии 11 класса

(34 часов, 1 час в неделю)

Тема 1 Строение вещества (8ч).

В данной теме курса запланировано изучение понятий: атом, ядро и электронная оболочка, электроны, протоны, нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира. Электронное облако, орбиталь, форма орбиталей, энергетические уровни и подуровни, атомные орбитали.

Электронно – графические формулы атомов элементов, электронная классификация элементов.

Физический смысл порядкового номера элемента, причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов, значение закона для развития науки.

Ионная связь и ионные кристаллические решетки, электроотрицательность, катионы, анионы. Ковалентная связь и ее разновидности и механизмы образования.

Металлическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь и ее разновидности. Природа хим. связей.

Тема 2 Агрегатные состояния веществ (10ч).

В данной теме курса запланировано изучение понятий: полимеры, ВМС, структурное звено, степень полимеризации. Способы получения полимеров, строение полимеров. Газообразные вещества. Воздух и природный газ. Кислород, озон, аммиак, углекислый газ, этилен. Свойства газов. Парниковый эффект. Закон Авагадро. Молярный объем газов. Круговорот воды в природе. Временная и постоянная жесткость воды. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы. Кристаллические и аморфные вещества. Дисперсные системы, дисперсионная среда и дисперсная фаза, типы дисперсных систем и их значение в природе, золи, гели, коллоиды. Диффузия, способы выражения. Закон постоянства состава вещества, массовая доля компонента в смеси, массовая доля растворенного вещества, массовая доля примесей, массовая доля продукта реакции, молярная концентрация.

Тема 3 Химические реакции (8ч).

В данной теме курса запланировано изучение понятий: химические реакции. Аллотропные модификации серы, фосфора, углерода, олова. Изомерия. Изомеры. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции экзо- и эндотермические. Правило Бертолле. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения. Скорость химических реакций, энергия, химическая кинетика. Обратимость хим. реакций, скорость реакции. Константы равновесия, принцип Ле Шателье. Электролиты, неэлектролиты, диссоциация, ассоциация, гидратированные ионы, катионы, анионы, степень электролитической диссоциации.

Гидролиз, гидролиз по катиону, аниону, молекулярный и ионный вид уравнения, реакция среды. Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, электронный баланс

Алгоритм, схема электронного баланса, процессы окисления, восстановления, окислитель, восстановитель. Электролиз.

Тема 4 Вещества и их свойства (8ч).

В данной теме курса запланировано изучение понятий: металличность, электронное семейство, макро- и микроэлемент, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, парамагнитная и диамагнитная способность

Химическая коррозия, электрохимическая коррозия, процессы окисления, восстановления, протектор, пассивация, ингибитор. Неметаллы, электронное строение, свойства, химические превращения, применение

Основной характер, кислотный характер, окислитель, восстановитель, ковалентная полярная связь. Бинарные соединения. Оксиды. Кислотные и основные оксиды.

Кислоты, техника безопасности при работе с ними, кислотный остаток, бескислородные и кислородосодержащие кислоты. Основания, гидроксильная группа, щелочи. Соли, кислотный остаток, номенклатура солей.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарно-тематическое планирование 11 класс

(34 часов, 1 час в неделю)

В теме

Урока

Содержание материала (тема урока)

Вид (тип) урока

Вид деятельности

Дата

Оборудование

Примечание

Факт

План

Тема 1. Строение вещества (8часов).

1

Основные сведения о строении атома.

Комбинированный

Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, работа в группах, анализ таблиц в учебнике, работа с рисунками в учебнике, самостоятельная работа по опорным конспектам.

Работа с раздаточным материалом.




Компьютер, проектор, презентация


2

Электронная оболочка. Особенности строения электронных оболочек переходных элементов.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


3

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Проверочная работа №1 «Периодическая система Менделеева Д.И.»

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


4

Ионная химическая связь

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


5

Ковалентная химическая связь.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


6

Металлическая связь

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


7

Водородная связь. Единая природа химических связей.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


8

Контрольная работа №1 «Строение атома. Виды связи».


Урок-контроля

тестирование



Компьютер, проектор, презентация


Тема 2. Агрегатные состояния веществ (10 часов).

9

Полимеры органические и неорганические.

Комбинированный

Работа с раздаточным материалом. Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос



Компьютер, проектор, презентация


10

Полимеры органические и неорганические.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


11

Газообразные вещества.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


12

Практическая работа

№1 «Получение, распознавание и собирание газов».

Урок-практикум

Практическая работа



Компьютер, проектор, презентация


13

Жидкие вещества. Промежуточный контроль

Комбинированный

Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, работа в группах, анализ таблиц в учебнике, работа с рисунками в учебнике, самостоятельная работа по опорным конспектам.



Компьютер, проектор, презентация


14

Твердые вещества. Проверочная работа №2 «Агрегатные состояния веществ».

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


15

Дисперсные системы и растворы.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


16

Состав вещества. Смеси.


Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


17

Практическая работа

№2 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».

Урок-практикум

Практическая работа





18

Контрольная работа №2 по теме: «Агрегатные состояния веществ»


Урок-контроля

тестирование





Тема № 3. Химические реакции (8 часов).

19

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ.

Комбинированный

Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, работа в группах, анализ таблиц в учебнике, работа с рисунками в учебнике, самостоятельная работа по опорным конспектам.


Работа с раздаточным материалом


Анализ графиков, таблиц схем.



Компьютер, проектор, презентация


20

Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


21

Скорость химической реакции.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


22

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие, условия его смещения.

Проверочная работа №3 «Скорость химических реакций».

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


23

Роль воды в химических реакциях. Теория электролитической диссоциации.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


24

Гидролиз.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


25

Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


26

Контрольная работа №3 по теме: «Химические реакции»



Урок-контроля

тестирование



Компьютер, проектор, презентация


Тема №4 вещества и их свойства (8 часов).

27

Металлы.

Комбинированный

работа с рисунками в учебнике, самостоятельная работа по опорным конспектам.



Компьютер, проектор, презентация


28

Неметаллы.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


29

Оксиды, кислоты.

Проверочная работа №4 «Металлы. Неметаллы.».

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


30

Практическая работа

№3 «Решение экспериментальных задач по определению свойств кислот».

Урок-практикум

Практическая работа



Компьютер, проектор, презентация


31

Основания.

Комбинированный

фронтальный опрос, работа в группах,



Компьютер, проектор, презентация


32

Соли.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


33

Контрольная работа №4 по теме: «Итоговая за 11 класс».



Урок-контроля

тестирование



Компьютер, проектор, презентация


34

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ

Комбинированный

Работа с раздаточным материалом



Компьютер, проектор, презентация




Требования к уровню подготовки учащихся (результатам обучения) по данному курсу.

Учащиеся должны знать:

  1. Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, радикал, ион, аллотропия, изотопы, атомные s- ,p- , d- орбитали,  химическая связь,  электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, комплексные соединения, гидролиз, растворы, электролиты, окислитель и восстановитель, тепловой эффект реакции, структурная и пространственная изомерия, гомологи, основные типы реакций в органической и неорганической химии;

  2. Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

  3. Основные теории химии: строения атома, химическая связь, электролитическая диссоциация, строение органических веществ, химическую кинетику и термодинамику;

  4.  Классификацию и номенклатуру органических и неорганических веществ;

  5. Важнейшие вещества и материалы: кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, углеводы, белки, искусственные и синтетические волокна каучуки, пластмассы;

Уметь:

  1. Называть изученные вещества по систематической литературе;

  2. Определять валентность и степени окисления, тип химической связи, заряд иона, принадлежность к различным классам, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций;

  3. Характеризовать химические свойства основных классов органических и неорганических соединений;

  4.  Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи;

  5. Выполнять химический эксперимент по распознаванию органических и неорганических веществ;

  6. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  7. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ

Личностными результатами освоения предмета «Химия» являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках, самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать поведение с точки зрения химической безопасности (тексты и задания) и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

  • учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;

  • учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

  • осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;

  • использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;

  • приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

  • учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;

  • учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

  • выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;

  • учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;

  • использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала, осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объ.мом к понятию с большим объемом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



Предметные результаты. Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса по предмету химия 11 класс

Методические и учебные пособия

1. О.С. Габриелян. Химия. Базовый уровень. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2014. -223с;

Учебные и справочные пособия

1. Химия для подготовительных отделений. / И.Г. Хомченко – М: Высшая школа, 2004. 368с

2. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. / И.Г. Хомченко: – М.: Новая волна, 2012. 211с

3. Тесты, вопросы и ответы по химии 8-11 классы / Г.И. Штремплер.- М.: Просвещение, 2000.110с

4. Типовые тестовые задания ЕГЭ ФИПИ / Ю.Н. Медведев-М: Экзамен, 2014. 110с

5. Тесты. Химия 10-11 классы / Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И. Останний-М: Дрофа, 2000. 107с

6. Химия в таблицах 8-11 классы / А.Е. Насонова-М: Дрофа, 2001. 91с



Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

http://school-collection.edu.ru/

http://www.uchportal.ru/load/59



MULTIMEDIA – поддержка курса:

Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни. Электронные уроки и тесты. Издательский центр «Просвещение-МЕДИА», 2005


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!