СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 8 класс 68 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕСЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания № ___

От «__» __________ 2016г.

Руководитель М/О

__________ (Л.П. Харченко)


«СОГЛАСОВАНО»

«____»_____________2016г.

Заместитель директора

по УВР

_______ (Ю.А. Нечипорук)

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ №__________

От «__» __________ 2016г.

Директор школы

_______(Н.О. Колесник)




Рабочая программа

Предмет: Химия

Класс: 8

Уровень изучения: базовый

Количество часов: 2 часа в неделю, 68 часов в год

Учитель: Аблялимова Лиля Ленуровна

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004; авторской программы: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.

2016– 2017 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ

  2. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  3. Письмо Минобразования РФ от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  4. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  5. Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  7. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Современное образование).

  8. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

  9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;

  10. Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

  11. Авторская программа: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы: пособие лля учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013. — 48 с.

  12. Учебный план МБОУ «Веселовская средняя школа» на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 8 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчита­на на 68 ч в год (2 ч в неделю) из них 2 ч резервное время.

Рабочая программа по химии составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образователь­ной программы основного общего образования, представлен­ных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

  • примерной программы основного общего образования по химии;

  • программы развития универсальных учебных действий;

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответствен­ному выбору жизненного и профессионального пути. Обучаю­щиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и опреде­лять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся: она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседнев­ной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершен­ствования этих знаний, а также способствовать безопасно­му поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней.

Изучение химии в основной школе направлено:

  • на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возни­кающими жизненными потребностями;

  • на воспитание отношения к химии как к одному из фун­даментальных компонентов естествознания и элементу обще­человеческой культуры;

  • на применение полученных знаний и умений для без­опасного использования веществ и материалов в быту, сель­ском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Формы организации обучения:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • интерактивная…

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный…

Технологии обучения:

  • классно-урочная система,

  • индивидуальные консультации,

  • дидактические игры,

  • работа в малых группах,

  • работа в парах сменного состава,

  • технология учебно-поисковой деятельности учащихся,

  • проблемное обучение,

  • информационно-коммуникационные технологии …

Методы контроля:

  • письменный;

  • устный.

Формы контроля, способы проверки и оценки результатов обучения:

  • формы промежуточного, итогового контроля, в том числе, презентации;

  • защита творческих, проектных, исследовательских работ;

  • тесты;

  • самостоятельные, проверочные работы;

  • интерактивные задания;

  • практические и лабораторные работы;

  • устный опрос.



Общая характеристика учебного предмета

В содержании данного курса представлены основополагаю­щие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от стро­ения. Содержание учебного предмета включает сведения о неорга­нических веществах, их строении и свойствах, а также хими­ческих процессах, протекающих в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведе­ния в химических лабораториях.

В качестве ценностных ориентиров химического образова­ния выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные зна­ния, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, прояв­ляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • ценности химических методов исследования живой и нежи­вой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:

  • уважительное отношение к созидательной, творческой дея­тельности;

  • понимание необходимости здорового образа жизни;

  • потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятель­ности.

Курс химии обладает возможностями для формирования ком­муникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориен­тации курса способствуют:

  • правильному использованию химической терминологии и символики;

  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения



Место курса химии в учебном плане школы

Особенность курса химии 8 класса состоит в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определённым запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является глав­ной причиной того, что в учебном плане этот предмет появля­ется последним в ряду естественно-научных дисциплин.

В учебном плане на изучение химии в 8 классе отво­дится 2 учебных часа в неделю ; всего 68 учебных занятий.

Распределение времени по темам программы дано ориенти­ровочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов. Распределение часов по темам базируется на основе авторской программы Н.Н. Гара (Авторская программа: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.

Из авторской программы исключена или заменена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы.

  • исключены или заменены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты, требующие сложного оборудования или реактивов, представляющих опасность для здоровья учащихся

  • некоторые лабораторные опыты приведены в соответствие с текстом учебника

Резервное время (2 ч.) предлагается использовать для повторения основных вопросов курса химии 8 класса или для решения расчетных задач различных типов. Предполагается использование учениками двух тетрадей: рабочей и тетради для практических и контрольных работ.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. Москва, Просвещение, 2014 г.


Планируемые результаты освоения химии

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки и общественной прак­тики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профес­сиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учё­том устойчивых познавательных интересов;

  • формирование коммуникативной компетентности в обра­зовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопас­ного образа жизни; усвоение правил индивидуального и кол­лективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование познавательной и информационной куль­туры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необхо­димости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, спо­собности оценивать проблемные ситуации и оперативно прини­мать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

Метапредметными результатами освоения основной образо­вательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и позна­вательных задач;

  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, струк­турировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  4. умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информа­ционных технологий (компьютеров и программного обеспече­ния) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учеб­ного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носите­лях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  9. умение организовать свою жизнь в соответствии с пред­ставлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимо­действия;

  10. умение выполнять познавательные и практические зада­ния, в том числе проектные;

  11. умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обо­сновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели опреде­лённой сложности;

  12. умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятельно­сти; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки аль­тернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения Основной образова­тельной программы основного общего образования являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных пред­ставлений о веществах, их превращениях и практическом при­менении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  1. осознание объективной значимости основ химической нау­ки как области современного естествознания, химических пре­вращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление пред­ставлений о материальном единстве мира;

  1. овладение основами химической грамотности: способно­стью анализировать и объективно оценивать жизненные ситу­ации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведе­ние в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  2. формирование умений устанавливать связи между реаль­но наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, про­исходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;




  3. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при прове­дении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  4. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожо­гах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  5. овладение приёмами работы с информацией химическо­го содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  6. создание основы для формирования интереса к расшире­нию и углублению химических знаний и выбора химии как про­фильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;

  7. формирование представлений о значении химической нау­ки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Тема 1. Основные химические понятия.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать

  • важнейшие химические понятия: вещество, тело, свойства вещества; сущность понятий чистые вещества и смеси, виды смесей, способы их разделения; физические и химические явления, химическая реакция; атом, молекула, химический элемент, относительная атомная масса; вещества молекулярного и немолекулярного строения; классификация веществ (на простые и сложные вещества); химическая формула, индекс; валентность и значение валентности некоторых химических элементов; химическое уравнение, реагенты, продукты реакции, коэффициент; классификация химических реакций;

  • химическую символику: не менее 20 знаков химических элементов.

  • основные законы химии: закон постоянства состава веществ; закон сохранения массы веществ; понимать их сущность и значение; основные положения атомно-молекулярного учения, понимать его значение;

  • правила работы в школьной лаборатории, безопасного обращения с реактивами и оборудованием.

Уметь

  • описывать физические свойства веществ;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами;

  • отличать химические реакции от физических явлений; определять строение вещества по его свойствам

  • классифицировать вещества по составу (на простые и сложные).

  • называть химические элементы; записывать знаки химических элементов; называть бинарные соединения;

  • составлять химические формулы бинарных соединений по валентности элементов;

  • определять качественный и количественный состав веществ по их формулам и принадлежность к определенному классу соединений (к простым или сложным веществам); определять валентность элемента в соединениях по формуле;

  • определять реагенты и продукты реакции; расставлять коэффициенты в уравнениях реакций на основе закона сохранения массы веществ;

  • определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения ;


В результате изучения темы «Кислород» учащиеся должны

Знать

  • важнейшие химические понятия: физические и химические свойства кислорода и способы его получения; окисление, оксиды, катализатор, применение кислорода, состав воздуха,

Уметь

  • характеризовать кислород как химический элемент и простое вещество; способы защиты атмосферного воздуха от загрязнения;

  • составлять формулы неорганических соединений; уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислорода;

  • называть оксиды;

  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к классу оксидов;

  • получать, собирать и распознавать опытным путем кислород, соблюдая правила безопасного обращения с веществами.

В результате изучения темы «Водород» учащиеся должны

Знать:

  • важнейшие химические понятия: кислота, соль, индикатор; состав кислот, солей;

Уметь

  • характеризовать водород как химический элемент и простое вещество;

  • записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода;

  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений по формулам веществ;

  • составлять формулы кислот и солей;

  • называть соединения изученных классов (оксиды, кислоты, соли);

  • распознавать опытным путем водород.

В результате изучения темы «Вода, растворы» учащиеся должны

Знать

  • важнейшие химические понятия: растворы, основания;

  • классификацию растворов;

  • иметь представление о взвесях и их видах, свойствах воды как растворителя, о растворимости твердых, жидких и газообразных веществ в воде;

  • сущность понятия массовая доля растворенного вещества в растворе;

  • нахождение воды в природе и способы ее очистки;

  • физические и химические свойства воды;

  • применение воды и растворов.

Уметь

  • приводить примеры растворов, взвесей (суспензий, эмульсий);

  • вычислять массовую долю вещества в растворе;

  • характеризовать свойства воды;

  • составлять уравнения химических реакций, характерных для воды;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

В результате изучения темы «Количественные отношения в химии» учащиеся должны

Знать

  • важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем, относительная плотность газов;

  • основные законы химии: сущность закона Авогадро.

Уметь

  • вычислять молярную массу по формуле соединения, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

  • вычислять относительную плотность газов;

  • использовать для расчетов объемные отношения газов при химических реакциях.

Раздел 2 «Важнейшие классы неорганических веществ»

В результате изучения раздела учащиеся должны

Знать

  • важнейшие химические понятия: оксиды, основания, кислоты, соли, индикаторы, реакция соединения, реакция замещения, реакция разложения, реакция обмена, реакция нейтрализации;

  • состав, классификацию, номенклатуру, способы получения, свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей).

  • иметь представление о вытеснительном ряде металлов Н.Н.Бекетова.

Уметь

  • называть оксиды, кислоты, основания, соли;

  • определять принадлежность веществ к оксидам, кислотам, основаниям, солям;

  • составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей;

  • характеризовать химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, щелочей и нерастворимых оснований, солей; сущность реакции нейтрализации;

  • приводить примеры амфотерных оксидов и гидроксидов, записывать уравнения реакций, характеризующих их свойства;

  • записывать уравнения реакций, характеризующих способы получения и свойства основных классов неорганических соединений;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;

  • иметь представление о генетической связи веществ, генетическом ряде металла и неметалла;

  • составлять генетический ряд металла и неметалла, записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь веществ;

  • применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием.

Раздел 3 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома».

В результате изучения раздела учащиеся должны

Знать

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, изотопы;

  • основные законы химии: формулировку периодического закона, данную Д.И.Менделеевым, современную формулировку периодического закона, его сущность и значение;

  • построение периодической системы Д.И.Менделеева, понятие о периоде, группе, главной и побочной подгруппах; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны, электроны, изотопы, химический элемент; особенности строения атомов металлов и неметаллов; физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента;

  • виды электронных облаков (атомных орбиталей);

  • план характеристики химического элемента по положению в ПСХЭ и строению атома;

  • основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева, значение его научных открытий и достижений, как гениального ученого и гражданина.

Уметь

  • характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений (кислот, оснований, амфотерных неорганических соединений), называть некоторые группы сходных элементов,

  • объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; физический смысл номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • характеризовать хим. элемент по положению в ПСХЭ; химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;

  • записывать электронные и электронно-графические формулы атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Раздел 4 «Строение вещества, химическая связь»

В результате изучения раздела учащиеся должны

Знать

  • важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ковалентная связь, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь, ионы, ионная связь, кристаллическая решетка, типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная), валентность, степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, окислительно-восстановительные реакции;

  • понимать механизм образования ковалентной неполярной, ковалентной полярной, ионной связи;

  • особенности строения и свойств атомов металлов и неметаллов;

  • особенности строения веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии, кристаллических и аморфных веществ.

Уметь

  • пользоваться таблицей электроотрицательностей химических элементов;

  • прогнозировать свойства атома на основании его строения;

  • определять тип химической связи в соединениях, валентность и степень окисления элементов в соединениях;

  • приводить примеры веществ с различным типом хим. связи;

  • записывать схемы образования химической связи в соединениях;

  • характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;

  • иметь представление об окислительно-восстановительных реакцях;



Содержание учебного курса

Раздел 1. Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Химия как часть естество­знания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси

Язык химии*. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса химического элемента.

Закон постоянства состава веществ. Качест­венный и количественный состав вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.

Валентность химических элементов. Опре­деление валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинар­ных соединений по валентности.

Физические и химические явления. Хими­ческие реакции.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Простые вещества. Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода. Физические и химические свой­ства кислорода. Оксиды. Применение кислорода. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Зашита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лабо­ратории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение

Вода. Методы определения состава воды — анализ и син­тез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Мас­совая доля растворённого вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номен­клатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физиче­ские и химические свойства оснований. Реакция нейтрализа­ции. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свой­ства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между важнешими классами неорганиче­ских соединений.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома

Первоначальные попытки классификации химических эле­ментов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая систе­ма как естественно-научная классификация химических элемен­тов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система хими­ческих элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атом­ных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электрон­ных слоёв у атомов элементов первого—третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, переста­новки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность

Д. И. Менделеева.

Раздел 3. Строение вещества

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окис­ления элементов. Понятие об окислительно-восстановительные реакциях.



Тематический план


п/п

Тема

Количество часов

В том числе:

Практиче­ские работы

контроль­ные работы

лаборатор­ные опыты

1


Первоначальные химические понятия

23

2

1

7

2

Кислород. Горение

6

1

-

1

3

Водород

3

1

-

1

4

Вода. Растворы

7

1

1

-

Количественные отношения в химии

5

-


-

-

6

Важнейшие классы неорганических соединений

11

1

1

7

7

Периодический закон и строение атома

6

-

-

-

8

Строение вещества. Химическая связь

5

1


Повторение

2

-

-

-

Итого

68

6

4

16


Календарно-тематическое планирование

Номер
урока

Дата

Тема урока

Лабораторные опыты

Виды и формы контроля

план

факт

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Первоначальные химические понятия (23 ч.)

1



Первичный инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества и их свойства.

Изучение физических свойств сахара и серы

Входной, устное тестирование

2



Методы познания в химии


Оперативный, опрос

3



Практическая работа 1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени



4



Чистые вещества и смеси.

Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы

Самостоятельная работа

5



Практическая работа 2. Очистка загрязненной поваренной соли



6



Физические и химические явления. Химические реакции

Примеры физических явлений.

Примеры химических явлений

Письменное тестирование

7



Атомы, молекулы и ионы.


Опрос

8



Вещества молекулярного и немолекулярного строения


Устное тестирование

9



Простые и сложные вещества


Опрос

10



Химические элементы

Ознакомление с образцами простых и сложных веществ

Смешанное тестирование

11



Относительная атомная химических элементов


Презентация

12



Знаки химических элементов


Презентация

13



Закон постоянства состава веществ


Химический диктант

14



Химические формулы. Относительная молекулярная масса


Устный опрос

15



Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении


Письменное тестирование

16



Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.


Смешанное тестирование

17



Составление химических формул по валентности


Химический диктант

18



Атомно-молекулярное учение


Опрос

19



Закон сохранения массы веществ


Промежуточный, индивидуальный

20



Химические уравнения


Самоконтроль

21



Типы химических реакций

Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3*Cu(OH)2

Реакция замещения меди железом

Фронтальный

22



Обобщение и закрепление знаний по теме «Первоначальные химические понятия»


Взаимоконтроль

23



Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»


Рубежный


Тема 2. Кислород. Горение (6 ч.)

24



Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение


Смешанное тестирование


25



Свойства кислорода

Ознакомление с образцами оксидов

Индивидуальный


26



Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе


Самоконтроль


27



Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода




28



Озон. Аллотропия кислорода


Устное тестирование


29



Воздух и его состав


Самостоятельная работа



Тема 3. Водород (3 ч.)

30



Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение


Фронтальный


31



Повторный инструктаж по ТБ. Свойства и применение водорода

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) CuO

Письменное тестирование


32



Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств


Опрос



Тема 4. Вода. Растворы (7 ч.)

33



Вода


Смешанное тестирование


34



Химические свойства и применение воды


Фронтальный


35



Вода – растворитель. Растворы


Опрос


36



Массовая доля растворенного вещества


Индивидуальный


37



Практическая работа 5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли)




38



Обобщение и закрепление знаний по темам «Водород», «Вода. Растворы»


Устное тестирование


39



Контрольная работа по темам «Водород», «Вода. Растворы»


Рубежный



Тема 5. Количественные отношения в химии. (5 ч.)

40



Количество вещества. Моль. Молярная масса


Взаимоконтроль


41



Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса»


Письменное тестирование


42



Закон Авогадро. Молярный объем газов


Опрос


43



Объемные отношения газов при химических реакциях


Самоконтроль


44



Решение задач по теме «Количественные отношения в химии»


Самостоятельная работа



45



Оксиды


Опрос

46



Гидроксиды. Основания


Фронтальный

47



Химические свойства оснований

Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Взаимодействие щелочей с кислотами

Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами

Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

Индивидуальный

48



Амфотерные оксиды и гидроксиды

Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей

Опрос

49



Кислоты


Устное тестирование

50



Химические свойства кислот

Действие кислот на индикаторы.

Отношение кислот к металлам

Самоконтроль

51



Соли


Письменное тестирование

52



Химические свойства солей


Взаимоконтроль

53



Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»



54



Обобщение и закрепление знаний по темам «Количественные отношения в химии», «Важнейшие классы неорганических соединений»


Смешанное тестирование

55



Контрольная работа по темам «Количественные отношения в химии», «Важнейшие классы неорганических соединений»


Рубежный


Тема 6. Периодический закон и строение атома (6 ч.)

56



Классификация химических элементов


Опрос


57



Периодический закон Д. И. Менделеева


Самоконтроль


58



Периодическая таблица химических элементов


Рефераты


59



Строение атома


Фронтальный


60



Распределение электронов по энергетическим уровням


Доклады


61



Значение периодического закона


Самостоятельная работа



62



Электроотрицательность химических элементов


Опрос

63



Основные виды химической связи


Рефераты

64



Степень окисления


Тестирование

65



Обобщение и закрепление знаний по темам «Периодический закон и строение атома», «Строение вещества. Химическая связь»


Доклады

66



Контрольная работа по темам «Периодический закон и строение атома», «Строение вещества. Химическая связь»


Рубежный

67-68



Повторение


Итоговый



Всего

практических работ

контрольных работ

1 четверть

2

1

2 четверть

1

1

3 четверть

2

1

4 четверть

1

1

Год

6

4

Критерии оценивания

Оценка устных ответов учащихся. Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Отметка "5" ставится, если ученик:

    • правильно определил цель опыта;

    • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

    • самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

    • научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

    • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

    • эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

    • опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

    • или было допущено два-три недочета;

    • или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

    • или эксперимент проведен не полностью;

    • или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

    • правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

    • или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

    • опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

    • допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

    • не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

    • или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

    • или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

    • допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка "1" ставится, если ученик:

    • полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

    • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

    • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка"1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка умений проводить наблюдения.

Отметка"5" ставится, если ученик:

  • правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  • выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Отметка"4" ставится, если ученик:

  • правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

  • допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка"3" ставится, если ученик:

  • допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

  • допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

  • допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка "1" ставится, если ученик:

  • Не владеет умением проводить наблюдение.



Учебно-методическое и материально-техническое обепечение образовательного процесса

  1. Р у д з и т и с Г. Е. Химия: 8 кл.: учеб. для обшеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — М.: Просве­щение,2014

  1. Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.

  1. Гара Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 клас­сы / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение.

  2. Габрусева Н. И. Химия: рабочая тетрадь: 8 кл. / Н. И. Габрусева. — М.: Просвещение.

  3. Га р а Н. Н. Химия: задачник с «помощником»: 8—9 кл. / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. — М.: Просвещение.

  4. Р а д е ц к и й А. М. Химия: дидактический материал: 8—9 кл. / А. М. Радецкий. — М.: Просвещение.

  5. Гара Н. Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н. Н. Гара. — М.: Просвещение.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11 классы. – ГУ РЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий», 2003

  2. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Химия, 8 класс – М.: Просвещение, 2004.

  3. Образовательная коллекция. «Химия для всех-XXI. Решение задач» - ЗАО «1С», 2004

  4. Учебное электронное издание. Химия (8-11 классы). Виртуальная лаборатория. – Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004

http://files.school-collection.edu.ru

http://festival.1september.ru

Материально-техническое и учебно-практическое оборудование:

  1. Натуральные объекты

  2. Химические реактивы и материалы

  3. Модели

  4. Учебные пособия на печатной основе

  5. Экранно-звуковые средства обучения

  6. Технические средства обучения









































Приложение 1

Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа № 1

Первоначальные химические понятия 

1.    Что показывают формулы: Мg3(PO4)2,  Fe2O3? Вычислите относительную молекулярную массу этих веществ.

2.    Укажите период, группу, подгруппу для элементов брома и железа. Сколько электронов, протонов, нейтронов входит в состав их атомов и ионовBr- и Fe3+

3.    Составьте схемы строения атомов элементов с номерами: 14, 7, 18. Напишите их электронные формулы и электронно-графические схемы.

4.    Нарисуйте схемы образования связи в веществах CaS, H2S, I2. Какой тип связи в каждом из этих веществ?

   5.    Расположите элементы: хлор, фтор, бром, селен в порядке усиления их неметаллических свойств. Поясните ваш ответ.

Контрольная работа № 2

Водород. Вода. Растворы

  1. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций:

Ba(NO3)2 + Na3PO4 =

K2CO3 + H2SO4 =

  1. Разберите уравнение с точки зрения процессов окисления-восстановления. Укажите окислитель и восстановитель. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

PH3 + HClO3 = H3PO4 + HCl

  1. С какими из перечисленных веществ:  Cu(NO3)2,  CO2, CaO, HNO3, Mg(OH)2 может взаимодействовать гидроксид натрия. Составьте уравнения возможных реакций.

     4.  Задача

Вычислите массу соли, которая образуется при взаимодействии 7,4 г  гидроксида кальция с соляной кислотой. 

Контрольная работа №  3

Количественные отношения в химии. Важнейшие классы неорганических соединений

 1. Составьте формулы веществ: азотная кислота, оксид серы (VI), нитрат железа (III), гидроксид алюминия, карбонат калия.

2. Определите, к каким классам относятся химические вещества. Дайте названия каждому из веществ: HNO2, Ca(OH)2, Ba(NO3)2, N2O5, Cu3PO4, Cu3(PO4)2, Fe2O3

3. Дайте характеристику фосфорной кислоты по плану: а) формула; б) наличие кислорода; в) основность; г) растворимость; д) степени окисления элементов; е) заряд иона кислотного остатка; ж) соответствующий оксид.

 4. Масса газообразного оксида азота (IV) составляет 4,6 граммов. Вычислите количество моль вещества, объем и количество молекул в этой порции оксида.

 5. 6 граммов соли растворили в 194 граммах воды. Вычислите массовую долю соли в растворе.

Контрольная работа № 4 

Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь.

 1. Дать характеристику элемента алюминия по Периодической системе (положение в ПС, строение атома, металл или неметалл, электронно-графическая схема, электронная формула, возможные степени окисления, характерные соединения:высший оксид и гидроксид, их характер, летучее водородное соединение).

2. Объяснить, почему хлор и фтор находятся в одной группе, но хлор имеет степень окисления +7, а фтор - нет.

3. Составьте формулу гидроксида цинка. Запишите ее в форме основания и в форме кислоты. Запишите уравнение реакции гидроксида цинка с кислотой (HCl) и со щелочью (NaOH).

4. Задача. При взаимодействии 1,11 г щелочного металла с водой выделилось 0,16 г водорода. Установите, что это за металл.














Приложение 2

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено

методического объединения заместитель директора по УВР директор МБОУ «Веселовская средняя школа»

«____»____________20___г. «____»__________20____г. «____»___________20____г.

________________ (Л.П.Харченко) ___________( ) ________________( )



Лист коррекции

Рабочей программы учителя Аблялимовой Л.Л.

по_______________________ в_______классе



п/п

Тема урока

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту




.








































































































































































































































































































































































































































































32




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!