Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нельхайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»: Руководитель методического объединения __________ Е.А.Халбаева Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | «Согласовано»: заместитель директора по УВР._________ Е.В.Ильенко «29» августа 2016 г | «Утверждено»: директор МБОУ Нельхайская СОШ _______ О.В.Архинчеева Протокол № 1 от «30» августа 2016 г. Приказ № 60 от 30. 08.2016 г. |
Рабочая программа
по химии для обучающихся 9 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель:
Тулонова Евдокия Петровна
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Изучение курса реализуется через УМК:
Программы общеобразовательных учреждений. Химии 8 -11 классы/ О.С. Габриелян- 2 изд. – М.: Просвещение, 2012
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010, 2011 – 270, [2] с.: ил.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.- М.: Дрофа, 2016.
Цели:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Задачи:
формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводится в целях контроля эффективности образовательного процесса.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.
Формы текущего контроля:
устный опрос учащихся - контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций;
письменный контроль - контрольная работа, практическая работа. Контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
Промежуточная аттестация - оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:
Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
Важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
Называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
Определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
Составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
Обращаться :с химической посудой и лабораторным оборудованием;
Распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Содержание учебного предмета
Тема № 1. Введение. Общая характеристика химических элементов (6 часов).
Основные понятия: Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Переходные элементы.
Классификация химических элементов. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Получения и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты. Амфотерные гидроксиды (на примере цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Свойства гидроксидов цинка и алюминия и реакции их получения.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Определение оксидов и оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Химические реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Контрольная работа № 1 «Общая характеристика химических элементов».
Тема № 2. Металлы (17 часов).
Основные понятия: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характеристика хим. элементов- металлов в периодической системе элементов. Строение атомов. Химические свойства металлов. Свойства простых веществ. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горения Mg, Fe. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Взаимодействие натрия (калия) с водой, кислородом неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде. Соединения щелочных металлов.
Алюминий, его физический и химический смысл. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Железо, его химические и физические свойства. Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Генетические ряды железа (II) и железа (III) . оксиды и гидроксиды железа. Соли железа. Практическая работа № 1 «Свойства металлов и их соединений» Контрольная работа № 2 «Металлы».
Тема № 3. Неметаллы (26 часов).
Основные понятия: Свойства простых веществ (неметаллов). Водород, его свойства. Получения и применение.
Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Кислород, его свойства. Получение и применение.
Сера, ее физические и химические свойства. Хим. элементы главных групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: сера. Строение атома серы. Оксиды серы (4 и 6). Серная, и сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот и его свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: азот. Аммиак и его свойства. Соли аммония, их свойства. Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты.
Фосфор, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: углерод (алмаз, графит). Оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Кремний, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и ее соли. Практическая работа № 2 «Свойства неметаллов и их соединений». Практическая работа № 3 «Свойства неметаллов и их соединений». Контрольная работа № 3 «Неметаллы».
Тема № 4. Органические вещества (18 часов).
Основные понятия: Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода: предельные углеводороды: метан. Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогеноводорода, воды. Реакции полимеризации этилена. Спирты (метанол, этанол), их физиологические действие. Понятия о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации. Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства. Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.
Биологически важные органические вещества: углеводы. Физические и химические свойства. Глюкоза, ее свойства и значение.
Понятия о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры. Основные классы органических веществ. Контрольная работа № 4 «Органические вещества». Итоговая контрольная работа № 5
Тематическое планирование
по химии
Класс - 9
Количество часов по учебному плану:
Всего – 68 часов; в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных работ - 5
Плановых практических работ - 5
№ | Дата по плану | Дата по факту | Раздел, тема урока | Кол. часов |
Тема № 1. «Введение. Общая характеристика химических элементов» (6 часов) |
1 | 06.09.16 | | Вводный инструктаж по технике безопасности. Характеристика химического элемента – металла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева | 1 |
2 | 07.09.16 | | Характеристика химического элемента – неметалла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева | 1 |
3 | 13.09.16 | | Характеристика химического элемента по кислотно – основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 |
4 | 14.09.16 | | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 1 |
5 | 20.09.16 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Общая характеристика химических элементов». | 1 |
6 | 21.09.16 | | Контрольная работа № 1 «Общая характеристика химических элементов». | 1 |
Тема № 2. «Металлы» (17 часа) |
7 | 27.09.16 | | Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, и строение их атомов.Физические свойства металлов. | 1 |
8,9 | 28.09.16 04.10.16 | | Химические свойства металлов. | 2 |
10 | 05.10.16 | | Получение металлов. | 1 |
11 | 11.10.16 | | Сплавы. Коррозия металлов. | 1 |
12 | 12.10.16 | | Щелочные металлы. | 1 |
13,14 | 18.10.16 19.10.16 | | Берилий, магний и щелочноземельные металлы | 2 |
15,16 | 25.10.16 26.10.15 | | Алюминий | 2 |
17,18 | 08.11.16 09.11.16 | | Железо | 2 |
19,20 | 15.11.16 16.11.16 | | Практическая работа № 1 «Свойства металлов и их соединений» | 2 |
21 | 22.11.16 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы» | 1 |
22 | 23.11.16 | | Контрольная работа № 2 «Металлы» | 1 |
23 | 29.11.16 | | Работа над ошибками | 1 |
Тема № 3. «Неметаллы» (26 часов) |
24 | 30.11.16 | | Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух | 1 |
25 | 06.12.16 | | Водород. | 1 |
26 | 07.12.16 | | Общая характеристика галогенов. Галогены – простые вещества. | 1 |
27 | 13.12.16 | | Соединения галогенов. Получение и применение галогенов | 1 |
28 | 14.12.16 | | Общая характеристика халькогенов. Кислород. | 1 |
29 | 20.12.16 | | Сера. | 1 |
30 | 21.12.16 | | Соединения серы. | 1 |
31 | 27.12.16 | | Серная кислота | 1 |
32 | 28.12.16 | | Практическая работа № 2 «Свойства неметаллов и их соединений» | 1 |
33 | 17.01.17 | | Азот | 1 |
34 | 18.01.17 | | Аммиак | 1 |
35 | 24.01.17 | | Соли аммония | 1 |
36 | 25.01.17 | | Кислородные соединения азота | 1 |
37 | 31.01.17 | | Соли азотной кислоты | 1 |
38 | 01.02.17 | | Фосфор и его соединения | 1 |
39 | 07.02.17 | | Биологическое значение фосфора. Его применение | 1 |
40 | 08.02.17 | | Углерод | 1 |
41 | 14.02.17 | | Оксиды углерода | 1 |
42 | 15.02.17 | | Угольная кислота и ее соли | 1 |
43 | 21.02.17 | | Кремний | 1 |
44 | 22.02.17 | | Соединения кремния | 1 |
45 | 28.02.17 | | Применение кремния и его соединений | 1 |
46 | 01.03.17 | | Практическая работа № 3 «Свойства неметаллов и их соединений» | 1 |
47 | 07.03.17 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Неметаллы» | 1 |
48 | 08.03.17 | | Контрольная работа № 3 «Неметаллы» | 1 |
49 | 14.03.17 | | Работа над ошибками | 1 |
Тема № 4 «Органические вещества» (18 часов) |
50 | 15.03.17 | | Предмет органической химии. | 1 |
51 | 21.03.17 | | Предельные углеводороды. | 1 |
52 | 22.03.17 | | Физические и химические свойства предельных углеводородов | 1 |
53 | 04.04.17 | | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи | 1 |
54 | 05.04.17 | | Спирты | 1 |
55 | 11.04.17 | | Многоатомные спирты | 1 |
56 | 12.04.17 | | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры | 1 |
57 | 18.04.17 | | Жиры | 1 |
58 | 19.04.17 | | Аминокислоты | 1 |
59 | 25.04.17 | | Белки | 1 |
60 | 26.04.17 | | Углеводы | 1 |
61 | 02.05.17 | | Полимеры | 1 |
62 | 03.05.17 | | Подготовка к контрольной работе по теме «Органические вещества» | 1 |
63 | 09.05.17 | | Контрольная работа № 4 «Органические вещества» | 1 |
64, 65 | 10.05.17 16.05.17 | | Подготовка к итоговой контрольной работе | 2 |
66 | 17.05.17 | | Итоговая контрольная работа | 1 |
67,68 | 23.05.17 24.05.17 | | Работа над ошибками. Резервный урок. | 2 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
Габриелян О.С. Химия.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010, 2011.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.- М.: Дрофа, 2016.
Для учителя:
Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия. 8-9 классы: методическое пособие к учебникам О.С. Габриеляна. М.: Дрофа, 2013. -222.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2011.
Горковенко М.Ю. поурочные разработки по химии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 432 с. – (В помощь учителю).
Денисова В.Г. Химия. 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна.- Волгоград: Учитель, 2011.-171.
Троегубова Н.П. Химия. 9 класс: контрольно- измерительные материалы. – М.:ВАКО 2011.-112
Дополнительная литература:
Денисова В.Г. мастер – класс учителя химии. Выпуск № 2. Химия элементов. Уроки с использованием ИКТ. Лекции, семинары. Сценарии мероприятий с использованием ИКТ. Интерактивные игры. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011. – 240 с. – (Современная школа)
Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс 8-11 классы / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко – М.: Экзамен, 2009 – 527 с.
Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания, 2009 – 192 с.
Интернет – ресурсы.
http//www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование».
http//www.mon/gow.ru – министерство образования науки Российской Федерации.
http//www.fsu.mto.ru – Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.
Контроль и оценка планируемых результатов:
Оценка планируемых результатов осуществляется на основании «Положения о форме и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся»
Контрольных работ – 5 (см. Приложения 1 – 1 - 5)
Контрольная работа № 1 «Общая характеристика химических элементов».
Контрольная работа № 2 «Металлы».
Контрольная работа № 3 «Неметаллы».
Контрольная работа № 4 «Органические вещества».
Итоговая контрольная работа № 5.
Практических работ – 3 (см. Приложения 2 – 1 - 3)
Практическая работа № 1 «Свойства металлов и их соединений»
Практическая работа № 2 «Свойства неметаллов и их соединений»
Практическая работа № 3 «Свойства неметаллов и их соединений».
9