СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для дистанционного обучения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе учтены индивидуальные особенности детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для дистанционного обучения»

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями

опорно-двигательного аппарата




Утверждаю

Директор ГБОУ

Уфимская школа-интернат №13

_________А.М. Кириллова

"_____"________2015г.






Рабочая программа

по учебному предмету «Химия»

для 8-10 классов


Кожевниковой Елены Петровны


учителя высшей категории




Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО _________

Дата___________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___ ( __________________)

Дата _______














г. Уфа

2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральным государственном образовательном стандарте общего образования. В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Рабочая программа по химии разработана на основе ФГОС, на базе программы основного общего образования по химии ( базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна « Программа основного общего образования по химии» М: Дрофа, 2012 год. Данная рабочая программа составлена на изучении химии в 8-10 классах.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения построения молекул и атомов, и биологии – 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, простых веществах и важнейших соединениях (оксидах, кислотах, оснований, солях).

В содержании курса 9 класса раскрыты сведения о классах веществ – металлов и неметаллов, освящены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Раскрываются свойства важных в народнохозяйственном отношении веществ. .

Согласно отведенным часам, по общешкольному плану работы, в 8 классе (0,5 ч) в неделю (всего 17 часов), в 9 классе (1час) в неделю ( всего 34 часа) , в 10 классе ( 1час) в неделю ( всего 34 часа), программый материал 8 - 9 класса изучается с 8 по 10 класс ( 3 года).


Общая характеристика учебного предмета.


Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в пример– знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химическихной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химическихной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

свойствах, биологическом действии;

 химическая реакция – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они

описываются, номенклатура неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и

тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».

Место курса химии в учебном плане

Особенностью курса химии состоит в том, что для его освоения, обучающиеся должны обладать не только запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последнем в ряду естественно - научных дисциплин.

Результаты изучения учебного предмета

Деятельность в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость, самоконтроль и самооценка;

в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной

траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками школы программы по химии являются:

владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,

обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

В познавательной сфере:

 давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион,

молекула, кристаллическая решётка, вещество, простые и сложные вещества, хим.

формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса,

валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор,

периодическая система, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень

окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая

связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость хим.

реакции);

 формулировать периодический закон Д.И. Менделеева и раскрывать его смысл;

 описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии.


Цели и задачи изучаемого курса


Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  6. Метапредметные результаты обучения

  7. Учащийся должен уметь:

  8. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; составлять аннотацию текста; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме; определять виды классификации (естественную и искусственную); осуществлять прямое дедуктивное доказательство.


Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;

  2. групповые;

  3. индивидуально-групповые;

  4. фронтальные;

практикумы.





















Содержание тем учебного курса

8 класс — 0,5 часов

Раздел учебного курса

К-во

часов

Элементы содержания

Характеристика

основных видов деятельности ученика

Формы

контроля

Введение

4

Предмет химии. Вещества и их свойства. Химический элемент и формы его существования. Превращения веществ и химические явления. Из истории развития химии.

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

Понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относи-тельные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ,

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического эле-мента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;

характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;



Устный и письменный опрос,

беседа, пересказ, умения использовать

дополнительные

источники информации, работа с рисунками и иллюстрациями, наблюдение.


Атомы химических элементов

6

Основные сведения о строении атомов. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне. Ионная связь. Взаимодействие атомов элементов неметаллов. Ковалентная полярная и неполярная связи.

Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по формулам

Устный и письменный опрос, задания по карточкам,

беседа, пересказ, умения использовать

дополнительные

источники информации, работа с рисунками и иллюстрациями, наблюдение,

фронтальный опрос.

Простые вещества

7

Простые вещества металлы. Простые вещества неметаллы. Количество вещества.

Решение задач по теме «Количество вещества». Расчетные задачи: Вычисление молекулярной массы вещества по химическим формулам. Расчеты с использованием понятий «количество вещества»,«молекулярная масса».

Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; урав-нения химических реакций;

Устный и письменный опрос,

беседа, пересказ, умения использовать дополнительные источники информации

Содержание тем учебного курса


9 класс — 1 час


Раздел учебного курса

К-во

часов

Элементы содержания

Характеристика

основных видов деятельности ученика

Формы

контроля


Соединения химических элементов

7

Бинарные соединения. Степень окисления. Оксиды и летучие водородные соединения. Основания. Кислоты. Соли. Обобщение темы

Уметь: определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть их, составлять формулы оксидов, оснований,кислот и солей.

Устный и письменный опрос, задания по карточкам,

беседа, пересказ

Изменения, происходящие с веществами

5

Физические явления в химии. Способы разделения смесей. Химические реакции. Признаки химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Реакция разложения. Катализаторы. Реакция соединения. Реакция замещения. Реакция обмена.

Уметь: разделять смеси различными способами.

Понимать: основные законы химии, сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

называть: химические элементы, соединения изученных классов


Устный и письменный опрос, задания по карточкам,

беседа, пересказ

Растворы. Растворение.

5

Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Оксиды, их классификация. Соли, их классификация. Генетическая связь между класса.

Знать: определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.Уметь: пользоватся таблицей растворимости.

Устный и письменный опрос, задания по карточкам,

беседа, пересказ

Общая характеристика химических элементов










































6

Характеристика элемента металла по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

Характеристика элемента неметалла генетический ряд неметалла.


Уметь характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям).








Устный и письменный опрос, задания по карточкам,

беседа, пересказ


















Металлы


11

Из истории металлов. Положение металлов в периодической системе

Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов. Сплавы. Общие химические свойства металлов. Получение металлов. Типы металлургии.Общие понятия о коррозии металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочно-земельные металлы и их соединения. Алюминий, свойства.Железо, свойства.

Характеризовать металлы на основе их положения в Периодической системе Д. И. Мен­делеева и особенностей строе­ния их атомов.

Описывать свойства и области применения различ­ных металлов и сплавов.Записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимиче­ский ряд напряжения металлов для характеристики химиче­ских свойств.

Наблюдение;

беседа;

фронтальный опрос;

опрос в

беседа, пере-сказ, умения использовать

дополнительные

источники ин-формации.







































Содержание тем учебного курса


10 класс — 1 час


Раздел учебного курса

К-во

часов

Элементы содержания

Характеристика

основных видов деятельности ученика

Формы

контроля

Неметаллы

34

Положение неметаллов в периодической таблице Д.И. Менделеева. Аллотропия

Неметаллы в природе. Химические элементы в живых организмах. Общие химические свойства неметаллов. Водород. Общая характеристика галогенов и их соединений. Кислород.

Сера. Соединения серы. Оксиды серы. Серная кислота. Соли серной кислоты. Серная - как окислитель. Получение серной кислоты.Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота NO, NO2. Азотная кислота. Получение и применение. Соли азотной кислоты.

Фосфор. Соединения фосфора. Углерод, строение, свойства. Химические свойства углерода. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли.

Кремний, свойства, применение. Оксид кремния, его природные разновидности. Силикатная промышлен-

ность.




Давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);

называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию;

характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов;

объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов),

описывать общие химические свойства неметаллов с помощью языка химии.

Наблюдение;

беседа, пере-сказ, умения использовать

дополнительные

источники ин-формации.

Письменные

домашние задания, компьтерный контроль









Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

  1. химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  2. важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса;

  3. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  1. называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  2. объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  3. характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ;

  4. определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  5. составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  6. вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, массу по количеству вещества;

  7. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

  8. безопасного обращения с веществами и материалами;

  9. экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  10. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  11. критической оценки информации о веществах, используемых в быту.














Учебно-методический комплект:

для учителя:

1. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1998.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.

3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2003.

4. Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2007. - 350с.

5. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 174

6. Органическая химия 10-11 класс.- М.: Владос, Л.А. Цветкова

7. Программа курса химии (базовый уровень) для 8-11 классов об щеобразовательных учреждений под ред. О.С. Габриеляна

8. Химия 11 класс, О.С.Габриелян – М.Дрофа, 2010 г.

9. Химия. О.С. Габриелян. 10 класс.- М.: Дрофа,2010 г.

10. Химия. О.С. Габриелян. 8 класс.- М.: Дрофа

11. Химия. О.С. Габриелян. 9 класс.- М.: Дрофа

для учащихся:

1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010.

2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2010.

  1. 3. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 267с.

  2. 4. Химия. 9 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна

  3. «Химия. 9 класс» / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. - 176с.

  4. 5. Органическая химия 10-11 класс.- М.: Владос, Л.А. Цветкова

  5. 6. Химия. О.С. Габриелян. 10 класс.- М.: Дрофа,2010 г.

Дополнительная литература:



  1. 1. Химия. 9 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.

  2. 2. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.

  3. 3. Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.