рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
химия
______________________________________________
название дисциплины
2016 г.
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО» ) в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Протокол №3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФРАУ «ФИРО»
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политике в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06- 259) для
Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО МОГАДК
Разработчики: Погорелова М. А. преподаватель химии
Ф.И.О., должность
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
_________________________________________________________________________________
Протокол №__1___от «_21__»_____09________2016____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по научно- методической
работе
_______/______________/ «___»__________20____г.
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО» ) в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Протокол №3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФРАУ «ФИРО»
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политике в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06- 259) для
Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО МОГАДК
Разработчики: Погорелова М. А. преподаватель химии
Ф.И.О., должность
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
_________________________________________________________________________________
Протокол №__1___от «_21__»_____09________2016____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по научно- методической
работе
_______/______________/ «___»__________20____г.
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО» ) в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Протокол №3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФРАУ «ФИРО»
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политике в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06- 259) для
Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО МОГАДК
Разработчики: Погорелова М. А. преподаватель химии
Ф.И.О., должность
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
_________________________________________________________________________________
Протокол №__1___от «_21__»_____09________2016____г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/________________________
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по научно- методической
работе
_______/______________/ «___»__________20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации рабочейпрограммы учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 16 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_________________________Химия_________________________________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО /профессии (профессиям) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте ( по видам)
Группа: 161, 162, 163,165,167
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Формировать у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
Формировать у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно – научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды – используя для этого химические знания;
Развивать у обучающегося умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
Приобретать обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, приятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения. Природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции от различных факторов, и положение химического равновесия от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить: расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
-связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
-решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
солей кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений
(включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
влияние химических веществ на организмы;
безопасное обращение с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
Результаты:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессии и объективное осознание роли химических компетенций;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития;
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, анализ, синтез, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, формулирования выводов) для решения поставленной задачи; применение основных методов познания для изучения различных сторон химических объектов
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере.
- формирование представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями;
-владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом
-формировать умение давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
-владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- формировать собственные позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | * |
практические занятия | * |
контрольные работы | 3 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над проектом по выбору обучающегося | |
……………… ……………… Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). | * * |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в этой строке часы не указываются |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета №16; . Кабинет удовлетворяет требования Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и оснащено соответствующим оборудованием и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска, учительский стол, жалюзи, лабораторное оборудование, наборы химических таблиц, модели, натуральные объекты, приборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы, вспомогательное оборудование и инструкции, библиотечный фонд, химическая посуда, спиртовки.
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Габриелян О.С.. Остроумов. И.Г Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений /– Москва. Издательский центр «Академия»., 2008 г.
Габриелян О.С. Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М Практикум по общей, неорганической и органической химии. Москва. Издательский центр «Академия», 2007 г.
Ерохин Ю.М. Химия. учеб. для студ. проф. учеб. заведений /– Москва. Издательский центр «Академия»., 2007 г.
Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – Москва. Издательский центр «Академия»., 2006 г.
Дополнительные источники: Для обучающихся
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2005.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.
Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник. – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие. – М., 2003.
Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2003.
Интернет-ресурсы:
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»)
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»)
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии)
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников)
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября)
www.enauki.ru (интернет – издание для учителей «Естественные науки»)
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»)
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»)
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и и химия)