Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
(МБОУ СОШ № 3)
Согласовано Зам. директора по УВР __________/ ___________________ «_____»_______ 2016 г. Зам. директора по УВР __________/ ___________________ «_____»_______ 2016 г. | | Утверждено Приказ от «_____»_______2016 г. № ______ Приказ от «____»________2016г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Учитель Параллель, класс Количество часов в неделю Учебный год | химия Кондратова Надежда Васильевна 10 а, б 1 2016 - 2017 |
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО: ___________/______________ Протокол от «____»_____2016 г №______ Руководитель МО: ___________/______________ Протокол от «____»_____2016 г №_____ | | Рассмотрено на заседании МС Председатель МС: ___________/_______________ Протокол от «____»_____2016 г №______ Председатель МС: ___________/_______________ Протокол от «____»_____2016 г №_____ |
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе примерной программы по химии основного общего образования, авторской программы О.С. Габриеляна (базовый уровень), с учетом цели и задач основной образовательной программы МБОУ СОШ № 3.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом школы – 35 часов в год, 1 час в неделю.
Химическое образование занимает в системе среднего (полного) образования одно из ведущих мест, что определяется практической значимостью химии.
Цель: освоение знаний об основных положениях теории строения органических соединений, выдающихся открытиях химии, роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, методах научного познания.
Задачи изучения химии:
формировать у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
формировать у учащихся целостные представления о мире и роли химии в создании современной естественно - научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
развивать у учащихся опыт разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Теоретическую основу органической химии в 10 классе составляет теория строения в
ее классическом понимании: зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала, поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с изучения способов их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Теоретические учебные занятия сопровождаются демонстрацией опытов, таблиц, схем и других наглядных пособий, ИКТ технологий, используются Интернет-ресурсы, . Для закрепления теоретических знаний и приобретения основных практических навыков работы с различными веществами, рабочей программой предусмотрено проведение практических занятий, которые служат не только средством закрепления знаний, но и позволяют сформировать у учащихся практические навыки в проведении основных химических операций, обучить безопасному экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Определён также перечень демонстраций и лабораторных опытов.
Учитывая современные проблемы и недостаточность химической и экологической грамотности, недооценка роли химии в решении экологических проблем данная программа дополнена экологической составляющей по курсу химии 10 класса.
Для реализации программы планируется использование следующих педагогических технологий: личностно – ориентированного обучения, уровневой дифференциации, технологии развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ – технологий, здоровье сберегающие технологий.
Форма проведения учебных занятий: лекции, семинары, консультации, практическая деятельность (наблюдение, экспериментальное исследование, индивидуально-творческая работа) коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Для реализации рабочей программы планирую использовать различные методы учебной работы: проблемный, поисковый, исследовательско - творческий, репродуктивный, стимулирующий.
Текущий контроль знаний планирую проводить путём индивидуального опроса, собеседования, тестирования, использования рейтинговой системы оценки знаний, в форме зачётов и в других формах. Требования, сформированные в программе, конкретизированы образцами заданий разного уровня, что позволяет дифференцировать уровни усвоения и качества знаний. Данная система контроля предполагает как задания, характеризующие уровень обязательной подготовки, и описывает безусловный минимум, которого должны достичь все учащиеся, претендующие на получение положительной оценки, так и задания повышенного уровня.
Итоговый контроль: контрольная работа,зачет.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно – функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Прохождение практической части
Четверть | Всего часов | Контрольные работы | Зачёты | Контрольный тест | Практические работы |
I полугодие | 16 | 1 | | 1 | |
II полугодие | 19 | 1 | 1 | 1 | 2 |
ГОД | 35 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Введение | 1 час |
2. | Тема №1. Теория строения органических соединений | 2 часа |
3. | Тема №2. Углеводороды и их природные источники | 8 часов |
4. | Тема №3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 10 часов |
5. | Тема №4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 6 часов |
6. | Тема №5. Биологически активные органические соединения | 4 часа |
7. | Тема №6. Искусственные и синтетические органические соединения. | 3 часа |
8. | Резервное время | 1 час |
| ИТОГО: | 35 часов |
Содержание курса органическая химия
10 класс
Введение. (1 ч) Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1 Теория строения органических соединений. (2ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники .(8 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема 3.Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники. (10 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.(6 ч)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5. Биологически активные органические соединения. (4 ч)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры .(3ч)
Искусственны е полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Общие учебные умения | Учебно – организационные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе Интернет); уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Учебно – информационные: самостоятельно делать предварительный отбор источников; сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Учебно – коммуникативные: при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения), критично анализировать свою позицию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимать систему взглядов и интересов другого человека; владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средствами самообразования; толерантно строить отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы. |
2. Специальные предметные умения | Тема 1 понимать основные положения теории химического строения веществ А.М. Бутлерова;понятия об изомерии и гомологии, простых и кратных связях между атомами, важнейшие функциональные группы органических веществ. Тема 2 характеризовать химическое строение, свойства, нахождение к природе и практическое значение изученных углеводородов; составлять структурные формулы углеводородов; распознавать изомеры по структурным формулам; составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства углеводородов, их генетическую связь, важнейшие способы получения; объяснять свойства веществ па основе их химического строения; производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием углеводородов. Тема 3 составлять структурные формулы кислородсодержащих органических веществ; распознавать изомеры по структурным формулам; составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства кислородсодержащих органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения; объяснять свойства веществ па основе их химического строения; характеризовать значение важнейших представителей кислородсодержащих органических веществ. Тема 4 составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства азотсодержащих органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения; объяснять свойства веществ па основе их химического строения; объяснять причины многообразияазотсодержащих органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ. Тема 5 объяснять причины многообразия, значение биологически активных органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ. Тема 6 объяснять причины многообразия искусственных и синтетических полимеров, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ. Умения, связанные с выполнением химического эксперимента: выполнять простейшие опыты с органическими веществами; распознавать соединения и полимерные материалы по известным признакам; соблюдать правила техники безопасности.
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Учебник | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Цифровые образовательные ресурсы |
10 класс | О.С.Габриелян Химия. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007. Допущен Министерством образования и науки РФ | О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. 10 класс. М.: Дрофа, 2011. Еремин, В.В. химия 10 класс. Базовый уровень: метод.пособие / В.В. Еремин, А.А. Дроздов. – М.: Дрофа, 2010. – 154 с. Журнал «Химия в школе» | Габриелян, О.С. Химия. 10 кл.: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10. » /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова. – М.: Дрофа. - 2009.- 127с. | Корощенко, А.С. Химия 10 – 11 классы. Тематические тестовые задания/ А.С. Корощенко, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2011. – 207 с. | Наглядная химия «Органическая химия» Наглядная химия «10-11 класс» http://school-collektion.edu.ru, http://fcior.edu.ru |
Перечень рекомендуемой литературы для учителя
Аликберова, Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010. – 187 с.
Воскобойникова, Н.П. Повышение эффективности обучения решению задач. /Н.П. Воскобойникова, Л.В. Галыгина, И.В. Галыгина // Химия в школе. – 2010. – № 4. – с. 38 – 44.
Денисова В.Г. Мастер – класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8 -11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2 – е изд., стереотип. - М.: Планета, 2010. – 272 с.
Денисова В.Г. Мастер – класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011. – 240 с.
Доронькин, В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В. Химия. Подготовка к ЕГЭ – 2013: учебно – методическое пособие / В.Н. Доронькин – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 320 с.
Егоров А.С. Химия: экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ / А.С. Егоров, Г.Х. Аминова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – 279 с.
Жадько, Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И. Школьные олимпиады 8 – 11 классы/ Ростов н/Д: Феникс,2013. – 192 с.
Савинкина, Е.В. ЕГЭ – 2015: Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ: 11 – й кл. / Е.В. Савинкина О.Г., Живейнова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 319с.
11. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы.
М., РИА «Новая волна», 2012. – 278 с.
12. Хомченко, Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – 4 издание; испр. И доп. - М.: ООО « Издательство Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2009. – 480 с.
13. Шишкин, Е.А. Пути решения расчетной задачи. /Е.А. Шишкин // Химия в школе. – 2009. - № 4. – с. 46 - 53.
Перечень рекомендуемой литературы для учащихся
Варавва, Н.Э. Химия /Н.Э.Варавва, О.В.Мешкова. Химия. Универсальный справочник школьника. – М.: Эксмо, 2012. – 528 с.
Доронькин, В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В. Химия. Подготовка к ЕГЭ – 2013: учебно – методическое пособие / В.Н. Доронькин– Ростов н/Д: Легион, 2012. – 320 с.
Егоров, А.С. Репетитор по химии /под редакцией А.С.Егорова. – Ростов н /Д: Феникс, 2013. – 762 с.
Егоров А.С. Химия: экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ / А.С. Егоров, Г.Х. Аминова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – 279 с.
Савинкина, Е.В. ЕГЭ – 2015: Химия: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ: 11 – й кл. / Е.В. Савинкина, О.Г. Живейнова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 319с.
Хомченко, Г.П., Хомченко, И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. М., РИА «Новая волна», 2012. – 278 с.
Календарно-тематический план
изучения химии
для 10-х классов на 2016-2017 учебный год
№ п\п | Тема урока. Тема раздела. | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке | ИКТ | Экологическая составляющая | Здоровье сберегающая составляющая | Демонстрации, опыты, оборудование |
план | факт |
1. 2. 3. | ВВЕДЕНИЕ Предмет органической химии. Тема №1. Теория строения органических соединений Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. | 1час 1 час 2 часа 2 часа | . | | Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Валентность углерода. Изомерия. Гомологи. Гомологический ряд. Предпосылки создания теории строения. | Презентация. Наглядная химия «Органическая химия» Презентация. Наглядная химия «Органическая химия», «10-11 класс» http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru | | Комплекс упражнений для глаз ФМ для улучшения мозгового кровообращения | Портреты: А.М. Бутлерова Д.И. Менделеев Д. Образцы орг. веществ. Модели молекул орган. веществ. Плавление, обугливание и горение орган. веществ Модели молекул органических веществ |
4. | Тема №2. Углеводороды и их природные источники Природный газ. Алканы. | 8 часов 1 час | | | Гомологический ряд алканов, общая формула. Строение молекулы. Изомерия. Номенк- латура. Физические и химические свойства алканов (на примере метана): горение, замещение, разложение, и дегидрирование. Применение алканов. | Презентация. Наглядная химия «Органическая химия» http://fcior.edu.ru | | ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук | Д. Примеры УВ в разных агрегатных состояниях (пропан-бутано- вая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт) |
5. | Алкены. Полиэтилен. Применение этилена на основе свойств. | 1 час | | | Алкены. Этилен и его получение. Химические свойства. Качественные реакции. Полиэтилен. Применение этилена. | Презентация. Наглядная химия «Органическая химия» http://fcior.edu.ru | | Комплекс упражнений для глаз | Д. Горение этилена. Отношение к раствору КMnO4. Получение эти- лена. |
6. | Алкадиены и каучуки. Резина. | 1 час | | | Полимеризация. Натуральный и синтетический каучуки. Резина. Вулканизация. Работы С.В. Лебедева. | Презентация. Наглядная химия «Органическая химия» | Внедрение малоотходных технологий. Утилизация каучуков. | Динамический перерыв | Д. Разложение каучука при нагревании. |
7. | Алкины. Ацетилен. | 1 час | | | Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекул ацетилена. Получение. Поливинилхлорид. | Презентация. Наглядная химия «Органическая химия» http://fcior.edu.ru | | ФМ для улучшения мозгового кровообращения | Д. Горение ацетилена Л.О. Получение и свойства ацетилена. |
8. | Нефть. Нефтепродукты. | 1 час | | | Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. | Презентация | Экологические аспекты добычи, переработки и использование полезных ископаемых. | Динамический перерыв | Коллекция Нефть и нефте- продукты. Л.О. Обнаружение непред. соед. в жидких нефтепро- дуктах |
9. | Бензол. | 1 час | | | Арены. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование. Применение бензола. | Презентация. Наглядная химия «10-11 класс» http://fcior.edu.ru | Инсектициды, фунгициды и их роль в экологии. Бензол как канцерогенное вещество. | Комплекс упражнений для глаз | |
10. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды». | 1 час | | | Строение и классификация углеводородов. Гомологи и изомерия. | http://fcior.edu.ru | | ФМ для снятия утомле ния с туловища | Дидактические карточки |
11. | Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды» | 1 час | | | Контроль и учёт знаний | | | Комплекс упражнений для глаз | Разноуровневые тесты |
12. 13. | Тема №3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе Спирты. Многоатомные спирты. | 10 часов 1 час 1 час | | | Номенклатура. Классификация спиртов. Функциональная группа. Водородная связь. Качественная реакция на многоатомные спирты. Алкоголизм, его последствия. | Презентация http://school-collection.edu.ru | Этанол как наркотическое вещество. Проблемы алкоголя. Причины, последствия пути решений. | О вредных привычках. О вреде алкоголя. | Л.О. Химические свойства спиртов. Л.О. Свойства глицерина Кач. реакция на глицерин. |
14. | Каменный уголь. Фенол. | 1час | | | Каменный уголь. Фенол. Свойства фенола. Коксохимическое производство и его продукция. Реакция поликонденсации. | Презентация http://fcior.edu.ru | Влияние фенола на организм человека. | ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук | Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» Д. Растворимость фенола в воде. Кач. реакция на фенол. |
15. | Альдегиды. | 1 час | | | Альдегиды. Номенклатура. Изомерия. Получение альдегидов. Качественная реакция на альдегиды. Применение формальдегида и ацетальдегида. | Презентация http://fcior.edu.ru | Использование фенолформальдегидных смол для изготовления мебели и отделки жилых помещений. | ФМ для улучшения мозгового кровообращения | Л.О. Химические свойства альдегидов Кач. реакция на альдегиды |
16. | Карбоновые кислоты. | 1час | | | Карбоновые кислоты. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства уксусной кислоты. Реакция этерификации. Применение уксусной кислоты. Высшие жирные кислоты. | Презентация. Цифровая лаборатория. http://fcior.edu.ru | | Комплекс упражнений для глаз | Л.О. Химические свойства уксусной кислоты. |
17. | Сложные эфиры и жиры. Жиры. | 1 час | | | Сложные эфиры и жиры. Реакция этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение. | Презентация. Наглядная химия «10-11 класс» http://fcior.edu.ru | Проблема экологии чистоты продуктов питания. Проблемы загрязнения окружающей среды СМС. | Динамический перерыв | Л.О. Свойства жиров Сравнение свойств Растворов мыла и стирального порошка |
18. 19-20 | Углеводы. Глюкоза – вещество с двойственной функцией. Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие вещества». | 1 час 2 часа | | | Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Реакция поликонденсации. Глюкоза как альдегидоспирт. Применение глюкозы на основе свойств. Кислородсодержащие вещества: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Функциональная группа. Изомерия. Генетическая связь. Решение задач. | Презентация Наглядная химия «10-11 класс» http://fcior.edu.ru http://fcior.edu.ru | Сахарный диабет Проблема сохранения и увеличения площади лесных массивов, парковых зон, заповедников. | Комплекс упражнений для глаз | Схема «Классификация углеводов» Л.О. Кач. реакция на глюкозу как на многоатомный спирт (реация с сульфатом меди (II), гидрокси- дом натрия); как на альдегид с аммиачным раствором аммиака. |
21. | Тема№4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. Амины. Анилин как органическое основание. | 6 часов 1 час | | | Амины. Аминогруппа. Свойства аминов. Анилин как органическое основание. Применение. | Презентация | Амины и окружающая среда | ФМ для снятия утомления с туловища | Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. |
22. | Аминокислоты. | 1 час | | | Аминокислоты. Пептидная связь и полипептиды. Амфотерность аминокислот. | Презентация | | ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук | |
23. 24. 25. | Белки. Генетическая связь между классами органических соединений. Нуклеиновые кислоты. | 1 час 1 час 1 час | | | Белки как природные полимеры, Пептидная группа. Структура белков. Свойства белков, их значение. Биологические функции. Понятие ДНК и РНК. Строение нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. | Презентация. Наглядная химия «Органическая химия. Белки и нуклеиновые кислоты» Наглядная химия «10-11 класс» http://fcior.edu.ru | Влияние загрязнения окружающей среды на иммунитет человека. Проблема СПИДА. | ФМ для улучшения мозгового кровообращения ФМ для снятия утомле ния с туловища | Л.О. Свойства белков. Цветные реакции на белки. |
26. | Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | 1 час | | | Качественные реакции | Цифровые лаборатории | | Комплекс упражнений для глаз | Наборы реактивов Карточки-инструкции |
27. | Контрольная работа №2 по теме «Кислородсодержащие и азотсодержащие соединения» | 1 час | | | Учёт и контроль знаний | | | ФМ для улучшения мозгового кровообращения | |
28. | Тема №5. Биологически активные органические соединения Ферменты. | 4 часа 1 час | | | Ферменты. Биологические катализаторы. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. | Презентация Цифровая лаборатория «Испытание среды растворов СМС» | | Динамический перерыв | Д. Разложение пероксида водорода ката- лазой сырого мяса и сырого картофеля Д. Коллекция СМС. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой |
29. | Витамины | 1 час | | | Витамины. Авитаминоз, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С - как представитель водорастворимых витаминов и витамин А - как представитель жирорастворимых витаминов. | Презентация | | Витами ны с пользой дела | Коллекция витаминных препаратов. Иллюстрации, фотографии с различными формами авитаминозов. |
30. | Гормоны | 1час | | | Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета. | Презентация | | Комплекс упражнений для глаз | Д. Испытание аптечного препарата инсулина на белок |
31. | Лекарства. | 1 час | | | Лекарственная химия. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. | Презентация | Безопасные способы применения лекарств | ФМ для снятия утомления с туловища | Домашняя и автомобильная аптечка |
32. | Тема №6. Искусственные и синтетические органические соединения Искусственные полимеры. | 3 часа 1 час | | | Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна, их свойства и применение. | Презентация | | ФМ для улучшения мозгового кровообращения | Коллекции синтетических и искусственных волокон |
33. | Синтетические полимеры | 1 час | | | Получение синтетических полимеров. Структура полимеров. Представители. | Презентация | | Комплекс упражнений для глаз | Коллекция пластмасс и изделий из них. |
34. | Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон. | 1 час | | | | | | Комплекс упражнений для глаз | Наборы реактивов |
35. | Резервное время | 1 час | . | | | | | | |