Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
____________ Н.П. Новикова
Пр. № 97 от « 30 » августа 2016г.
Рабочая программа
Танцевальной студии «Колокольчики»
(программа рассчитана на воспитанников 1-4 кл. 315ч в год)
Составил: педагог – организатор
Мных Татьяна Анатольевна
Новочеркасск 2016
Пояснительная записка.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 7-11 лет.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Цель программы:
Прививать интерес школьников к хореографическому искусству.
Задачи:
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей.
Программа рассчитана для детей 1-4 класса (7-10 лет) . Занятия проводятся 5 раз в неделю: 1 час. Форма обучения – групповые и индивидуальные занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
Учебный материал включает в себя:
- Музыкально-ритмические занятия.
- Элементы народного танца.
- Элементы детского бального танца
- Элементы историко-бытового танца.
- Элементы эстрадного танца.
Занятия в кружке направлены на общее развитие школьников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.
Занятие состоит из трех частей:
Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка.(10-15 минут)
Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(25-35 минут)
Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (10 минут)
Изучение программы начинается с несложных движений и заданий на первом году обучения, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году.
На первом году обучения особое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. В течение всего второго года дети занимаются ритмикой, детскими бальными, историко–бытовыми, доступными народными танцами и изучают элементы классического танца. В течение всего второго года используется материал первого года, он принимается за основу, дополняя его новыми знаниями. Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.
Предполагаемый результат.
К концу первого года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.
На втором году обучения дети должны закрепить знания и навыки, полученные в первый год обучения и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, выворотность ног, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.
Участники кружка за год обучения должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов.
Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях детского сада, в концертах, фестивалях, конкурсах.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т.д. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
Светлый и просторный зал.
Музыкальная аппаратура.
Тренировочная одежда и обувь.
Сценические костюмы.
Реквизит для танцев.
Учебно-тематический план
№ п.п. | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение. Термины классического танца. Понятие об основных танцевальных движениях | 30 | 10 | 20 |
2. | Понятие о координации движений, о позиции и положениях рук и ног. Классический танец | 50 | 10 | 40 |
3. | Основы народного танца | 50 | 10 | 40 |
4. | Танцевальные этюды, эстрадный танец | 50 | 10 | 40 |
5. | Постановка танцев. Отработка номеров | 135 | 20 | 115 |
6. | Отчётный концерт | 1 | - | 1 |
| Итого | 315 | 60 | 256 |
Содержание курса
1. Введение. Термины классического танца. Понятие об основных танцевальных движениях.
Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр видеоматериалов о творчестве великих танцоров. Понятие о выразительных средствах классического и народного танцев. Освоение терминологии танцора. Периодические издания по хореографии. Составление иллюстрированного словарика танцевальных терминов. Информация о хореографических училищах.
Азбука природы музыкального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы (повороты, наклоны). Упражнения для корпуса (наклоны вперёд, назад, в сторону, круговые движения). Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений. Понятие о профессиональных заболеваниях танцора.
Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций и упражнений для головы, туловища, рук и ног.
2. Понятие о координации движений, о позиции и положениях рук и ног. Классический танец
Понятие об экзерсисе. Позиции ног. Упражнения для ног. Позы классического танца. Основные шаги танца. Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседания и полное приседание. Подъём на полупальцы. Шаги с приставкой по всем направлениям, в различных сочетаниях. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменой ног, с продвижением вперёд, назад, с поворотами на 1/4 круга. Каблучное упражнение. Маленькие броски ногой. Круг ногой по полу. Прыжки и махи ногами. Подготовка к верёвочке. Дробные выстукивания. Изучение некоторых характерных танцев.
Понятие об особенностях тела, о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений.Практическая работа: освоение поз и движений классического танца.
3. Основы народного танца
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперёд, в сторону, дроби на 1/8, гармошка, ёлочка. Работа над этюдами (украинский этюд, белорусский этюд, кавказский этюд). Детские танцы (снежинки, хоровод с подснежниками, матрёшки, танец солнечных зайчиков). Упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины и шеи. Понятие о режиме дня танцора и о здоровом образе жизни.
Понятие о природных задатках, способствующих успеху в танцевальном искусстве, и о путях их развития. Понятие об особенностях работы опорно-двигательного аппарата юного танцора. Понятие о профессиональном мастерстве танцора. Правила танцевального этикета.
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.
4. Танцевальные этюды. Эстрадный танец
Танцевальная разминка. Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лёжа, стоя. Техника прыжков и вращений. Итальянский танец. Испанский танец. Прибалтийские танцы. Освоение упражнений по исправлению недостатков опорно-двигательного аппарата. Виды тренинга корпуса, бёдер, диафрагмы, мимики перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов и т.п.
Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца; индивидуальная работа с наиболее продвинутыми (одарёнными) учениками.
5. Постановка танцев. Отработка номеров
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в классическом танце. Отработка эстрадно-вокального танца. Тренинг современной танцевальной пластики. Отработка исполни
тельской техники прыжков и вращений, исполнительского мастерства в ритме вальса, танго, ча-ча-ча. Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.
Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора.
6. Отчётный концерт
Подготовка пригласительных билетов на отчётный концерт. Отработка ритуала встречи гостей. Подготовка помещения для приёма гостей. Оформление зала и сцены. Подготовка ведущего концерта. Репетиции. Подготовка видео- и фотосъёмки. Разбор итогов отчётного концерта.
Заключительная беседа с обучающимися и их родителями о перспективах продолжения занятий и о продолжении хореографического образования детей, проявивших способности и стремление к освоению профессионального мастерства танцора.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 2 3 4 5 6 | Инструктаж по безопасному исполнению упражнений. Правила поведения на танцевальных занятиях. | 6 | 1.09 1.09 2.09 5.09 6.09 | |
7 8 9 10 11 12 13 14 | Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр видеофильмов. | 8 | 6.09 7.09 7.09 8.09 8.09 9.09 12.09 | |
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | Позиции рук, ног, головы, упражнение для головы (повороты, наклоны). Упражнение для корпуса | 10 | 13.09 13.09 14.09 14.09 15.09 15.09 16.09 19.09 20.09 | |
25 26 27 28 29 30 31 32 | Позиции рук, ног, головы, упражнение для головы (повороты, наклоны). Упражнение для корпуса | 8 | 20.09 21.09 21.09 22.09 22.09 23.09 26.09 | |
33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 | Понятия о координации движений, о позиции и положении рук и ног. Позы классического танца. | 10 | 27.09 28.09 28.09 29.09 29.09 30.09 3.10 | |
43 44 45 46 47 48 49 50 51 | Понятия о координации движений, о позиции и положении рук и ног. Позы классического танца. | 9 | 4.10 4.10 5.10 7.10 10.10 | |
52 53 54 55 56 57 58 | Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа | 7 | 11.10 11.10 12.10 12.10 13.10 13.10 14.10 | |
59 60 61 62 63 64 65 66 67 | Практическая работа. Позиции ног. Упражнения для ног. Основные шаги танца. | 9 | 17.10 18.10 19.10 19.10 20.10 20.10 21.10 | |
68 69 70 71 72 73 74 75 76 | Практическая работа. Позиции ног. Упражнения для ног. Основные шаги танца. | 9 | 24.10 25.10 25.10 26.10 26.10 27.10 27.10 28.10 | |
77 78 79 80 81 82 83 84 85 | Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседание и полное приседание. Подъём на полупальцы. | 9 | 7.11 8.11 8.11 9.11 9.11 10.11 10.11 11.11 | |
86 87 88 89 90 91 92 93 94 | Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседание и полное приседание. Подъём на полупальцы. | 9 | 14.11 15.11 15.11 16.11 16.11 17.11 17.11 18.11 | |
95 96 97 98 99 100 101 | Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа | 7 | 21.11 22.11 23.11 23.11 24.11 24.11 | |
102 103 104 105 106 107 108 109 110 | Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменной ног. Дробное выстукивание. Верёвочка. | 9 | 25.11 28.11 29.11 29.11 30.11 30.11 1.12 1.12 | |
111 112 113 114 115 116 117 118 119 | Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменной ног. Дробное выстукивание. Верёвочка. | 9 | 2.12 5.12 6.12 6.12 7.12 7.12 8.12 8.12 | |
120 121 122 123 124 125 126 127 128 | Основы народного танца. | 9 | 9.12 12.12 13.12 13.12 14.12 14.12 15.12 15.12 | |
129 130 131 132 133 134 135 136 137 | Основы народного танца. | 9 | 16.12 19.12 20.12 20.12 21.12 21.12 22.12 | |
138 139 140 141 142 143 144 145 | Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа | 8 | 23.12 26.12 9.01 10.01 | |
146 147 148 149 150 151 152 153 154 | Практическая работа. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами: гармошка, ёлочка, вынос с ноги на каблук. | 9 | 12.01 12.01 13.01 16.01 17.01 17.01 | |
155 156 157 158 159 160 161 162 163 | Практическая работа. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами: гармошка, ёлочка, вынос с ноги на каблук. | 9 | 18.01 18.01 19.01 19.01 20.01 23.01 24.01 24.01 | |
166 167 168 169 170 171 172 173 174 | Детские танцы: матрешки, снежинки. | 9 | 25.01 26.01 27.01 30.01 31.01 | |
175 176 177 178 179 180 181 182 183 | Детские танцы: матрешки, снежинки. | 9 | 2.02 1.02 2.02 2.02 3.02 6.02 7.02 7.02 | |
184 185 186 187 188 189 190 191 192 | Работа над постановкой танца. | 9 | 8.02 8.02 9.02 9.02 10.02 13.02 14.02 14.02 | |
193 194 195 196 197 198 199 200 201 | Работа над постановкой танца. | 9 | 15.02 15.02 16.02 16.02 17.02 20.02 21.02 21.02 | |
202 203 204 205 206 207 208 209 210 | Танцевальные этюды. Эстрадный танец. Танцы народа мира (слушание, просмотр видеозаписи). | 9 | 22.02 22.02 23.02 23.02 24.02 27.02 28.02 28.02 | |
211 212 213 214 215 216 217 218 219 | Танцевальные этюды. Эстрадный танец. Танцы народа мира (слушание, просмотр видеозаписи). | 9 | 1.03 1.03 2.03 2.03 3.03 6.03 7.03 7.03 | |
220 221 222 223 224 225 226 227 | Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа | 8 | 8.03 8.03 9.03 9.03 10.03 13.03 14.03 | |
228 229 230 231 232 234 235 236 237 | Практическая работа. Освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца. | 9 | 14.03 15.03 15.03 16.03 16.03 17.03 20.03 21.03 | |
238 239 240 241 242 243 244 245 246 | Практическая работа. Освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца. | 9 | 21.03 22.03 22.03 23.03 3.04 4.04 | |
247 248 249 250 251 252 253 254 255 | Индивидуальная работа с наиболее одаренными учениками | 9 | 5.04 5.04 6.04 6.04 7.04 10.04 11.04 11.04 | |
256 257 258 259 260 261 262 263 264 | Индивидуальная работа с наиболее одаренными учениками | 9 | 12.04 12.04 13.04 13.04 14.04 17.04 18.04 18.04 | |
265 266 267 268 269 270 271 272 273 | Постановка танцев: отработка позиций рук, ног, корпуса головы в классическом танце. | 9 | 19.04 19.04 20.04 20.04 21.04 24.04 25.04 25.04 | |
274 275 276 277 278 279 280 281 282 | Постановка танцев: отработка позиций рук, ног, корпуса головы в классическом танце. | 9 | 26.04 26.04 27.04 27.04 28.04 2.05 2.05 3.05 3.05 | |
283 284 285 286 287 288 289 290 291 | Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа | 9 | 4.05 4.05 5.05 8.05 10.05 10.05 | |
292 293 294 295 296 297 298 299 300 | Отработка эстрадно-вокального танца. Тренинг современной танцевальной пластики. | 9 | 11.05 14.05 15.05 15.05 16.05 16.05 17.05 17.05 | |
301 302 303 304 305 306 307 | Отработка эстрадно-вокального танца. Тренинг современной танцевальной пластики. | 7 | 18.05 21.05 22.05 23.05 23.05 | |
308 309 310 311 312 313 314 | Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа | 7 | 24.05 24.05 25.05 25.05 26.05 29.05 30.05 | |
315 | Отчетный концерт | 1 | 31.05 | |
| Итого: | 315 | | |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Захаров В. М. Танцы народов мира / В. М. Захаров. В 2 т. — М., 2001.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. — М.,2001.
Культурно-образовательный комплекс: школа — хореографическое училище — вуз — театр. — М., 2008.
Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр: реальность и перспективы: Пособие для педагога дополнительного образования / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
Никитин В. Модерн — джаз-танец: начало обучения / B. Никитин. — М.,2008.
Севрюков СП. Методическая разработка по джаз-танцу /C. П. Севрюков. — М., 2002.
Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. — М., 2008.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
____________ Н.П. Новикова
Пр. № 97 от « 30 » августа 2016г.
Рабочая программа
Танцевальной студии «Колокольчики»
(программа рассчитана на воспитанников 5-9 кл. 315ч в год)
Составил: педагог – организатор
Мных Татьяна Анатольевна
Новочеркасск 2016
Принято решением педсовета Согласована
Протокол № ________ на методическом совете
от «___»__________2016г. Протокол № ___ от «___»_________2016
Председатель МС___________________
Принято решением педсовета Согласована
Протокол № ________ на методическом совете
от «___»__________2016г. Протокол № ___ от «___»_________2016
Председатель МС___________________