СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 9 класс: пояснительная записка + календарно - тематическое планирование.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нельхайская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено»:

Руководитель методического объединения

__________ Е.А.Халбаева

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.


«Согласовано»:

заместитель директора по УВР._________ Е.В.Ильенко

«29» августа 2016 г

«Утверждено»:

директор МБОУ

Нельхайская СОШ

_______ О.В.Архинчеева

Протокол № 1 от «30» августа 2016 г.

Приказ № 60 от 30. 08.2016 г.






Рабочая программа

по химии для обучающихся 9 класса

на 2016 - 2017 учебный год



Составитель:

Тулонова Евдокия Петровна











2016 г.





Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Изучение курса реализуется через УМК:

  • Программы общеобразовательных учреждений. Химии 8 -11 классы/ О.С. Габриелян- 2 изд. – М.: Просвещение, 2012

  • Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010, 2011 – 270, [2] с.: ил.

  • Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.- М.: Дрофа, 2016.

Цели:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачи:

  • формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная  аттестация  проводится в целях контроля эффективности образовательного процесса.

Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.

Формы текущего контроля:

  • устный опрос учащихся - контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций;

  • письменный контроль - контрольная работа, практическая работа. Контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.

Промежуточная аттестация - оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • Важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;

  • Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • Называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

  • Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;

  • Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;

  • Определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;

  • Составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

  • Обращаться :с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • Распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;

  • Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

















Содержание учебного предмета

Тема № 1. Введение. Общая характеристика химических элементов (6 часов).

Основные понятия: Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Переходные элементы.

Классификация химических элементов. Химические элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды. Получения и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты. Амфотерные гидроксиды (на примере цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Свойства гидроксидов цинка и алюминия и реакции их получения.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Определение оксидов и оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Химические реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Контрольная работа № 1 «Общая характеристика химических элементов».

Тема № 2. Металлы (17 часов).

Основные понятия: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характеристика хим. элементов- металлов в периодической системе элементов. Строение атомов. Химические свойства металлов. Свойства простых веществ. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горения Mg, Fe. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Взаимодействие натрия (калия) с водой, кислородом неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов, их растворимость в воде. Соединения щелочных металлов.

Алюминий, его физический и химический смысл. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Железо, его химические и физические свойства. Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. Генетические ряды железа (II) и железа (III) . оксиды и гидроксиды железа. Соли железа. Практическая работа № 1 «Свойства металлов и их соединений» Контрольная работа № 2 «Металлы».

Тема № 3. Неметаллы (26 часов).

Основные понятия: Свойства простых веществ (неметаллов). Водород, его свойства. Получения и применение.

Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов и их степени окисления. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Кислород, его свойства. Получение и применение.

Сера, ее физические и химические свойства. Хим. элементы главных групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: сера. Строение атома серы. Оксиды серы (4 и 6). Серная, и сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот и его свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: азот. Аммиак и его свойства. Соли аммония, их свойства. Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты.

Фосфор, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: углерод (алмаз, графит). Оксиды углерода: угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Кремний, его физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и ее соли. Практическая работа № 2 «Свойства неметаллов и их соединений». Практическая работа № 3 «Свойства неметаллов и их соединений». Контрольная работа № 3 «Неметаллы».

Тема № 4. Органические вещества (18 часов).

Основные понятия: Органические вещества. Причины многообразия соединений углерода: предельные углеводороды: метан. Непредельные углеводороды: этилен. Реакция горения, присоединения водорода, галогеноводорода, воды. Реакции полимеризации этилена. Спирты (метанол, этанол), их физиологические действие. Понятия о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации. Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства. Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков.

Биологически важные органические вещества: углеводы. Физические и химические свойства. Глюкоза, ее свойства и значение.

Понятия о полимерах. Природные, химические и синтетические полимеры. Основные классы органических веществ. Контрольная работа № 4 «Органические вещества». Итоговая контрольная работа № 5























Тематическое планирование

по химии

Класс - 9

Количество часов по учебному плану:

Всего – 68 часов; в неделю - 2 часа.

Плановых контрольных работ - 5

Плановых практических работ - 5

Дата по плану

Дата по факту

Раздел, тема урока

Кол.

часов

Тема № 1. «Введение. Общая характеристика химических элементов» (6 часов)

1

06.09.16


Вводный инструктаж по технике безопасности. Характеристика химического элемента – металла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева

1

2

07.09.16


Характеристика химического элемента – неметалла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева

1

3

13.09.16


Характеристика химического элемента по кислотно – основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

4

14.09.16


Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

1

5

20.09.16


Подготовка к контрольной работе по теме «Общая характеристика химических элементов».

1

6

21.09.16


Контрольная работа № 1 «Общая характеристика химических элементов».

1

Тема № 2. «Металлы» (17 часа)

7

27.09.16


Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, и строение их атомов.Физические свойства металлов.

1

8,9

28.09.16

04.10.16


Химические свойства металлов.

2

10

05.10.16


Получение металлов.

1

11

11.10.16


Сплавы. Коррозия металлов.

1

12

12.10.16


Щелочные металлы.

1

13,14

18.10.16

19.10.16


Берилий, магний и щелочноземельные металлы

2

15,16

25.10.16

26.10.15


Алюминий

2

17,18

08.11.16

09.11.16


Железо

2

19,20

15.11.16

16.11.16


Практическая работа № 1 «Свойства металлов и их соединений»

2

21

22.11.16


Подготовка к контрольной работе по теме «Металлы»

1

22

23.11.16


Контрольная работа № 2 «Металлы»

1

23

29.11.16


Работа над ошибками

1

Тема № 3. «Неметаллы» (26 часов)

24

30.11.16


Общая характеристика неметаллов. Кислород, озон, воздух

1

25

06.12.16


Водород.

1

26

07.12.16


Общая характеристика галогенов. Галогены – простые вещества.

1

27

13.12.16


Соединения галогенов. Получение и применение галогенов

1

28

14.12.16


Общая характеристика халькогенов. Кислород.

1

29

20.12.16


Сера.

1

30

21.12.16


Соединения серы.

1

31

27.12.16


Серная кислота

1

32

28.12.16


Практическая работа № 2 «Свойства неметаллов и их соединений»

1

33

17.01.17


Азот

1

34

18.01.17


Аммиак

1

35

24.01.17


Соли аммония

1

36

25.01.17


Кислородные соединения азота

1

37

31.01.17


Соли азотной кислоты

1

38

01.02.17


Фосфор и его соединения

1

39

07.02.17


Биологическое значение фосфора. Его применение

1

40

08.02.17


Углерод

1

41

14.02.17


Оксиды углерода

1

42

15.02.17


Угольная кислота и ее соли

1

43

21.02.17


Кремний

1

44

22.02.17


Соединения кремния

1

45

28.02.17


Применение кремния и его соединений

1

46

01.03.17


Практическая работа № 3 «Свойства неметаллов и их соединений»

1

47

07.03.17


Подготовка к контрольной работе по теме «Неметаллы»

1

48

08.03.17


Контрольная работа № 3 «Неметаллы»

1

49

14.03.17


Работа над ошибками

1

Тема № 4 «Органические вещества» (18 часов)

50

15.03.17


Предмет органической химии.

1

51

21.03.17


Предельные углеводороды.

1

52

22.03.17


Физические и химические свойства предельных углеводородов

1

53

04.04.17


Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи

1

54

05.04.17


Спирты

1

55

11.04.17


Многоатомные спирты

1

56

12.04.17


Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры

1

57

18.04.17


Жиры

1

58

19.04.17


Аминокислоты

1

59

25.04.17


Белки

1

60

26.04.17


Углеводы

1

61

02.05.17


Полимеры

1

62

03.05.17


Подготовка к контрольной работе по теме «Органические вещества»

1

63

09.05.17


Контрольная работа № 4 «Органические вещества»

1

64, 65

10.05.17

16.05.17


Подготовка к итоговой контрольной работе

2

66

17.05.17


Итоговая контрольная работа

1

67,68

23.05.17

24.05.17


Работа над ошибками. Резервный урок.

2


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Для учащихся:

  1. Габриелян О.С. Химия.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010, 2011.

  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.- М.: Дрофа, 2016.

Для учителя:

  1. Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия. 8-9 классы: методическое пособие к учебникам О.С. Габриеляна. М.: Дрофа, 2013. -222.

  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.- М.: Дрофа, 2011.

  3. Горковенко М.Ю. поурочные разработки по химии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 432 с. – (В помощь учителю).

  4. Денисова В.Г. Химия. 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна.- Волгоград: Учитель, 2011.-171.

  5. Троегубова Н.П. Химия. 9 класс: контрольно- измерительные материалы. – М.:ВАКО 2011.-112

Дополнительная литература:

  1. Денисова В.Г. мастер – класс учителя химии. Выпуск № 2. Химия элементов. Уроки с использованием ИКТ. Лекции, семинары. Сценарии мероприятий с использованием ИКТ. Интерактивные игры. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011. – 240 с. – (Современная школа)

  2. Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс 8-11 классы / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко – М.: Экзамен, 2009 – 527 с.

  3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания, 2009 – 192 с.

Интернет – ресурсы.

  1. http//www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование».

  2. http//www.mon/gow.ru – министерство образования науки Российской Федерации.

  3. http//www.fsu.mto.ru – Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.




Контроль и оценка планируемых результатов:

Оценка планируемых результатов осуществляется на основании «Положения о форме и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся»

Контрольных работ – 5 (см. Приложения 1 – 1 - 5)

Контрольная работа № 1 «Общая характеристика химических элементов».

Контрольная работа № 2 «Металлы».

Контрольная работа № 3 «Неметаллы».

Контрольная работа № 4 «Органические вещества».

Итоговая контрольная работа № 5.

Практических работ – 3 (см. Приложения 2 – 1 - 3)

Практическая работа № 1 «Свойства металлов и их соединений»

Практическая работа № 2 «Свойства неметаллов и их соединений»

Практическая работа № 3 «Свойства неметаллов и их соединений».


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!