№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы и методы контроля |
По плану | По факту |
| Введение 2 ч |
1 | Предмет и задачи химии. | 1 | | | Использовать межпредметные связи. Различать тела и вещества. | Беседа, демонстрация натуральных объектов |
2 | Практическая работа №1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | 1 | | | Знакомиться с лабораторным оборудованием. Соблюдать технику безопасности. | Практическая работа, демонстрация натуральных объектов |
| Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения (45 ч) |
| Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения | 11 | |
3 | Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления | 1 | | | Устанавливать межпредметные связи. Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент». Описывать химические и физические явления. | Фронтальная и индивидуальная работа |
4 | Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе. | 1 | | | Атомы, молекулы. Химические элементы и их знаки. | Беседа, рассказ, демонстрация натуральных объектов. |
5 | Состав веществ. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава веществ | 1 | | | Сформировать у учащихся понятия о различных формах существования химических элементов, о простых и сложных веществах. Раскрыть значение закона постоянства состава вещества для составления и выведения формул. | Урок дискуссия |
6 | Атомно-молекулярное учение. | 1 | | | Раскрыть основные положения АМУ | Лекция |
7 | Относительная атомная, молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении | 1 | | | Сформировать понятия об относительной атомной массе элемента и относительной молекулярной массе в-ва | Урок практикум |
8 | Решение задач: расчеты по химическим формулам | 1 | | | Сформировать умения рассчитывать молекулярную массу в-ва и массовые доли элементов в соединениях | Урок практикум |
9 | Система химических элементов Д.И. Менделеева. | 1 | | | Познакомить учащихся со строением П.С.Х.Э. и установить закономерности расположения элементов в ней. | Лекция |
10 | Валентность химических элементов. | 1 | | | Сформировать понятие валентности. | Лекция |
11 | Валентность химических элементов. | 1 | | | Развивать способность определять валентность элементов по формуле и по валентности составлять формулы. | Урок дискуссия с элементами практикума |
12 | Количества вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | | | На основе математических знаний ввести понятие «доля» как «часть от целого» | Урок дискуссия с элементами практикума по решению задач |
13 | Решение задач: расчеты по химическим формулам | 1 | | | Сформировать умения производить расчеты | Урок практикум |
| Тема 2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии. | 7 | | | | |
14 | Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции. | 1 | | | На основе закона сохранения масс веществ раскрыть принцип составления химических уравнений. | Беседа с элементами практикума |
15 | Закон сохранения массы и энергии веществ | 1 | | | Раскрыть значение законов сохранения массы и энергии для составления уравнений и решения задач. | Лекция |
16 | Уравнения химических реакций | 1 | | | На основе закона сохранения масс веществ раскрыть принцип составления химических уравнений. | Беседа с элементами практикума |
17 | Решение задач: расчеты по химическим уравнениям. | 1 | | | Сформировать умение производить количественные расчеты по уравнению реакции. | Урок практикум |
18 | Типы химических реакций | 1 | | | На конкретных примерах сформировать понятия о реакциях соединения и разложения, замещения и обмена | Беседа с элементами демонстрационного эксперимента |
19 | Обобщение знаний по темам 1-2 | 1 | | | Познакомить учащихся с химическими методами и химическим языком как средством познания химии Повторить, обобщить и систематизировать сведения по теме. | Урок-практикум по решению задач |
20 | Контрольная работа №1 | 1 | | | | Урок контроля |
| Тема 3. Методы изучения химии | 2 | | | | |
21 | Методы химии. Анализ и синтез веществ. | 1 | | | Формировать представление о наблюдении, описании, измерении, эксперименте как основных методах химии | Урок дискуссия с элементами практикума по решению задач |
22 | Химический язык. | 1 | | | Раскрыть сведения о химическом языке | Урок дискуссия с элементами практикума по решению задач |
| Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике. | 5 | | | | |
23 | Чистые вещества и смеси. Практическая работа №2. Очистка веществ. | 1 | | | Дать представление о чистых веществах и смесях. | Лекция с элементами демонстрационных опытов |
24 | Растворы. Растворимость веществ. | 1 | | | Сформировать у учащихся понятия растворение, растворимость, познакомить с различными типами растворов. | Лекция с элементами демонстрационных опытов |
25 | Способы выражения концентрации растворов. | 1 | | | Сформировать у учащихся понятия массовая доля растворенного вещества, процентная концентрация, молярная концентрация. | Урок практикум по решению задач с элем. демонстрац. эксперимента |
26 | Решение задач на растворы. | 1 | | | Формировать у учащихся умения решать задачи данного вида | Урок практикум по решению задач с элем. Демонстрац.эксперимента |
27 | Практическая работа №3. Приготовление растворов заданной концентрации. | 1 | | | Научиться опытным путем готовить растворы различной концентрации | Урок-практикум |
| Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. | 8 | | | | |
28 | Законы Гей-Люссака и Авогадро | 1 | | | Познакомить с газовыми законами Гей-Люссака и Авогадро | семинар |
29 | Решение задач. Расчеты с использованием газовых законов. Относительная плотность газов. | 1 | | | Формировать умения вычислять относительную плотность одних газов по другим | семинар |
30 | Воздух-смесь газов | 1 | | | Сформировать представление о воздухе как сложной газовой смеси. Сформировать умение рассчитывать относительную плотность газа. | Лекция |
31 | Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода. | 1 | | | Раскрыть сведения о кислороде как самом важном жизненном элементе. | Беседа с элементами демонстрационного эксперимента |
32 | Химические свойства и применение кислорода. | 1 | | | Расширить знания о химических свойствах и применении кислорода. | Беседа с элементами демонстрационного эксперимента |
33 | Обобщение знаний по темам 4-5 | 1 | | | Повторить, обобщить и систематизировать сведения по теме. | Урок-практикум по решению задач |
34 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | | Повторить, обобщить и систематизировать сведения по теме. | Урок-практикум по решению задач |
35 | Контрольная работа №2 | 1 | | | Контроль за усвоением учащимися темы | Урок контроля |
| Тема 6. Основные классы неорганических соединений. | 12 | | | | |
36 | Оксиды и их классификация. Понятие об амфотерности. | 1 | | | Раскрыть понятия оксидов как важных классов бинарных соединений. Сформировать представление об амфотерных гидроксидах как соединениях с двойственными свойствами | Лекция |
37 | Основания – гидроксиды основных оксидов. | 1 | | | Сформировать понятия оснований, щелочей как растворимых оснований. Научить распознавать щелочи среди других веществ с помощью индикаторов. | Лекция |
38 | Кислоты | 1 | | | Сформировать понятия кислот, раскрыть их классификацию. Научить распознавать кислоты среди других веществ с помощью индикаторов | Беседа с элементами демонстрационного эксперимента |
39 | Соли: состав и номенклатура. | 1 | | | Сформировать понятия солей, познакомить с их номенклатурой | Беседа с элементами демонстрационного эксперимента |
40 | Химические свойства оксидов. | 1 | | | Изучить свойства кислотных и основных оксидов. | Беседа с элементами демонстрационного эксперимента |
41 | Получение и химические свойства щелочей. | 1 | | | Сформировать представление о растворимых основаниях. Изучить свойства щелочей. | Беседа с элементами демонстрационного эксперимента |
42 | Получение и химические свойства нерастворимых оснований. | 1 | | | Сформировать представление о нерастворимых основаниях и их свойствах | Урок практикум по решению задач с элем. Демонстрац.эксперимента |
43 | Химические свойства кислот. | 1 | | | Сформировать представление о кислотах. Изучить свойства кислот. | Урок практикум по решению задач с элем. Демонстрац.эксперимента |
44 | Химические свойства солей. | 1 | | | Сформировать представление о солях. Изучить свойства солей | Урок практикум по решению задач с элем. Демонстрац.эксперимента |
45 | Классификация и генетическая взаимосвязь между классами неорганических соединений | 1 | | | Классифицировать неорганические вещества. Раскрыть представление о генетическом родстве разных классов неорганических соединений | семинар |
46 | Практическая работа №4. Исследование свойств оксидов, оснований, кислот. | 1 | | | Экспериментальным путем изучить свойства оксидов, кислот, оснований | Урок -практикум |
47 | Контрольная работа №3 | 1 | | | Контроль за усвоением учащимися темы | Урок контроля |
| Раздел 2. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории (23 ч) |
| Тема 7. Строение атома. | 3 | | | |
48 | Состав и важнейшие характеристики атома | 1 | | | Рассмотреть строение атома как сложной делимой частицы.Развивать умение определять по П.С. данные об элементе. | Беседа |
49 | Изотопы. Химический элемент | 1 | | | Раскрыть понятие «изотопы», сформировать понятие «химический элемент» | Лекция |
50 | Состояние электронов в атоме. Электронно-графические формулы. | 1 | | | Сформировать представление о сложном строении электронных оболочек на основе четырех орбитальных характеристик | Беседа с элементами демонстрационного эксперимента |
| Тема 8. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 3 | | | | |
51 | Свойства химических элементов и их периодические изменения. | 1 | | | С исторической точки зрения раскрыть зависимость между положением элемента в П.С и его свойствами. | Лекция |
52 | Периодическая система в свете теории строения атомов. | 1 | | | Раскрыть зависимость между положением элемента в П.С. и строением его атома. | Беседа. Рассказ |
53 | Характеристика хим. элемента и его свойств на основе положения в П.С. и теории строения атомов | 1 | | | Сформировать понятия: энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицат. | Беседа. Текущий контроль. |
| Тема 9. Строение вещества. | 4 | | | | |
54 | Типы ковалентной связи. | 1 | | | Раскрыть понятие ковалентной связи, найти сходства и различия между полярной и неполярной связью | Беседа. Карточки. |
55 | Ионная связь и ее свойства | 1 | | | Сформировать понятие ионной связи и рассмотреть ее отличия от ковалентной. | Лекция |
56 | Степень окисления | 1 | | | Сформировать понятие степени окисления | Семинар |
57 | Типы кристаллических решеток. | 1 | | | Раскрыть понятие «кристаллические решетки», Сформировать представление о разных типах кр. решеток. На конкретных примерах рассмотреть различия в физ. свойствах веществ с разным типом кр. решеток. | Беседа |
| Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории. | 4 | | | | |
58 | Окислительно -восстановит. реакции. | 1 | | | Раскрыть сущность хим. реакций с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. | Составление уравнений реакций. |
59 | Составление окислительно –восстановительных реакций. | 1 | | | Расставлять коэффициенты методом электронного баланса. | Составление уравнений реакций. |
60 | Обобщение знаний по темам «Строение веществ. ОВР» | 1 | | | Повторить, обобщить и систематизировать сведения по теме. | Тесты |
61 | Контрольная работа №4 | 1 | | | Контроль за усвоением учащимися темы | Урок контроля |
| Тема 11. Водород – рождающий воду и энергию. | 3 | | | Рассмотреть лабораторные и промышленные способы получения водорода и его свойства. | Урок -дискуссия |
62 | Водород – элемент и простое вещество. Получение водорода. | 1 | | | Рассмотреть лабораторные и промышленные способы получения водорода и его свойства. | Урок исследование |
63 | Химические свойства водорода. Вода. | 1 | | | Рассмотреть строение молекулы воды и ее химические свойства. | Урок исследование |
64 | Получение водорода и исследование его химических свойств. | 1 | | | Экспериментальным путем изучить свойства водорода | Урок-практикум |
| Тема 12. Галогены | 4 | | | | |
65 | Галогены – химические элементы- и простые вещества. | 1 | | | Рассмотреть положение галогенов в П.С. и строение их атомов. | Беседа |
66 | Физико-химические свойства галогенов. | 1 | | | Рассмотреть физ. и хим. свойства галогенов | Лекция |
67 | Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды. | 1 | | | Раскрыть свойства солей соляной кислоты, рассмотреть качественные реакции на хлориды | Лекция |
68 | Практическая работа №5. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач. | 1 | | | Экспериментальным путем изучить свойства соляной кислоты | Урок -практикум |
| Тема 13. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов | 2 | | | | |
69 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | Контроль за усвоением учащимися темы | Урок – контроля. |
70 | Повторение и обобщение знаний курса химии 8 класса. Зачет. | 1 | | | Обобщить и закрепить знания по теме | Урок-практикум по решению задач |
Предусмотрены 4 контрольные работы и 7 практических.