СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Химия. 8,9 класс"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Химия» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по химии, соотносится с действующей Примерной программой обучения химии в основной общеобразовательной школе (2009) М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия».

Согласно учебному плану на изучение курса химии отводится:

- в 8 классе - 72 часа в год (в том числе 6 контрольных мероприятий, 6 лабораторных работ);

- в 9 классе – 72 часа в год (в том числе 10 контрольных мероприятий, 9 лабораторных работ).

Срок реализации рабочей программы 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Химия. 8,9 класс"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) имени Гнесиных»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Естественно-научной дисциплины


«Химия»

8-9 классы





Составитель: Перес Герреро Нина Ригобертовна

Стаж: 8 лет

Категория: нет







Одобрена Составлена в соответствии с

предметно-цикловой комиссией требованиями ФГОС СОО и СПО

«Естественно-научных дисциплин» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Протокол № _____________ ___________________________ Сиромаха Е.С.

Председатель

________________________

Гегеле И.Ю.









Москва, 2018

Содержание программы

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

  3. Содержание учебного предмета

  4. Тематическое планирование

  5. Формы контроля





























Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Химия» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по химии, соотносится с действующей Примерной программой обучения химии в основной общеобразовательной школе (2009) М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия».

Рабочая программа ориентирована на учебники и пособия:

- «Неорганическая химия, 8 класс», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., М.: Просвещение, 2017;

- «Неорганическая химия, 9 класс», Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., М.: Просвещение, 2017;

- «Химия. 8-9 классы. Дидактический материал», Радецкий А.М., М.: Просвещение, 2016;

- «Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. ФГОС», Боровских Т., М.: Экзамен, 2018;

- «Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. ФГОС», Боровских Т., М.: Экзамен, 2018.

Согласно учебному плану на изучение курса химии отводится:

- в 8 классе - 72 часа в год (в том числе 6 контрольных мероприятий, 6 лабораторных работ);

- в 9 классе – 72 часа в год (в том числе 10 контрольных мероприятий, 9 лабораторных работ).

Срок реализации рабочей программы 2 года.











Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета «Химия» у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 12. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» и учебного предмета «Химия» должно обеспечивать:

- формирование целостной научной картины мира;

- понимание возрастающей роли естественных наук и научных представлений в современном мире, постоянного прогресса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умением формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

- осознание значимости концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представление научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Личностное развитие:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

  2. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию с опорой на мотивацию к познанию.

  3. Формирование коммуникативной компетентности, в том числе умение находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности.

  4. Формирование основ экологического сознания, на основании понятий о ценности жизни во всех её проявлениях.

  5. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков работы с учебными пособиями, развитие готовности к решению творческих задач.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности.

  2. Умение давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения.

  3. Формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий.

  4. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии.

  2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений различных веществ как основы многих явлений живой и неживой природы, углубление представление о единстве мира.

  3. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.

  4. Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

  5. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

  6. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.






















Содержание учебного предмета

8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Анализ воды. Синтез воды.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II).

Реакция замещения меди железом.

Ознакомление с образцами оксидов.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практические работы

• Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

• Очистка загрязнённой поваренной соли.

• Получение и свойства кислорода

• Получение водорода и изучение его свойств.

• Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

• Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Расчетные задачи:

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.

Раздел 3. Строение вещества

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

9 класс

Раздел 1. Многообразие химических реакций

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.

Демонстрации:

Примеры экзо- и эндотермических реакций.

Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.

Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.

Горение угля в концентрированной азотной кислоте.

Горение серы в расплавленной селитре.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Практические работы:

Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»

Лабораторные опыты:

Реакции обмена между растворами электролитов

Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.

Раздел 2. Многообразие веществ

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода. Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе.

Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.

Демонстрации:

Физические свойства галогенов.

Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов

Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов

Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные работы:

Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Получение аммиака и изучение его свойств.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Лабораторные опыты:

Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.

Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.

Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Качественная реакция на углекислый газ.

Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Расчетные задачи:

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.


Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Демонстрации:

Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.

Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

















Тематическое планирование

темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

8 класс.

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных предст-й), 48ч

1

    1. Предмет химии. Вещества и их свойства

    2. Чистые вещества и их смеси

    3. Физические и химические явления. Химические реакции

    4. Молекулы и атомы

    5. Простые и сложные вещества

    6. Химические элементы

    7. Относительная атомная масса химических элементов

    8. Знаки химических элементов

    9. Закон постоянства состава веществ

    10. Химические формулы. Относительная молекулярная масса

    11. Валентность химических элементов

    12. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности

    13. Атомно-молекулярное учение

    14. Закон сохранения массы веществ

    15. Химические уравнения

    16. Типы химических реакций

    17. Количество вещества. Моль. Молярная масса

    18. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе

    19. Получение кислорода

    20. Свойства кислорода

    21. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

    22. Воздух и его состав

    23. Тепловой эффект химических реакций

    24. Топливо и способы его сжигания

    25. Водород, его общая характеристика и нахождение в природе

    26. Получение водорода

    27. Свойства и применение водорода

    28. Вода – растворитель. Растворы

    29. Вода

    30. Оксиды

    31. Основания

    32. Кислоты

    33. Соли



Различать предметы изучения естественных наук, понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «частица», «индекс», «коэффициент», «схема химической реакции», «уравнение химической реакции». Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций, физические и химические превращения изучаемых веществ. Учиться проводить химический эксперимент. Исследовать свойства изучаемых веществ. Соблюдать правила техники безопасности. Определять признаки химических реакций, относительную атомную массу и валентность элементов, состав простейших соединений по их химическим формулам. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома, 14ч

2

2.1 Классификация химических элементов

2.2 Периодический закон Д.И.Менделеева

2.3 Периодическая таблица химических элементов

2.4 Строение атома

2.5 Значение периодического закона

2.6 Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнить свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Формулировать периодический закон Д.И. Менделеева и раскрывать его смысл. Характеризовать структуру периодической таблицы. Различать периоды, А- и Б- группы. Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп. Формулировать определения понятий «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотопы», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой». Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя периодическую таблицу. Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы элементов. Делать умозаключение о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Раздел 3. Строение вещества, 10ч

3

3.1 Электроотрицательность химических элементов

3.2 Основные виды химической связи

3.3 Кристаллические решётки

3.4 Степень окисления

Формулировать определения понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицательность». Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы веществ по степени окисления элементов. Составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы.

9 класс.

Раздел 1. Многообразие химических реакций, 20ч

4

    1. Окислительно-восстановительные реакции

    2. Тепловые эффекты химических реакций

    3. Скорость химических реакций

    4. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии

    5. Сущность процесса электролитической диссоциации

    6. Диссоциация кислот, оснований, солей

    7. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

    8. Реакции ионного обмена

    9. Гидролиз солей

Обобщать знания о растворах

Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах.

Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит»,

«электролитическая диссоциация».

Конкретизировать понятие «ион».

Обобщать понятие «катион», «анион»

Исследовать свойства растворов электролитов

Описывать свойства веществ

Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать условия течения реакций в растворах

Определять возможность протекания реакций ионного обмена

Проводить групповые наблюдения во время опытов

Обсуждать результаты

Объяснять сущность реакций ионного обмена

Распознавать реакции ионного обмена

Составлять ионные уравнения реакций.

Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.

Раздел 2. Многообразие веществ, 36ч

5

    1. Характеристика галогенов

    2. Хлор

    3. Хлороводород: получение и свойства

    4. Соляная кислота и её соли

    5. Характеристика кислорода и серы

    6. Свойства и применение серы

    7. Сероводород. Сульфиды

    8. Оксид серы (IV). Сернистая кислота

    9. Оксид серы (VI). Серная кислота

    10. Характеристика азота и фосфора. Физические свойства азота

    11. Аммиак

    12. Соли аммония

    13. Азотная кислота

    14. Соли азотной кислоты

    15. Фосфор

    16. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли

    17. Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода

    18. Химические свойства углерода. Адсорбция

    19. Оксид углерода (II) – угарный газ

    20. Оксид углерода (IV) - углекислый газ

    21. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе.

    22. Характеристика металлов

    23. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения

    24. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов

    25. Сплавы

    26. Щелочные металлы

    27. Магний. Щелочноземельные металлы

    28. Важнейшие соединения кальция. Жёсткость воды

    29. Алюминий

    30. Важнейшие соединения алюминия

    31. Железо.

    32. Соединения железа

Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств галогенов с увеличением атомного номера.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.

Характеризовать элементы VIА группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств VIА группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты.

Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Распознавать опытным путем растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасности обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять по химическим уравнениям массу, объем, и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. Характеризовать элементы VА группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств VА- группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Устанавливать принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты.

Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты.

Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Распознавать опытным путем аммиак, растворы кислот, нитрат- и фосфат- ионы, ион аммония.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасности обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Характеризовать элементы IVА группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств IVА группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния

Записывать уравнения реакций.

Распознавать опытным путем углекислый газ, карбонат - ионы.

Использовать приобретенные знания и умения в практике. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Исследовать свойства изучаемых веществ. Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа (III).

Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде.

Сравнивать отношение гидроксидов натрия и алюминия к растворам кислот и щелочей.

Распознавать опытным путем гидроксид – ионы Fe (II)и (III)

Соблюдать технику безопасности, правильно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями.

Обобщать знания и делать выводы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Использовать приобретенные знания и умения в практике. Вычислять по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ, 16ч

6

    1. Органическая химия

    2. Предельные (насыщенные) углеводороды

    3. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды

    4. Полимеры

    5. Производные углеводородов. Спирты

    6. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

    7. Углеводы

    8. Аминокислоты. Белки

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов.

Определять принадлежность вещества к определенному классу органических соединений.

Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ.

Наблюдать демонстрируемые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации.















Формы контроля

Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе первичного восприятия нового материала используются репродуктивные вопросы и задания. Виды контроля здесь – устный опрос, практические работы, самостоятельные работы, творческие задания.

Пример творческого задания: стенгазета «Альтернативная энергетика»

Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков, полугодий и может носить тестовый характер:

8 класс

Раздел 1: Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Контрольные работы: а) «Введение в химию»,

б) «Уравнения химических реакций»,

в) «Количественные соотношения в химии»,

г) «Важнейшие классы неорганических соединений» (тест).


Раздел 2: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

Контрольная работа: а) «Строение атома. Периодический закон».


Раздел 3: Строение вещества. Химическая связь

Контрольная работа: а) «Виды химической связи. Степень окисления»

Также, в течение учебного проводятся два среза знаний.

Итоговый контроль осуществляется в виде контрольной работы в конце учебного года.

9 класс

Раздел 1: Многообразие химических реакций

Контрольные работы: а) «Химические реакции в водных растворах: РИО»

б) «Химические реакции в водных растворах: ОВР»


Раздел 2: Многообразие веществ

Контрольные работы: а) «Галогены» (тест),

б) «Кислород и сера» (тест),

в) «Азот и фосфор» (тест),

г) «Углерод и кремний» (тест),

д) «Щелочные и щелочноземельные металлы» (тест),

е) «Алюминий. Железо» (тест).

Раздел 3: Краткий обзор важнейших органических веществ

Контрольные работы: а) «Углеводороды: предельные и непредельные» (тест),

б) «Производные углеводородов» (тест).

Также, в течение учебного проводятся два среза знаний.

Итоговый контроль осуществляется в виде контрольной работы в конце учебного года.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!