Пояснительная записка
к рабочей программе по химии для 11 класса профильный уровень.
Данная программа по химии разработана на основе:
1. Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
2. Программы курса химии дл 8-11 классов под редакцией Н.Е.Кузнецовой – М.: издательский центр «Вентана-Граф» 2011 г..
Изучение курса в 11 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
Освоение знаний о закономерностях строения и химических свойств органических соединений.
Овладение умениями использовать в быту элементарные химические знания.
Научиться оценивать опасности, связанные с использованием органических соединений.
Для достижения поставленных целей изучения химии в 11 классе необходимо решение следующих практических задач:
•сформировать представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
современных технологий и получении новых материалов;
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предполагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Химические знания станут основой
формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Общеучебными задачами курса являются:
1. Формирование у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке;
2. Демонстрация единства ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
3.Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
4. Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
5. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
6. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития ключевых компетенций. В процессе изучения курса осуществляется формирование и развитие универсальных компетенций, которые отражают такие свойства личности как:
- Общение, т.е. формирование коммуникативных навыков и способностей, при решении поставленных задач через групповые формы работы. Толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог,
находить компромиссы.
- Самостоятельность и способность к самоорганизации; умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый – результат. Этому способствуют практические и лабораторные работы.
- Готовность к сотрудничеству, развитие готовности к созидательной
деятельности, т.е.умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде, при подготовке командных коллажей и защите групповых проектов.
- Саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление.
- Владение информационными технологиями – умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых. Это необходимо при выполнении домашних проектных индивидуальных работ при использовании среды «POWER POINT» и др.
- Умение отстаивать свои права, формирование высокой уровни
правовой культуры при решении вопросов экологической и здоровьесберегающей направленности.
Структура курса.
Программа построена с учетом идей дифференцированного подхода к обучению школьников, интеграции учебных дисциплин и гуманизации образования.
Предполагаемым результатом можно считать расширение кругозора обучающихся о мире веществ. Получение представлений о методах познания, характерных для естественных наук.
Всего на изучение курса отводится 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
Раздел I
Теоретические основы общей химии
Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объём. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Атом ная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны.
Основные законы химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Теория строения атома.
А. Лавуазье — творец химической революции и основоположник классической химии. Гениальные предсказания Д.И. Менделеевым существования новых элементов.
Раздел II
Вещества и их состав
Строение вещества. Химическая связь и её виды. Ковалентнан связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрп цательность. Валентность. Степень окисления. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решётки и их типы. Причи ны многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Комплексные соединения.
Системы веществ. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворитель и растворённое вещество. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концеп грации растворов: массовая доля растворённого вещества, мо лярная концентрации. Растворы электролитов. Дисперсность Дисперсные системы. Коллоидные растворы.
Гели и золи.
Взаимодействия и превращения веществ. Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Классификации органических и неорганических реакций. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения реакций. Скорость химической реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ и катализаторы. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, смещающие равно- иесие. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена в водных растворах. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Электролиз. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы.
Простые и сложные реакции.
Раздел III
Металлы, неметаллы и их соединения
Металлы главных подгрупп. Характерные особенности металлов. Положение металлов в периодической системе. Металлы — чпмические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства металлов. Общая характеристика металлов IА группы. Щелочные металлы и их соединения. Строение, основные свойства, области применения и получение.
Общая характеристика металлов IIA-группы. Щёлочноземельные металлы и их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
Краткая характеристика элементов IIIA-группы. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.
Металлы побочных подгрупп. Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (II) и (III). Качественные реакции на катионы железа.
Получение и применение металлов. Коррозия металлом и способы защиты от неё.
Сплавы. Производство чугуна и стали.
Характерные особенности неметаллов. Положение неметаллов в периодической системе. Неметаллы — химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойств неметаллов.
Галогены. Общая характеристика галогенов — химических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свои ства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
Благородные газы.
Обобщение знаний о металлах и неметаллах. Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов.
Раздел IV
Неорганические и органические вещества.
Неорганические вещества. Органические вещества. Их классификация и взаимосвязь. Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях.
Развитие биологической химии — актуальная потребность нашего времени.
Производство и применение веществ и материалов. Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырьё. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.
Вещества и материалы вокруг нас. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химия и здоровье. Анальгетики. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химия на дачном участке. Минеральные удобрения. Пестициды. Правила их использования. Химия средств гигиены и косметики.
Экологические проблемы химии. Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стра- ииферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. |Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека. Химия и здоровый образ жизни.
Химические процессы в живых организмах.
Методы научного познания. Описание, наблюдение, химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ
Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
I. | Теоретические основы общей химии | 13 |
II. | Вещества и их состав | 57 |
III. | Металлы, неметаллы и их соединения | 40 |
IV. | Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ | 9 |
V. | Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии | 13 |
| Резервные уроки | 4 |
| Итого: | 136 |
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.
Прохождение практической части программы.
Практическая часть программы проводиться в виде практических и контрольных работ.
Контрольных работ – 9
Практических работ- 8
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Примерная программа по химии среднего (полного) общего образования-10-11 классы.Москва, Просвещение, 2010 год.(88 с., Стандарты второго поколения).
Авторская программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений Кузнецовой Н. Е., Титовой И. М., Гара Н. Н. ; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М.: Вентана – Граф, 2012, 183 с.
Учебник «Химия, 11 класс»,Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин, М.А.Шаталов: /под ред. Проф.Н. Е. Кузнецовой. – М.: Вентана – Граф, 2012, 208 с.: ил.
Задачник по химии:11 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е.Кузнецова, А.Н.Лёвкин.– М.: Вентана – Граф, 2013.
Дидактический материал по химии для 10 - 11 классов: пособие для учителя / А.М.Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова.-7-е изд.-М.:Просвещение,2013.
Сборник задач по органической химии: 10-11 класс: для учащихся и учителей средней школы /Г.Л.Маршанова. – М.: ВАКО, 2014. – 112 с.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Химия. Методическое пособие. 11 класс», М.: Дрофа, 2012.
Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки по химии. 11 класс», М.: «Вако», 2008.
Денисова В.Г. «Химия. Поурочные планы. 11 класс», Волгоград»Учитель», 2011.
Корощенко А.С. «Контроль знаний по органической химии», М.: Владос, 2010.
Сборники ЕГЭ.
Комплект учебных таблиц по органической химии.
Набор химических реактивов по органической химии.
Учебная цифровая лаборатория.